Калинаускас Игорь "Игры, в которые играет "Мы": Основы психологии поведения: теория и типология"

права откровенно высказывать свое отношение к людям и к миру,

не опасаясь получить отрицательную реакцию извне, «Габен» равно готов как на предельное самовозвеличивание, так и на предельное самоунижение.

Рациональность

и ориентация на высоковероятные события дает ему

возможность предельно «простых» обоснований своей позиции.

Как следствие, он выбирает наиболее

традиционный социальный мир,

максимально соответствующий тому социально психологическому миру, в котором он вырос и сформировался, с которым он максимально знаком.

Главная внутренняя проблема - неизбежность формирования

внутреннего идеала

(сказочник), сквозь призму которого «Габен» и смотрит на мир. Это позволяет ему сформировать положительную самооценку изнутри. Желательно, чтобы этот идеал был основан на мнении авторитетных источников.

  • Я шуток не понимаю и сказкам верю!..

«Габен» наиболее эффективен в тех социальных позициях, где

искренность эмоционального реагирования

является традиционной

положительной ценностью.

Наиболее известными социальными позициями такого рода являются социальные позиции

актера, поэта, художника.

Именно в этих профессиях отсутствие контроля над эмоциональными проявлениями социально одобряется. Его философия:

«Правда! И ничего кроме правды!»

- при этом под правдой подразумевается право свободно выражать

свое эмоциональное отношение

к людям и фактам.

Социальная позиция, на которую они стремятся получить право, может быть передана выражением:

«Полюбите меня черненьким, а беленьким меня всякий полюбит».

  • А где-то есть она, любовь заветная...

4-я функция - объектная

интуиция

Главный акцент в восприятии окружающего пространства -

целостность внешней ситуации.

Неопределенность, неясность, незаконченность ситуации вызывает у «Габена» безотчетное беспокойство. Положительно воспринимается только такая обстановка, в которой категорически звучит:

«Все будет хорошо! Мир прекрасен! Справедливость восторжествует!»

- порождая необъяснимую уверенность в

гарантированном положительном будущем.

Если ситуация, в которой находится «Габен», не имеет ярко выраженного «центра», в качестве которого выступает либо сам «Габен», либо безусловно признаваемый им лидер, с ярко выраженной харизмой, либо «точка сборки», т.е. объект, организующий пространство вокруг себя и сразу бросающийся в глаза (например, свободный пьедестал), - это не ситуация -

это хаос.

И тогда: «Зачем я здесь нужен, живите в этом сами».

Хаос

для

«Габена» - это

отсутствие центра ситуации,

отсутствие возможности быть в центре, быть центром, хотя

сам человек этого не осознает.

Возможность быть центром ситуации или отождествить себя с объективно имеющимся центром является

для

них главной составляющей

«хорошего места».

Только в этом случае чувство спокойствия по поводу обстановки, в которой они находятся, порождает переживание: «Я на правильном месте, в правильном времени, среди правильных людей».

  • И жить еще надежде

До той поры, пока «Габены» небо держат На чувственных руках...

Если объективно невозможно покинуть ситуацию, интуитивно воспринимаемую как хаос, «Габен» «забивается в угол», превращается в пассивного наблюдателя, обвиняя всех и вся в своей печальной участи, - ведь внятно объяснить, почему это место плохое, ему не под силу. Он подсознательно ищет сказочный совершенный мир.

  • Хочу в сказку!

«Гексли» - «Есенин»

- интуитивно-этический экстратим «Гексли»

(рис 41)

Рис. 41. Структура типа ИМ «Гексли» по методу качественных структур

Требования и желания

«Гексли»

оригинальны, разнообразны, изменчивы.

Формы поведения: «Гексли»

консервативен

и

сдержан.

«Гексли» - экстратим, в связи с чем содержание внутренней установки представляется ему более понятным, чем содержание внешней установки. В то же время его доминирующие потребности полностью обращены в мир. «Гексли» пытается открыто

внедрить свои идеалы

в уже готовую ситуацию, не заботясь о ее сохранности. Такая поведенческая позиция характеризуется устойчивостью эмоциональной сферы при общей склонности

к флегматическому темпераменту.

1-я функция - объектная

интуиция

Определять целостна или не целостна та или иная ситуация

- это суверенное право «Гексли», так же как и верность

своим Критериям

правильной жизни и способам ее организации при сохранении права изменить «правила игры»,

когда он сам это решит.

  • Так или не так, а «перетакивать» не будем!

Совершенство и целостность внешнего мира утверждаются априори.

Малейшее отрицание истинности их требований вызывает вспышку почти не контролируемой агрессии, с помощью которой источник вмешательства решительно изымается из ситуации.

  • Тот прав, у кого больше прав...

В своей практической деятельности «Гексли», как правило, единоличный лидер, удаляющий из коллектива всех сомневающихся в истинности его целей и оценок по отношению к внешнему миру.

«Требую совершенства!»

Его стихия:

волшебный мир, волшебные люди.

2-я функция - субъектная

этика

Продукция «Гексли» - это прежде всего

оценки.

Он знает цену

всему: художественным произведениям, отношениям, вещам, ситуациям, людям как таковым и представителям противоположного пола в частности. В своих оценках он, как правило, категоричен и уверен, даже если это снижает уровень спроса. Вот почему «Гексли» ищет такую позицию на социальном рынке, в которой

спрос на его продукцию гарантирован и предсказуем.

  • Разбил ты семью, Савва, - крепкую, советскую семью!..

Часто продукция «Гексли» выглядит как

морализаторство или нравоучения.

Причем объяснения, почему что-либо

«хорошо»,

могут быть сколь угодно

противоречивы.

В своих отношениях «Гексли» активен и напорист, обосновывая это

желанием

окружающих.

  • Не виноватая я - он сам ко мне пришел!..

Для организации спроса на свою «продукцию», они вынуждены

маскировать собственные требования к миру.

Им не легко найти свое место в жизни. Кому понравится все время находится под

пристальным оценивающим взглядом?

Даже если требования справедливы, а оценки точны и соответствуют господствующему порядку. Главное для «Гексли» - найти социальную нишу, где его оценки будут объективизированы авторитетом какой-нибудь системы, социальным статусом, социальным признанием.

  • Мое мнение запатентовано!

3-я функция - объектная

логика

«Знаю, как на самом деле все устроено»

- так предъявляет себя внешнему миру «Гексли». Ради этого он готов пропускать через себя огромные массивы фактической информации, дабы иметь возможность подкрепить свою информацию ссылками на

авторитетный источник.

«Гексли» тщательно готовится к любому испытанию его информированности, стремясь получить только

отличную оценку.

Наиболее ярко проявляется как

хранитель культурных, научных, ритуальных традиций.

Напряженно реагирует на внезапные изменения информационного пространства.

  • Доктор сказал «в морг», значит - «в морг», и никакой реанимации!

«Высший бал за знания»

- главный источник положительной самооценки. Главная внутренняя проблема - сложность построения внутренней иерархии авторитетных источников информации. Внутреннее напряжение связано с постоянной угрозой

информационного хаоса.

«Гексли» склонен создавать философские концепции, воспевающие

достоинства стабильного, эволюционно развивающегося мира, преемственность традиций, сохранение уважения к авторитетам прошлого.

Поскольку содержание 3-й функции не связано с доминантными потребностями, легко перемещается в социальном пространстве в поисках позиции:

«Знаю лучше всех!»

  • Учение Чарльза Дарвина верно потому, что мне оно известно!

4-я функция - субъектная

сенсорика

Главная проблема состоит в

невозможности осознать причины отрицательного телесного самочувствия.

«Гексли» может забыть вовремя поесть, вовремя отдохнуть, не обратить внимания на неподходящий температурный режим и другие необходимые (у каждого конкретного человека свои) параметры окружающей обстановки, обеспечивающие нормальное функционирование организма. Причем параметры эти сами «Гексли»

толком не знает.

Поэтому для него воплощение образа «идеального места» - это

обслуживание сенсорных ощущений на уровне «люкс»,

что в материальном плане доступно не многим.

При невозможности найти или создать такую обстановку, «Гексли» выглядит в глазах других как

капризный неженка,

паникер, которые сам не знает, чего хочет. Но он действительно не знает, чего захочет в следующий момент! Но если того, чего хочется, нет, возникает плохое самочувствие,

неврастеническая раздражительность,

сомнения в состоянии здоровья и т.д.

  • Оне сами не знают, чего оне хочут...

И только любящие и заботливые друзья могут взять на себя «тяжкий крест» удовлетворения «прихотей» представителя этого типа ИМ. В противном случае возможны любые «мне плохо!»:

голодные обмороки

(забыл вовремя поесть),

солнечные ожоги

и тепловые удары (забыл об опасности перегрева),

приступы болезни

(забыл вовремя принять лекарства).

  • Долой хижины! Да здравствуют дворцы! И о персонале не забудьте...

- интуитивно-этический интротим «Есенин»

(рис. 42)

Рис. 42. Структура типа ИМ «Есенин» по методу качественных структур

Требования и желания

«Есенина»

иррациональны, эксцентричны и непредсказуемы.

А внешние его проявления

весьма

рациональны по форме,

достаточно

консервативны

и

предсказуемы.

«Есенин» - интротим. Поэтому воспринимает себя как субъект -он для себя сложен и трудно познаваем.

Избегает сложностей самопознания,

переместив акцент внимания на внешнюю установку. Поэтому часто экстравертируется, воспроизводя установочное поведение по типу ИМ «Гамлет».

Содержание внешней установки «Есенина» можно выразить в следующей формуле: «Мир

должен с большой вероятностью удовлетворять мои доминирующие

потребности». Иными словами, внешний мир психологически воспринимается как

должник,

который

обязан платить

по счетам. Установочное поведение «Есенина» преимущественно малоэмоционально при общей склонности к

флегматическому темпераменту

.

1-я функция - субъектная

интуиция

Суверенное право «Есенина» определять,

что принципиально, а что не принципиально

в идейной структуре человека, в его убеждениях. Верность «своим» идеалам при сохранении права их изменить, когда он

сам

это решит. Законченность,

совершенство идейного мира человека как требование

к людям.

Воинствующий романтик.

Требуются: идеальный мир, идеальные люди.

  • В человеке все должно быть ПО-МОЕМУ: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...

Отрицание верности их требований приводит к вспышке агрессии типа:

«Замолчи немедленно, змея подколодная!».

Идейный лидер должен быть

один.

  • Кто там шагает правой?! Левой, левой - последний раз предупреждаю!!!

Относительно пассивная форма реализации агрессивности у «Есенина»:

хлопнуть дверью, уйти навсегда, бросить начатое, не закончив.

2-я функция - объектная

этика

Продукция типа ИМ «Есенин» иногда похожа на

интригу.

Интрига - как единственный способ

навязать другим свои желания, свои мотивы,

иными словами, свои «хочу» так, чтобы другие

приняли их за собственные.

  • Сделайте мне красиво! Вам же лучше будет!

Продукция «Есенина» - это

организация и удовлетворение чужих желаний для реализации своих «хочу».

Чтобы быть востребованным, «Есенин» (согласно своему пониманию) должен быть в курсе

нереализованных желаний

окружающих его людей, эти нереализованные желания и есть материал для его творчества,

его самовыражения.

  • Ну, что вам стоит захотеть? Вот список подлинных желаний!

Поэтому «Есенин» настойчиво ищет ситуации, в которых

люди демонстрируют свои неудовлетворенные желания.

Это обычно и называют интригой.

«Есенин» действительно может научить других, тому что

нужно хотеть

и

знать,

как эти желания реализовывать. Как построить семью, как разрушить семью, как нужно относиться к работе, как создать свой бизнес, как нужно общаться с людьми, что такое любовь, что такое преданность и т.д., и т.п. Только попросите и «Есенин» расскажет вам о том,

как хотеть

и добиться чего-нибудь в делах. Что не означает вовсе, что сам он следует декларируемым программам, - ведь это

товар.

  • Вам очень хочется купить у меня вот это! Поверьте мне!

3-я функция - субъектная

логика

«Я вас понимаю»

- так предъявляет себя внешнему миру «Есенин». Ради этого он собирает всевозможные

истории из жизни

людей прошлого и настоящего, не заботясь о фактической достоверности этих историй. Обычно, он называет это

знанием жизни.

Внешнее признание «Есенина»

обладателем тайного знания

о жизни людей, -вот главное условие положительной самооценки. Он ищет такие ситуации, в которых информационное пространство минимально структурировано объективными фактами. Его хвастовство это: «Я

додумался!».

В социуме «Есенин» чаще всего выступает носителем здравого смысла, что связано с ориентацией на высоковероятные события. Поэтому предпочитает максимально

простые объяснения

причин

поведения людей.

Главная внутренняя проблема -

страх ошибиться, не угадать,

но поскольку в данном случае содержание 3-й функции не связано с доминирующими потребностями, легко меняет свои объяснения, в случае необходимости защищаясь ссылками: «так принято» и «есть мнение».

Являясь хранителем здравого смысла, особенно эффективен

в сохранении и передаче обычаев,

преемственности этических норм, сохранении в жизни людей таких ценностей, как

преданность, верность, искренность, порядочность.

Как правило, человек этого типа ИМ является квалифицированным воспитателем, радующимся любым достижениям своих воспитанников. Его философия - это

философия преемственности человеческих поколений.

Люди с таким типом информационного метаболизма легко перемещаются в социальном пространстве в поисках позиции:

«Здесь меня понимают, здесь ценят мою искренность».

  • Стань проще, и люди к тебе потянутся!

4-я функция - объектная

сенсорика

«Есенину» необходима такая территория, такое место, где у него возникает подсознательная уверенность в том, что здесь он

все может,

потому что все в нем

соответствует

требованиям данной обстановки: внешность (имидж), сила, умения, финансовые возможности и т.п.

Смутное беспокойство, растерянность и суета, напряжение,

вплоть до риска надорваться

- сигнал бедствия. Заинтересованные люди должны либо срочно убедить «Есенина» в его

полном соответствие ситуации,

либо авторитетно напомнить о том, что внешность, имидж можно изменить. Кроме того, можно не надрываться от нехватки сил, а потренироваться и потом попробовать сделать то, что не получается, и не хватающую сумму денег можно занять без риска не отдать, и желание соответствовать

не должно ставить под угрозу жизнь

и

т.п.

  • Обидеть художника может всякий, а вот помочь ему материально...

Связь содержания 4-й функции с доминирующими потребностями и экстравагантные подсознательные представления о

соответствии ситуации

требуют повышенной концентрации внимания и недюжинной силы внушения со стороны для проявления какой-либо гибкости в реакциях на «несоответствие» ситуации.

Идеальный вариант для «Есенина» -

соответствие любой ситуации «по праву рождения»,

а это значит, что только в

родном социально-психологическом мире

доступно чувство покоя, чувство дома, в противном случае надо карабкаться на самый верх социальной пирамиды, чтобы соответствовать

по праву власти.

Или по праву нахождения «при власти».

  • Рожденный летать ползать не хочет!!!

Идеальное место - это место открытого признания окружением его полного соответствия смутному представлению о своих возможностях.

  • Хочу быть дерзким, хочу быть смелым!..

Не переспать ли с королевой (с королем)?

Заключение

Мое глубочайшее убеждение состоит в том, что по отношению к действующему субъекту, тип ИМ является

органом исполнительным.

Следствий из такого подхода много, но в силу субъективности любого описания я принял решение ограничиться теми моментами, которые считаю принципиально важными для понимания структуры типа ИМ.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться