Гончаров Г. «Энциклопедия гипноза»

Скачать в архиве

Это первая часть огромного материала, обработанного и подготовленного мной применительно к современной обстановке и условиям. Тот, кто будет читать это руководство, может смело положиться на него. Все, что здесь есть, основано на практике самого автора и принесло конкретные результаты его ученикам, которые осваивали эти методы как непосредственно со мной, так и заочно, занимаясь по данному руководству.

ВВЕДЕНИЕ

Человек издавна хотел познать себя, свои явные и скрытые возможности, стремился к самоусовершенствованию. Одним из самых древних приемов, помогавших ему на этом пути, была суггестия, или внушение. Так называется форма чисто челове­ческого воздействия людей друг на друга и на самих себя.

Психика и тело человека неразрывно связаны друг с другом. Но в наш сложный, насыщенный век то психика, то тело челове­ка часто выходят из под его контроля. Человек подчас не может регулировать настроение, считаясь с требованиемя ситуации и окружающих. Между тем от умения человека управлять своим психическим и физическим состоянием во многом зависит ус­пех выполняемой им работы, эффективность его труда, психо­логический климат на производстве и в быту. Незнание при­емов психорегуляции нередко приводит к отрицательным, а за­частую и тяжелым последствиям как для самого человека, так и для окружающих.

И вот тут-то и приходит на помощь человеку суггестия. Она соединяет психику и тело, позволяя человеку управлять своими неисчерпаемыми силами, полнее реализовывать свой жизнен­ный потенциал. Благодаря суггестии происходит быстрое восп­риятие и усвоение опыта человеком. Кроме того она способству­ет адаптации личности к усложняющейся социальной и эконо­мической среде.

С седых времен суггестия надежно зарекомендовала себя в медицине и религии. Теперь она нашла успешное применение в педагогике, спорте, военной и профессиональной подготовке. Тот, кто однажды познал механизм действия суггестии, сможет понять сущность ролевого перевоплощения актера, влияние на огромные массы людей театра, художественной литературы, жи­вописи, музыки. Овладевший приемами суггестии сможет и на себя оказывать психическое самовоздействие, т.к. именно ауто­суггестия, или самовнушение, лежит в основе популярных ныне методов аутогенной тренировки (AT).

В связи с вышеизложенным возникла особая необходимость в суггестологической подготовке людей. Над этой проблемой бьются ныне и врач-психотерапевт, и инструктор-метод ист, и психолог-консультант. Написаны хорошие книги по психоло­гии суггестии, внедрено немало новинок. Среди них есть весьма ценные методологические разработки. Но проблема еще не ре­шена, поиски продолжаются...

Данная книга представляет собой попытку обобщения и сис­тематизации всех известных методов суггестивного воздейст­вия. В ней использован материал произведений таких мастеров практической психологии, как ВЛ. Леви, А.Б. Добрович, В.Е. Рожнов, П.И. Буль, Л-П. Васильев, В.С. Лобзан, Ю.И. Резина и др. Книга поможет читателю повысить уровень своей психоло­гической культуры. Возможности полезного использования суг­гестии и повседневной деятельности довольно объемны, разно­образны и многообещающи. Поэтому хочется верить, что эта книга не останется незамеченной.

Автор.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СУГГЕСТИИ

Данный раздел книги посвящен разбору исторического раз­вития суггестии, областей применения и действия суггестии, основных определений, понятий, методологического аппарата и принципов, лежащих в основе классификации суггестии.

1.1. ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ СУГГЕСТИИ

В истории суггестии различают два периода: донаучный и научный.

Донаучный период (древний мир — сер. XIX в.). В древнем мире явления суггестии применялись жрецами, лекарями, магами, йогами, браминами, факирами и т.п. в ле­чебных и религиозно-мистических целях, а также для укрепле­ния своего авторитета. В то время под суггестию не было подве­дено научного обоснования, а суггестору (внушаемому) отводи­лась роль посредника между богом и простыми смертными. В храмовой медицине (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция, Персия, Ассирия, Вавилон) сеансы суггестии называ­лись «инкубациями», в практике аскетов йоги — «Вашитва» и «Санмохан-Астра».

В средние века знания древних народов о суггестии были забыты, а способы и приемы суггестирования (воздействия по­средством внушения) утрачены.

В течение XVI — сер.ХIХ вв. сформировалось и окончатель­но оформилось фантастическое и мистическое учение — «живо­тный магнетизм». Согласно этому учению один человек может оказывать влияние на организм и психику другого посредством так называемого «магнетически жизненного флюида» (от лат. Пи'и115 — текучий) — таинственной «жизненной силы, эфироподобной жидкости или «эманации», якобы истекающей из рук, глаз и других органов тела. Считалось, что «магнетически жизненный флюид» — это изначальный эфир, который пронизыва­ет всю Вселенную, а с нею и человека. Существуют отдельные лица, которые подобно резервуару могут накапливать его и пе­редавать другим людям. Лица, обладающие такой способно­стью, были названы магнетизерами. Изначальным источником магнетизма считались планеты и звезды. Магнит рассматривал­ся как кусок метеорита, оторвавшийся от звезд, а потому дейст­вующий подобно звездам. Усматривалось сходство «магнетически жизненного флюида» с действием магнита, поэтому учение и получило название «животный магнетизм».

Во второй половине XVIII века это учение сформулировал и распространил австрийский врач-магнитопат, доктор права, фи­лософии и медицины Франц Антон Месмер (1734—1815). Поэ­тому «животный магнетизм» часто называли «месмеризмом»

Научный период (сер. XIX и. — наст. вр.).

С середины XIX века по настоящее время наряду с учением о гипнозе (от греч. hypnos — сон) возникло и закрепилось учение о суггестии (от лат. suggestio — внушение, намек). Если первый термин означал воздействие на человека в особом состоянии, то второй термин означал воздействие на человека в любом состо­янии. Гипноз слился с суггестией вообще, хотя является только одним из множества ее проявлений. Первый термин ввел в 1843 г. английский хирург из Манчестера Джеймс Бред (1795 — 1860), второй термин ввел в 1866 г. французский врач из Нанси Амвросий Август Льебо (1823 — 1904).

Во второй половине XIX века происходил научный спор о природе гипноза. Его вели с 1870 по 1890 гг. два французских ученых: профессор терапевтической клиники университета в Нанси Ипполит Бернгейм (1840 — 1919) и известный невропа­толог из Сальпетриерской психиатрической больницы в Пари­же, метр неврологии того времени, член французской Академии наук Жан Мартен Шарко (1825 — 1893). Каждый из них воз­главлял соответствующую школу.

Нансийская школа гипноза придерживалась следующей точ­ки зрения на гипноз. 1. Все проявления гипноза сводятся к суг­гестии (психическому воздействию на воображение человека). 2. Физические факторы при гипнозе не играют роли или играют вспомогательную роль. 3. Гипноз — нормальное явление, свой­ственное здоровому человеку, и его следует сближать с естест­венным ночным сном.

Противоположной точки зрения на гипноз придерживалась Сальпетриерская, или Парижская, школа гипноза. 1. Все прояв­ления гипноза сводятся к физическим воздействиям (потоки тепла, мерные звуки, зрительные раздражители). 2. Суггестия при гипнозе играет второстепенную роль. 3. Гипноз — это про­явление искусственно вызванного истерического припадка (не­нормального патологического состояния психики, свойственно­го больным, страдающим истерией).

В результате этого спора победу одержали сторонники Нансийской школы гипноза. Девиз нансийцев «Гипноза нет, есть только суггестия» оправдал себя экспериментально.

В конце XIX — начале XX века французский аптекарь из На­нси Эмиль Куэ (1857 — 1926) основал «школу самообладания путем сознательной аутосуггестии» — неонансийскую школу суггестии". Неонансийцы считали, что суггестия возможна бла­годаря воображению, и она действует через аутосуггестию.

Физиологические механизмы гипноза и суггестии вскрыл в 1921 г. русский советский физиолог Иван Петрович Павлов. Он установил, что гипноз — это частичный, или «парциальный», сон, результат условного частичного внутреннего торможения клеток коры больших полушарий мозга человека. Гипноз, как и суггестию в целом, Павлов относил к простейшему условному рефлексу.

Советский биофизик, академик Петр Петрович Лазарев в 1922 г. объяснил феномен мысленной суггестии (телепатии) с точки зрения электромагнитной теории света. Он считал, что наш мозг — это своеобразный клеточный вибратор, генерирую­щий в пространство особые электромагнитные волны опреде­ленной длины и частоты. Длина и частота электромагнитных волн, излучаемых мозгом человека, зависит от характера и со­держания его мыслительной деятельности. Скорость излучения мозговых электромагнитных волн равна скорости света, т.е. 300 000 км/сек. В другом мозгу чужая мысль отмечается в том слу­чае, если оба мозга одинаково настроены.

В 1932 г. сторонник неонансийской школы суггестии немец­кий невропатолог из Берлина Иоганнес Генрих Шульц разрабо­тал и утвердил метод «аутогенной тренировки» (АТ) (от греч.autos — сам, genos — род).

1.2.0БЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ СУГГЕСТИИ

Суггестия применяется и проявляет себя в следующих обла­стях:

— религия;

— медицина (суггестотерапия);

— педагогика (суггестопедия);

— спорт;

— военное дело;

— профессиональное обучение;

— театрально-сценическая деятельность;

— художественная литература;

— живопись;

— музыка;

— аутогенная тренировка.

1. 3. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУГГЕСТИИ

Суггестология, суггестизм (от лат. suggestio — внушение, намек и греч. logos — учение, наука) — современная наука об особом воздействии на психическую сферу человека (с целью привития ему особых психофизических состояний), называемом суггестией.

Суггестотерапия (от лат. suggestio — внушение, намек и греч. terapia — лечение (коррекция психического и соматического состояния) суггестивным воздействием на больного (раздел психотерапии).

Суггестопедия (от лат. suggesto — внушение, намек и греч. реdia — воспитание)

использование суггестии в процессе обучения и воспитания (раздел педагогики).

Суггестия (от лат. suggestio — внушение, намек) — процесс привития психической сфере человека посторонней идеи (волевого решения в виде мыслей, эмоций, актов) помимо его «я»

(с черного хода психики). Подвергнутое суггестивному воздействию лицо воспринимает поступающую в его мозг информацию без ее понимания, осмысления, анализа и соотнесения со своим личным опытом и состоянием. Само содержание суггестии в последующем носит навязчивый характер, представляя собой совокупность «суггестированных (внушенных) установок».

Суггестия представляет собой:

— компонент человеческого общения;

— специфический вид коммуникации;

— противоположность убеждения.

Суггестия осуществляется в форме гетеросуггестии (воздействия со стороны) и аутосуггестии (самовнушение).

Суггеренд — объект гетеросуггестии. Возможные суггеренды: отдельный человек, группа ("толпа"), социальный слой и т.д.

Сугтестор — источник гетеросуггестии. Возможные суггесторы: индивид, группа, средства массовой информации. Последние два суггестора являются источниками социальных факторов, имеющих суггестивное (внушающее) значение (сплетни, реклама, мода, обычаи, господствующие взгляды, предрассудки, поверия и т.д.).

Аутосуггестия предполагает объединение в одном лице суггестора и суггеренда.

Эффективность суггестии определяется:

1. свойствами суггестора

а) социальный статус;

б) обаяние;

в) волевое превосходство;

г) интеллектуальное превосходство;

д) характерологическое превосходство.

2. особенностями суггеренда

а) степень суггестостабилыюсти (внушаемости);

3. отношениями, складывающимися между ними

а) доверие;

б) авторитетность;

в) зависимость.

4. способом конструирования сообщения

а) уровень аргументированности;

6) характер сочетания логических и эмоциональных компонентов;

в) подкрепление другими воздействиями (речь, интонация, мимика, жесты, позы и т.д.).

Суггестабильность, суггестивность (от нем. suggestibiliitar;с франц. suggestibilite — внушаемость) — степень восприимчивости к суггестии, определяемая субъективной готовностью подвергнуть и подчиниться суггестивному воздействию. Суггестабильность является характеристикой индивида, зависящей от ситуативных и личностных факторов.

Повышенной суггестабильности благоприятствуют следующие свойства личности:

1.неуверенность в себе;

2. низкая самооценка;

3. чувство собственной неполноценности (комплекс);

4. покорность;

5.робость;

6.стеснительность;

7.доверчивость;

8. тревожность;

9. экстравертированность (преимущественная направленность личности на мир внешних объектов);

10. повышенная эмоциональность;

11.впечатлительность;

12. слабость логического мышления;

13. медленный темп психической деятельности.

Эти свойства личности суггеренда (факторы суггестабильности) выявляются специальными тестами, перечнями и опросниками и включаются в его психологическую характеристику.

На повышение индивидуальной суггестабильности влияют следующие ситуативные факторы..

I. психофизическое состояние субъекта;

а) покой;

б) релаксация (расслабление);

в) сильное змоциональноее возбуждение (экстаз);

г) утомление;

е) гипноз,

2. низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности.

3. малая степень его значимости для личности.

4. дефицит времени для принятия решения.

Суггестабильность — это неоднородное явление. Она по-раз­ному обнаруживает себя в различных сферах личности, приме­нительно к тому или иному содержанию и виду деятельности. Каждый человек в определенных ситуациях в какой-то степени может оказаться суггестабильным.

Суггестабильность представляет различные степени воспри­имчивости к суггестии, зависящие от возраста, пола, профес­сии, класса, умственного развития, силы воли, физического и психического здоровья и т.д.

С помощью факторного анализа выявлено два типа суггеста-бильности. Первичная суггестабильность лежит в основе воспри­имчивости к аутосуггестии, гипнозу. Вторичная суггестабильность связана с отношениями подчинения, их мотивацией и низкой самооценкой субъекта.

Суггестабильность представляет собой:

— производное «стадного инстинкта» (подчинение вожаку);

— основное свойство нервно-психического аппарата живо­тных и человека;

— следствие инфантильно-сексуального отношения (сексу­ально-эротического влечения) суггеренда к суггестору (мазо­хизм), в котором первый угадывает какие-либо черты своих ро­дителей. Сеанс суггестии в этом случае проходит в инфантиль­ной ситуации, заставляющей суггеренда пассивно восприни­мать обаяние суггестора в форме авторитетности и строгости отца или мягкости и нежности матери;

  • противоположность критичности.

Суггестировать — внушать. Сам глагол «внушать» происхо­дит от древнеславянского

«вън уши» — вносить в уши.

Суггестарий — место, обстановка, где проводится суггестия.

Десуггестировать — снимать внушение, наложенное ранее.

1.4. КЛАССИФИКАЦИЯ СУГГЕСТИИ

Разнообразие современных систем суггестии связано, прежде всего, с поиском наиболее оптимальных методов воздействия.

По форме осуществления суггестия подразделяется на гетеросуггестию и аутосуггестию. В первом случае суггестивное воздействие производится со стороны. Во втором случае произ­водится суггестивное самовоздействие.

По средствам достижения суггестия делится на вербальную и невербальную. К вербальным средствам достижения эффектов суггестии относятся слова и интонации другого человека. К невербальным средствам достижения эффектов суггестии отно­сятся мимика, жесты, действия другого человека, а также окру­жающая обстановка.

По методам реализации суггестия подразделяется на прямую и косвенную, а также на преднамеренную и непреднамеренную. Прямая (целенаправленная) суггестия заключается в использо-кании суггестором специальных «словесных формул», которые внедряются в психическую сферу суггеренда и становятся ак­тивными элементами его сознания и поведения. Прямая сугге­стия в соответствии с ее психологической природой должна рас­сматриваться в двух аспектах:

1. влияние суггестии на эмоции, установки, неосознаваемые мотивы (суггестивные наставле­ния); 2. влияние суггестии на слагаемые поведения (суггестив­ные команды и приказы).

Содержание косвенной (непроизвольной) суггестии вклю­чено в сообщаемую информацию в скрытом, замаскирован­ном виде и характеризуется неосознанностью, незаметно­стью, непроизвольностью ее усвоения. Косвенная суггестия органически связана со всей окружающей обстановкой, при­данной воздействовать на впечатлительность и эмоциональ­ность людей.

Содержание преднамеренной суггестии заготавливается и со­ставляется суггестором заранее, т.е. перед сеансом суггестии. Содержание непреднамеренной суггестии создается в мозгу суг­гестора в ходе сеанса суггестии, т.е. носит импровизированный характер.

По характеру воздействия различают императивную и коопе­ративную суггестии. Первый вариант суггестии основан на жестких директивных инструкциях суггестора и сильных невербальных стимулах. Второй вариант суггестии предполагает мягкие формы суггестии с использованием слабых «повторяющихся» стимулов и «уговаривающих» словесных суггестий.

По быстроте наступления суггестивного эффекта суггестии разбивается на оперативную и неоперативную. При оперативной суггестии суггестивный эффект наступает быстро, сразу и цели­ком. Многое здесь зависит от мастерства, сноровки и методич­ности суггестора, а также от уровня суггестивной подготовки или дрессировки суггеренда, его суггестабильиости. При неопе­ративной суггестии суггестивный эффект наступает медленно, постепенно и по частям.

По степени информативности суггестия распадается на кон­центрированную и неконцентрированную. Концентрированная суггестия характеризуется большой смысловой насыщенностью, целым «букетом» суггестивных воздействий, острой направлен­ностью своего содержания. Неконцентрированная суггестия ха­рактеризуется некоторой смысловой распыленностью, рассеян­ностью, нейтральностью своего содержания.

По количеству суггерендов суггестия делится на индивидуаль­ную и коллективную. Сеансы индивидуальной (персональной, единичной) суггестии проводятся с одним единственным суггерендом.Сеансы коллективной (групповой, массовой) суггестии проводятся с группой суггерендов — в среднем по 15 человек: от б — 8 до 18 — 20 мест в зависимости от условий помещения. Использование метода коллективной суггестии основано на об­щеизвестном факте усиления суггестабильности в коллективе. Группы для проведения коллективных сеансов суггестии подби­раются суггестором, как правило, постоянными с учетом психо­физического состояния суггерендов, степени их суггестабильно­сти, возраста, культурно-образовательного уровня. Это необхо­димо для возникновения благоприятной атмосферы суггестив­ного воздействия (конформность, взаимная индукция, группо­вая динамика).

По критерию состояния суггеренда различают: суггестию в бодрствующем состоянии, суггестию в гипнозе, суггестию в ес­тественном сне, постгипнотическую суггестию (реализуемую после выхода из гипноза).

По тактике применения суггестором суггестивных методик выделяют выборочную, комбинированную (комплексную) и сме­шанную суггестию.

1.5. МЕТОДЫ СУГГЕСТИИ

Суггестия осуществляется с помощью различных средств и методов. Их классификация строится исходя из следующих принципов: 1. вербальные — невербальные; 2. контактные — бес­контактные.

Вербально-невербальный принцип классификации подразу­мевает: имеет ли место в процессе суггестии слово как система­тически воздействующий фактор или же доминирующую роль в регуляции состояния суггеренда приобретают первосигнальные стимулы. Контактно-бесконтактный принцип классификации подразумевает: контактируют ли с телом суггеренда руки сугге­стора или механический контакт с телом человека отсутствует.

2. СУГГЕСТИЯ В ТРЕХ АСПЕКТАХ

(психофизиология-психология-философия)

В данном разделе суггестия рассматривается с трех точек зрения:

— с точки зрения психофизиологии;

— с точки зрения психологии;

— с точки зрения философии.

2.1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СУГГЕСТИИ

Во время суггестивного воздействия на психику суггеренда в его мозгу протекают следующие процессы.

1. Условный рефлекс (от лат. reflexus — отраженный) — при­обретенная организмом при жизни ответная реакция на воздей­ствие окружающей среды. В процессе суггестивного воздействия суггестор описывает суггеренду признаки суггестируемого со­стояния, и организм последнего воспроизводит его по механиз­му условного рефлекса. Слова суггестора ("сигналы сигналов") полностью заменяют реально действующие раздражители.

2. Торможение и возбуждение — угасание и усиление нерв­ных процессов в мозгу. В ходе суггестивного воздействия сугге­стор вызывает у суггеренда торможение коры мозга, за исклю­чением тех пунктов последней, в которых разыгрываются физиологические акты, соответствующие содержанию данной суггестии. Эти пункты коры мозга объединяются в доминантный очаг возбуждения (от лат. dominans — господствующий).

2.2. ПСИХОЛОГИЯ СУГГЕСТИИ

В этой главе рассматриваются психологические механизмы суггестии.

2.2.1. Психологическая структура суггестии

Психологическая структура суггестии такова. Суггестия яв­ляется производным:

1. эмоционально распаленного воображе­ния,

2. психологической установки,

3. конформности. Воображе­ние составляет психологический механизм суггестии. Установ­ка и конформность содействуют суггестии. Эмоциональное на­пряжение связывает их в единый психологический акт, называ­емый суггестией.

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В процессе суггестивно­го воздействия суггестор эмоционально распаляет воображение суггеренда, и содержание суггестируемой информации достига­ет в мозгу последнего чувственной реальности.

Психологическая установка — это готовность к выполнению определенной деятельности. Предвосхищая встречу с суггестором, суггеренд схватывает в самых общих чертах ситуацию суг­гестивного воздействия и моделирует на основе этого свое даль­нейшее поведение. При этом большую роль играет прошлый опыт участия в подобных встречах. Психологическая установка является фактором суггестабильности субъекта, его готовности к реализации суггестии. Ей принадлежит организующая роль в суггестии. Она ориентирует деятельность человека соответст­венно своему содержанию.

Конформность (от лат. conformis— подобный, сообразный) — бессознательное подражание индивида социальной микросреде. В условиях сеанса коллективной суггестии у суггерендов скла­дывается конформное поведение. Оно проявляется в том, что люди лавинообразно, эпидемически «заражаются» состоянием друг друга в результате взаимопонимания, возникшего в русле коллективной установки на сеанс. Вот почему суггестабильность отдельных суггерендов в группе заметно повышается.

2.2.2. Суггестия и основные психические функции мозга

Связь суггестии с основными психическими функциями мозга такова. Суггестивное (гипнотическое) воздействие на че­ловека — это техника управления вниманием, эмоциями и па­мятью (на основе частичного усыпления).

Внимание — это сосредоточенность сознания человека в дан­ный момент времени на каких-либо конкретных реальных или идеальных объектах. Объектом внимания для суггеренда явля­ются слова суггестора, его образ, а также гипногенные (рождаю­щие гипноз) объекты концентрации (аудиовизуальные, так-тильнотермические). Объектом внимания для суггестора явля­ется суггеренд, его психика. Во всяком виде суггестии внимание суггестора позволяет ему сосредоточиться на выполнении суггерендом суггестируемых заданий. Внимание суггеренда дает воз­можность суггестору «вести» его за собой.

Среди основных свойств внимания (сосредоточенность, ус­тойчивость, колебание, переключение, распределение, объем) для обоих участников сеанса суггестии крайне важны два каче­ства внимания: сосредоточенность и устойчивость. Они харак­теризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Развитие внимательности тесно связано с развитием наблюдательности (общей, направленной и целе­вой) — способности подмечать в предметах и явлениях малоза­метных, но существенных особенностей. Хорошая работа орга­нов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) также способствует внимательности.

Устойчивая концентрация внимания шлифуется следующи­ми способами:

1. Мысленное воспроизведение объекта внимания с закрыты­ми глазами (мысленное «фото», внутренний видеоскоп, «духов­ное око»).

2. Сосредоточение на чем-либо при наличии источника по­мех (крики, шум, громкая музыка).

3. Длительное выполнение однообразной монотонной дея­тельности (счет дыхания, слежение за секундной стрелкой, на­блюдение маятника).

4. В течение некоторого времени не думать о каком-либо объекте (хромая обезьяна, красная ворона, испуганный носо­рог).

5. Выполнение сразу нескольких видов деятельности (гово­рить и читать, говорить и писать, говорить и считать).

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это непос­редственное пристрастное переживание субъектом жизненного смысла явлений и ситуаций. В начале сеанса суггестивного воз­действия суггеренда охватывает следующая парная эмоция: интерес-волнение. В дальнейшем, с возникновением контакта, суггеренд испытывает всю ту палитру эмоций, которую суггестирует ему суггестор (интерес-волнение, радость, удивление, горе, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, тре­вожность, любовь, враждебность). Основное эмоциональное со­стояние суггестора по ходу всего сеанса суггестии — это абсо­лютная уверенность последнего в своих силах, в успехе сугге­стии. Сеанс суггестии должен быть достаточно эмоционален как для суггестора, так и для суггеренда. При этом суггестор либо «заражает» суггеренда своими эмоциями, либо пытается вы­звать у последнего полярные, противоположные эмоции. Пер­вая ситуация характерна для кооперативной суггестии, вторая — для императивной.

Эмоциональная раскованность тренируется следующими средствами:

1. мимикой — выразительными движениями мышц лица ("маска спокойствия", «маска печали», «маска веселости»);

2. пантомимой — выразительными движениями всего тела ("поза горя", «поза гнева», «поза радости»);

3. вокальной мимикой — динамической стороной речи (ин­тонация, тембр, ритм, вибрато голоса);

4. экспрессией — выражением чувств (слезы, смех, живопись под музыку);

5. воображением — образным представлением определенных ситуаций (соревнования, драка, пожар);

6. ритма стимуляцией — ритмическим сочетанием следую­щих факторов: созерцания, заклинания, встряски, музыки, ды­хания ("экстаз шамана");

7. декламацией — выразительным чтением стихотворных произведений (например, монолога Хлопуши из поэмы С.А.Есенина «Пугачев»).

Память — это запоминание, сохранение и последующее вос­произведение человеком информации о своем прошлом опыте. В процессе сеанса суггестии (гипноза) суггестор побуждает суг­геренда вспоминать различные акты деятельного (сонного) со­стояния. Однако память — это не только «библиотека» жизнен­ного опыта суггеренда, но это еще и мощный механизм, по за­конам которого суггестированная информация внедряется в мозг суггеренда и становится навязчивым достоянием его со­знания и подсознания в виде следов памяти.

Образование и закрепление следов памяти — сложный ней­рохимический и электрофизиологический процесс, играющий большую роль во всех видах суггестивного воздействия. Сугге­стия — запоминаемый сигнал действительности в мозгу сугге­ренда — движется по следующему маршруту: «энграмма — «ре­верберация» — «консолидация».

1. «Энграмма» — это «след памяти»

2. «Реверберация» — это гипотетический процесс, при кото­ром информация, полученная мозгом, первое время циркулиру­ет по нему — передается от нейрона к нейрону, круг за кругом обегая мозг. Эти круговые цепочки нейронов носят название «гиппокампова круга» (круга морского коня). Запись суггестированной информации на «мозговую пленку» памяти осуществ­ляется в виде эхо последействия, или, как говорят нейрофизиологи, «эхо магнитного проторения» запоминаемого материала. Принцип действия мозгового эха состоит в повторном воспро­изведении импульсных структур — «рисунков» возбуждения в сетях нервных клеток. Таким образом, мозг как бы захватывает поступающие раздражители и делает их, уже в импульсной пе­рекодировке, своей собственностью. Он их внутренне повторяет, задалбливает, свертывает и развертывает. Свертка есть запоми­нание. Развертка — воспоминание. Происходит это в основном бессознательно, сознание получает лишь отдельные, готовые ре­зультаты.

3. «Консолидация» — переход следов краткосрочной памяти (памяти текущего) в долгосрочную (память прошлого) в ре­зультате изменения свойств (химических или электрических) нейронов, затронутых вышеописанной круговертью сигналов. Синоним «консолидации» — «закрепление следов памяти».

Механизм образования и закрепления следов памяти об ус­ловном раздражителе при суггестии наяву тот же, что и при мысленной суггестии. Только при суггестии наяву условный раздражитель (суггестия) относится к сенсорному (чувственно­му) полю восприятия, а при мысленной суггестии — к суб - или экстрасенсному (под- или сверхчувственному) полю восприятия.

С понятием «память» тесно связано понятие «представле­ния». Представления (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные) — это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее.

Хорошая память необходима суггестору для четкого знания всех суггестивных методик. Кроме того, «укрощение» памяти само собой приводит к одновременному развитию внимания и эмоций.

Существует два основных метода развития памяти:

  1. Механический метод (метод механического заучивания).

а) метод «мыслефото» (аудиовизуальный метод).

Сюда отно­сятся следующие виды упражнений:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все