Так же, как гипнотический субъект автоматически реагирует на «шесть рычащих собак», основываясь на полученном гипнотическом «толчке», так и другие люди имеют тенденцию соединять определенные внешние стимулы (толчки) с определенными стереотипными реакциями. Внешний толчок становится символом или метафорой, которая приводит в действие цепь реакций, как будто человек выполняет постгипнотическое внушение. Янг излагает эту идею следующим образом:
«Ключом к используемой нами концепции является то, что символ — это специального вида сигнал, так как он воспроизводит черты окружающего таким образом, что организм тут же определяет его значимость и действует соответственно… Так что программы мозга символизируют окружающую среду в том смысле, что они порождают действие, или соответствуют ей, или представляют ее. Действие некоторых программ обеспечивается наследственностью, но многие из них построены на результатах взаимодействия с окружающей средой, записанных в памяти».
ЭРИКСОН — ВЕРА — МЕТАФОРЫ
В 1979 г. я с удовольствием провел два дня у Д-ра Мил-тона Эриксона в Фениксе, штат Аризона. Один раз я спросил у Д-ра Эриксона: «Можете ли вы сказать, что признаете все представленные симптомы и жалобы за метафоры, которые содержат историю о „реальной" проблеме, и что ваш основной метод заключается в том, что выстроить метафоры, содержащие в себе воз можность решения?» Лицо Д-ра Эриксона просияло, и как маленький мальчик, нашедший сюрприз, он воскликнул: «Точно! Одно из моих главных убеждений — это то, что системы веры человека — это метафоры, что человек действует и реагирует на мир метафорически! Чтобы расширить для человека возможности выбора требуется метафорический подход.»
«После скитаний в Магическом Театре герой книги Германа Гессе громко смеется, осознав, что действительность — это ничто, кроме свободного выбора одной из множества дверей, открытых во все времена.»
(Вацлавик, цит.)
Когда человек однажды открывает, что аромат у мороженого может быть 31 вида, ему уже трудно настаивать, что он бывает только ванильным. С помощью этой книги я хотел бы показать, что гипноз, сам по себе — это очень мощное метафорическое состояние, что проблема, сама по себе — это метафора, основанная на старых системах веры, порожденных условиями, которые могут быть обозначены как гипноз. Поэтому могло бы показаться логичным взять на вооружение этот мощный инструмент, называемый «гипнозом», чтобы помогать выстраивать новые, эффективные и полезные метафоры. Эти новые метафоры затем должны направляться на новые возможности выбора и реагировать на «реальный» мир. Поль Вацлавик, придя к тому же выводу другим путем, утверждал:
«Целью реалистически мыслящей терапии может быть только усиление способности справляться с возникающими жизненными трудностями, но не жизнь без проблем.»
VI
ВТОРЫЕ СИСТЕМЫ ЛИШНИЙ БАГАЖ
В 2 часа ночи человек выходит из самолета. Он собирается начать путешествие туда, где он еще не бывал. Возбужденный предстоящим, он идет в багажное отделение и ждет. В скором времени багаж прибывает. Он ищет носильщика, но безуспешно. Ему приходится брать багаж самому и тащиться через весь аэропорт. Только тогда он начинает понимать, что взял багажа слишком много. Пока он проходит по извилистым коридорам, вес багажа начинает тянуть его вниз. Постепенно его возбуждение гаснет и сменяется утомлением и расстройством. Каждый шаг достается с трудом, а плечи ноют от напряжения. Вскоре каждый шаг как в агонии, он видит только свои ноги и чувствует тяжесть все сильнее и сильнее. Наконец, совершенно изможденный, он достигает выхода из аэропорта. Что за глупый способ начинать путешествие. Однако здесь есть одна настоящая глупость: он продолжает тащить лишний багаж, зная, как это глупо.
Многие терапевты, особенно те, кто использует гипноз, часто предпринимают гипнотическое путешествие, нередко весьма болезненное из-за лишнего, как правило, бесполезного багажа, который они тащат с собой. К моменту окончания этого путешествия, и они и их пациенты утомлены и расстроены. Багаж, о котором я говорю, — это старые системы веры и предвзятые идеи о том, как люди должны думать, что испытывать и как взаимодействовать друг с другом. Тем из вас, кто читал замечательные книги Джона Гриндера и Ричарда Бендлера (особенно «The Structure of Magic II »), уже знакомо то, о чем вы читаете. Однако советую вам не бросать эту книгу, так как вы найдете здесь дополнительные сведения и интересные тонкости. Остальные найдут в этой книге информацию, в которую трудно поверить. Читайте, вы на пороге нового путешествия!
Частью лишнего багажа, без которого мы всегда можем обойтись, является «предположение» о том, что все люди в большей или меньшей степени думают и обрабатывают информацию одинаковым образом. Ничто не может быть дальше от реальности. Это правда, что все мы используем наши «сенсоры» (глаза, уши, нос, осязание и т.д.), чтобы «знать» мир вокруг нас. Но неправда, что мы делаем это так же, как кто-нибудь еще. Мы не только обрабатываем информацию своим уникальным способом, но и передаем то, что испытываем, другим людям тоже своим уникальным способом. Слова, которые мы используем, в действительности являются метафорами по поводу наших индивидуальных реакций и переживаний. Для нас — тех, кто интересуется коммуникацией, или просто помогает людям, является обязательным знание того, как переводить чужие метафоры.
Давайте представим, что вы вместе со мной гуляете по красивому пляжу. Мы глубоко погружены в собственные ощущения. Наши «сенсоры» вбирают внешнюю информацию. Мы вдыхаем соленый воздух, чувствуем тепло солнечных лучей, видим чудесное голубое небо. Бессознательно каждый из нас обрабатывает этот входной поток. Эта обработка происходит на основе нашего прошлого опыта, наших систем веры, ожиданий, оценок, представлений, относящихся к пляжу. Каждый из нас осознает свою обработку полностью или частично. Если мы сядем рядом и обсудим свои переживания, каждый для их описания найдет свои.слова. При этом каждый может «предположить», что у другого слова будут те же самые, и что переживает он одинаково с ним. От таких «предположений» и получаются испорченные связи.
СОЗНАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ
Я хотел бы обозначить слова, которые мы используем для передачи своих переживаний другим людям, того как мы пытаемся передавать свои переживания другим, когда мы их осознаем, как сознательную систему вывода информации. Большинство из нас склонно «предполагать», что наша система вывода такая же как у других. Специалисты в области языка и исследователи полушарий мозга «обнаружили», что это не так. В возрасте 11-12 лет у человека развивается предпочитаемая система вывода. Эта система показывает, какую часть своего опыта человек склонен считать наиболее важной, по крайней мере, сознательно. Эти системы вывода бывают в трех вариантах: Визуальная (В) — Кинестетическая (К) — Аудиальная (А). Установлено, что 40 % населения, по крайней мере в Соединенных Штатах, предпочитают визуальную систему для выражения другим своих переживаний. Эти люди склонны использовать визуальные фразы типа: «Я вижу, что вы хотите-сказать», «По-моему, это выглядит хорошо», «Мне еще не все ясно с системами вывода», «Не могли бы вы показать это на примере».
Следующие 40 % населения предпочитают кинестетическую систему в общении с другими. Они используют такие фразы: «Мне трудно уловить это», «Я хотел бы справиться с этим», «О! Все начинает становиться на свои места». Короче, эти люди считают, что важно дать информацию на выходе в убедительной манере, чтобы вы твердо усвоили ее. И, наконец, последние 20 % предпочитают аудиальную систему вывода. Эти люди имеют тенденцию использовать много слов, чтобы добиться лучшего понимания. К тому же, они любят фразы типа: «По-моему, это звучит хорошо», «Начинают звонить во все колокола», «Я хочу рассказать вам одну идею. Скажите мне, точно ли она звучите.
СИСТЕМА ВЫВОДА: ПЛЯЖ
Давайте ненадолго вернемся на пляж. Если вы спросите человека с «визуальной» системой, что ему нравится на пляже, он может отозваться следующим образом: «Мне нравится смотреть на волны и чудесное голубое небо. Я вижу, что люди хорошо проводят время и, кроме того, с загаром я выгляжу куда лучше». Если мы зададим тот же вопрос «кинестетику», он может сказать: «Я очень люблю, когда тепло. Я чувствую, как напряжение пропадает. Это помогает мне расслабиться». Человек с «аудиальной системой» может откликнуться:
«Мне очень нравится слушать шум волн. Это очень успокаивает, и я могу слышать собственные мысли». С другой стороны «визуальный» человек может сказать:
«Мне нравится смотреть на пляж и голубую воду. От этого я чувствую себя лучше». Хотя он кончает «кинестетической» фразой, он приходит к ней визуальным путем. «Кинестетик» может сказать: «Я по-настоящему расслабляюсь, когда прихожу на пляж. Я чувствую себя спокойно и могу посмотреть, что происходит». Он заканчивает визуальным предложением, но движется к нему твердо через «кинестетику». «Аудиал» может сказать: «На пляже так тихо. У меня есть время сформулировать новые идеи. Я смотрю на людей и успокаиваюсь». В этом месте многие из вас могут засомневаться. Вы можете подумать: «Я использую все системы». Это правда… но и неправда в то же время. Правша может использовать левую руку, но больше и чаще склонен полагаться на правую. Люди с высоко развитой визуальной системой используют также кинестетические и аудиальные фразы. Однако, если вы обратите внимание, вы ясно увидите, что они рисуют устные картины. Они показывают вам то, что они хотят, чтобы вы увидели. Человек с высоко развитой «кинестетикой» будет употреблять и визуальные и аудиальные фразы. Когда вы соприкоснетесь с тем, что он делает, вы обнаружите, что он пытается передать вам свои чувства к вещам. Он хочет, чтобы вы действительно ухватили суть того, что он вам передает. Люди с аудиальной системой могут ввести вас в заблуждение. На своем опыте я убедился, что у них очень развита вторая система. Она может быть как визуальной, так и кинестетической. Но, если вы прислушаетесь, то услышите, какую систему они предпочитают. Они будут использовать очень много слов, чтобы описать свои чувства (кинестетика) или чтобы создать картину. В любом случае, если вы избавитесь от такого лишнего багажа, как «замкнутый ум», я уверен, вам предстоит восхитительное путешествие. «Обращая внимание», «касаясь мимоходом», «схватывая суть вещей», вы обнаружите, какую систему предпочитает человек. Вы можете даже получить удовольствие, определяя, какая система вывода у вас.
В этом месте я хотел бы сделать небольшое предостережение. Многие эксперты по «системам» утверждают, что «визуальный» человек всегда в основном «визуальный», «кинестетик» остается «кинестетиком», а «ау.диал» — «аудиалом». Я не согласен с этим выводом. Мой опыт убедил меня, что человек может быть в основном кинестетиком при одних переживаниях и обстоятельствах, но визуальным при других и аудиальным при третьих. Я также верю, что пока организм человека функционирует нормально, он использует все системы в более или менее равной степени, при этом одно из них чуть больше. Но совсем другую картину мы имеем в случаях дисфункции. В этих случаях, как правило, мы видим, что человека в большей или меньшей степени «заклинивает» на одной системе. Теперь подумайте о типичном пациенте «в депрессии». Почти во всех случаях таких людей заклинивает не просто на кинестетической, но на болезненной кинестетической системе. Вы, читатель, можете удивиться, какое отношение «это» все имеет к гипнозу и терапии. Расслабьтесь, почувствуйте себя уютно, начните видеть картины и слушать. Сейчас мы вступаем в эти области.
СЛЫШАТЬ ЧУВСТВО КАРТИНЫ
Способ, которым мы воспринимаем что-либо визуальное полностью отличается от того, как мы чувствуем «это», и также отличается от того, как мы воспринимаем это на слух. Подумайте о каждой сознательной системе вывода информации как о «человеке» внутри нас. Когда эти «люди» работают в согласии, мы имеем более чем достаточно возможностей выбора, доступных для нас. Но когда мы используем только одного из «партнеров», например, аудиальную систему, для решения какой-либо проблемы, а у этого «партнера» нет решения, мы начинаем волноваться. Мы можем продолжать хождение по своим следам по кругу. Так как проще описать телефон, держа его в руках, чем никогда не видев, я хотел бы нарисовать картину для тех, кому необходимо видеть. Для тех, кто пытается уловить суть, я хочу дать нечто такое, что можно твердо усвоить. И конечно, те, кому необходимо слышать, могут прочитать слова— Если вам нужно описать визуально то, что мы переживаем летом, мы можем сказать: «Мне нравится видеть голубое небо, прекрасные зеленые деревья и яркие краски цветов». Если бы нам понадобилось описать наши летние чувства, мы могли бы говорить о «теплом солнце, легком летнем ветерке, чувстве мира и покоя». Это будет описание совершенно отличное от первого. Если же мы продолжим описание звуков лета, то можем сказать: «Мне нравится шум океана, пение птиц и шорох деревьев от летнего ветерка». Это третий способ описания лета. Каждое из этих описаний, взятое отдельно от других, незаконченно и обедненно. Ни одно из этих описаний не будет таким полным как то, которое включает все три: «Я так люблю лето. Я чувствую себя тепло и расслабленно. Я вижу яркие краски цветов и небо так прекрасно. Я люблю слушать пение птиц, а на пляже шум океана действует так успокаивающе». Вот теперь имеем мультисенсорное описание лета.
ПРОВАЛ СИСТЕМЫ: УПРАЖНЕНИЕ
Недавно, обедая в ресторане, я услышал разговор между известной актрисой и двумя ее спутниками, один из которых, очевидно, был ее продюсером. Она описывала свои последние несколько дней как «очень тяжелые». Она утверждала следующее: «У меня нервы завязаны в узел. Наше расписание выжимает из меня все соки. Только сегодня я наконец-то хорошо выспалась. Я как будто плавала во сне и утром почувствовала себя лучше. Я решила остаться отдохнуть». Продюсер вежливо слушал, а потом сказал: «Это все пустяки. Вы выглядите великолепно. Мы сделали хороший фильм, все будут потрясены, когда его увидят». Пока продюсер говорил, актриса выглядела сначала раздраженной, затем скучающей и, наконец, безразличной. Когда про дюсер закончил, она повернулась к своему второму спутнику и начала оживленно беседовать с ним. С этого момента она обмолвилась с продюсером едва ли двумя словами. Это был прекрасный пример, как не надо общаться. Если бы я не знал предмета их беседы, это прозвучало бы как два отрезанных друг от друга отдельных разговора.
Знакомство с системами вывода у людей вокруг нас может стать началом очень интересного приключения. Чтобы помочь вам в этом путешествии, я хотел бы предложить вам несколько упражнений, из которых вы можете выбрать одно и пользоваться им или сначала попробовать все и выбрать одно из них. Вы можете даже не выбирать его. Это также ваше право. В общественных местах, например, в ресторане, наблюдайте и слушайте людей вокруг вас. Обратите внимание на то, что некоторые люди рисуют словами зримые картины. Если они описывают путешествие в горы, они используют слова, описывающие как эти горы выглядят. Когда они говорят, они могут рисовать картины даже жестами. Другие люди могут описывать тот же предмет ощущениями от пережитого. «В горах я чувствую себя спокойно и расслабленно, а мягкий горный ветерок так приятен». Во время разговора они руками как будто что-то «трогают», прикасаются то к своему телу в области фуди, то к собеседнику. Человек с аудиальной системой вывода расскажет, как горы звучат для него. Они могут использовать очень много слов для детального описания своих переживаний. Даже когда они описывают что-то визуальное или свои чувства, они склонны к многословию. Некоторые люди поначалу могут ввести вас в заблуждение. Когда вы действительно настроитесь, вам уже будет легче распознавать системы, и вы яснее увидите насколько они различны. Помните, что важна каждая система, и что ни одна из них не лучше, чем другая, и что все эти системы существуют внутри нас.
После того, как вы попробуете прислушиваться к людям вокруг вас и научитесь определять их системы вывода, вы готовы к следующему шагу. Теперь вы можете начать более активно участвовать в выявлении предпочитаемой системы вывода. В общих разговорах вы можете задавать нейтральные вопросы типа: «Что значит для вас чувствовать себя комфортно?» «Что больше всего вам понравилось во время отпуска?» На вопросы, заданные в такой манере, кинестетик может ответить: «Я чувствую себя свободно, расслабленно, на меня ничто не давит» или «Так хорошо уехать куда-нибудь. Я мог бы почувствовать, что избавляюсь от ежедневных стрессов». Визуальный человек, отвечая на вопрос о комфорте, может ответить следующее: «Я вижу себя в красивом месте, где небо голубое, и все выглядит таким мирным». На вопрос об отпуске он может ответить: «О! Пейзаж был великолепен. Можно было столько всего увидеть». Во всяком случае вы будете приятно удивлены, обнаружив различия. Однако, задавая эти вопросы, будьте внимательны. Если вы кого-нибудь спросите: «Можете ли вы описать, как выглядят для вас горы?», вы без сомнения в большинстве случаев получите визуальный ответ. Через «заданные характеристики» вы просите человека включить его визуальную систему. Вопрос: «Как вы себя чувствовали во время отпуска?» требует кинестетического ответа. Большинство людей, если у них нет стресса, оказываются достаточно гибкими, чтобы «включить» нужную систему.
Представим человека, который приходит к вам и жалуется, что у него депрессия. Он рассказывает, что буквально раздавлен своими чувствами и что ему очень плохо. В этот период его жизни его заклинивает в кинестетическом состоянии. Ему плохо, и это является кинестетическим переживанием. Пока человек остается в этом состоянии, остается и проблема. Если бы кинестетическая система содержала возможность выбора, который мог бы ему помочь, я уверен, он сделал бы этот выбор. Если вы помогаете ему отступить назад и посмотреть, что происходит в его жизни, тем самым вы помогаете ему переключить системы. Это часто ведет к «видению» различных возможностей выбора. Выключение человека из его сознательной системы вывода часто приводит к состоянию, которого не существует… — гипнозу. К тому же это помогает ему «использовать» другую часть мозга, отличную от той, где содержится причина «проблемы». В действительности вы помогаете ему прервать «мозговой ряд» и вызвать другого партнера или систему для решения его проблемы.
СЛУЧАЙ 5: СИСТЕМЫ-ДЕПРЕССИЯ
Однажды ко мне пришла женщина в состоянии, которое я могу лучше всего описать как «раздавленное». Она рухнула на стул и одной кинестетической фразой за другой начала описывать состояние своей жизни и бытия. Используя кинестетические фразы, я попросил ее вызвать в себе все эти чувства и задержаться на них. Я велел ей закрыть глаза, чтобы лучше сконцентрироваться, особенно на физических ощущениях. Эта часть процедуры должна была перевести ее внимание с эмоционального состояния на физическое. Следующим шагом было побудить ее мозг нарисовать ясную картину того, на что похожи все эти ее чувства. Я сказал: «Эта картина может быть цветовой гаммой или какой-то ситуацией; она может выглядеть разумной или не иметь никакого смысла». За несколько минут ее дыхание стало глубоким и общее состояние значительно улучшилось. Еще через несколько минут она рассмеялась и сказала: «Я вижу картину, но она не имеет никакого смысла. В самом деле, она выглядит нелепо». Я сказал: «Теперь у вас есть несколько вариантов, как отнестись к этой картине (заключительное внушение, что есть возможность достижения нового решения); вы можете вспомнить шум ветра и увидеть картину, уносящуюся все дальше и дальше, пока не увидите ясное небо. В этом чистом небе светит яркое солнце и скоро вы почувствуете тепло и уют». (Это последнее утверждение предлагало ей вернуться к кинестетической системе, но уже в «приятном» варианте, что привело бы к основательной реконструкции ее кинестетического опыта). В другом варианте вы можете задать какому-либо объекту или человеку в вашей картине. Если вы это сделаете, прислушайтесь сначала к звуку этого голоса, а затем к словам, пока они не будут звучать ясно. Женщина выбрала второй способ и где-то через пять минут, вздохнув, открыла глаза. Она сказала, что теперь знает, что ее беспокоило. Я попросил снова закрыть глаза, что она и сделала. Затем я сказал: «Я хотел бы, чтобы ваше творческое подсознание нарисовало новую картину: Эта картина должна представлять какой-то момент вашего прошлого, когда вы попали в сходную ситуацию, но вам удалось найти решение. Затем я хочу, чтобы вы попробовали применить это решение в теперешней ситуации, пока она не выправится. Затем подождите, пока не увидите то, от чего вы почувствуете себя лучше, сильной и уверенной». Примерно через десять минут она открыла глаза, улыбнулась и сказала: «Я не знаю, что произошло, но чувствую себя прекрасно». Затем я предложил ей попробовать заменить любые неприятные чувства картинами, как она только что проделала в моем кабинете. Спустя два дня позвонил ее муж. Он рассказал мне, что его жена чувствует себя спокойной и счастливой, какой не была уже много месяцев, и что она «даже помолодела». Описанная процедура не была лекарством, но гигантским шагом вперед в направлении нового выбора.
СИСТЕМЫ: ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
Важным практическим применением систем вывода является установление взаимопонимания. Отношение к человеку через его систему вывода устанавливает взаимопонимание почти мгновенно и улучшает взаимопонимание с людьми, с которыми вы в данный момент взаимодействуете. К тому же, возможность общаться с чужой системой вывода помогает вам быстро установить контакт с так называемым критическим пациентом.
Следующий пример поможет это прояснить. Одного молодого человека врач послал сразу к трем различным терапевтам. Сразу к трем, потому что этот молодой человек сомневался, что он сможет найти терапевта, способного ему помочь. В течение нескольких месяцев он находился в глубокой депрессии, и врач считал его суицидальным. Он лечился у терапевтов около двух лет до последней «вспышки», но почти бесполезно. И в настоящий момент он чувствовал себя совершенно безнадежно. Я был одним из тех трех терапевтов, к которым его послали. Когда он позвонил мне, я внимательно выслушал способ, которым он выражал себя. Некоторые из его утверждений были следующего характера: «Я чувствую себя раздавленным своими проблемами. Я не знаю, смогу ли я это выдержать. Я скоро совсем лишусь сил». На его (кинестетические), утверждения я отозвался: «Это должно быть очень тяжело, тащить то, что вас давит. Вы должны перестать с собой бороться. Я хотел бы, чтобы вы собрались с духом и пришли ко мне в кабинет. Я чувствую, что взявшись за эту проблему вместе, мы сможем найти решение. Если один раз вы справитесь с ситуацией, тяжесть исчезнет». Он откликнулся: «Слава Богу! Наконец-то я нашел человека, который понимает мою проблему». В тот момент я не имел понятия, в чем состоит его «действительная» проблема. Я знал, что его заклинило на одной системе, по крайней мере, в отношении теперешней проблемы. Мне необходимо было войти с ним в контакт через эту систему, прежде чем начать выводить его из нее. Взаимопонимание было установлено по телефону за несколько минут. Он пришел на прием и за несколько сеансов начал «искать» новые решения и начал «видеть» вещи, которые необходимо было прояснить.
Сделаем выводы вместе. То, что вы прочли, описывает сознательные системы вывода информации: как человек обращается к своему сознанию (внутренний диалог) или к слушателю, в чем состоят его нынешние переживания. Я надеюсь, что вы получили ясную картину, что такое визуальная система. Я приложил все усилия, чтобы нарисовать эту картину. Я также хочу, чтобы вы уловили концепцию кинестетической системы. Я уверен, что с ней вы сможете чувствовать себя спокойно. Те, у кого аудиальная система, могут прочитать все слова снова, пока они не начнут звучать для вас убедительно и провозглашать истину. Помните также, что помогая человеку использовать все три системы, вы помогаете ему открыть новые возможности выбора. В каждой системе содержится информация, которая может включать решения: информация, которую он мог услышать когда-либо; что-то, что он мог увидеть, или время, когда он отозвался другими чувствами на сходную ситуацию. Среди всех этих систем и находится ответ. Однако, когда человек полагается только на одну систему, и его заклинивает на ней, он в действительности исключает из своего сознания по крайней мере две трети своего опыта и переживаний. В этом случае неудивительно, что ему становится плохо.
VII
GIGO
Теперь, когда вы освоились с системами вывода, вы готовы продолжить путешествие. Теперь мы двинемся в область внутренних систем, процессов и программ. Эта часть путешествия поможет вам понять, как человек образует внутренний опыт, который ведет к сознательному выводу. Но, прежде чем действительно начать, заглянем в компьютерный зал.
Когда вы входите в компьютерный зал, вы можете почувствовать себя подавленным очевидной сложностью самого компьютера. Если это произойдет, подумайте о компьютере, как об очень сложной лопате. Короче, это инструмент, которым вы действуете. Все, что он может делать — это вычисления в невероятно быстром темпе. Однако, если программист вводит «плохую» программу, результат на выходе будет такой же:
GIGO - аббревиатура на компьютерном языке «мусор туда/мусор оттуда». Даже если с вводимой программой все в порядке, вы можете получить на выходе мусор, если внутренняя компьютерная программа содержит мусор. Если вы рассмотрите компьютерные связи через принтер и дисплей как систему вывода, то тогда вы можете считать данные и информацию программиста как ввод в систему. Вы можете сделать еще шаг вперед и рассмотреть встроенные компьютерные мощности и программы как своего рода «невидимую» и «неизвестную» систему, которая является главной для «функционирования и. хорошего самочувствия» компьютера. Вы можете провести параллель между тем, как люди обрабатывают свои программы и тем, что вы только что прочитали. Если у вас получилось, хорошо. Читайте дальше и параллели станут для вас еще более ясными и важными.
БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВВОДА ИНФОРМАЦИИ
Как вы уже открыли для себя, способ, которым человек общается с помощью слов, показывает, какая у него сознательная система вывода. Но еще более важными могут оказаться «программы», которые он использует, чтобы генерировать свой сознательный опыт. Я называю эту систему бессознательной системой ввода информации. Бессознательной, потому что в большинстве ситуаций человек не осознает, как она действует. Ввода, потому что она является как бы «программой» для обработки человеческого опыта. Когда человек реагирует на опыт, переживаемый «здесь и теперь», его бессознательная система ввода играет маленькую роль. Однако, если бы люди всегда реагировали «здесь и теперь», они почти или совсем не нуждались бы в терапии. В области своей дисфункции они, наверняка, реагируют иначе. Если система ввода является GIGO- системой, то на выходе будет такой же мусор.
Давайте отвлечемся на минуту. Ранее я ссылался на прогулку по пляжу. В этой ситуации большинство из нас реагирует на сам пляж. Но наши ощущения и реакции связаны не только пляжем, но мы также очень ясно осознаем большую часть наших переживаний. Если бы кто-нибудь попросил вас вспомнить, как вы впервые пришли на пляж, вы обратились бы к своей бессознательной системе ввода, т.е. вы использовали бы определенную «программу» для нахождения этого воспоминания. Тренированный наблюдатель может догадаться, каким методом вы генерируете это воспоминание. Этот наблюдатель узнает вашу «программу» по вашим глазам. В 1969 г. один джентельмен по имени Бакан открыл соотношение между движением глаз и сигналом мозгового полушария. В его работе, как и во многих других, устанавливается специфическое соотношение между движением и положением глаз и типом «сигнала», который человек испытывает. Этот «сигнал» может быть визуальным, кинестетическим, аудиальным или комбинацией всех трех. Когда у человека бессознательная система ввода (сигнала) является GIGO, то мы испытываем много всякого мусора. Например, что если мы спросим у нашего друга, как он собирается проходить собеседование на работе. Когда он начнет реагировать, то воссоздает «картину» из своего прошлого. Предположим, что эта картина воспроизводит ситуацию, когда он свалял дурака на школьном экзамене. Далее предположим, что эта картина — в основном бессознательная. Наверняка, он испытывает неприятные чувства. Он, возможно, считает, что их в нем вызывает предстоящее собеседование. Он может сказать:
«Я ужасно боюсь. Я всегда весь сжимаюсь на собеседованиях». Если вы можете помочь ему осознать «действительный» источник его страха, вы поможете ему увидеть новые возможности выбора. Если ему не помочь, он будет продолжать гипнотизировать себя, относясь к собеседованиям «как будто» он маленький ребенок в школе, и, возможно, у него появится амнезия на картину, которую он «действительно» видит. В этом месте вы можете подумать: «Звучит интересно! Но как мне взяться за это дело?» Если вы продолжите ваше путешествие, вы увидите как.
ПО ГЛАЗАМ ВИДНО
Чтобы понять чужую бессознательную систему (ввода), вы должны сначала изучить, что означают различные движения и положения глаз. Вообразите лицо, смотрящее на вас или, если вам так легче, нарисуйте лицо на бумаге. Затем представьте, что весь мир имеет доминанту «правая рука/левое полушарие». Это, конечно, неправда, и в дальнейшем мы исследуем отклонение. Но теперь вернемся к воображаемому лицу или тому, что вы нарисовали. Я хотел бы, чтобы вы увидели, как глаза поворачиваются по отношению к человеку влево вверх, а по отношению к вам — вправо. Когда человек смотрит влево, он включает ту часть своего мозга, где хранятся ПРОШЛЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ воспоминания. Иными словами можно сказать, что он видит что-то такое, что уже видел однажды. Когда человек смотрит вправо вверх, а по отношению к вам — влево, он КОНСТРУИРУЕТ ВИЗУАЛЬНЫЕ образы, т.е. он создает картину новой идеи, понимания или чего-то еще, чего он прежде никогда не видел. Например, если попросить кого-нибудь представить слона, в подавляющем большинстве случаев человек посмотрит влево вверх. Когда он «получил картину» (что может быть через доли секунды), он снова взглянет прямо на вас. Во многих случаях, он еще слегка кивнет головой. Если затем вы попросите его ясно представить красный и оранжевый цвета, он опять посмотрит влево вверх. Но если вы попросите его «увидеть» слона в красный и оранжевый горошек, человек посмотрит вправо вверх (перед этим он может слегка взглянуть влево, чтобы вспомнить слона и цвета по отдельности). И так он посмотрит вправо вверх, так как, я надеюсь, он не встречал раньше такого в реальном мире (если встречал, пожалуйста, дайте ему мои координаты). Присматривайтесь и будьте внимательны. У некоторых, а возможно, у большинства людей очень легко увидеть это. Их движения глаз очень отчетливы. Лишь у немногих движения глаз очень быстрые и незаметные. Потренируйтесь… Вы будете «видеть» почти интуитивно.
Когда, отвечая на вопрос или в любой другой ситуации, человек смотрит влево вниз, по отношению к вам — вправо, он в это время углубляется во внутреннюю АУДИАЛЬНУЮ СИСТЕМУ. В действительности он ведет внутренний диалог. Он может пересказывать то, что собирается сказать, или снова слушает какой-то прошлый разговор или прошлые аудиальные впечатления. Возможно, он «анализирует» то, что уже слышал или собирается сказать.
Когда человек смотрит вправо вниз, влево от вас, он вспоминает ПРОШЛЫЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ. Если вы понаблюдаете за этим человеком, вы почти всегда увидите подтверждение его кинестетических переживаний: изменения цвета лица, ритма дыхания, оттопыренная нижняя губа. Как правило, когда человек переживает в настоящий момент свои кинестетические ощущения, он смотрит прямо на слушателя и при этом трогает сам себя. И пытаясь вспомнить свои прошлые «чувственные переживания», он также смотрит вправо вниз.
ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
При обсуждении сознательных систем вывода я отмечал, что хотя мы используем все три системы, одна из них является предпочитаемой. Это также распространяется на бессознательные системы вывода. (Далее вы увидите, что исключения встречаются так же часто, как и правило.) Если вы начнете присматриваться к людям вокруг вас, я уверен, вы «увидите», что каждый человек склонен использовать одну систему чаще, чем другие. Некоторые люди почти всегда обращаются к бессознательной визуальной системе ввода. Когда им задают вопрос, или они пытаются что-то вспомнить, они неизменно переводят глаза вверх, обычно влево. Это движение показывает, что они находят «картину». Некоторые люди в поисках прошлой информации почти всегда смотрят вправо вниз. В действительности, продолжая держать розу, смотреть на нее. Если вы сделаете это, будьте готовы, что он может погрузиться в гипноз. Я мог и ошибиться. Он уже может находиться в гипнотическом состоянии.
Есть еще один важный вариант, который необходимо рассмотреть: это аудиально-визуальный паттерн. Когда кажется, что человек «смотрит прямо сквозь вас», в действительности он воспроизводит аудиальные впечатления и рисует картины того, что он говорит. При этом он даже не видит вас, своего слушателя. Он находится буквально в бессознательном состоянии: смотрит в пространство на воображаемую классную доску;
разговаривает внутренне и рисует либо слова, либо сцены, подходящие к этим словам. Многие люди лишаются самообладания, когда следуют этой модели. Это возможно наиболее непонятая модель из всех остальных. Когда мужчина использует эту модель в общении с женщиной, у нее часто возникает ощущение, как будто он мысленно «раздевает» ее. В действительности, он едва осознает ее присутствие. Когда женщина использует этот паттерн, общаясь с мужчиной, ему кажется, что она ведет себя так, как будто «я — пустое место». И опять же, если в ней происходят эти процессы, она не/опознает мир вокруг себя. Я уверен, что результатом работы такого паттерна всегда является форма «самогипноза». Если, общаясь с человеком, использующим эту модель, вы сделаете резкое движение или издадите внезапный звук, вы увидите, как он буквально подпрыгнет. Он будет выглядеть смущенным и испуганным. Это будет выглядеть так, как будто он слишкомбыстро вышел из «транса». Часто у таких людей бывает амнезия на то, что предшествовало их «пробуждению».
|