Болен Джин "Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин"

Проще обрести стабильность и умиротворение к середине жизни Аресу, родившемуся в рабочей семье, в дружном квартале. Эта среда дает больше возможностей для приемлемого проявления его темперамента и для осуществления склонности к физической деятельности – это касается как работы, так и развлечений. Мужская дружба, спорт и даже случающиеся время от времени драки – все это служит прекрасными отдушинами для его агрессии. Кроме того, Аресу необходимо, чтобы окружающие относились к его похотливой натуре снисходительно и даже с одобрением. Ничего этого среда современных честолюбивых профессионалов дать не может. В рабочей среде с уважением относятся к занятиям, требующим от мужчины физической силы и сноровки, поэтому здесь ему проще добиться приятия со стороны окружающих, а значит, развить достаточно высокую самооценку.

В большей степени, чем у представителей других архетипов, судьба Ареса окончательно определяется уже к середине жизни. Она очень зависит от таких внешних факторов, как социальный класс, к которому он принадлежит, ибо наша культура в целом не благоволит Аресу.

Старость

Итак, в среднем возрасте основные черты жизни мужчины-Ареса уже определены. От того, насколько стабильна жизнь и высока самооценка Ареса в зрелые годы, зависит, как пройдет старость.

Многие мужчины-Аресы вообще не доживают до преклонных лет. Эти люди нередко погибают рано: в драках, в результате несчастных случаев, на войне. В силу темперамента и рода занятий их жизнь особенно подвержена опасности. А если страна ведет войну, то вероятность рано умереть для Ареса еще более велика. Среди жертв вьетнамской войны доля мужчин-Аресов была непропорционально велика, – в том числе из-за того, что они реже получали освобождение от воинской повинности или разрешение на альтернативную службу. Нередко жизнь Аресов также прерывается в результате заболеваний, связанных со стрессом, – человека убивает гнев в сочетании с беспомощностью. В периоды экономического спада, когда закрываются производства, эти люди утрачивают уверенность в завтрашнем дне, что ведет к росту насилия и нестабильности в их семьях.

Однако многие мужчины-Аресы в преклонные годы вполне довольны своей жизнью, – возможно, даже в большей степени, чем в любые другие периоды. Блажен семейный человек из рабочего класса, когда наступает долгожданный пенсионный возраст! У него есть семья, любимая спортивная команда по телевизору, совместные развлечения со старыми приятелями, внуки, с которыми можно возиться, может быть, дачка неподалеку от озера с отличной рыбалкой и врожденная способность наслаждаться текущим моментом.

Не меньшее удовлетворение, – хотя и добыто оно большими усилиями, – ждет и того мужчину-Ареса, кому пришлось в жизни плыть против течения. Ему обычно не приходится рассчитывать на поддержку устоявшихся общественных структур, его путь сугубо индивидуален. Где живет такой человек, с кем живет, чем занимается – все это результат личного выбора, основанного на глубоких и искренних побуждениях. Он научился приспосабливаться к обществу, оставаясь верным себе, и принадлежит к числу наиболее независимых и зрелых мужчин. Преклонный возраст для него – время сбора богатого урожая.

Психологические проблемы

Из всех олимпийских богов Аресу доставалось больше всего. Этого бога то и дело били и унижали. Точно так же и мужчин-Аресов нередко обижают и отвергают в детстве и в юности. Результатом некоторых личных черт и негативного отношения окружающих становится целый ряд тревожащих мужчину-Ареса проблем.

Отождествление с богом войны

Мужчина, являющийся "только Аресом", полностью отождествляется с этим архетипом и никогда не развивает способность смотреть на себя со стороны и размышлять о своих действиях. Он реагирует на все импульсивно, и поэтому его выбор действий в каждой ситуации ограничен. Крайний пример – это уличный забияка, который просто не может не подраться, когда его провоцируют. Время от времени голливудские звезды попадают на страницы газет именно из-за своего импульсивного поведения. Фотограф снимает его не вовремя или кто-то отпускает обидное замечание, и – несмотря на неизбежный газетный скандал, арест и штраф – провокация состоялась, "кнопка нажата", бог войны выходит из-под контроля, актер сжимает кулаки и бросается в бой, разбивая лампы и круша стулья.

Обиженный обидчик

Если мужчина-Арес обращает свои кулаки против женщин и детей, скорее всего он обиженный обидчик – то есть в детстве его самого били и унижали. Эмоции подталкивают его реагировать на любую ситуацию физическими действиями. Внутри такого мужчины живет обиженный, запуганный или униженный ребенок, – и теперь он бьет кого-то другого, кто, по его мнению, заслуживает побоев. Таким образом, грехи отцов бесконечно передаются из поколения в поколение. Посетите терапевтическую группу для мужчин, склонных к жестокости (такие группы создаются по той же модели, что и группы анонимных алкоголиков), и вы обнаружите, что всех этих людей обижали в детстве.

Для выживания в детстве ему приходилось изо всех сил подавлять в себе чувства ужаса и беспомощности. В результате теперь он не может поставить себя на место жертвы. Казалось бы, этот мужчина должен лучше кого бы то ни было понимать, каково это, когда тебя бьет утративший власть над собой человек, достаточно сильный, чтобы покалечить, – ведь он пережил все это на собственном опыте. Однако он не может проявить сострадание, поскольку тогда ему пришлось бы обнажить жертву в себе.

Таким образом, семья становится для мужчины-Ареса полем боя, и когда он бывает недоволен собой, то обрушивает свою ярость на близких. Разгневанный архетип бога действует от лица внутреннего ребенка – униженного и обиженного мальчика в душе мужчины, который теперь обрел достаточно сил, чтобы отомстить миру.

Козел отпущения

В детстве и в юности Арес часто поддается на различные провокации со стороны группы сверстников и бурно проявляет обиду и гнев там, где лучше было бы оставаться спокойным и невозмутимым. В жизни нередко наблюдаются параллели с мифом об Алоадах, когда мальчишки объединяются против мальчика-Ареса и не дают ему прохода (так два малолетних великана-близнеца заточили Ареса в бронзовый сосуд). К физическим страданиям могут прибавиться эмоциональные, – оттого что сверстники отвергают его и не принимают в свою игру. А поскольку Арес склонен действовать необдуманно и открыто демонстрировать свои эмоции, отторжение со стороны сверстников для этого ребенка не редкость. А если дома маленького Ареса тоже бьют и обижают, он переносит остракизм со стороны ровесников особенно болезненно.

В семье этот ребенок может страдать не только от отношения родителей, но и вследствие того, что постоянно проигрывает в противостоянии с братом или сестрой (как Арес неизменно проигрывал Афине). Мало того, что он и сам склонен впутываться в неприятности, часто его провоцируют на проказы брат или сестра, а кто-нибудь из родителей "ловит на горячем" и наказывает, – наказывает именно Ареса, поскольку уже испытывает предубеждение против этого "несносного" ребенка.

В школе Аресу нередко навязывают роль козла отпущения. Его то и дело выгоняют из класса или отсылают к директору за плохое поведение. Если за ним уже успела закрепиться роль хулигана, то учитель относится к нему предвзято. Зная об этом, другие дети не вступаются, когда его винят незаслуженно, и Аресу приходится отдуваться за чужие проступки.

Если Ареса делают козлом отпущения в детстве, этот образ нередко закрепляется за ним и в зрелом возрасте: его провоцируют на неприемлемые действия, а затем подвергают остракизму. Причем вполне вероятно, что впоследствии такое же отношение будет распространяться и на всю его семью.

Работа и блюз безработицы

У вспыльчивых людей возникают проблемы на работе. Такой человек выходит из себя, и его увольняют. Кроме того, Аресу очень сложно "делать все как положено", следовать правилам и предписаниям начальства, – он предпочитает всегда действовать по своему усмотрению. Возникают проблемы и из-за привычки всегда "резать правду-матку" – в том числе в случаях, когда это не дипломатично и неблагоразумно. Или же, следуя велению сердца, он делает исключения там, где есть непреложное правило. В силу всех этих причин, даже если Арес не дает волю гневу, ему не удается долго удерживаться на бюрократических должностях или в бизнесе.

Продвижение по службе тоже дается ему с трудом. Арес не является стратегом и не умеет заглянуть далеко в будущее, что не способствует карьерному росту. Из-за неумения думать о завтрашнем дне Арес нередко плохо учится и рано бросает школу.

Арес и алкоголь

Любовник, живущий текущим мгновением, танцор, воин, забияка – все эти качества Ареса подавляются и осуждаются другими архетипами и нашей культурой, которая требует, чтобы мужчина жил головой, а не телом. Нередко только алкоголь освобождает Ареса – как позитивные, так и негативные его качества. Алкоголь снимает ограничения, препятствующие спонтанному проявлению чувств, – он скрепляет товарищеские узы между членами спортивной команды или солдатами, которые вместе сражаются и вместе выпивают. Но алкоголь может также освободить в мужчине ярость и жестокость – выпившего Ареса намного легче спровоцировать на насильственные действия.

Не оправдавшиеся ожидания

Бог Арес – это любовник, но не муж. Его отец, Зевс (тип главы исполнительной власти), терпеть не мог поведение Ареса. Данному архетипу недостает качеств и побуждений, благодаря которым человек ответственно ведет себя в браке и успешно делает карьеру. В результате мужчина-Арес не оправдывает чьих-либо ожиданий и из-за этого испытывает чувство вины. Если такое происходит слишком часто, он живет с постоянным ощущением поражения и считает себя неудачником. Эта проблема встает особенно остро, когда его вначале любят за то, какой он есть, а потом вдруг ожидают, что он станет совершенно другим. Например, женщину может привлекать в Аресе чувственность и жизнелюбие или сила и сексуальность. Или же она разглядела в нем обиженного отвергнутого мальчика, и ее сердце откликнулось состраданием. Однако, завязав более или менее прочные взаимоотношения, она может попытаться превратить Ареса в хорошего семьянина и честолюбивого профессионала, сориентированного на карьерный рост, а потерпев неудачу в этом начинании, сердится на него.

Проблемы для окружающих

Если партнерша мужчины-Ареса ревнива, их взаимоотношения обещают быть очень неспокойными. Мужчине-Аресу трудно сохранять верность – она не является для него чем-то естественным, но может вызреть через любовь и преданность. Ему нужно научиться говорить "нет" минутным порывам и собственной аморальной, чисто инстинктивной сексуальности, – иначе решения будет принимать не он, а его член. Отдаленные последствия имеют для Ареса намного меньшее значение, чем сиюминутная ситуация, – даже в случае, если прежде он уже не раз наступал на эти грабли. Партнерша оскорблена – "Как ты мог!" – и винит его во всех смертных грехах. Для Ареса характерно учиться на собственном опыте, и обычно он усваивает урок только после многих повторений.

Если же женщина склонна терзаться необоснованной ревностью, то Арес непроизвольно подогревает ее тем, что не умеет вразумительно отчитаться за время своего отсутствия. Может быть, он задержался в баре, увлекшись беседой или игрой, а может, просто засиделся на лавочке в парке, потеряв счет времени. Если женщину мучит ревность, то она не может рассчитывать, что Арес сумеет уберечь ее от лишних переживаний. Однако после нескольких скандалов, осознав, какую боль причиняет его возлюбленной ревность, он может научиться говорить "нет" соблазнам или звонить ей, когда по каким-то причинам задерживается. У мужчины другого типа такое безответственное поведение может быть косвенным проявлением враждебности или обиды: он помнит о ревнивой возлюбленной, но хочет помучить ее. Арес же скорее всего просто находится во власти текущего момента и забывает предупредить любимую.

Внебрачные дети

У бога Ареса было много детей от разных женщин, и мужчина-Арес нередко воспроизводит эту модель поведения. Следуя сиюминутному порыву, чувственный и эротичный Арес не думает о противозачаточных средствах. К тому же он любит детей и не имеет ничего против того, чтобы они у него были, – даже если ему совсем не хочется жениться. Женщина, вступающая в половую связь с Аресом, должна сама заботиться о предупреждении беременности и быть готова к роли матери-одиночки. Не следует ожидать, что рождение ребенка заставит этого мужчину вступить в брак. С другой стороны, нередко именно ребенок становится для него единственной причиной для женитьбы.

Жестокость

В самом неблагоприятном случае женщина и дети становятся жертвами издевательств со стороны мужчины-Ареса, склонного срывать на них свою злость. Таким женщинам следует знать, что издевательства не прекратятся, если она решительно не покончит с этим. Если же она будет терпеть жестокость по отношению к себе и к детям, это приведет к тому, что такое положение не только сохранится в настоящем, но скорее всего дети и сами станут вести себя точно так же в будущем. Если мужчина угрожает насильственными действиями или осуществляет их, женщина должна немедленно уйти от него или вызвать полицию, – этим она защитит себя и детей, а также поможет мужчине остановиться. Если после первой же вспышки жестокости женщина не уйдет от него и (или) не сообщит в полицию, вероятно, побои станут регулярными, и довольно скоро этой женщине потребуется помощь со стороны.

Пути развития

Психологический рост начинается, когда Арес учится сознательно выбирать, как ему реагировать на провокацию и реагировать ли вообще – если он выходит за рамки чисто рефлекторных реакций. Для этого ему нужно научиться самоконтролю, а также развить в себе другие архетипы.

Научиться самоконтролю

Склонный к эмоциональным реакциям Арес гневлив и отвечает на провокации агрессией, – поэтому ему труднее научиться контролировать себя, чем носителям других архетипов. Лучше всего его могут научить самоконтролю последовательные, терпеливые и любящие родители, – им приходится вновь и вновь повторять соответствующие уроки, пока Арес не усвоит их.

Например, несколько лет назад двадцативосьмилетний голливудский актер Шон Пени, прежде много раз привлекавшийся к ответственности за драки, в очередной раз предстал перед судом и был приговорен к двум месяцам тюрьмы. Понимая, что этому человеку необходимо научиться контролировать себя, его адвокат, Говард Вайсман, представил ситуацию следующим образом: "Ему необходимо осознать, что люди будут часто провоцировать его на антиобщественные действия. Ему нужно понять, – и он понимает это, – что подобные инциденты (актеру показалось, что какой-то мужчина пытается поцеловать его жену, рок-звезду Мадонну, и Пени избил его) просто неизбежны"3.

Этот же урок следовало бы усвоить и бывшему чемпиону по теннису с темпераментом Ареса, Джону Мак-Энрою. Обсуждая его буйные вспышки гнева на корте и за его пределами, журналисты в один голос твердили, что Мак-Энрой ведет себя неспортивно и просто по-детски.

Чтобы усвоить этот важный урок, мужчине (или женщине) необходимо вначале осознать необходимость измениться, а затем упражняться в сдерживании своих импульсивных реакций. Арес со временем сможет смягчить свою бурную эмоциональность, если его эго научится выбирать другую реакцию на раздражитель. В этом ему может пригодиться помощь других архетипов.

Гермес-спаситель, Аполлон-союзник

К счастью в психике человека в потенциальной форме присутствуют все архетипы, и, даже если один из них доминирует (в частности, Арес), человек может развить в себе и другие. Согласно мифам, когда мальчишка Арес был пленен и заключен в бронзовый сосуд, ему на помощь пришел Гермес. Подобным же образом архетип Гермеса может прийти на помощь человеку, который склонен на все реагировать как Арес: инстинктивно взрываться в ответ на любые провокации, после чего его делают козлом отпущения, навешивают ярлыки и порицают, – как это было с Мак-Энроем.

Гермес олицетворяет способность общаться и действовать обдуманно, проявляя при этом изобретательность и остроумие. Гермес способен выручить Ареса из опасной ситуации. Будь это взрослый Арес, которого провоцируют на неблаговидное поведение фотографы, желающие сделать скандальный снимок; или ребенок, которого кто-то толкает на школьном дворе, чтобы втянуть в драку, – в любом случае, вступив в конфликт, он навлечет на себя неприятности. На Ареса уже навесили ярлык скандалиста, так что виноватым всегда сделают его и он в очередной раз сыграет роль козла отпущения. Но все может измениться, если Гермес научит его пользоваться речью – подскажет несколько слов, которые смягчат или предотвратят конфликт.

Иногда научиться проявлять сдержанность, думать, прежде чем действовать, и пользоваться словами, а не прибегать к силе ему помогает семья. Если в детстве родные не помогли ему в этом, то позже научить Ареса всему этому может тренер, психотерапевт или другой человек, которому он не безразличен и который видит, что этого мужчину нужно не порицать или остерегаться, а научить его контролировать себя и адекватно проявлять свои чувства.

Научная работа или занятия спортом способствуют пробуждению архетипа Аполлона – еще одного потенциального союзника Ареса. Аполлон – архетип дисциплины, эмоциональной отстраненности, самоконтроля и умения ставить перед собой отдаленные цели. Он, как и Гермес, обладает способностью взглянуть на ситуацию со стороны и обдумать возможные последствия. Кроме того, Аполлон олицетворяет дар эффективно пользоваться волей и интеллектом.

Роберт Кеннеди, чья аресова натура делала его страстным бойцом, вполне мог бы стать президентом США, если бы его не убили. Роберт был любимым сыном в семье политиков, где за обедом всегда происходил оживленный обмен идеями и почти каждый день устраивались какие-нибудь спортивные состязания. Кроме того, в колледже и на юридическом факультете университета его специально готовили к политической карьере. Таким образом, с раннего детства аресова эмоциональность Роберта Кеннеди смягчалась чертами Гермеса и Аполлона, вследствие чего он мог эффективно общаться и завоевывать позитивное отношение окружающих.

Выдержать паузу, чтобы подумать и принять решение: влияние Афины

Греческий герой троянской войны Ахиллес был любимцем Афины, хотя темпераментом больше походил на Ареса. Однажды, когда командующий греческими войсками Агамемнон приказал отнять у него возлюбленную, Ахиллес уже положил руку на рукоятку меча и непременно учинил бы мятеж и кровопролитие, если бы не вмешательство Афины. Незримая для остальных, она спустилась с небес, схватила его за золотистые кудри и сказала:

Я пришла, чтобы унять твой гнев, – но подчинишься ли ты мне?... Не бери в руку меч, воздержись от драки, ты ведь можешь сразить его словом. ...Однажды тебе будет дан втрое более великолепный дар4.

Афина тут символизирует минуту размышления, внутренний голос, паузу, которая предотвращает эмоциональную реакцию и дает человеку возможность действовать, руководствуясь сознательным выбором. Арес нередко ощущает собственное мышление как присутствие внутри "другого человека" – советника, которого он учится призывать в нужный момент. Для многих мужчин этот советник представляет собой не второй мужской аспект его существа, но фемининный голос, вдохновленный благоразумной любящей матерью.

Активное воображение: обращение к архетипам

Можно прибегнуть к помощи активного воображения. Осознав, что его проблема состоит в склонности реагировать не думая, мужчина или мальчик может культивировать в себе привычку мысленно призывать Афину. Представив себе эту богиню, он вступает с ней в воображаемый диалог. Она советует ему сохранять хладнокровие в эмоционально напряженной ситуации и подумать о последствиях, прежде чем что-то предпринимать. (Если бы Ахиллес не послушал Афину, греки потерпели бы поражение в троянской войне, а в "Илиаде" была бы только одна глава, а не двадцать две.) Подобным же образом можно пробудить в своем воображении Аполлона или Гермеса.

Вспомнить о детских травмах

Если с мужчиной в детстве плохо обращались и он, как это часто бывает, "забыл" или подавил этот опыт, поскольку он несет в себе слишком много болезненных эмоций, ему может помочь психотерапевт или участие в соответствующей группе поддержки. Воспоминания постепенно восстановятся, глубоко похороненный гнев, обида и ощущение беспомощности выйдут наружу. Если это не произойдет, болезненные чувства останутся неосознанными, но будут оказывать сильное влияние на поведение человека. Жестокость – это родительский грех, передающийся из поколения в поколение, пока кто-то не нейтрализует эту модель поведения – для чего нужно не только восстановить в памяти подавленную информацию, но и открыть свою способность к доверию и состраданию. Мужчине-Аресу необходимо обязательно решить эту задачу, если он замечает, что обращается с другими так же жестоко, как когда-то обращались с ним.

Эволюция от Ареса к Марсу

Переместившись в иное время и иную культуру, жаждущий битвы греческий бог войны Арес эволюционировал и превратился в защитника римского народа Марса. Точно так же может измениться и эволюционировать архетип Ареса в мужчине. Возможно, в молодости мужчина-Арес грубо и не по правилам играл в футбол или хоккей и был не в меру похотлив. Он думал, что никогда не остепенится, но в большинстве случаев рано или поздно это происходит. И если родители не отвергали его и не обращались с ним жестоко, то, заведя собственную семью, он может стать заботливым отцом, который любит возиться с детишками и глубоко интересуется их жизнью. От природы он защитник: всякий, кто вздумает обижать его детей, будет иметь дело с отцом-Аресом, который готов и кулаки пустить в ход, если нужно. Его дети чувствуют себя эмоционально защищенными. Достигнув зрелых лет, он может стать хорошим лидером общины: мужчина-Арес готов активно бороться за безопасность и права окружающих.

Глава 9

ГЕФЕСТ, БОГ КУЗНИ: ремесленник, изобретатель, затворник

Творческий дар Гефеста заземлен и прагматичен. В том, что он делает, есть волшебство и великолепие. В мастерской ему нет равных, но, подобно современному мужчине, который полностью отождествляет себя с работой, он, выйдя за порог кузни, приходит в полную растерянность.

Арианна Стасинопулос, "Боги Греции"

Гефест. Штрихи к портрету: он отвержен всеми, но его трудом и потом создана цивилизация; его гнетет собственное социальное положение, и он просто кипит обидой и недовольством; он бесконечно изобретателен: почти все гении мира принадлежат к этому архетипу; яростен, взрывоопасен, как вулкан, всегда готов восстать с оружием в руках против правителей-тиранов, однако не любит войны и раздоры и от природы является миротворцем и гуманистом; прост, как сам огонь, и столь же энергичен.

Мюррей Штайн, "Гефест: образец интроверсии"

Гефест как бог, архетип и мужчина олицетворяет глубокую человеческую потребность создавать функциональные и красивые вещи. Отвергнутого и сброшенного с горы Олимп, Гефеста не оценили по достоинству в надменном царстве Зевса, где в цене лишь способность властвовать и внешний лоск. Он в одиночестве трудится в своей подземной кузне. Подобным же образом его атрибуты не получают должной оценки в патриархальном обществе, и таким людям, как он, сложно добиться успеха.

Гефест как бог

Гефест (у римлян Вулкан) – это бог кузни, ремесленник и художник олимпийцев, чья кузня работала на вулканическом огне. К Гефесту обращались с молитвами, когда нужно было усмирить разрушительные силы вулкана. Его считали богом подземного огня, и его имя по-гречески также обозначает "огонь" в самом общем смысле этого слова.

Его изображали в виде крупного мускулистого мужчины с мощной шеей и волосатой грудью. У Гефеста повреждена ступня, поэтому при ходьбе он хромает. Меньше всего обласканный судьбой и, наверное, наименее счастливый из всех богов, он увечен, неуверен в своем происхождении, отвергнут родителями и несчастлив в любви. Но при этом Гефест обладает творческим гением и является единственным богом, который работает.

Генеалогия и мифология

Согласно самой распространенной версии происхождения Гефеста, Гера зачала его партеногенетически. Она сделала это в пику мужу ("я тоже так могу") после того, как из головы Зевса появилась на свет Афина и он был признан ее единственным родителем. Однако если Афина была совершенной, то Гефест родился на свет косолапым. Увидев этот дефект, Гера почувствовала себя униженной. Она отвергла новорожденного и просто вышвырнула его с Олимпа. Согласно другой версии, Гефеста низверг с Олимпа разъяренный Зевс, когда тот вступился за свою мать, Геру, во время какого-то семейного скандала. Упав на землю на Острове Лемнос, Гефест повредил ногу и с тех пор хромает. Отвергнутого родителями ребенка спасли две морские нимфы, Фетида и Эвринома, воспитывавшие его в течение девяти лет. Живя с ними, Гефест обучился ремеслам и делал приемным матерям прекрасные украшения.

Гефест-ремесленник

Гефест – изобретательный мастеровой Олимпа. Так, например, однажды он создал прекрасный золотой трон и подарил его Гере. Восхищенная богиня уселась на престол и попала в ловушку, ибо трон опутал ее незримыми узами, а затем взлетел вместе со своей пленницей. Униженная и беспомощная Гера, опутанная по рукам и ногам, висела в воздухе всем на посмешище. Согласно одному мифу, Гефест сделал этот трон в отместку за то, что Гера скрывала от сына его происхождение. При помощи этой ловушки он надеялся выпытать у матери правду. Согласно другим версиям, Гефест сказал, что освободит Геру только после того, как ему пообещают в жены Афродиту или Афину.

Никто, кроме Гефеста, не мог освободить богиню, а он наотрез отказался подниматься из морских глубин, где жил вместе со своими приемными матерями. Его брат, Арес, бог войны, спустился на дно, чтобы привести Гефеста силой, но тот прогнал Ареса, опалив огнем. Однако его сумел доставить на Олимп бог вина и экстаза Дионис. До этого Гефест никогда не пробовал вина. Дионис хорошенько подпоил его и привез на Олимп, усадив на своего осла.

В "Теогонии" Гесиода говорится, что Гефест создал Пандору, первую женщину на земле, ставшую инструментом мести Зевса человечеству. Согласно греческим патриархальным мифам, изначально человечество состояло только из мужчин, и Зевс скрывал от них огонь. Однажды Прометей похитил искру и вручил ее людям. Тогда разгневанный Зевс велел Гефесту, взяв за образец бессмертных богинь, создать прекрасную женщину, чтобы она принесла в мир людей смятение и страдания. Она была прекрасно одета, наделена половой привлекательностью, обучена бесстыдству и лжи. Ей вручили сосуд, или ящик, наполненный страданиями, злом и болезнями. Когда ящик открыли, все эти беды вылетели из него и наполнили мир.

Кроме того, Гефест построил олимпийцам дворцы, выковал Зевсу молнии и скипетр, смастерил крылатую колесницу для бога солнца Аполлона, на которой тот путешествует по небу, сделал стрелы Аполлону и Артемиде, серп Деметре, оружие Афине, доспехи Ахиллесу и свадебное ожерелье Гармонии. А еще он сотворил себе золотых служанок – одно из величайших чудес его гения. С внешностью прекрасных дев, они умели говорить и искусно выполняли все его задания.

Обманутый и отвергнутый любовник

Гефест – муж-рогоносец Афродиты, богини любви и красоты, известной многими любовными связями с богами и смертными. Заподозрив, что к жене, едва он уходит на работу, является любовник, Гефест устроил ловушку: натянул над ложем в своем доме незримые сети, прикрепив их к потолочным балкам. Он поймал Афродиту и Ареса, когда те предавались любовным утехам. Гефест призвал богов, чтобы они стали свидетелями неверности его жены, однако вместо того, чтобы возмутиться при виде пойманных в сети любовников, боги только покатывались со смеху.

Когда-то Гефест полюбил богиню мудрости – деву Афину. Преисполненный страсти, он попытался сблизиться с ней, но Афина оттолкнула вознамерившегося оплодотворить ее Гефеста. Его семя излилось на Землю, оплодотворив Гею (Мать Землю). В результате Гея родила сына по имени Эрихтоний. Выращенный и воспитанный Афиной, он стал основателем царской династии города Афины.

Гефест как архетип

Подобно тому как Гефеста-бога низвергли с Олимпа, так и этот архетип не ценим и отвергаем в культуре, где чтут героизм, интеллект, возвышенные духовные ценности, власть, способность делать прогнозы на будущее и правильно рассчитывать следующий шаг. В культуре небесных богов, каковой является патриархальная культура, все "земное" подвергается недооценке или угнетению: Мать Земля, страстные чувства, инстинкты, тело, женщины, а также подобные Гефесту мужчины.

В раннем детстве Гефеста отверг его отчим Зевс, правивший с Олимпа и метавший оттуда молнии, и мать, Царица Небес Гера. Недружелюбно относились на Олимпе к Гефесту и тогда, когда он стал взрослым. Согласно мифам, когда Гефест попадал на Олимп, он выступал в роли посмешища: шут, пьяница, муж-рогоносец. Однако в своей стихии – в кузне, на работе – Гефест-ремесленник при помощи огня и инструментов превращал грубое сырье в прекрасные изделия.

Этот образ жизни представляет собой архетип творческой работы, – работы, чьими символами являются вулканический огонь и кузня; работы, к которой побуждает изгнание с Олимпа и падение на землю; работы, которая исцеляет травмированного творца и позволяет ему проявить себя. Архетип Гефеста составляет основу глубочайшего инстинктивного стремления работать и творить "в кузнице души" – такую метафору использовал Джеймс Джойс в книге "Портрет художника в юности".

Когда в психике человека присутствует этот архетип, красота и глубина, которые в противном случае были бы похоронены внутри мужчины (или женщины), освобождаются через работу, облекающую данные аспекты личности в зримые формы. Это путь личного становления, противоположный интуитивному постижению (когда внешний опыт трансформируется во внутренние смыслы). Здесь же все происходит наоборот: нечто, присутствующее внутри человека, обретает зримую физическую форму, а вслед за тем приходит осознание значения этого объекта внутренней реальности.

Микеланджело говорил, что освобождает прекрасные статуи из мраморных глыб, куда они "заточены". Мне любопытно, случалось ли ему на шаг отступить от только что законченной работы и, глядя на нее, осознать, что он сделал видимым нечто, таившееся внутри него. Когда в личности человека присутствует архетип Гефеста, он, творя и созидая, придает форму невысказанным глубинам своей души.

Подземный огонь и кузня

Огонь, ассоциирующийся с Гефестом, – это подземный огонь, расплавленное ядро, вздымающееся из глубин вулканической лавой. Подземный огонь – это метафора чувственных страстей – буйное пламя половых и эротических чувств, томящееся в теле до тех пор, пока человек не найдет ему выражение. Это также сдерживаемые и подавляемые гнев и ярость; или же страсть к красоте, которая ощущается как смутное волнение в теле (недаром тело человека нередко символически уподобляют земле).

Эти чувства, скрывающиеся под поверхностью глубоко интровертной личности, могут прорваться бурно и неожиданно. Когда такой человек в задушевной беседе рассказывает кому-то о своих чувствах, собеседник почти всегда удивляется: "А я и не думал, что внутри тебя бурлят такие страсти".

Архетип Гефеста обусловливает склонность мужчины (или женщины) не говорить о своих чувствах и не обращать на них внимания. Он предпочитает отправиться в свой личный вариант кузни и работать в полном одиночестве. Там он либо сублимирует чувства, либо выражает их в работе. Например, архитектор, которому хочется мира и порядка в доме, может вложить свои чувства в проектируемые им здания (вместо того чтобы поговорить со своими домашними о том, как его раздражает беспорядок); художник-абстракционист создает на полотнах ту атмосферу, к которой стремится, или же выражает в картинах гнев и боль оттого, что на его чувства никто не обращает внимания (при этом он никогда прямо о них не говорит или, в лучшем случае, говорит, но недостаточно четко).

Кузница – это любое место, где Гефест совершает работу по трансформации, или передаче своих глубоко затаенных чувств в объекты внешнего мира. Студии художников или механические мастерские нередко представляют собой место, где мужчины остаются наедине с этим архетипом – превращаются в Гефеста, работающего в своей подземной кузнице.

Неразделенная любовь, недостижимая женщина, отсутствие взаимопонимания в браке – все это может питать трансформирующий огонь кузни мужчины, в ком активизирован архетип Гефеста. Огонь кузни представляет собой нежданную страсть, вдохновляющую на творческую работу.

Увечный мастер

Как мы уже отмечали, Гефест был единственным олимпийцем с физическим увечьем – единственным несовершенным из главных богов. Гефеста отвергли на Олимпе либо потому, что он родился косолапым, что унизило его мать, Геру, либо потому, что он рассердил своего отца Зевса (а покалечился он уже при падении с небес).

Физическое увечье Гефеста неотделимо от эмоциональных травм, нанесенных родителями. В результате увечья и неприятия со стороны родителей Гефест стал богом-кузнецом – архетипом, в котором отражается инстинктивное стремление к работе как способу эволюционировать и исцелять эмоциональные травмы. Гефест – это архетип увечного мастера (художника, писателя, целителя, изобретателя, промышленника), чье творчество неотделимо от его душевных ран.

Гефест-ремесленник подобен раненому целителю, чье желание лечить порождено собственной раной, – и исцеляя других, он также исцеляет свои недуги. У Гефеста была повреждена нога, и он ходил прихрамывая – из-за этого над ним открыто потешались другие олимпийцы. Он сам не мог стать красивым, поэтому создавал красоту вокруг себя. Нога Гефеста функционировала плохо, зато его творения работали безупречно. В своих творениях мужчина (или женщина) Гефест видит целостное и полноценное отражение себя. И это отражение позволяет ему обрести самоуважение и высокую самооценку, а также научиться ценить и уважать других. Так происходит исцеление ран через работу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Все