Альберти Р., Эммонс М. "Умейте постоять за себя"

Примером здесь могут послужить отношения Генри К. и его секретарши Шарлотты.

Генри К. регулярно писал письма и докладные записки, которые в конце дня передавал Шарлотте для перепечатки и размножения. Эти письма должны были быть готовы для совещаний утром следующего дня, и Щарлотте из-за этого часто приходилось оставаться после работы. И хотя она любила свою работу, ее личная жизнь страдала от этого, и она стала подумывать о том, чтобы подать заявление об уходе. К счастью, она нашла помощь в одной из групп тренировки уверенного поведения.

Один из членов группы прорепетировал с ней сцену, в которой она обратилась к боссу со своей проблемой. Первая такая «репетиция» прошла неудачно. Она извинялась и позволила своему боссу убедить себя в том, что такая «лояльность по отношению к фирме» необходима в ее работе.

С помощью руководителя и при поддержке членов группы Шарлотте удалось более удачно выразить свое отношение к происходящему. На следующий день она поговорила со своим боссом в его офисе, изложила свои претензии, и они выработали более приемлемое для нее расписание работы, и оба остались довольны.

Этим примером мы хотим подчеркнуть, что очень редко бывает поздно защитить свои интересы, даже если ситуация с течением времени явно ухудшилась.

Обратиться к человеку, участвующему в конфликте, — даже к члену семьи, супругу(е), боссу, сотруднику, с честным «я хотел(а) поговорить с тобой но поводу...», — поможет решить неприятную проблему и улучшить отношения в будущем. Имейте ввиду, что нужно выражать свои чувства, принимая на себя ответственность за них: "Я огорчен...", но не «Вы меня огорчаете..."; «Я возмущена...", но не "Вы меня возмущаете...», и т. д.

Дурные воспоминания омрачают нашу жизнь. Еще раз заметим, что каждый из нас был в ситуациях, в которых кто-то досадил нам, огорчил нас. Может быть, Вы не умели или не хотели что-либо предпринять по этому поводу. И все же эти чувства обиды и огорчения не исчезают. Они продолжают угнетать нас, и еще больше портят уже испорченные отношения до тех пор, пока мы не предпримем соответствующих шагов.

Газель и Кэролайн — сотрудницы бухгалтерской фирмы — однажды поспорили из-за того, какую процедуру заполнения бухгалтерских книг следует считать правильной. Они работали вместе уже несколько лет, и их рабочие отношения складывались нормально. Со времени спора прошло более месяца, и они едва здоровались друг с другом. Кэролайн, которая была младшей по должности, чувствовала, что ссора продолжается «слишком долго, чтобы можно было что-либо сделать», и была удручена тем, что приходится работать в такой эмоционально дискомфортной обстановке.

При поддержке более уверенного в себе друга Кэрлайн набралась смелости подойти к Газели и поговорить с ней. «Газель, хоть я и не изменила своего мнения по поводу нашего спора, но я надеюсь, что мы можем быть друзьями опять. Даже друзья могут иметь различные мнения». Газель колебалась: «Я считаю, что ты все же не права, но думаю, что наши отношения не должны прерваться». «Тем более, — добавила Кэролайн, — что мы обе должны выполнять указания босса, что бы мы ни думали об этом. И хоть я еще немного сердита на тебя, я хочу попробовать восстановить наши прежние хорошие отношения». Газель смягчилась: «Да, я думаю то же самое. Давай поговорим об этом за ланчем».

Возможно, не всегда так просто и успешно можно решить давнишний спор и восстановить дружбу. Но о чувствах обиды, злости и огорчения можно и должно вспоминать, чтобы постараться сохранить или восстановить хорошие отношения.

Даже в том случае, если другая сторона не захочет этого, Вы найдете, что, выразив таким образом свои чувства и проделав свои полдороги к примирению, Вы испытаете чувство удовлетворения. Вы останетесь довольны собой. Вы знаете, что Вы сделали все, что могли, чтобы решить эту проблему.

Рискованно, конечно, но кто тогда проявит инициативу, если Вы этого не сделаете?

Чувство гнева в конфликтных ситуациях. Должно ли оно проявляться агрессивно?

Гнев и злость — это естественные человеческие эмоции. Каждый из нас время от времени испытывает эти чувства. То, как мы проявляем эти чувства, — это другой вопрос.

Люди, которым свойственна самоуничижительная, пассивная форма поведения, говорят: «Я никогда не испытываю чувства злости». Мы не верим этому. Просто некоторые люди контролируют себя и не проявляют этих чувств открыто. Часто такой контролирующий себя индивидуум страдает от мигрени, астмы, язвы желудка или болезней кожи. Мы убеждены, что выражение гнева и злости — полезно, и что разумное выражение этих чувств предотвращает агрессивные действия.

Спонтанное выражение чувств гнева и злости, как только Вы испытываете их, не давая накапливаться этим чувствам, — это самый здоровый метод, какой мы только знаем, чтобы справиться с этими отрицательными эмоциями.

В этих ситуациях могут быть полезны следующие слова и выражения:

Мне это не нравится.

Я очень зол (зла).

Я очень недоволен (недовольна).

Я считаю, что это несправедливо.

Очень часто мы встречали людей, которые выражают свое разочарование и недовольство другими пользуясь нечестными, скрытыми, трусливыми и жестокими методами. Такие методы редко оказываются успешными, если Вы ставите целью изменить чье-либо поведение.

Классический пример такого ханжеского подхода — это молодожены Марта и Джон. В первые несколько недель совместной жизни Марта обнаружила целую дюжину привычек мужа, которые ей показались отвратительными.

К сожалению для обоих, она не могла — или не хотела — открыто сказать об этом самому Джону. Вместо этого она выбрала «безопасный» метод выразить свое недовольство поведением Джона: она жаловалась по этому поводу своей матери в ежедневных телефонных разговорах. Более того, она использовала семейные встречи для того, чтобы пожаловаться на мужа и другим членам семьи.

Этот «видишь-какой-он-ужасный» стиль в отношении третьего лица может самым плохим образом сказаться на отношениях. Джон обижен, огорчен и зол на Марту из-за этого. Он предпочел бы, чтобы она сказала ему сама, без посторонних, о том, что ее раздражает. И вместо того, чтобы изменить свои привычки, он отвечает ей тем, что еще более интенсивно демонстрирует те, которые ей не нравятся.

Если бы Марта обратилась к мужу и сама сказала бы ему о том, что ее раздражает, — в подходящей манере, о которой мы говорили выше, — она создала бы хороший фундамент для взаимных усилий изменить поведение Джона.

Другой пример: Клиент оставил свой автомобиль для ремонта в автомастерской в 8 часов утра, и мастер обещал ему закончить ремонт к 4 часам после полудня. В 4 часа, когда клиент вернулся, произошел такой разговор:

Клиент: «Здравствуйте, моя фамилия X, и я пришел забрать свою машину».

Мастер (глядя в свои бумаги): «Я прошу прощения, мы еще не начали работать над ней».

Клиент: «Ну, знаете, я возмущен! Что случилось?»

Мастер: «Это наша ошибка. Мы случайно упустили из виду Вашу машину. Извините, пожалуйста. Я обещаю Вам, что завтра в 8 часов утра Вы сможете ее получить».

Заметьте, что свое недовольство клиент выразил не агрессивным образом. Он был возмущен и сказал об этом мастеру без того, чтобы оскорбить или унизить его. Он мог ответить агрессивно, например: «Вы, черт Вас побери, вовремя никогда ничего сделать не можете! Я требую, чтобы Вы немедленно отремонтировали мою машину!»

Вероятнее всего, такая тирада настроит мастера против Вас и уменьшит Ваши шансы на хороший сервис в этой мастерской не только сейчас, но и в будущем. Важно высказать свое неудовольствие таким образом, чтобы не оскорбить или не унизить другого. Честное, спонтанное, самоутверждающее выражение своих чувств поможет предотвратить разрушительную вспышку гнева и, кроме того, во-первых, может помочь Вам достигнуть Вашей цели и, во-вторых (даже в том случае, если это Вам и не поможет в достижении цели), у Вас не будет причины винить себя в том, что Вы ничего не сделали.

К сожалению, существует популярная теория на тему о том, что агрессивные действия (если они не причиняют физического вреда оппоненту) — полезная форма устранения чувства гнева. Наоборот, как это многократно демонстрировалось в новейших исследованиях, — агрессивные действия вызывают аналогичный ответ. И мы хотим предостеречь Вас от ошибки ставить знак равенства между уверенным и агрессивным поведением.

Иногда человек чувствуют себя лучше после того как, агрессивно отреагировав на неприятную ситуацию, «выпустит пар эмоций».

Все же самоутверждающая реакция в конфликтных ситуациях не только даст возможность Вам разумно отреагировать на неприятную ситуацию, но и даст возможность Вашему оппоненту достойно ответить Вам и, возможно, даже изменить свое отношение к Вам (то есть устранить возможность повторения конфликта в будущем).

Конструктивное решение конфликта.

Конфликты — неизбежные явления, свойственные людям, находящимся в близком контакте. Супругам, любовникам, семьям, сотрудникам и даже государственным деятелям очень хорошо известны трудности, создаваемые существованием, казалось бы, непримиримых точек зрения. Между тем, в последние годы учеными-психологами была проделана большая работа в поисках эффективных методов решения конфликтов.

Особое внимание было уделено, в частности, двум темам: конфликты в интимных отношениях и конфликты в отношениях внутри организации. Это может удивить Вас, но основы конфликта очень схожи в обоих случаях.

Брайан и Руби женаты 10 лет и планируют, как провести очередной отпуск. Он хочет снять комнату и провести отпуск на берегу океана, она хочет попутешествовать по историческим местам Новой Англии. Когда нужно было принять решение, куда ехать...

Е. Н. возглавляет отдел реализации, Р. Ф. — исследовательский отдел в крупной фирме. Готовится к утверждению годовой бюджет, и Е. Н., и Р. Ф.- оба настаивают на значительном увеличении штатов в своих отделах. Бюджет фирмы не позволяет удовлетворить требования обоих. Когда Е.Н. и Р.Ф. встретятся лицом к лицу на заседании в кабинете директора,..

[Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]

Руби и Брайан, Е.Н. и Р.Ф. в данных примерах — представители бесчисленного множества людей в ситуациях, где конфликт неизбежен. Ученые-психологи, работавшие в этой области, пришли к ряду заключений, которые будут полезны в любой конфликтной ситуации.

Заметьте, как близки эти методы к принципам уверенного поведения, рассмотренным выше.

Решение конфликта облегчается:

(1) Когда обе стороны избегают схемы: «Я буду победителем, а ты — побежденным». Тогда обе стороны имеют возможность выиграть хотя бы частично, и ни один не должен проиграть.

(2) Когда обе стороны имеют одну и ту же информацию в отношении возникшей проблемы. Проверьте факты!

(3) Когда основные цели сторон совместимы (например, «отдохнуть и повеселиться в отпуске», но не «куда мы поедем»).

(4) Когда стороны ведут себя честно и открыто друг с другом.

(5) Когда каждая сторона берет на себя ответственность за свои чувства.

(6) Когда каждая сторона готова решить проблему открыто, без того, чтобы избегать или не желать замечать ее.

(7) Когда используется что-то вроде системы обмена. Переговоры, quid pro quid — это сердцевина решения конфликта.

Если мы сотрудничаем в решении проблемы и каждая сторона уступает что-то из того, что хочет другая сторона, очень вероятно, что мы можем найти взаимоприемлемое решение.

Конфликт, достигший точки, где обе стороны испытывают острую неприязнь, может быть решен только в том случае, когда чувства будут выражены честно и открыто. Уверенно: «Я возмущен(а) твоим нежеланием понять мою точку зрения», —может быть началом конструктивного диалога. Пассивное: "Давай забудем все это" (чтобы избежать проблемы) или агрессивное: «Ты упрямый осел!" — определенно оставят обе стороны расстроенными и неудовлетворенными.

Ничего плохого нет в том, что Вы разгневаны! Но используйте положительный, честный, уверенный стиль выражения Ваших чувств. Вы и окружающие Вас выиграют от этого!

Уверенное поведение в межличностных отношениях.

Межличностные отношения — это отношения с близкими нам людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой. Конечно, близкие личные отношения не ограничиваются кругом семьи, в таких отношениях часто находятся люди, живущие вместе под влиянием различных обстоятельств.

Общий фактор в этих отношениях — это различного рода чувства привязанности, любви и преданности, а также желание сохранить эти отношения. Если Ваш босс осложняет Вашу жизнь, Вы можете с ним распрощаться; если продавец в магазине не уделил Вам должного внимания, Вы туда больше не пойдете; если сотрудник(ца) поступает по отношению к Вам нелояльно, Вы предпочтете по возможности не общаться с ним (с ней) и т. д.

Но если возникают неприятности между нами и близкими нам людьми, это обычно приобретает для нас первостепенное значение.

Много ли людей приходит к психологу по причине не сложившихся отношений со своим парикмахером? С другой стороны, мы видим очень много людей, ищущих консультаций и помощи в домашних и семейных неурядицах.

Прочтите следующие примеры и подумайте, как бы Вы прореагировали в подобной ситуации. Щелкните на кнопочке рядом с выбранном Вам варианте и познакомьтесь с комментарием.

"Девочки пришли в гости".

Ваша дочь пригласила домой своих школьных подруг. Уже темнеет, и пора расходиться по домам, но у них веселье в самом разгаре.

Альтернативные реакции:

Вы пытаетесь что-то читать в своей комнате, но это Вам плохо удается. Вы думаете о том, чтобы попросить мужа напомнить девочкам, что пора расходиться по домам, и Вы опять читаете одну и ту же страницу, не в силах сосредоточиться.

Не желая реагировать на неприятную ситуацию, Вы даете возможность накапливаться чувствам раздражения и недовольства, а это вредно для Вашего здоровья.

Вскочив с дивана, Вы резко отчитываете девочек, особенно свою дочь, за то, что ее подруги у Вас задержались.

Нет необходимости отчитывать девочек. Это огорчит их и, особенно, Вашу дочь, которую Вы унизили в присутствии ее подруг.

Обращаясь к девочкам в твердом и вежливом тоне, Вы напоминаете им, что уже темнеет, что на сегодня веселья достаточно и пора расходиться по домам.

Аппелируя к девочкам в вежливом и доброжелательном тоне, Вы как бы приглашаете их ответить соответственным образом.

"Опоздал к обеду".

Ваш муж должен был быть дома к обеду, сразу после работы, но он пришел поздно, объяснив, что зашел с приятелями в бар. Он немного пьян.

Альтернативные реакции:

Вы ничего не говорите мужу, но у Вас испорчено настроение. Вы молча подаете ему ужин.

Мы думаем, что Вы должны выразить свое отношение к его опозданию, независимо от того, случилось ли это впервые или вошло в систему. Ваше молчание может быть истолковано так, как будто Вы не возражаете против этого.

С криком и плачем Вы объявляете ему, что он пьяный дурак, которому на Вас наплевать, что он — плохой пример для детей и что ужинать он может идти туда, откуда пришел.

Крик, плач и обидные эпитеты не решат Вашей проблемы, а только усугубят ситуацию. К тому же, Ваши упреки в его безразличии к Вам несправедливы, если они основаны только на этом случае.

Вы спокойным и ровным голосом говорите ему, что он должен был предупредить Вас заранее о том, что встретится с друзьями и, возможно, придет поздно, и замечаете, что если он голоден, то ужин может взять на кухне.

Очень хорошо. Вы выражаете то, что Вы чувствуете, и делаете это в спокойной, мягкой манере. Ваши слова не будут более доходчивыми, если Вы будете при этом кричать и плакать.

"Родственники в гостях".

Анна, с которой Вы предпочитаете не проводить много времени вместе, позвонила Вам по телефону и сообщила, что она намерена приехать к Вам погостить. Обычно ее визиты затягиваются на несколько недель.

Альтернативные реакции:

Вы думаете про себя: "Боже мой, какой ужас!". Но вслух Вы говорите: "Ну, конечно. Мы все будем рады, Вы можете гостить у нас, сколько Вам хочется".

Говоря одно, но имея в виду другое, Вы в несогласии с самим собой, и это в дальнейшем обычно проявляется в отношениях с другими. Вы становитесь или слишком любезны, или, наоборот, вспыльчивы и раздражительны. Притворство скрыть трудно, и когда Вы стараетесь спрятать свои чувства, люди все равно обычно это замечают. Поэтому есть смысл с самого начала не скрывать своих чувств.

Вы говорите ей, что дети заболели гриппом, что у запасной кровати сломались пружины и что Вы сами в выходные дни уезжаете в гости к кузену Биллу, и все это, конечно, неправда.

Она, очевидно, скажет, что привезет для детей кучу витаминов, и купит пружины для кровати, и что она давно не видела кузена Билла и с удовольствием навестит его вместе с Вами. Постарайтесь обойтись без намеков, в надежде, что кто-то поймет, что вы имеете в виду, так как даже в том случае, если они и поймут это, — Вы обидите их еще больше, чем Вы бы сказали об этом прямо.

Вы говорите: "Мы будем рады пригласить Вас на ближайшие субботу и воскресенье".

Уверенная реакция не делает Вас холодным и жестким человеком. Как иллюстрирует этот ответ, временами Вы можете идти на компромисс, то есть у Вас есть выбор. Если Вы знаете, что можете отстоять свои интересы, Вы можете проявить гибкость в таких ситуациях, как эта.

За полночь....

Ваш сын, старшеклассник, только что вернулся со школьного вечера. Уже три часа после полуночи; Вы не спали, нервничали и ждали, его возвращения. Он обещал быть дома в двенадцать.

Альтернативные реакции:

Дождавшись сына, Вы ложитесь спать.

Вам следовало хотя бы узнать причину опоздания и сказать, что Вы беспокоились, иначе он может понять это так, что в будущем он может поступать таким же образом.

Вы кричите на него: "Где тебя черти носили? Ты знаешь, сколько сейчас времени? Из-за тебя я до сих пор не сплю! Ты — бессовестный балбес, в следующий раз будешь спать на улице!"

Такой Ваш ответ плох тем, что не дает ему возможности объяснить причины опоздания. Даже если эти причины покажутся Вам неубедительными, Вам все же следует выслушать его. Мы хотим, чтобы Вы высказывали свои чувства, но делали это разумно. Реагируя агрессивно в данной ситуации, Вы можете добиться послушания сына, но при этом Вы унижаете его достоинство и жертвуете хорошими отношениями с ним.

Вы говорите: "Я очень беспокоилась о тебе, сынок. Ты сказал, что придешь в 12. Почему ты не позвонил мне? Что случилось?"

Хорошо. Не бойтесь показать, что Вы беспокоитесь о его благополучии. Спросите, что явилось причиной опоздания. Это его обязанность — ставить Вас в известность, если он не может прийти домой вовремя.

Уверенность в рабочей обстановке.

Работа. Источник человеческого достоинства. Орудие изменения мира. «Найдите работу, которая увлечет Вас», — говорят родители и наставники юношам и девушкам. Так мы превозносим работу.

Между тем, как показывают соответствующие исследования, люди неудовлетворенны недостаточностью влияния, которое они имеют на работе, а также недостаточностью морального вознаграждения. Например, очень трудно найти моральное вознаграждение в работе, если Вы многократно воспроизводите одно и то же действие.

Студенты всего мира поднимали голос протеста против системы «элитизма», то есть системы «школа — университет — работа». Но те же самые люди, когда они начинают работать, находят себя приспособившимися к системе, вознаграждающей конформизм и пассивность.

И все же на работе, как в быту, существуют возможности отстаивать свои интересы и влиять на ситуации. Конечно, Вы не измените мир, или даже свой офис, или предприятие, но Вы можете сохранить свое достоинство. Вы можете предотвратить те «маленькие убийства», которые угрожают Вашему собственному достоинству. Вы можете постоять за свои интересы и сохранить свою работу.

Конечно, существует риск. Мы знаем молодую женщину К., которая потеряла свою хорошо оплачиваемую работу, потому что пыталась возразить своему боссу, который несправедливо обошелся с ней. И, хотя возражения ее были высказаны в надлежащей форме, она была уволена. К. знала, что она рискует, и пошла на этот риск. К сожалению, босс не принял ее самоутверждающего поступка. По нашим наблюдениям, это — редкий случай.

Большинство руководителей с уважением относятся к тем сотрудникам, которые честно выражают свое согласие или несогласие в надлежащей — уверенной форме, не унижая при этом других и не ущемляя их интересов.

Аналогично, сотрудники с уважением относятся к тем своим руководителям, которые лишены высокомерия, не прибегают к унизительной тактике, критикуя подчиненных, и относятся к своим сотрудникам с должным уважением.

Очень часто мы встречаем руководителей, отгораживающихся высокомерием от своих подчиненных. Такие люди думают, что тактика «верховного надзирателя» заставит подчиненных лучше работать. Увы, обычно происходит обратное.

Если Вы — в роли менеджера, и решение конфликтов — основная Ваша забота, мы советуем Вам еще раз прочитать 10-ю главу, где, в частности, обсуждается применение аспекта самоутверждения в решении конфликтных ситуаций.

Проанализируем здесь некоторые примеры. (Щелкните на кнопке рядом с одной из альтернатив, чтобы прочитать комментарий)

"Работа после работы".

