Балыко Диана "НЛП для родителей. 11 законов эффективного воспитания подростка"
Как сделать хороший бросок? У боулеров есть три нехитрых правила, которые стоит запомнить достигаторам. Во-первых, будьте уверены в себе, а значит, спокойны. Во-вторых, избегайте психологического давления. Очень часто игроки начинают думать об идеальной игре – о страйках и о том, что кто-то может набрать целых триста очков. Мысли о чужих успехах создают в голове игрока психологический блокиратор. Зачем нужно взваливать на свои плечи дополнительный груз? Очень важно в такие моменты забыть о счете и раствориться в каждом броске. Сосредоточьтесь на рутине: на том, как вы берете шар, протираете его, как вы обычно выполняете свой бросок. В-третьих, необходимо научиться доверять своим инстинктам. Иногда игрок чувствует, что необходимо взять другой шар или сместиться, но колеблется, и это негативно влияет на конечный результат. Не бойтесь делать то, что вам подсказывают ваши ощущения – просто делайте это. Три этих правила применимы в достижении жизненных целей – уверенность, спокойствие и доверие себе. После серии бросков рекомендуют протирать шар специальной тряпочкой, чтобы не испачкаться. Ведь дорожки смазаны маслом, чтобы шар лучше скользил. Я, протирая шар, общаюсь с ним, отдаю ему свою энергию. Ведь шар для боулинга здесь и сейчас является для меня проводником в будущее. А со своим проводником не мешает поговорить по душам. Я злюсь, когда кто-то учит меня бросать «технично и по правилам». Я прихожу в боулинг не тусить с друзьями, не соревноваться и даже не играть… Я прихожу в боулинг, чтобы пообщаться с энергией. Пообщаться особым способом, через такую визуализацию целей. Боулинг для меня – ресурсное место. Место силы. Теперь каждый раз, когда на вас одновременно свалятся квартальный отчет, день рождения мужа, простуда детей, отпуск и покупка новой мебели, представляйте себя в боулинге, улыбайтесь, расправляйте плечи и берите в руки тот шар, который вам по силам… Говорят, что нельзя одним выстрелом двух зайцев положить? Чушь! В боулинге одним шаром можно сбить сразу десять кеглей. Главное – цели выставить рядом и по нужной траектории запустить ваши усилия! Вам нравится боулинг? А вашему ребенку? Вы ходили вместе с ним в боулинг? Может, именно это занятие могло бы стать не просто спортивным хобби для вашего подростка, а самым настоящим тренингом навыков целеполагания по законам НЛП. Цели и препятствия И пессимисты, и оптимисты, и создатели, и жертвы ставят цели – большие и маленькие. Порой. Так бывает. Но одни говорят – это возможно, но трудно. А другие – это трудно, но возможно. Наша цель сейчас – научиться одной НЛПерской игровой технике, проще говоря, игре «Цели и препятствия». Я просто обожаю эту игру! И сама с удовольствием играю в нее вместе с участниками моих тренингов. Каждый раз она заряжает меня позитивом и драйвом. А жизненные цели все не кончаются. У вас бывают семейные праздники? Выходные, которые вы проводите с детьми и друзьями? Эта игра как раз подойдет для активного досуга на свежем воздухе. И в помещении, конечно, тоже. Главное – собрать как минимум шестерых участников и поделиться друг с другом своими целями. Какие цели у вашего подростка? Вы знаете? Для одного – это поступление в вуз, для другого – достижения в спорте, для третьего – построение отношений с противоположным полом… На пути к цели у людей всегда есть препятствия. Эти препятствия обычно мы создаем сами в своей голове. Как они выглядят? Как установки, убеждения. Нет денег, я не могу, это не для меня, я слишком устал, это так трудно, меня засмеют, меня не любят, я никому не нужен, меня не поддержат, меня отвергнут, мне лень, я не компетентен, мне страшно… Цели и препятствия Итак, разбиваемся на команды по шесть человек. Один будет достигатором. Другие – целью, препятствиями и поддержкой, то есть внутренним голосом. Достигатор сам выбирает свою цель и того, кто эту цель на его взгляд олицетворяет. Потом он выбирает свою поддержку (внутренний голос) и дальше определяет три препятствия на пути к цели. Задача цели – привлекать, манить. Задача препятствий – стоять перед целью, мешать достижению, а сдавшись, превратиться в поддержку. Задача поддержки – подбадривать, заряжать, помогать. Задача достигатора – переломить препятствия, сделать из них поддержку, дойти до цели. Во время игры звучит громкая музыка, для того чтобы человек убеждал не словами, а энергетикой, драйвом, вовлеченностью и приверженностью своей цели. Каждый из участников команды должен побывать в роли достигатора. На всю игру дается 30 минут. По 5 минут на человека. Якорение на успех Как заякорить ребенка на успех? Хвалите его! Буквально за все. Наказаний может быть много. А похвалы – нет. 1. ПОЗДРАВЬТЕ РЕБЕНКА С «ДВОЙКОЙ»! Да, да, всерьез! «Ну молодец, поздравляю. Лиха беда – начало!» или «Ого, пару уже заработал? Нормально, могли бы и нуль поставить…», или «Было бы из-за чего слезы лить! Ерунда какая! Отчаянные двоечники порой становятся миллионерами». 2. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К ДЕТАЛЯМ Кажется, за что его хвалить? Ничего особенного он не делает… Присмотритесь повнимательнее и хвалите за то, что ребенок научился вовремя вставать, не опаздывать, убирать постель, делать уроки, быть вежливым, быть послушным, внимательным – словом, ЖИТЬ – само по себе огромное достижение. Подросток «портится» много раз, чтобы заново испытывать жизнь и себя; «разваливается» – чтобы строить себя по-своему. 3. ПОПРОСИТЕ У РЕБЕНКА СОВЕТА Советуются – значит, доверяют! Это отличный способ хвалить, не хваля. И заодно воспитать ответственного человека. В НЛП это называется КОСВЕННОЙ ПОХВАЛОЙ. 4. ПОПРОСИТЕ О ПОМОЩИ Просите ребенка о помощи – как равного или старшего. «Принеси воды», «вынеси ведро», «вымой пол» – может и унизить, и вознести. А ребенок поймет, и чем скорее, тем лучше, что просьба сильней приказа, бесконечно сильней. Склонять к добровольной помощи – великое психологическое искусство. Вместо: «Поди сюда. Сколько раз тебя звать? Поди сюда, говорю! Помоги-ка… А теперь живо за уроки» – что-нибудь вроде: «В магазин не успеваю…» или «Как справиться с этой пуговицей?..» Никуда не денешься: воспитание – всегда немножко спектакль. 5. ВОВЛЕКАЙТЕ В ПРОЦЕСС, РАССКАЖИТЕ О «ГОРИЗОНТАХ»… Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль…» 6. ПОМОГИТЕ ПОВЕРИТЬ В СПОСОБНОСТИ! Единственное ограничение, которое налагается на наши способности, – это наша неспособность признать собственные неограниченные возможности! Судьба вундеркинда Мечта многих родителей – воспитать вундеркинда. Мамы и папы наивно полагают, что если с ребенком не нужно учить вечерами стихи, писать сочинения и решать математические задачки, то такой ребенок будет беспроблемным. О вундеркиндах я писала еще в своей книге «Мужчины. Дети. Прочие опасности».4 И еще там отметила, что на самом деле вундеркинд – тяжелая ноша для воспитателя. У него масса проблем, с которыми не сталкиваются обычные ребята. Из-за разницы интересов и интеллектуального уровня таким детям трудно общаться со сверстниками психологически, а из-за разницы в возрасте им трудно найти общий язык с людьми постарше и физически, и психологически. Вундеркинды как бы становятся «инвалидами общения». Они неудобны всем и самим себе. Они одиноки и очень ранимы. Они ближе всех к истине, но их часто не понимают. «Бывший вундеркинд» Грибоедов, в одиннадцать лет поступивший в Московский университет, блестящий поэт, композитор и полиглот, не понаслышке знал, что такое «горе от ума». Судьбы одаренных людей порой трагичны: весьма редко общественное признание приходит к ним при жизни, их постоянно преследуют тяжелые стрессы, депрессии, в восемь раз чаще они заболевают душевными недугами. Шизоидность часто встречается среди интеллектуально и творчески одаренных людей. Явными шизоидами были Николай Гумилев, Велемир Хлебников, Осип Мандельштам, Владимир Набоков, Дмитрий Шостакович, Иосиф Бродский, Борис Пастернак… Чем выше одаренность, тем хуже прогноз на счастливую и спокойную жизнь. Самый плохой прогноз – у гениальности. Гении – мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван Гог, Николай Вавилов… Высокая одаренность – это отклонение в строении мозга, в психическом развитии. Такой дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Цифры весьма условные, но порядок чисел отражает истину. «Гении падают с неба. И на один раз, когда гений встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо», – сказал великий Дидро. Проще говоря, неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода убивают гениальность. Тогда из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный неудачник с тяжелым характером. Правда, есть и другой, облегченный вариант несостоявшейся одаренности: человек беспечный, не умеющий трудиться, плывущий по течению, живущий по линии наименьшего сопротивления. Самый благоприятный вариант – высокая норма, когда природа наделила человека всем необходимым: и высокой способностью к обучению, и хорошей адаптацией к внешним условиям, контактностью, общительностью, физическим здоровьем. Любите своих детей разными и помогайте им больше, чем другие считают благоразумным. Хобби для бэби Вряд ли кто-то из родителей, читающих эту книгу, считает, что для полноценного развития ребенка достаточно усиленного питания и школьного образования. Все мамочки хотят вырастить исключительное чадо – умное, талантливое, красивое, пластичное, доброе, нежное, веселое… Мы хотим наделить своего ребенка всеми возможными добродетелями и положительными качествами. В зависимости от того, как распределяются нашит собственные приоритеты, мы выбираем хобби для нашего ребенка – занятие, которое поможет ему развить те навыки, которые кажутся нам, взрослым, очень важными. И выбирать хобби надо как можно раньше, потому что к четырем годам ребенок обнаруживает 50% всех своих интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести – 70%, а к восьми – 90. Но прежде чем отправить свое чадо, например в секцию дзюдо или музыкальную школу (ведь вы так этого хотите!), прочитайте, КАКИЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ СОВЕРШАЮТ РОДИТЕЛИ, и постарайтесь их избежать. 1. ЛЕНЬ Допустим, ваш ребенок проявляет недюжинные математические способности, его логическому мышлению могли бы позавидовать биржевые маклеры, и он посмотрел по телевизору передачу про японские шахматы – сеги. Посмотрел и заболел ими. Решил научиться играть, стать мировым чемпионом. А в городе нет такой школы, или есть, но всего одна, на самом краю, возить ребенка туда неудобно – много времени занимает, а самого отпускать страшно – там большое автомобильное движение. И потом, что за блажь такая – сеги?! В наше время мальчишки играли в футбол на улице, а девочки – в дочки-матери, и ничего – никто не умер. Еще не понятно, станет ли мальчик выдающимся шахматистом или нет, а уже на него надо столько времени потратить! Лень. Пусть ходит в компьютерный клуб около дома. Компьютер – модно, да и мозги развивает, а в жизни уж наверняка больше, чем сеги какие-то, пригодится. Вот так родители из-за своей лености наступают на горло неспетой песни собственного ребенка. Возможно, конечно, мальчик вырастет, станет взрослым, самостоятельно освоит сеги и будет побеждать на местных соревнованиях. Но зачем давать ребенку изначально низкий старт для успеха, зачем делать его путь максимально тернистым руками собственных родителей? Да-да! Если уж решились родить ребенка, то не думайте, что на этом ваша жизненная миссия выполнена. В ребенка нужно вкладывать очень много чувств, времени и денег. С того момента, как у вас появился малыш, ваша жизнь больше не принадлежит вам, она принадлежит ему. 2. ЖАДНОСТЬ «Вот было бы неплохо – отдать девочку на бальные танцы, – думают некоторые родители. – Здорово, но очень дорого. Это же сколько денег уйдет на пошив специальной обуви и конкурсных костюмов! Только и горбатиться, что на хобби. И совсем не факт, что девочка добьется больших успехов и отработает вложенные в нее деньги. Плюс постоянные проблемы с партнерами. Вечный недобор мальчиков. Пусть пока походит на кружок макраме или бисероплетения. И дешево, и при деле ребенок». Стандартные рассуждения небогатых родителей. А ведь и правда – дорого и не факт, что девочка добьется… Но ведь не все измеряется деньгами! Когда женщина покупает себе дорогую шубу, она не думает о том, что эта шуба должна победить в международном конкурсе и заработать для своей хозяйки кучу денег. У нее другие функции. Женщина будет просто наслаждаться обладанием красивой вещью, в которой будет тепло и комфортно зимой. Так же и бальные танцы для дочери. Изящество и грация, чувство ритма и любовь к прекрасному, которые они воспитают, дороже любых материальных затрат. 3. ПОПЫТКА РЕАЛИЗОВАТЬ СВОИ НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ МЕЧТЫ «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали…» Так… Чем еще не занимался наш ребенок? Зачастую родители просто насилуют своих детей, заставляя заниматься тем, к чему у чад нет ни склонностей, ни любви. Они – родители – пытаются заставить детей реализовывать свои несбывшиеся мечты. Например, если папа в детстве мечтал играть на трубе, но у его родителей не было денег отдать сына в музыкальную школу, то он постарается организовать «сладкую жизнь» своему отпрыску, закрывая глаза на то, что сынишке медведь наступил на ухо. Если мама не стала балериной, то берегись, кривоногая дочка, – ты еще попотеешь в пачке и балетках! Если папа мечтал в детстве стать боксером, но не смог осуществить свою мечту из-за хилого телосложения и природной робости, то он наверняка проявит недюжинную настойчивость, пихая очкарика и ботаника сына в боксерскую секцию. А тот будет плакать после тренировок. Вот я, например, за годы учебы в музыкальной школе приобрела только комплекс неполноценности (ну нет у меня музыкального слуха!) и чувство вины перед родителями за то, что я все-таки эту школу бросила. Дорогая цена, по-моему, за попытку реализации амбиций моих родителей: «Пусть доченька будет Жанной Бичевской!» Один мой знакомый ирландец на предложение сходить на балет страшно выпучил глаза и испуганно выпалил: «НИ ЗА ЧТО!» Как оказалось, в детстве его заставляли скакать в ирландском балете. Но когда он все-таки увидел «Сотворение мира» в нашем оперном театре, то ходил в полном восторге дня два. Вот и получается, что благими намерениями мы воспитываем в детях отвращение к самым разным прекрасным вещам: музыке, живописи, балету, спорту… Вместо того, чтобы открыть в недрах детской души родник таланта и превратить его в стремительный поток. Если ваша девочка пишет стихи и сочиняет сказки, не отдавайте ее в математическую школу только потому, что это престижно. Если ваш мальчик возится на кухне и печет пироги, не ссылайте его в секцию по боксу, считая, что кулинария – не мужское занятие. К талантам ребенка нужно прислушиваться и развивать то, к чему у него есть способности, интерес и непреодолимая тяга. Позвольте ему прожить собственную жизнь! 4. ПОГОНЯ ЗА МОДОЙ Мамы и папы мечтают об одном для своих дочерей – о счастье. Молоденькие девушки тоже хотят именно этого. Казалось бы, счастье – такое растяжимое понятие, но и на него, как ни странно, есть мода. Мода на счастье наших дней – отдать дочку в модельное агентство. А почему бы и нет? Вроде работа не обременительная, девушка всегда в форме, встречи с интересными и богатыми людьми – потенциальными женихами и мужьями, солидный заработок. Так ли это? Модные показы и фотосъемки в областных и районных центрах проходят нечасто, в среднем один-два раза в месяц. Возможность отправить дочь-школьницу или студентку на кастинги в Москву есть далеко не у всех семей. К тому же в столице своя конкуренция. Зарабатывают начинающие модели тоже немного: на деньги за участие в показе можно купить немного косметики, колготки, в лучшем случае – подиумные туфли. Шансы попасть на высокооплачиваемые показы или получить контракт на работу за границу невелики. Участие в международных конкурсах дает девушкам возможность уехать за рубеж на стажировку, получить работу и отхватить призы – то есть заработать не деньги, а товар (косметику, украшения, часы, аксессуары, одежду, авто). Поскольку пробиться в модельном бизнесе сложно, а жить со случайных разовых показов и съемок просто невозможно, то правильным будет скорректировать свою дочку на получение высшего образования и настоящей специальности, которая впоследствии сможет приносить вашему чаду ежемесячный доход. Животные в нашей жизни Домашние животные – еще один беспроигрышный вариант хобби, на мой взгляд. Как часто в наших семьях, особенно с появлением детей, возникают просто шекспировские вопросы: «Быть или не быть?», «А если и быть, то кому?», «Будут ли по утрам вас будить мягкие пушистые лапки или настойчивый мокрый нос и звонкий лай?»… Дочка хочет белую крысу или, по меньшей мере, морскую свинку. Сыну подавай дога. А муж под больную поясницу любит подкладывать мягкого и теплого кота. Черт знает что! Есть категория людей, которые считают, что лучшее домашнее животное – жираф: сам живет на улице, а голова дома (торчит в форточку). Мой разговор не для них. Да и тех, кто готов усыпить кошку за испорченный диван или отравить соседскую собаку за веселый лай по утрам, я вряд ли смогу сделать добрее. Хотя, кто знает… Моя звериная история Это просто фатально. Я все время подбираю животных на улице: больных, блохастых. Мотаюсь с ними к ветеринару, лечу, потом стараюсь пристроить, иначе в моем доме был бы уже целый зоопарк. Голубь с перебитым крылом, раненый ежик, три собаки и четыре кота. Слава богу, голубь пристроил себя сам: вылечили крыло, и однажды утром он просто улетел. Ежика вернули на этническую родину, в лес, когда его здоровье перестало внушать опасения. Собаки были подарены друзьям, коты отданы в хорошие руки. Осталась кошка, которая пришла к нашей двери, астматически кашляя и чихая. Через год разродилась потомством: всего два котенка. Один был совершенно нежизнеспособным. Кошка даже отказалась вылизывать его. Но не тут-то было. Я отогрела котенка, через одноразовый шприц стала поить детским питанием. Кошка приняла его, вернее, ее, но малышка была такой слабенькой, что сама не могла сосать молоко. Пришлось дежурить ночью, кормить каждые три часа. Второй котенок бодро сосал материнское молоко. Так случилось, что наша кошка через десять дней умерла. На моих руках осталось двое слепых беспомощных котят. Ветеринар сказал, что дело гиблое: не выживут котята без ферментов материнского молока, не сформируется у них кишечник, потому что кошка, вылизывая их языком, делает своему потомству массаж. Нет, конечно, я не стала вылизывать котят. Но и не упала духом. После каждого кормления из пипетки я нежно поглаживала им животики, массировала их пальцами. Вся наша семья изменила график жизни и работы из-за двух теплых пушистых комочков: их нужно было кормить, вытирать обкаканные попы, менять мокрые подстилки, лечить загноившиеся яички котенка-мальчика… Они не просто выжили, они выросли холеными и красивыми: кот и кошка. Кошка живет у мамы. А кота я забрала к себе, когда вышла замуж. Пережить смерть любимого животного – это не так-то просто. Но нам удалось, потому что любимая кошка оставила нам два маленьких мяукающих сердечка, о которых нужно было не просто заботиться, за которые нужно было бороться. ***Воспитание родителей В девятиметровой комнате их жило четверо: Лена, ее муж Саша и двое детей – Марина и Антон. Заводить животных в таких стесненных условиях было по меньшей мере безумием. Однако дети не сдавались. Марина ежегодно писала письма Деду Морозу с просьбой подарить ей щенка. А Антон однажды отправился с дедушкой на рынок, чтобы помочь старику продать цветы, выращенные на даче. Вырученные деньги дед отдал внуку на подарок маме ко дню рождения. И Антон купил маме… щенка. Отказаться от такого счастья мама не смогла. И постепенно в тесной комнатке стали появляться жабки в аквариуме, попугай в клетке, хомячок и даже крыса. Когда Лена и Саша построили квартиру и переселились в новый дом, в семье уже было девять членов: мама, папа, дочка, сын, овчарка Дана, крыса Анфиса, попугай Кеша и две жабки – Ли и Ло. Хомячок умер. Лена и Саша рады своему многочисленному семейству. Они признаются, что не только дети стали ответственнее, собраннее и добрее, но и они сами: – Забота о тех, кто сам не может о себе позаботиться, сделала нас всех внимательнее к окружающему миру. Теперь детям не нужно повторять, что нужно помогать маме или уступать место в автобусе пожилым людям, они сами спешат на помощь. Ну, а мы с мужем перестали наказывать детей, потому что разбираться с позиций силы или психологического давления с теми, кто слабее тебя, просто нечестно. Наши животные помогли нам это осознать. Но кроме всех этих воспитательных функций наши животные дарят нам огромное количество радости и положительных эмоций. Собаки и кошки зачастую оказываются лучше людей, которые нас окружают. Закон целеполагания Любите ребенка, а не себя в нем! Позвольте ему прислушаться к себе, почувствовать свою мечту, определить свои задачи и пуститься в увлекательное путешествие достижения собственной цели. Ребенок должен реализовать свои цели, а не те, которые поставили ему родители. Nota bene Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос. – Все, что существует, создано Богом? Один студент смело ответил: – Да, создано Богом. – Бог создал все? – спросил профессор. – Да, сэр, – ответил студент. Профессор спросил: – Если Бог создал все, значит – Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит – Бог есть зло. Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он еще раз доказал, что вера в Бога – это миф. Еще один студент поднял руку и сказал: – Могу я задать вам вопрос, профессор? – Конечно, – ответил профессор. Студент поднялся и спросил: – Профессор, холод существует? – Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно? Студенты засмеялись над вопросом молодого человека. Молодой человек ответил: – На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (—460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла. Студент продолжил: – Профессор, темнота существует? – Конечно, существует. – Вы опять не правы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота – это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. В конце концов, молодой человек спросил профессора: – Сэр, зло существует? На этот раз неуверенно, профессор ответил: – Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным, как проявлением зла. На это студент ответил: – Зла не существует, сэр, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло – это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод – слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло – это не вера или любовь, которые существуют, как свет и тепло. Зло – это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света. Имя студента было – Альберт Эйнштейн. Глава 10. ЛЮБОВЬ ИЛИ ДРУЖБА? или НЕ УМЕЕШЬ ЛЮБИТЬ – ИДИ ДРУЖИ!«Вы живете в очень странном мире. Вы родились от секса, вы уйдете жить для секса, ваши дети родятся из секса, и секс при этом самая осуждаемая вещь, наибольший грех. И все религии изо всех сил стараются вбить вам это в мозги». Ошо Американский психолог Эрих Фромм писал, что, когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия одних только родителей. Поэтому родителям подростка нужно осознать, что их контроль не вечен, власть над ребенком со временем должна ослабевать. И что в жизни подростка социум, друзья и окружающая среда выходят на первый план и затмевают авторитет семьи. Старым идеалам не удержаться, когда приходят новые. Но если родители осознают это, окажут поддержку и проявят чуткость и понимание, то они всегда будут рядом с ребенком и перейдут в ранг близких друзей. Дружба и жизнь Настоящая дружба – как привидение. Все о ней говорят, но мало кто ее видел. И тем не менее дружба – одна из тех желанных вещей, без которых невозможна жизнь. Мы все стремимся обрести настоящих друзей. Мы хотим, чтобы нас желали видеть в друзьях. Наши дети – подростки – хотят этого втрое сильнее. Подросток настойчиво, маниакально стремится найти верного друга и лихорадочно меняет друзей. Он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Но подростки – идеалисты, и любое несоответствие ожиданиям от дружбы чревато разрывом отношений. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Социологические исследования утверждают: только 33% мальчиков из выпускных классов находят, что настоящая дружба со сверстниками встречается часто. Короче, дружба, как привидение… Биполярность Подросток не только ищет друга. Он также хочет стать другом кому-то, хочет быть принятым в группу, стать любимым, желанным, нужным. Однако далеко не каждого подростка принимают в компанию сверстников, некоторые оказываются в изоляции. Обычно это как неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети, так и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам. Что делать? Закаляться! То есть тренировать свои навыки общения по законам НЛП. Для этого есть три простых техники, которые отлично развивают чувство юмора и коммуникативные навыки. 1. Стратегия веселого НЛПера: 1 анекдот 3 раза в день Предложите своему подростку выбрать один анекдот и рассказывать его в течение дня от трех до семи раз в разных тусовках. Важно рассказывать именно один анекдот, и именно несколько раз. При этом каждый раз обращать внимание на то, что можно улучшить при следующем рассказывании по сравнению с предыдущим. Практика показывает, что 7 раз подряд неудачно рассказать анекдот невозможно. А однажды рассказав удачно анекдот, очень легко перенести это умение и на остальные. К тому же можете быть уверенными, что этот анекдот запомнится надолго. А, поразвлекавшись так в течение месяца, можно получить свою копилку из 30 анекдотов, которые будут рассказаны так, что не нужно говорить в конце слово «лопата». Результат вполне стоит того, чтобы над ним потрудиться. Ведь все хотят видеть в своей компании веселых людей с хорошим чувством юмора. Именно на чувстве юмора базируется харизматичность и уверенность в себе. 2. Воздушные шары Вашему подростку сложно знакомиться и поддерживать отношения? Подарите ему воздушные шары. Зачем? Пусть надует их, выберет шарики любимых цветов и отправится на улицу, чтобы совершить пять обменов, подходя к совершенно незнакомым людям, знакомясь и предлагая им обменять шарик «с прекрасным настроением внутри» на что-то другое, очень ценное. Если в этой игре примут участие несколько человек, то результативность увеличится. Во-первых, вашего подростка подстегнет конкуренция. А во-вторых, появится возможность для эффективной обратной связи. Обсуждение трофеев и разговор о преодолении себя, о том, какие выводы для себя из этого упражнения сделал каждый участник игры, очень полезны и зачастую неожиданны. Игра направлена на то, чтобы понять, что если мы хотим что-то получить, нужно действовать безотлагательно, нужно быть авантюристом, считать себя достойным и понимать, что иногда блага можно делать и получать, казалось бы, из воздуха. Поверьте, менять шарики – не только увлекательно, но и сложно. Но прелесть в том, что это не только сложно, но и чертовски увлекательно! «Воздушные шары» – одно из любимых упражнений взрослых людей, желающих преодолеть коммуникативные фобии, на моих тренингах личностного роста. В результате игры обязательна обратная связь. Каждый из участников рассказывает, что он вынес для себя из этого упражнения, какова его мантра, его новое убеждение. 3. Благодарность Люди хотят, чтобы их ценили по достоинству. Они нуждаются в этом. Но порой нам так сложно вербализировать свои мысли, даже если мы действительно искренне кем-то восхищаемся или искренне благодарны. Предложите своему подростку в качестве эксперимента, во-первых, благодарить всех, кто был внимателен к нему, оказал какую-то услугу, а во вторых, искать возможность и повод поблагодарить каждого человека в его жизни… Пусть понаблюдает, как изменится его собственное мироощущение при таком гуманистическом подходе и как изменится отношение людей к нему. Предложите вашему подростку в конце каждого дня говорить спасибо себе. – Я благодарю себя за… За что можно поблагодарить себя? – За то, что я позволил себе раскрываться, жалить и быть ужаленным, позволил себе сомневаться и узнавать, верить и любить. Пусть благодарит себя за все то, что преодолел в себе и о чем никто, кроме него, даже не догадывается. Новости |