Ксендзюк Т. "Репрезентативные системы и их языковое выражение"

И так далее. Все сказанное справедливо для большинства людей. Убедиться в этом можно с помощью простых вопросов. Обзаведитесь испытуемым или наблюдателем (лучше всего будет меняться ролями), и пусть один задаст другому несколько вопросов, внимательно отслеживая движения глаз. Поскольку пока это только проверка, пусть вопросы будут четко адресованы какой-либо системе: визуальной, аудиальпой, кинестетической. Это может быть все что угодно. Желая вызвать образ-воспоминание (эйдетический образ), спросите, например: "Какого цвета было небо вчера вечером?" "Где именно в твоей комнате стоит письменный стол?" Если в помещении нет зеркала, то ваш партнер никогда не видел себя сидящим в вашем кресле, и он должен будет сконструировать этот образ, чтобы ответить на вопрос: "Ты знаешь, как ты сейчас выглядишь?" Примеры аудиальных вопросов: "Вспомни ту песенку, которая тебе так понравилась", "Как звучал бы твой голос, если бы ты говорил шесть часов подряд?"

Кинестетические: "Что ты чувствуешь, когда ныряешь в море?" "Как ты ощущаешь, что уже не голоден?" Вероятно, вы придумаете кучу других вопросов и получите столько же невербальных реакций.

Но мы должны отметить здесь два важных момента. Во-первых, бывают ситуации, когда речь идет об эйдетических образах, а "правша" смотрит вверх направо. У частница семинара, вспоминая дом, в котором жила ребенком, смотрела направо вверх. Она при этом видела гостиную, которая, как прокомментировал ведущий, "была подвешена в пространстве". Женщина видела ее как бы со стороны, а не изнутри Это не было ничем таким, что она видела непосредственно. Это был "искусственно извлеченный из памяти кусок картины».

Когда вы задаете человеку визуально-эйдетические вопросы, а он смотрит направо вверх, из этого нельзя сделать вывод, что он левша или что его глазные сигналы инвертированы. Единственный вывод — что он посмотрел направо вверх. А если вы хотите исследовать это, у вас есть варианты. Один — возможно, человек КОНСТРУИРУЕТ картины прошлого, как в нашем примере. Тогда образы не будут иметь цвета деталей, контекстуальных признаков или зрительного фона — всего, что есть у настоящего эйдетического образа. Это важное различие. Другой вариант — человек действительно левша, то есть обладает инвертированной церебральной организацией, и все его глазодвигательные реакции зеркально отражают наше "солнышко".

Существуют еще такие занятные люди как амбидексторы, или "равнорукие". У них не наблюдается четкого доминирования одного из полушарий. Закономерности, о которых мы здесь говорим, проявляются у них довольно своеобразно. Например, у некоторых амбидексторов инвертированы визуальные сигналы, но не аудиальные и кинестетические; или наоборот.

Общеизвестен факт, что среди амбидексторов и леворуких часто встречаются люди необычные, одаренные, талантливые. Нам кажется несколько спорным установление такой зависимости, НЛП-истам нет. Во всяком случае, они объясняют это вполне логично: "Человек с иной мозговой организацией, чем у большинства популяции, автоматически будет демонстрировать поведение, новое и необычное для остальной части ее. Поскольку у него иная мозговая организация, у него есть естественные способности, которыми "нормально организованный" правша изначально не обладает». Они вполне резонно замечают, что не станут, допустим, переучивать такого ребенка или пытаться изменить — зачем? Не имеет смысла разрушать те выборы, что уже существуют. Можно только добавить новые. И в этом "состоит вся функция моделирования. Мы уважаем ваши выборы и возможности.

Вы можете встретить людей с самой необычной церебральной организацией. Но в любом случае она будет носить систематический характер. Не поддавайтесь растерянности, даже если ваш клиент нахально отметает усвоенные вами закономерности (он-то, в отличие от вас, не обязан о них знать) и смотрит, например, прямо вверх в связи с кинестетическими ощущениями, и прямо вниз, созерцая внутренние картины. Все равно в его реакциях будет постоянство и система. Ваше дело — ее обнаружить. Может статься и так, что он просто морочит вам голову. Уяснив это, отправьте его развлекаться куда-нибудь еще если, конечно, у вас нет настроения. Как бесхитростно формулируют Ричард и Джон, "важно, чтобы в вашем сенсорном опыте отразилось, кто что делает».

"Мы предлагаем вам обобщения, — любезно предупреждают они, а любое обобщение в определенном конкретном случае может оказаться неверным. Обобщение — это только трюк (как, впрочем, и многое из того, что мы делаем), используемый, чтобы привлечь внимание к определенному аспекту вашего сенсорного опыта, который вы обучились не замечать, пребывая в рамках культуральных стереотипов, в силу чего не могли эффективно реагировать на столь очевидную информацию». Изменив свое отношение, вы приобретаете новый источник информации о подсознательных процессах другого.

Недостаток внимания к ключам доступа часто вызывает недоразумения. Часто ли вам приходилось слышать жалобы типа: "Мой сын совершенно не слушает меня. Мы сидим в одной комнате, я ему что-то говорю, а он просто притворяется, что не слышал меня». В данном случае недовольная мать была занята собственными внутренними образами и стремлением получить аудиальный ответ, а того, что происходит "снаружи", мягко говоря, не замечала. А именно, тех моментов, когда сын мог сознательно воспринимать и воспринимал информацию, но визуально, на что указывали движения его глаз, и визуальную же реакцию давал в первую очередь. Но ей нужно было не это, и она ничего не замечала, продолжая говорить. Вы понимаете, раздражение нарастает, и какой уж тут контакт. Лесли Кэмерон приводит множество аналогичных примеров в супружеских парах. Между прочим, она и ее коллеги постоянно говорят о психотерапии пар, но редко упоминают о проблемах структуры "дети — родители". Для нас это остается актуальным. Если говорить о том, что называется неопределенным словом "менталитет", то в каком-то смысле наше общество "старше", допустим, американского, хотя бы потому, что наш опыт отрицательных переживаний больше и насыщеннее. С другой стороны, во многом мы еще подростки. Сколько раз вам приходилось встречать биологически зрелых особей (и пар особей), до сих пор находящихся со своими родителями либо в отношениях зависимости, либо затяжного конфликта, "холодной войны", — короче, в каких-то тяжелых отношениях, которые никого особенно не радуют. Согласитесь, что это ненормально.

Кстати, возможно, вы пока тоже занимаете позицию, в которой родителям (или еще кому-то старшему по рангу) удобно вас "доставать". Есть один бытовой совет, люди обожают давать его друг другу — "не реагируй", "меньше реагируй". Тут не поспоришь — если не считать того, что пока вы живы или не стали безупречным воином типа дона Хуана, не реагировать вы не сможете. Подойдите немного иначе — не давайте ожидаемых реакций. В ответ на бурный возмущенный монолог от вас ждут повышения голоса? Говорите мягко и тихо. Лучше вообще молчать, насколько хватает терпения, но поначалу это трудно. Обычно вы начинаете размахивать руками? Примите свободную расслабленную позу. И так далее. Упаси Бог делать то, чего от вас ожидают, иначе вы снова попадете в эту утомительную ловушку, и будете автоматически наращивать круги, пока атакующая сторона не останется удовлетворенной. А так у вас будет, по крайней мере, два выбора вместо одного. Не забудьте только во время вспомнить, что этот выбору вас есть. Еще вариант. Ваш "маленький тиранчик" знает, что вы всегда реагируете аудиально? Отвечайте ему визуально. Он ничего не заметит, поскольку привык к другому типу, и решит, что вы не реагируете вообще, после чего впадает в кратковременное бешенство. Или "быстро жухнет и падает в сугроб", как тонко заметил на этот раз не Бендлер, а М. Жванецкий.

Ведущая и референтная системы

Введению информации в сознание, с необходимостью предшествует крайне важная операция: поиск информации. Кроме того, вам приходится оценивать полученную информацию с точки зрения ее истинности.

Итак, систему, используемую для поиска определенной информации, авторы НЛП называют ВЕДУЩЕЙ СИСТЕМОЙ.

Система, с помощью которой вы решаете, истинна или ложна известная вам информация, называется РЕФЕРЕНТНОЙ.

Стереотипы глазодвигательных реакций укажут вам на всю последовательность внутреннего опыта, на стратегию оценивания.

Нам представляется, что следующий диалог достаточно хорошо проиллюстрирует это положение:

"- Как вас зовут?

- Тэд.

- 0'кей, Тэд, как вы об этом узнали? (Тэд дает невербальную реакцию.)

- Это абсурдный вопрос. Тэд это знает, но он уже ответил на него. Вы знаете, как вы знаете? Если бы я сейчас к вам обратился "Боб!", вы бы не ответили и не отреагировали. Если я обращаюсь к вам: "Тэд!" — вы реагируете. Это кинестетическая реакция. (Терапевт узнал об этом по невербальному ответу.) Сейчас, без всяких дополнительных внешних стимулов, я просто задам вам вопрос: "Знаете ли вы, как вас зовут?" Есть у вас ответ?

- Да, есть.

- Знали ли вы, что скажете, до того, как сказали?

- Нет, не знал.

- То есть, если я говорю: "Как ваше имя?", а вы не отвечаете — значит, вы не знаете, как вас зовут?

- Я знаю, как мое имя, потому что когда кто-то говорит: "Тэд", я испытываю некое ощущение, реакцию, потому что это я.

- Когда я задаю этот вопрос, вы говорите про себя: "Тэд", а затем испытываете это ощущение как способ проверки?

- Да

- Итак, у вас есть стратегия, позволяющая вам, когда имеется внешний стимул узнать, какая реакция на какой стимул будет подходящей, так? "Тэд", а не "Боб". Но когда я вас спрашиваю: "Как вас зовут?", как вы узнаете, что мне сказать?

- Никогда не думал об этом.

"Тэд не может дать осознанного ответа на вопрос, — комментирует терапевт, но заметили ли вы, что он использует? Каждый раз его взгляд направляется вниз влево и возвращается обратно. Он СЛЫШАЛ свое имя. Я не знаю, в какой тональности, но он его слышал. И он знает что имя "Тэд" действительно его имя, он чувствует, что оно правильно".

Ведущая система этого человека — аудиальная: именно так он ищет информацию, хотя не осознает этого; первичная РС совпадает с ведущей — осознает он свое имя тоже аудиально; референтная система кинестетическая: когда он слышит, что произносится его имя (им самим, в его сознании либо другими людьми), он чувствует, что это именно его имя. Вот эта последовательность и называется стратегией.

Давайте сейчас подробнее остановимся на ведущей системе. Как вы уже поняли, это предпочитаемый внутренний процесс, используемый для запуска доступа информации. Определите, какой доступ используется первым, и вы будете знать, какому процессу визуальному аудиальному, кинестетическому — отдается предпочтение.

Лесли Камерон приводит типичный пример, чтобы показать различные ведущие системы. Она выбирает двоих людей, которые по-разному обрабатывают информацию (перед этим, естественно, понаблюдав за их поведением). Она предлагает аудитории внимательно наблюдать, как они отвечают (мысленно) на вопросы. Кстати, обратите внимание — это обычный набор вопросов, используемый НЛП-исгами в подобных случаях. Мы надеемся, вы без особых затруднений придумаете что-нибудь свое — это просто необходимо.

Вопросы были такие:

1. Какого цвета глаза у вашей матери? ( В)

2. Сколько дверей в вашем доме? (В)

3. Какая дверь громче всего скрипит? (А)

4. Как включается задний ход на вашей машине? К)

5. Как чувствует себя человек, перегревшийся на солнце? ( К)

6. Можете ли вы услышать, как мать зовет вас по имени? (А)

Один из "подопытных кроликов" при ответе на каждый вопрос первым делом смотрел вниз направо, другой вверх налево. У первого поиск информации происходит кинестетически, у второго — визуально. Каждый задействовал свою ведущую систему. Нужно отметить, что часть людей использует различные ключи доступа, а приведенный пример представляет тех, кто привычно использует один и тот же внутренний процесс для получения доступа ко всем ответам, хотя среди вопросов были и визуальные, и аудиальные, и кинестетические. Позже это подтвердилось вербально. Вот несколько отчетов "кинестетика" "Я почувствовал мать, потом увидел ее лицо и посмотрел на ее глаза" "Я прошел через дом, начиная от первой двери, и пересчитал двери по пальцам»«.Я почувствовал, как моя кожа горит, как она чувствительна". А вот второй: "Я просто увидел ее лицо и сосредоточился на глазах"«.Я просмотрел картинки дверей своего дома, как пронумерованные карточки в картотеке, они как бы возникли передо мной»«.Я увидел свое лицо в зеркале, оно было красным". Тенденция достаточно четкая. Многие подобным образом используют одну из систем для получения доступа к информации, содержащейся в других модальностях. Здесь мы видим, как внутренне порождаемый опыт зависит от того, что за система использована в качестве ведущей.

Лесли сделала любопытное наблюдение. Мы не считаем его универсальным, но попробуйте проверить сами. Оказывается, высоко визуальные люди (в частности, те, у кого визуальной является и ведущая, и первичная РС), характеризуются некоторыми общими физическими признаками, а именно: положением головы, щек, асимметрией лица. Например, у такого клиента правая сторона лица может быть ниже левой, голова чаще наклонена вперед и подбородок направлен вверх, шея сзади сжимается от привычного вглядывания вверх; грудь и плечи узкие, дыхание — верхней частью груди, брови подняты и сжимают лоб; в связи с необходимостью прищуриваться для фокусировки внутренних картин возможны морщины.

Раз уж мы заговорили о высоко визуальных людях, то надо отметить, что их предпочтения, как и все остальные, ни плохи, ни хороши, и гамма ощущений у них не менее богата, чем у других. Но они могут не осознавать своих ощущений, если только намеренно не привлекают своего внимания к этому аспекту опыта. Если этого не делать, то могут возникнуть дисфункции в той области, где важны кинестетические переживания. Отсюда можно сделать кое-какие небезынтересные выводы.

Вообще же, когда человек привычно осознает только одну РС, часто все его проблемы, страхи и т. д. накапливаются в другой. Если другая — кинестетическая, то в случаях, когда ее работа осознается, возникшие ощущения, мягко говоря, не радуют. И наоборот, если вы обычно ощущаете мир кинестетически и редко используете визуальную систему, то картины, видимые вами в этих случаях, могут быть исключительно неприятными. И в целях самозащиты вы бессознательно избегаете сознавания в области другой системы. Естественно, так вы ограничиваете свой опыт и возможности выбора. Мы еще вернемся к этому моменту при обсуждении конгруэнтности и неконгруэнтности.

Продолжая обращать внимание на особенности речи и ключи доступа, вы можете заметить, что иногда они друг другу не соответствуют. Например, клиент получает доступ к внутренней информации визуально, а говорит о чувствах, либо доступ аудиальный, а рассказывает он о том, как вещи для него выглядят, и прочие возможные комбинации. Это указывает на несовпадение ведущей и первичной систем: в опыте доступ к информации осуществляется посредством одной системы, а в сознание поступает информация в другой модальности. То есть для вас очень важно знать, находится ли ведущая РС в пределах сознавания или нет. Если нет, продолжите исследование путем прямого расспроса или менее явными средствами, чтобы убедиться, действительно ли оно так. Эта информация может указать наилучший способ развития терапевтического процесса и основу для суждения о терапевтическом успехе.

"Референтная система тоже очень важна, — говорят Гриндер и Бэндлер. — Допустим, человек приходит к нам и говорит: "Я не знаю, чего хочу». Тем самым он сообщает, что у него нет референтной системы». К ним обратилась женщина, у которой не было критериев для принятия определенного решения, вплоть до выбора из меню в ресторане. Она постоянно оставалась неудовлетворенной своей жизнью. Терапевты буквально создали для нее стратегию принятия решений, пользуясь ситуацией с рестораном: во-первых, сказать себе: "Я должна выбрать еду». Во-вторых, прочитав название блюда, представить его себе, ощутить вкус. А после — определить, положительно или отрицательно для нее это ощущение, и так с каждым блюдом.

После того, как клиентка попыталась проделать это несколько раз, она получила способ принятия решения и начала принимать их быстро и бессознательно во всех случаях жизни"

Итак, мы с вами рассмотрели структуру, состоящую из ведущей, первичной и референтной репрезентативных систем. Вы знаете, что должны выявить их у вашего клиента с помощью вербальных и невербальных источников информации. Говоря о последних, мы в основном разобрали ключи доступа — движения глаз.

Однако существуют другие вещи, с помощью которых вы можете получить ту же и иную информацию. По наблюдениям Гриндера и Бэндлера, тон голоса человека выше при визуальной оценке и ниже при кинестетической. Темп речи выше опять-таки при визуальной оценке и ниже при кинестетической. При визуальном оценивании дыхание скорее грудное, при кинестетическом — брюшное. Таких признаков существует множество, и одновременно мы можем воспринять немногое. Движения глаз — самый легкий источник информации о РС. После того, как вы им овладеете, можно переходить к другим измерениям.

Еще один богатый источник информации — это наблюдение за оцениванием моторных программ в тот момент, когда человек думает о каком-либо поступке, действии.

На семинаре по НЛП присутствовала женщина, постоянно водившая автомобиль. Попросив ее принять естественную позу и не скрещивать ног (уже подсказка), ведущий задал ей вопрос, на который вначале она должна была ответить мысленно: "Вы пользуетесь ручным или автоматическим переключателем скоростей?" Участники семинара не использовали свой непосредственный сенсорный опыт достаточно внимательно, и их ответ, как выяснилось из слов женщины, был неверным. После чего ведущий сказал: "Если бы вы смотрели на ее ноги, то получили бы ответ. Одним из отличий моторных программ при пользовании ручным и автоматическим переключателем является необходимость нажатия на педаль. Если бы вы внимательно смотрели, то заметили бы напряжение мышц правой, а не левой ноги, что и дало бы вам ответ».

Задавая вопрос, ответ на который предполагает оценку моторной программы, вам необходимо наблюдать за теми частями тела клиента, что должны быть использованы для этой оценки. Информация не приходит из пустоты. Чтобы получить ее, человек оценивает какую-то ее репрезентацию. И хотя в сознании может быть представлена только одна из систем, человек подсознательно пользуется всеми системами, чтобы собрать нужную информацию для ответа.

Внутренние стратегии

Непосредственное отношение к содержанию этой главы имеет понятие стратегии, с которым вы уже пару раз встречались. Информация о внутренних стратегиях клиента — это еще одна жизненно необходимая вам вещь, поскольку именно в ней зачастую в дальнейшем вам приходится работать. В НЛП СТРАТЕГИЯМИ называются последовательности внутренних процессов и внешнего поведения, вызывающие у людей различные переживания. К примеру, человек может создавать или воспроизводить в сознании картины, которые вызывают у него соответствующие чувства; затем говорить об этих чувствах внутри себя и т.д. Стратегии могут быть удачными и неудачными. Удачная стратегия это, как вы понимаете, такая последовательность процессов, которая "работает": приводит к полезному и эффективному результату. Вот пример подобной последовательности:

"Некоторые люди берутся отвечать на любой вопрос. Обычно они и имеют сложную осознанную стратегию ответа. У одного парня была замечательная стратегия. Я спросил его: "Где ты впервые встретил Джона?" Он углубился внутрь и сказал: "Где? Давайте посмотрим». Его глаза направились вверх, и он сконструировал образ Джона. Затем взгляд переместился влево, и он осмотрел места, где он мог Джона видеть. Одно из них вызвало у него ощущение узнавания. Он аудиально назвал его, затем увидел себя: как он выглядит, говоря это, Он чувствовал себя, таким образом, спокойно и комфортно".

Неудачные стратегии тоже работают эффективно, отличаясь тем, что не являются полезными.

Возьмем распространенную ситуацию. Вы напряженно ждете прихода супруги (супруга), какого-нибудь небезразличного вам человека. Весьма вероятно, что у вас появятся мысли и предположения насчет того, где этот человек, собственно, находится, почему заставляет вас ждать и чем может быть занят в данный момент. Эти предположения почему-то большей частью очень неприятные, и ожидаемая встреча выливается в конфликт.

Повторение подобных ситуаций ведет к проблеме под названием "ревность". Ваша клиентка может рассказывать об этом так: "Я не знаю, как оно получается, просто у меня такое ощущение (глаза направляются вниз направо, прикосновение к средней линии тела). Конечно, я говорю себе (глаза вниз налево), что нет никаких разумных причин. Но стоит только представить себе (глаза вверх и направо), что он может там... я чувствую жуткую злость!" ( Глаза вниз и направо.)

Улавливаете взаимодействие систем? Она создает внутренние образы и страдает ПО ПОВОДУ сконструированных ею же картин, хотя внутренний диалог не соглашается и говорит, что причин нет. Скорее всего, для согласия с визуальной и кинестетической системой просто недостает внешней информации.

Впрочем, замечает Гриндер, даже самая плохая стратегия лучше, чем никакая. Ведь вы можете изменить ее! А для этого вам позарез надо знать, КАК ваши клиенты или вы сами делаете это неважно что.

Один из приемов, который применяет Бэндлер для сбора информации, сказать клиенту: "Ну, скажем, я должен превратиться в вас на один день. Среди прочего мне пришлось бы обзавестись вашим ограничением. Как мне это сделать? Вы должны научить меня этой проблеме". Как только вы начинаете исходить из того, что ограничение (проблема) клиента это достижение, нечто усвоенное, чему можно обучить кого-то другого, способ, каким человек справляется с трудностью и думает о ней, меняется полностью.

Собственно говоря, многие печальные вещи являются результатом стратегического стереотипа, который, за неимением лучшего, проигрывается снова и снова, как, например, в случае депрессии. Девяносто девять из ста депрессивных клиентов пользуются стереотипом. Они представляют себе какое-то угнетающее переживание и/или говорят себе о нем. Но все, что у них в сознании — это кинестетические ощущения. И они используют слова, соответствующие ситуации: "отягощенный, задавленный, тяжелый, разбитый". Однако если вы зададите им любой вопрос об их чувствах — они дадут вам изящное несловесное описание того, КАК они порождают свою депрессию».Как вы узнаете о том, что у вас депрессия? Долго вы себя так чувствуете? Что послужило началом этого синдрома?" Смысл вопросов не важен; это лишь способ получить доступ к процессу.

Люди в депрессии прокручивают высокоэффективные гипнотические индукции, видя образы и обсуждая их вне сознания, замечая только чувства. Они были бы смущены, узнав, откуда появляются их ощущения, поскольку это находится абсолютно вне их осознания.

Вместо такого время провождения вы вполне можете научиться и научить вещам полезным и приятным. И они тоже не всегда осознаются. К примеру, одна молодая особа отличалась редкой грамотностью и языковой интуицией, "чувством языка", как она сама это называла, не задумываясь над происхождением такого явления — ведь бывают люди, прекрасно ориентирующиеся, скажем, в химии (в которой она, кстати сказать, совершенно ничего не понимала). Будучи взрослой женщиной, она случайно познакомилась с азами НЛП, после чего с интересом вспомнила и осознала, что всегда пользовалась стратегией. Когда написание слова или предложения вызывало сомнения, она мысленно произносила его и тут же находила визуальный эйдетический образ. Если же в ее прошлом опыте не было нужного воспоминания, она искала аналогию или создавала конструкт. Так или иначе, это был визуальный эйдетический образ, а оценивался он кинестетически: "Я чувствую, этот вариант — правильный». Физико-химические же студии требовали в основном визуального конструирования, а юная леди не обладала соответствующей удачной стратегией. Описание вполне совпадает с тем, что говорят по этому поводу Гриндер и Бэндлер.

"Независимо от языка и страны, люди, хорошо владеющие правописанием, пользуются одной и той же стратегией. Они вызывают эйдетический, хранящийся в памяти образ слова, а затем проверяют правильность визуализации с помощью кинестетических ощущений поблизости от средней линии тела». Мы уточнили бы даже — в районе солнечного сплетения. (Между прочим, там охотно концентрируются многие кинестетические переживания.) Указанная последовательность быстро становится автоматической и уходит в подсознание, как и произошло в нашем примере. Так что человек может не замечать ее работы многие годы и даже вообще не узнать о ее существовании.

Люди, испытывающие трудности с правописанием, не владеют этой стратегией. Некоторые создают эйдетические образы, но проверяют их правильность аудиально.

Глазодвигательные реакции, указывающие, какую систему оценки опыта человек использует, формируются в онтогенезе достаточно рано. Это важный момент. Гриндер и Бэндлер утверждают, что зачастую так называемые неспособные дети — обычные дети, чьи проблемы созданы системой обучения. Последняя для нас — вообще больное место, кладбище малоэффективных стереотипов, где из года в год практически ничего не меняется; хоть гимназией школу назови, она остается нашей, хорошо узнаваемой школой, где время от времени вспыхивают яркие личности творческих преподавателей. Ну, это тема большая и благодатная, и лучше мы не станем отвлекаться.

Гриндеру и Бэндлеру однажды предложили "исследовать большую группу детей со "скрещенными полушариями", будто бы нечто такое действительно существует». Они обнаружили, что "все эти дети пытались называть слова по буквам, пользуясь аудиальной системой. При вопросе: "Как вы напишете слово "cat"?" — их глаза направлялись влево вниз. Они произносили слово "про себя", поскольку их так учили. Но, поступая так, невозможно даже правильно написать само слово "фонетика".

Обычно возникает вопрос: "Как получается, что одни дети выучиваются визуализировать и кинестетически проверять, а другие — нет?" Авторы НЛП предпочитают другой вопрос: "Как вы научите ребенка, пишущего с ошибками, использовать описанную стратегию?" Если вы хотите сделать это, не ставьте перед собой цель "научить писать правильно". Он научится автоматически, при условии, что вы будете обучать его определенному процессу, а не содержанию,

Оказывается, большинство людей имеет довольно мало стратегий (три или четыре) для достижения чего-либо, и слишком часто используют одну и ту же. Действительно гибкая личность имеет около 12 стратегий. Ричард и Джон призывают вас к тому, чтобы постоянно использовать все системы. В определенном контексте вы осознаете работу одной системы более интенсивно, чем работу других. Если вы занимаетесь спортом или любовью, то у вас возникает много кинестетических ощущений. Во время чтения или просмотра фильмов преобладают визуальные впечатления. В своем сознании вы можете переходить от одной стратегии к другой. Существуют определенные признаки контекста, которые позволяют вам менять стратегию и использовать различные последовательности.

И последнее, на чем мы хотели бы пока остановиться. Гриндеру и Бэндлеру не раз задавали вопрос: "Можно ли использовать приведенные вами признаки для оценки поведения людей других культур?"

Ответ очень любопытный. Они обнаружили существенные отличия только у басков (Северная Испания). Это вообще занятный народ. Одно время популярной темой лингвистических дискуссий было туманное происхождение и структура баскского языка. Последний известный нам результат — вроде бы наметилось отдаленное сходство с грузинским языком, что в принципе ничего существенно не объясняет.

Авторы НЛП со своей стороны предполагают, что различие, равно как и сходство психофизиологических признаков обусловлено генетически или неврологически. А сходство постоянное».В Америке, Европе, Восточной Европе, Африке, говорят они, везде наши признаки работают».

Упражнения

1.

В порядке оказания себе помощи при настройке ушей на сенсорно специфические слова:

а) рассмотрите следующие предложения;

б) выделите в них эти слова;

в) определите, к какой из систем репрезентации они относятся. Не забывайте, что некоторые предложения включают описания более чем одного опыта или его части.

1. Неудивительно, что некоторые люди ощущают неловкость,

сталкиваясь с таким напористым человеком.

2. Люди, которых ты видел, показали себя не такими холодными, как ты.

3. Я бы заметил в своем образе хоть что-нибудь хорошее, если бы

смог.

4. Я понимаю, что вы говорите, но это звучит странно.

5. Женщина, которая всегда хорошо выглядит, конечно, радует глаз. 6. Каждый раз, когда я пытаюсь вбить это ей в голову, она просто

продолжает молоть ерунду.

7. Мне эти слова точно кто-то на ухо шепнул, и я произнесла их вслух.

8. Знаете, иногда он действительно пытается сфокусироваться на том, что мы хотим прояснить ему. Но почему-то он сразу становится резким и обрывает нас.

9. Ее голос стал мягче, и я расслабился.

10. Я делаю все, чтобы вы ярко представили себе наши общие возможности. Но очевидно, большинство присутствующих не хочет сотрудничать, и я не стану ни на кого оказывать давление.

К предложению

1. Ощущают, неловкость, сталкиваясь, напористый, РС: кинестетическая.

2. Видишь, показали. РС: визуальная. Холодный. РС: кинестетическая.

3. Заметил, образ. РС: визуальная.

4. Говорите, звучит. РС: аудиальная.

5. Выглядит, глаз. РС: визуальная.

6. Вбить, молоть. РС: кинестетическая.

7. Слова, ухо, шепнул, произнесла, вслух. РС: аудиальная.

8. Сфокусироваться, прояснить. РС: визуальная. Резким, обрывает. РС: кинестетическая.

9. Голос. РС: аудиальная. Мягче, расслабился. РС: кинестетическая.

10. Ярко, представили, очевидно. РС: визуальная. Давление. РС: кинестетическая.

2. Наблюдения за движениями глаз:

- воспроизведите наше "солнышко" на отдельном рисунке и сопроводите его указанными здесь либо какими-нибудь другими подходящими словами.

— участник 1 держит рисунок перед собой так, чтобы его хорошо видел участник 2.

— участник 1 фиксирует взгляд в одном из шести указанных положений.

— участник 2 просто читает вслух слова, описывающие данное положение глаз. Когда участник 2 чувствует, что справляется с этой задачей, он может начать делать упражнение, не заглядывая в схему.

— обмен ролями.

3.

Подберите себе незнакомого или малознакомого партнера. Один из вас задает вопросы. Лучше их группировать. Старайтесь придумывать свои вопросы.

1. Начните с эйдетических вопросов.

Примеры:

Какого цвета пол в вашей квартире? Какой формы зеркало в вашей прихожей? И т. д.

2. Перейдите к вопросам о том, чего ваш партнер никогда не видел или представлял себе иначе.

Примеры:

Как выглядел бы ваш дом с высоты птичьего полета? Как вы будете выглядеть с длинными рыжими волосами?

3. Перейдите к аудиальным вопросам.

Примеры:

Какую музыку вы чаще слушаете?

Как будет звучать мой голос, если он будет на октаву ниже?

Можете ли вы сказать себе то, что обычно себе говорите?

4. Задайте несколько кинестетических вопросов.

Как вы чувствуете себя в горячей ванне?

Что человек чувствует, когда бежит?

Что вы ощущаете в переполненном, душном автобусе?

Почувствуйте тяжелый, теплый, гладкий камешек в руке (бросаться им в партнера не обязательно!)

5. Поменяйтесь ролями.

Комментарий: это упражнение на различение глазодвигательных реакций. Ваша задача: установить связь между задаваемыми вопросами и заложенной в них информацией — и непосредственными вашими наблюдениями, невербальными ответами собеседника.

Избегайте ошибок типа "представьте себе, как вы поете" и т. д.».Представить" — визуальный глагол. Четко формулируйте вопросы, не путайтесь в системах.

Не задавайте таких вопросов: "Помните ли вы, что вы чувствовали....» и т.д. Вы будете получать спутанные ответы, поскольку процесс будет двухступенчатым. Следуя вашей инструкции, человек сначала вспомнит (в любой из трех систем), а затем ощутит.

Если ответы партнера, вербальные и невербальные, вам неясны, спросите, что он делал, отвечая на вопрос. Если он не знает, попросите угадать, предположить.

Не получая выраженных реакций, усложните вопросы.

4.

Различение сенсорного опыта и галлюцинаций.

Часть 1.

Найдите двух (можно одного) партнеров. Обозначьтесь А, Б и В

Задача А - фиксирование.

Задача Б - попрактиковаться в переживании различных видов состояний.

В - просто наблюдатель.

— Б выбирает, ничего не говоря вслух, три различных интенсивных переживания из любой области своего прошлого опыта, и нумерует их 1,2,3. Б берет А за руки и говорит "первое". Затем погружается внутрь и переживает это состояние, стараясь оживить его полностью. То же нужно проделать со вторым и третьим. Когда ощущения удается сделать особенно интенсивными, Б сжимает руки А, давая тактильный сигнал, что он испытывает переживание.

А просто наблюдает изменения, происходящие с Б.

Часть 2.

Процесс повторяется с той разницей, что А не только наблюдает за изменениями, но и описывает их вслух. Задача В (если он присутствует) — следить за тем, чтобы все предлагаемые А описания были сенсорно-обоснованными. Как вы уже знаете, "счастливый" и "обеспокоенный", например, — это не сенсорно-обоснованные описания, а суждения.

Часть 3.

Б входит в одно из тех же трех состояний, не называя номер. Когда переживание закончено, А должен сказать, какое это было переживание: 1, 2 или 3. Б продолжает проживать эти три состояния в любом порядке, отличном от первоначального, до тех пор, пока А не сможет точно определять, какое состояние в какой момент испытывается. Это способ обучить ваши чувства остроте.

Часть 4.

На этот раз Б снова входит в любое из трех состояний; А галлюцинирует, стараясь угадать, столь конкретно, сколь может, каково содержание этого переживания. И вы можете угадать очень точно!

Это необходимо для того, чтобы четко провести различие между сенсорно-обоснованным опытом и галлюцинациями. Неважно, хорошо у вас получилось или нет. В обоих случаях вы получили важную информацию о том, что вы в состоянии воспринять и имеют ли ваши галлюцинации какое-то отношение к тому, что вы воспринимаете.

Смысл вашей коммуникации в реакции, которую вы получаете. Если вы в состоянии заметить, что не получаете желаемого, измените свое поведение. Но чтобы это заметить, вы должны ясно отличать то, что получаете извне, от того, каким сложным образом, примешивая сюда свое собственное внутреннее состояние, вы интерпретируете этот материал на подсознательном уровне.

Упражнение, которое вы только что проделали, было ограничено одним сенсорным каналом. Это был способ облегчить выполнение задания, в котором вы очищаете свой зрительный входной канал. Держась за руки, вы получаете какую-то кинестетическую информацию. Вы также можете распространить это упражнение на две другие системы. Если вы хотите сделать это аудиально, то А закроет глаза. После этого Б опишет свое переживание без слов, пользуясь только звуками.

Небольшое отступление: категории Сатир

Дабы расширить ваши возможности в плане получения информации о людях, с которыми вы общаетесь, мы сочли уместным отвлечься от репрезентативных систем и ключей доступа и кратко ознакомить вас с еще одним полезным и работающим различением, также соединяющим вербальный и невербальный аспекты. Оно принадлежит Вирджинии Сатир.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться