права откровенно высказывать свое отношение к людям и к миру,
не опасаясь получить отрицательную реакцию извне, «Габен» равно готов как на предельное самовозвеличивание, так и на предельное самоунижение.
Рациональность
и ориентация на высоковероятные события дает ему
возможность предельно «простых» обоснований своей позиции.
Как следствие, он выбирает наиболее
традиционный социальный мир,
максимально соответствующий тому социально психологическому миру, в котором он вырос и сформировался, с которым он максимально знаком.
Главная внутренняя проблема - неизбежность формирования
внутреннего идеала
(сказочник), сквозь призму которого «Габен» и смотрит на мир. Это позволяет ему сформировать положительную самооценку изнутри. Желательно, чтобы этот идеал был основан на мнении авторитетных источников.
«Габен» наиболее эффективен в тех социальных позициях, где
искренность эмоционального реагирования
является традиционной
положительной ценностью.
Наиболее известными социальными позициями такого рода являются социальные позиции
актера, поэта, художника.
Именно в этих профессиях отсутствие контроля над эмоциональными проявлениями социально одобряется. Его философия:
«Правда! И ничего кроме правды!»
- при этом под правдой подразумевается право свободно выражать
свое эмоциональное отношение
к людям и фактам.
Социальная позиция, на которую они стремятся получить право, может быть передана выражением:
«Полюбите меня черненьким, а беленьким меня всякий полюбит».
4-я функция - объектная
интуиция
Главный акцент в восприятии окружающего пространства -
целостность внешней ситуации.
Неопределенность, неясность, незаконченность ситуации вызывает у «Габена» безотчетное беспокойство. Положительно воспринимается только такая обстановка, в которой категорически звучит:
«Все будет хорошо! Мир прекрасен! Справедливость восторжествует!»
- порождая необъяснимую уверенность в
гарантированном положительном будущем.
Если ситуация, в которой находится «Габен», не имеет ярко выраженного «центра», в качестве которого выступает либо сам «Габен», либо безусловно признаваемый им лидер, с ярко выраженной харизмой, либо «точка сборки», т.е. объект, организующий пространство вокруг себя и сразу бросающийся в глаза (например, свободный пьедестал), - это не ситуация -
это хаос.
И тогда: «Зачем я здесь нужен, живите в этом сами».
Хаос
для
«Габена» - это
отсутствие центра ситуации,
отсутствие возможности быть в центре, быть центром, хотя
сам человек этого не осознает.
Возможность быть центром ситуации или отождествить себя с объективно имеющимся центром является
для
них главной составляющей
«хорошего места».
Только в этом случае чувство спокойствия по поводу обстановки, в которой они находятся, порождает переживание: «Я на правильном месте, в правильном времени, среди правильных людей».
До той поры, пока «Габены» небо держат На чувственных руках...
Если объективно невозможно покинуть ситуацию, интуитивно воспринимаемую как хаос, «Габен» «забивается в угол», превращается в пассивного наблюдателя, обвиняя всех и вся в своей печальной участи, - ведь внятно объяснить, почему это место плохое, ему не под силу. Он подсознательно ищет сказочный совершенный мир.
«Гексли» - «Есенин»
- интуитивно-этический экстратим «Гексли»
(рис 41)
Рис. 41. Структура типа ИМ «Гексли» по методу качественных структур
Требования и желания
«Гексли»
оригинальны, разнообразны, изменчивы.
Формы поведения: «Гексли»
консервативен
и
сдержан.
«Гексли» - экстратим, в связи с чем содержание внутренней установки представляется ему более понятным, чем содержание внешней установки. В то же время его доминирующие потребности полностью обращены в мир. «Гексли» пытается открыто
внедрить свои идеалы
в уже готовую ситуацию, не заботясь о ее сохранности. Такая поведенческая позиция характеризуется устойчивостью эмоциональной сферы при общей склонности
к флегматическому темпераменту.
1-я функция - объектная
интуиция
Определять целостна или не целостна та или иная ситуация
- это суверенное право «Гексли», так же как и верность
своим Критериям
правильной жизни и способам ее организации при сохранении права изменить «правила игры»,
когда он сам это решит.
Совершенство и целостность внешнего мира утверждаются априори.
Малейшее отрицание истинности их требований вызывает вспышку почти не контролируемой агрессии, с помощью которой источник вмешательства решительно изымается из ситуации.
В своей практической деятельности «Гексли», как правило, единоличный лидер, удаляющий из коллектива всех сомневающихся в истинности его целей и оценок по отношению к внешнему миру.
«Требую совершенства!»
Его стихия:
волшебный мир, волшебные люди.
2-я функция - субъектная
этика
Продукция «Гексли» - это прежде всего
оценки.
Он знает цену
всему: художественным произведениям, отношениям, вещам, ситуациям, людям как таковым и представителям противоположного пола в частности. В своих оценках он, как правило, категоричен и уверен, даже если это снижает уровень спроса. Вот почему «Гексли» ищет такую позицию на социальном рынке, в которой
спрос на его продукцию гарантирован и предсказуем.
Часто продукция «Гексли» выглядит как
морализаторство или нравоучения.
Причем объяснения, почему что-либо
«хорошо»,
могут быть сколь угодно
противоречивы.
В своих отношениях «Гексли» активен и напорист, обосновывая это
желанием
окружающих.
Для организации спроса на свою «продукцию», они вынуждены
маскировать собственные требования к миру.
Им не легко найти свое место в жизни. Кому понравится все время находится под
пристальным оценивающим взглядом?
Даже если требования справедливы, а оценки точны и соответствуют господствующему порядку. Главное для «Гексли» - найти социальную нишу, где его оценки будут объективизированы авторитетом какой-нибудь системы, социальным статусом, социальным признанием.
3-я функция - объектная
логика
«Знаю, как на самом деле все устроено»
- так предъявляет себя внешнему миру «Гексли». Ради этого он готов пропускать через себя огромные массивы фактической информации, дабы иметь возможность подкрепить свою информацию ссылками на
авторитетный источник.
«Гексли» тщательно готовится к любому испытанию его информированности, стремясь получить только
отличную оценку.
Наиболее ярко проявляется как
хранитель культурных, научных, ритуальных традиций.
Напряженно реагирует на внезапные изменения информационного пространства.
«Высший бал за знания»
- главный источник положительной самооценки. Главная внутренняя проблема - сложность построения внутренней иерархии авторитетных источников информации. Внутреннее напряжение связано с постоянной угрозой
информационного хаоса.
«Гексли» склонен создавать философские концепции, воспевающие
достоинства стабильного, эволюционно развивающегося мира, преемственность традиций, сохранение уважения к авторитетам прошлого.
Поскольку содержание 3-й функции не связано с доминантными потребностями, легко перемещается в социальном пространстве в поисках позиции:
«Знаю лучше всех!»
4-я функция - субъектная
сенсорика
Главная проблема состоит в
невозможности осознать причины отрицательного телесного самочувствия.
«Гексли» может забыть вовремя поесть, вовремя отдохнуть, не обратить внимания на неподходящий температурный режим и другие необходимые (у каждого конкретного человека свои) параметры окружающей обстановки, обеспечивающие нормальное функционирование организма. Причем параметры эти сами «Гексли»
толком не знает.
Поэтому для него воплощение образа «идеального места» - это
обслуживание сенсорных ощущений на уровне «люкс»,
что в материальном плане доступно не многим.
При невозможности найти или создать такую обстановку, «Гексли» выглядит в глазах других как
капризный неженка,
паникер, которые сам не знает, чего хочет. Но он действительно не знает, чего захочет в следующий момент! Но если того, чего хочется, нет, возникает плохое самочувствие,
неврастеническая раздражительность,
сомнения в состоянии здоровья и т.д.
И только любящие и заботливые друзья могут взять на себя «тяжкий крест» удовлетворения «прихотей» представителя этого типа ИМ. В противном случае возможны любые «мне плохо!»:
голодные обмороки
(забыл вовремя поесть),
солнечные ожоги
и тепловые удары (забыл об опасности перегрева),
приступы болезни
(забыл вовремя принять лекарства).
- интуитивно-этический интротим «Есенин»
(рис. 42)
Рис. 42. Структура типа ИМ «Есенин» по методу качественных структур
Требования и желания
«Есенина»
иррациональны, эксцентричны и непредсказуемы.
А внешние его проявления
весьма
рациональны по форме,
достаточно
консервативны
и
предсказуемы.
«Есенин» - интротим. Поэтому воспринимает себя как субъект -он для себя сложен и трудно познаваем.
Избегает сложностей самопознания,
переместив акцент внимания на внешнюю установку. Поэтому часто экстравертируется, воспроизводя установочное поведение по типу ИМ «Гамлет».
Содержание внешней установки «Есенина» можно выразить в следующей формуле: «Мир
должен с большой вероятностью удовлетворять мои доминирующие
потребности». Иными словами, внешний мир психологически воспринимается как
должник,
который
обязан платить
по счетам. Установочное поведение «Есенина» преимущественно малоэмоционально при общей склонности к
флегматическому темпераменту
.
1-я функция - субъектная
интуиция
Суверенное право «Есенина» определять,
что принципиально, а что не принципиально
в идейной структуре человека, в его убеждениях. Верность «своим» идеалам при сохранении права их изменить, когда он
сам
это решит. Законченность,
совершенство идейного мира человека как требование
к людям.
Воинствующий романтик.
Требуются: идеальный мир, идеальные люди.
Отрицание верности их требований приводит к вспышке агрессии типа:
«Замолчи немедленно, змея подколодная!».
Идейный лидер должен быть
один.
Относительно пассивная форма реализации агрессивности у «Есенина»:
хлопнуть дверью, уйти навсегда, бросить начатое, не закончив.
2-я функция - объектная
этика
Продукция типа ИМ «Есенин» иногда похожа на
интригу.
Интрига - как единственный способ
навязать другим свои желания, свои мотивы,
иными словами, свои «хочу» так, чтобы другие
приняли их за собственные.
Продукция «Есенина» - это
организация и удовлетворение чужих желаний для реализации своих «хочу».
Чтобы быть востребованным, «Есенин» (согласно своему пониманию) должен быть в курсе
нереализованных желаний
окружающих его людей, эти нереализованные желания и есть материал для его творчества,
его самовыражения.
Поэтому «Есенин» настойчиво ищет ситуации, в которых
люди демонстрируют свои неудовлетворенные желания.
Это обычно и называют интригой.
«Есенин» действительно может научить других, тому что
нужно хотеть
и
знать,
как эти желания реализовывать. Как построить семью, как разрушить семью, как нужно относиться к работе, как создать свой бизнес, как нужно общаться с людьми, что такое любовь, что такое преданность и т.д., и т.п. Только попросите и «Есенин» расскажет вам о том,
как хотеть
и добиться чего-нибудь в делах. Что не означает вовсе, что сам он следует декларируемым программам, - ведь это
товар.
3-я функция - субъектная
логика
«Я вас понимаю»
- так предъявляет себя внешнему миру «Есенин». Ради этого он собирает всевозможные
истории из жизни
людей прошлого и настоящего, не заботясь о фактической достоверности этих историй. Обычно, он называет это
знанием жизни.
Внешнее признание «Есенина»
обладателем тайного знания
о жизни людей, -вот главное условие положительной самооценки. Он ищет такие ситуации, в которых информационное пространство минимально структурировано объективными фактами. Его хвастовство это: «Я
додумался!».
В социуме «Есенин» чаще всего выступает носителем здравого смысла, что связано с ориентацией на высоковероятные события. Поэтому предпочитает максимально
простые объяснения
причин
поведения людей.
Главная внутренняя проблема -
страх ошибиться, не угадать,
но поскольку в данном случае содержание 3-й функции не связано с доминирующими потребностями, легко меняет свои объяснения, в случае необходимости защищаясь ссылками: «так принято» и «есть мнение».
Являясь хранителем здравого смысла, особенно эффективен
в сохранении и передаче обычаев,
преемственности этических норм, сохранении в жизни людей таких ценностей, как
преданность, верность, искренность, порядочность.
Как правило, человек этого типа ИМ является квалифицированным воспитателем, радующимся любым достижениям своих воспитанников. Его философия - это
философия преемственности человеческих поколений.
Люди с таким типом информационного метаболизма легко перемещаются в социальном пространстве в поисках позиции:
«Здесь меня понимают, здесь ценят мою искренность».
4-я функция - объектная
сенсорика
«Есенину» необходима такая территория, такое место, где у него возникает подсознательная уверенность в том, что здесь он
все может,
потому что все в нем
соответствует
требованиям данной обстановки: внешность (имидж), сила, умения, финансовые возможности и т.п.
Смутное беспокойство, растерянность и суета, напряжение,
вплоть до риска надорваться
- сигнал бедствия. Заинтересованные люди должны либо срочно убедить «Есенина» в его
полном соответствие ситуации,
либо авторитетно напомнить о том, что внешность, имидж можно изменить. Кроме того, можно не надрываться от нехватки сил, а потренироваться и потом попробовать сделать то, что не получается, и не хватающую сумму денег можно занять без риска не отдать, и желание соответствовать
не должно ставить под угрозу жизнь
и
т.п.
Связь содержания 4-й функции с доминирующими потребностями и экстравагантные подсознательные представления о
соответствии ситуации
требуют повышенной концентрации внимания и недюжинной силы внушения со стороны для проявления какой-либо гибкости в реакциях на «несоответствие» ситуации.
Идеальный вариант для «Есенина» -
соответствие любой ситуации «по праву рождения»,
а это значит, что только в
родном социально-психологическом мире
доступно чувство покоя, чувство дома, в противном случае надо карабкаться на самый верх социальной пирамиды, чтобы соответствовать
по праву власти.
Или по праву нахождения «при власти».
Идеальное место - это место открытого признания окружением его полного соответствия смутному представлению о своих возможностях.
Не переспать ли с королевой (с королем)?
Заключение
Мое глубочайшее убеждение состоит в том, что по отношению к действующему субъекту, тип ИМ является
органом исполнительным.
Следствий из такого подхода много, но в силу субъективности любого описания я принял решение ограничиться теми моментами, которые считаю принципиально важными для понимания структуры типа ИМ.
|