И еще одно замечание относительно аварий: в большинстве своем они обусловлены недостатком внимания, неверной оценкой ситуации или тем и другим одновременно. Если вы учились на курсах по безопасности движения, вам, наверное, говорили, что несчастные случаи на дорогах чаще всего происходят в местности, хорошо знакомой водителю, т е. в пределах около 30 км от его дома – именно там, где он хорошо знает дороги и поэтому уровень настороженности у него понижен. Нужно учитывать и другие ситуации, когда внимание притупляется, а именно – когда вы разгневаны, взволнованы, опаздываете, устали, рассеяны, а может быть, вас клонит ко сну или вы находитесь под воздействием, например, алкоголя. Не доверяйте себе в подобных случаях. Если вы не можете уделить должного внимания какому-нибудь делу, лучше отложите его на потом. Иногда невозможно бывает гарантировать, что вас не подведет память. Однако большей части ошибок вы сможете избежать, если привыкнете делать паузу для размышления. Например, перед тем как переходить улицу на зеленый свет, посмотрите все же направо и налево – а вдруг какой-нибудь лихач поедет на красный свет? В других случаях точно так же оставляйте пару секунд на то, чтобы зафиксировать нужный момент в памяти в виде запоминающегося образа.
Что происходит, когда мы теряем нить разговора? Этот вопрос мы уже обсуждали, но теперь посмотрим на него с другой стороны. Такое бывает со всяким, но особенно этому подвержены мечтатели, люди нарциссического типа, которых больше интересует то, о чем думают они сами, а также и люди пожилого возраста… Последние склонны терять контроль за последовательностью повседневных, более или менее рутинных дел. Они плохо используют в разговоре только что полученную от собеседника информацию, реагируя лишь на отдельные моменты, интересные им лично, даже если эти моменты не имеют прямого отношения к главному предмету разговора. В эксперименте, проведенном Патриком Рэббитом в Оксфорде, двум группам испытуемых – молодым и пожилым людям – давали прослушать разговор между несколькими собеседниками, Записанный на магнитофон. Пожилые люди запоминали при этом меньше подробностей, чем в случае прослушивания монолога. Кроме того, их ответы были хуже, чем у молодых, когда нужно было вспомнить высказывания каждого из собеседников в отдельности. Пожилые люди прекрасно помнят то, что они говорили сами, но создается впечатление, что у них сохраняется мало воспоминаний о том, что до них говорил кто-то другой. То же самое отмечается и в группе молодых людей, если они чем-то обеспокоены или заняты.
Таким образом, нужно прилагать определенные усилия, чтобы следить за нитью разговора, если, разумеется, овчинка стоит выделки, а это уже решайте сами. Тут речь может идти и о прослушивании телевизионных дебатов, и о просмотре театральных спектаклей, которые вы намерены обсуждать впоследствии, и просто об активном участии в интересной беседе. Чтобы удержать в памяти какую-нибудь мысль собеседника, лучше всего вставить по ее поводу собственный комментарий. Если вы прямо обратитесь к человеку, который только что коснулся того или иного вопроса, потом вам будет нетрудно вспомнить, кто об этом говорил и что именно. С другой стороны, разве не самое главное – помнить, что вы сказали сами? Ведь то, что сказал кто-то другой, еще можно восстановить, попросив его повторить свою мысль. В конце концов, никто не в состоянии точно запомнить весь разговор полностью. Нас должно обнадеживать то, что и стареющий человек все же помнит главное – свои собственные мысли. Его память отвечает насущным потребностям повседневной жизни.
Как общее правило, время от времени что-то забывать вполне нормально, если это не случается слишком часто. Мы можем временно от чего-то отключаться, чтобы сосредоточиться на том, что привлекает наше внимание в данный момент. Лучше всего поддерживать какое-то равновесие между относительным контролем со стороны разума и естественной склонностью идти на поводу у приятных отвлекающих факторов. Жизнь потеряет свой шарм, если все постоянно программировать, включая и самого себя: никогда уже не будет ничего непредсказуемого, никаких сюрпризов. Вообразите, что было бы, если бы каждый из нас помнил все малейшие подробности прошлого. Тягостные и горькие воспоминания, накапливаясь, мало по малу заслонили бы в нашей памяти все светлое. Трудно заставить себя забыть что-то по команде, но если немножко помогать своей памяти, то можно все-таки удержать в ней то, что нам важно. Теперь, когда вы узнали, как можно самому способствовать процессам запоминания, действуйте и доверьтесь новым усвоенным вами методам.
Настал момент окинуть взором всю картину случайных сбоев в работе вашей памяти. Всегда ли вы были рассеяны, «витали в облаках»? Попробуйте вспомнить случаи, когда пробел в памяти вдруг ставил вас в неловкое положение. Не склонны ли вы перекладывать какие-то из своих обязанностей на друзей, супруга или коллег по работе? Не слишком ли вы заняты обычно или, может быть, даже завалены работой и измотаны? Перегружать свою память так же вредно, как оставлять ее без дела: в обоих случаях вы будете в проигрыше. И наоборот, если вы загружаете ее разумно и осознанно, вы, без сомнения, окажетесь в выигрыше. Именно этому и хотел научить читателя автор этой книги.
Краткий конспект
Чтобы побороть рассеянность, можно прибегнуть к различным упражнениям, призванным научить вас делать паузы, осознавать запоминаемое и обращаться к ассоциациям образов.
А. Каковы средства от рассеянности?
1. Будьте последовательны в мыслях; делайте одновременно только одно дело.
2. Отыскивайте ассоциации между мыслями (а также между образами).
3. Прибегайте к визуальным подсказкам (ваша «карманная» память).
4. Кладите вещи на определенные места (свое место для каждой вещи, каждая вещь на своем месте).
5. Вспоминайте «приемы» Скиннера:
– сказано – сделано: как только вам придет какая-то новая мысль, подберите «подсказку», которая могла бы вам потом об этой мысли напомнить;
– используйте словесные и образные подсказки;
– повторяйте, декламируя на театральный манер то, что вам важно запомнить;
– давайте отдых уму.
Б. Понимание природы рассеянности
1. «Привычка притупляет сознательное внимание».
2. Не доверяйте себе:
– при автоматических действиях;
– при стрессе;
– при усталости;
– при наличии помех (отвлекающих факторов);
– в привычной обстановке;
– в условиях, когда возможны ошибки восприятия.
3. Важные вещи проверяйте лучше не один, а два раза.
УПРАЖНЕНИЯ
I. Определите формы своей рассеянности по конкретным ее примерам. Отведите себе неделю на преодоление каждой из этих форм. Попробуйте привлекать изложенные в книге принципы и понаблюдайте, что при этом будет происходить. Вы станете более внимательны, более терпеливы, и у вас выработается больше разнообразных умственных стратегий.
II. Тренируйте свое внимание. Перед тем как куда-нибудь отправиться, остановитесь на минутку. Оглянитесь вокруг себя, подумайте еще раз о том, куда идете, что вам может понадобиться, и убедитесь, что у вас все с собой. Заканчивайте одно дело, прежде чем начать другое. (И при таких привычках вы, например, никогда не оставите перчатки в такси!)
III. Попробуйте ясно осознавать действия, производимые обычно автоматически. Вначале вы будете замечать их только постфактум, когда уже совершили какое-то действие, но постепенно вы начнете ловить себя на том, что делаете, во время самого действия, и даже сможете вовремя себя останавливать.
IV. Когда вы устали или чем-то взволнованы, уделяйте своим действиям вдвое больше внимания. Если нет крайней необходимости, лучше всего отложить дело на потом.
V. Каждый раз, когда вы думаете, как бы не забыть что-то сделать, делайте это тотчас же. Если это невозможно, оставьте себе какую-нибудь подсказку, которая в нужный момент и в нужном месте напомнила бы вам об отложенном деле. Используйте как зрительные, так и слуховые подсказки.
VI. Перед тем как пойти на какой-нибудь вечер, собрание, выступление в городе, спектакль, просмотрите список лиц, которых вы там можете встретить, и зримо вообразите их в контексте, который у вас с ними ассоциируется. Если вы хорошо подготовились, вы будете чувствовать себя более непринужденно, более уверенно и запомните больше интересной для вас информации. (Естественной подготовкой может послужить разговор с кем-нибудь из сопровождающих вас.)
VII. Всякий раз, когда вы оказываетесь в новой для вас местности, старайтесь запоминать направление пути и разного рода ориентиры. Фиксируйте в уме их зрительные образы, когда идете пешком или едете на машине, и по нескольку раз мысленно воспроизводите их.
VIII. С особо важными инструкциями сверяйтесь два раза. Прежде чем перейти к действиям, мысленно проделайте их в уме. (Например, перед приготовлением блюда по какому-нибудь рецепту тщательно все подготовьте.)
IX. Если у вас есть склонность делать несколько дел одновременно, установите приоритеты и попробуйте делать их одно за другим.
X. Если вы безнадежно рассеянны, например довольно часто надеваете на ноги разные носки, возьмите себе в привычку время от времени отвлекаться от своих дел (или мыслей), осматриваться вокруг себя и оценивать ситуацию. Это поможет вам развить в себе чувство контакта с текущей действительностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой книге вы познакомились с различными средствами, позволяющими сохранить и улучшить память. Теперь вы знаете, как выявлять собственные мысленные установки и психосоциальные изменения, способные влиять на мнестические процессы. Само функционирование памяти уже не представляется вам загадочным механизмом, и вы в состоянии отличить недостаток внимания от плохой работы собственно памяти. Вряд ли вы теперь станете пенять на память, когда в действительности вам не хватает внимания. Вы также научились, как для повышения концентрации и избирательности внимания создавать себе стимулы к умственной активности, использовать внутренние резервы, прибегать к расслаблению. Вы достаточно поупражнялись в использовании различных чувств для создания четких мысленных образов всякого рода вещей с целью их запоминания; это неразрывно связано с развитием наблюдательности и способности анализировать элементы, которые вам хотелось бы удержать в памяти. И наконец, вы научились использовать ассоциации как внутренние подсказки, облегчающие запоминание лиц, имен, перечней, цифр и всего прочего. Вы видели, как, сводя воедино свои сенсорные, эмоциональные и интеллектуальные ресурсы, можно добиться контроля над своей памятью.
Единственной страховкой от забывания служит активное участие сознания как в момент запоминания, так и при вспоминании чего-либо. Вот главные средства, которые помогут улучшить работу памяти:
– пауза для сосредоточенности;
– расслабление;
– активность чувств при восприятии;
– избирательное внимание;
– концентрация внимания;
– мысленные образы;
– комментарии с личными эмоциями и ассоциациями;
– поиск вопросов, относящихся к запоминаемому;
– организация запоминаемого материала в соответствии с категориями, принципами, структурами и т п.;
– проверка и пересмотр;
– использование информации для хранения ее в активном регистре памяти.
Мы подошли к концу, но для вас этот конец – всего лишь начало. В этой книге описаны мысленные процедуры, применяемые нами более или менее осознанно при вспоминании, но к ним добавлен еще и ряд новых методов, которые по мере практики вы тоже начнете использовать в повседневной жизни. Усилия, которые вам придется вначале прилагать, постепенно, по мере освоения новых стратегий, перестанут быть ощутимыми, а потом вы без труда сможете находить и свои собственные стратегии, если, конечно, будете их искать. Перечитывая эту книгу по прошествии нескольких месяцев, вы, возможно, найдете моменты, пропущенные при первом чтении из-за того, что трудно сразу усвоить много нового.
Помните, что для хорошей работы памяти очень важна умственная активность. Если вы проявите желание активизировать мнестические процессы в своей голове, вы добьетесь успеха и этот успех отразится на всей вашей жизни. Вы сами должны искать себе мотивы и стимулы, чтобы не останавливаться в своем порыве. Наши исследования подтверждают гипотезу о том, что применение соответствующих мысленных стратегий запоминания улучшает функцию памяти, как это бывает и с любыми другими навыками – в спорте, играх, искусстве или хобби. Те, кто после шести месяцев обучения продолжали использовать эти стратегии, достигли еще больших успехов.
Помимо очевидного чувства удовлетворения от того, что Мы стали больше помнить, установление контроля над памятью освобождает нас от тягостного ощущения беспомощности. При этом открывается путь к еще большему счастью – к умению лучше чувствовать, ценить и понимать мир вокруг себя благодаря пробуждению от дремоты заложенных в нас способностей. Лучше фиксируя в памяти впечатления, мы тем самым повышаем свой жизненный тонус.
Я надеюсь, что вы оценили эти возможности. Продолжайте применять принципы, которые вы почерпнули из книги. Включайте их постепенно в свою повседневную жизнь и придерживайтесь привычек, которые вы уже смогли приобрести. Приспосабливайтесь к своему собственному жизненному ритму, но всегда стимулируйте свою любознательность и интерес к жизни. Как искушенный садовник, вы теперь можете взращивать сад своей памяти с радостью и чувством удовлетворения.
|