того, встретив Любовь, многие опасаются довериться ей. Ибо в любовных отношениях нет гарантированного будущего - они спонтанны и непредсказуемы. Именно поэтому Любовь товаром не является. Ее нельзя спланировать или искусственно создать.
Изменение отношений «с самим собой» - этот путь состоит в изучении человеком особенностей своего психологического устройства, своих психических рефлексов и механизмов, в том числе механизмов типа ИМ. При этом появляется возможность научиться не отождествлять с рефлексами и механизмами всего себя. И такого рода знание может быть обращено не только на себя, но и на других людей. Тогда отпадает необходимость в использовании для описания себя внешних проекций, открывается возможность субъектных отношений с собой. Соответственно,
Наблюдатель
становится посредником в отношениях субъекта, вычленяя его из скорлупы навязанных извне проекций. Таким образом,
Наблюдатель
видит, что есть
Я
, а что есть проекции -
образ меня для себя,
и освобождает
Я
для непосредственных субъектных отношений.
Для чего же социальные рефлексы?
Однако возникает вопрос: для чего необходимы социальные рефлексы и механизмы, в чем их роль и почему без них нельзя обойтись?
Переход к прямым субъектным отношениям с собой есть сознательный акт, требующий подготовки и опыта. Между тем людям необходимо вступать в контакты и достигать взаимопонимания с гарантированным результатом, начиная с самого раннего возраста. Для этого и необходимы социальные механизмы и социальные рефлексы. Избавиться от них невозможно и не нужно. Но их можно и нужно изучать.
Теория интертипных отношений - есть теория рефлекторных, автоматических отношений. Это не теория отношений людей - это теория о взаимодействии типов ИМ. Иными словами, низшая ступень взаимодействия человека с себе подобными, необходимая для автоматического удовлетворения наиболее общих, но при этом насущных его потребностей, без чего невозможно существование человека как социального существа. Это описание
надличностных законов социальной природы.
В то же время познание механизма отношений типов ИМ увеличивает вероятность достижения высшей формы человеческих отношений -
отношений в условиях полного снятия дистанции.
А между этими двумя названными полюсами умещаются все промежуточные формы человеческих отношений.
Внутриквадральные интертипные отношения
Рассмотрение интертипных отношений начнем с отношений между типами ИМ внутри квадры.
Социон разделен на четыре квадры: «альфа», «бета», «гамма», «дельта». В каждую квадру входят четыре типа ИМ,
каждый из кото
рых имеет четыре вида отношений с соседями по квадре. Отношения:
Все перечисленные отношения относятся к разряду
симметричных.
В соответствии с этим в каждой квадре обнаруживается:
-
две
пары дуалов;
-
две
пары зеркальных;
-
две
пары активаторов.
Что касается
отношений тождества,
то их вообще трудно назвать отношениями. Одна и та же ситуация у «тождиков» вызывает одну и ту же реакцию: им одно и то же нравится, одно и то же вызывает агрессию и т.д. Таким образом, если человек вознамерился психологически отдохнуть, побыть в покое, и при этом чтобы кто-то физически был рядом, ему следует пригласить в компанию человека с тождественным типом ИМ. Находясь рядом, они не станут докучать друг другу разговорами. А зачем? И так все понятно. Это подобно медитации или внутреннему диалогу с собой. Эксперименты показали, что, находясь в одной ситуации, тождественные типы ИМ даже думают примерно в одном направлении и при этом долго молчат.
Конечно, и в отношениях людей с тождественными типами ИМ наблюдается известная динамика. Но она может быть вызвана только внешним социальным структурированием: родитель - ребенок, начальник - подчиненный, лидер - ведомый и т.п.
Таким образом, отношения тождественных типов ИМ демонстрируют
абсолютное автоматическое взаимопонимание.
Следовательно, если в ситуации вокруг человека будто бы случайно группируются люди с тождественным типом ИМ, значит, он нуждается в психологическом покое. Если человек осознанно желает устроить себе психологический отдых, он должен собрать компанию «тождиков».
Характерной особенностью квадры является то, что все четыре типа ИМ
используют одинаковый набор элементов.
Это позволяет, взяв за основу любой тип ИМ, буквально механически «вычислить» всю его квадру. Возьмем, например, тип ИМ «Дон Кихот» и, замкнув квадрат, механически получаем всю квадру «альфа» (рис. 8).
Рис. 8. Схема квадры «альфа»
Условные обозначения:
-
базовый тип ИМ
- направление от 1-й функции ИМ к 3-й
Я, д, з, а - указание на 1-ю функцию: соответственно
базового типа ИМ
(Я)
,
его
дуала
(д),
зеркального
(з)
и
активатора
(а)
Функции:
1 2
3 4
- интуитивно-логический экстратим «Дон Кихот»;
- сенсорно-этический интротим «Дюма»;
- логико-интуитивный интротим «Робеспьер»;
- этико-сенсорный экстратим «Гюго».
У всех четырех типов ИМ - набор одних и тех же элементов, хоть они и расположены на разных функциях.
Внутри квадры, таким образом, имеет место своего рода одинаковый
информационный язык или код.
И потому уровень взаимного понимания в квадре весьма высок, в отличие от отношений с представителями других квадр. Члены одной квадры общаются на одном языке. Даже критика, прозвучавшая со стороны другого члена квадры, воспринимается лояльно.
Структура дуальных отношений, или отношений полного дополнения
Этому виду отношений А. Аугустинавичюте уделяла особое внимание. По сути, квинтэссенция ее теории интертипных отношений вполне выражена работой «О дуальной природе человека». В ней А. Аугустинавичюте пытается доказать, что человек сам по себе есть существо неполноценное, которое для полноты самоощущения и самовыражения нуждается в партнере с дуальным типом ИМ. Тот факт, что человечество многими открытиями обязано гениям-одиночкам в теорию А. Аугустинавичюте не вмещается.
Отметим сразу, что автор данной работы не согласен с генеральным выводом А. Аугустинавичюте. Эту позицию вполне иллюстрируют дальнейшие рассуждения.
Возьмем для примера тип ИМ «Дон Кихот» и его дуала - тип ИМ «Дюма» (рис. 9).
Рис. 9. Дуальные отношения согласно МКС
Условные обозначения:
- «Дон Кихот» (1);
- «Дюма» (2)
Итак, 1-я функция «Дон Кихота» по содержанию совпадает с содержанием 4-й функции «Дюма», а 1-я функция «Дюма» по содержанию совпадает с 4-й функцией «Дон Кихота». «Дюма» ищет в мире целостность внешней ситуации, а «Дон Кихот» уже убежден в ее наличии. Со своей стороны «Дон Кихот» ищет в мире сенсорный комфорт, а у «Дюма» это место самоутверждения.
Таким образом, находясь на аспекте связи, 1-я функция дуала суггестирует 4-ю функцию дополняющего типа ИМ, и в результате тот сразу получает ощущение того мира, который искал. Оба получают позитивное подкрепление в отношении окружающего мира. Мир сразу становится взаимно «хорошим» при наличии рядом дуала. Иными словами, дуал ограждает от негативных воздействий внешних ситуаций.
Недостаток плюс-подкреплений по 3-й функции легко дополняется 2-й функцией дуала. Даже если дуал случайно отрицательно заденет своим творчеством область самооценки дополняющего, это не воспринимается как катастрофа. Конечно, минус на 3-ю функцию дает реакцию избегания. Но куда бежать, если рядом с дуалом мир однозначно хорош?! К тому же дуал говорит на том же информационном языке. Значит, все можно объяснить ему - и он поймет, а он все может объяснить вам - и вы тоже поймете.
В результате дуалы образуют замкнутую информационную систему, что наглядно отражено на рис. 9. Дуалы информационно самодостаточны в области творчества, в области потребления - тоже самодостаточны. Самооценка в таких отношениях если и задевается, то редко и в условиях такой же быстрой, механической «терапии».
Пара дуалов автоматически образует в отношениях замкнутое психологическое пространство, отграничивающее каждого участника отношений от контактов с внешним социумом. При этом творческая активность также обращена исключительно на обслуживание этого замкнутого пространства. Уровень самоконтроля снижается, поведение становится максимально спонтанным.
К чему это приводит на практике? Во-первых, к ограничению контактов с людьми. Во-вторых, к ограничению самореализации, поскольку дуалы могут долго обсуждать творческие планы друг друга, наслаждаясь взаимопониманием, но очень неохотно принимаются за их реализацию. Ведь для этого необходимо покинуть дуала и переместиться в ситуацию, где мир не обязательно будет таким же уютным. Это ситуация
комфортного отдыха
.
Дуалам не нужны другие люди. Даже дети им не очень нужны. Как показывают наблюдения, семейные дуальные пары часто бездетны. Не потому, что муж или жена стерильны, а потому, что они редко испытывают потребность в продолжение рода. Даже если дети рождаются, то растут в достаточно сложной психологической обстановке. Им приходится буквально сражаться за внимание к себе, ( трудом «отрывая» одного родителя от другого.
Разумеется, дуальные отношения имеют и положительные стороны. Они являют собой
идеальное психологическое убежище. А
люди достаточно часто в таком убежище нуждаются. Поэтому брачные союзы между дуалами совсем нередки, в этом случае практически реализуется принцип: мой дом - моя крепость.
Но, воспринимая эти отношения осознанно, необходимо учитывать особенность их механической притягательности и учиться своевременно открывать «ворота крепости», чтобы она не превратилась в комфортную «тюрьму».
Пары дополняющих (дуалов):
«Дон Кихот»
-
«Дюма»
«Гюго» - «Робеспьер»
«Гамлет»
-
«Горький»
«Жуков» - «Есенин»
«Наполеон» - «Бальзак»
«Джек Лондон»
-
«Драйзер»
«Штирлиц»
-
«Достоевский»
«Гексли»
-
«Габен»
Структура зеркальных отношений
В каждой квадре две пары зеркальных типов ИМ.
Рассмотрим особенности этих отношений с помощью метода качественных структур (рис. 10) на примере «Дон Кихота» и «Робеспьера».
Рис. 10. Отношения зеркальных типов ИМ согласно МКС
Условные обозначения:
-
«Дон Кихот» (1);
- «Робеспьер» (2)
Как видно из рис. 10, область творчества «Дон Кихота» совпадает с областью самоутверждения «Робеспьера», а область творчества «Робеспьера» - с областью самоутверждения «Дон Кихота». Происходит взаимное усиление аспекта организации. Суггестивная функция «Дон Кихота» при этом совпадает по содержанию с самооценкой «Робеспьера», а содержание суггестивной функции «Робеспьера» с принципом самооценки «Дон Кихота».
Что это означает практически? «Дон Кихот» для самовосприятия
вынужден искать
целостную внешнюю ситуацию, в существовании которой в рамках объектного мира он убежден. «Робеспьер» же - мастер по созданию целостной внешней ситуации: он ее не ищет, он ее творит. Когда «Робеспьер» сталкивается с консерватизмом «Дон Кихота» в самоутверждении, у него возникает рефлекторное желание объяснить «Дон Кихоту», как его преодолеть.
Соответственно, «Робеспьер» должен быть убежден, что его понимание мира соответствует истине. В этом месте он консервативен до чрезвычайности. А у «Дон Кихота» субъектная логика есть область творчества: все в мире можно объяснить по-разному. Следовательно, у «Дон Кихота» возникает рефлекторное желание объяснить «Робеспьеру», как преодолеть его консерватизм. Таким образом, 2-я функция зеркальных типов ИМ автоматически становится востребованной.
В области 3-й функции
«Дон Кихот» будто показывает «Робеспьеру», что нет необходимости тренировать себя как автономную боевую единицу и отказывать себе в сенсорных удовольствиях; что важнее вызывать любовь и уважение окружающих.
«Робеспьер» показывает «Дон Кихоту», что нет нужды страдать из-за плохих отношений - достаточно разделить людей на «наших» и «не наших» и далее общаться только с «нашими». Несравненно важнее сенсорная неуязвимость.
Зеркальные типы ИМ редко выдают друг другу минус на 3-ю функцию.
Зеркальный тип ИМ символизирует собой образ
строгого учителя.
Он демонстрирует человеку, причем абсолютно автоматически и без специальных усилий, ту область его активности и творчества, которой тому недостает. Вглядываясь в установочное поведение зеркального типа ИМ, можно увидеть способ действий, который нужно было бы избрать, если бы вы были достаточно осознаны. Так, глядя на «Робеспьера», «Дон Кихот» может научиться аккуратности, надежности, упорядоченности, умению самостоятельного выстраивания целостной ситуации вместо агрессии по поводу ее отсутствия.
«Робеспьер» может научиться у «Дон Кихота» смелости интерпретаций, здоровому авантюризму, умению свободно отстаивать свою точку зрения, умению получать сенсорные удовольствия, не заботясь о своей боевитости и автономности.
Поэтому носители зеркальных типов ИМ легко становятся друзьями. Друзья, конечно, могут и поспорить, но до конфликта ситуация доходит редко. В зависимости от возраста, опыта и особенностей характера, кто-то из друзей, как правило, становится лидером, а кто-то - ведомым. Соответственно, один становится в отношениях учителем и советчиком, а другой - учеником. Браки между зеркальными типами ИМ также не являются психологически конфликтными.
Наблюдения показывают, когда экстраверт интровертируется или интроверт экстравертируется, их установочное поведение начинает быть похожим на установочное поведение «зеркального» типа ИМ.
Пары зеркальных:
«Дон Кихот»
-
«Робеспьер»
«Гюго»
-
«Дюма»
«Гамлет» - «Есенин»
«Жуков»
-
«Горький»
«Наполеон» - «Драйзер»
«Джек Лондон»
-
«Бальзак»
«Штирлиц» - «Габен»
«Гексли»
-
«Достоевский»
Структура отношений активации
Рассмотрим особенности этих отношений на примере типов ИМ «Дон Кихот» и «Гюго» (рис. 11).
Рис. 11. Отношения активации согласно МКС
Условные обозначения:
-
«Дон Кихот» (1);
- «Гюго» (2)
Что мы видим? 1-я функция «Дон Кихота» по содержанию совпадает с содержанием 3-й функции «Гюго», а 1-я функция «Гюго» по содержанию совпадает с содержанием 3-й функции «Дон Кихота».
2-я функция «Дон Кихота» совпадает по содержанию с 4-й функцией «Гюго», а содержание 2-й функции «Гюго» совпадает с содержанием 4-й функции «Дон Кихота».
Следовательно,
на уровне рефлексов продукция активаторов оказывается взаимно востребованной.
Происходит взаимное усиление 2-х и 4-х функций. То, что хочет активатор активизирует продуктивность партнера.
Консервативность 1-й функции активатора стабилизирует самооценку партнера. Но из 1-й функции человек говорит мало, а по 3-й функции считает, что разговоры на соответствующие темы - неэтичны. Поэтому короткое восторженное замечание активатора повышает самооценку эффективней, чем долгие беседы с дуалом.
Более того, повышение функциональной самооценки также интенсифицируется за счет одновременного предъявления спроса на продукцию.
Как «Гюго» активирует «Дон Кихота»? «Это гениально!» - восклицает «Гюго», выслушав очередное объяснение «Дон Кихота», и повышает ему тем самым самооценку, стимулируя одновременно дальнейшее творчество.
«Как здесь уютно и красиво!» - восклицает «Дон Кихот», чем повышает самооценку и стимулирует «Гюго» к новому творчеству.
В результате, в процессе общения активаторы быстро приходят в состояние повышенного возбуждения: самооценка автоматически повышается, а творческая функция автоматически находит спрос на свою продукцию. И чем дольше они общаются, тем больше возбуждаются, взаимно активируются.
Периодическое общение с активатором психологически полезно. После такого общения человек чувствует прилив сил, стимулируется его продуктивная деятельность, растет уверенность в себе.
Но представим себе, что активаторы
постоянно
общаются друг с другом и постоянно находятся в
состоянии психологического возбуждения.
В такой ситуации могут возникнуть проблемы. Дело в том, что в присутствии активатора деятельность типа ИМ ограничивается рамками только наличной ситуации. Снижаются стимулы к поиску новых ситуаций для самореализации. А зачем? Ведь все и так хорошо, причем взаимно. Все произведенное тут же и потребляется. «Сбываются все мечты».
И все же, в отличие от ситуации с дуалом, ситуация с активатором носит более открытый характер и может использоваться в плане психологического стимулирования при условии, что это общение будет иметь эпизодический характер.
Если вокруг вас группируются активаторы, значит, наступает пора активных действий. Если вы нуждаетесь в срочном повышении уверенности в собственных силах и повышении самооценки - обратитесь за помощью к активаторам.
Хорошо ли вступать в брак с активатором? На такой вопрос нельзя ответить однозначно. Это зависит от того, каким образом и в каком направлении супруги научатся трансформировать энергию взаимного возбуждения.
Пары активаторов:
«Дон Кихот»
-
«Гюго»
«Дюма» - «Робеспьер»
«Гамлет» - «Жуков»
«Горький»
-
«Есенин»
«Наполеон» - «Джек Лондон»
«Бальзак» - «Драйзер»
«Штирлиц» - «Гексли»
«Габен»
-
«Достоевский»
Краткий комментарий
Как видно из изложенного, все эти виды отношений психологически комфортны. Внутри квадры можно встретить идеал взаимопонимания, идеал супруга, идеал друга, идеал сбывшейся мечты. Это ситуация психологической релаксации, ситуация отдыха. При этом квадра образует замкнутую информационную систему, не зависящую от количества участников включенных в нее, лишь бы «не затесался чужой», т.е. человек из других квадр. Продукция, произведенная внутри замкнутой системы, внутри нее же и потребляется. Поэтому с людьми «своей» квадры хорошо отдыхать, но не очень хочется работать. Это следует учитывать руководителям предприятий.
Объединив представителей одной квадры в производственный коллектив, можно добиться только одного: полной ликвидации производственных конфликтов при снижении производительности труда. Потому что планам, произведенным внутри квадры, вряд ли грозит срочное выполнение, пока ее члены вместе. Не зря общность людей с типами ИМ, принадлежащими к одной квадре, принято называть
клубной.
Отношения между противоположными квадрами
Каждый из типов ИМ имеет соответствующий
противоположный тип,
проявляющий ту часть его психологических реакций, которая остается скрытой не только от внешнего
Наблюдателя,
но и от самого человека.
Противоположный тип ИМ своим установочным поведением делает явным то, что человек избегает осознавать, что он вытесняет из рационально-логической части сознания. Таким образом, в отличие от того, что утверждает
теория дуализма
А. Аугустинавичюте, именно
противоположный тип составляет вторую половину механизма
приема, переработки и выдачи информации.
Именно пара противоположных типов ИМ составляет в совокупности
единую, открытую информационную систему, которая может рассматриваться как «целое».
Пара же дуалов составляет закрытую информационную систему, эту систему можно рассматривать как
«одно»,
она изолирована от внешней среды и информационно самодостаточна.
Применительно к отдельно взятому типу ИМ в противоположной квадре обнаруживаются четыре вида интертипных отношений. Их принято называть следующим образом:
-
полной противоположности
(пп);
-
супер-эго
(сэ);
-
квазитождества
(квт);
-
конфликтные
(конф).
Структура отношений полной противоположности
Рассмотрим указанные отношения на примере взаимодействия квадры «альфа» и «гамма», применительно к типу ИМ «Дон Кихот».
Как уже отмечалось,
противоположным
к типу ИМ «Дон Кихот» является тип ИМ «Бальзак» (рис. 12).
Рис. 12. Взаимодействие противоположных типов ИМ
Цифрами на рисунке обозначена нумерация функций
Главная характеристика этих отношений очевидна: область самооценки обоих типов выносится на ось
проблем-решений,
освобождая аспект координации. Область проблем «Дон Кихота» является одновременно областью решений «Бальзака», а область проблем «Бальзака» - областью решений «Дон Кихота». Таким образом, в момент контакта противоположных типов ИМ механизм самооценки и связанный с ним механизм самоконтроля взаимопогашаются. В силу этого «противоположные» могут общаться абсолютно свободно, раскованно, не заботясь о сохранении привычного образа себя. «Противоположные» могут неожиданно для себя ощутить себя целым, поскольку противоположный тип ИМ объективирует вытесненную часть себя самого.
Известно, что в духовных традициях обретение целостности есть важнейшая задача для ученика. Здесь эта мечта духовных искателей объективируется автоматически. А поскольку тип ИМ есть механизм природный, постольку справедливо выдвинуть гипотезу, что
целостность человека предопределена социальной природой изначально.
Следовательно, задачи, которые выдвигаются духовными традициями и кажутся большинству людей неактуальными, являются лишь обращением к истинной природе человека.
Таким образом, из всех автоматических интертипных отношений отношения противоположных типов могут быть самыми продуктивными
для разрушения «таковости».
Противоположные типы ИМ с большим воодушевлением общаются друг с другом, раскрывая самые потаенные, самые тонкие мечты и ощущения. Они в состоянии понять друг друга в тончайших оттенках восприятия и логических конструкций. Их информационный язык, конечно, противоположен, но для каждого из них он есть вторая часть собственного информационного языка, вытесненная из осознавания. Отсюда и возникает эффект полного взаимопонимания.
Но ситуация открытого общения противоположных типов ИМ осуществима с весьма существенной оговоркой.
Их общение не должно быть связано с конкретными делами.
Даже сама встреча должна состояться будто бы случайно, возможно при посредничестве третьей стороны. Такое ограничение обусловлено природой активности противоположных типов ИМ:
их активность прямо противоположна по направленности и осуществляется с опорой на противоположные ценности.
Поэтому делать что-либо совместно противоположные типы ИМ, без специальной рефлексии, не могут. Глядя на то, что и как делает противоположный тип ИМ, другой невольно ужасается: «Этого делать нельзя! Так делать - плохо! Полученный результат - «никому» не нужен!» И это взаимный «ужас».
Поэтому наилучшим способом отношений с противоположным типом ИМ, на уровне автоматизма, есть беседа на отвлеченные темы при полном отсутствии совместных действий. Это можно сравнить с платонической влюбленностью. Противоположный тип ИМ есть своего рода символ платонического возлюбленного. И в рамках «платонических» отношений можно взаимно открыться в самых потаенных своих мечтах и желаниях. Но перевести эти отношения в практическое русло - не получается. «Платонический» возлюбленный все делает неправильно.
Поэтому если начальник и подчиненный обладают противоположными типами ИМ один из них рано или поздно должен уйти. Поэтому если мужчина и женщина противоположных типов ИМ свою платоническую влюбленность постараются реализовать в форме брачных уз, из этого ничего не получится. Они только измучат друг друга морально и физически.
По мнению автора, наиболее практично и эффективно рассматривать отношения с противоположным типом
как возможность знакомства с собой, с потаенной частью себя, с неосознаваемой частью своей картины мира; как возможность в конечном счете обрести целостность своей психики и поставить под собственный контроль работу типа ИМ в его полном объеме.
Пары противоположных типов ИМ:
«Дон Кихот» - «Бальзак»
«Наполеон»
-
«Дюма»
«Гюго»
-
«Драйзер»
«Джек Лондон» - «Робеспьер»
«Гамлет» - «Достоевский»
«Штирлиц»
-
«Горький»
«Жуков»
-
«Габен»
«Гексли» - «Есенин»
Другие виды отношений между представителями противоположных квадр
Чтобы рассмотреть другие виды интертипных отношений между представителями противоположных квадр, сформируем квадру «гамма» на основе типа ИМ «Бальзак» (рис. 13), поместив обе квадры («альфа» и «гамма») на «штурвал Калинаускаса».
Рис. 13. Взаимодействие с противоположной квадрой (на примере типа ИМ «Дон Кихот»)
Итак, в квадре «гамма» представлены следующие типы ИМ:
Функции:
1 2 3 4
- логико-интуитивный экстратим «Джек Лондон»;
- этико-сенсорный интротим «Драйзер»;
- логико-интуитивный интротим «Робеспьер»;
- этико-сенсорный экстратим «Гюго».
(примечание корректора: здесь скорее всего ошибка, т.к. вторая снизу пиктограмма относятся к Наполеону а самая нижняя – вообще непонятно к кому, такого типа - нет, при сканировании ошибке не было, в оригинале – тоже самое)
Теперь рассмотрим, чем характеризуются отношения типа ИМ «Дон Кихот» как представителя квадры «альфа» с каждым из представителей квадры «гамма».
Отношения «Дон Кихот» - «Бальзак» есть отношения
полной противоположности.
Как следует из вышеизложенного, «Бальзак» для «Дон Кихота» - платонический возлюбленный. Его еще можно определить как
|