Балыко Диана "НЛП для родителей. 11 законов эффективного воспитания подростка"
– Лучшее, что я сделала в своей жизни, – восемь абортов. Мне хватило ума и ответственности не рожать. Я верю, что мы сами выбираем все свои болезни, все свои недомогания, срок своей жизни и дату смерти. Порой мы замедляем ход этих предопределенных нами же событий, порой ускоряем. Но если эти механизмы исцеления и умирания запущены нами бессознательно, мы не можем ими управлять. Чтобы управлять, сдвигать дату смерти, прекращать болезни, нам нужно быть ОСОЗНАЮЩИМИ. И в этом могут помочь определенные техники НЛП. Якоря и якорение Если кошка однажды села на горячую плиту, то больше этого она никогда не повторит. Она теперь даже на холодную не сядет. Потому что весь опыт закодирован в нервной системе. Поверьте, попа вашего ребенка помнит ремень. В НЛП это называется КИНЕСТЕТИЧЕСКИМ ЯКОРЕМ. Уши вашего ребенка помнят ваш душераздирающий крик, когда он разбил любимую вазу. Это АУДИАЛЬНЫЙ ЯКОРЬ. Сдвинутые к переносице брови отца – ЯКОРЬ ВИЗУАЛЬНЫЙ. Якорением мы сознательно и бессознательно занимаемся ежедневно. Как и все в нашей жизни, якорение бывает позитивным и негативным. Объятья, поглаживания, поцелуи, добрые слова, комплименты, восхищенные взгляды, ласковый голос – позитивные якоря. Окрики, шлепки, недовольный вид, указания, внушения, оскорбления, подзатыльники – якоря негативные. Кажется, все просто. Люби, хвали и жалей ребенка, и он будет счастлив. Однако и здесь есть подводные рифы. Порой позитивные якоря мы легко превращаем в негатив. Например, упал ребенок. Разбил коленку. Плачет. Мать тут же начинает его гладить, целовать и успокаивать. Ребенок затихает, но тело его запоминает, что поцелуи и поглаживания связаны с болью. Вот так и ставим мы своим детям, сами того не желая, негативные якоря. И потом родители удивляются, почему подросток отталкивает все проявленные родителями нежности, не принимает их. – А что же делать, если ребенок упал? – спросит меня сердобольная мама. Давайте подробно разберем пример. Допустим, ваша дочь сильно разбила коленку. Пришлось очищать ранку от крови и песка. Девочка громко рыдала. Рядом находились несколько взрослых, которые говорили: «Подумай о том, как ты, должно быть, ударила этот гадкий, старый камень», «Пустяки, не стоит плакать, пойдем возьмем аптечку». Какие ошибки допустили взрослые? Они не дали ребенку полностью пережить боль, озвучить свои эмоции. Почему? Родителям тяжело смотреть на плачущего ребенка, из подсознания всплывают собственные, давно забытые ассоциации и запреты. Взрослым на подсознательном уровне становится страшно и неприятно. Родитель накладывает вето на плач, на проявление эмоций, «забалтывая» ребенка – лишь бы быстрее замолчал! Что делать в такой ситуации? Во-первых, нужно дать ребенку возможность выразить свои чувства, позволить выплакаться: «Я ПОНИМАЮ, насколько тебе больно, а может быть, и страшно. И если тебе нужно сейчас поплакать, ты можешь сделать это». Дело в том, что переживания, в которых мы отдаем себе отчет, проходят быстрее и лучше, чем те, существование которых мы отрицаем. С помощью озвученных эмоций можно решить гораздо больше проблем, чем кажется на первый взгляд. И более серьезных, чем разбитая коленка. Обнимать ребенка можно тогда, когда боль идет на убыль, когда основная трагедия пережита. Иначе мы заякорим негатив. Якоря работают при постоянном подкреплении. Мало однажды сказать ребенку «Я тобой горжусь», чтобы заякорить в нем состояние уверенности и ощущение родительской поддержки. Нужно хвалить своего ребенка всякий раз, когда он этого заслуживает. Порой нужно восхищаться им авансом, мысленно подтягивая его к той высокой планке, которая стоит перед ним, к той высокой оценке, которую вы даете его возможностям. Помните, что наши возможности ограничены лишь нашим убеждением, что наши возможности ограничены. А в целом – и это одно из базовых положений НЛП – В КАЖДОМ ИЗ НАС ЕСТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ. Здоровье и свобода Помните, что у тревожных родителей дети болеют в четыре раза чаще? У безалаберных взрослых дети закаляются сами, волей-неволей. А у тревожных часто достаточно бывает на время расстаться с «лидером стресса» (обычно бабушкой или мамой), чтобы по непонятным причинам вдруг перестать болеть… Каждый день мы заставляем ребенка сидеть в помещении, почти не шевелясь и работая головой; каждый день со слепым упорством убиваем его внимание, восприимчивость и мешаем развиться способности к самоконтролю; каждый день требуем то, что сами же отнимаем! Самые жизнеспособные худо-бедно умудряются вырывать свое – за счет ли бешеной активности в допущенное время, за счет ли прогулов… А недобирающие рыхлеют, толстеют, худеют, бледнеют. Пассивные делаются апатичными, активные – раздражительными, склонные к задумчивости впадают в тоску, склонные к веселью – в дурашливость, хулиганство… Ребенок, принуждаемый к духоте и малоподвижности, отучается по-настоящему двигаться и дышать: дыхание делается поверхностным, мышцы и нервы начинают киснуть и забывать, для чего предназначены, превращаются в паразитов, живущих за счет желудка. Когда смотришь на людей, оторопь берет: как можно настолько не любить свое тело, чтобы доводить его до такого состояния! Ожирение, истощение, дряблость мышц, сколиоз, остеохондроз, кифоз… С точки зрения НЛП, все понятно: у большинства закрыта, заблокирована кинестетическая система, люди просто не чувствуют свое тело. И чтобы почувствовать свое тело хоть немного, нужно причинить ему боль – проколоть уши, нос, пупок, напиться, накуриться, заболеть, умереть, в конце концов. В путь – к здоровой жизни! В результате самоанализа большинству родителей удается увидеть взаимосвязь между болезнями детей и их душевным состоянием. Порой родителям удается также осознать, какую роль они сами играли в поддержании этого состояния и какую роль в этом сыграли дети. Ведь и взрослые, и подростки очень любят спекулировать не только недомоганиями, но и чувством вины… Порой, осознав, что сами родители (их собственное поведение и представления) явились причиной болезни своего ребенка, люди начинают испытывать чувство вины за свои прошлые действия. Спасаясь от собственного чувства вины, родители начинают перекладывать всю ответственность за это на детей, тем самым усугубляя ситуации и продолжая разрушать психику (а соответственно и физическое здоровье) ребенка. Как можно обвинять ребенка в том, что он слушался своих родителей – сдерживал эмоции, был послушным, понимал, что «мама устала, а папа занят»? У большинства детей болезни возникают как реакция на стресс, нехватку любви, невнимание со стороны родителей. Но, как и взрослые, они даже не подозревают о существовании связи между эмоциональным стрессом и болезнью. Главная цель – победить болезни – найти пути к здоровью, отказавшись от взглядов, которые приводят человека к саморазрушению. Если ваш ребенок мог способствовать возникновению болезни, точно так же он может способствовать и своему выздоровлению. При непосредственной родительской помощи, любви и внимании. Ребенку нужно помочь ЗАХОТЕТЬ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, на примерах показать все прелести полноценного гармоничного физического и душевного состояния и развития. Внушайте для начала себе (как бы там ни было!), что все будет хорошо, что все УЖЕ идет к лучшему. И тогда вы сможете более уверенно внушать это ребенку. Это главное ваше целебное действие – самое великое из возможных – и кто, кроме вас?.. Вера в лучшее поможет создать более благоприятный климат в мире вашей семьи и защитит от вторжения мрака. Чтобы грамотно объяснить ребенку, как работать с болью, как «утилизировать» свое болезненное состояние, предлагаю вам проверить все нижеописанные техники НЛП на себе. Ведь только с годами, по болевым симптомам, мы узнаем, как много органов в нашем организме. А взрослый, у которого ничего не болит, кажется, уже умер… Боль: выявление стратегии Боль связана со страхом, физическим и психологическим напряжением. А значит, когда люди начинают регулярно выполнять упражнения на релаксацию и визуализацию, боль уменьшается, проходит, а впоследствии не приходит вовсе. РЕЛАКСАЦИЯ Расслабление снижает мышечное напряжение, которое, в свою очередь, уменьшает боль. Вы замечали, что люди, которые посещают бассейн, болеют меньше? И это даже не результат закаливания. Плавание расслабляет и лечит от неврозов. А неврозы – причина большинства наших болезней. Плавание – лучшая профилактика многих заболеваний. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ Благодаря работе с ПОЗИТИВНЫМИ мысленными образами у человека формируется установка на выздоровление, его страх перед жизнью (в разных ее проявлениях) постепенно исчезает. А это, в свою очередь, понижает мышечное напряжение и, в конце концов, влияет на уменьшение боли. Если вам и вашему ребенку удастся осознать те установки, которые влияют на боль (ожидание контрольной, конца четверти, неприятного разговора, «пацанских разборок», выяснений отношений с подругой и т. д.), вы получите возможность изменять свои мысли. Для того чтобы усилить положительные ожидания, нужно чаще выполнять упражнение на релаксацию и визуализацию. Для этого отлично подходит техника образа успешного себя и медитация «Письмо от своего «Я». Изменив способ реагирования на неизбежные ситуации, вы станете менее уязвимы для возможных стрессов. Налаживаем связь с болью С болью (абсолютной любой – головы, живота, горла, сердца…) можно установить связь и вести мысленный разговор с помощью специальной техники НЛП. И в том и в другом случае вы можете многое узнать об эмоциональных слагаемых вашей боли и заболевания. 1. Начните с упражнения на расслабление. 2. Представьте свою боль в образе какого-нибудь существа. Постарайтесь, как можно подробнее его рассмотреть. 3. Постарайтесь завести разговор с этим существом. Спросите его, почему оно здесь, каковы его цели. Внимательно выслушайте его ответы. 4. Теперь спросите это существо, что вы можете сделать, чтобы от него избавиться. Внимательно выслушайте, что оно вам сообщит. 5. Откройте глаза и начните выполнять его советы. Обратите внимание, уменьшается ли ваша боль. 6. Поздравьте себя с тем, что вам удалось уменьшить боль, и возвращайтесь к обычной деятельности. ***Зрительное представление боли Еще один способ уменьшения боли состоит в том, чтобы представить себе, как она выглядит. Как и первое упражнение, этот метод направлен на усиление веры в свою способность управлять процессами, происходящими в вашем организме. 1. Начните с упражнения на расслабление, приведенного выше. 2. Сосредоточьтесь на боли. Какого она цвета? Постарайтесь поточнее увидеть ее цвет, размер и форму. Например, это может быть ярко-красный шар, размером с теннисный, баскетбольный мяч или грейпфрут. 3. Мысленно удалите этот шар из своего тела и поместите его на расстояние, скажем, метров трех от вас. 4. Мысленно увеличьте этот шар до размера баскетбольного мяча. Затем уменьшите его до размеров горошины. Теперь пусть он станет такого размера, как ему хочется. Обычно он возвращается к тому размеру, с которого началась визуализация. 5. Начните изменять цвет шара. Сделайте его сперва розовым, затем бледно-зеленым. 6. Теперь возьмите зеленый шар и поместите его обратно, в первоначальное место. Обратите внимание, не удалось ли вам уменьшить боль. 7. Откройте глаза и возвращайтесь к каждодневным занятиям. Вместо боли – волейбол Возможно, вы знаете этот секрет. Наверняка! Вероятно, вы используете его в своей жизни – сознательно или нет. Но сейчас я хочу обратить на него ваше пристальное внимание. Секрет прост: БОЛЬ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕМ. Вспомните, бывало ли у вас так, что во время жутчайшей головной боли вы узнавали приятную новость и боль улетучивалась безо всяких таблеток? Или, скажем, ваш ребенок изнемогает от ангины, но стоит только соседскому мальчишке заглянуть его проведать, как у вас тут же появляется мысль: а не симулирует ли ваш ребенок болезнь, уж очень весел он и боек в общении с приятелем? А теперь я выписываю вам НЛПерский рецепт: занимайтесь при появлении боли чем-то приятным, приносящим радость, и боль ослабнет или даже вовсе исчезнет. Позволяйте своим детям радоваться во время болезни, и они будут выздоравливать гораздо быстрее. Это, конечно, не панацея. Но многим помогает. К тому же порой создается впечатление, что родители просто наказывают своих детей за то, что те испытывают боль, лишая их самых простых удовольствий – сладостей, компьютера, музыки, просмотра фильмов, общения с друзьями… Постарайтесь понять эмоциональные составляющие боли, исследуйте ее возможные причины, а затем разрешите себе и своим детям удовлетворять эмоциональные потребности по полной программе, не прибегая к боли, как оправданию. Спрашивайте своего подростка не только о том, что болит, но и о том, чего он хочет, ведь этот вопрос равносилен вопросу «Почему болит?». Как не мешать выздоравливать А теперь научите своего подростка всем этим нехитрым практикам и, главное, – не мешайте ему выздоравливать своими внушениями, плохим настроением, истериками, невниманием, равнодушием… Техники НЛП важны при утилизации боли. Но порой есть более действенные методы. О чем это я? Просто не стоит лечить диарею медитацией, лучше выпить пару таблеток. Это надежнее. Ведь, как говорил Фрейд, иногда банан – это просто банан. Иногда понос – это просто понос. Многих родителей пугает, когда ребенок во время болезни отказывается есть. Бояться здесь нечего: отказ от пищи во время болезни – всего лишь защитная реакция организма, который нуждается в выведении шлаков и не хочет обменных нагрузок. Все звери, пока болеют, особенно в острый период, отказываются от еды или едят очень мало и очень избирательно. Но изредка нежелание есть (особенно в период, когда болезнь сходит на убыль) может быть и проявлением глупости организма, инертного нарушения саморегуляции. Так, иногда после многократной рвоты, болей в животе и других неприятностей появляется и невротический страх перед едой… И тут уже можно помочь: попробовать легко, без насилия уговорить поесть (уговором, игрой, примером). Однако если ребенок настойчиво отказывается есть и принимать лекарства, то меньший риск для здоровья – уступать сопротивлению, особенно если оно проявляется такими резкими симптомами, как тошнота. И природа ошибается, но гораздо реже, чем доктора. А природа ребенка умнее природы взрослого, потому что еще не так испорчена. Закон ресурсного якорения Самое волшебное прикосновение – поцелуй. Самая исцеляющая мантра – «Я люблю тебя!» Самые ресурсные якоря на свете – доверие, забота, похвала, нежность и любовь. Nota bene «Когда ты чего-нибудь желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого». Пауло Коэльо Глава 6. А СЧАСТЬЕ ТАК… И ТАК… И ТАК ВОЗМОЖНО, или ЗАЧЕМ БЫТЬ КАК ВСЕ?«Счастье не в том, чтобы делать всегда что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь». Л. Н. Толстой «Если быть как все, то зачем тогда быть?» Сян-Цзы Мы берем за руку маленького человечка, приводим его в мир и начинаем… жаловаться. Мы – недовольны. Оказывается, наш ребенок – не самый умный, не самый спортивный, не самый музыкальный, короче, не самый-самый… – Если ты не первый, то какой ты? – внушаем мы ему. И забываем при этом, что однажды все мы уже были очень успешны, когда обогнали миллиарды других сперматозоидов и достигли одну-единственную яйцеклетку. Мы прошли невероятный кастинг, сумасшедший отбор, мы оказались впереди всех! Это многого стоит. И когда вдруг опускаются руки и вы думаете: «К черту!», вспоминайте всех этих сперматозоидов-неудачников, которые погибли ради того, чтобы вы сегодня жили. Воспитан счастливым Каждый любящий родитель задается этим вопросом. Но ни в семье, ни в школе, ни в институте нас не учат тому, как правильно воспитать СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА. Часто в нашем стремлении дать ребенку «все, что ему нужно» мы проходим мимо самого главного – того, в чем он нуждается не просто для того, чтобы выжить, но для того, чтобы вырасти счастливым. Да и что такое счастье вообще? Счастье – это возможность быть собой. Не реализацией папиных амбиций и маминых неосуществленных планов, а собой… Абсолютно другим человеком, совершенно автономным… Я хочу, чтобы вы любили ребенка, а не себя в ребенке (что, к сожалению, делает подавляющее большинство родителей). Знаете, о чем мечтает ваш подросток? О том же, о чем мечтали и вы, когда еще умели летать по ночам. Ваш ребенок ждет удивительной судьбы, неповторимой жизни. Он хочет все почувствовать, все попробовать, и как можно скорее. Ему нравится просто идти по улицам, отражаться в витринах. Он очень сильно надеется, что его обязательно полюбят, что его ждут. А еще он до утра сладко думает, и с трепетом чувствует, что вот-вот, уже этим утром, уже скоро, уже скоро… Про магию НЛП и знаки Вселенной Если хочется быть первым, смотрите на бегущего впереди, а не оборачивайтесь на отстающих. В НЛП есть два базовых положения, следование которым приблизит и вас, и вашего ребенка к счастью: 1. Вселенная – изобильная и дружественная система. 2. У каждого человека есть все необходимые ему ресурсы. Если человек рожден для счастья, как птица для полета, это значит, что он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО может быть СЧАСТЛИВЫМ. Не притворяться таковым, не говорить о счастье, чтобы быть как все, чтобы не разочаровывать близких, а именно БЫТЬ. Для этого нужно, во-первых, просто идти в мир с открытым сердцем и знать, что мир приемлет вас, улыбается вам, рад вам, любит вас. Улыбайтесь! Ведь кто-то может влюбиться уже в одну вашу улыбку. Есть простая НЛПерская техника по утилизации грусти: нужно посмотреть на себя, удрученного, в зеркало, погримасничать и заставить себя смеяться. Десять минут. Не меньше. Вначале смех получается каким-то вымученным, натужным, но с каждой минутой смеяться становится все легче, мир приобретает новые краски, и настроение улучшается. Во-вторых, для того, чтобы быть счастливым, нужно мечтать! Научите своего ребенка мечтать, фантазировать, воображать, представлять, писать письма Деду Морозу, доверяться вам и доверять своему дневнику свои желания. Человек без мечты – как птица без крыльев: гадить – может, а летать – нет. Все, что мы собой представляем, – это то, о чем мы думали раньше. Благоразумнее всего мечтать о несбыточном. И пусть цели вашего подростка будут глобальными: по ним тяжелее промазать. Если выбирать самое лучшее, то, скорее всего, вы получите именно это. Ведь имеющий желание – ищет возможность, не имеющий желание – ищет причину. Объясните ребенку, что, мечтая, он направляет запрос во Вселенную. И та мгновенно начинает искать пути для реализации этой мечты. Если мечтать, Вселенная поможет. Она подберет необходимые ресурсы. Не обязательно в подробностях, детально, пошагово расписывать свой путь достижения цели. Главное – принять Решение и сосредоточиться на Итогах. Самое важное решение, которое может принять человек, – Быть Счастливым. Вселенная постоянно дает нам знаки, которые ведут нас к счастью. Если человек хочет найти счастье, он везде будет его находить… Он придаст ему особые символы, образы, поверит, что счастье – это число «пи» или цифра 9. Так оно и будет. То, во что мы верим, становится нашей реальностью. К цели – по законам НЛП Хотите, я расскажу вам один секрет? Секрет в том, что камень, брошенный с крыши, падает на землю, в том, что люди ходят по земле даже с другой стороны планеты, где, казалось бы, они должны просто падать. Он в том, что Луна – спутник Земли, а Земля – спутник Солнца. Он в законе притяжения. Все притягивается. Абсолютно все… Все, о чем мы мыслим, думаем, чего желаем и чего так сильно боимся. Наши мысли материальны. Наши мысли – это предметы, о которых мы думаем, события, которые мы планируем, вероятности, которых мы опасаемся. Наши мысли формируют нашу жизнь. Я сейчас говорю не просто про угол зрения, который при правильной настройке делает наше настоящее ярче и позитивнее, я сейчас говорю про будущее, которое через мгновение уже станет настоящим. Я говорю про те изменения, которые мы можем привнести в нашу жизнь, думая позитивно. Сядьте за стол и напишите в настоящем времени, например, так: «Я благодарю Вселенную за жизнь, которая у меня есть, за счастье, любовь, изобилие, доверие и понимание, за гармонию, за интересную и высокооплачиваемую работу, талантливую, красивую, сексуальную женщину, которая среди всех мужчин мира выбрала меня, за огромный светлый дом, в котором мы живем с ней и растим наших детей…» Напишите обо всем, что придет вам в голову, отпустите в полет свою фантазию, позвольте ей воспарить над реально существующим бытом, позвольте себе отказаться от страхов и скепсиса. Вы ведь уже знаете, что благоразумнее всего – мечтать о несбыточном. И пусть из ваших планов исчезнут все частицы «не», которые не воспринимает наша психика. Мы очень часто думаем не о том, чего хотим, а о том, чего не хотим, боимся, опасаемся, о том, что нас пугает. И все эти «не» скользкими когтистыми лапами сжимают наше горло, становясь реальностью. Все происходит согласно законам притяжения. Каждый человек – магнит, и как магнит он притягивает к себе все, чего действительно хочет. А теперь поделитесь этой техникой эффективного целеполагания с вашим подростком. Дайте ему коротенькую инструкцию по счастью. Как это сделать? Что сказать? Все просто. Скажите своему ребенку примерно следующее: – Помнишь сказку про Алладина и его волшебную лампу, из которой появлялся джинн? Джинн – это Вселенная. Дружественная Вселенная говорит: «Сделаю все, что ты пожелаешь, о Повелитель». Только загадывайте! Только не бойтесь желать! Позвольте своей фантазии забраться выше облаков. Ты достоин! Ты – единственный, лучший, уникальный, нужный, надежный. Ты – мой! И ты достоин всего самого сказочного, необъяснимо прекрасного, восхитительного, всего, что только пожелаешь. Я не знаю, как работает электричество, как оно возникает. Это просто необъяснимое чудо для меня. Но при этом я знаю, что оно очень полезно для моей жизни. Оно – свет, благодаря которому я читаю и пишу, оно – тепло, благодаря которому мне комфортно и сытно, оно еще целые кучи полезных и приятных вещей. Вселенная сама найдет способ, как наилучшим образом реализовать твои желания, найдет, и подскажет, и поможет воплотить в жизнь. Ты просто желай и прислушивайся к знакам судьбы. Сядь за стол и напиши в настоящем времени: «…у меня много друзей, потому что я замечательная, активная, веселая, красивая девушка. Самые достойные парни ухаживают за мной, оказывают мне знаки внимания. Моя учеба приносит массу удовольствия и плоды в виде отличных оценок. Я приношу людям радость, и они восхищаются мной. В моем доме на море всегда много гостей, потому что это дорогой отель. Мой дом стоит на небольшом острове. Это мой собственный остров. В моем собственном море…» Пусть это будут твои мечты, твои планы, твои результаты, пусть в этом тексте появятся конкретные даты, ближайшие, пусть Вселенная закрутится ради тебя, ради исполнения твоих желаний. И знаешь, что самое прекрасное? В большинстве сказок желаний только три. А на самом деле их бесконечное множество, их ровно столько, сколько ты пожелаешь, столько, сколько сможешь унести. Бери больше, не стесняйся! Бери от жизни все на 100%, на 120, на 150, на 300, на 1000%, на миллион!!! Не думай, что теперь тебе нужно контролировать поток своих мыслей и пытаться направить их в позитивное русло. Все гораздо проще. Сконцентрируйся на эмоциях. Их всего два типа – положительные и отрицательные. Знаешь, бывают такие дни, когда встаешь не с той ноги… И весь день насмарку. Дело за делом. Провал за провалом. И мы утопаем в негативных эмоциях, дурных мыслях… И эти мысли притягивают все плохое, чего мы так боимся. Что делать? Нужно изменить субмодальности – сменить эмоциональный фон. По-другому его окрасить. Отдай себя позитивным эмоциям. Плохое настроение? Слушай музыку, пой, мойся, съешь что-нибудь вкусное, выпей, позвони мне, посмотри наши фотки… Да мало ли средств для релаксации? Когда в тебе поселятся положительные эмоции, то и мысли станут позитивными. Это же так просто. Коносукэ Мацушита в «Заповедях для преодоления трудностей» говорит: «Если упорно продолжать то, что надо, основываясь на своем твердом убеждении и миссии, то из этого возникают новые ресурсы ума и таланта, приводящие к рождению творческого замысла и новой идеи. Поэтому доселе невиданно трудная ситуация может превратиться в шанс возведения основания для невиданного пространства». Установки счастья Они просты и очевидны, как солнечный свет. Но мы почему-то предпочитаем думать о грустном, рассуждать о темной стороне личности, копить на черный день… Пора менять установки! ИТАК… • Как только мы становимся открытыми и сознательными, чудесные решения наших проблем приходят в голову буквально «из ниоткуда». • Организовать жизнь проще, чем навести порядок в дамской сумочке. • Для развития благоприятных отношений с другими людьми прежде всего необходимо полностью разобраться в отношениях с самим собой. • Деньги – это средство достижения конечной цели, а сама конечная цель далеко не всегда связана с их избытком. • Для того чтобы постигнуть все грани жизненного спектра, необходимо время от времени менять свой жизненный стиль. • Красота – не в формах, волосах или одежде, а в открытости сердца и способности весело смеяться. • Люди готовы любить нас больше, чем мы позволяем им это. • Выполнение данных кому-либо обещаний является святым долгом. • Любовь и свобода во взаимоотношениях возникают тогда, когда мы позволяем тем, кого любим, уйти, а не пытаемся их задержать. • По мере своего распространения слухи ослабляют любое начатое дело. • Путь домой – это далеко не всегда чисто физический путь. • Если слишком много думать о проблеме, она начинает казаться серьезнее. • Чем больше мы постигаем реальность смерти, тем более насыщенной становится наша жизнь. • Гораздо проще принять чувства, чем попытаться рационализировать их. • Далеко не всегда то, к чему мы безудержно стремимся, является тем, что нам нужно. • Урок только тогда является настоящим уроком, когда он подталкивает нас идти в верном направлении. • Мощнейшей силой является сила выбора. • Разочарованность прямо пропорциональна нашим ожиданиям относительно контролируемых нами обстоятельств. • Нашим лучшим учителем является наша «вторая половинка». • Отсутствие действия уже является действием. • Большую часть времени мы слишком легко разбрасываемся словами. • Вопрос уже сам по себе нередко содержит ответ. • Если вы не делаете всего, что можете, прямо сейчас, то вам все равно придется делать это позже. • На пути к реализации мечты важно сделать остановку и еще раз проверить карту маршрута для того, чтобы убедиться, что вы – на верном пути. • Мы не в силах изменить нашу действительность до тех пор, пока не станем задавать более подходящие вопросы. • Учение – это стиль жизни. • Наличие висящих на стене дипломов об образовании еще не делает человека образованным. • Человек в наибольшей степени готов к личному росту тогда, когда находится в наиболее уязвимом для себя положении. • Самый ценный подарок другим – это желание делить себя с другими. • Никто не будет любить вас по-настоящему, пока вы сами не полюбите себя в достаточной мере. • Лучше принять решение и убедиться в том, что оно не было верным, чем избегать принятия любых решений. • Все проблемы высосаны из пальца. • Если задуматься, жизнь – отличная штука! А ЕСЛИ НЕ ЗАДУМЫВАТЬСЯ – ЕЩЕ ЛУЧШЕ! Теперь немного об отношении к конечности нашего существования… Вначале жизнь кажется нам бесконечной, и мы расточительно относимся к ней. Потом вдруг приходит неблагодарное осознание того, что жизнь коротка и бессмысленна… И лишь немногие достигают просветленной мысли о том, что жизнь дана нам взаймы ровно на тот срок, на который мы способны ее взять. Мы сами выбираем себе родителей и любимых, врагов и друзей, попутчиков и начальников… Мы САМИ ответственны за собственную жизнь, как бы страшно это ни звучало. Возможность быть собой Эта история из «Нового ребенка» Ошо кажется мне очень показательной. «Мужчина ехал по деревенской дороге, и его машина сломалась. Пока он ее чинил, маленький мальчик подошел и спросил: – Что это? – Это рычаг, – сказал мужчина. – У моего папы два таких, – сказал мальчик. Затем минутой позже он спросил снова: – А это что? – Это фонарь. – А у моего папы тоже два таких. А там что? Гаечный ключ? – Да, – сказал мужчина раздраженно. – У моего папы тоже два таких. Беседа продолжалась так некоторое время. Наконец ремонт был закончен и мужчина встал и пошел пописать на обочину дороги. Когда он писал, то показал на свой механизм воспроизводства и спросил: – У твоего папы тоже два таких? – Нет, конечно, – ответил мальчик. – Но у него в два раза длиннее». |