Ковалев Сергей "Семь шагов от пропасти. НЛП - терапия наркотиче­ских зависимостей"

11. Теперь посмотрите на картинку своего не желаемого состояния и спросите себя: «Как я могу сделать так, чтобы этого не случилось?» Как минимум, найдите три вещи, которых стоит избежать делать.

12. Теперь еще раз посмотрите на свое желаемое будущее. Каждый раз, когда вы будете увлечены действиями, приближающими его, вы сможете чувствовать, что Вы действительно влияете на этот процесс. Представьте, как вы заботитесь о том, чтобы сделать что-то действительно ценное, и в то же время видите образ себя в будущем — счастливый и удовлетворенный результатами...

Ну а теперь займемся собственно мотивацией, для чего углубим ваше знакомство с субмодальностями (я упоминал о них в «Основных положениях и посылках», но на всякий случай расскажу о субмодальностях еще раз — более подробно).

Как вы уже знаете, человек, познавая этот мир, воспринимает не «чистую» информацию о нем, но обязательно в какой-либо модальности этой самой информации — визуальной, аудиальной, кинестетической или дискретной. Так вот субмодальности представляют собой составные части этих модальностей. И буде модальности выступают в качестве неких классификаторов нашего опыта, субмодальности являются как бы субклассификациями преподнесения нам этого самого опыта. Например, картинка (визуальная модальность) имеет субмодальности яркости, цвета, глубины и т. п.; звук (аудиальная модальность) громкости, локализации в пространстве и т. д.; а ощущение (кинестетическая модальность) — интенсивности, формы и т. д. и т. п.

А теперь припомните: ведь в нашем великом и могучем (но, увы, большей частью — нецензурном) русском языке, испокон веков, именно для описания характеристик состояния (и плохого, и хорошего) человека применялись именно субмодальные характеристики. «Видеть

все в черном цвете»; «Смотреть на мир через розовые очки» (визуальные субмодальности — ВСМ — цвета). «Это очень близкий для меня человек»; «И тогда он стал мне далеким-далеким» (ВСМ расстояния). «Это был какой-то тусклый день»; «И все было ярким и праздничным» (ВСМ яркости). Так что не случайно героиня фильма «Сердца четырех», выражая свое резко изменившееся в лучшую сторону настроение, пела: «Все стало вокруг голубым и зеленым...».

Получается что субмодальностные характеристики во все века и времена присутствовали в опыте человечества. И использовались им для описания этого опыта. Однако как жаль, что только в конце XX века это самое человечество наконец-то дошло до удивительно простой (все гениальное — просто) мысли: раз уж наш мозг для того, чтобы закодировать, например, эмоциональное состояние или реакцию, использует субмодальности, то изменяя эти самые субмодальности, можно запросто изменить это самое эмоциональное состояние или ту же реакцию!

Проделайте, например, небольшой эксперимент. Вспомните нечто приятное, и когда вы увидите «картинку» этого приятного в своем воображении, плавно увеличьте яркость этой картинки, представив, например, что вы «крутите» воображаемую ручку яркости, включаете дополнительное освещение и т. д. и т. п. Скорее всего, «приятность» вашего воспоминания увеличится, так как для подавляющего большинства людей увеличение яркости увеличивает же интенсивность их ощущений.

А теперь возьмите картинку неприятного воспоминания и аналогичным образом постепенно сделайте ее тусклой. Если вы убавите яркость в достаточной степени, скорее всего это воспоминание больше не будет вас так уж тревожить, так как уменьшение же, но все той же яркости обычно приводит к опять-таки уменьшению, но ощущения. Впрочем, здесь, как говорится, возможны варианты. Но все — очень интересные с точки зрения самоперепрограммирования.

Для того, чтобы в достаточной степени освоить удивительные возможности управления своим состоянием с использованием субмодальностей, вначале познакомьтесь с их списком, который взят мною из книги Дж. О'Кон-нора и Дж. Сеймора «Введение в НЛП». Сразу же предупреждаю, что список этот далеко не полон — но вполне достаточен для того, чтобы приступить к работе по мотивированию вашего подопечного.

ВИЗУАЛЬНЫЕ (картина)

Ассоциированная (вижу своими собственными глазами)

или диссоциированная (вижу себя со стороны).

Цветная или черно-белая.

В рамке или без нее.

Глубина (двух- или трехмерная).

Местоположение (слева или справа, вверху или внизу).

Расстояние (от вас до картинки).

Яркость.

Контрастность.

Резкость (размытая или сфокусированная).

Движение (фильм или слайд).

Скорость (быстрее или медленнее обычного).

Количество (отдельная сцена или множество образов).

Размер.

АУДИАЛЬНЫЕ (звук)

Стерео или моно.

Слова или звуки.

Громкость (громко или тихо).

Тон (мягкий или жесткий).

Тембр (наполненность звуков).

Местоположение источника звука.

Расстояние до этого источника.

Длительность звука.

Непрерывность или дискретность этого звука.

Скорость (быстрее или медленнее обычного).

Чистота (чистый или приглушенный).

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ (ощущение)

Локализация.

Интенсивность.

Давление (сильное или слабое).

Степень (насколько велико).

Текстура (шероховатый или гладкий).

Тяжесть (легкий или тяжелый).

Температура.

Длительность (как долго это длится).

Форма.

А теперь вопрос «на засыпку». Как вы думаете, что произойдет, если субмодальности чего-то хорошего («разумного, доброго, вечного») в вашем опыте перенести в «картинку» (и не только в «картинку» — напоминаю, что хотя в нейро-лингвистическом программировании преобладают «визуальные» технологии, практически точно так же можно работать с субмодальностями ауди-альными и кинестетическими) чего-то «плохого»? Совершенно верно — это самое плохое станет если даже и не сразу «хорошим», то уж во всяком случае — не плохим. То есть перенос субмодальностных характеристик с чего-то, например, позитивного на что-то негативное способен сделать это негативное позитивно воспринимаемым!

Вообще-то, определение направлений изменения субмодальностей с целью изменения же реакций и состояний человека требует знаний о характере воздействия на эти самые субмодальности, для чего в НЛП мы их «калибруем». Однако вы вполне можете обойтись без утомительной калибровки. Ибо в жизни любого человека помимо нехорошего, неправильного или непривлекательного существует еще масса чего хорошего, правильного или привлекательного, А значит, как говорится, сам бог велит: не возиться с выяснением влияния на нехорошее, неправильное или непривлекательное всех кодирующих этот опыт субмодальностей, а просто взять субмодальностные характеристики «эталона» (т.е. хорошего, правильного или привлекательного) и перенести его, дабы негативные переживание или опыт стали позитивными! При этом — что существенно — нашему мозгу

абсолютно наплевать на содержание этих двух переживаний или опытов!!!

Нас, как вы наверное помните, интересует мотивация. Так вот, она запросто создается таким вот субмо-дальностным переносом. И дабы «замотивировать» своего «клиента» на трезвость, вам достаточно будет проделать следующую технику создания мотивации.

1. Попросите своего подопечного выбрать что-то, что он действительно мотивирован или просто любит делать. Что-то, что он хочет делать и делание этого для него является легким и естественным. Ну а после того, как осуществил свой выбор (естественно, что вы должны проверить, чтобы это не было нечто, связанное с наркотическим поведением), пусть представит себе «картинку» этого делания и, как и в технике коллапс обобщений, отметит, где, в пространстве вокруг него «видится» данная «картинка».

2. Теперь предложите своему «клиенту» представить любую картинку, связанную с трезвым образом жизни (каковой, как мы знаем, скорее всего не очень-то его и привлекает) и опять-таки определить ее пространственное расположение.

3. Попросите вашего подопечного мысленно переместить «картинку» трезвости, поставив ее рядом с мотивирующей «картинкой» (таким образом мы сразу используем субмодальности пространственного расположения), после чего предложите ему начать сравнивать две эти картинки по списку субмодальностей, которые приведен выше. При этом любую субмодальность «картинки» трезвого образа жизни, которая отличается от соответствующей в мотивирующей «картинке», вашему клиенту надо привести в соответствие с «эталоном» (им, как вы, наверное, поняли и является мотивирующая «картинка»). Например, если обнаружится, что две эти картинки отличаются по признаку ассоциированности-диссоциированности (на мотивирующей «картинке» он видит себя со стороны, а на картинку трезвого образа жизни смотрит как бы

из своих глаз), то пусть изменить трезвую «картинку», придав ей соответствие с мотивирующей (т. е. в данном случае как бы введет себя в «картинку» трезвого образа жизни, взяв за эталон самого же себя из «картинки» мотивирующей). Если «картинка» трезвого образа жизни черно-белая, а мотивирующая картинка цветная, пусть мысленно «раскрасит» ее в цвета «эталона». И так далее и тому подобное - по всему списку визуальных субмодальностей.

4. После того, как все субмодальности «картинки» трезвого образа жизни будут приведены в соответствие с мотивирующей «картинкой», предложите вашему «клиенту», взяв ту же или иную «ситуацию с мотивацией», представить новую «картинку» трезвого образа жизни и снова проделать все, что описано в пунктах 1-3. Постарайтесь довести число «замотивированных» «картинок» трезвости до семи (во всяком случае, их никак не может быть меньше трех).

В общем виде эта техника создания мотивации (которая может применяться для мотивирования чего угодно) выглядит так (по: В. Макдональд. «Руководство по субмодальностям »).

1. Выберите что-нибудь, что вы действительно мотивированы (любите) делать. Что-нибудь, что вы хотите делать и делание этого для вас является легким и естественным.

2. Теперь выберите что-нибудь, что вы хотели бы делать (или должны делать), но в чем вам недостает этой самой мотивации.

3. Используя субмодалъностный список, найдите разницу в этих двух переживаниях: мотивации и недостатка мотивации.

4. Теперь осуществите перенос ключевых субмодальностей и, выждав несколько минут, оцените свое желание делать то, что ранее вы делать не хотели.

А сами по себе субмодальностные переносы позволяют как бы редактировать любые переживания и опыт. И трудно даже перечислить все области, в которых их

можно применять. Однако в принципе все их можно свести к четырем важнейшим.

Во-первых, это способности — понимать или делать что-то.

Во-вторых, это желания и связанные с ними эмоции — т. е. мотивация делать нечто, что ранее не хотел делать и/или привлекательность чего-то ранее непривлекательного.

В-третьих, это убеждение в возможности что-то сделать или что-то получить (достичь, добиться) — важнейший, как вы уже знаете, компонент бессознательной готовности к деятельности. Это настолько важно, что лично я не приступаю ни к каким психотерапевтическим интервенциям до тех пор, пока не выясню то, как клиент представляет себе процесс исцеления, не подберу «эталон» хоть чуть-чуть похожей деятельности, про которую он точно знает, что может ее делать (т. е. где присутствует качество «естественной возможности») и не осуществлю перенос субмодальностей с «эталонной», принимаемой как естественная возможная, деятельности на предполагаемый процесс исцеления. (Кстати — сделайте-ка это и вы для своего подопечного).

И, наконец, в-четвертых, это состояниядуши и тела человека. Например, страх, который человек испытывает в какой-либо ситуации, можно легко уничтожить, если перенести в эту ситуацию субмодальности спокойствия или смелости (только не переусердствуйте). А раз так, используя субмодальностные переносы, далее вы можете осуществлять личностное редактирование вашего «клиента» в любой области или ипостаси его жизни и бытия.

Если же, однако, вернуться к мотивации, то тогда я имею честь вам сообщить, что существует и еще одна, довольно простая процедура создания мотивации на все что угодно, которую вы можете применять в работе со своим НЗ-субъектом, дабы надлежащим образом замо-тивировать его на делание чего-нибудь разумного, доброго и вечного (и, конечно же, связанного с трезвым обра-

зом жизни). Процедура эта носит несколько экзотичное название техника «шоколад леди Годива» и делается так (по: К. Андреас, С. Андреас. «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами»).

1. Мотивирующая картина. Создайте ассоциированную картину некой вещи или деятельности, которой вы испытываете дикое желание наслаждаться (шоколад, к примеру). Быстро отставьте ее в сторону.

2. Картина задачи. Создайте диссоциированную картину себя, делающего что-то, о чем вы конгруэнтно решили, что вам нужно/вы хотите это делать — так что вы могли бы заодно и получить от этого удовольствие.

3. Экологическая проверка. Есть ли какая-либо часть вас, которая возражает против того, чтобы вы получали удовольствие, делая дело, относительно которого вы решили, что вам нужно его сделать?

4. Техника зрачка.

A. Увидьте мысленным взором картину задачи 2), с мотивирующей картиной прямо позади нее. Быстро откройте маленькое отверстие в центре картины 2), так чтобы вы, могли видеть картину 1) через это отверстие. Заставьте отверстие быстро открыться до такой величины, чтобы вы могли получить полную чувственную реакцию на картину 1).

Б. Теперь быстро уменьшите отверстие, но лишь настолько быстро, чтобы при этом вы могли сохранить чувственную реакцию на картину 1).

B. Повторите шаги 4А и 4Б еще несколько раз, так быстро, как только можете. В результате надо соединить ощущения мотивирующей картины с картиной задачи.

5. Проверка. Посмотрите на картину задачи 2). Тянет ли вас к ней? Если нет, повторите шаг 4 или же вернитесь к предыдущим шагам, чтобы, быть уверенным, что ваши элементы верны.

До сих пор мы с вами занимались собственно мотивацией вашего подопечного. Но сама по себе эта мотива-

ция хотя и существует самостоятельно и отдельно, всегда подчиняется диктату более высоко стоящих в системе человеческой психики ценностей (по самому простому определению, ценности есть то, на что люди согласны тратить свое время, деньги и силы). Как правило, ценности образуют нечто вроде иерархии, в которой более высокие довлеют над более низкими, отчего, естественно, поведение человека подчиняется этим высоким ценностям куда как более, чем низким. А раз так, вам, как говорится, сам бог велел сделать некоторое, но очень важное изменение. «Опустить» пониже ценности «Наркотики» (или «Алкоголь») и поднять повыше ценность «Здоровье», которая буквально по определению эти самые наркотики и алкоголь как бы отрицает. Сделать это можно с помощью довольно простой процедуры, каковая, однако, подразумевает и предполагает некоторую подготовку.

Попросите вашего «клиента» проранжировать нижеприведенный список ценностей — от самой важной, которую он пометит цифрой 1, до самой не важной, которая, соответственно, будет проходить под номером 24.

активная деятельная жизнь

интересная работа

материально обеспеченная жизнь

наличие верных друзей

счастливая семейная жизнь

жизнь, полная удовольствий, развлечений

свобода, независимость

расширение своего образования, кругозора

мирная обстановка в стране

чистая совесть, честная жизнь

общественная активность

комфорт, покой

здоровье

любовь

наличие детей

достижение власти

уважение окружающих

творчество

равенство для всех

искусство

деньги любыми способами

успех в карьере

общение с людьми

вера

А после того, как он это сделает, приступайте к очередной — уже «ценностно-ориентированной» психотехнологии, предложив своему подопечному выполнять следующую процедуру техники изменения места ценностей в иерархии (по материалам Мастерского курса X. Бремер и X. Конгсбах — ИГИСП).

1. Определение субмодальностей ценностей

1. Возьмите ценность 1 из вашей иерархии ценностей и определите, как она репрезентируется (как правило, это картинка). Если вы ее обнаружили, определите основные субмодальности.

Визуальные

ассоциирована или диссоциирована?

черно-белая или цветная?

четкая или расплывчатая?

близкая или далекая?

фотография или фильм?

в рамке или панорамная?

где она расположена?

Аудиальные

громкие или тихие звуки?

из какого места они исходят?

каков их тон?

Кинестетические

где это ощущается?

как это ощущается?

2. Теперь возьмите среднюю ценность из вашей иерархии и сравните субмодалъности, пока вы не найдете, в чем же различия — какой фактор является решающим для вас, что это средняя, а не первая ценность?

3. Теперь возьмите ценность со дна вашей иерархии и просмотрите ее субмодальности. Какие важные различия существуют между ценностями верха, низа и середины?

2. Изменение места ценности в иерархии

1. Найдите ценность, которой не хватает в вашей иерархии или ту, которую вы хотите поднять повыше (как вы помните, я предложил «здоровье», но вы можете использовать и любую другую подходящую). Спросите себя, что это изменение вам дает и что произойдет в результате. Как изменится ваша жизнь во всех ее контекстах? Если удовлетворяющим вас образом, то решите, куда стоит поместить ценность.

2. Определите су б модальности в картинке, когда вы думаете об этой ценности.

3. Найдите су б модальности ценности, расположенной на одну ступеньку выше (то есть если вы хотите поставить ценность на третье место, тогда определите состояние второй ценности).

4. Теперь измените субмодальности ценности так, чтобы они отвечали требуемым для положения 3.

5. Проверьте, как теперь выглядит ваша иерархия ценностей, и еще раз проверьте, что это будет значить для вашей дальнейшей жизни.

Теперь внимание: начинается нечто интересное. Спросите своего подопечного, где в пространстве между крайними ценностями он видит ценность «Наркотики» или «Алкоголь». И, не удивляясь тому, что эти в общем-то «гадкие» ценности оказались столь близки к верху иерархии, опустите их в самый ее низ, где прочно закрепите воображаемыми гвоздями или шурупами, дабы они случайно и потихоньку не переместились обратно вверх.

Существует еще одна «ценностно-мотивирующая» процедура, базирующаяся, однако, не просто на ценностях, но на тех из них, которые определяют наш выбор и именуются критериями. Эту технику иерархии критериев Р. Дилтса я привожу в несколько упрощенной фор-

ме. Однако настоятельно рекомендую вам с ее помощью еще больше усилить мотивацию вашего клиента, ибо данная психотехнология позволяет проработать то, что мешает ему делать нечто, связанное с трезвым образом жизни (по материалам семинара П. Врица «Работа с убеждениями — ИГИСП).

1. Положите на пол четыре листа бумаги, обозначив каждый из них как позиции 1—4 и, может быть, даже надписав так, как это приведено на рисунке (сделав, однако, между листами промежуток, равный небольшому шагу).

2. Попросите вашего подопечного войти в позицию 1 (стать на соответствующий лист) и предложите определить то, что ему хотелось бы делать, но что он, к сожалению, в настоящее время не делает. В данном случае речь, конечно же, идет о действиях, связанных с трезвым в широком смысле этого слова образом жизни.

3. Предложите ему перейти в позицию 2 и определить критерии, которые мотивируют его в желании этого нового поведения. Например, такими критериями могут стать «быть здоровым» или «нормально жить». Попросите «клиента» определить субмодальностные характеристики для каждого из этих критериев — т.е. предложите ему подумать о «быть здоровым» или

«нормально жить» и описать, что (и как) он при этом видит, слышит и чувствует. Запишите эти характеристики.

4. Теперь пусть он перейдет в позицию 3 и определить критерии, которые буквально не дают ему измениться. Например, это может быть крайне распространенный критерий, как «не хватает силы воли». Опять-таки определите субмодалъностные характеристики, репрезентирующие (представляющие) этот самый лимитирующий критерий.

5. А теперь в позиции и выявите критерии еще более высокого уровня, которые превосходят лимитирующие критерии и прошлого шага, спросив своего подопечного: «Что может быть достаточно важным, чтобы ты смог проявить силу воли и вести трезвый образ жизни, несмотря на то, что тебе не хватает силы воли». И в случае, если это НЕ ваш супруг(а),но все равно человек семейный, вполне реальным и достаточным может, например, оказаться критерий «ответственность за жену (мужа) и детей». (Однако если это ваша вторая половина или вообще «внесемейный» субъект, ищите что-нибудь другое, но тоже важное). Так же определите субмодалъностные характеристики найденного высшего критерия.

6. Теперь, вернувшись в позицию 1, заякорите желаемое поведение (пусть «клиент» о нем подумает и ассоциируется с этим желаемым), а затем переведите своего подопечного в позицию 4, минуя позиции 2 и 3. И примените обнаруженный критерий высшего уровня

■для преодоления лимитирующего возражения, сказав буквально следующее (для вышеприведенного примера). «Поскольку твое поведение является моделью для твоей (твоего, твоих) жены (мужа) и детей, не проявишь ли ты больше ответственности, если найдешь в себе и проявишь силу воли, чтобы быть здоровым и нормально жить, поддерживая трезвый образ жизни?»

7. Сразу же после этого переведите своего подопечного из позиции 4 в позицию 3 и предложите ему найти

способ достижения желаемого поведения так, чтобы оно удовлетворяло критериям всех трех уровней и не нарушало бы критериев лимитирующих. Например, спросите его «Есть ли какая-нибудь программа трезвого образа жизни, которая не требовала бы. большой силы воли и в которой могли бы участвовать твои жена (муж) и дети?» А после перенесите субмодалъностные характеристики критериев высшего уровня на аналогичные свойства лимитирующих критериев и желаемого поведения.

А в заключении «мотивирования» НЗ-субъекта я предлагаю вам осуществить очень интересную психотехнологию «отца» продвинутого НЛП — так называемой нейро-семантики™ — М. Холла. Скажите, а что необходимо, чтобы ваш подопечный окончательно завязал? «Нет!» наркозависимости и «Да!» — трезвости? Так вот, именно эта идея — а, точнее, более глубокий ее вариант, заключающийся в том, что человек никогда не скажет «Да!» новому, пока не крикнет «Нет!» старому — и воплощен в нижеописанной технике. В основе ее лежат так называемые «мета «Да!» и «мета «Нет!» — очень сильные и интенсивные состояния неприятия и, соответственно, принятия чего угодно, а также такая интересная вещь как образы — того, что вы хотите убрать, и того, что вы хотите ввести. Как вызвать в вашем подопечном эти самые «мета «Да!» и «мета «Нет!» достаточно подробно описано ниже. А вот что касается «вызывания» соответствующих образов, то здесь вы можете просто предложить «клиенту» подумать о наркозависимости и как-то опредметить или по крайней мере разместить в пространстве то, что при этом видится, слышится и ощущается. Ну а после того, как он скажет всему этому «мета «Нет!», и образ наркозависимости как бы уйдет или растает, аналогичным образом создайте образ трезвости, коему он скажет уверенное «мета «Да!».

Привожу алгоритм данной техники использования «мета «Нет!» и «мета «Да!» в режиме прямой инструкции.

I. Создайте образ того, чему вы хотите сказать «Нет!»

П. Войдите в состояние, в котором вы говорите действительно сильное «Нет!», вспомнив или вообразив что-то, на что вы никогда не согласитесь (например, скорее всего вы скажете категорическое «Нет!» предложениям сбросить ребенка с обрыва или стать гомосексуалистом). Повторяйте это «Нет!» снова и снова — до тех пор, пока не почувствуете это состояние всем телом или у себя внутри. Дополните данное состояние позой, наклоном или движением головы, дыханием, жестом руки и голосом.

III. Уничтожьте нежелательное с помощью вашего «мета «Нет!». Войдите и состояние вашего действительно сильного «Нет!» и, ощущая его полностью и совершенно, скажите его тому, что вы не желаете сохранять в своей жизни. Повторяйте это «Нет!» до тех пор, пока не ощутите, что это самое нежеланное более не управляет вами и как бы стерлось или даже просто исчезло из вашего сознания.

IV. Создайте образ того, чему вы хотите сказать «Да!».

V. Войдите в состояние энергичного и мощного «Да!», вспомнив или вообразив что-то, что вы безоговорочно принимаете — безо всяких колебаний и сомнений. Повторяйте это «Да» до тех пор, пока не ощутите это состояние всем телом или у себя внутри.

VI. Введите желаемое в свою жизнь и психику с помощью вашего «мета «Да!», повторяя его до тех пор, пока не ощутите, что вы целиком и полностью приняли все это.

VII. Осуществите подстройку к будущему, представив, как теперь будет протекать ваша жизнь.

Закончите же работу этого, третьего шага следующей притчей, которую, разумеется, вы расскажете своему по-

допечному вдумчиво и раздумчиво (по: Д. Гордон. «Терапевтические метафоры»).

«Однажды царь решил подвергать испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О вы, поданные мои, — обратился к ним царь, — у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку — такому огромному, которого еще никто никогда не видел. «Это самый большой и сложный замок в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь. Одни придворные только качали головами. Другие стали разглядывать замок, но вскоре признались, что не смогут его открыть. А раз мудрые потерпели неудачу, остальные придворные сразу признали, что задача им не под силу. Но один визирь подошел к замку из толпы. Он стал внимательно разглядывать и ощупывать замок, затем попытался подвигать его, и вдруг одним рывком открыл замок! Он был просто не замкнутым. Тогда царь объявил: «Ты получишь должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Шаг 4. Устранение неэкологичных убеждений

Ну и как теперь у вас там — каковы предварительные результаты вашей работы? Скорее всего, весьма положительные, ибо после создания мотивации на трезвость, тот самый абсолютно необходимый для успешного возвращения в жизнь момент воздержания стал для вашего подопечного куда как менее вынужденным. Что само по себе хорошо, отрадно и весьма полезно, ибо ежели у человека есть желание вести трезвый образ жизни, зачем ему тогда пить или колоться?

Так вот — не обольщайтесь. Потому как при наличии даже и не очень сильного желания, практически любой НЗ-субъект легко найдет ответ на вопрос, зачем очередной раз нырнуть в наркозависимость. Да затем, что ТАК ПРИНЯТО — согласно неписанным, но ох же каким действенным, нормам общества, компании или «тусовки», в коих он имеет четь состоять. А нормы эти он принимает, причем так, что они давно уже стали его собственными убеждениями, без устранения которых ваш подопечный запросто сорвется в ситуации этим убеждениям соответствующим (именно поэтому, например, так чреват у алкоголиков срывами Новый Год и некоторые другие праздники, целиком и полностью отвечающие различным вариантам глобального «верования»: «Веселье Руси есть пити!»). В связи с чем далее вам предлагается

  • выявить основные связанные с трезвость ограничивающие убеждения вашего подопечного,

  • определить их экологичность,

  • трансформировать старые и внедрить новые — уже экологичные — убеждения,

  • усилить «Я» клиента за счет программирования соответствующих верований о самом себе.

Дело в том, что убеждения относятся к одному из высших уровней регуляции человеческого поведения и деятельности. Сие было бы совсем хорошо и здорово, если бы не одно «но». К сожалению, основной функцией убеждений является стимулирование человека на непрерывный поиск их (убеждений) подтверждения. То есть на яростное (особенно — если заденут «за живое») стремление еще раз подтвердить, что это вот убеждение — истинно. А вовсе не проверка того, истинно ли оно. Результат — удивительно странная жизнь большинства из нас — в темноте и тесноте собственных убеждений. «Вглухую», когда человек не вслушивается (просто не допускает до сознания) в аргументы других людей и даже доводы собственного рассудка или бессознательного. И «вслепую», когда он начисто не замечает ничего, что опровергало бы его убеждение, но зато тут же «узревает» все, что это убеждение подтверждает — даже если там нет ничего подтверждающего...

Получается, что библейское «каждому по его вере» (что в современном переводе значит «каждому в соответствии с его убеждениями»), действительной является абсолютной — внепространственной и вневременной — истиной, которую даже многие верующие христиане не понимают до конца и, собственно, смысла (этой истины). А ведь все очень и очень просто. Мы получаем в этой жизни то, во что верим. То, в чем убеждены. Ибо именно убеждения резче и четче всего селектируют нашу действительность и деятельность на «возможно» и «невозможно». Что порождает ее подразделение на «будет, состоится» и «не будет, не состоится». И если мы твердо говорим себе «это возможно», сколь бы головоломным не было то, к чему мы приступаем, оно действительно окажется возможным. А если мы, наоборот, твердим «это невозможно», любое, самое пустяшное, дело окажется трудным и неосуществимым.

По своей сути убеждение представляет собой просто обобщение. О себе самом, о мире или о себе и о мире — включая других и их взаимоотношения. Убеждение —

это некая «генерализация»: о причинах, смыслах и границах. Генерализация эта помогает нам справляться с превышающим уровень нашего восприятия количеством деталей и сделать мир предсказуемым. Так, имея убеждение об опасности крупных собак, вы не анализируете породу приближающегося к вам мохнатого чудовища, а просто даете деру. Главное же заключается в том, что если мы уж в чем-то убеждены, мы будем вести себя так, чтобы это убеждение подтвердилось. Т. е. если мы, например, искренне верим, что нас не любят, то и вести себя будем так, чтобы это верование подтвердилось — капризно, враждебно, подозрительно и т. д. и т. п.

А раз так, вам просто необходимо обнаружить основные убеждения своего «клиента»: о себе, о мире, о людях и, конечно же, о наркотиках и наркозависимости (о них, пожалуй, в первую очередь). И те из них, которые не только помогут, но просто помешают ему жить трезвой жизни (возможна ли она, если например, человек исходит из убеждения «Наркотики — это навсегда» или «Трезвость — удел слабаков»), вам придется переделать в экологичные с помощью методов, описанных далее.

Как именно обнаружить неэкологичные, препятствующие трезвости, убеждения вашего подопечного? С помощью двух нижеприведенных психотехнологий — анализа сопротивлений и исследования представлений. Но не одной из них, а обеих сразу. Дабы вы были уверены в том, что все без исключения НЗ-убеждения вашего «клиента» были выведены вами «за ушко да на солнышко».

В первом случае попросите своего подопечного вписать в пробелы все те мысли, которые возникнут у него при чтении нижеприведенного текста. И очень может быть, что тогда вы получите весьма интересный список убеждений, как бы сопротивляющихся трезвому образу жизни. Дабы вы могли дополнительно воспользоваться этой техникой анализа сопротивления со стороны собственных убеждений (название мое), в любой сфере или области жизни своего «клиента», где он как бы зашел в

тупик и оттого-то пьет или колется, я сохраняю в неприкосновенности исходный текст, и вы, соответственно, вместо слов «то, чего хочу» ставите «трезвость» (по: Р. Дилтс. «Фокусы языка»).

Если я получу то, чего хочу, то____________________

(Что вы можете потерять или что может пойти не так, если вы получите то, чего хотите?)

Получить то, чего я хочу, будет означать для меня________________________________________________

(Что плохого для вас или других людей в том, что вы получите то, чего хотите?)

Из-за того, что_________________________________

все

остается по-прежнему.

(Что мешает ситуации измениться?)

Если я получу то, чего хочу, то______

(Какие проблемы может вызвать то, что вы добьетесь того, чего хотите?)

Ситуация никогда не изменится, потому что_______

(Какие ограничения или препятствия удерживают ситуацию в нынешнем состоянии?)

Я не могу получить то, чего хочу, потому что______

(Что мешает вам получить то, чего вы хотите?) Невозможно получить то, чего я хочу, потому что __

(Что делает для вас невозможным получить то, чего вы хотите?)

Я не способен получить то, чего хочу, поскольку___

(Какой личностный недостаток мешает вам получить желаемый результат?)

Лучше уже не будет, потому что _____________

(Что будет всегда мешать вам добиться успеха?)

Теперь перейдем к следующей психотехнологии. То, как с помощью данной техники определения убеждений с помощью исследования представлений по теме Д. Леонарда и Ф. Лаута (название опять-таки мое) можно выявить собственные верования, можно понять с помощью нижеприведенного описания, в коем для тех, кто, например, решил выяснить собственные убеждения по теме «работа», данные авторы рекомендуют следующее (по: Д. Леонард, Ф. Лаут. «Ребефинг»).

«Выберите момент, чтобы проверить поток Ваших представлений о работе и о Вашей работе. Выпишите 10 мыслей о работе вообще и еще 10 о Вашей работе в частности.

Найдите несколько минут, чтобы просмотреть список, который вы сделали. Мысли, которые вы записали, наиболее вероятно, отражают шаблон Вашей позиции по отношению к работе вообще и к Вашей работе в частности. Это вполне возможно, что составленные Вами списки содержат некоторые мысли, которые не поддерживают в вас удовольствие от работы. Вы можете использовать простой процесс инверсии, чтобы превратить мысли, которые вас не поддерживают в аффирмацию, которая будет способна изменить ваши нынешние мысли (об аффирмациях и технике аффирмирования подробнее см. далее — С. К.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Все