Хосе Ортега-и-Гассет "Этюды о любви"8Трактат Стендаля "О любви" был написан в 1822 г., до создания его основных романов. 9Рассуждения Ортеги вокруг концепции "цивилизация", видимо, требуют какой-то иной точки отсчета, отличающейся от принятой в науке. Дело в том, что "эманационистская" теория (теория эманации божественной сущности) в развитие учения Платона о едином и идеях разрабатывается сначала в александрийской школе неоплатоников и уже оттуда воспринимается философией Возрождения в лице Дж. Бруно. Что касается теории "цивилизации", применяемой к обобщению истории высших достижений в области культуры человечества, то она складывается уже в XX в. в трудах историков и философов культуры Л. Хобхауса, О. Шпенглера, А. Тойнби, а в конце XIX а. – у русских мыслителей К. Данилевского, А. Леонтьева. Не знать этого Ортега, разумеется, не мог. 10К. Маркс рассматривал классовую борьбу в качестве "мотора" исторических изменений в классовом обществе, а не в истории в целом. 11Курорте (франц.). 12Любовь – удовольствие, любовь – тщеславие, любовь – страсть (франц.). 13Вообще (латин.). 14Мелкобуржуазной (франц.). 15Маркиза де Кюстин была женой дипломата Рено-Филиппа де Кюстина (1768—1794) и невесткой генерала Адама-Филиппа де Кюстина (1748—1793). Оба были гильотинированы во время революции; сама маркиза чудом избежала казни. 16Повесть Шатобриана "Атала, или Любовь двух дикарей" опубликована в 1801 г. 17"Владелица Фервака Стоит смелой атаки" (франц.). 18Платон, таким образом, понимает любовь как свойство души (отсюда – понятие "платонической" любви). Его ученик Аристотель признавал любовь либо в форме сексуального влечения, либо как дружбу, лишенную эротического начала. В этом проявлялось существо его концепции человека как совокупности души и тела (см.: Аристотель. О душе. 403 а 3. Соч. 1. М., 1975). 19Шляпы и плащи – ничего более (франц.). 20Картина "Малые кавалеры" в последнее время приписывается Хуану Масо, ученику и зятю Веласкеса. 21Имеется в виду именно любовь, а не то состояние, в котором находится любящий 22Самим фактом, само по себе (латин.). 23Платон различал четыре разновидности "божественной одержимости": 1) вдохновенное прорицание, олицетворением которого является Аполлон; 2) посвящение в таинства – Дионис; 3) творческая одержимость – музы; 4) любовное неистовство – Афродита, Эрот (см.: Пмпгон. Федр, 265 в. Соч., т. 2, с. 204). 24Герой романа Бальзака "История величия и падения Цезаря Биротто" (1837). 25В строгом смысле слова (латин.). 26Единственно существенное отличие состоит в следующем: некоторые мистики были "помимо прочего" великими мыслителями и наряду со своим мистицизмом передают нам свои доктрины, нередко гениальные. Таковы Плотин или Мейстер Экхарт. Однако в области собственно мистики они неотличимы от самых заурядных исступленных 27См.: Baruzi J. Saint Jean de la Croix et le probleme de 1'experience mystique. Paris, 1924 28По Экхарту, Бог есть "надсущностная сущность и надсущностное ничто". Поэтому о Нем можно сказать, что Он суть некая "бессодержательная неподвижность", даже если Он, несмотря на это, рассматривается в качестве истинной сущности всех творений. "Если Бог на мгновение отделяется от них (то есть от своих творений. – О. Ж.), Он сводится к ничто" (Die Deutschen Mystiker der 14 Jahrunderts. Bd. 2, 318—319, 316. Изд. Ф. Пфейффера). У Ортеги, таким образом, мысль мистика-пантеиста И. Экхарта развивается, скорее, в скептическом плане. 292-е послание к коринфянам, 6, 10. 30Объект (то, что находится вне нас) и инъект (то, что находится внутри нас, внедрено в нас). 31Один из разделов книги св. Тересы де Хесус "Внутренний замок, или Жилища" (см.: Santa Teresa de Tesus, Oas completas Madrid, 1976, p. 441). 32Квиетизм – понимание благочестия как созерцательного, духовного самоуглубления. 33Прояснение (франц.). 34Нетрудно заметить, что я не затрагиваю вопроса о религиозном значении "блаженного состояния". Речь, собственно говоря, идет лишь об особенностях психологического состояния, общего для мистиков всех религий 35"Бог и душа. Что-нибудь еще? Ничего совершенно" (латин.). 36San Juan de la Cruz. Cantico espiritual. – Poesias completas. Madrid, 1973, p. 16. Пер. Bс. Багно. 37Ibid. p. 48. 38*Uber das Wesen der Hypnose. Berlin, 1922 39Одна из разновидностей скорпиона, обитающая в Средней Азии. 40При прочих равных условиях (латин.). 41На причинах этой способности жестов, мимики, почерка, манеры одеваться, делать тайное явным я останавливаюсь в эссе "О вселенском феномене выразительности" ("El Espectador ", t. 7) 42С поличным (итал.). 43То, что половой инстинкт реализуется по принципу отбора, было одним из величайших открытии Дарвина. Будем считать любовь другой сферой проявления еще более строгого отбора 44Любопытнейшее и крайнее выражение этого явления – "обращение": внезапная перемена, катастрофический перелом, который иногда переживает человек. Да будет мне позволено на этот раз не углубляться в столь непростую тему 45Сразу же, немедленно (латин.). 46Телесная сторона любви (франц.). 47Сластолюбие, равно как и литература, не инстинкт, а истинное творение человека. И в том и в другом случаях самое главное – воображение. Почему бы психиатрам не изучать сластолюбие с этой точки зрения, подобно тому как изучается литературный жанр, имеющий свои истоки, свои законы, свою эволюцию и свои границы? 48*Если бы исходили из того, что помимо инстинктов тела существуют также инстинкты души, в чем я убежден, дискуссия могла бы идти совершенно в ином русле 49Мне неизвестно происхождение этого столь меткого выражения вашего языка, и, если кто-либо из читателей обладает достоверными сведениями, я был бы ему очень признателен, если он их мне сообщит. Подозреваю, что оно восходит к сценам надругательств над мертвыми и своим возникновением обязано золотой молодежи эпохи Возрождения 50Этой проблеме посвящена как моя статья "Восприятие ближнего" (Oas completas, t. 6), так и, особенно, замечательная работа Шелера "Wesen und Fonnen der Sympatie"(«Сущность и формы симпатии» (нем.) .) (1923) 51Интересующимся этой важной проблемой выразительных возможностей тела вновь рекомендую мою статью "О вселенском феномене выразительности" ("El Espectador", t. 7) 52Основание познания; основание бытия (латин.). 53"…Невод в глубине морской Не пропадает: поплавки хранят его". (Эсхил. Жертва у гроба, 504—505. Пер. С. Апта). 54Думаю, нет необходимости в связи с этим частным случаем вспоминать общеизвестные условия существования любого закона или обобщения многочисленных разрозненных фактов – условия, на которых основывается статистика. В любой значительной группе явлении представлен, конечно же, самый широкий и разнообразный их спектр; тем но менее превалирует какой-то один тип, а исключения не берутся в расчет. В любую эпох, выходят замуж женщины самых различных типов, и все же в каждую из эпох один какой-либо тип имеет неоспоримые преимущества перед остальными 55Женщина изменчива, непостоянна (франц.). 56Случайно (латин.). 57"Какой забавник этот Бонапарт!" (франц.). 58Отношения между Бонапартом и Жозефиной глубоко изучены в недавней работе О. Обри ("Le roman de Napoleon: Napoleon et Josephine", 1927) Обращение к авторам и издательствам: |
Звоните: (495) 507-8793Наша рассылка |