Александр Скорокоумов "Что такое коучинг?"

 

Вместо предисловия

В среде отечественных тренеров, консультантов и психотерапевтов царит оживление. Появилось новое слово, и все хотят узнать, что же это такое. Тем более, что по слухам, на нем можно неплохо заработать.

И действительно, некоторые уже зарабатывают. Говорят, нормально. Значит, и мы тоже теперь будем. Итак, говорит некий директор некоей консалтинговой (тренинговой? рекрутинговой?) компании, теперь мы будем заниматься коучингом тоже. Время, понимаете, конкуренты там уже шевелятся, надо и нам. Так, кто у нас бывший психотерапевт? Ты? Будешь теперь коучем. Лицо поумней, взгляд посуровей… хорошо. Так, что теперь? Сайт надо дополнить, там статей пару тиснуть – что такое коучинг и зачем он нужен нашим клиентам. Так, кто у нас клиенты побогаче, кто за это заплатить может? Топы, значит? Хорошо, будем топам продавать бизнес-коучинг. Эх, здорово звучит!…

И – продают. Побродив по просторам интернета, полистав печатные издания и даже на скорую руку изданные книжки, приходишь к выводу, что продажа коучинга в современной России чем-то неуловимо напоминает продажу Гербалайфа. Причем продавец заранее чувствует себя виноватым в том, что продает вам этот гербалайф. Простите, коучинг.

И не зря чувствует. Ибо под маркой коучинга, как в свое время под маркой гербалайфа, тайм-шера, тренинга продаж и всех прочих модных увлечений чаще всего продается одно и тоже: этакая волшебная палочка, которая принесет счастье, быстрое и легкое, в яркой заграничной упаковке и без необходимости что-то делать самому (сидеть на диетах, заниматься спортом, разрабатывать систему стимулирования и т.п.). Просто, как в американской сказке: заплати – и у тебя все будет.

По всем правилам жанра здесь мне следует со всем негодованием заявить, что коучинг – ЭТО НЕ ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА!!! Кстати, во всех встретившихся мне книгах по коучингу, авторы, словно сговорившись, постоянно пишут, чем коучинг не является. Коучинг – это, дескать, не тренинг, не консалтинг, и (боже упаси!!!) не психотерапия!!! Вот можно еще одно «не» добавить. Коучинг – ЭТО НЕ ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА!!!

Но что же это тогда, возникает справедливый вопрос. И действительно, что же такое коучинг? Чем конкретно он отличается от консалтинга, тренинга и т.п.? Какие задачи он решает и как? И можно ли объяснить это в двух словах, так, чтобы понял и неспециалист?

Ну что ж, попробуем.

© А. Сорокоумов, 2004. a40@bk.ru 3

Часть 1. Так что же такое коучинг?

12 часов ночи. Громкий стук в дверь.

Штирлиц подходит к двери и спрашивает: «кто там?»

«Здесь вопросы задаем мы!» - доносится из-за двери.

«О, - подумал Штирлиц, - коучи пришли…»

Хотите застать коуча врасплох – спросите его, что такое коучинг. Я сам долгое время терялся, когда меня об этом спрашивали. Коучинг – это такое… этакое…, и еще вот это…, а вот например… и на пятой минуте объяснений собеседник (если не сбежал раньше) уже и сам не рад, что спросил.

И как только коучинг не называли. Это и персональный тренинг (это явно тренера постарались). Это и психотерапия для здоровых (здесь голос подают психологи). Это и персональное консультирование (здесь тоже все понятно, правда?). Напридумывали массу метафор, историй и притч (благодаря этому коучинг начали называть «новой религией менеджмента»… чур меня!). Затем спохватились, что коучинг могут спутать с тренингом, консалтингом и психотерапией – и сразу стали говорить, чем коучинг не является… Теперь, для целостной картины, нам осталось сформулировать одно. Чем же, наконец, коучинг является?

Некоторое время назад я готовил мастерскую для конференции по управлению персоналом. Мастерская, разумеется, была на тему коучинга в бизнесе. И, зная обычных посетителей такого рода конференций, я понял, что уж где-где, но здесь без конкретного определения, что такое коучинг, не обойдешься. Поэтому пришлось сесть и написать:

Коучинг – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей.

Тут же моя душа коуча начала возмущаться, стенать и кричать, что определение далеко не полно, что оно не раскрывает всю настоящую суть коучинга и т.д., и т.п… Но чем больше я смотрел на то, что написано, тем больше убеждался, что добавлять ничего не надо. Суть изложена ясно. А особенности коучинга – тема для статьи, а не для определения.

Далее, необходимо было сказать, какие конкретно задачи решает коучинг. И сказать также надо было ясно и конкретно. Поэтому, в очередной раз повоевав со стенающей душой, я умудрился сократить весь спектр задач всего до трех пунктов:

1. расширение картины мира клиента

2. решение задачи руками клиента

3. выработка клиентом навыков, позволяющих решать аналогичные задачи самостоятельно

И действительно, что бы там про коучинг не говорили, его можно свести к трем задачам. Клиенту необходимо помочь расширить кругозор, чтоб он лучше начал видеть свою ситуацию, проблемы, задачи и возможности их решения. Затем надо помочь ему решить свои задачи, но сделать это так, чтобы клиент сам с ними справился – и таким образом стал сильнее (если хотите, то и мудрее, просветленнее, даже духовнее), - т.е. просто более способным решать такие задачи самостоятельно.

Все гениальное просто. Особенно в теории. А когда мы переходим к практике и начинаем отвечать на вопрос, как именно коуч помогает клиенту в решении этих проблем… Единственное, на что становишься способен – так это говорить всякими метафорами, легендами и иносказаниями. Как оракул, честное слово.

Поскольку, благодаря килограммам соответствующей литературы, существует масса примеров того, как коуч будет помогать вам учиться ездить на велосипеде, мы в качестве метафорического примера, объясняющего, как работает коуч, выберем что-нибудь другое. Например, лазание по стенам.

Итак, представьте себе, что вы приходите к специалисту и говорите: «вон там есть стена и я ее боюсь». Как реагируют разные специалисты?

Психолог: «Хочешь поговорить об этом?» «Ты в детстве падал со стен?» «Что тебе при этом говорил папа?»

Тренер: «Подумаешь, стена! Пару недель хорошей тренировки – и любая стена нипочем! Смотри, как я это делаю!»

Консультант: «Вообще, в природе встречаются разные типы стен, и существуют несколько способов их преодоления, в зависимости от поставленных целей и имеющихся ресурсов. Вот например, как эту проблему решила компания «Хаммер текнолоджиз»…» © А. Сорокоумов, 2004. a40@bk.ru 4

То есть, как что, -

Ну как зачем, - скажете вы, - мне надо на ту сторону. А зачем тебе на ту сторону? – спросит коуч. Если вы не пошлете его куда подальше и соблаговолите продолжить разговор, вы обнаружите,

жизнь в принципе устраивает, вот только стена маячит на горизонте и мешает этой жизнью наслаждаться (и поэтому вы хотите ее убрать) – то вам действительно не к коучу. Вам нужен психолог или консультант, или там подрядчик по сносу недружественных элементов ландшафта. А вот если у вас есть цель, и дорогу к ней преграждает стена, и вам действительно надо на ту сторону, и вы не

знаете, что делать – вот тогда вы обратились по адресу. Коуч знает, что есть стена, и есть изображение этой стены на вашем «внутреннем экране», и то, чего вы

боитесь, скорее, существует не на стене, а на «внутреннем экране». Коуч также знает, что для того, чтобы эти страхи преодолеть, вам нужно подойти к стене и сравнить то, что вы видите с тем, что у вас на «экране». Возможно, то, что вы увидите, подойдя к стене, будет настолько отличаться от того, что вы видите на внутреннем экране, что вы просто рассмеетесь от неоправданных страхов – и узнаете много о себе и об этой злополучной стене. Возможно, обе эти картины окажутся идентичными, а ваши страхи реальными – например, стена действительно неприступна, ее никак не обойти, и вы боитесь упасть, потому, что не умеете лазать. И тогда вам придется учиться лазать и преодолевать страх в процессе учебы. А возможно, стены там вообще не окажется – это будет лишь мираж, к которому вы боялись подойти. Как бы то ни было, но коуч будет вместе с вами все это время. Он не будет гнать вас к стене, не будет тащить

вас на себе или переносить через стену. Он будет помогать вам идти к ней самостоятельно – делать те шаги, которые вы можете сделать, искать те решения, которые подходят для вашей ситуации, а не для каких-то там «Хаммер энтерпрайзес». Он будет помогать вам раскрывать свой имеющийся потенциал, с максимальной эффективностью использовать те навыки, которые у вас уже есть, и вырабатывать те, которых вам не хватает. Он будет тем человеком, который действительно заинтересован в том, чтобы вы дошли до этой треклятой стены – и преодолели ее, или то, что там окажется. И после этого пошли дальше и достигли того, чего вы хотели достичь. И не важно, что обычно находится на месте стены: новая работа, открытие своего бизнеса, проведение важных

переговоров, начало карьеры торгового агента или следующие 10 миллионов евро… Важно то, что какими бы неприступными не казались нам препятствия, всегда есть способ их преодолеть, и какой бы далекой не казалась наша цель – мы всегда имеем возможность добраться до нее быстрее, чем нам поначалу кажется.

Давным-давно, когда слово коу

спортивных коучей (а ныне – признанный гуру спортивного и бизнес-коучинга) Тим Голви предложил «формулу эффективности», показывающую, из чего эта самая эффективность складывается. В математическом виде формула выглядит так:

potential

фективность = потенциал – препятств

ижения поставленных целей нам необходимо

а) максимизировать наш потенциал (т.е., обнаружить лучшее, что в нас есть, научиться эфф

енять, и по ходу дела подтягивать то, чего не хватает) б) устранить препятствия (т.е., как внутренние – страхи

е – неблагоприятную среду, угрозы внешнего окружения, отсутствие альпинистского снаряжения и несовершенство налоговой системы) На этом и фокусируется работа

Первое, что здесь след

весь мир движется не просто в сторону рынка (в штатах уже три столетия рынок), а в сторону огромного, глобального рынка. Этот рынок сулит всем огромные возможности (посудите сами: ведь сейчас, чтобы выйти на глобальный рынок, достаточно иметь лишь компьютер и телефонную линию). Еще никогда не было так просто и так дешево организовать собственный бизнес, как сейчас. Именно сейчас, для того, чтобы стать миллионером, не нужно владеть нефтяной скважиной – можно заработать просто на своих идеях.

© А. Сорокоумов, 2004. a40@bk.ru 5

Но также этот рынок предъявляет высокие требования к участникам. На этом рынке заканчивается эра господства индустриальных корпораций, с пожизненным наймом, пенсионными фондами и гарантией занятости. Теперь, чтобы выжить и преуспеть на этом рынке, каждый должен быть бизнесменом.

Что это означает? Это означает, что недостаточно иметь какие-то профессиональные знания и надеяться, что эти знания тебя прокормят. Нужно обладать навыками ведения бизнеса: планирования, оценки рынка, маркетинга и продаж, ведения переговоров, управления финансами, управления людьми и т.п. И этими навыками нужно обладать, даже если ты – лишь наемный работник. Ибо в новой экономике позиция наемного работника потихоньку превращается в этакий микро-бизнес, который носит ваши имя и фамилию и целиком зависит от того, как вы им управляете.

Мы еще недалеко отошли от некоего подобия патриархата, когда о большинстве граждан заботился кто-то другой. В западном мире это были громадные корпорации. Кое-где (в том числе и у нас) это было государство. Где-то – большие семьи, кланы и т.п. Сейчас и в богатых странах, и в бедных, ни государство, ни корпорации, ни пенсионные фонды не способны в достаточной степени позаботиться о каждом. Теперь никто не будет о тебе заботиться. Никто никому не гарантирует надежную работу, достойную зарплату и пенсию, если он не позаботится об этом сам. Ты сам отвечаешь за свой успех или неуспех.

«Наука саморазвития» прошлого века тоже заслуживает быть выброшенной на свалку. Потому, что большинство книг типа «10 шагов к успеху» или «как залезть на вершину и не свалиться» была написана для сотрудников корпораций. И основная идея, которая в них проскальзывает – будьте хорошими мальчиками (девочками), ответственно относитесь к своей работе, – и добрые дяди вам все дадут – много денег, интересную работу и золотые часы к выходу на пенсию.

Конечно, для многих мыслить по-новому – большое мучение. Даже многие молодые специалисты считают, что компания просто обязана о них заботиться… Причем эти проблемы схожи и в нашей стране, и на западе. Вот, например, что пишет известный консультант по маркетингу Джек Траут:

«Планирование карьеры – один из величайших вымыслов корпоративной Америки. Молодые люди грезят о стране наставников и руководителей, которые проведут их по всем ступеням карьерной лестницы. Воспитают, обучат, полюбят и повысят в должности….»

Большинству людей, чтобы добиться успеха в новом мире, придется перестать быть специалистами и превратиться в бизнесменов. А для этого необходимо изменить свое мышление, свои ценности, свои отношения к жизни. По книгам и семинарам этому может научиться далеко не каждый. Здесь нужны практические навыки, здесь нужно совершать действия, учиться на пробах и ошибках, здесь многим нужна поддержка на этом пути, – и большую роль (и значительное облегчение) в этом процессе может сыграть коуч – человек, профессионально умеющий прокладывать путь в неведомое.

Второе наблюдение заключается в том, что в новой экономике постоянные изменения становятся нормой. И это означает, что именно теперь, чтобы выжить, всем придется постоянно учиться. Старые способы добиться успеха не обязательно будут работать завтра. И для того, чтобы преуспеть, нам придется не только учиться действовать по-новому, но и разучиваться действовать по-старому. Причем неважно, кто мы – наемные работники или преуспевающие бизнесмены, или даже государственные чиновники. Чтобы победить в конкурентной гонке, изменяться придется всем.

И опять-таки, многим навыкам не научишься по книгам, семинарам или тренингам. Когда изменения происходят постоянно, не существует книг или специалистов, умеющих решать большую часть проблем, с которыми вы столкнетесь. Это придется учиться делать самостоятельно, на ходу. Необходимые навыки придется вырабатывать непосредственно в жизни, учиться непосредственно на опыте. Кроме того, учиться придется быстро. Необходимо будет развивать навык обучения и особенно – самообучения.

Наилучшую помощь в этом опять-таки оказывает коучинг, как технология обучения и развития навыков на собственном опыте и в реальной жизни (а не в семинарской аудитории).

Третье наблюдение опять-таки возвращает нас к открывающимся возможностям новой экономики. Еще никогда раньше у человека не было столько возможностей быть действительно свободным. Раньше, работая в громадных корпорациях, человек получал гарантии безопасности и защищенности, но получал он их в обмен на свою свободу. Свободу говорить, что думаешь, свободу поступать, как считаешь нужным, свободу планировать свой день, свободу работать с тем, с кем хочешь и так, как у тебя лучше всего получается…

Сейчас у людей больше возможности быть теми, кем они хотят быть, самим планировать свою жизнь, самим выбирать круг общения, ту компанию и тех людей, с которыми они хотели бы работать, самим зарабатывать столько, сколько они достойны (а не столько, сколько решил босс или важный партнер по бизнесу). Окружающий мир предоставляет больше возможностей построить ту жизнь, которую мы хотели бы вести, без необходимости чем-то жертвовать во имя «светлого будущего», «корпоративной культуры» или там «семейных ценностей».

© А. Сорокоумов, 2004. a40@bk.ru 6

Сегодня больше возможностей для счастья – это касается и трудоголика, работающего по 14 часов в сутки, и бизнесмена, отошедшего от дел с парой-тройкой миллионов, и даже студента, только начинающего свою карьеру. Воспользоваться этими возможностями, организовать свою жизнь в соответствии со своими целями, ценностями и желаниями, - вот еще одна из задач, которую помогает решить коуч.

Итак, подводя резюме, -



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться