Болен Джин "Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин"
ПредисловиеПосле выхода в свет книги "Богини в каждой женщине" меня завалили просьбами написать о мужчинах и богах. Мужчины, слушавшие мои лекции о богинях, снова и снова спрашивали: "А что вы можете сказать о нас?" Таким образом, книга "Боги в каждом мужчине" является естественным продолжением предыдущей. А еще меня побудила к написанию книги о мужских архетипах моя профессия, само время, в которое мы живем, и, как это ни парадоксально, то обстоятельство, что я – женщина. Работая над этой книгой, я делаю то, что женщины традиционно делают для мужчин. Мы всегда помогали мужчинам интерпретировать их внутренний мир, ибо они нередко делятся с женщинами тем, чем не склонны делиться друг с другом. Например, многие мужчины предпочитают психоаналитиков противоположного пола, – с нами они чувствуют себя в большей безопасности, им легче делиться своими проблемами с женщиной. Сами они говорят, что это позволяет избежать чувства соперничества и страха перед общением, которые мог бы пробудить в них аналитик-мужчина. Как отмечает в своей книге "Времена года в жизни мужчины" психолог Дэниэл Левинсон, нередко в жизни успешного мужчины есть "особая женщина", играющая для него роль "хранительницы мечты". Иногда эта роль достается именно женщине-психоаналитику. На сеансах психоанализа мужчины рассказывают о своей внутренней жизни, о своих болевых точках и сильных сторонах. Обретая понимание себя, они заодно учат меня. Я вижу, каков тот или иной мужчина внутри, какие архетипы в нем таятся, почему ему бывает сложно оставаться собой и вести себя непосредственно. Вот что писал по этому поводу Левинсон: "Особая женщина" в чем-то сродни подлинному наставнику, ее особая задача состоит в том, чтобы поддерживать связь молодого мужчины с его Мечтой. Она помогает ему пробудить ту часть "я", где эта Мечта обитает. Такая женщина облегчает ему переход во взрослый мир и следование за Мечтой. Отчасти ей это удается за счет того, что она активно играет роль учителя, советчика, опекуна, критика. На более глубоком психологическом уровне она дает мужчине возможность проецировать на себя свою внутреннюю женщину – то, что Юнг называл "анимой", – которая пробуждает и поддерживает в нем героические порывы1. По многим причинам мужчины нередко находят больше понимания со стороны женщин, чем со стороны других мужчин, и больше раскрываются перед женщинами, чем друг перед другом. Приведу выдержку из "Доклада о доверительных взаимоотношениях между мужчинами" Мак-Гила: Лишь у одного мужчины из десяти есть приятель мужского пола, с которым он говорит о работе, деньгах, браке; только у одного из двадцати есть друг, с кем он делится сокровенными мыслями о себе и о своих сексуальных переживаниях... Наиболее распространенный вариант мужской дружбы – это когда у мужчины есть много приятелей и каждый из них знает немного о какой-то сфере его публичной жизни. Таким образом, что-то о нем известно каждому, но это лишь небольшая часть целого2. Мак-Гил обнаружил, что если мужчина и раскрывается перед кем-нибудь, то обычно перед женщиной – либо женой, либо кем-то еще. Как и подозревают большинство женщин, мужчины чаще делятся своими чувствами, мыслями и мечтами с ними, чем с другими мужчинами. И еще, как отмечает Джин Бейкер Миллер в книге "О новой психологии женщин": когда люди разделены на доминирующую и подчиненную группы (мужчины и женщины; черные и белые; богатые наниматели и бедные слуги), то подчиненная группа вынуждена знать о доминирующей группе больше, чем доминирующая знает о подчиненной. Из-за этого, а также из-за того, что женщины вообще по природе своей больше интересуются людьми, они всегда неплохо знали мужчин3. Таким образом, "Боги в каждом мужчине" – это психология мужчины с точки зрения женщины. При этом я делаю то, что женщины делали для дорогих им мужчин на протяжении многих столетий: отражаю то, что вижу, осознавая, насколько важно проявлять чуткость при описании их недостатков и проблем, а также оценивать по достоинству их позитивные качества. Книга написана с точки зрения сочувствующего наблюдателя – именно такую точку зрения я склонна занимать и на работе, и в личной жизни. Я психиатр и психоаналитик-юнгианец, практикующий профессор психиатрии в Калифорнийском университете (Сан-Франциско). За годы работы мне приходилось проводить психоанализ с множеством мужчин и женщин. Я женщина, занимающаяся традиционно мужской работой. Большинство моих наставников, друзей и сотрудников – мужчины. В свою очередь, я обучала профессии как мужчин, так и женщин. Кроме того, я типичная "папина дочка", или "папина малышка", и отец всегда гордился моими достижениями. Поэтому мне было проще, чем многим другим женщинам, утвердиться в этой патриархальной культуре. И еще, я в течение девятнадцати лет была женой, – наш брак был одновременно традиционным и эгалитарным, – затем три года мы с мужем жили порознь и наконец развелись. Я мать двоих детей, сына и дочери. Оба родились в начале семидесятых, в десятилетие, когда особенно активным было женское движение, решительно оспаривавшее устоявшиеся стереотипы, согласно которым воспитание призвано изменить природу ребенка. Бинокулярный взгляд в психологииКнига "Бог в каждом мужчине" предлагает "бинокулярный" взгляд на психологию – точку зрения, учитывающую как сильные архетипы, действующие внутри личности, так и внешние стереотипы, которым необходимо соответствовать. Понимание обоих этих факторов помогает нам лучше разобраться, в чем состоят наши конфликты и как можно скорее достичь целостности. Такая точка зрения развилась у меня на основе профессионального обучения и личного опыта. Благодаря практике я научилась понимать, что происходит в сердцах и головах мужчин и женщин, – узнала, какую радость доставляет ощущение целостности и слияния с миром, когда мы ведем себя в соответствии со своей внутренней сущностью. И наоборот, когда на сознательном уровне мы отрицаем и подавляем свою архетипическую природу, в наши тела и сны входят страдания и противоречия. Только многолетний опыт работы в сфере психологии позволяет отчетливо видеть, каковы эти архетипы и как они проявляются в жизни каждого отдельного человека. Кроме того, важно понимать явление, которое называют "ростом сознания". В прошлые два десятилетия мы узнали, как сильно стереотипы могут исказить и ограничить потенциальные возможности человека, – в частности, женщины. За это время многие женщины осознали, насколько сильно патриархальная культура воздействует на их личность. Ценности и верования человека формируются культурой, которая отражается в законах, обычаях, распределении власти, критериях определения ценности и статуса каждого из нас. В патриархальном обществе женщинам живется не слишком легко. Однако мужские стереотипы властвуют также и над самими мужчинами, причем нередко мешают им проявлять свои естественные склонности, поощряя одни качества и отвергая другие. Боги и богини в каждом человекеЗдесь я говорю о богах в каждом мужчине, но и в женщинах нередко обнаруживается тот или иной бог. Точно так же выяснилось, что часть психики мужчины тоже может ассоциироваться с той или иной богиней. Боги и богини представляют определенные качества в человеческой психике. В качестве архетипов в каждом из нас присутствует весь пантеон греческих божеств – как мужских, так и женских. Однако боги, как правило, более сильны и влиятельны в личности мужчины, а богини – в личности женщины. Каждый архетип ассоциируется с теми или иными дарами и потенциальными проблемами, которые "даны" этим богом или богиней. Осознание этого факта помогает уберечься от излишнего самодовольства или самобичевания. Особенно значимы для нас те действия, к которым побуждает наша архетипическая природа. И поэтому мужчина, знающий, какие боги в нем активны, может принимать все свои решения с учетом того, что принесет наибольшее удовлетворение лично ему. Узнав кое-что об архетипах богов, мы можем восстановить отторгнутые части себя. Этому процессу способствуют сны, воспоминания и мифы, помогающие нам подключиться к своему бессознательному. Знать о богах, которые живут в мужчинах, важно и женщинам, ибо многие из них прилагают значительные усилия, чтобы понять мужчин (чаще всего, одного мужчину). Иногда женщины замечают, что они снова и снова завязывают отношения с мужчиной определенного типа, и им будет полезно узнать, "кто" именно их привлекает в этих мужчинах. Возможно, книга "Боги в каждом мужчине" поможет понять, что этих женщин привлекал в разных мужчинах именно определенный бог (или архетип), но этот "бог" не отвечает их ожиданиям от совместной жизни, что и служит причиной неудач во взаимоотношениях. Понимание "богов" поможет родителям (особенно матерям) мальчиков увидеть, "кем" является их сын, и оценить по достоинству его качества. В результате родители почувствуют себя более компетентными, поскольку поймут, как ощущает себя этот ребенок, как к нему относится мир, каковы его сильные стороны, какие трудности перед ним возникают и какая помощь ему требуется от окружающих. Как мужчинам, так и женщинам нередко требуется более четко увидеть своих родителей – иногда для того, чтобы простить, а иногда – чтобы понять. Возможно, понимание богов и мифов поможет вам составить более объективный портрет собственного отца. И поскольку боги присутствуют также и в женщинах, эта книга поможет лучше разобраться в себе и им тоже. Особенно это касается тех женщин, которые уже познакомились со своими "богинями", а теперь обнаружат, что какая-то часть их поведения обусловлена именно действием того или иного бога. Такое открытие может принести то удовлетворение, которое мы все испытываем, когда находим недостающую часть пазла-мозаики – особенно если недостающая часть не просто завершает картинку, но и наполняет жизнь смыслом. Боги и богини присутствуют в каждом человеке. Благодаря им вы можете пережить те секунды прозрения, когда смутное интуитивное знание о себе вдруг сопоставляется с отчетливым образом и точной формулировкой. Как будто вы впервые заглянули в зеркало, увидели свои черты и у вас сложилось более четкое представление о собственном образе и о том, какое впечатление вы производите на других людей. Я писала эту книгу для всех, кто хочет лучше понять мужчин и мальчиков или узнать о мужских архетипах – как в мужчинах, так и в женщинах, или понять себя и свои взаимоотношения. Но прежде всего я писала ее для тех мужчин, которые хотят узнать о богах внутри себя, – для тех, кто спрашивали меня: "А что вы можете сказать о богах в каждом мужчине? Что вы можете сказать о нас?" БлагодарностиУ каждой главы этой книги есть множество неназванных соавторов – пациенты, друзья, коллеги, родственники – каждый мужчина или мальчик, кто, просто оставаясь собой, послужил примером каких-то черт того или иного бога-архетипа или помог мне понять, каково быть мужчиной или мальчиком в этой патриархальной культуре. Многие женщины рассказывали мне о мужчинах в своей жизни, и казалось, что эти женщины знают их лучше, чем себя, – особенно это касается мужчин, не слишком склонных к саморефлексии. Важную роль в создании книги сыграли мужчины, вместе со мной погружавшиеся в юнгианский анализ своей личности, стремясь открыть чувства, эпизоды и грани своего "я", скрытые от них самих. Таким образом, большинство описаний составлены на основании изучения множества мужчин, с которыми я общалась при различных обстоятельствах, – особенно в ходе своей двадцатипятилетней психиатрической практики. Моя работа выполняется в теменосе (в переводе с греческого – "святилище") доверия и конфиденциальности. В таких условиях удается постепенно раскрыть неосознанное и забытое. Каждый мужчина, доверивший мне свою душу, помог мне узнать что-то новое о психологии мужчин и женщин, включая меня саму. Спасибо вам всем. На страницах этой книги для иллюстрации тех или иных черт какого-нибудь бога я нередко упоминаю исторических деятелей, знаменитостей или литературных персонажей. В таких случаях я основываюсь на публичном образе человека и на том, что о нем говорят, а не на личном знакомстве или результатах клинических исследований. Реальные люди, как правило, значительно отличаются от своего имиджа. Эта книга, как и "Богини в каждой женщине", опирается на открытия и теории К. Г. Юнга. В основе моей работы лежат его идеи об архетипах, коллективном бессознательном и о психологических типах. Описав эдипов комплекс, Зигмунд Фрейд обнаружил связь между греческой мифологией и человеческой психикой, и эта идея потом получила значительное развитие в работах психологов-юнгианцев. Многие работы об архетипах, написанные после Юнга, были опубликованы издательством Spring Publications, и значительная часть из них – под редакцией Джеймса Хиллмана. Многие из этих книг упомянуты в примечаниях к отдельным главам и в библиографии. Особое влияние на меня оказали работы Марри Штайна. Важное место в этой книге уделено патриархальной культуре, в которой мы живем, – тому, каким образом она формирует ценности, мировосприятие и в конечном счете личность каждого из нас. За разработку этой темы нам следует благодарить целое поколение общественных деятелей, писателей и ученых. Хочу особо поблагодарить тех, кому я обязана собственными познаниями в этой сфере: Глорию Штайнем и весь коллектив женской организации Ms. Foundation for Women; доктора медицины Джин Бейкер Миллер, доктора медицины Александру Симонс и всех членов женской организации Task Force and Committees on Women при Ассоциации психиатров Америки. Анти Франсин, вместе с которой я проводила множество семинаров, научила меня глубже понимать влияние семьи и культуры на ребенка – особенно в тех случаях, когда архетипические схеми поведения данного ребенка не встречают должной оценки и признания со стороны родителей. Алиса Миллер в своих работах сформулировала новый подход в психоаналитическом мышлении (согласующийся с моими собственными наблюдениями), где особое внимание уделяется тому ущербу, который наносят психике ребенка ущербные родители. Эта книга созрела и родилась очень легко, поскольку ей позволили сделать это естественным образом – в соответствии с моими жизненными обстоятельствами, а не со сроками, изначально предусмотренными контрактом. Я благодарна своему издателю и редактору Клейтону Карлсону из издательства Harper&Row за понимание, а также за то, что он дал мне время и предоставил замечательного помощника – Тома Грэйди. Чувство слова и редакторский талант Тома оказались очень кстати. Спасибо за неоценимую помощь также моим литературным агентам Джону Брокману и Катеньке Мэтсон. Джозеф Шинода, мой отец, всегда поддерживал меня на жизненном пути. Я унаследовала от него настойчивость, упорство, любовь к литературе и истории, а также владение устным и письменным словом. Он умер в первый год моей психиатрической ординатуры, так и не увидев ни моих детей, ни моих книг. Мне его очень не хватает, и, хотя нам довелось расстаться раньше, чем хотелось бы, я считаю, что мне очень повезло с отцом. Во многом тепло и глубина этой книги обусловлены тем, что у меня был успешный отец-Зевс, с которым приходилось отчаянно спорить и бороться, когда мои заветные мечты не совпадали с его желаниями. Милл-Валли, Калифорния Ноябрь 1988 Часть Первая. БОГИ В КАЖДОМ МУЖЧИНЕГлава 1. В КАЖДОМ МУЖЧИНЕ ОБИТАЮТ БОГИЭта книга о богах в каждом мужчине – о врожденных схемах поведения и восприятия (или архетипах), которые глубоко укоренены в психике и формируют мужчину изнутри. Эти боги представляют собой сильные незримые предрасположенности, влияющие на характер, работу и взаимоотношения человека. Боги обусловливают эмоциональную открытость или замкнутость; склонность к умственной деятельности, физической работе или эстетической чувствительности; стремление к экстатическому слиянию с миром или его умопостижению; отношение к времени и многое другое. Архетипы определяют различие между мужчинами, внутреннюю сложность каждого из них. Кроме того, они в значительной степени определяют, насколько легко или сложно данному мужчине (или мальчику) соответствовать ожиданиям окружающих и насколько ему при этом приходится жертвовать своим сокровенным подлинным "я". Быть подлинным – значит обладать свободой развивать те свои черты и потенциальные возможности, к которым чувствуешь природную склонность. Когда человека принимают таким, какой он есть, он может быть подлинным, одновременно сохраняя высокую самооценку. Это возможно только тогда, когда реакция значимых для нас людей не расхолаживает, а поощряет нас к искренним и спонтанным поступкам или когда мы поглощены делом, доставляющим нам радость. Вначале родители, а затем культура с самого детства играют для нас роль зеркала, где мы видим себя либо заслуживающими приятия, либо нет. Если внутренняя сущность человека слишком расходится с ожиданиями мира, ему нередко приходится приспосабливаться ради того, чтобы быть принятым окружающими, – и при этом может случиться так, что он будет постоянно носить маску и играть в жизни ничего не значащую для него роль. Прокрустово ложе приспосабливанияПриспосабливание, которого требуют от мужчин в нашей патриархальной культуре, подобно описанному в греческой мифологии прокрустову ложу. На это ложе укладывал людей разбойник Прокруст, подстерегавший путников на дороге из Мегар в Афины. Если путник оказывался короче ложа, Прокруст его вытягивал при помощи приспособления вроде средневековой дыбы; если длиннее – просто обрезал. Случалось, что рост некоторых путешественников в точности соответствовал длине прокрустова ложа. Точно так же есть мужчины, чьи архетипы (или внутренние схемы) вполне совпадают со стереотипами (или внешними ожиданиями). Успех дается им легко и приятно. Но когда архетипические схемы мужчины в значительной мере отличаются от того, как "должно быть", приспособление к стереотипу нередко оказывается мучительным. На вид может казаться, что человек вполне соответствует внешним требованиям, но на самом деле это далось ему огромной ценой – за счет усечения каких-то важных аспектов собственной личности. А может быть, ему пришлось "растянуть" какие-то свои черты, чтобы отвечать ожиданиям, – однако этим чертам недостает глубины и сложности, отчего успех во внешнем мире не имеет для человека внутренней ценности. Возможно, добравшиеся до Афин путешественники, пройдя через прокрустово ложе, не раз задумывались, стоило ли идти на такие жертвы ради того, чтобы попасть в этот город. Таким же вопросом нередко задаются и современные мужчины, достигнувшие поставленных перед собой целей. В статье, опубликованной в "Эсквайре", Уильям Бройль-младший устало рассказывает читателям, насколько пустым может оказаться успех: Каждое утро я упаковывал себя в костюм, брал портфель и шел на свою престижную работу. Это была маленькая смерть. Я работал главным редактором журнала "Ньюсуик". Для многих такой пост – предел мечтаний, а для меня – ничто. Управление большой организацией не доставляло мне никакого удовольствия. Я хотел личных достижений, а не власти. Для меня успех на этом пути оказался более опасным, чем была бы неудача, – неудача вынудила бы меня задуматься, чего я хочу на самом деле. Единственный выход для меня состоял в том, чтобы бросить работу, но это не в моем характере: в последний раз я бросал начатое дело в старшем классе школы, когда ушел из легкоатлетической команды. К тому же когда я служил морским пехотинцем во Вьетнаме, нас учили брать намеченную высоту любой ценой... Но вот я вскарабкался на самую вершину, и оказалось, что мне там совсем не нравится. Я влез не на ту гору, и все, что мне оставалось, – это спуститься и взбираться на другую. Это оказалось непросто: литературная работа продвигалась медленнее, чем я ожидал; мой брак трещал по швам. Мне что-то было нужно, но я не знал что. Я жаждал испытаний, душевных и физических. Я хотел успеха, – но по стандартам, ясным и значимым лично для меня, а не основанным на мнении других людей. Я хотел опасных приключений, позволяющих ощутить полноту жизни и чувство товарищества. Родись я раньше – отправился бы завоевывать Дикий Запад или скитаться по морям, – но сейчас у меня двое детей и масса обязанностей1. Этот человек обладал властью и весом в обществе. На достижение этих целей многие мужчины тратят лучшие годы своей жизни, и далеко не всем удается их достигнуть. Но он страдал серьезным заболеванием, которое я наблюдаю у многих мужчин среднего возраста: глубокая депрессия и недовольство собственным положением. Когда ты отрезан от внутренних источников радости и жизненной силы, существование кажется плоским и бессмысленным. В нашей культуре верховодят мужчины, и, несомненно, им достаются лучшие роли, – во всяком случае, роли, сулящие власть и деньги. Однако многие из них страдают от депрессии, которая влечет за собой алкоголизм, трудоголию, пристрастие к телевизору – в общем, все, что позволяет притупить чувства. Другие злы и обижены на жизнь, и любая мелочь – начиная от манеры вождения незнакомца на дороге и заканчивая поведением ребенка – может возбудить в них вспышку ярости и враждебности. Кроме того, они страдают от заниженных жизненных ожиданий. Судя по тому, насколько несчастливы мужчины, им тоже несладко живется при патриархате. Внутренний мир архетиповЕсли жизнь видится бессмысленной и постылой, если вам кажется, что вы живете как-то не так и делаете что-то не то, возможно, вам следует увидеть расхождение между управляющими вами архетипами и ролями, которые вы играете во внешнем мире. Очень многие мужчины оказываются в плену противоречий между внутренним миром архетипов и внешним миром стереотипов. Архетипы представляют собой сильные внутренние предрасположенности. Они находят отражение в образах древнегреческих богов – каждый со своими характерными побуждениями, эмоциями и потребностями, формирующими личность. Если вы играете роль, соответствующую тому архетипу, который активен в вас, ваша жизнь исполнена глубины и значения и вы полны энергии. Если, например, вы подобны кузнецу Гефесту, ремесленнику и изобретателю, который делал прекрасное оружие и украшения, – то вы можете часами в одиночестве работать в своей мастерской, студии или лаборатории, полностью погрузившись в свое дело и выполняя его наилучшим образом. Но если вы внутри подобны вестнику богов Гермесу, тогда вам необходимо постоянное движение. Вам будет по душе работа коммивояжера или дипломата – такая, где требуется живость ума и необходимо решать спорные этические вопросы. Если же, обладая качествами кого-то из этих богов, вы вынуждены выполнять совсем другую работу, она не будет доставлять вам настоящего удовольствия. Ибо труд служит источником удовлетворения только в том случае, когда он отвечает вашей архетипической природе и позволяет применять врожденные таланты. Архетипы также формируют поведение в личной жизни. Мужчина, подобный богу экстаза Дионису, может полностью окунуться в чувственные ощущения текущего момента, когда нет ничего важнее, чем физическое проявление любви. Совсем иначе ведет себя мужчина, подобный солнечному богу Аполлону, который стремится овладеть вершинами мастерства в любом деле, что может включать в себя и любовную технику. В качестве архетипов "боги" существуют как образцы для подражания, управляющие эмоциями и поведением. Они представляют собой могущественные силы, требующие, чтобы им отдавали должное, – независимо от того, признаем мы их или нет. Если мужчина (или женщина) сознательно признает (пусть даже не называя по имени) и чтит их, эти боги помогают ему по-настоящему быть собой и наполняют его жизнь глубоким смыслом, ибо все, что делает такой человек, связано с архетипическим слоем его психики. Если же человек не чтит своих богов и пренебрегает ими, те все равно оказывают на него влияние, но, как правило, теперь уже разрушительное, – ибо на подсознательном уровне они остаются в претензии к нему. Повредить вам может также и искаженное отождествление. Например, иногда человек настолько отождествляет себя с каким-то богом, что утрачивает свою индивидуальность и становится "одержимым". Что такое архетипИдею архетипа ввел в психологию К.Г.Юнг. Архетипы – это вневременные скрытые внутренне обусловленные схемы жизни и поведения, восприятия и реакций. Эти схемы существуют в коллективном бессознательном, – в той части бессознательного, которая не принадлежит отдельному индивидууму, но выходит за пределы личности и является общей для всех людей. Они могут быть персонифицированы в образах богов и богинь: мифы, описывающие их жизнь и деяния, представляют собой архетипические истории. Затрагиваемые в мифах темы и пробуждаемые ими образы и чувства универсальны и являются частью общечеловеческого наследия. Они отражают опыт всего человечества и поэтому кажутся смутно знакомыми, даже если мы слышим их впервые. Когда вы интерпретируете миф о каком-либо боге или же на интеллектуальном или интуитивном уровне осознаете его связь с вашей жизнью, это может привести к тем же результатам, что толкование личных сновидений, – прояснить какую-то ситуацию, ваш характер или характер кого-то из ваших знакомых. В качестве архетипических фигур образы богов являются типичным обобщением: они представляют собой описание некой базовой структуры в личности мужчины (или женщины, ибо архетипы богов нередко активны также и в психике женщин). Эта базовая структура "воплощается", или "детализируется", в конкретных мужчинах. Каждый из них обладает массой уникальных черт, оформившихся под влиянием семьи, социального класса, национальности, религиозной принадлежности, жизненного опыта, времени, в которое ему довелось жить, физического облика и умственных способностей. И все же на фоне всего этого можно заметить, что он следует тому или иному архетипическому образцу – напоминает вполне определенного бога. Поскольку архетипические образы являются частью нашего коллективного общечеловеческого наследия, они кажутся нам "знакомыми". Греческие мифы, чей возраст перевалил за три тысячелетия, живы до сих пор. Мы рассказываем и пересказываем их, поскольку эти истории о богах и богинях отражают глубокие истины о человеческой природе. Знакомство с греческими богами способно помочь мужчине более ясно осознать, кто и что действует в глубинах его психики. А женщина может лучше понять представителей противоположного пола, разобравшись, какие боги действуют в значимых мужчинах в ее жизни, а также обнаружив, что тот или иной бог присутствует в ее собственной психике. Мифы дают нам богатый материал для интуитивных прозрений: миф находит отклик в нашем сердце и мы глубже понимаем природу той или иной человеческой ситуации. Например, в мужчинах, которые склонны к жестокости, готовы на риск ради власти и богатства, а обретя высокий статус, стремятся выставить его напоказ, очевидно прослеживается сходство с Зевсом. Кроме того, к мужчинам, отождествляющимся с этим богом, часто очень подходят отдельные истории о Зевсе. Например, в личной жизни они нередко ведут себя столь же развратно, как Зевс. Очень хорошо отражены характеристики этого архетипа в символизирующем Зевса орле: паря высоко над землей, орел обладает широким кругозором и в то же время замечает любые детали; он в любой момент готов стремительно обрушиться вниз, чтобы схватить своими когтями то, что придется ему по вкусу. Вестник Богов Гермес – дипломат, плут, проводник душ в подземном мире, а также бог дорог и границ. Мужчине, воплощающему этот архетип, трудно усидеть на месте, – его неудержимо влечет дорога, манят новые возможности. Подобно ртути (а его римское имя, Меркурий, одновременно обозначает "ртуть"), этот человек просачивается меж пальцев любого, кто попытается завладеть им или удержать его. Зевс и Гермес представляют собой совершенно разные образы, и мужчины, похожие на этих богов, очень отличаются друг от друга. Но поскольку все архетипы потенциально присутствуют в каждом мужчине, и Зевс, и Гермес могут быть одновременно активизированы в одном и том же человеке. Если эти архетипы должным образом уравновешены в мужчине, он сможет добиться положения в обществе (за это отвечает Зевс) при помощи гермесовых талантов: общительности и изобретательности. С другой стороны, мужчина может увязнуть в душевном конфликте, колеблясь между зевсовым стремлением к власти (что требует времени и настойчивости) и гермесовой тягой к свободе. И это всего два архетипа, – причем патриархальная культура дает им обоим положительную оценку. Боги, очерненные нашей культурой, – отвергнутые боги, чьи атрибуты не оценены по достоинству, – тоже присутствуют в психике мужчин, как и в греческой мифологии. В мифах заметно предубеждение против этих богов, и в западной культуре существует предубеждение против соответствующих архетипов человеческой психики. Чувственность и страстность Диониса; неистовство Ареса на поле боя, которое при определенных обстоятельствах может легко выплеснуться в танце; эмоциональность Посейдона; творческая отстраненность и фанатическое усердие Гефеста; склонность к интроспекции, свойственная Гадесу. Традиционно неодобрительное отношение к этим качествам оказывает большое влияние на психологию мужчин. Нередко они подавляют в себе данные аспекты личности, чтобы соответствовать бытующим культурным нормам, которые поощряют эмоциональную сдержанность, хладнокровие и стремление к власти. Во всех сферах жизни – в работе, в бою, в любви, – когда вы пытаетесь соответствовать ожиданиям окружающих, не имея энергетической подпитки со стороны своего архетипа, вам приходится затрачивать на это слишком много сил и энергии. Ваши усилия могут дать ожидаемые результаты, но глубокого удовлетворения не принесут. С другой стороны, любимое дело помогает вам внутренне утвердиться и доставляет удовольствие, – ибо оно соответствует вашей природе. Если же это дело к тому же сулит признание и вознаграждение со стороны внешнего мира, значит, вам повезло. Активизация боговВсе боги представляют собой возможные модели поведения, которые присутствуют в психике всех мужчин. Однако в каждом отдельном мужчине некоторые из этих моделей активизированы (подключены к энергии или развиты), а некоторые – нет. Юнг объяснял разницу между архетипическими схемами (универсальное явление) и активизированными архетипами (функционирующими в отдельном человеке), используя аналогию с кристаллом. Архетип подобен незримой модели, которая определяет, какую форму и структуру обретет еще не сформировавшийся кристалл. Активизированный архетип подобен структуре уже сформировавшегося кристалла. Архетипы можно также сравнить с "программой", таящейся в семени. Как именно будет происходить рост в каждом конкретном случае, зависит от множества факторов: от почвы, от климата, от наличия или отсутствия питательных веществ, от отношения садовника, от размеров горшка, от выносливости данного вида растений. Возможно, семя вообще не прорастет или погибнет, едва из него проклюнется первый росточек. А если оно прорастет, то может превратиться в роскошное растение или в чахлый заморыш – например, вследствие того, что условия роста были далеки от оптимальных. Обстоятельства повлияют на внешний вид выросшего из семени растения, но основные атрибуты, свойственные растению данного вида, – так сказать, архетип – будут узнаваемы. Архетипы представляют собой базовые образцы для человека. В некоторых людях какие-то архетипы изначально проявлены сильнее, в некоторых слабее, – так же, как музыкальный слух, внутреннее чувство времени, экстрасенситивные способности, координация движений или интеллект. Например, у всех людей есть определенные музыкальные способности, но некоторые индивидуумы обладают ярко выраженным, заметным с детства дарованием (как Моцарт), а некоторые с трудом воспроизводят самую простую мелодию (как я). Так же обстоят дела и с архетипами. Некоторые мужчины воплощают тот или иной архетип с первого дня своей жизни и до самой смерти; а у кого-то данный архетип может проявиться только в зрелом возрасте, – например, мужчина безумно влюбляется и обнаруживает в себе Диониса. Врожденные склонности и семейные ожиданияДетям от рождения свойственны те или иные личностные черты – энергичность, упрямство, миролюбие, любознательность, склонность к одиночеству, потребность в компании. У разных мальчиков различные физические задатки, нрав и отношение к внешнему миру. Новорожденный, который зычным криком сразу же заявляет миру о своем праве требовать все и немедленно, а к двум годам, не раздумывая, активно включается в любую деятельность, очень отличается от добродушного сговорчивого карапуза, который с самого младенчества кажется воплощением благоразумия. Они отличаются друг от друга так же, как буйный, склонный к физической деятельности Арес и уравновешенный дружелюбный Гермес. Младенец, мальчик и, наконец, мужчина сталкивается с тем, что его действия и установки, обусловленные врожденными склонностями, или архетипическими схемами, встречают определенную оценку и реакцию со стороны окружающих, что выражается в их одобрении, неодобрении, озабоченности, гордости или стыде. Проявляя те или иные ожидания, члены семьи поощряют одни архетипы и обесценивают другие, – тем самым поощряя или обесценивая соответствующие врожденные качества своего сына или даже его характер в целом. Честолюбивые родители-карьеристы, едва узнав из результатов УЗИ, что у них "будет мальчик", уже заранее видят в нем выпускника Гарварда. Они хотят солидного сына, способного сосредоточить свои интеллектуальные усилия на достижении отдаленных целей. Ребенок, архетипически подобный Зевсу или Аполлону, оправдает ожидания, порадует родителей и преуспеет в мире. Но если в характере мальчика будет доминировать другой архетип, вполне вероятно, что отца с матерью ждет разочарование и крушение надежд. Эмоциональному Посейдону или Дионису, воспринимающему время как "здесь и сейчас", будет сложно следовать программе, составленной для него родителями. И такое несоответствие, скорее всего, негативно скажется на его самооценке. |
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Все