Балыко Диана "НЛП для родителей. 11 законов эффективного воспитания подростка"

Дети необыкновенно сообразительны, им лишь нужен шанс. Им нужна возможность расти, правильный климат. Каждый ребенок рожден со способностью быть счастливым, но мы, сами того не желая и не ведая, разрушаем ее.

Главная задача родителей – сохранить уникальность ребенка. Не мешайте ему выбирать. Ребенку нужна уединенность, потому что все прекрасное растет в уединении.

Корни растут под землей. Если вырвать их из почвы, они начнут умирать. Им нужна уединенность, абсолютная уединенность. Это один из наиболее фундаментальных законов жизни. Ребенок растет во чреве матери в темноте, в уединенности. Если вы вынесете плод на свет, он погибнет. Ему нужно девять месяцев абсолютной уединенности.

Все, что нуждается в росте, нуждается в уединенности. Взрослому человеку она нужна меньше, потому что он уже взрослый, но ребенку она просто необходима. А его совсем не оставляют одного. Родители очень волнуются, если видят, что ребенок скучает или остался один. Они немедленно начинают беспокоиться. Они боятся, потому что ребенок, оставшись один, развивает свою индивидуальность.

Но ведь он всегда должен находиться в зоне видимости, чтобы родители могли наблюдать за ним! Однако постоянное наблюдение не позволяет его индивидуальности расти, оно загоняет его в рамки штампов, границ «принято – не принято», «приемлемо – неприемлемо»…

Родительские условности – это величайшее рабство в мире. Их нужно вырвать с корнями, лишь тогда человек сможет стать действительно свободным, по-настоящему свободным, подлинно свободным. Ребенок – это семя. И если семя само по себе отравлено и испорчено людьми с благими намерениями, с благими пожеланиями, тогда для свободной индивидуальности нет надежды, тогда об этом даже мечтать не приходится.

Мы думаем, что обладаем индивидуальностью. Но это не индивидуальность, это только «персона» – нечто такое, что культивировалось в нас, в нашей природе родителями, обществом, учителями… Учителя – от детского сада до университета – находятся на службе у интересов закона, на службе у государства. Их цель заключается в том, чтобы разрушить индивидуальность ребенка, «приспособить» его к установившемуся, устоявшемуся общественному порядку.

Поэтому ребенку нужен МАКСИМУМ уединенности, так чтобы он мог развивать свою индивидуальность без чьего-либо вмешательства. Но родители нарушают пространство ребенка, постоянно спрашивают: «Что ты делаешь? О чем ты думаешь?» Даже «думаешь»! Они стремятся управлять даже мыслями.

Есть нечто очень существенное в лазании по деревьям. Если ребенок никогда не делал этого, он останется в чем-то обделенным, он упустит некое богатство – на всю жизнь. Лазить по деревьям – прекрасно, и нет другого способа пережить это! А иногда упасть с дерева – тоже не так уж плохо. Лучше, чем быть обделенным навсегда…

Танцевать на улице, когда идет дождь, – это такая радость! Упустить это – значит, упустить нечто очень ценное.

Я помню это сумасшедшее ощущение счастья, когда мы, будучи детьми, танцевали под дождем 26 апреля 1986 года, когда произошел взрыв на Чернобыльской АЭС. Мы еще ничего не знали, мы танцевали, подставляли лица дождю и говорили друг другу, что от дождевой воды лучше растут волосы… А потом 1 мая мы шли на демонстрацию, и папа посадил меня на плечи… Я помню все эти ощущения. И я переживаю их и сейчас. Потому что я не просто умею чувствовать то, что чувствует ребенок. Я осталась все той же девочкой. Правда, теперь она – моя маленькая девочка – живет в теле взрослой женщины.

Ошо говорил: «Детям нужно помогать так, чтобы они могли задавать вопросы, но родители должны отвечать на вопросы, если только они в самом деле ЗНАЮТ ОТВЕТЫ».

Будьте сами светом для себя

Когда-нибудь (и это всегда случается скоро, неожиданно и не ко времени) вы, родители, должны будете навсегда покинуть своих детей. Поверьте, что в этот миг среди всех прочих треволнений в вашей голове мельком пронесется мысль о том, что вы оставляете своих детей и хотели бы быть за них спокойны. И этот покой вы сможете обрести, лишь зная, что научили своего ребенка жить самостоятельно, следовать своему пути, исполняя свое предназначение на земле. Не откладывайте передачу этой модели ни на год, ни на день, ни на миг. Ведь вы никогда не знаете, что наступит раньше – новый день или новая жизнь. С самого первого дня учите своих детей самостоятельности. И пусть следующая притча поможет вам в этом.

Будда умирал. Сорок лет он шел, и тысячи людей следовали за ним. Теперь он умирал. Он сказал: «Это мой последний день. Если у вас есть, что спросить, спрашивайте. Настал час, когда каждый должен идти своим путем».

Беспросветная тьма окутала учеников Будды. Ананда – любимый ученик – заплакал, как дитя, у него из глаз катились слезы. Он бил себя в грудь, почти помешавшись. «Что ты делаешь, Ананда?» – спросил Будда. «Что нам теперь делать? – воскликнул Ананда. – Ты был здесь, мы шли в твоем свете. Все было безопасно и хорошо. Мы совершенно забыли, что есть тьма. В следовании за тобой все было светом. Теперь ты уходишь. Что нам делать?» И он снова принялся плакать и стенать.

«Послушай, – ответил Будда. – Сорок лет ты шел в моем свете и своего не смог достигнуть. Думаешь ли ты, что если бы я прожил еще сорок лет, ты бы достиг своего света? Чем дольше ты идешь в заимствованном свете, чем больше подражаешь, тем больше ты теряешь. Лучше мне уйти».

Последние слова, слетевшие с уст Будды, были: «Будьте сами светом для себя».

О родительской «любви»

Единственное бессмертие, известное человеку, идет через ребенка – это реально. Вот почему «любящие» родители требуют от ребенка жить в соответствии с их (родительскими) желаниями. Они не берут в расчет, что ребенок имеет свою собственную душу, свою собственную индивидуальность, что у него свой собственный внутренний путь к расцвету. Так начинается разрушение новой личности. При этом родители «точно знают», что они любят ребенка и хотят ему только хорошего. На самом деле они любят только свои амбиции.

И сейчас я хочу вспомнить Ошо…

«Если вы действительно любите ребенка, вы не будете навязывать ему свои идеи. Любовь никогда не дает никаких идей, никакой идеологии. Любовь дает СВОБОДУ. Вы не будете переживать, если ребенок захочет быть музыкантом, а не юристом, вы не будете пытаться отвлечь его. Вы очень хорошо знаете, что музыкант – это не та работа, которой следует заниматься, что он будет беден, что он не разбогатеет, что он никогда не будет Генри Фордом. Но вы не препятствуете ему.

Или ребенок хочет быть поэтом, и вы знаете, что он, скорее всего, останется нищим и безвестным. Вы знаете это, но вы принимаете это, потому что вы уважаете ребенка.

Любовь всегда предполагает глубокое уважение. Вы не говорите: «Это неправильно. Я лучше знаю жизнь, я прожил много лет, а ты ничего не понимаешь в жизни, у тебя нет опыта. Я знаю, что значат деньги. Поэзия не даст тебе денег. Лучше стань политиком, или, по крайней мере, инженером или врачом».

А если ребенок хочет стать дровосеком или сапожником, или просто бродить по свету и наслаждаться жизнью: отдыхать под деревьями, на морском берегу, в лесу?»

Как вернуть ребенка в детство?

Каждое новое поколение отличается от предыдущего. Современные дети в меньшей степени являются детьми – непосредственными, беззаботными и эмоциональными, – чем их родители в том же возрасте. Заботясь о том, чтобы дети становились умнее, опытнее, взрослее, самостоятельнее, родители часто забывают, что они все-таки дети.

Что делать?

1. НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ОТДЫХАТЬ И ДОБАВЬТЕ В ЕГО ЖИЗНЬ… НЕМНОГО БЕССМЫСЛЕННОСТИ

Просто валяться, купаться, бегать, прыгать, танцевать, собирать листья, сидеть у костра, лежать на песке, просто идти, в конце концов, – в общем, просто остановиться в постоянном стремлении к чему-то. Такое времяпрепровождение крайне важно: как никакое другое, оно помогает отвлечься, осознать себя самого и тех, кто находится рядом.

2. ОТРЕГУЛИРУЙТЕ НАГРУЗКИ И СЛЕДИТЕ ЗА ВРЕМЕНЕМ

Хорошо, когда ребенок развивается всесторонне, но иногда именно многочисленные занятия являются причиной нарушений. Подросток занят, у родителей – свободное время. Отлично! Но это хорошо только в том случае, если глаза вашего ребенка светятся счастьем, а не опухли от сидения за компьютером или учения уроков.

3. МЕЧТАЙТЕ ВМЕСТЕ

Фантазируйте вместе с детьми, не спешите открывать глаза на то, какая она – жизнь. Не говорите, что времена все время одинаковые – хреновые! Человек должен уметь мечтать и думать, что все будет хорошо. И тогда именно так и будет.

Хватит ждать!

Странно, но факт: мы не проживаем эту жизнь в данный момент, радуясь ей. Мы уверяем себя, что наша жизнь станет лучше, когда мы закончим школу, вуз, поженимся, когда родится первый ребенок, второй… После нас расстраивает, что дети слишком малы для одного, для прочего, и мы думаем о том, как все изменится, когда они подрастут. Вот они становятся подростками, и нас раздражает их небрежное отношение к нам. Мы уверяем себя, что все придет в норму, когда они повзрослеют. Мы откладываем счастье на завтра, которого нет, потому что ЕСТЬ ТОЛЬКО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. А ведь достаточно принять жизнь как данность и просто решить для себя быть счастливым, несмотря ни на что.

Альфред Соуза как-то сказал: «Долгое время я думал, что рано пришел в данный мир, настоящий мир! Всегда были преграды, которые надо было преодолевать, всегда было что-то нерешенное, какая-нибудь мелочь, для которой не хватало времени…Но, в конце в концов, я осознал, что эти преграды и есть жизнь».

Вот и все. Время не ждет! Расскажите своим детям, что жизнь – это не репетиция спектакля, это всегда премьера, каждый божий день! Не надо ждать окончания школы, чтобы стать счастливым. Не надо худеть или набирать вес, чтобы начать радоваться.

Скажите им:

– Хватит ждать, когда начнете работать, когда женитесь, разведетесь… Не ждите вечера пятницы, утра субботы, покупки компьютера. Не ждите весны, лета, осени, зимы.

Мгновения счастья – здесь и сейчас. Они драгоценны. Счастье – это не конечная точка маршрута, это сам маршрут, сама дорога, само путешествие. Работайте – не только ради денег, любите – не в ожидании расставаний, танцуйте – не обращая внимания на взгляды.

Закон магии НЛП и знаков Вселенной

Все, что мы собой представляем, – это то, о чем мы думали раньше. Чтобы быть счастливым, нужно мечтать, а цели ставить глобальные: по ним тяжелее промазать. Если выбирать самое лучшее, то, скорее всего, вы получите именно это. Мечтая, человек направляет запрос во Вселенную. И та мгновенно начинает искать пути для реализации этой мечты. Самое важное решение, которое может принять человек, – Быть Счастливым. Вселенная постоянно дает нам знаки, которые ведут нас к счастью. Если человек хочет найти счастье, он везде будет его находить… То, во что мы верим, становится нашей реальностью.

Nota bene

«Даже когда ты счастлив, где-то в глубине души тебя терзает страх, что это не продлится долго. Твое счастье на самом деле – это скрытое несчастье, твоя любовь есть скрытая ненависть, твое участие – только маска злости, культурная, рафинированная, наигранная маска. Люди живут с убеждением – доброте можно научиться, можно научиться быть счастливым, можно научиться управлять счастьем. Но это не так. Нельзя научиться быть счастливым, нельзя создать счастья, достаточно просто СОГЛАСИТЬСЯ БЫТЬ СЧАСТИВЫМ. Здесь и сейчас».

Ошо Раджниш

Глава 7. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО? или ВСЕ В МИРЕ ОТНОСИТЕЛЬНО

«Мораль – это важничанье человека перед природой».

Фридрих Ницше

Мораль! Какие грустные мысли порождает это слово! Мораль! Когда ребенок слышит это слово, ему кажется, что он видит вооруженных розгами учителей; молодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипящими котлами ада; честный человек вспоминает о множестве интриганов и преступников, которым мораль служила во все времена…

Первые прозрения

В детстве все казалось просто: «крошка сын пришел к отцу, и спросила кроха»… А дальше весь мир делился на две категории – «хорошо» и «плохо». Было черное и белое. Учиться на «отлично» – хорошо. Учиться удовлетворительно – плохо. Читать книжки – хорошо. Весь день шляться по улице – плохо. Быть послушной девочкой – хорошо. Кричать и ругаться – плохо.

Я взрослела, и тем очевиднее становилось, что мир не черно-белый, а цветной. И учиться на «отлично» – не так уж важно, как развивать свои способности и заниматься тем, к чему душа лежит. От постоянного чтения развивается близорукость и сколиоз. А шляться весь день по улице – гулять, заниматься спортом – полезно для здоровья, это развивает навыки коммуникации и учит общению с Природой. Сдерживание негативных эмоций чревато неврозом, депрессией и апатией.

Первое серьезное осознание многогранности мира пришло ко мне классе в шестом, когда я (читающая девочка) познакомилась со стихотворением Георгия Иванова, которое меня просто потрясло. Стихотворение было об очевидной относительности «хорошо» и «плохо». Привожу его полностью.

Однажды под Пасху мальчик

Родился на свете,

Розовый и невинный,

Как все остальные дети.

Родители его были

Не бедны и не богаты,

Он учился, молился Богу,

Играл в снежки и солдаты.

Когда же подрос молодчик,

Пригожий, румяный, удалый,

Стал он карманным вором,

Шулером и вышибалой.

Полюбил водку и женщин,

Разучился Богу молиться,

Жил беззаботно, словно

Дерево или птица.

Сапоги «Скороход», бриолином

Напомаженный, на руку скорый…

И в драке во время дележки

Его закололи воры.

В Калинкинскую больницу

Отправили тело,

А душа на серебряных крыльях

В рай улетела.

Никто не служил панихиды,

Никто не плакал о Ване,

Никто не знает, что стал он

Ангелом в Божьем стане.

Что ласкова с ним Божья Матерь,

Любит его Спаситель,

Что, быть может, твой или мой он

Ангел-хранитель.

Я долго думала о том, почему аморальный по всем статьям тип Ваня стал ангелом – возможно, даже моим. Как такое могло случиться? И тогда мне впервые в голову пришли крамольные мысли о том, что мораль создана только лишь для удобства управления одних людей другими. А у Бога свои планы на людей, на каждого из нас. У него другие мерки, оценки, критерии… или абсолютное отсутствие таковых.

НЛП и теория относительности

В НЛП есть два базовых положения – две пресуппозиции, которые помогут вашему сердцу услышать ваших детей, а не наказывать, ругать и воспитывать.

1. Каждое поведение имеет позитивное намерение.

2. Каждый выбор – лучший для личности в данный момент.

Итак, что значит постулат «Каждое поведение имеет позитивное намерение»? Никто не хочет сделать нам больно, каждый хочет сделать хорошо себе. И если ваш ребенок кричит и плачет, он не старается испортить наши нервы, он СИГНАЛИЗИРУЕТ таким образом о своей боли, хочет обратить на себя внимание. И если подросток разбивает мячом окно, он делает это не из вредности, а лишь потому, что с большим азартом играл в футбол. И если он прогуливает уроки, то не для того, чтобы насолить вам или учителю, а потому, что ему на этих уроках скучно/ неприятно/ унизительно (нужно разобраться в причине) и он нашел способ лучше провести время.

Например, позитивным намерением «агрессивного» поведения часто является защита. Позитивное намерение или цель «страха» обычно – желание безопасности. Позитивной целью «гнева» может быть установка или сохранение границ, «ненависти» – мотивация человека к действию. Позитивное намерение чего-либо, похожего на «сопротивление изменению», нередко заключается в необходимости защитить самого себя, оставаясь с тем, что знакомо, в попытке сохранить нечто приятное и позитивное, что было в прошлом. И так далее.

Даже физические симптомы могут служить позитивной целью. НЛП рассматривает симптомы, включая физические, как сообщение о том, что что-то не функционирует соответствующе. Физические симптомы часто сигнализируют людям о каком-то нарушении баланса. Случается, физические симптомы даже являются знаком того, что что-то исцеляется.

При этом КАЖДЫЙ ВЫБОР – ЛУЧШИЙ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. А это значит, что тот поступок, который здесь и сейчас совершил ваш ребенок, был единственно возможным при сложившихся обстоятельствах. О чем это я? Да обо всем. Например, о том, что, если ваш ребенок совершенно не готов к контрольной, позвольте ему не ходить сегодня в школу. И самостоятельно подучить материал, получше разобраться в теме дома. Это лучше, чем заставлять, давить, вынуждать ребенка прогуливать, врать или (что еще хуже) заболевать всерьез (лишь бы не писать эту чертову контрольную)!