Вы и Ваш супруг сегодня вечером собирались пойти на премьеру спектакля, билеты на который были куплены предварительно, несколько дней тому назад. Сегодня Вы планировали уйти с работы вовремя. Однако в течение дня Ваш начальник дал Вам знать, что он хотел бы, чтобы Вы задержались сегодня на работе и поработали над специальным заданием сверхурочно.

Альтернативные реакции:

Вы ничего не говорите по поводу Ваших планов и соглашаетесь остаться.

Если Вы прореагируете таким образом, у Вас двойная проблема. Во-первых, Вы будете огорчены сами, а во-вторых, будет огорчен Ваш супруг. Ваш супруг будет огорчен не только тем, что не посмотрит премьеру спектакля, но и Вашим неумением защитить свои интересы. Часто мы слышим жалобы наподобие: «Ну, если я скажу что-нибудь, «поперек» своему боссу, я знаю, он уволит меня». Или: «Мой босс не поймет или не захочет понять мою точку зрения». Не гадайте, попытайтесь постоять за себя и защитить свои интересы.

Нервным, прерывающимся голосом Вы говорите своему начальнику: «Нет, я не останусь сегодня после работы!" — Потом Вы критикуете его за то, что он плохо планирует работу.

Плохо! Во-первых, говоря нервным, прерывающимся голосом. Вы заставляете собеседника приготовиться к «отпору». Во-вторых, если Вы критикуете босса, осуждая его метод работы, можете не сомневаться, что он еще больше «ощетинится». Лучше придерживаться факта, что у Вас важные планы на этот вечер. А о том, как он планирует работу, лучше поговорить специально, в другой раз.

Обращаясь к Вашему начальнику в твердом, но любезном тоне, Вы говорите ему о своих планах на вечер и о том, что, к сожалению, у Вас сегодня не будет возможности работать над специальным заданием.

Это правильный самоутверждающий ответ. Ваш твердый и любезный тон не дает повода к тому, чтобы собеседник рассердился и ответил Вам соответственно. Вы ясно изложили суть дела, только не испортьте положения, сказав: «Вы думаете, я все равно должна остаться?»

"Ошибка в работе".

Вы допустили ошибку в каком-то аспекте своей работы. Ваш руководитель обнаружил ее и дает Вам знать в, пожалуй, резком тоне, что Вы не должны были быть так беспечны.

Альтернативные реакции:

Вы смиренно извиняетесь и говорите, что Вы сожалеете, что это было глупо с Вашей стороны и что это никогда больше не повторится.

Когда Вы реагируете таким образом, то есть самоуничижительно, Вы как бы даете разрешение другому обходиться с Вами точно так же и в будущем. Если другие не знают, что Вы чувствуете, у них нет оснований изменить свое отношение к Вам.

Вы вспыхиваете и говорите, что он не имеет права критиковать Вашу работу, — он делает ошибки сам, — и Вы вполне в состоянии справиться с Вашей работой.

Реагируя таким образом. Вы провоцируете его (ее) к дальнейшим резким выпадам. Становясь воинственным(ой), Вы не решите Вашей проблемы. Вы только усугубите ее. Несмотря на то, что он (она) говорил(а) с Вами в резком тоне, лучше не отвечать ему (ей) тем же, а просто заметить, что Вам это не нравится.

Вы признаете, что сделали ошибку, говорите, что сожалеете об этом и в следующий раз будете более внимательны. Вы добавляете, что он (она) говорит в довольно резком тоне, и что Вы не видите необходимости в этом.

Ваш босс имеет право критиковать Вашу работу, но разговаривать с Вами должен в вежливом тоне. И еще: ничего плохого нет в том, что Вы признали свою ошибку. Это не делает Вас слабым человеком. Скорее, наоборот.

Опаздывающий.

Один из Ваших подчиненных в течение последних трех-четырех дней приходит на работу с опозданием.

Альтернативные реакции:

Про себя или в разговоре с другими Вы сетуете на это, но ничего не говорите тому, кто является причиной Вашего недовольства, каждый раз надеясь, что это больше не повторится.

Большинство из нас тратит слишком много времени, думая о проблемах, возникших между нами и другим человеком, обсуждая эти проблемы с другими. Мы тратим наше время, брюзжа, сетуя и сплетничая вместо того, чтобы предпринять положительные шаги в решении этой проблемы.

Вы говорите ему, что он не имеет права опаздывать, что, если он не будет приходить на работу вовремя, он будет уволен.

Здесь мы видим классический пример того, как человек осложняет свою жизнь. как только Вы почувствовали, что Вас беспокоит, что работник опаздывает, Вы должны прореагировать без промедления, иначе Вы накапливаете негативные эмоции и повышаете свой индекс агрессивности. Это проявляется в угрозах и запугивании.

Вы подходите к нему, и говорите, что в последние дни он приходит на работу с опозданием, и хотели бы знать причину. Если уважительная причина не названа, Вы говорите твердо, что он должен постараться приходить на работу вовремя. Если же причина окажется уважительной, Вы говорите, что он должен был прийти к Вам и объяснить ситуацию.

Интересуясь причиной опоздания Вашего сотрудника, Вы проявляете заботу о нем. Его ответ в любом случае позволяет Вам достойно прореагировать на создавшуюся ситуацию.

Собеседование при поступлении на работу.

Вы присутствуете на таком собеседовании, и Вы понимаете, что собеседование почти закончено. У Вас не было возможности задать ни одного вопроса из тех, что Вас интересуют в отношении этой работы. Он (она) только что сказал(а): "Я думаю, мы на этом закончим. Я Вам сообщу о нашем решении по поводу Вашей кандидатуры".

Альтернативные реакции:

Вы начинаете что-то быстро говорить, Вы волнуетесь, нервничаете, ощущаете сердцебиение, и не можете сформулировать ни одного вопроса.

Мы не хотим, чтобы Вы проявляли излишнюю напористость, но никто не сможет Вам помочь, если Вы не постоите за себя сами.

Вы спрашиваете: "Вы закончили? Я тоже хочу кое-что сказать". Вы говорите ему (ей), что не только он (она) выбирает Вас, Вы тоже должны выбрать для себя эту фирму. После этого Вы продолжаете говорить ему (ей) в явно хвастливой манере, какой Вы прекрасный работник.

Если Вы — сын (дочь) владельца фирмы, это, может быть, и сойдет Вам с рук. То есть мы думаем, что шансов получить эту работу у Вас очень мало.

Вы говорите: "Прежде чем закончить нашу беседу, могу ли я задать несколько важных для меня вопросов по поводу предполагаемой работы? Я также хотел бы более подробно, чем это изложено в анкете, рассказать Вам о моем предыдущем опыте работы." Продолжая, Вы ясно излагаете свои вопросы и мнения. Перед тем, как попрощаться, Вы спрашиваете, как скоро Вы сможете получить ответ.

Очень хорошо! Подчеркивая свои положительные качества, Вы улучшаете свои возможности получить желаемую работу. Мы имеем в виду только то, что не следует скрывать своих достижений из-за застенчивости. Руководитель, комплектующий штат, обычно ценит людей, которые уверены в себе и умеют постоять за себя, не унижая других.

Как реагировать на унижения?

Поведение, унижающее других, — это тип поведения, часто встречающийся в нашем обществе.

Вот некоторые примеры:

Вы можете стать объектом пренебрежения или унижения за то, что Вы пришли на работу без галстука, за то, что нечаянно повредили чью-то машину при аварии, за то, что сделали ошибку, за то, что не поняли материала, который Вам объяснили, и т. д.

Вы можете стать объектом пренебрежения, если Вы принадлежите к группе людей, обладающих чертами, которые другие традиционно находят отличительными или неприятными. Это, например, группы людей, которых обычно относят к «этническим меньшинствам», группы людей, имеющих различные физические недостатки, группы людей, находящихся вне закона (заключенные в тюрьме), алкоголики, бедные люди, богатые люди, левши, женщины, старики, красивые женщины, полные мужчины и т. д.

К некоторым подгруппам, таким как этнические меньшинства и женщины, пренебрежительное отношение проявляется чаще, и это более серьезная и сложная проблема.

Отметим здесь также, что человеку бывает свойственно уничижительно относиться и к самому себе.

Рассмотрим несколько разновидностей оскорбительного поведения.

Словесно-агрессивное оскорбительное поведение.

Эту разновидность уничижительного поведения легко определить, так как это открытая, грубая, прямая реакция с чьей-либо стороны. Как Вам известно, часто уничижительные поступки утонченны, неуловимы и уклончивы, но если к Вам обращаются в такой манере, Вы не можете ошибиться в намерении, стоящем за таким обращением.

Проанализируем такой пример:

Вы отъезжаете от автомобильной стоянки, где машины поставлены довольно близко друг к другу. Пытаясь маневрировать, Вы случайно ударили дверь соседнего автомобиля, оставив на ней вмятину. Когда Вы выходите из машины, чтобы посмотреть, Что произошло, к Вам подбегает хозяин поврежденного автомобиля и кричит: «Эй, балбес! Посмотри, что ты натворил! У меня дорогая машина, и надо же мне оказаться рядом с таким идиотом, как ты!»

Мы могли бы несколько изменить ситуацию для примера, где виновным в повреждении оказался бы представитель одной из групп этнических меньшинств, например, негритянской группы. Монолог хозяина машины звучал бы, примерно, так: «Черт тебя подери, тупой ниггер!» и т. д.

В любом случае Вам ясно, что Вы подверглись унижению, но что Вам следует делать, как ответить?

Мы нашли, что лучше всего, во-первых, дать другому высказаться, то есть «выпустить пар») прежде чем пытаться ответить. И только тогда, когда Вы увидели, что он готов Вас выслушать. Вы можете сказать: «Послушайте, я сожалею, что ударил Вашу машину. Я понимаю, что Вы злы на меня за это, но ведь я же сделал это не умышленно! И мне совсем не нравятся оскорбительные слова, которые Вы употребляете в мой адрес».

Для примера с представителем этнической группы, мы рекомендуем сказать примерно следующее: «Послушайте, я ударил Вашу машину, я сожалею об этом, и я знаю, что Вы злы на меня за это. Но меня возмущает, когда Вы называете меня «ниггер» и т.п. Это не имеет никакого отношения к тому, что я ударил Вашу машину. Так что прекратите это. А теперь я запишу для Вас адрес моего страхового агента».

Очевидно, Вы будете очень расстроены, выслушав такого рода оскорбления. И мы считаем, что Вы можете выразить свое возмущение, говоря быстро и твердо, держа Вашу руку ладонью вперед, как бы подавая сигнал «стоп!» и сохраняя строгое выражение лица.

Заметьте, что мы не советуем Вам отвечать агрессивно на агрессивный поступок, хотя понимаем, что, по всей вероятности, у Вас появится именно такое желание.

Четыре важных элемента в этом ответе:

(1) Извинитесь, если Вы виноваты, даже в том случае, если Вы чувствуете себя униженным;

(2) Поймите чувства другого;

(3) Выскажите ему свои чувства по поводу его унизительных замечаний в Ваш адрес;

(4) Предложите решение, которое может закончить дискуссию.

Бессловесно-агрессивное уничижительное поведение.

В этой ситуации мы не так явно унижены, так как мы не слышали слов. Однако, здесь мы легко замечаем бессловесные намеки: тяжелый сверкающий взгляд нервная поза, сжатый кулак, твердая агрессивная походка и т. д. Эту ситуацию трудно отделить от предыдущей, так как слова обычно сопровождают такую форму поведения.

Два важных момента, которые помогут Вам в таких ситуациях:

во-первых, — не пытайтесь истолковать обидные жесты и мимику, но просто спросите, что это значит;

во-вторых, — не пытайтесь подавить Ваше чувство, отметьте, что Вас это беспокоит.

Словесно-пассивное оскорбительное поведение.

В сравнении со словесно-агрессивным уничижительным поведением, этот вид поведения не так ясно проявляется, и что имеет в виду другой человек, не так просто определить.

Например: Вы — мексиканец и участвуете в вечеринке, где большинство Ваших сотрудников — англичане. В разгар веселья Ваш босс-англичанин обратился к Вам со словами: «А Вы, Марио, конечно, играете на гитаре. Обычно, люди, как Вы, обладают музыкальными способностями». Тон босса при этом был явно снисходительным.

Конечно, Вы понимаете, что это сказано с целью унизить Вас, и сделано это в завуалированной манере, и как бы под защитой присутствия других.

Конечно, эти ситуации нелегко решаются. Мы все знаем людей, которые в результате подобных инцидентов не разговаривали друг с другом годами, и все же такая реакция не решает проблемы: Ваше отношения омрачены или прерваны окончательно, неприязненные чувства не покидают Вас.

Мы считаем, что в подобных случаях не следует делать вид, что не замечаешь унижения, а также не следует прерывать отношений. Лучше постараться повлиять на ситуацию так, чтобы она больше не повторилась.

Страницы: 1 2 3 4 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться