Я настаивал, что могу действовать только при условии упорядоченности и понимания. Я напомнил ему о том, что я коренным образом изменил свою личность за время нашей связи и такая перемена стала возможной, потому что я мог объяснить себе необходимость этого.
Дон Хуан тихо засмеялся. Долгое время он молчал.
- Ты очень умен, - сказал он наконец. - Ты возвращаешься туда, где был всегда. Но на этот раз с тобой покончено. Тебе некуда возвращаться.
Тон дона Хуана был дружественным, но необычно отрешенным, и это заставило меня почувствовать всепоглощающее одиночество.Я выразил свою печаль. Он улыбнулся. Его пальцы слегка сжали мою руку.
- Мы оба - существа, которые умрут, - сказал он тихо. - Нет больше времени для того, что мы привыкли делать. Сейчас ты должен использовать все неделание, которому я тебя научил, и остановить мир.
Когда на следующее утро я вернулся, дон Хуан был в доме один. Я спросил его о доне Хенаро, и он сказал, что тот был где-то поблизости, занимаясь своими делами. Я немедленно начал пересказывать свой необычный опыт. Он слушал с явным интересом.
- Ты просто остановил мир, - прокомментировал он, когда я кончил свой рассказ.
Секунду мы молчали.
- Вчера в тебе остановилось то, на что, как тебе говорили люди, похож мир. Видишь ли, люди говорят нам с момента нашего рождения, что мир такой-то и такой-то. И, естественно, у нас нет выбора, кроме как видеть мир таким, каким он является по словам людей.
Мы взглянули друг на друга.
- Вчера мир стал таким, каким его описывают маги, - продолжал он. - В этом мире койоты разговаривают и, как я тебе уже рассказывал, разговаривают олени, гремучие змеи, деревья и все остальные живые существа. Но я хочу, чтобы ты научился видеть. Возможно, ты знаешь, что видение происходит только тогда, когда проскальзываешь между мирами, между миром обычных людей и миром магов. Ты сейчас оказался в точке между ними. Вчера ты считал, что с тобой говорит койот. Любой маг, который не видит,сделал бы такой же вывод, но тот, кто видит,знает, что верить в это означает быть пришпиленным к реальности магов. Точно так же, не верить, что койоты говорят, означает быть пришпиленным к реальности обычных людей.
- Ты хочешь сказать, дон Хуан, что ни мир обычных людей, ни мир магов не реальны?
- Они реальны. Они могут воздействовать на тебя. Например, ты мог спросить этого койота о чем угодно, и он обязан был бы дать тебе ответ. Единственное, что здесь печально, это то, что койоты ненадежны. Они шутники. Это твоя судьба - не иметь надежного компаньона из числа животных.
- Будь я на твоем месте, - добавил он, - я бы никогда не верил койоту. Но ты другой...»
Джуди: Из «Людей леса»:
«Особенно одну ночь я буду помнить всю свою жизнь, потому что, по-моему, тогда я понял, насколько далеко мы, цивилизованные люди, отошли от реальности. Было полнолуние, поэтому танцы затянулись дольше обычного. Перед самым отходом ко сну я стоял возле своей хижины, когда мне послышался странный шум, идущий от близлежащего детского бопи. Это удивило меня, потому что в ночное время пигмеи никогда не выходили за пределы главного лагеря. Я потихоньку пошел посмотреть, что происходит.
Там, на крошечной просеке, был причудливо одетый Кенге: в ткани из коры дерева, украшенной листьями, в волосах торчал цветок. Он был совсем один, кружась в танце и тихо напевая под нос, устремив взгляд на верхушки деревьев.
Кенге был наибольшим любителем пофлиртовать в округе, поэтому, понаблюдав немного, я вышел на просеку и шутливо спросил, почему это он танцует в одиночку. Он остановился, медленно обернулся и посмотрел на меня так, будто я величайший глупец на свете, и он просто удивлен моей глупостью.
"Но я танцую не один," сказал он. "Я танцую с лесом, танцую с луной." Затем с крайним безразличием отвернулся и, больше не обращая на меня внимания, продолжил свой танец любви» .2Q
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Этот человек из древнего племени...был очень привязан к своим черно-белым коровам. Он всегда сам выводил их в вельд, выбирал для них наилучшее пастбище и присматривал за ними, как мать за детьми, оберегая от диких животных, которые могли подойти и причинить вред коровам или напугать их. Вечером он заводил их в крааль, надежно закрывал вход ветками из самого колючего терновника и, наблюдая, как они довольно жуют жвачку, думал: "Утром у меня будет чудесный удой молока." Однако однажды утром, пойдя в свой крааль, где надеялся увидеть сосцы коров тугими и лоснящимися от молока, он был поражен, обнаружив их дряблыми, сморщенными и пустыми. Сперва он укорил себя, что выбрал плохое пастбище для коров, и повел их на лучшую траву. Приведя вечером стадо домой, он снова подумал: «Завтра уж точно у меня будет молока больше, чем всегда». Но утром опять сосцы были дряблыми и сухими. Второй раз он поменял пастбище, однако снова у коров не оказалось молока. Обеспокоенный и заподозривший неладное, он решил постеречь скот в ночное время.
Посреди ночи он с изумлением увидел, как со звезд опустилась веревка, сплетенная из тончайших волокон, и по ней проворно, одна за другой спустились несколько молодых женщин из племени небожителей. Он видел, как они, молодые и веселые, разговаривая шепотом и тихо смеясь между собой, прокрались в крааль и выдоили до последней капли его коров в посуду, сделанную из бутылочной тыквы. Разгневанный, он выскочил, чтобы поймать их, но они ловко рассыпались в разные стороны, так что он не знал, в какую сторону бежать. В конце концов он поймал одну, но пока гонялся за ней, остальные, вместе с молоком и тыквами, сбежали на небо, втянув за собой веревку, чтобы он не смог гнаться за ними. Несмотря на это, он был доволен, потому что молодая женщина, которую он поймал, была самой красивой из всех. Он сделал ее своей женой, и с этого момента женщины - небожительницы его не беспокоили.
Теперь новая жена днями работала у него на полях, а он ухаживал за стадом. Они были счастливы и благоденствовали. Была только одна причина для беспокойства. Когда он поймал свою жену, у нее была с собой корзинка. Сплетена она была так искусно, так крепко, что сквозь нее нельзя было разглядеть, что внутри, и она была всегда закрыта сверху плотно прилегающей крышкой. Прежде, чем пожениться с ним, жена заставила его пообещать, что он никогда не откроет корзинку и не заглянет внутрь, пока она не разрешит ему это сделать. Если он нарушит обещание, с ними может случиться большая беда. Но шли месяцы, и человек начал забывать свое обещание. Когда он изо дня в день видел корзинку так близко, с всегда плотно закрытой крышкой, его все больше забирало любопытство. Однажды, будучи дома один, он пошел в хижину жены, увидел корзинку, стоявшую там в тени, и не утерпел. Сорвав крышку, он заглянул внутрь. С минуту он стоял, не веря своим глазам, а потом расхохотался..
Когда жена пришла домой вечером, она сразу поняла, что случилось. Она схватилась за сердце, и со слезами на глазах глядя на него, сказала: «Ты заглянул в корзинку».
Он, смеясь, кивнул и произнес: «Ты глупая женщина, глупое, глупое создание. Зачем поднимать такой скандал из-за корзинки? В ней вообще ничего нет».
«Ничего?» - с трудом выговорила она.
«Да, ничего» - решительно ответил он.
Тут она повернулась, вышла прямо в закат солнца и исчезла. Больше на земле ее никогда не видели.
Сердце - охотник
ПРИМЕЧАНИЯ
Вступление
1. Мы слышали несколько вариантов этой истории. Единственная письменная ссылка найдена нами в диссертации Джона Д.Росса, опубликованной под названием «Infinite Syntax» (Ablex Publishing Co., Norwood, NJ, 1986), где эта версия появляется под названием Fragestellung. По комментарию Росса, это может быть недостоверным.
День первый
1. Gregory Bateson, Steps to an Ecology o/AfiW(New York: Ballantine Books, 1972), p. 128.
2. William Shakespeare, Macbeth, Act II, Scene I.
3. Richard Lewontin, "Adaptation," Genetics; introduction by Cedric I. Davem, W. H. Freeman and Co., San Francisco, 1981, pp. 253-255.
4. Ibid., p. 257.
5. Derek Blickerton, "Creole Dialects," Scientific American 249:116-22, January 1983.
6. Tepilix Ore Saitoti, The Worlds of a Masai Warriors (New York: Random House, 1985).
7. Colin Tumbull.r/ie Forest People (New York: Simon and Schuster, 1961), pp. 252-53.
8. Ibid., pp. 132-33.
9. Предлагаемый здесь материал о Кунг Сан взят из различных источников, в основном из «The ! Kung San», by Richard Borshay Lee, Cambridge University Press, London, 1979, и серии книг Laurens Van Der Post о Кунг Сан..
10. Robert A. Heinlein, Stranger In A Strange Land, New York, 1968.
11. H. Storm, Seven Arrows (New York: Ballantine Books, 1973).
12. Roger Fisher (персональная коммуникация).
13. Claudia J. Carr, Patoralism in Crisis: The Dasanetch and Their Ethiopian Lands (Chicago; University of Chicago Press, 1977).
14. Jay Haley, ed., Advanced Techniques of Hypnosis and Psychotherapy (New York: Grune and Stratton, 1967).
15. Gregory Bateson, Steps to an Ecology of Mind (New York: Ballantine Books, 1972).
16. Материал этой дискуссии взят из Главы 4 книги « of Variations In Human»
Physiology,edited by R. M. Case, Manchester University Press, Manchester,
England, 1985.
17. E. Boring, History a/Experimental Psychology (New York: Appleton-Croft, New York, 1957).
18. E. Tolman, Purposive Behavior in Animals and Men (New York: Appleton-Century, 1932).
19. J. B. Watson, Behavior: An Introduction To Comparative Psychology (New York: H. Holt, 1915).
20. H. Gleitman, "Place Learning," Psychobiology: The Biological Basis of Behavior, edited by McGaugh, Weinberger and Whalen (San Francisco and London: W. H. Freeman and Co., 1966).
День второй
1. Carlos Castaneda, The Fire From Within (New York: Simon and Schuster, 1984), p.25.
2. Gregory Bateson,Steps To An Ecology of Mind (New York; Ballantine Books,
1972), p. 73.
3. Carlos Castenada, Tales of Power (New York: Simon and Schuster, 1974), pp. 231-33, 245, 247-48,265.
4. W. R. A. Muntz, "Vision in Frogs," Psychobiology: The Biological Basis of Behavior, edited by McGaugh, Weinberger and Whalen (San Francisco and London: W. H. Freeman and Co., 1966).
5. Carlos Castenada, Journey To Ixtlan (New York: Simon and Schuster, 1972),
p. 71.
6. Carlos Castaneda, The Fire From Within (New York: Simon and Schuster,
1984), p. 29.
7. Gregory Bateson, Steps to an Ecology of Mind (New York: Ballantine Books,
1972), p. 434.
8. Robert Heizer and Albert Eisasser, The Natural World of California Indians (Berkeley, CA: University of California Press, 1980). B. J. LeBoeuf and Stephanie Kaza, eds.. The Natural History ofAno Nuevo (Pacific Grove, CA: The Boxwood Press, 1981).
9. "Capoeira: A Martine Art From The Streets and Jungles of Brazil Comes North," Co-Evolution Quarterly, Summer 1983, p. 122.
10. George Polya, Patterns of Plausible Inference (Princeton: Princeton University Press, 1960).
George Polya, Induction and Analogy in Mathematics (Princeton: Princeton University Press, 1954).
11. Roger Fisher and Willian Ury, Getting To Yes (Middlesex, England: Penguin Books, Ltd., 1981).
12. Polya, ibid.
День третий
1. Carlos Castenada, Tales of Power (New York: Simon and Schuster, 1974), p. 126.
2. Gregory Bateson, Steps to an Ecology of Mind (New York: Ballantine Books, 1972), p. 445.
3. Carlos Castaneda, The Fire From Within (New York: Simon and Schuster, 1984), p. 75.
4. George A. Miller, The Magic Number Seven Plus or Minus Two, American Psychologist, 1956.
5. H. Gleitman, edited by McGaugh, Weinberger and Whalen, Place Learning in Psycho Biology (San Francisco and London: W. H. Freeman and Co., 1966).
6. T. Taber, The Santa Cruz Mountain Trail Book (San Mateo, CA: Oak Valley Press, 1985), p. 10.
День четвертый
1. Gregory Bateson, Steps to an Ecology of Mind (New York: Ballantine Books, 1972), p. 128.
2. Konrad Lorenz, Studies in Animal and Human Behavior, Volume I & II (Cambridge: Harvard University Press, 1970),.
3. Rupert Sheldrake, Biology: A New Science of Life (Los Angeles: J. P. Tarcher, Inc., 1981), p. 186.
4. Wolfgang Kohler, The Mentality of Apes (New York: Harcourt, Brace and Co., 1927).
5. Konrad Lorenz, Studies in Animal and Human Behavior, Volume I & II (Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1970).
6. Wolfgang Kohler, The Mentality of Apes (New York: Harcourt, Brace and Co., 1927).
7. Schmidt-NielsenandSchmidt-Nielsen,77ieZ)e.?ert/?ar.Introduction by Norman Wessells (San Francisco: W. H. Freeman and Co.), p. 30.
8. M. Hilderbrand, "How Animals Run," Vertebrate Adaptations. Introduction by Norman Wessells (San Francisco: W. H. Freeman and Co.), p. 30.
9. Ferdinand de Saussure, Course in General Linguistics (London: Duckworth, 1983).
10. Rupert Sheldrake, Biology: A New Science of Life (Los Angeles: J. P. Tarcher, Inc., 1981).
11. Gregory Bateson, Mind and Nature (New York: E. P. Dutton, 1979), p. 54.
День пятый
1. Gregory Bateson, Steps to an Ecology of Mind (New York: Ballantine Books, 1972), p. 139.
2. Richard Bandler and John Grinder, The Structure of Magic (Palo Alto, CA:
Science and Behavior Books, 1975), introduction.
3. Gregory Bateson, Steps to an Ecology of Mind (New York: Ballantine Books, 1972), p. 139.
4. Ibid.
5. Ibid.
6. Ibid.
7. Ibid., p. 140.
8. Ibid.
9. Ibid.
10. Konrad Lorenz, "The Evolution of Behavior," Psychobiology: The Biological Basis of Behavior, edited by McGaugh, Weinberger and Whalen (San Francisco and London: W. H. Freeman and Co., 1966), p. 33.
11. Gregory Bateson, Steps to an Ecology of Mind (New York: Ballantine Books, 1972), p. 139.
12. Ibid., p. 143.
13. Ibid., p. 140.
14. Ibid., p. 141.
15. Ibid., p. 142.
16. Ibid.
17. Ibid., p. 143-44.
18. Carlos Castenada, Journey to Ixtlan (New York Pocket Books, 1972), pp. 71-76.
19. Ibid., pp. 246-47.
20. Colin Tumbull, The Forest People (New York: Simon and Schuster, 1961), p. 272.
БИБЛИОГРАФИЯ 391
БИБЛИОГРАФИЯ
Bandler, Richard and John Grinder. Refraining.Moab, Utah: Real People Press,
1982. Bandler, Richard and John Grinder. Frogs Into Princes. Moab, Utah: Real People
Press, 1979. Bandler, Richard and John Grinder. The Structure of Magic, Vol. I. Palo Alto, CA:
Science and Behavior Books, 1975. Bandler, Richard and John Grinder. The Structure of Magic, Vol. II. Palo Alto, CA:
Science and Behavior Books, 1976. Bandler, Richard and John Grinder. Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton
H. Erickson, M.D.. Vol. I. Cupertino, CA: Meta Publications, Inc., 1977. Bandler, Richard and John Grinder. Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton
H. Erickson, M.D., Vol. H. Cupertino, CA: Meta Publications, Inc., 1978. Bandler, Richard, John Grinder, and Virginia Satir. Changing With Families. Palo
Alto, CA: Science and Behavior Books, Inc., 1978. Bateson, Gregory. Mind and Nature. New York; E. P. Dutton, 1979. Bateson, Gregory. Steps To An Ecology of Mind.New York: Ballantine Books,
1972.
Castenada, Carios. The Eagle's Gift. New York: Simon and Schuster, 1981. Castenada, Carios. The Fire From Within.New York: Simon and Schuster, 1984. Castenada, Carios. Journey to Ixtlan. New York: Simon and Schuster, 1978. Castenada, Carios. Tales of Power. New York: Simon and Schuster, 1974. Davern, Cedric I. Genetics-Reading ftomScientific American. San Francisco and
London: W. H. Freeman and Co., 1981. Dilts, Robert, John Grinder, Richard Bandler, Judith DeLozier, and Leslie Bandler.
Neuro Linguistic Programming. Cupertino, CA: Meta Publications, Inc., 1979. Fisher, Roger and William Ury. Getting To Yes. Middlesex, England: Penguin
Books, 1981. Fundamentals ofNeurophysiology. Ed. Robert F. Schmidt. New York, Heidelburg,
Berlin: Springer-Vertig, 1975. Gallway, W. Timothy. The Inner Game of Golf. New York: Randon House, 1979.
Grinder, John and Michael McMaster. Precision: A New Approach To Communication. Bonny Doon, CA: Precision Models, 1980. Grinder, John and Richard Bandler. Trance-Formations.Moab, Utah: Real People
Press, 1981. Jaynes, Julian. The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicaminal
Mind. Boston: Houghton Mifflin Company, 1974. Kohler, Wolfgang. The Mentality of Apes.New York: Harcourt, Brace and Co.,
1927.
Lee, Richard Borshay. The! Kung San. London: Cambridge University Press, 1979. Lorenz, Konrad. Studies in Animal and Human Behavior, Vol. I & II. Cambridge,
Mass: Harvard University Press, 1970. Psychobiology: The Biological Basis of Behavior. Eds. James L. McGaugh,
Norman Weinberger and Richard Whalen. San Francisco and London: W. H.
Freeman and Co., 1966.
Sheldrake, Rupert. A New Science of Life. Los Angeles: J. P. Tarcher, Inc., 1981. Tumbull, Colin M. The Forest People. New York: Simon and Schuster, 1962. Van der Post, Laurens. The Heart is The Hunter.New York: Harcourt, Brace and
Co., 1960. Variations in Human Physiology. Ed. R. M. Case. England: Manchester Press,
1985. Vertebrate Adaptations-Reading from Scientific American. Ed. Norman K.
Wessells.San Francisco and London: W. H. Freeman and Co., 1968.
A Framework For Excellence: A Resource Manual For NLP
Charlotte Bretto ISBN 0-929514-03-3 PB
Leaves Before The Wind
Edited by Charlotte Bretto, Judith DeLozier, John Grinder & Sylvia Topel ISBN 1 -55552-051-0 PB
Making The Message Clear: How To Master The Business Communication Tools That Direct Productivity, Excellence And Power
James Eicher ISBN 1-55552-048-0 PB
Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Vol. I
Richard Bandler & John Grinder ISBN 1-55552-052-9 PB
Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Vol. II
John Grinder, Judith DeLozier & Richard Bandler ISBN 1-55552-053-7 PB
Practical Magic
Stephen R. Lankton, ACSW ISBN 0-916990-08-7 PB
Precision; A New Approach To Communication
Michael McMaster & John Grinder ISBN 1-55552-049-9 PB
Turtles All The Way Down: Prerequisites For Personal Genius
John Grinder & Judith DeLozier ISBN 1-55552-022-7 PB
|