– Что за чушь? – возможно, удивится родитель. – Ребенок при таком попустительстве привыкнет, что можно отлынивать от своих обязательств и все с рук сойдет. Может, он потом и на работу ходить не будет?

Может, и не будет! Может, он организует свой бизнес, поверив в то, что мир для него, а не он для мира. Вот я, например, совершенно не люблю рано вставать, не люблю работать с кем-то в одном помещении, не люблю каждое утро делать макияж (хочу, чтобы лицо отдыхало), но при этом даже в булочную хожу при параде. Ненавижу планерки, корпоративные пьянки, болтовню в курилке и отчеты перед начальником. При этом быть домохозяйкой и жить на средства мужа – тоже история не для меня. Что делать?

Я сама организовываю свою жизнь. Я – писатель, драматург и тренер НЛП. Я мотивирована работать, потому что занимаюсь любимым делом. Я люблю путешествовать и поэтому все организовала так, чтобы проводить свои тренинги в разных странах. И только не говорите, что у вашего ребенка не хватит сил, чтобы управлять своей жизнью по своему усмотрению. Не убивайте его веру в себя!

Не надо делать глупых обобщений. Если сегодня с вашего согласия ваш ребенок не пошел в школу, это не значит, что теперь он на всю жизнь станет шалтай-болтаем, лодырем и вовсе плохим человеком. Это огромная ошибка – по одному поступку квалифицировать личность.

Если ваш ребенок украл, например, мороженое, объясните ему, что воровать – нехорошо. Но НЕ ВЕШАЙТЕ НА ПОДРОСТКА КЛЕЙМО, называя его вором. Не судите его как человека, так как человек – это широкое явление, а поступок – это такая малость, что суждение о нем не может переноситься на всего человека. У вора может быть много положительных качеств, он может быть правдивым, он может быть искренним, он может быть любящим человеком. Но чаще всего происходит обратное: люди начинают судить скорее людей, чем их поступки.

Как следует поступать родителям? Конечно, вы должны исправлять ошибки, вы не можете позволить ребенку идти дальше, совершая их: это было бы жестоко и бесчувственно. Но не исправляйте ошибки в соответствии с традициями, убеждениями, с точки зрения так называемой морали, в соответствии с вашими предрассудками. Когда вы исправляете что-либо, не спешите: посмотрите на ситуацию целиком, со всех точек зрения. Может, это и правильно – то, что делает ребенок, а ваше предупреждение совсем неуместно?

Поймите правильно. Если я говорю: «НЕ СУДИТЕ», – я всего лишь говорю, что ПОСТУПКИ не дают вам право судить человека, ребенка. И если поступок неправильный, помогите ему – определите, почему поступок не правилен. Но НЕ СУДИТЕ. Не трогайте человеческое достоинство, не унижайте, не заставляйте чувствовать себя виноватым. Вот что я имею в виду, когда говорю: «Не судите».

Но если что-то можно исправить (без предрассудков, тихо), если вы видите, что что-то неправильно и оно разрушает ребенка или ведет его по неправильному пути, – ОКАЖИТЕ ПОМОЩЬ.

Основная задача родителя – привести ребенка к лучшему осознанию, к высшему сознанию. В этом должна быть ваша любовь и сострадание, и только с этой точки зрения можно судить, правилен поступок или нет.

Никогда, ни на секунду не заставляйте ребенка чувствовать, что вы его осуждаете. Напротив, вы его ЛЮБИТЕ. И любите ТАК, что из любви к нему стараетесь его исправить.

Чтобы так широко взглянуть на мир, нужно расширить карту реальности. Как это сделать? Как научиться эффективно общаться и понимать поступки других людей? Как научиться предвидеть неожиданное нешаблонное развитие ситуации?

Для этого существует веселая техника НЛП с неприглядным названием «Игра в «дерьмо».

Игра в «дерьмо»

Вспомните что-то социально неприемлемое, порицаемое обществом и рационально обоснуйте, почему это хорошо. Приведите как минимум двадцать примеров. А теперь возьмите что-то социально значимое, позитивное и докажите, что это плохо. Двадцать примеров – достаточно.

Как это сделать? Просто!

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО?

ВОРОВАТЬ – ХОРОШО! Безусловно, это так, потому что во время кражи происходит выброс адреналина в кровь, учащается сердцебиение, что является профилактикой сердечных болезней. К тому же воровство развивает в человеке находчивость, внимательность, ясность мышления. А тому, кого обокрали, преподается урок: не разевай варежку, бди, заботься об охране своего имущества, дорожи им.

НЕСДЕРЖАННОСТЬ ЭМОЦИЙ – ХОРОШО! Вне всяких сомнений. Печаль, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы. Милые бранятся – только тешатся. Крик, злоба, слезы – проявление открытости человека, его честности по отношению к окружающим людям.

УБИВАТЬ СТАРИКОВ – ПРАВИЛЬНО! Нетрудоспособное население – балласт общества. Практика убийства стариков приведет к омоложению планеты и к повышенной активности людей. Никто не захочет быть стариком, все начнут трудиться до самой смерти и будут своим трудом приносить добавочный продукт.

ПРОГУЛИВАТЬ ШКОЛУ – ХОРОШО! Само собой. Прогуливая, ребенок тренирует свою фантазию и память, придумывает правдоподобные истории – одни для родителей, другие – для учителей. Прогуливая, ребенок проявляет изобретательность, что, без сомнения, пригодится ему во взрослой жизни. Прогуливая, ребенок находится на улице, дышит свежим воздухом, что гораздо лучше отражается на его состоянии здоровья (душевного и физического), чем сидение в душном классе за партой.

А ТЕПЕРЬ – САМИ…

Поверьте в то, что вы доказываете, обосновывайте с пеной у рта, примите любое из данных утверждений как свое убеждение.

Не пользоваться достижениями научно-технического прогресса – правильно!

Игровая зависимость – здорово!

Материться – превосходно!

Посидеть в тюрьме хоть раз в жизни должен каждый человек.

Бить женщин – правильно!

Алкоголизм – наилучший путь развития креативной личности!

Родив, мать должна отказаться от своего ребенка и сдать его в детский дом.

ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?

УСТУПАТЬ МЕСТО В ТРАНСПОРТЕ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ – ПЛОХО. Потому что трудоспособное население обеспечивает материальное благополучие стариков. Ведь из налогов работающих людей пожилые получают свою пенсию. Значит, почет и уважение должны доставаться людям трудоспособным, они в первую очередь имеют право занимать места в транспорте. К тому же старикам полезна небольшая физическая нагрузка в виде прогулок пешком.

УЧИТЬСЯ ПЛОХО – ТОЛЬКО МОЗГ СУШИТЬ. Конечно, ведь всем известно, что дуракам везет. В России любят убогих. Их жалеют, им помогают. Помните: «Обидели юродивого, отняли копеечку»? К тому же все знать – просто невозможно. Так зачем тратить время на обучение, когда его с приятностью можно потратить на удовольствия. Ведь все – и умные, и глупые – в конце концов будут одинаково гнить в земле.

ЗАБОТИТЬСЯ О ДРУГИХ – ПЛОХО. Естественно! Никто никогда не оценит вашу жертву, все примут, как должное, а потом еще и в душу наплюют.

РОЖАТЬ ДЕТЕЙ – ПЛОХО. Глупо и бессмысленно. Человек отдает все свои силы, таланты своему потомству только для того, чтобы потом это потомство отдавало свое здоровье и способности своим детям. И так – круговорот дерьма в природе. Никто не видит радостей жизни – все воспитывают детей. Люди, остановитесь! Оборвите эту дурацкую цепочку размножения! Живите в свое удовольствие! И пусть со временем человечество вымрет и оставит в покое эту несчастную Землю.

А ТЕПЕРЬ – САМИ…

Интернет – плохо!

Читать книги – глупость!

Заботиться о своем теле и вести здоровый образ жизни – отвратительно!

Почитать родителей – необъяснимая тупость!

Восхищаться женщиной – идиотство!

Любить, быть откровенным в своих эмоциях – посмешище!

Быть честным – чушь!

Дальше…Еще… Двадцать утверждений – как минимум.

Снесло крышу? Страшно? Вы думаете: «Какой ужас она здесь написала! Как смеет она колебать незыблемые и вечные истины, правила морали»! Правда? Это ваши мысли?

Срочно выполните упражнение еще раз! И еще! Иначе карта вашего мира будет всего лишь игральной картой в рукаве тех, кто навязывает вам относительные правила морали.

СРОЧНО!

Соберите компанию, включите в нее своих детей и поиграйте в «дерьмо». Играйте азартно, увлеченно, с куражом. Тренируйте этот приобретенный навык многократно. Закрепляйте в себе способности к гибкости убеждений. Смотрите на жизнь под разными углами.

И помните о том, что дерьмо – вкусное: миллионы мух не могут ошибаться.

Игра в «дерьмо» позволяет сблизиться с ребенком. Позволяет завоевать его доверие. Когда ребенок увидит вашу гибкость, оценит чувство юмора, вам будет проще влиять на него. И любая воспитательная беседа, например, о нецензурной брани, не вызовет активного сопротивления у ребенка, который превращается в подростка.

Что сказать ребенку, который употребляет непристойные слова? Спокойно скажите: «Другим людям будет неприятно это слышать». Помните, что злость или шутки по поводу детской «матерщины» чаще всего побуждают его повторять эти слова.

Если между вами существует доверие и уважение, то ребенок поймет, почему и чего вы от него хотите. И это произойдет несмотря на то, что в массовом сознании слово «подросток» довольно часто вызывает ассоциацию «трудный».

Подросток труден, неудобен для взрослых – родителей, педагогов, неудобен для сверстников и самого себя. Он ищет себя и смысл своей жизни, он находится на переходном этапе – по дороге из детства в мир взрослых.

Проблемы созревания

Быть подростком нелегко. Бурный рост и физиологическая перестройка организма часто сопровождаются чувством тревоги, повышенной возбудимостью. Общие признаки переходного возраста – эмоциональная неустойчивость, резкие перепады настроения, неожиданные переходы от веселья к унынию и наоборот. Не редкость – заниженная самооценка и при этом – весьма придирчивое отношение к родным.

Большинство подростковых психологических проблем имеет вполне конкретную физиологическую причину, связанную с функционированием клеток головного мозга. Как установили американские ученые, в период полового созревания в некоторых его отделах возрастает активность передачи нервных импульсов. Это приводит к нарушению обработки информации и правильной оценки событий. Отсюда – подростковые страхи, вспышки агрессии, раздражительность, грубость.

У ребенка в переходном возрасте резко снижается способность понимать чужие эмоции. Исследования неврологов показывают, что у ребенка в возрасте 11 лет скорость распознавания различных эмоций, изображенных, например, на картинках, на 20% ниже, чем у 10-летнего. Но потом с каждым годом показатель улучшается и достигает нормы в 18 лет.

Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту со взрослыми. Так возникает кризис подросткового возраста.

Постоянная опека родителей, ограничение общения со сверстниками, чрезмерный контроль за поведением, лишение самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением приятелей, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

И родителям придется с этим смириться, отпустить свое чадо в одиночное плавание, и тогда подростку захочется возвращаться к родному причалу. Правильно подобранное в этом возрасте хобби гармонизирует подростка, формирует его интересы, индивидуальные особенности. Знание подростковых увлечений помогает родителям лучше понять внутренний мир и переживания детей, улучшает взаимопонимание.

Портрет подростка

Подростку очень важно понять, какой он, открыть себе самому свое «я», определить свои достоинства и недостатки, слабые и сильные стороны. Он сравнивает себя с другими людьми, пытается понять, как они его воспринимают. Поведение подростка напрямую связано с его самооценкой, а самооценку формируют отношения с окружающими. Основную роль здесь играют сверстники. Мнение взрослых – родителей или учителей – для ребенка далеко не так важно.

Итак, подытожим вышесказанное и набросаем портрет подростка.

• Колючий и злой подросток непримирим ко злу. Он боится обнаружить свою несостоятельность, прикрываясь показной уверенностью и решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

• Он готов давать оценки, но не готов оценить ситуацию и различные проявления жизни.

• Подросток хочет быть хорошим, стремиться к совершенству, но ненавидит, когда указывают на его недостатки, критикуют.

• Ему нужно проявить себя как личность, совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. Он жаждет самоутвердиться, но еще не знает, какими путями.

• У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда – множественность и непостоянство увлечений.

• В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и пренебрежение ей. Он стыдится своих чувств.

Вот оно – единство противоречий, которое характеризует переходный возраст. И сейчас, как никогда, ребенку нужны такт и понимание родителей.

Не быть сторонним наблюдателем

Родители не должны остаться за бортом переходного кризиса своего ребенка. Они не должны быть сторонними наблюдателями того, как еще неокрепший в личностном плане человек один на один борется с осознанием несовершенства мира. Нужно что-то делать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все