Сергей Горин "В свободном полёте"

 

Скачать в архиве

    ТРИ  МАЛЕНЬКИХ   ПРЕДИСЛОВИЯ  скорее   к  автору,   чем  к   книге
Эриксоновских терапий, как и НЛП, в  России - по крайней мере, две,  и
обе эффективны. Одна, более западная, представлена людьми,  учившимися
вживую у  Дж.  Зайга, Э.  Росси,  Б. -  Э.  Эриксона, Ж.  Годе-на,  М.
Снаркса, Ж. Беччио и других  сподвижников и учеников самого  Эриксона.
Другая - выросшая из слухов и домыслов, из редко доступных книг, а, по
сути - из внутренних, глубоко субъективных, иллюзорных галлюцинаторных
представлений, из личных мечтаний  6 том, что в  этих книгах есть  или
должно быть (чаще мечталось  значительно больше написанного). Все  это
преломлялось через  работу,  жизни пациентов  и  клиентов,  участников
семинаров, тренингов  и  групп,  через бесконечные  разговоры  с  себе
сильно и  слабо подобными,  через беспримерный  энтузиазм конца  80  -
начала 90-х Это Хмелевский, Ковылин, Горин... Вне зависимости от того,
что написано  в  этой  книге,  автор ее,  именующий  себя  "живым  еще
классиком" (На  семинаре  в  Смоленске я  занимался,  помимо  прочего,
практической отработкой некоторых элементов построения имиджа Все  мои
реплики, способные навести Вас  на мысль о  возникновении у меня  идей
собственного величия, на самом деле для меня не характерны и относятся
только  к  применявшимся  техникам),  являет  собой  и  своей  работой
любопытное, странное, эксцентричное сочетание эриксоновского гипноза и
терапии, НЛП и особенностей российской словесности, а также того,  что
"разность заветных  слов с  бегом  души -  вовсе не  означает  лжи..."
Милтон Эриксон мог бы открыть для себя много нового в том, что сегодня
называется эриксоновским направлением То же самое, пожалуй, сделали бы
Гриндер с  Бэндлером  в  отношении НЛП,  если  бы  им  посчастливилось
побывать на  семинарах,  послушать  лекции  и  почитать  книги  Сергея
Горина. В отличие  от этих несчастных,  вам, читатель, сейчас,  скорее
всего,  повезет   КОНСТАНТИН   КОВАЛЁНОК,   НЛП-тренер,   Со-президент
Ассоциации  -  эриксоновской  терапии,  гипноза  и  НЛП,   организатор
Смоленского семинара
    Мы познакомились с Сергеем  в Красноярске -  как говорят в  народе
психотерапевтическом, "у  Макарова". Обаяние  хорошего  профессионала,
чувство юмора  (и  нечувство  неюмора),  неоднозначность  собственного
отношения   ко   всему    и   что-то   самое    главное   и    глубоко
спрятанное-привлекали и  привлекают  в  этом  человеке.  На  последнем
смоленском семинаре возникли разговоры о  душе - что такое душа!  Есть
ли душа вообще - и  некоторые раздражались при упоминании этого  слова
вслух.  Соотношение  души  и  техники  в  психотерапии  -  какое  оно?
Продолжая тот разговор: лечение  души, лечение душой  - все это  имеет
отношение к каждому  из нас  и к автору  этой книги  тоже. Потому  что
существует та глубоко спрятанная, оберегаемая и охраняемая, ранимая  и
прекрасная душа Сергея Горина... которой он и написал эту книгу. ИРИНА
ЛЫЧАК,   студентка    Вильнюсского   uнcmuтyma    гуманистической    и
экзистенциальной психологии, организатор Смоленского семинара Приятно,
когда  друзья  пишут  книги.  Ими  можно  гордиться,  ощущая  и   себя
причастными  к  великому  миру   творчества  и  фантазии.  Ими   можно
хвастаться. Настоящий одессит- всегда немножко хвастун. И, может быть,
Горина с  его  семинарами в  Одессе  сразу приняли  за  своего  именно
потому, что хвастает он блестяще, тонко, ерничая и насмехаясь,  грустя
и философствуя. Город, в эмблеме  которого присутствует якорь, не  мог
не стать удобной посадочной площадкой для парящего в свободном  полете
нэлпера. Приезжайте в Одессу,  и вы почувствуете, что  "эриксонианский
подход" - просто серые будни этого города. Примите предложение  "снять
угол со всеми удобствами", и разрыв шаблона вам обеспечен. А если  вам
удастся провести рефрей-минг по поводу  этих самых "всех удобств",  то
вы -  счастливый человек.  Пойдите на  Привоз, и  по состоянию  вашего
кошелька вы поймете,  как можно  использовать неофициально  наведенный
транс. Спросите у одессита, как пройти на Дерибасовскую, и ощутите  на
себе   действие   интеллектуальной   путаницы.   Одесситы    применяют
эриксонианские техники интуитивно, из любви к ближнему, а Сергей Горин
сделал это своей профессией. Как он это делает? Что он делает?  Делает
ли  он  хоть  что-нибудь?  Напряженно  задавая  себе  эти  вопросы  на
семинарах С. Горина, вы опомнитесь  именно в ту минуту, когда  ведущий
предложит вам  "вернуться  в этот  день...  в эту  комнату...  в  этот
город... в том темпе, который вам удобен". А спустя какое-то время  вы
удивляетесь тому, что уже умеете делать то, что, казалось, не  сможете
делать никогда. С. Горин упорно  называет свои семинары обучающими.  И
как он говорит, так он прав. Однако не обманывайте себя - он не только
учит, но и лечит вас. Талантливо, точно, быстро, эффективно - так  же,
как пишет  свои  книги.  От  одесской  психотерапевтической  элиты  Н.
Кадышева, Т. Тадыка, А. Повереннова, Т. Карпяк Сей труд, как и  прочие
в  жизни  труды,  посвящается  моей  жене  Галине,  которая  стоически
перенесла написание этой книги вдобавок к двум предыдущим. Понимающий,
да посочувствует...
    ВВЕДЕНИЕ (презентация ведущего группы  на семинаре в -  Смоленске,
октябрь 1996 г.)  Яви мне,  милая Отчизна,  звериный лик  капитализма.
Леонид Тучинский Здравствуйте. Я -  Сергей Горин, деревенский врач  из
Канска, Красноярский край. Сегодня я  впервые за многие годы хотел  не
импровизировать,  а  провести  презентацию  по  заранее  составленному
плану, но вы меня сразу ограничили регламентом. Обидно - я - то думал,
что вы в  первую очередь  спросите: "Как  дела, Сергей?"  А я  отвечу:
"Ничего, жив". А вы тогда опять спросите: "Кем ты теперь работаешь?" А
я отвечу: "В  последний год  работал живым  классиком". Вам,  конечно,
интересно станет: "А как это, работать живым классиком? Просыпаться, к
примеру, рано надо?" А я отвечу: "Нет, можно вообще не просыпаться..."
В этом новом для себя имидже  я и хочу провести семинар под  названием
"Нэлпер в свободном  полете". Все случайные  ассоциации с Карлсоном  в
свободном полете или с полетом над гнездом кукушки я попрошу  отмести,
как  неорганизованные.  Просто  в  последние  годы  у  меня  появились
некоторые наработки по применению обыденных для нас техник, взятых  из
индивидуальной терапии, в работе с  массовым сознанием. Можно было  бы
назвать семинар  "НЛП вне  психотерапии",  но я,  будучи  неисправимым
романтиком,  предпочел  более  возвышенное  название:  "полет,   небо,
простор..." Жаль, что презентация идет не по плану. Если бы она шла по
плану, то вы бы меня, наверняка, сейчас спросили: "Сергей, а как стать
живым  классиком?  Предварительная  процедура  какова?"  И  я  бы  вам
ответил: "Ничего  сложного  - надо:  а)  написать книгу;  б)  посадить
дерево; и в) вырастить сына". Хотя насчет сложности, это как сказать -
первые два пункта выполняются  легко, а третий  - с вероятностью  50%,
это ж кто  родится, того  и будешь  выращивать... Но  самое главное  в
процедуре - надо жить в Канске, и  здесь вам до меня далеко. Не в  том
дело,  что  географически  далеко,  а  просто  Канск  -   литературная
аномалия. Первая советская фантастическая повесть "Страна Гонгури"  В.
Итина была написана  и напечатана  в Канске.  Первый советский  роман,
"Два мира" Г.  Зазубрина тоже  был написан  и напечатан  в Канске.  Не
удивительно, что первый постсоветский психологический бестселлер "А вы
пробовали гипноз?" был написан и напечатан - правильно, в Канске. *  У
меня, как и у вас, есть определенная методологическая платформа, некий
общий подход  ко всему  (не  путать с  "общей  теорией всего"),  и  он
формулируется так:  все,  что  мы  делаем,  нужно  делать  максимально
просто. Ну вот,  в работе с  одним пациентом я  старался достичь  трех
целей. Во-первых,  если  получится,  надо  решить  проблему  пациента.
Во-вторых, это надо  сделать максимально  быстро, легко  и изящно,  но
так, чтобы сам пациент об этой легкости не догадался, потому что  есть
еще и  третья цель:  на полном  серьезе внушить  пациенту  пару-тройку
откровенных, как теперь говорят, "приколов" насчет сложности работы  -
чтобы не было скучно. С этих методических позиций я пытаюсь работать и
с массовым сознанием, но пока не все получается - в частности,  потому
что в  роли  "живого  классика"  я  начал  обожать  элементы  внешнего
оформления: эпиграфы, прологи, эпилоги, "крутые" метафоры, музыкальные
паузы и т.  п. В  тексте будут  встречаться ссылки  на мои  предыдущие
книги "А вы  пробовали гипноз"  и "Гипноз, техники  россыпью" (в  этом
издании  название  изменено  на  "НЛП  техники  россыпью")  В  ссылках
название книг будет даваться  аббревиатурой - соответственно "АВПГ"  и
"ГТР". Но на семинаре  я постараюсь все упростить  до предела - еще  и
потому, что весь материал буду записывать на диктофон, чтобы  написать
свою третью книгу. Это  такая старая традиция  - мои книги  называются
так же, как семинары в Смоленске. Я вижу в ваших глазах  невысказанный
вопрос: "Сергей, а ты только пишешь или иногда что-нибудь читаешь?  А.
если ты только пишешь, то какие у тебя творческие планы?" Отвечаю  как
на духу -  читаю. Вот  сейчас я  читаю две книги,  я их  даже с  собой
захватил: томик Венедикта  Ерофеева и  сказка Сергея  Козлова "Ежик  в
тумане". Я даже семинар  хотел сначала назвать  "Ежик в тумане-2",  но
потом передумал. А творческие планы -  у меня давно уже возникла  идея
этакого философского эссе о судьбах современной психотерапии; у меня и
рабочее название  есть  -  "Наклоним голову  лихую?"  Да,  там  именно
вопрос, а  не приказ.  И последнее.  В нашей  работе большое  значение
имеет мифология того, что мы делаем.  Создавать нужные нам мифы о  нас
самих и  о гипнозе  - это,  действительно, очень  важно, и  об этом  я
постараюсь хоть немного рассказать  своей группе. Да,  вот еще что:  в
откликах на предыдущие книги я часто встречал такой упрек в свой адрес
- люди говорили, что мне  не хватает академичности, и что  разговорный
язык для учебника непригоден. Но когда я попытался выяснить, что такое
"академичность", то оказалось, что людям  просто нужен в дополнение  к
моей книге список рекомендуемой литературы.  Ну, привыкли люди, что  в
научных трудах после  каждого слова  есть ссылка на  источник. В  этом
плане обещаю исправиться, причем начну исправляться прямо сейчас.
    ЧАСТЬ I  НЛП В  РАБОТЕ  С ГРУППОЙ  Глава  1. ПОДХОДЫ  К  ГРУППОВОЙ
РАБОТЕ. Базовые предпосылки  С. Горин:...  Возможно, тем,  кто был  на
моем семинаре в  Смоленске два года  назад, нынешний семинар  напомнит
тот, который проводился под названием "Техники россыпью", потому что в
этом семинаре  тоже будет  много отрывочных  техник. Для  того,  чтобы
научиться работать с позиций НЛП с групповым и массовым сознанием, нам
придется периодически возвращаться к навыкам работы с одним пациентом,
клиентом, партнером.  Я  считаю  это  нужным,  поскольку  сам  получил
основные навыки воздействия на людей в индивидуальной терапии. Я  хочу
ввести некоторые  предположения,  предпосылки  в  отношении  работы  с
группой и массой. Эти предположения работают, поэтому неважно, "верны"
они или  нет... Уже  здесь  придется пояснить,  что  мировоззренческая
позиция моя близка к агностицизму, то есть к принципиальному отрицанию
возможности познания мира. Вы вовсе не обязаны иметь такую же позицию;
ваше мировоззрение может оставаться  таким же, каким  оно было до  сих
пор (более  того, мне  бы хотелось,  чтобы оно  осталось прежним),  но
вместе с тем мне хочется, чтобы вы понимали, откуда берутся  некоторые
мои суждения. В том, что касается мировоззрения, - техники, которые вы
будете  изучать  (или  повторять),  пригодны  в  принципе  для  любого
мировоззрения. Помимо того, у идеалистической картины мира нет никаких
преимуществ перед материалистической - и  наоборот, та и другая  имеют
право на существование - более того, та и другая существуют едва ли не
со времен начала истории, не спрашивая у нас разрешения на право быть.
Вы можете придерживаться  позиции, что у  человека есть душа,  и с  ее
помощью  вы  проводите  лечение,  -  а  можете  считать,  что  человек
представляет собой от 80 до 180 кг мяса и костей, которые после смерти
надо куда-то спрятать, чтобы не протухли (обычно зарывают в землю).  И
коли уж я начал  говорить о своем  мировоззрении, то попрошу  отделять
то, что я говорю, от меня самого. Мы можем условно выделить три уровня
восприятия  человека:  уровень  имиджа  ("рабочей  версии"),   уровень
жизненной  позиции  и  уровень   стержня  личности.  Первый  и   самый
поверхностный  -  уровень  имиджа  -  представляет  собой  те  внешние
проявления поведения и облика,  которые мы демонстрируем людям,  желая
познакомиться с ними.  Кроме того,  это - ряд  ярлыков: имя,  фамилия,
профессия, адрес,  социальная  роль  (пассажир,  покупатель,  участник
семинара); и  мы хотим,  чтобы  люди воспринимали  нас с  учетом  этих
ярлыков. Второй уровень, жизненная позиция, более глубок, он  означает
появление искренности в  общении. На этот  уровень мы пускаем  друзей,
близких людей, родственников, позволяя им понять, что "на самом  деле"
стоит за нашим  имиджем, и  позволяя себе  раскрыться в  доверительных
отношениях. Третий уровень, самый  глубокий (стержень личности) -  то,
что мы сами о себе толком не знаем; то, что иногда прорывается из нас,
и мы не  знали, что можем  так себя вести.  Для иллюстрации -  скажем,
имидж (рабочая версия) таков: "Я  мужу никогда не изменяю";  жизненная
позиция: "Разве что  сильно попросят"; стержень  личности: "Или  самой
захочется". Это  может  быть  в  любых  вариантах,  последовательность
неважна, можно  наоборот -  имидж: "Если  самой захочется";  жизненная
позиция: "Или сильно попросят"; стержень: "Я мужу никогда не изменяю".
Так вот, здесь, на  семинаре, вы в  значительной степени будете  иметь
дело с моим имиджем -  равно как и я  с вашим. По поводу  собственного
имиджа я  должен  сделать  два  обязательных  предупреждения  (я  всех
предупреждаю, не только вас): отрывочные идеи величия, которые я  буду
высказывать,        действительно        являются         отрывочными,
несистематизированными;   а   моему   незаурядному   личному   обаянию
попробуйте с  трудом не  поддаваться. Теперь  от собственной  личности
позвольте перейти к принципам  работы. Первый и  главный из них  очень
прост и формулируется так: "Мир - это описание мира". Все думают,  что
это Карлос Кастанеда, а на  самом деле - Людвиг Витгенштейн,  немецкий
философ.  Наши  технологии   можно  часто   обнаружить  на   страницах
философских трудов - философов тоже интересует, как человек  мыслит...
Следствие № 1 из этого принципа (второго пока не будет): "Правда - это
то, во  что  верят  люди".  Если люди  верят,  что  повозка  не  может
передвигаться без  помощи лошади  или что  демократия лучше  монархии,
это-правда. Таким образом, задача  психотерапевта, который работает  с
одним человеком или  группой, и  задача политика,  который работает  с
массами, - составлять  искусные описания мира,  искусные мифы о  мире.
Легче  всего  составлять   мифы  о  личности   -  для  этого   следует
пользоваться языком индивидуального, группового или массового сознания
и учитывать  пять  особенностей структуры  мифа  о боге  (цит.  по  И.
Черепановой "Дом  колдуньи"):  1.  Неопределенность  (недосказанность)
самой личности; 2. Наличие  у нее чего-то особенного,  отклоняющегося;
3. Амбивалентность (двойственность) формы и содержания; 4.  Стремление
к эмоциональной насыщенности; 5.  Ориентация на "мифологическую  нишу"
массового сознания. Вы уже, очевидно, поняли, что первым, кто применил
словосочетание "живой  классик"  по  отношению  ко  мне,  был  я  сам.
Поскольку я всегда излагал собственный миф языком различных  аудиторий
и соблюдал  пять вышеприведенных  принципов,  то мне  теперь  остается
только повторять его. И  возможно, еще при жизни  я смогу прочитать  в
каком-нибудь  букваре:  "Когда   был  Горин   маленький,  с   курчавой
головой..." Боюсь  только, что  меня  перепутают с  Майклом  Джексоном
(смех в зале).
    Присоединение к  группе  Разумеется,  работа  с  группой  (большой
группой) начинается с  того же,  что и работа  с одним  человеком -  с
создания раппорта. А создание раппорта,  в свою очередь, начинается  с
присоединения. Но  если  в  работе  с  одним  человеком  мы  буквально
становимся его зеркальным отражением (отражая позу, дыхание,  движения
глаз, макро- и  микродвижения тела  и т.  д.) и  ставим клиента  перед
выбором - если мое отражение делает так, это значит, что либо я  делаю
так, либо я сошел  с ума; обычно принимается  первая возможность -  то
при работе  с группой  отразить физиологию  и поведение  мы не  можем,
поэтому отражаем  другие  факторы:  общую для  нас  реальность,  общие
ценности и  т. д.  Приемы присоединения  к большой  группе,  аудитории
(одновременно - приемы ораторского мастерства) можно  классифицировать
на: присоединение к эмоциям; присоединение по ритму (навязывание ритма
и  утилизация  всех  ритмов);   присоединение  на  уровне   разделения
ценностей; присоединение на  уровне разделения реальности  (актуальной
или описываемой);  присоединение с  ведением по  шаблону  "5-4-3-2-1".
Присоединение к эмоциям - хороший и краткий прием, пригодный в случаях
довольно единообразного  эмоционального  состояния группы  и  хорошего
отношения группы к оратору. Заключается  в том, что вы  демонстративно
(невербально и вербально) изображаете собой то же самое  эмоциональное
состояние, которое  наблюдается у  группы.  Например: "Ха-ха,  у  меня
сегодня тоже хорошее настроение". Присоединение по ритму -  достаточно
универсальный прием для  разных случаев. Навязывание  ритма состоит  в
том, что перед началом выступления вы даете группе послушать ритмичную
музыку, ритм которой неизбежно будет  навязан, - и тогда вы  начинаете
выступление в ритме звучавшей ранее  музыки. Утилизация всех ритмов  -
это  возможность   для  публики   приспособиться  к   ритму   оратора:
выступление начинается  медленно, как  бы неуверенно,  затем его  ритм
постепенно возрастает, впоследствии периодически понижаясь. Прием дает
возможность ощутить "резонанс" по ритму практически любому человеку  в
группе. Присоединение на уровне разделения ценностей - прием,  который
навязывает группе следующую  точку зрения в  отношении оратора:  "Меня
заботит то же, что и вас".  В зависимости от того, какого рода  группа
собралась, какие  ценности  у  нее преобладают  в  данный  момент,  вы
начинаете свою  речь  с демонстративного  разделения  этих  ценностей,
например: "Меня, как  и вас, беспокоит  плохое положение  пенсионеров"
(для аудитории, состоящей из пенсионеров); "Меня, как и вас, беспокоит
распространение   детской   наркомании"    (в   аудитории    школьного
родительского собрания). Присоединение на уровне разделения реальности
- оратор сообщает группе, что он видит, слышит, чувствует то же, что и
группа. Например (разделение актуальной реальности): "Сегодня четверг,
вечер, и я рад, что вы собрались здесь и согласились выслушать  меня".
Как  видите,  прием   легко  комбинируется   с  приемом   "опережающей
благодарности". Пример разделения описываемой реальности: "Я родился и
вырос в этом городе, учился  во второй школе, которую посещали  многие
из вас". Присоединение с ведением по шаблону "5-4-3-2-1" - выполняется
практически так же, как  и работа по этому  шаблону с одним  человеком
(подробно шаблон  описан  в  "АВПГ",  глава  3):  к  каждому  описанию
актуальной реальности  вы "привязываете"  простое внушение  с  помощью
речевых  связок  ("и",  "в  то  время  как",  "это  заставляет  вас").
Например: "Когда вы видите меня, вы понимаете, что я - один из вас;  и
когда вы слышите мой голос, то понимаете, что я - не  профессиональный
оратор; и  возможно,  вы чувствуете  доверие  ко мне".  Или:  "Вот  вы
смотрите на меня и думаете  - что я могу  вам предложить в отличие  от
других?" (здесь внушение подано в форме "чтения мыслей").  Приведенная
классификация не является  полной, но для  достижения обыденных  целей

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Все