Андреас Стив "Паттерны магии Вирджинии Сатир"

И, может, вы увидите в том, что вы имеете, то, что вам больше всего подходит?

Гордитесь этим и дайте себе разрешение и добавьте то, в чем вы нуждаетесь или что вы хотите, и все еще не имеете.

Когда вы позволите себе снова осмотреть свои ресурсы, начните более полно осознавать, что они здесь для того, чтобы вы ими пользовались.

Что вы тот, кто не только выбирает, что именно вы будете использовать, но вы выбираете то, как именно вы будете это использовать.

И может, пока вы делаете это, также дайте себе разрешение отпустить все, кроме того опыта, который вы можете использовать для обучения, и тем самым сделайте ваше настоящее просветленным.

Как сделать выбор, который вас устраивает — комментарии

Когда мы рассматриваем ресурсы, которые у нас есть, осознайте и признайте всё, что мы когда-либо видели и слышали, ощущали и обоняли, к чему прикасались, все мысли и чувства, которые к настоящему времени стали частью нашей жизни, все варианты действий, которые мы выбирали, и все слова и движения.

Слово «когда» подразумевает, что слушатели имеют некие ресурсы и рассматривают их. «Когда» также вводит в качестве пресуппозиции остальную часть предложения. Выражение «осознайте и признайте» представляет собой прямую команду, также основанную на пресуппозиции, которая идет за этими словами. Это пример вложенных пресуппозиций: «осознайте и признайте» вложено в «когда».

Все, что говорит Вирджиния, сформулировано очень обобщенно и универсально, так что каждый человек может адаптировать ее слова к самому себе. Все люди имеют нечто, что они «когда-либо видели и слышали, ощущали и обоняли, к чему прикасались» и т. д. Однако большинство людей не ценят абсолютно все, что происходило в их жизни. Такое признание является важным первым шагом к более полному принятию самого себя и готовности оценить и изменить все то, что больше не работает.

Включение вариантов действий, которые выбирал человек, в перечень событий прошлого также имеет большое значение. Многие люди не думают, что им часто приходилось что-то выбирать. Они полагают, что их решения были вынужденным образом приняты под влиянием определенных обстоятельств, и вследствие этого у них формируется ощущение себя как беспомощной жертвы. Трактовка прошлых событий как результата того или иного выбора усиливает человека, отводя ему активную роль в этом процессе.

Эта тема активного выбора выступает в качестве пресуппозиции и неоднократно повторяется на протяжении всей медитации. Упоминая немедленно после «вариантов действий» «все слова и движения» — т. е. вещи, которые делал каждый человек, — Вирджиния максимально увеличивает вероятность того, что ее слушатели примут и «варианты действий».

У нас есть огромные возможности для выбора.

Пресуппозицией здесь является наличие выбора в настоящем. Даже если слушатели откажутся признать огромные возможности, наличие возможностей все же остается в качестве пресуппозиции.

И если мы выбрали в прошлом один путь, это не значит, что мы обязаны следовать ему, но он может стать одним из вариантов, когда мы добавляем другие возможности.

Пресуппозицией является осуществление выбора в прошлом. Сказав, что выбор, сделанный в прошлом, не обязывает человека всегда следовать тем же путем, Вирджиния вступает в противоречие с пресуппозицией, имеющейся у очень многих людей: что прошлое обычно неизбежно определяет настоящее. Поскольку многие могут отвергнуть сделанное ею утверждение, Вирджиния ставит после него союз «но», который отрицает ее слова, а затем предлагает новое утверждение — что старый выбор может остаться в качестве выбора «когда мы добавляем другие возможности». Добавление новых возможностей вводится в качестве пресуппозиции и связывается с использованием старого варианта выбора.

В целом данное высказывание оставляет слушателям две возможности: 1) не использовать старый вариант, если мы больше не хотим этого делать, и 2) продолжать использовать старый вариант, добавив к нему новые возможности. Обе эти возможности усиливаются подразумеваемой способностью делать выбор и осуществлять изменения.

По мере того как мы полностью входим в контакт с присущими каждому из нас от рождения способностями выбирать — из всего, что у нас есть на данный момент, — то, что нас устраивает больше всего, мы замечаем вещи, которые мы не используем.

Данное предложение — превосходный пример множественных пресуппозиций, относящихся к разным уровням, — в данном случае их семь и они вложены одна в другую. Чтобы упростить анализ, давайте сначала разберем первую часть предложения до слова «устраивает».

1. «По мере того как» вводит в качестве пресуппозиции остальную часть предложения.

