Олдер Гарри, Берил Хэзер "NLP. Полное практическое руководство"

Вопросы для оценки цели

Теперь вам предстоит самостоятельно сформулировать те вопросы, которые стимулируют ваше воображения. Мы просто дадим несколько примеров. Ответами на эти вопросы должны стать не только слова, но и мысленные картины, звуки, ощущения. Такой подход поможет вам создать желаемый результат.

Что я увижу, услышу и почувствую, когда достигну своей цели?

Как я узнаю, что уже достиг цели? Что даст мне знать об этом?

4. Выбирайте такую цель, которой сможете достичь своими силами.

Определить нужный результат и двигаться к нему нужно самостоятельно, не позволяя себе сваливать вину за собственные неудачи на других или на обстоятельства. Конечно, нам нередко кажется, что именно внешний мир диктует то или иное развитие событий. Иногда мы чувствуем себя пешками в какой то большой игре, исход которой не в нашей власти. И все же те, кто добиваются больших успехов, всегда берут на себя ответственность за собственную роль и делают все, чтобы не зависеть от других.

Не занимайтесь целями других людей. Любую цель, которой вы хотите достичь, сделайте своей личной, независимо от того, кто получит пользу от ее достижения. Несомненно, у вас есть достойные цели, связанные с окружающими (например, с вашими детьми), либо такие цели, достижение которых зависит от других. Однако вам нужно прежде всего добиться контроля над осуществлением ваших собственных интересов, даже если вы исходите из заботы о других. Не обязательно пытаться самостоятельно осуществить желания своих детей, но вы можете поставить перед собой те цели, достижение которых поможет детям достичь их целей. Например, вы можете содействовать их обучению, уделять им больше времени, предоставить средства для начала собственного дела и так далее. Вы можете уяснить свои возможности в сопоставлении с этими целями, разобраться, способны ли вы сами сделать что либо по отношению к ним и что именно.

Достигнуть цели означает достигнуть своей цели

Конечно, вы можете сделать своими цели других (начальника или партнера), то есть перенимать чужие цели, но результат может быть правильно сформулирован лишь в том случае, если у вас имеются реальные возможности способствовать их достижению.

Иногда вы можете оказаться в «пограничных» ситуациях. Например, руководитель опирается на своих подчиненных, которые помогают ему достигать множества его целей. Все мы понимаем, что руководителям (особенно в крупных организациях) просто приходится распределять груз задач. Означает ли это, что такие цели не отвечают требованиям в данном случае, поскольку мы ведь уже не можем считать их личными? Нет, не означает. Цель можно считать своей до тех пор, пока вы способны оказывать влияние на результат – пусть даже косвенно, пользуясь в ее достижении своим авторитетом, знаниями и прочими ресурсами. Все зависит от обстоятельств.

Например, если вы младший сотрудник в группе разработчиков, то определение сроков завершения проекта и критериев его качества не в вашей власти. Кроме того, вы не несете прямой ответственности за окончательный результат. Однако если вы руководитель такой группы, то должны обладать достаточным авторитетом, властью и всеми необходимыми умениями, которые позволят вам добиться своего результата, хотя его достижение в определяющей степени зависит от совокупных усилий ваших подчиненных.

Сходным образом вы можете составить отчет, рекомендующий определенные изменения в устройстве вашей организации, но при этом еще не несете ответственности за их проведение. Цель заканчивается там, где исчезают ответственность и сфера влияния, то есть в тот миг, когда вы уже не способны лично участвовать в достижении этой цели. Вы можете написать книгу, но не в силах определить, насколько ходовым товаром она окажется. Впрочем, это не должно становиться проблемой. Временами нужно просто внести в формулировку своей цели поправки или ограничить ее той ролью, которую вы в состоянии сыграть лично. Спросите себя, в какой мере можете считать этот успех своим. Какое участие вы принимали в замысле и достижении этой цели? Возможно, применяя эти критерии на практике, вам придется несколько сузить свои горизонты. Однако в конечном итоге вы сможете добиться намного большего, если ограничитесь разумными, подвластными вам целями.

Те же соображения применимы к работе в группе. Лишь вы можете судить, какое влияние оказываете на результат коллективного труда. Вам совсем не обязательно делать все самому, но вы должны способствовать достижению успеха. Спросите себя: смогу ли я найти себе разумные оправдания в случае провала, смогу ли кого то в этом обвинить? Если вы даете утвердительный ответ, то лучше еще раз обдумайте намеченный результат, прежде чем приступать к его достижению.

Управляйте тем, чем можно управлять, и не тревожьтесь об остальном

Это означает, что нужно выбирать те цели, достижение которых доступно «разумному» контролю с вашей стороны (степень «разумности» определяется скорее интуитивно, чем логически).

Вопросы для оценки цели

Перечисленные ниже вопросы помогут вам, в случае правильных на них ответов, сыграть главную роль в осуществлении намеченного, отбросить всевозможные оправдания в случае неудачи и найти верные мотивы.

Что я сделаю для достижения этой цели?

Удавалось ли мне прежде самостоятельно добиваться чего либо подобного?

Имеется ли и в чем проявляется сходство между этим случаем и событиями прошлого?

Может ли что то помешать мне достичь этой цели? Смогу ли я сам осуществить все необходимые изменения?

Что означает для меня этот результат?

Что принесут мне эти перемены?

Что изменится после того, как они произойдут?

Как мне достичь своей цели?

Как именно я это сделаю?

Какие возможности я должен предусмотреть, чтобы достичь этой цели?

Нужна ли мне чужая помощь?

Зависит ли достижение результата только от меня или от кого то еще?

Что я смогу делать, добившись результата? Каким станет мое личное влияние на результат? Чего я могу достичь, добившись этого результата? В какой степени я управляю достижением результата? Что я могу сделать прямо сейчас?

5. Трезво оценивайте последствия достижения своей цели.

Что случится, когда вы достигнете своей цели? Не потеряете ли вы нечто такое, что имеете сейчас и хотите сохранить? Вы должны обдумывать свою цель в широком масштабе, включая ее влияние на другие намеченные цели и тех людей, о которых вы заботитесь. Например, успех в карьере может ухудшить семейные отношения, оставить меньше времени на любимые занятия и отдых. Соответственно, успехи в сфере досуга могут означать необходимость пожертвовать продвижением по служебной лестнице, которое, наоборот, нередко требует дополнительной работы в выходные. К примеру, если вы хотите бросить курить, не стоит обманывать себя обещаниями грядущего удовольствия и косвенных социальных выгод. Трезво поразмыслите о том, что вы можете потерять, когда начнете добиваться своей цели.

Достижение результата означает переход из одного состояния в другое. Состояние – это то, что включает в себя ваше самоощущение, незримую борьбу разных «за» и «против», мелкие преимущества и неудобства, а также заметные, внешние стороны: «экологию» изменений (см. третий урок).

Прежде чем приступать к осуществлению нового плана, обдумайте все положительные (для вас) стороны текущего состояния – иначе, достигнув цели, вы можете почувствовать себя обманутым, по прежнему неудовлетворенным, даже если, судя по внешним признакам, добились успеха. Кроме того, вы можете не достигнуть намеченной цели, но при этом все же потерять часть выгод текущего состояния.

Даже если вы направите на плохо продуманную цель всю свою силу воли, положительные преимущества текущего состояния, которые вы неосознанно пытаетесь сберечь, рано или поздно обернутся препятствием на вашем пути. Мешая самому себе, вы можете даже не подозревать, почему вам никак не удается достичь осознанно поставленной цели.

Постоянно ищите иной, лучший, более простой и быстрый способ достижения желаемого результата. Если же нет другого пути, который позволил бы вам сохранить преимущества текущего состояния, проведите переоценку затрат на достижение своей цели.

 

Оценивайте общую совокупность перемен, связанных с достижением намеченного результата

Даже если выбранная вами цель не затрагивает другие ваши задачи и намерения, она может плохо согласовываться с целями окружающих. Если вы не можете не считаться с этим, вас ждет неудача. В конечном счете достижение цели может свестись к необходимости пожертвовать чем то другим – например, взаимоотношениями. Это значит, что вы должны учитывать и такую возможность.

Чтобы вскарабкаться по служебной лестнице, оставляя позади вереницу обиженных и обманутых коллег, не обязательно стать суперменом. Но чем вам придется расплачиваться за это, особенно с точки зрения отдаленных последствий? Жизнь рано или поздно отплатит тем же. Любой достигнутый результат имеет неявные последствия. Мы не в силах жить в полной независимости от окружающих. Итак, не помешаете ли вы целям других людей, возьмете ли их в расчет, добиваясь своего? Решать только вам. Хорошо, если новый результат заметно превосходит все положительные стороны вашего текущего состояния; в противном же случае хорошенько продумайте возможные последствия, прежде чем приниматься за дело. Причем лучше сделать это заблаговременно, а не тогда, когда даст трещину ваша и, возможно, еще чья то судьба.

Лучше всего найти некий оптимальный вариант, при котором вы сохраните то, что имели (не столько саму линию поведения, сколько извлекаемые из нее выгоды), и одновременно добьетесь новых результатов и соответствующих преимуществ. Такой двойной выигрыш обычно имеет своей предпосылкой внимательное отношение к правильной формулировке результата.

Вопросы для оценки цели

Усилия ответить на эти вопросы помогут понять, насколько хорошо и слаженно функционируют ваши механизмы достижения целей – по меньшей мере в плане самосохранения и выживания. Не стоит, едва заметив манящие выгоды новой цели, легкомысленно расставаться с уже достигнутым. Строя радужные планы на будущее, старайтесь выявить и сберечь лучшее из того, чего удалось добиться в прошлом.

Уверен ли я, что действительно этого хочу?

Чего я добьюсь, как только достигну этого результата?

Чего я хочу на самом деле?

Как изменится моя жизнь после достижения этой цели?

Как этот результат впишется в мою нынешнюю жизнь?

Что значит для меня этот результат?

Будет ли этот результат уместен в любых обстоятельствах?

Какое влияние он окажет на мою жизнь?

Что случится после того, как достигну своей цели?

Какие преимущества это мне принесет?

Как это повлияет на мою дальнейшую жизнь?

Что станет невозможным, если я этого достигну?

Что случится, если я не добьюсь своей цели?

Что станет невозможным, если я не добьюсь своей цели?

В каких сферах моей жизни достигнутый результат принесет преимущества, а в каких может обернуться потерей?

Почему я считаю этот результат важным?

6. Выбирайте такие цели, которые заслуживают их достижения.

Выбранная цель должна быть стоящей усилий, ценной именно для вас, пусть даже она не представляет никакого интереса с точки зрения других людей. Чтобы достаточно эффективно применить этот принцип, нужно выявить благоприятные последствия планируемого результата.

При этом вы не просто сравниваете результат с теми преимуществами, которые потеряете при достижении цели, – вы сопоставляете его со своей личностью и долговременными жизненными целями. Соответствует ли он вашему характеру и системе ценностей?

Воздержитесь от поспешных суждений. Дайте себе время нарисовать в воображении возможные сценарии и над ними поразмышлять. Мысленно оцените преимущества и недостатки намеченного результата и последствий его достижения. При первоначальном выборе цели вы не сразу заметите все ее стороны. Конечно, при такой оценке вы вполне можете полагаться на интуицию.

Выбирая повседневные цели и двигаясь в их направлении, мы редко задумываемся над ними, но именно такая оценка образует жизненно важный аспект мотивации. Подсознание помогает вам достигать своих целей автоматически (то есть буквально ведет к намеченным результатам). Когда вы выбираете позитивные цели, стоящие усилий, внутренняя «система» естественным образом побуждает вас к их достижению и преодолению возможных преград.

Вопросы для оценки цели

Перечисленные ниже вопросы помогут выявить любые противоречия между намеченной целью и вашей личностью, убеждениями и ценностями. Возможно, вы найдете ответы не сразу, но они могут появиться в самые неожиданные мгновения.

Стоит ли этот результат тех усилий, которые придется потратить на его достижение?

Какие последствия вызовет достижение этой цели? Как изменится моя жизнь?

Повлияет ли эта цель на мой характер и мои общие стремления?

Что я обрету, достигнув ее? Что будет после?

Приведет ли это к появлению новых целей? Какими они могут быть?

По какой причине я этого хочу?

Правильная формулировка результата

Теперь у вас есть перечень указаний, помогающий выбирать и определять цели. Возможно, вам придется внести поправки в плохо намеченные цели или вообще отказаться от некоторых из них, зато те цели, которые пройдут проверку, получат намного большие шансы на осуществление. Вопросы для оценки целей позволят углубить сосредоточенность на результатах и укрепить мотивацию. Если вы добросовестно и творчески последуете этим указаниям, они существенно увеличат вероятность успеха в любых начинаниях. Не забывайте и про остальные составляющие четырехступенчатой модели успеха.

Пользуясь принципами правильной формулировки результата, вы сможете превратить неясные цели и желания в отрицательной форме в утвердительные, мотивированные и привлекательные результаты. Например, расплывчатое и отрицательно выраженное желание «Я не хочу переживать неудачи в работе» можно превратить в правильно сформулированный результат, достижение которого вам вполне по силам. Вот как могла бы выглядеть проверка в этом случае:

1. Утвердительная форма: На работе я хочу чувствовать уверенность в себе и полностью использовать все свои способности.

2. Контекст: Мне особенно хочется добиться этого на рабочем совещании в понедельник, когда придется иметь дело с NN и сотрудниками бухгалтерии.

3. Сенсорная отчетливость: Я буду держаться уверенно. Мой голос будет звучать внушительно, речь будет твердой и веской.

4. Самостоятельность: Я постараюсь как можно лучше исполнить все свои обязанности.

5. Трезвая оценка последствий: Что может принести мне ощущение неудачи? К примеру, готов ли я к новому грузу обязанностей после повышения, к которому могут привести успехи на работе? Не потеряю ли я симпатии коллег, которым тоже не хватает уверенности в себе? Возможно, мой друг согласится пройти вместе со мной дополнительную подготовку в тех областях, где мы оба чувствуем себя недостаточно уверенно?

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ

Люди сами творят свои переживания

Сравните эту пресуппозицию с первой: «Карта – не территория». Задумайтесь о том, что такое «переживание». Что вы воспринимаете, когда грезите наяву: внутреннюю реальность в своей голове или внешнюю действительность, которая оказывается вне сферы сознания? Что вы чувствуете, когда читаете захватывающий роман: вы ощущаете, что просто сидите за книгой, или переживаете приключения в выдуманном мире?

Переживания зависят от того, что происходит в голове, а не в окружающем материальном мире. Как мы уже знаем, наши переживания в лучшем случае можно считать лишь отфильтрованным вариантом материального мира, на который мы почти не в силах повлиять. Однако в наших силах думать о том, о чем хотим думать. Благодаря этому мы умеем творить собственные переживания, включая все то, что делаем и чего добиваемся.

Спросите себя: что дает толчок к переживаниям в реальной жизни? Что приводит к развитию событий? Можно ли сделать хоть что нибудь (взять в руки чашку, бросить мяч или построить собор), если оно не появится для начала у кого нибудь в голове в виде намерения, идеи или мысли?

Судя по многочисленным свидетельствам, в действительности происходит именно то, о чем мы больше всего думаем. Если угодно, мы сами сеем зерна своей судьбы. Сегодня вы узнали о том, как важно уметь внутренне закреплять намеченные результаты в сенсорных категориях (иными словами, делать их как можно более похожими на подлинные переживания). Вспоминайте эту пресуппозицию всякий раз, когда вы субъективно (внутренне) создаете собственные объективные (внешние) переживания.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

– Запомните пресуппозицию, данную в виде итога этого урока. Обдумайте ее в контексте своей жизни, своих целей и желаний. Можете ли вы прямо сейчас решить, что именно окажет влияние на ваши достижения в будущем? Что случится, если вы «увидите себя» совершающим нечто и одновременно почувствуете побуждение к такому результату? Приведет ли это к его воплощению в жизнь? Перед каким выбором поставит вас следующая минута? Какой из этих вариантов выбора изменит вашу жизнь к лучшему? Обдумайте пресуппозицию с такой точки зрения, и это принесет вам новые идеи, решения и возможности. Этот общий принцип поможет вам с большим оптимизмом смотреть в будущее.

– Составьте список всех своих целей – для начала без их разделения на четко определенные задачи и те желания, которые вы уже ощущаете, но пока не продумали. Включите в список и по настоящему крупные цели и мелкие желания, не имеющие большой важности. Можете добавить к нему надежды и мечты. Пройдите по списку, поочередно применяя к каждому пункту все принципы правильно сформулированного результата. Если это возможно, покажите список другу или коллеге, который может иметь о вас более объективное представление (некоторые люди, похоже, знают нас лучше, чем мы сами). Меняйте или отбрасывайте цели, которые не удовлетворяют всем критериям проверки. При выполнении упражнения вам в голову могут прийти и другие цели. Делайте соответствующие пометки и подвергните их такой же проверке. Завершив упражнение, отложите список в сторону, чтобы вернуться к нему через некоторое время (например, завтра). Вы можете обнаружить, что такая работа с результатами вызвала у вас новое ощущение целенаправленности и осмысленности.

– Попробуйте в красках вообразить одну из своих целей, представив, что она уже достигнута. Следите за предвкушением, возникающими ощущениями и переменами в своем поведении. Наблюдайте, как воображение помогает получить представление о том удовольствии, которое вы испытаете, когда достигнете своей цели. Сам процесс достижения цели тоже приносит немалое удовлетворение.

Ищите вокруг себя проявления других «карт действительности». Все, что вы усвоили к настоящему времени, остается верным, а новые знания и переживания просто дополняют ваш опыт. Не забывайте о том, что узнали вчера, и продолжайте применять это на практике. Вы всегда сможете найти новый смысл даже в привычной мудрости. Попробуйте по возможности отчетливо выявить преимущества в умении понимать мысли других людей.

По возможности отчетливо усвойте четырехступенчатую модель успеха. Вспомните не менее трех своих (или чужих) умений либо достоинств, соответствующих этой модели. Попробуйте представить, что случится, если вы упустите из виду какой либо из четырех этапов модели.

Задумайтесь о какой нибудь цели, которой вы хотели бы добиться. Не стоит сразу выбирать глобальные мечты – достаточно для начала ограничиться совершенно конкретной целью, достижение которой вы все время откладываете или просто не можете осуществить. Старайтесь выбрать такую задачу, успех в которой проявится очень быстро и принесет немедленные преимущества. Затем примените к выбранной цели четырехступенчатую модель успеха. Будьте верны своей цели и добросовестно выполняйте каждый этап. Хорошо прочувствуйте то удовлетворение, которое приносит воплощение задуманного в действительность.

УРОК ТРЕТИЙ. КАК ПОНЯТЬ, ЧЕГО ХОЧЕШЬ НА САМОМ ДЕЛЕ

В этой главе:

– Экологичность результата

– Роль подсознания

– Представление результатов

– Вопросы по Декартовой схеме

– Система ценностей и результаты

К этому уроку вы уже смогли определить несколько правильно сформулированных результатов. Проверки, к которым мы прибегали на прошлом уроке, суть продукт здравого смысла, логики, деятельности «левого полушария». Теперь поговорим о более субъективных, относящихся к «правому полушарию» способах максимального улучшения намеченных результатов (деятельность правого полушария связывают с интуицией, воображением и подсознанием).

Подход, в основе которого лежит различение деятельности «двух полушарий», поможет вам оценить всю полноту своих необычайных способностей к достижению целей. Вы узнаете, например, как соотносить со своей системой ценностей намеченные цели – в этом заключается один из секретов их достижения. Кроме того, вы поймете, что даже неосознаваемые цели могут способствовать или препятствовать достижению сознательно поставленных целей. Пользуясь этими сторонами двуединого процесса, вы сможете сделать свои цели еще более отчетливыми. Это значит, что вы увидите намного больше успешных осуществлений своих намерений и сможете взяться за более честолюбивые планы.

Путь к совершенству начинается с того момента, когда вы четко решаете, чего именно хотите. Уже самые первые и робкие попытки определить свою цель многократно повышают шансы на успех, так как мыслительные процессы начинают согласовываться с намеченными целями. Те, кто лишен врожденной целеустремленности, утверждают, что им намного легче сосредоточиваться на желаемом, когда они применяют принципы правильно сформулированного результата (см. второй урок). Понимание этих правил принесет вам уверенность в себе и ощущение власти над происходящим.

Сегодня вы научитесь подвергать уже намеченные цели новым важным проверкам. Когда различные аспекты цели укладываются в стройное уравнение, оно дает замечательные результаты. Это справедливо, в частности, в тех случаях, когда цели человека начинают соответствовать его системе ценностей и личности в целом, то есть внезапно становятся «годными» для этого человека. Один два таких фактора могут стать для вас ключом к успеху. После этого вы можете сосредоточиться на том, чтобы превратить достижение целей в повседневную привычку.

ЭКОЛОГИЧНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА

Традиционный подход к достижению целей опирается, главным образом, на приводившуюся в предыдущей главе модель SMART (точная, соизмеримая, достижимая, реалистичная и своевременная цель). Однако НЛП идет дальше и уделяет особое внимание экологичности. В данном случае это понятие означает широкие, главным образом косвенные последствия достижения целей, то есть осуществления результатов. Экологичность включает в себя и то влияние, какое один результат может оказать на другие намеченные вами результаты. Это значит, что между вашими целями и вашей системой ценностей, даже самой вашей личностью, может возникнуть несоответствие, конфликт. Цель попросту может быть вам противопоказана.

Экологичность результата имеет еще одну сторону: влияние наших результатов на благополучие других людей. Их результаты влияют на наши цели, а наши – на их цели. Мы не можем достичь чего то в полной изоляции (во всяком случае, в изоляции от тех, чьи интересы нам дороги). Вы можете преуспеть лишь в том случае, если принимаете во внимание интересы окружающих, которые связаны с вами косвенным взаимным влиянием. Мы уже говорили об этом, когда обсуждали пятый принцип правильно сформулированного результата: «Трезво оценивайте последствия достижения своей цели».

Как и явления природы, все наши желания, цели и ценности взаимосвязаны и взаимозависимы. Есть люди, которым, похоже, никогда не удается взяться за то, чего они осознанно хотят. Такое поведение может объясняться влиянием иных, неосознаваемых «сил», нацеленных на другие результаты.

Как это проявляется? Как мы уже убедились, система достижения целей с радостью «набрасывается» на ту задачу, которая больше всего занимает ваши мысли. Сознательно не желая достижения какой то цели, вы приближаете очередную неудачу: на первом месте в мыслях оказывается то, чего вы на самом деле не хотите. Одновременно в подсознании прокладывает себе путь некая «вторичная выгода» (или неосознаваемое намерение). Мы называем это положительным намерением, так как оно призвано осуществить какую то рациональную (хотя и неосознаваемую) цель. И это намерение часто «добивается успеха»: вы делаете то, чего не хотело ваше сознание.

Обратимся к примеру человека с симптомами психосоматического расстройства. Больной вполне может преследовать «вторичные выгоды» болезни: оказываемые ему внимание и сочувствие, пусть даже они не входят в его осознанные намерения. Сознательно больной уверяет, что хочет только одного: поправиться. Однако неосознаваемые силы, направленные на другие цели, продолжают играть свою роль. Как видим, в подобных случаях вторичные, подсознательные цели обычно берут верх и проявляются в поведении.

Достигнув осознаваемой цели, некоторые обнаруживают, что некий более серьезный, подсознательный результат по прежнему не достигнут. Человек испытывает разочарование, ощущение того, что что то упущено, хотя, по всем признакам, должен наслаждаться успехом. Вообще говоря, это означает, что ему не удалось выбрать и осуществить правильную цель. Точнее говоря, он, скорее всего, еще не достиг окончательного результата, просто сделал шаг вперед, а настоящая цель по прежнему впереди.

Например, один крупный руководитель признавался, что, в отличие от коллег, не ощутил гордости и восторга после ввода в эксплуатацию большого завода, создание которого было его замыслом. Почему? Потому что он уже «видел» все это. Яркие картины успеха долгое время занимали его воображение, а теперь мысли сосредоточились на другой цели, еще более крупной. Для чувства удовлетворения ему требовался не только достигнутый результат, но и новый успех в будущем.

Итак, для верной оценки экологичности вам нужно прежде всего изучить всю свою иерархию целей и влияние одних целей на другие. После этого вам следует задуматься о воздействии ваших целей на других людей. Такие соображения окажут прямое или косвенное влияние на ваши побуждения и поведение, то есть на завершающий успех.

Согласно подходу НЛП, вам следует проводить подобную проверку экологичности до того, как вы возьметесь за дело, а не во время болезненного анализа ошибок. Точное определение своих целей не только избавляет от разочарований, сберегает время и силы, но и повышает вероятность успеха.

Определение факторов экологичного результата

Как определить экологические факторы? Во первых, вам необходимо разобраться в собственных мыслях. На первом уроке мы говорили о субъективных переживаниях и модели НЛП. Вы знаете, что каждый из нас мыслит и действует собственным неповторимым образом. Работая с принципами правильно сформулированного результата и вопросами для оценки цели, описанными во второй главе, вы уже начали намного лучше понимать самого себя.

В одних случаях вопросы экологичности первоначально могут оставаться вне вашего сознания, а в других вам достаточно просто трезво поразмыслить о сложностях, которые могут возникнуть. Как мы уже убедились, по видимости простые, но каверзные вопросы помогают лучше осознать свои подлинные желания и ценности. В некоторых случаях вы увидите последствия намеченных результатов, как только примените к ним шесть правил. С другой стороны, прозрение может наступить и позже, когда вы совсем об этом не думаете.

Кроме того, нам уже известно, что некоторые проблемы с экологичностью оказывают воздействие на других людей. Это значит, что они могут серьезно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими, а также на ваши личные, менее серьезные цели. Вы начнете замечать такие стороны своих результатов, задавая себе разнообразные вопросы и размышляя над поставленными целями.

Экологичность результата опирается на первую пресуппозицию: «Карта – не территория» (см. первый урок). «Карту» образуют индивидуальные программы нашего мозга. Они включают в себя так называемые «метапрограммы», шаблоны мышления высшего уровня: убеждения, систему ценностей и прочие черты характера. Все это оказывает влияние на то, как вы выбираете и осуществляете свои цели – ключ к личному совершенству.

Любые конкретные результаты, которых вы хотите добиться, нужно согласовывать с этими уникальными, индивидуальными характеристиками мышления. Ваша личность многогранна, и все ее «грани» должны действовать в гармонии, иначе шансы на успех снижаются. Начните не только размышлять о желаемых результатах, но и думать о том, как вы думаете. Домашнее задание в конце этого урока поможет вам выявить вероятные сложности, окружающие намеченные вами цели. Полученные при этом дополнительные знания о самом себе принесут вам огромную пользу.

РОЛЬ ПОДСОЗНАНИЯ

Подсознание играет важную роль во всем, что вы делаете. Деловые и организационные методы достижения целей обычно опускают этот фактор. То же относится и к индивидуальным целям, выбранным логическим, систематическим путем, «левым полушарием». На самом же деле все мы постоянно преследуем какие то цели, даже если не осознаем этого.

Однако важнейшая разница между всеми нами заключается в том, что именно думает о своих целях каждый. Некоторые, например, склонны избегать определенных результатов, а не достигать целей. Иными словами, они обычно сосредоточиваются на попытках избежать нежелательного вместо того, чтобы добиваться желаемого. Мы можем назвать эти достаточно устойчивые особенности мышления и поведения соответственно «отрицающим» и «утверждающим» характером.

У стиля мышления есть и другие особенности. Например, есть люди, которые умеют создавать яркие зрительные образы желаемого результата; другие очень достоверно переживают ощущения успеха. Кроме того, у каждого человека есть свои средства мотивации. Все эти уникальные черты образуют существенную часть процесса достижения целей. Успех зависит от улучшения качества этих процессов и, в частности, от самого наличия четко очерченных целей.

Как подсознательное влияет на наше поведение? Вернемся к предыдущему примеру. Человек с избегающим проблем и усилий характером мысленно (но неосознанно) сосредоточивается именно на том, чего хочет избежать. При этом главенствующую роль занимает вторичная, неосознаваемая цель – в ней и достигается «успех». Подобно игроку в гольф, который видит перед собой только ямы и водные преграды, «отрицающий человек переживает в конце концов тот сценарий, которого хотел избежать. По этой причине первый принцип правильно сформулированного результата гласит: „Выражайте свою цель в утвердительных терминах“.

Мы добиваемся того, о чем больше всего думаем, даже если думаем о том, чего не хотим. Можете называть такую систему «избегания» осмотрительностью, реализмом, благоразумием, опасениями и так далее. Наиболее действенно она проявляется при достижении внутренних целей, но когда дело касается осознаваемых целей, она нередко приводит к непостижимым на первый взгляд промахам.

Создание действительности с помощью мыслей

Мы нередко замечаем самоосуществляющиеся умонастроения в других, но довольно редко признаем, что сами преследуем какие то подсознательные цели. Дня примера возьмем курильщика, который хочет бросить курить. Пытаясь избавиться от своей привычки, он ставит перед собой вполне достойную сознательную цель, хотя и формулирует ее в отрицательной форме. Однако при этом он может вступить в борьбу с другими, подсознательными результатами, «вторичными выгодами» (чаще всего, социальными), которые приносит курение. В таком случае более сильные внутренние цели и становятся основным результатом, к которому стремится человек. Временами подсознательные побочные преимущества просто перевешивают сформулированную цель. Вы без труда выявите в своем списке целей отрицательные формы – для этого достаточно посмотреть на слова, которыми они выражены. Сложнее найти подсознательные утвердительные намерения, которыми могут объясняться многолетние неудачи.

В любом случае, для того, чтобы чего нибудь достичь, вы должны иметь некую цель. Сама цель определяется тем, что именно занимает основное место в ваших мыслях. После этого все поступки автоматически подчиняются поставленной внутренней цели, независимо от курса действий, намеченного сознанием. Итак, устанавливая осознанные цели, вам нужно выявить разнообразные вторичные результаты и те внутренние силы, которые могут повлиять на сам процесс достижения.

Разобравшись в подсознательных побуждениях, трезво оценив все «скрытые», вторичные результаты, вы можете принять какое то решение. У вас есть выбор. Даже если вы решите ничего не менять, то во всяком случае избежите столкновения с постоянными неудачами, поскольку уже поймете, как функционирует «система». Получив возможность выбора и управления ситуацией, вы сможете направить свои усилия на успех, а не на очередную неудачу.

Как выявлять подсознательные цели

Как выявить неосознаваемые силы, направленные на достижение целей? Вопрос звучит как парадокс, который не имеет ответа. Вы не можете выявить вторичные цели, так как не осознаете их, а не осознаете вы их потому, что не в силах их выявить. К счастью, вы можете вырваться из этого заколдованного круга. Для начала просто признайте, что подобные вторичные цели могут существовать. Одно только понимание этого способно пролить свет на экологические факторы. Грань между сознанием и подсознанием очень тонка, и со временем вы научитесь вступать в диалог с неосознаваемым. Благодаря этому вы начнете внезапно осознавать то, о чем никогда прежде не задумывались, либо, напротив, сможете забыть о некогда сильных желаниях.

Итак, сначала нужно смириться с возможностью такого диалога. Шесть принципов правильной формулировки результата, которые вы усвоили на втором уроке, помогут постепенно раскрыть наименее очевидные стороны намеченных целей, а предложенные нами вопросы для оценки целей (в частности, те, которые на первый взгляд лишены логики) позволят выявить подсознательные факторы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться