Роберт Дилтс "Коучинг с помощью НЛП"
«Коучинг с помощью НЛП» — новая книга одного из основателей нейро-лингви-стического программирования, гения коммуникации, великого организатора науки Роберта Дилтса. Это учебное пособие для коучей, консультантов, тренеров, психотерапевтов и менеджеров обеспечит вас набором специальных инструментов, которые позволят вашим клиентам действовать продуктивно, максимально реализуя свои способности. На основе материалов книги неискушенный читатель получит строго логичный и целостный взгляд на коучинг и его конкретные техники, а искушенный НЛП-специалист — уникальный комплекс универсального использования для профессионального и личностного роста. Методы коучинга помогут вам развивать новые стратегии мышления и действий, ставить перед собой цели, решать задачи и осуществлять изменения в любой области жизнедеятельности, достигать желаемого состояния и активизации необходимых для этого ресурсов.
Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ.....9 ПОСВЯЩЕНИЕ................................................ 14 Благодарности................................................................................14 ПРЕДИСЛОВИЕ............................................... 15 ВВЕДЕНИЕ....................................................... 17 НЛП и коучинг...............................................................................20 Уровни научения и изменений для отдельных людей и групп....................................................21 Уровни поддержки научения и изменения — руководство по коучингу с большой буквы..........................24 ГЛАВА 1. ОПЕКА И РУКОВОДСТВО..............30 Опека и руководство.....................................................................31 Инструментарий опекуна: «Психогеография»....................35 Инструментарий опекуна: «ангел-хранитель»....................40 Инструментарий руководителя: отображение, метафора и интервизия................................................................ 41 Инструментарий руководителя: отображение себя и каузальные петли.......................................................................45 Резюме...............................................................................................50 ГЛАВА 2. КОУЧИНГ........................................51 Коучинг.............................................................................................52 Инструментарий коучинга: постановка целей.....................53 Инструментарий коучинга: хорошо сформулированные цели.............................................................58 Притча о дельфине........................................................................61 Инструментарий коучинга: обратная связь и развитие способностей.............................................................68 Инструментарий коучинга: сравнительный анализ и «перекрестное картирование»...............................................69 Инструментарий коучинга: якорение.....................................72 Резюме...............................................................................................73 ГЛАВА 3. ОБУЧЕНИЕ......................................75 Обучение...........................................................................................76 Репрезентативные каналы..........................................................79 Инструментарий обучения: вопросы для оценки стиля научения.......................................81 Инструментарий обучения: визуализация успеха и «ментальное повторение»........................................................85 Инструментарий обучения: управление состояниями.....86 Моделирование способностей...................................................89 Инструментарий обучения: вопросы для моделирования Т.О.Т.Е........................................................91 Инструментарий обучения: перекрестное картирование эффективных Т.О.Т.Е...................................................................92 Инструментарий обучения: совместное научение.............94 Инструментарий обучения: сосредоточение на обратной связи вместо «неудачи»......................................94 Основные позиции восприятия в коммуникации и взаимоотношениях...................................96 Инструментарий обучения: построение взгляда из «второй позиции».....................................................................99 Инструментарий обучения: метакартирование.................101 Инструментарий обучения: имажинерия...............'.............104 Резюме.............................................................................................ПО ГЛАВА 4. МЕНТОРСТВО................................112 Менторство....................................................................................114 Ролевое моделирование.............................................................119 Инструментарий менторства: установление «внутренних менторов».............................................................120 Инструментарий менторства: проверка ценностей.........121 Выравнивание ценностей с видением и действиями.......124 Инструментарий менторства: выравнивание для изменения..................................................125 Инструментарий менторства: воплощение ценностей в действия............................................................v.........................126 Инструментарий менторства: планирование ценностей.... 127 Инструментарий менторства: установление упражнений........................................................127 Системы убеждений и изменение..........................................129 Инструментарий менторства: оценка убеждений.............131 Инструментарий менторства: использование внутренних менторов для укрепления уверенности в себе и усиления убеждений...................................................134 Инструментарий менторства: фрейм «как если бы».......135 Рефрейминг...................................................................................136 Инструментарий менторства: применение однословного рефрейминга......................................................140 Инструментарий менторства: «наведение мостов» между ценностями.......................................................................141 Рефрейминг критиков и критики...........................................142 Инструментарий менторства: как помочь критикам быть советчиками........................................................................145 Резюме.............................................................................................146 ГЛАВА 5. СПОНСОРСТВО.............................148 Спонсорство..................................................................................149 Пример спонсорства...................................................................156 Навыки спонсорства...................................................................158 Инструментарий спонсорства: обнаружение «источника» ваших ресурсов...................................................161 Инструментарий спонсорства: активное сосредоточение..................................................;..........................165 Инструментарий спонсорства: слушание............................165 Инструментарий спонсорства: упражнение «я вижу» и «я ощущаю»............................................................167 Путешествие героя......................................................................168 Инструментарий спонсорства: карта путешествия героя ... 170 Инструментарий спонсорства: начало путешествия героя........................................................171 Архетипические энергии...........................................................173 Инструментарий спонсорства: взаимное спонсорство архетипических энергий............................................................174 Инструментарий спонсорства: правильное называние .... 174 Инструментарий спонсорства: спонсирование потенциала.......................................................176 Инструментарий спонсорства: формат спонсорства группы....................................................178 Инструментарий спонсорства: возвращение утраченных спонсоров...............................................................180 Резюме.............................................................................................182 ГЛАВА 6. ПРОБУЖДЕНИЕ............................185 Пробуждение.................................................................................186 Не-знанйе.......................................................................................189 Состояние «аптайм»...................................................................191 Инструментарий пробуждающего: создание якоря для состояния «аптайм»............................................................192 Получение доступа к подсознанию.......................................193 Инструментарий пробуждающего: активное мечтание.... 195 Инструментарий пробуждающего: пробуждение к свободе.........................................................................................197 Двойные связи..............................................................................199 Инструментарий пробуждающего: выход из двойных связей..........................................................201 Инструментарий пробуждающего: создание позитивной двойной связи.......................................................203 Уровни научения и изменения по Бейтсону.......................205 Стратегии выживания................................................................211 Инструментарий пробуждающего: обновление стратегий выживания с помощью уровней научения Бейтсона......................................................................212 Резюме.............................................................................................214 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................217 Выравнивание пути от опекуна к пробуждающему.........218 Процесс выравнивания коуча с большой буквы...............219 ПОСЛЕСЛОВИЕ..............................................225 ПРИЛОЖЕНИЕ: КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ..............................227 Логические уровни научения и изменения.........................228 Немного истории.........................................................................228 Истоки модели Бейтсона..........................................................230 Приложение к процессу научения.........................................232 Развитие теории «Нейро-логических уровней»...............236 Нейро-логические уровни и нервная система...................242 ОБ АВТОРЕ.....................................................248 ЛИТЕРАТУРА .1 250 Предисловие к русскому изданию Особенно приятно и почетно писать предисловие к книге Роберта Дилтса, потому что он относится к людям, оказавшим особое влияние на мое становление как тренера, исследователя и руководителя «Центра НЛП в образовании». Жизненный и профессиональный путь Роберта является для меня постоянным источником вдохновения, побуждающим к новым разработкам и изучению малоисследованных аспектов самой молодой и многообещающей самостоятельной области знания — нейро-лингвистического программирования. Мое знакомство с Робертом Дилтсом началось еще задолго до личной встречи: с чтения в оригинале таких бестселлеров НЛП, как «Изменение убеждений с помощью НЛП», «Стратегии гениев», «Фокусы языка», «НЛП: навыки эффективного лидерства». Все они, включая данную книгу, отличаются тем, что являются собственными разработками автора, продуктом моделирования мышления и поведения успешных людей. Будучи учеником основателей НЛП Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера, Роберт, в отличие от многих тренеров тех лет, проникся этой областью еще в годы ее создания и пошел значительно дальше простого использования знаний и проведения стандартных сертификационных программ. Благодаря своему любопытству, колоссальной работоспособности, таланту и владению инструментами НЛП, он стал соавтором нейро-лингвистического программирования и создателем большинства таких фундаментальных тем НЛП, как «Логические уровни», модели S.C.O.R.E. и S.O.A.R., благодаря которым появился целостный взгляд на НЛП. Смело можно сказать, что его разработки сделали НЛП системным. Кстати, их совместный с Джудит Делозье внушительный труд в двух томах, каждый из которых составляет примерно полторы тысячи страниц, так и называется — «Эн- циклопедия системного НЛП и Нового кода». Из-под пера Роберта Дилтса вышло в свет более сорока книг по НЛП! Качество, широта и объем его трудов впечатляют! Однако после личной встречи на конференции лидеров НЛП из различных стран мира в Санта-Крусе меня поразили не столько его профессиональные достижения, которые об-щепризнаны, сколько цельность и масштаб его личности: Роберт обладает удивительной простотой в общении, отзывчивостью, конгруэнтностью и харизмой! Захватывает дух от осознания того, что он «сделал себя сам». Именно поэтому у многих людей, занимающихся НЛП, возникает желание моделировать Роберта, что объясняет, на мой взгляд, его притягательность как наиболее яркого лидера мирового сообщества НЛП, вокруг которого сплотились популярные тренеры и широко известные специалисты из США и других стран. Помимо организации, уникального содержания, тренерской работы в паре с Джудит Делозье на ассамблее «Миллениум», в котором принимала участие делегация нашего Центра, меня удивило трепетное и заботливое отношение к Роберту его партнеров по лидерству в сообществе НЛП. В результате общения с Дилтсом во время его семинара в Москве, который я организовал, сформировалось следующее убеждение: он является уникальной и конгруэнтной моделью воплощения ценностей и инструментов НЛП. Когда я знакомлюсь с подобными работами, меня как мастера НЛП особенно интересует моделирование стиля и стратегий мышления, лежащих в основе книги и зеркально отраженных в ее тексте. Именно так, я полагаю, можно многомерно учиться в процессе чтения. Проанализировав «Коучинг с помощью НЛП», я заметил следующие отличительные черты стиля автора: • Характерна четкая и ясная структура изложения. • Каждую главу предваряет краткое изложение ключевых позиций. • Книга начинается со строгого определения центрального понятия. • Часто используются этимологические корни понятия для возврата к изначальному смыслу. • Приводятся ссылки на наиболее признанные разработки и авторитетные позиции. • Выделяется ключевой вопрос. • Проводится сравнительный анализ. • Излагается точка зрения автора. • Используется ключевая метафора для иллюстрации наиболее важных аспектов. • Подбираются примеры использования идей автора на практике. • Выделяется стратегия реализации предлагаемой идеи, часто выраженной в описании шагов конкретной техники. • В заключении главы обязательно присутствует резюме для создания целостного взгляда и якорения содержания. Таким образом, складывается впечатление, что Роберт, разрабатывая собственное ноу-хау, реализует следующую стратегию: сначала обращается к наиболее авторитетным источникам для создания панорамного взгляда, затем выделяет ключевые понятия, проверяет их толкование, сверяет все найденное с имеющимся опытом, потом выделяет согласованные и отличительные позиции, подбирает известные инструменты НЛП (в случае их отсутствия моделирует новые технологии). На следующем этапе проводит практическую работу в виде апробации семинаров, организации консультирования и коучинга и на завершающей стадии обобщает полученный опыт, создавая четкую структуру описания разработки. Кстати, во время моего общения с Робертом Дилтсом в Санта-Крусе я взял у него короткое интервью о стратегии написания книг — получился общий набросок действующей в этом случае модели. После прочтения «Коучинга с помощью НЛП» я был удивлен тому, как увиденная мной стратегия написания этой книги согласуется с ранее выявленной в интервью. Думаю, что метавзгляд на творчество Роберта приводит к еще более впечатляющему выводу: пожалуй, Дилтс, моделируя Грегори Бейтсона, встроил в свою стратегию творчества его отношение к «двойным связям». Очень часто, вслед за Декартом, мы исходим из идеи дуализма: «ИЛИ». Наиболее оригинальный, продуктивный и системный подход заключается в поиске отношений целостности: «И». Посмотрим с этой точки зрения на главную пресуппозицию НЛП. Психологи, размышляя об опыте человека, ставят вопрос «Сознание ИЛИ тело?», отделяя эти два понятия друг от друга. В действительности правомерен другой подход: сознание И тело — части единой системы. На раннем этапе развития НЛП основатели противопоставляли фундаментальные исследования различных областей знаний академической науки практическим разработкам психологии «новой волны». Роберт в своих трудах выделяет рациональные идеи обеих сторон, умело соединяя их вместе. В его книгах конструктивно сочетаются научные разработки и практические техники НЛП, дедуктивный, индуктивный и транс-дуктивный подходы, совпадение и различие, системное мышление, ме-тамоделирование и активное мечтание. Именно такой стиль и стратегия мышления автора определяют выбор актуальной темы и особенности разработки ее содержания. Закономерно, что Дилтс обратился к самой популярной области бизнес-консультирования — коучингу, которая несколько лет назад как самостоятельная модель консультирования получила распространение в России. Как и со многими новыми активно развивающимися практическими направлениями менеджмента и психологии, с ней произошел типичный эффект: практическое использование развивающейся модели опережает четкое определение ее сущности и границ распространения, отделение от сопряженных методов. Даже после подробного изучения идей автора и использования его разработок в собственной деятельности как коуча у меня сложилось следующее впечатление: различие между консультированием и коучингом весьма размыто. Мой опыт преподавания НЛП в Швеции, где коучинг развивается бурными темпами, общение с западными специалистами в этой области, споры с одним из пионеров коучинга НЛП Брайеном Ван Дер Хорстом убеждают меня в том, что коучинг все же следует рассматривать как мощную ветвь консультирования, из которого он вырос. С одной стороны, мне очень нравится идея разделения коучинга на простой и системный (в описании Роберта — коучинг с маленькой и большой буквы). А с другой — мне кажется, что консультирование от коучинга отличается не только специфическим задействованием логических уровней опыта клиента или группы людей, но и особенностями процесса его построения и реализации. Консультирование чаще всего предполагает отдельный от опыта реализации задачи процесс выстраивания решения. Например, руководитель компании может обратиться к бизнес-консультанту за развитием эффективной стратегии переговоров с партнерами. Обычно НЛП-консультанту достаточно изучить существующий опыт переговоров и с помощью хорошо известных технологий НЛП организовать моделирование новой стратегии. При этом консультанту совсем не обязательно участвовать в реальных переговорах клиента. В случае же коучинга — наоборот. Коуч скорее будет сочетать обе возможности: сбор информации за рамками процесса переговоров, его сравнение с реально существующей стратегией, ее моделирование и оптимизацию, затем включение коуча в процесс переговоров и в завершение — персональный тренинг до получения в реальном опыте желаемого результата. Таким образом, коучинг можно определить как включенное в опыт клиента консультирование. Именно это и делает его столь результативным, популярным, востребованным у бизнесменов инструментом, несмотря на высокую стоимость. |
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Все