Бахтияров Олег "Деконцентрация"

Скачать в архиве

Введение

Техника деконцентрации внимания (дКВ) была разработана в 80-е годы в рамках программ подготовки операторов для деятельности в сложных, неопределенных и экстремальных условиях. К этому времени для обучения методам управления собственным психическим состоянием и постэкстремальной реабилитации операторского контингента в основном использовались модификации аутогенной тренировки, элементы суггестивных воздействий1 и многочисленные психотехнические приемы, основанные на биообратных связях. Эти психотехники, однако, не позволяли управлять состоянием оператора непосредственно в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Так были востребованы новые методические подходы, вводящие психотехники в процесс деятельности и превращающие психотехнические приемы в один из элементов работы оператора.

Первые разработки методики деконцентрации были осуществлены нами в Институте психологии АПН УССР (Киев). Приемы отрабатывались на базе экспериментальных групп при содействии секции биоэлектроники УкрНТО РЭС им. А.С.Попова. Первая апробация методики и экспериментальное изучение порождаемых ею феноменов впервые были проведены на базе ОКБ “Ритм” Таганрогского радиотехнического института и Института нейрокибернетики при Ростовском университете.

Разработки носили прикладной характер и отражены в основном в соответствующих отчетах. Публикации ограничивались краткими тезисами в сборниках различных конференций. В популярном виде элементы методики изложены в брошюре В.Загнибеды “Техника управления вниманием”. Достаточно подробно техника деконцентрации описана в нашей монографии “Постинформационные технологии: введение в психонетику”.

Вначале деконцентрация внимания рассматривалась как одна из многих психотехник. Однако со временем стало очевидным, что эта техника является родоначальником целой линии психотехнологий. Были уточнены ее соотношения с другими психотехниками и выявлены аналоги в психотехнологиях, порожденных другими культурами. Изучение спонтанных психических феноменов, сопровождающих организованные действия в экстремальных условиях, показало, что деконцентрация имеет и универсальные измерения.

Мы рассматриваем организованный массив психотехник как своего рода язык, позволяющий формулировать не столько описания психических реальностей, сколько предписания по их изменению. В этом смысле психотехнические “высказывания” могут быть выражены и в языке восприятия, и в языке мышления, и в языке целеполагания, и в языке воли. Независимо от того, в каком “языке” формулируются эти “высказывания” их структура и принцип воздействия на производящего психотехническую процедуру оператора остаются инвариантными.

При таком подходе становится ясно, что психотехники должны носить “сквозной” характер, пронизывая собой все иерархические уровни психической системы - от восприятия до высших форм мышления и интеллектуальной интуиции. Задача разработчика - внятно выразить эту фундаментальную основу психотехники, ибо только тогда она становится ясной и управляемой не случайными задачами, а целенаправленно выстроенным планом.

ДКВ преподносит нам ряд уроков, значение которых выходит за чисто технологические рамки. Любая психотехнология существует во вполне определенном профессиональном, культурном и духовном контекстах. Только дилетант может позволить себе не учитывать это. Как правило, эти контексты не учитываются в работах, посвященных вполне устоявшимся областям, но в случае причастности психотехник экстремальным технологиям такое рассмотрение становится требованием профессионального порядка. В этом случае базовый психотехнический прием становится центром рассмотрения всей связанной с ним проблематики - психологической, технологической, ценностной, культурной, методологической и т.д.

В предлагаемой работе деконцентрация рассматривается как базовая психотехника, порождающая различные психотехнологические линии. Ряд методик, разработанных до появления техники дКВ, могут быть истолкованы именно как деконцентративные, некоторые деконцентративные психотехнологии подробно разработаны и практически используются как в операторской работе, так и в психотерапевтических целях, многие направления дальнейших разработок только намечены и не выходят за рамки лабораторных экспериментов.

Глава 1. Деконцентрация как психотехнический прием.

1.0.Предварительные замечания.

Когда мы говорим о деконцентрации, мы имеем в виду либо психотехнический прием, либо спонтанный процесс равномерного распределения внимания, либо состояние деконцентрации как результат этого процесса или успешного использования приема. В этой главе мы будем рассматривать деконцентрацию как прием. Введем некоторые определения, которые понадобятся впоследствии.

Следует различать:

- психотехнический прием - однократное действие, совершаемое оператором для изменения актуального состояния в рамках той или иной психотехники;

- психотехнику - последовательность психотехнических приемов, ведущую к формированию устойчивого заданного психического состояния;

- психотехнологию - организованную совокупность психотехник, направленную на решение определенной конструктивно сформулированной задачи.

Как правило, психотехники состоят из нескольких приемов, а психотехнологии включают в себя несколько психотехник, хотя и бывают случаи, когда психотехника состоит из одного приема, а психотехнология из одной психотехники.

Среди участников психотехнической процедуры будем выделять следующие роли:

- оператора - человека, который непосредственно осуществляет психотехнические приемы, формируя у себя заданные состояния или решая поставленные перед ним задачи;

- методиста, планирующего психотехнику или психотехнологию;

- инструктора, объясняющего оператору, что он должен делать для достижения результата;

- организатора процедуры, непосредственно управляющего ходом психотехнической процедуры и оценивающего ее результативность.

Психотехнические процедуры осуществляются либо в рафинированной лабораторной среде, либо в реальных условиях деятельности. Навык, сформированный в лабораторной среде, может не сработать в реальных условиях. Поэтому необходима специальная процедура переноса навыка, что зачастую является отнюдь не тривиальной проблемой, поскольку состояния, при которых происходит формирования навыка и состояния, в которых этот навык должен быть реализован, как правило, не совпадают.

Термин состояние достаточно многозначен и конкретное его значение определяется контекстом и теми понятиями, которые ему противополагаются.

Мы будем использовать его как интегральную унитарную характеристику объекта (среды, организма или психики) в данный момент времени, субъективным коррелятом которой служит переживание фона, которое будет разобрано ниже. Мы вернемся к рассмотрению категории состояния в гл. 3, разд.3.3. и 3.4.

В психотехнической процедуре выделяются:

  • исходные факты –психические процессы и структуры, которые мы обнаруживаем в психической системе до начала психотехнической работы и которые служат исходным материалом для формирования схемы процедуры;

  • - базовый процесс – выбранный разработчиком из исходных фактов психический процесс, служащий основой для дальнейшей работы (ощущение тяжести, соответствующее мышечной релаксации в АТ, интенсивное дыхание в голотропных техниках и т.д.);

  • приемы управления базовым процессом – конкретные приемы, позволяющие направить базовый процесс в заданном направлении.

Существует множество различных классификаций психотехник. Выбор классификационной схемы определяется конкретной задачей, стоящей перед методистом, и спецификой выбранного им базового процесса. Как это делается в отношении деконцентрации мы рассмотрим в п. 2.1.

1.1.Трактовка внимания в психонетике.

Мы будем придерживаться трактовки произвольного внимания как акта целенаправленного выделения фигуры из фона. Это совпадает с интуитивным пониманием внимания. “Остановить внимание” на чем-то означает выделить это “что-то” из окружающей среды, из фона. В такой трактовке концентрация внимания есть длительное стабильное выделение заданной, “этой” фигуры. Акт восприятия и акт внимания в определенном смысле совпадают: внимание есть остановленное восприятие. Фигуре противопоставляется перцептивный полимодальный фон. В фоне присутствует качественная определенность, но отсутствует структура. Выявление в фоне структуры означает лишь появление новой фигуры, противопоставленной новому бесструктурному фону.

Что значит “сосредоточение внимания на объекте”? Это значит, что объект представлен в сознании как единственная фигура. Что такое “отвлечение внимания”? Это значит, что вместо данного объекта внимание выделило в качестве фигуры другой объект, причем не обязательно из первоначального поля восприятия. Вместо визуальной фигуры из общего фона может быть выделен в качестве единственного содержания сознания звуковой или тактильный стимул. При рассеивании внимания наряду с “этой” в поле осознанного восприятия появляются и другие фигуры, тяготеющие к агглютинации (“слипанию”) и превращению в новую сложную фигуру. Помехи, смещающие внимание на новый стимул, “растворяют” фигуру в фоне и в качестве фигуры выступает уже помеха-стимул. И .т,д, В рамках такого подхода любой феномен внимания получает свое конструктивное истолкование, а из самого подхода проистекают и конкретные концентративные и деконцентративные психотехники, и приложения деконцентрации к решению различных практических задач.

Говоря о психотехнологиях мы подчеркиваем, что речь идет о технологическом, а не научно-теоретическом подходе. Центральным пунктом, системообразующим фактором технологии является не парадигма (как в науке), а задача, в нашем случае – какая-либо психотехническая задача. Для ее решения в качестве начального звена построения психотехнологических цепочек отбираются феномены, полученные и воспроизводимые в лабораторных условиях, независимо от того, в рамках какого подхода, теории и школы они были предсказаны и экспериментально обнаружены и какой трактовке в дальнейшем подверглись. При этом феномен выделяется из прежнего теоретического контекста и либо очищается от фрагментов теоретических конструкций, привнесенных в его описание, либо включает эти фрагменты в новый технологический контекст.

Техника деконцентрации разрабатывалась в рамках более общей задачи построения психотехники целенаправленного управления вниманием как начального звена психотехнологии управления психическим состоянием. Для этой цели из всего массива экспериментальных данных в качестве строительного материала будущих методик были выделены следующие хорошо известные закономерности:

  1. Соотношение степени концентрации внимания и уровня активации нервной системы (степень концентрации внимания до определенного предела растет по мере повышения уровня активация нервной системы; отражением этой закономерности является кривая Йеркса-Додсона).

  2. Максимальное число объектов, которые сознание может удержать в поле внимания, ограничено и колеблется от 5 до 9.

  3. В общем случае сила стимулов, привлекающих непроизвольное внимание, определяется степенью отличия их от окружающего фона (неожиданность, громкость, яркость, повышенная значимость, иная статистика распределения элементов по сравнению с фоном и т.д.).

  4. Соотношения “фигура - фон” обратимы – та часть поля восприятия, которая была фоном может превратиться в фигуру и наоборот.

1.2.Концентрация и деконцентрация.

Что такое деконцентрация проще определить и пояснить от противного. Под деконцентрацией внимания (дКВ) мы понимаем процесс, противоположный концентрации внимания (КВ). Это требует пояснения. Концентрации внимания посвящена обширная литература, описывающая приемы, состояния и сопутствующие феномены. Однако деконцентрация практически не исследовалась. Исследователей интересовал вопрос, как на самом деле устроена психика, в том числе и процессы внимания, а не как построить то, чего нет, или почти нет. Деконцентрации в этом смысле действительно нет. Спонтанные феномены, близкие к дКВ, включаются в качестве составной части или момента в другие феномены. ДКВ как определенный феноменологический массив еще только предстоит построить.

Мы будем рассматривать концентрацию внимания с чисто технологической точки зрения, отставляя в сторону теоретические дискуссии. КВ представляет собой длительное удержание точки (локуса) внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение объекта КВ в качестве некоторой определенности, фигуры, из общего фона. КВ может быть непроизвольной (когда речь идет о значимом для субъекта КВ стимуле) или произвольной. В контексте психотехнической работы нас интересует в основном произвольная КВ. В предельных формах КВ в поле восприятия остается лишь один объект, все же остальные структурные элементы поля восприятия превращаются в однородный и не фиксируемый сознанием фон.

ДКВ - процесс равномерного распределения внимания по всему полю воспринимаемых стимулов той или иной модальности. В противоположность КВ, при дКВ в поле восприятия остается лишь один однородный, но сознательно воспринимаемый фон. Как спонтанный и непроизвольный процесс, дКВ встречается редко, сопровождая определенные фазы засыпания, прострации и др. подобных состояний. Выделение фона как структурной единицы поля восприятия, как правило, не является произвольным процессом и требует для своего осуществления специальных приемов, совокупность которых и называется техникой деконцентрации.

Как показывает опыт, несмотря на то, что концентрация внимания требует больших усилий, произвести полноценную КВ все же значительно легче, чем дКВ. Более того, ряд авторов указывает на почти непреодолимые трудности перехода от предметного восприятия к непредметному (т.е., видению мира так, как он представлен на сетчатке), а такой переход и является первой фазой плоскостной дКВ. Утверждается, что произвольно перейти от предметного к непредметному видению практически невозможно2, хотя некоторые авторы указывают, что при определенной тренировке (например, фиксируя взор в одной точке пространства и сосредоточивая внимание на контрастах и цветовых плоскостях3) или при целенаправленном искажении поля зрения4 с использованием аппаратурных методик такой результат достижим в лабораторных условиях.

Мы можем выделить по меньшей мере две причины асимметричности усилий, необходимых для осуществления процессов КВ и дКВ. Первая из них - практически полное отсутствие задач в текущей жизни и профессиональной деятельности, требующих подобных состояний. Для современного общества характерны задачи, связанные с концентрацией внимания, выделения отдельных фрагментов и отдельных предметов в поле восприятия и потому процессы КВ, в отличие от дКВ, являются постоянно тренируемыми. Компьютерная революция в значительной степени усиливает этот эффект.

Вторая причина более фундаментальна и, в какой-то степени, является основой первой. Дело в том, что развитие и преобразование любой организмической (т.е., целостной, индивидуализированной и самодостаточной) системы подчиняется вполне определенным законам, определяющим естественную траекторию ее эволюции. Развитие системы происходит в сторону все большей дифференциации и специализации ее подсистем и их элементов. Эта однонаправленная эволюция системы любой природы рассматривается как фундаментальный закон в информационно-энтропийной системной концепции В.А.Шевченко5, а в рамках психонетики называется основным организмическим процессом6.

Динамика поля восприятия, рассматриваемого как система, подчиняется тем же закономерностям и прогрессирующее выделение из фона и фиксация отдельных фрагментов поля восприятия (т.е., КВ) соответствует логике спонтанного развития поля восприятия как системы. ДКВ же означает движение против сил, определяющих спонтанное движение систем, т.е., своего рода контрпроцесс.

Тем не менее, определенные моменты деконцентративного контрпроцесса в нашей психике имеются. Это и упоминавшиеся спонтанные состояния засыпания и прострации, и особенности процессов внимания на периферии поля восприятия. Близкими к этому, хотя и кратковременными являются субъективные переживания когнитивного диссонанса. Стойкие деконцентративные состояния в определенных условиях возникают при воздействии хронических экстремальных факторов, а также при некоторых патологических состояниях. Кроме того, отдельные фрагменты дКВ могут быть спровоцированы постановкой перед механизмами восприятия и внимания конструктивно сформулированных, но невыполнимых задач, например, задания сосредоточить внимания одновременно более чем на 5-ти - 9-ти объектах. Этот феномен иллюстрирует одно из положений теории Шевченко - снижение уровня организации, дедифференцировку при восприятии новой чужеродной информации, информационное сжатие, т.е., локальный контрпроцесс. На использовании этих спонтанных деконцентративных реакций и построены основные техники дКВ.

1.3.Техника деконцентрации внимания.

Поскольку деконцентрация не является первичным феноменом и строится как прием, обратный приемам КВ, изучение техник деконцентрации начинается с изучения техник концентрации внимания, соотнесенных с задачами дКВ.

Техники КВ могут преследовать различные цели и они модифицируются в зависимости от них. Цель упражнений по КВ, соотнесенных с дКВ, двояка: с одной стороны, должна быть построена цепочка приемов, по отношению к которым легко можно построить приемы противоположного, т.е., деконцентративного, значения, а с другой, должны быть введены критерии эффективности и силы КВ, по отношению к которым будут строиться подобные же критерии в отношении дКВ.

Если внимание рассматривается как процесс выделения и удержания в поле зрения заданной фигуры, то естественными критериями силы концентрации внимания (КВ) становятся длительность удержания и сложность выделенной фигуры, которая, в свою очередь, определяется преодолением перцептивных сил в поле восприятия, препятствующих ее сохранению. Используя эти критерии легко построить серии упражнений, позволяющие развить способность КВ и количественно оценить ее силу. При этом упражнения должны содержать в себе критерий эффективности, убедительный как для оператора, так и оценивающего его работу инструктора и организатора процедуры.

В первой серии упражнений в качестве визуального объекта для длительного удержания внимания используются либо альтернативные версии образов, возникающих на визуальных фигурах типа куба Неккера (рис.1.3.1.), либо дается задание целенаправленно выделить заданные фигур из визуальной среды, составленной из однородных элементов. Вариантом может служить сохранение доминирования левого или правого глаза при совмещении (за счет сведения или разведения глазных яблок) одинаковых по форме, но различающихся цветом изображений (рис.1.3.2.).

Выполнения этих упражнений дает возможность оператору оценить реальность КВ, используя в качестве критерия время удержания по сравнению с контрольным. Индивидуальная ритмика частоты обращения альтернативных образов варьирует в больших пределах - от нескольких десятков до 1-2 раза в минуту. Однако за пределами индивидуальной частоты усилия по удержанию заданного образа у разных людей соизмеримы. Подавление обращений представляет собой, по сути дела, подавление колебаний внимания. Однако то, что значимо для оператора, еще не очевидно для организатора психотехнической процедуры.

Объективный критерий эффективности выполнения упражнения на длительную КВ вводится во второй серии упражнений. Обучаемым предлагается на экране монитора динамическая картина, составленная из хаотически перемещающихся 10-12 идентичных геометрических фигур, например, точек. Задача для испытуемых - длительное удержание внимания на одной (в более сложных вариантах - на 2-3-х) из них. По прошествии определенного времени, увеличивающегося от серии к серии, обучаемому предлагается указать среди множества фигур заданную. Очевидно, что такое опознание возможно лишь при условии длительного непрерывного удержания внимания на ней.

Эти две серии упражнений базируются на одном и том же феномене - ритмических колебаниях внимания, неустранимых в естественных условиях. Задачей упражнений является не подавление этих колебаний, а повышение базового уровня, от которого ведется отсчет размаха колебаний. Упражнения идентичны по своим результатам, поскольку они зависят от повышения этого базового уровня. Длительность удержания фигуры от обращения и длительность сохранения внимания на движущейся фигуре зависят только от длительности поддержания повышенного базового уровня внимания.

Как мы уже отметили выше, вторым критерием силы КВ являются усилия по формированию целостной фигуры. В поле восприятия действуют перцептивные силы, обеспечивающие спонтанное формирование целостных фигур на основе известных законов, сформулированных в рамках гештальт-психологии (близости, однородности, прегнантности и т.д.). Целостная фигура может быть сформирована и при относительной невыраженности перцептивных сил - в этом случае требуются целенаправленные усилия по ее удержанию. Наконец, фигура может быть создана за счет волевых усилий вопреки действию перцептивных сил. Понятно, что усилия оператора в этих трех случаях различны, а следовательно, и различна работа, производимая психической системой. Поскольку энергетические ресурсы, обеспечивающие работу внимания, ограничены, длительность удержания сформированной фигуры для данного оператора будет обратна усилиям, необходимым для ее сохранения. Это дает возможность построения ряда фигур, ранжированных по степени усилий, необходимых для их построения и удержания (Рис.1.3.3. и 1.3.3.).

Объективная оценка выделения заданных фигур производится в модифицированной второй серии упражнений. Оператору предлагают сохранить КВ на двух или трех движущихся фигурах (обычно точках) из 10 – 15 идентичных. Способность оператора справиться с этой задачей зависит от выбранной им стратегии. Быстрое переключение внимания с одной из заданных точек на другие приводит к быстрому истощению. Но возможны и иные стратегии. Эффективное выполнение упражнения в концентративном режиме возможно в том случае, если оператор сумеет преобразовать эти точки в целостную фигуру и будет сохранять ее при различных взаимных перемещениях точек. Рассмотрение двух точек как концов отрезка, меняющего свою ориентацию и размер, а трех точек - как вершин треугольника, деформирующегося при перемещениях позволяет редуцировать сложную, находящуюся на грани возможного перцептивную задачу и свести ее к более простой и боле доступной. После такого преобразования КВ производится не на отдельных точках, а на целостной фигуре, меняющей свое положение в пространстве. Однако и эта стратегия построения целостных фигур из точек оказывается неэффективной, когда число точек превышает три. В этом случае задача может быть решена лишь при переходе к иной стратегии - стратегии дКВ.

Выполнение описанных упражнений дает оператору опыт интенсивной КВ, а организатору процедуры - индивидуальные количественные характеристики силы и устойчивости КВ для каждого оператора.

Деконцентрация внимания (дКВ) обратна концентрации и может быть истолкована как процесс разрушения фигур в поле восприятия и превращения всего поля восприятия в однородный (в смысле невыделяемости из него отдельных элементов, которые могли бы быть перцептивно истолкованы как фигуры) фон.

Процесс образования и выделения фигур из фона спонтанен и необходимы определенные усилия по его подавлению. Работа дКВ направлена против спонтанных процессов и требует специальных, более изощренных приемов, нежели приемы КВ. Критерии силы дКВ, однако, аналогичны таковым при оценке КВ - длительность времени подавления процесса спонтанного формирования фигур и преодоление работы перцептивных сил, формирующих гештальт.

Деконцентрация представляет собой равномерное распределение внимания по всему перцептивному полю. Обычно изучения дКВ начинается с работы с визуальным полем. Приемы, провоцирующие дКВ, используют в качестве начального звена спонтанные переживания дКВ, возникающие в двух ситуациях - при попытках использования для восприятия периферийных частей поля зрения, для которых характерны восприятия именно фонового типа и при попытках одновременно сосредоточения внимания на 5 - 9 объектах, ведущих к возникновению кратковременных интервалов дКВ. Этим определяются формы упражнений, направленных на обретение устойчивых навыков дКВ.

В учебных целях используются поля с различной степенью визуальной организации, способствующих появлению перцептивных сил, ведущих к формированию гештальтов. Поля ранжируются в зависимости от выраженности этих сил. Упражнения начинаются с равномерного распределения внимания по периферии поля зрения, что создает инерцию процессов дКВ, которые должны захватывать все поле зрения, в т.ч. и его центральную часть. Поскольку начинающие операторы как правило не располагают опытом дКВ, инструкция типа "Распределить внимание по периферии поля зрения" может остаться невыполненной. Состояния близкие к дКВ провоцируются обычно попыткой сосредоточить внимание одновременно на четырех точках периферии поля зрения - сверху, снизу, справа и слева. Когда это происходит, зона внимания спонтанно распространяется на всю периферию и требуется лишь дополнительное волевое усилие, чтобы распространить его на центральные области.

Субъективные критерии успешности дКВ обратны таковым при КВ. Обычно это длительность удержания поля зрения от формирования в нем фигур-гештальтов. Длительность сохранения дКВ обратна степени организации визуального поля. При правильном выполнении дКВ, когда визуальное поле трансформируется в однородный фон на длительное время, у операторов часто возникает специфическое переживание, напоминающее медитативные состояния сознания. При возникновении этого состояния дКВ поддерживается без волевых усилий в течение значимого интервала времени - до нескольких десятков минут.

Объективную оценку степени дКВ произвести труднее, чем КВ, поскольку в профессиональной и бытовой среде задачи, требующие таких состояний, редки. Критерием здесь является повышение эффективности выполнения заданий, требующих высоких характеристик распределяемости внимания. Примером могут служить задачи, возникающие в ходе изучения техники быстрого (панорамного) чтения, где используется техника, близкая к деконцентративной.

В качестве ведущего упражнения, позволяющего одновременно развивать навыки дКВ, субъективно прослеживать феномены, сопровождающие углубление дКВ и получать оценку степени дКВ, нами использовалась модифицированная процедура просчета двухцветной числовой таблицы по методике Шульте-Горбова, разработанной в свое время для нужд авиакосмической медицины.

Обучаемым предъявляется числовая таблица из 49 ячеек, заполненная в случайном порядке красными числами от 1 до 25 и черными от 1 до 24. Им предлагается произвести параллельный просчет одновременно двух последовательностей - красных в порядке возрастания от 1 до 25 и черных в порядке убывания от 24 до 1, попеременно показывая места нахождения чисел красной и черной последовательностей. В обычных условиях скорость просчета для данного обучаемого является постоянной величиной, с трудом поддающейся тренировке.

При использовании этого упражнения для формирования дКВ оператор вначале равномерно распределяет внимание по всей таблице, начиная с ее периферии, постепенно охватывая ее целиком и подавляя спонтанное появление отдельных чисел из общего фона. С точки зрения оператора дКВ проходит две фазы: в течение первой исчезают цветовые различия, а в течение второй числа перестают различаться как раздельные, превращаясь в однородный фон, составленный из их фрагментов. После того, как таблица начинает стабильно восприниматься как чистый фон, задание произвести просчет чисел выполняется иначе, чем в обычном состоянии, когда испытуемый производит поиск чисел перемещая фокус взора и привязанный к нему локус внимания по всему полю таблицы и выискивая нужное число.

В том случае, если дКВ достигнута, взор стабилизируется. Перемещение взора в начальной стадии как правило (за исключением специальных приемов) запрещено, поскольку разрушает дКВ. При стабилизированном взоре таблица воспринимается одновременно во всех своих элементах и при выполнении задания происходит не поиск с перебором чисел, а непосредственное выделение числа из общего фона.

Этот момент чрезвычайно важен для последующей работы и развития на базе дКВ новых психотехник. Здесь оператор впервые сталкивается с парадоксальным феноменом восприятия без осознания (как частного случая знания-без-осознания) и спонтанного перевода восприятия в осознанную форму. На самом деле оператор знает, где находится искомое число, но не видит его, и, вместе с тем, знание о его расположении, провоцирует его восприятие, т.е. выделение числа в качестве отдельной фигуры из общего однородного фона. Процедура растворения фигуры в фоне и последующее ее (в идентичном или трансформированном виде) выделение из фона представляет собой начальное звено формирования фонового мышления (см. гл.3).

Помимо важного и необычного опыта, оператор сталкивается и с прагматическими аспектами использования дКВ. Работа по поиску чисел (а шире, и вообще по поиску нужной информации в условиях помех) становится гораздо более эффективной. При этом на начальных этапах тренировки скорость просчета снижается, но затем резко повышается. В наших экспериментах наблюдалось увеличение скорости просчета в среднем на 38% (средние данные по массиву ста испытуемых) с эксцессами увеличения скорости в 2,4 раза (рис.1.3.5.).

Следует отметить, что результаты весьма вариативны в зависимости от профессионального состава контингента испытуемых, их мотивации и выбранного методического варианта.

Более сложный, но и более показательный вариант того же упражнения осуществляется на четырехцветной 100-клеточной таблице (10х10), специально разработанной для этих целей. Здесь производится одновременный просчет четырех последовательностей (возрастающей, убывающей, сходящейся и расходящейся). Без специальной тренировки это задание крайне редко удается довести до конца, в то время как при дКВ оно выполняется большинством испытуемых (65-70%) с высокой скоростью.

Если для организатора процедуры важна динамика скорости просчета таблиц, то для оператора главным итогом упражнений по дКВ является особый субъективный опыт деконцентрации при сохранении высокого уровня бодрствования. Это та начальная точка, от которой начинается построение всей дальнейшей работы с дКВ.

После того, как КВ и дКВ отработаны в раздельных упражнениях, обучаемые начинают сочетать их для построения более сложных конструкций внимания. От КВ дальнейшая линия упражнений ведет к формированию, удержанию и преобразованию визуальных эйдетических образов. На основе работы с дКВ формируются навыки восприятия значимых колебаний фона, обычно не осознаваемых неподготовленным оператором. Взаимопереходы КВ-дКВ являются базой для развития рефлексии, а формирование сложных сочетаний КВ и дКВ в пределах заданного поля восприятия становятся основой для управления "сгущениями" семантической энергии.

1.4. Виды деконцентрации.

дКВ может производиться не только по визуальному полю, но и по полям восприятия других модальностей - слуховым, тактильным и т.д. Следует различать также два вида дКВ:

  • деконцентрация, сопровождающаяся отрешенностью от внешнего мира и снижением психофизиологического тонуса;

  • деконцентрация с повышенной включенностью в окружающую среду и резким повышением тонуса.

Различие приемов, при помощи которых они формируются, породило условные рабочие названия - плоскостная деконцентрация в первом случае и объемная деконцентрация во втором.

Эти различия хорошо иллюстрируются на примере дКВ по визуальному полю. Базовые упражнения, описанные в 1.2., дают только начальное ознакомление с техникой дКВ в лабораторных условиях. Перенос дКВ на реальные объекты, находящиеся в окружающем пространстве, возможен двумя способами.

В первом случае оператор наблюдает фрагмент реальной окружающей среды так, как если бы он проецировал все визуальные восприятия на плоский прозрачный экран перед собой и был сосредоточен только на поверхности этого экрана. Ключевой инструкцией в формировании плоскостной дКВ является указание оператору сосредоточить внимание не на каком-либо объекте в поле зрения, а на участке поля зрения безотносительно тому, какой объект или фрагмент внешнего мира попадает в этот участок. Роль "плоского экрана" выполняет все поле зрения или его фрагменты, лишенные наполняющих их визуальных элементов. В этом случае фиксируются все элементы, попадающие в поле зрения или его фрагмент независимо от их принадлежности различным предметам и расстояния, на котором они находятся по отношению к оператору.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 Все