2. «Мы полностью входим» подразумевает, что мы уже находимся в контакте с тем, что упомянуто далее.

3. «В контакт с» подразумевает наши врожденные способности к выбору.

4. «Выбирать» подразумевает все дальнейшее.

5. «То, что» подразумевает, что один из имеющихся вариантов «нас устраивает больше всего».

6. «Из всего» подразумевает несколько вариантов выбора, или ресурсы, которые «у нас есть на данный момент».

Если мы суммируем уровни вложенных пресуппозиций от внешнего к внутреннему, мы сможем сказать:

7. Сейчас у нас есть множество вариантов выбора.

6. Некоторые из этих вариантов/ресурсов устраивают нас. 5. Некоторые из них устраивают нас больше всего. 4. Мы можем выбирать среди них.

3. Мы уже вошли в контакт со своей способностью делать выбор.

2. Мы полностью входим в контакт с данной способностью. 1. Все это происходит сейчас.

Вложенные пресуппозиции очень трудно распознать, даже когда они написаны на бумаге. Еще труднее это сделать, когда мы воспринимаем их на слух. И все же у нас не возникает трудностей с пониманием смысла этих слов, потому что обработка языковой информации происходит автоматически и неосознанно.

Используя слово «устраивает», Вирджиния мягко обходит необходимость выносить суждения относительно того, что «хорошо» и что «плохо», так же как и мучительное замешательство, которое сопровождает подобные суждения. В оставшейся части предложения Вирджиния вводит имеющую двойное значение пресуппозицию, что слушатели заметят «вещи, которые мы не используем». Первое значение данного утверждения может заключаться в том, что мы замечаем полезные варианты выбора и ресурсы, которые мы не использовали до сих пор, а второе значение — что мы замечаем старые формы поведения, которые больше не используем. Оба значения являются усиливающими. Первое отсылает нас к поиску тех полезных вариантов выбора и возможностей, который доступны нам и которые мы не использовали; второе является противоположным примером для бытующего мнения, что привычное поведение трудно изменить.

Когда-то они были вполне уместными, но сейчас мы можем освободиться от них и отправить их идти своим путем, сказав .спасибо за все, что они сделали для нас тогда.

Вирджиния говорит, что старые варианты выбора устраивали нас в прошлом, и добавляет союз «но», который отрицает подобную ситуацию «сейчас» — подразумевая, что больше они нас не устраивают. Поскольку они нас больше не устраивают, мы можем по своему желанию «отправить их идти своим путем». Добавляя «сказав спасибо за все, что они сделали для нас тогда», Вирджиния возвращается к мысли, что старые формы поведения были подходящим выбором в тот момент, когда они сформировались. Таким образом, она придает новый смысл проблемному поведению. Оно больше не является извращенной демонстрацией нашей тупости, оно становится просто несколько устарелым примером нашей позитивной способности обучаться и решать стоящие перед нами задачи. Данный рефрейминг действует на двух уровнях:

1. Уровень поведения. Вместо того чтобы отрицать проблемное поведение и бороться с ним, мы можем принять и оценить его, извлечь из него какие-то уроки и добавить к нему новые возможности, о которых Вирджиния упоминала раньше.

2. Уровень самооценки. Вместо того чтобы впадать в депрессию и ругать себя за проблемное поведение, мы можем испытать чувство удовлетворения своей способностью обучаться и решать стоящие перед нами задачи.

Больше не приносят пользы такие мысли, как: «Я никогда не должен делиться своими чувствами, иначе ты можешь пострадать».

Теперь Вирджиния переходит от общего к более частному: скрывать свои чувства больше не полезно, хотя, возможно, когда-то это было так.

Может быть когда-то это действительно было уместно, но, может быть, это больше никогда не пригодится.

Поскольку слова «может быть» указывают исключительно на возможность, слушатели легко могут создать репрезентацию слов Вирджинии без необходимости выбирать — соглашаться или не соглашаться с ними. Используя слова «может быть» сперва по отношению к прошлому, а затем по отношению к будущему, Вирджиния связывает два временных фрейма. Если слушатель соглашается с первым «может быть», он, скорее всего, распространит свое согласие и на второе, т. е. на то, что в будущем некое поведение будет неуместным.

Если вам довелось обнаружить множество вещей, которым вы научились и которые больше не приносят вам никакой пользы, так может, позвольте себе и сделайте выбор — дайте им уйти, унося с собой вашу благодарность.

Слово «если» создает мягкий фрейм «как если бы» и в то же время является первой частью причинно-следственной связки «если... то». «Позвольте себе» — это встроенная команда, которая подразумевает, что все, описанное в остальной части предложения, произойдет только в том случае, если слушатель ему разрешит; причем данная команда встроена в разговорный постулат: «Так может, позвольте себе...» «Сделайте выбор — дайте им уйти, унося с собой вашу благодарность» — это также встроенная команда.

Когда-то они хорошо служили вам, но сейчас они вам больше не нужны.

Вирджиния повторяет, что старые формы поведения были полезны в прошлом, и отрицает это в настоящем словами «но сейчас», прибавляя «они вам больше не нужны» — не оценочное высказывание, которое позволяет сделать вывод, что мы можем легко и просто избавиться от них.

И, может, вы увидите в том, что вы имеете, то, что вам больше всего подходит?

Используя разговорный постулат, чтобы ввести встроенную команду, Вирджиния предлагает увидеть наши, постулируемые в виде пресуппозиции, успехи: формы поведения, которые действительно нас устраивают и приносят удовлетворение.

Гордитесь этим и дайте себе разрешение и добавьте то, в чем вы нуждаетесь, или что вы хотите, и все еще не имеете.

«Гордитесь этим» — прямая команда с уважением отнестись к тем формам поведения, которые работают, а также и непрямое указание гордиться самими собой за наши способности. «Дайте себе разрешение» также прямая команда, которая подразумевает, что все дальнейшее произойдет, если мы не будем мешать. «Добавьте то, в чем вы нуждаетесь или хотите и все еще не имеете» — это также прямая команда.

«Все еще» представляет собой очень важное слово в этой фразе. Во-первых, оно вводит пресуппозицию, что слушатель в прошлом уже успешно добавил множество форм опыта, которые

были ему нужны или которые он хотел приобрести. «Все еще» также намекает, что нечто, чего слушатель не имеет, он приобретет в будущем. «Все еще» по смыслу очень похоже на «пока не», которое с еще большей силой предполагает, что в будущем что-то изменится. «То, в чем вы нуждаетесь, или что вы хотите, и пока не имеете», — было бы даже более сильным заявлением в смысле предсказания будущих изменений.

Когда вы позволите себе снова осмотреть свои ресурсы, начните более полно осознавать, что они здесь для того, чтобы вы ими пользовались.

Первая часть предложения содержит три уровня вложенных пресуппозиций. «Когда» вводит в качестве пресуппозиции все остальное. «Позволите себе» подразумевает, что все дальнейшее произойдет без ваших усилий, если вы разрешите это. «Снова» подразумевает, что вы уже рассматривали свои ресурсы раньше и, тем самым, облегчает повторный процесс. «Начните более полно сознавать, что они здесь для того, чтобы вы ими пользовались» — это прямая команда, которая также содержит три уровня вложенных пресуппозиций: 1) «более» подразумевает «полно»; 2) «полно» подразумевает «осознавать»; 3) «осознавать» подразумевает остаток предложения — «что они [предполагаемые ресурсы] здесь для того, чтобы вы ими пользовались». Подтекст данного предложения таков: все, что нам необходимо сделать, заключается в выборе — мы должны решить использовать наши ресурсы.

Что вы тот, кто не только выбирает, что именно вы будете использовать, но вы выбираете то, как именно вы будете это использовать.

Слова «что вы» связывают это предложение с предыдущим и включают его в предыдущий набор вложенных пресуппозиций: «Когда вы позволите себе» и «Начните более полно осознавать». В эти пресуппозиции встраивается утверждение: «Вы тот, кто не только выбирает, что именно вы будете делать». Слова «не только» подразумевают, что слушатель будет также делать что-то еще, а за ними идет «но», которое очищает сознание для встроенной команды: «Вы выбираете то, как именно вы будете это использовать».

И может, пока вы делаете это, также дайте себе разрешение отпустить все, кроме того опыта, который вы можете использовать для обучения, и тем самым сделайте ваше настоящее просветленным.

222 Слово «пока» вводит в качестве пресуппозиции все предло-

жение, сформулированное в виде разговорного постулата. «Дайте себе разрешение» — это прямая команда, которая подразумевает, что дальнейшие события произойдут, как только вы разрешите себе «отпустить все, кроме того опыта, который вы можете использовать для обучения, и тем самым сделайте ваше настоящее просветленным». Команда «и тем самым сделайте ваше настоящее просветленным» встроена в более длинное предложение, которое также представляет собой"прямую команду. «Отпустить» подразумевает, что все бесполезные формы опыта вам сейчас приходится удерживать, и они уйдут без всяких стараний с вашей стороны, как только пропадет притягивающая их сила.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться