Любимов Александр "Здравствуй!"

Скачать в архиве

Вступление

Группа “Здравствуй” ориентирована на то, чтобы дать участникам набор небольших, но высокоэффективных техник, апробированных уже на других группах, для их самостоятельного применения в жизни. Но на этой группе мы, в основном, играем. Учимся разбираться в собственных ролях и возможности их изменения. А особенно в Роли-По-Жизни, которую иногда еще называют Сценарием.

В свое время в Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) было сформулировано, что идеальная машина - это машина которой нет, а функции ее выполняются. Продолжая эту мысль, идеальный ведущий - это ведущий, которого нет, а его функции выполняются. Когда я делал эту разработку, меня интересовала возможность создания тренинга, в которой этот принцип был бы воплощен максимально. В какой-то мере мне это удалось, и получилась группа, основанная большей частью на получении личного опыта и минимально на ведущем.

Как вы уже поняли, при создании этой разработки меня в первую очередь интересовала форма подачи материала. Именно по этому многие упражнения похожи на упражнения из ПсихоТехнологии Успеха, но способ их подачи очень сильно отличается.

У занятий в “Здравствуй” есть достаточно четкая общая структура. Все начинается с того, что все здороваются. После этого идет ролевая игра, задача которой привести членов группы в рабочее состояние. После игры дается техника и время для ее отработки. Затем идет ряд игр на применение этой техники в жизни. Все завершается короткой медитацией на обобщение и адаптацию полученного опыта.

В конце методички дан ряд игр для того, чтобы у вас был выбор. Правда, эти игры, в основном, для пар “мальчик - девочка”, но на этой группе возможно сыграть роль другого пола. “Ролевые игры - 1” - игры с четким результатом (либо выиграл, либо проиграл). “Ролевые игры - 2” отличаются тем, что там результат не так четко определен, но зато возможна большая гибкость в процессе игры.

1-е занятие. Знакомство.

1. Знакомство.

На этой группе мы в основном будем играть. Поэтому вы сейчас можете познакомиться, сыграв обычное знакомство незнакомых людей. Тем более, что по большей части вы между собою не знакомы.

7 минут.

А теперь попробуйте поздороваться, как давно и хорошо знакомые люди. Попробуйте сыграть в это. Просто представьте себе, что людей, которые вас окружают, вы знаете очень давно и очень хорошо.

7 минут.

2. Новая компания.

1. Знакомство.

Разбейтесь на группы по 5-6 человек. Диспозиция такая... Среди вас есть Водящий и остальные, которые изображают Компанию. Не ТОО или АОЗТ, а хорошую, более - менее знакомую компанию. Почему вы вместе и для чего к вам хочет присоединится Водящий - придумайте в микрогруппе сами. Может вы пытаетесь добраться до какого-то места, или собрались на психологическую группу, или, может, просто весело гуляете по улице, а Водящему грустно одному и он тоже хочет быть в гуще жизни. Придумайте сами, как для вас более реально. И как проще или сложнее для Водящего.

Задача для Водящего. Вы пробуете познакомиться с группой людей, влиться в новую компанию... И пытаетесь сделать это так, чтобы они вас приняли. У вас максимум 5 минут. После этого Играющие голосуют, принимают они вас в компанию, или нет. И дают обратную связь. Почему и как... Разрешаются 3 попытки, во время которых вы можете попробовать поучиться на своих ошибках, попробовать другую тактику и вообще просто потренироваться.

Задача для Компании... Опирайтесь на свою реакцию. Как бы вы поступили в такой ситуации. Приняли бы человека, или предпочли бы, чтобы он был от вас на расстоянии.

  • Если какая-то группа закончит раньше времени, предложите им попробовать сыграть попытку знакомства с компанией, которая не слишком рада новым людям. Или как-то по другому усложнить ситуацию...

40 минут.

Обсуждение.

10 минут.

Правила знакомства.

Попробуйте сейчас обобщить свой опыт и написать 5-7 правил, идей, пожеланий на тему: “Как знакомиться с группой...”

То есть от вас требуется попробовать обобщить свой опыт и привести его в такую форму, чтобы им могли пользоваться и другие, менее опытные люди.

15 минут.

Сценка.

Если вы думаете, что сейчас будет торжественная зачитка правил в общем кругу, то вы глубоко ошибаетесь. Сейчас каждый из вас станет носителем идей вашей микрогруппы и займется их распространением.

Сейчас вам необходимо разбиться на новые микрогруппы таким образом, чтобы в них все люди были из разных “старых” микрогрупп этой игры. То есть надо сделать это так, чтобы в “новых” микрогруппах все члены были из разных “старых” микрогрупп.

А теперь задание. За двадцать минут вам необходимо не только обобщить те знания, носителями которых является каждый из членов вашей микрогруппы, но и придумать сценку на две-три минуты, которая бы демонстрировала применение этих правил в жизни.

Именно демонстрировала. Это может быть нечто символическое, или что-то грандиозное, наполненное правдой жизни. Как хотите. Это ваше творчество и ваша игра. Но постарайтесь только, чтобы главная цель этого представления - демонстрация правил знакомства - не потонуло в величии грандиозного сценарного замысла.

20 минут.

Театр.

20 минут.

ПЕРЕРЫВ.

3. Калибровка.

Черная карта.

  • Для данной игры требуется одна или две колоды карт. В зависимости от размера группы. Колода в 36 карт - на 18 человек.

В микрогруппах по 5-7 человек. Раздаются карты, одна из них - черная. Задача группы - определить, у кого черная карта. Задача того, у кого карта, не допустить этого. Время игры три минуты. Через три минуты группа должна решить, у кого черная карта.

Можно производить 2 вскрытия. То есть, если большая часть группы требует, чтобы человек показал свою карту, тот ее открывает. За каждое вскрытие - у всех в группе, кроме пока еще тайного обладателя черной карты - минус 30 очков. За то, что нашли - группе 100 очков. Не нашли - ноль.

  • Вообще говоря, получается что вскрывать карты можно 3 раза. Просто один раз за это не взимается 30 очков.

1 пример. В микрогруппе два раза вскрывали карты. У обоих человек оказались красные. Через три минуты показали на члена группы, у которого была черная карта.

Членам группы: 100 - 2*30 = 40 очков.

Обладателю черной карты - 0.

2 пример. В микрогруппе один раз вскрывали карты. Неудачно. Оказался честным. Через три минуты показали на члена группы, но тоже ошиблись...

Членам группы: 0 - 1*30 = -30 очков.

Обладателю черной карты - 100.

3 пример. В микрогруппе один раз вскрывали карты. И угадали сразу.

Членам группы: 100 - 1*30 = 70 очков.

Обладателю черной карты - 0.

30 минут.

  • Еще одни правила. Для более сложного варианта игры. Раздаются карты, но неизвестно, сколько черных: 2, 1 или 0. Определили точно сколько и у кого - 100 очков. Не определили - минус 100.

Хороший бизнес.

Сели в карусельку. Это означает, что вы разбились на пары и из этих пар образовали круг таким образом, чтобы один из членов пары был внутри круга, а второй снаружи.

Те кто сейчас во внешнем круге - Продавцы, а те, кто во внутреннем соответственно Покупатели. Задача у обоих - выиграть от предлагаемой сделки. Но ситуация как в незабываемой книге: - “Утром деньги, вечером стулья”. То есть товар предлагается значительно дешевле, но деньги вперед. Как сейчас говориться “с предоплатой”. Какой товар - зависти от ваших представлений и знаний. Это могут быть 4 сникерса по цене трех с половиной, а может быть партия компьютеров на 1.5 миллиарда долларов. Все зависит от вашего вкуса и фантазии. Но...

Как Продавец, так и Покупатель могут быть аферистами. Продавец может исчезнуть вместе с вашими деньгами, а Продавец подсунуть фальшивки или сделать еще какую-нибудь гадость. Ваша задача - за три минуты определить, собираются ли вас надуть, или сделка действительно выгодная и в ней стоит поучаствовать. А честный ли человек, зависит от того, какая карта ему достанется. Черная - аферист, красная - совсем наоборот.

  • Карты раздаются просто из колоды. Поэтому могут быть одновременно два афериста в одной паре.

То, что Покупатель может отказаться от сделки, это понятно. Но Продавец это тоже может сделать, но не столь явным образом. Он может начать повышать цену или пообещать, что перезвонит, когда будут готовы бумаги. Или просто вдруг резко передумать.

Вам делают выгодное предложение. Но вы не знаете, честный ли перед вами человек. За 5-7 минут разговора попробуйте определить это. Честный ли партнер определяется по тому, какая у него карта - черная или красная.

  • Через три минуты вы просите поднять руки тех, кто собирается совершить эту сделку. При чем в паре один имеет право руку поднять, а второй нет.

  • На игру дается по 3 минуты. После этого минута обратной связи и пары меняются. Например, сдвигаются на одного человека то сидящие во внутреннем кругу, то во внешнем. Соответственно так, чтобы пары не повторялись. И меняются ролями по очереди. Если сначала Продавцами были сидящие во внутреннем круге, то в следующей игре - сидящие во внешнем круге. А потом опять наоборот.

30 минут.

4. Заключительная медитация.

Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Вы даже можете закрыть глаза. И после этого попробуйте вспомнить, чем мы сегодня занимались и как вы можете использовать полученые знания в вашей жизни.

10 минут.

2-е занятие. Вхождение в роль.

1. Здравствуй.

Во многих восточных школах боевых искусств есть такое правило - перед началом занятия все кричат боевой клич. Мы не на востоке, но я думаю, что для сплоченности и настройки на работу это прекрасное мероприятие. Поэтому, станьте пожалуйста в круг, но достаточно свободно, так, чтобы не мешать друг другу. Ваша задача - всем одновременно крикнуть “ХА” и выкинуть вперед руки с раскрытыми пальцами. Руки выбрасываются в сторону центра. И, самое главное, все это надо сделать одновременно всей группе и с максимальной энергией. Итак...

  • Обычно, клич мы издаем раз 5-6. Нужно стараться сделать так, чтобы крик был совершенно слитным. И достаточно громким. Можно помогать расчетом “раз, два, три...”

10 минут.

2. Дождь.

Вы вышли из метро и обнаружили, что на улице идет дождь. А зонта вы с собой не взяли. Но рядом с собой вы обнаруживаете трех человек, с зонтами. Они, возможно, идут в ту же сторону, а возможно и нет. У вас 2 минуты на то, чтобы попробовать сделать так, чтобы один из них составил вам пару с зонтом. И три попытки. То есть три попытки по 2 минуты каждая. И мне бы хотелось, чтобы вы все побывали в роли соискателя зонтиков.

20 мин.

Обсуждение.

10 мин.

3. Роли в нашей жизни.

Один из способов описания нашей жизни, нашего поведения - это ввести понятие роли. Роль - это то, во что мы играем. Роль как бы имеет свою цель, свою направленность. С одной стороны, это очень удобно - роль имеет более-менее подходящий для многих ситуаций набор вариантов поведения. Вернее, роль - это шаблон, по которому строится поведение в данной ситуации. Плюс еще то, что роль - это не мы. И ошибки сделанные при исполнении это не наши ошибки. Это виновата роль.

Проблема роли - ее четкая направленность на достижение цели и, очень часто, отсутствие гибкости. Обычно, наработки и достижения одной роли не доступны другой.

Еще одно - обычный человек привык играть 3-4 роли. Хороший актер имеет в своем репертуаре 7-9 типажей.

Но очень большой плюс роли это то, что они более-менее известны. Для того, чтобы жить в обществе и играть в социальные игры нам необходимо хорошо разбираться в ролях других людей. И мы можем использовать этот ресурс. Есть достаточно простая техника перехода из одной роли в другую. Так же мы можем расширить роль, сделать ее более гибкой. Итак, первое упражнение.

Какую роль вы играете в жизни.

Разбейтесь на группы по 4-5 человек и попробуйте обсудить и определить, какую роль каждый из вас обычно играет в жизни. Попробуйте дать ей имя. И еще подумайте о том, каким ситуациям эта роль подходит, а каким она совершенно соответствует. Скажем так, попробуйте найти сильные и слабые стороны этой роли.

Естественно, многих людей вы видите почти впервые и не можете с уверенностью сказать о них что-то определенное. Но я еще раз напоминаю вам, что это игра. И вы можете потренировать свою интуицию. И наблюдательность. Потому что роль находит отражение во всем. В одежде, голосе, позе, походке. И на человеке играющем роль “Безалаберного” даже костюм за 1.500$ будет сидеть как мятая и жеваная майка, а на “Победительнице” маечка будет выглядеть как костюм от Диора. Попробуйте все это увидеть и услышать.

  • Для каждого из вас то, что вам скажут другие - это только то, что можно принять к сведению. Решение принимаете вы сами. Но мнение других - это повод к размышлению. Это совершенно не “окончательный диагноз”.

20 мин.

Сценка.

Я вижу, что вы уже справились с заданием. Теперь сделайте, пожалуйста, следующее. Придумайте каждой основной роли членов вашей микрогруппы метафору. В данном случае это некий сценический образ, фраза плюс настроение.

“Вообще-то я замужем”.

“Мне ТАК грустно”.

“Никто МЕНЯ не любит”.

“Я ТАК РАД вас всех видеть!”

После этого попробуйте придумать сценку на 2-3 минуты, в которой эти роли были бы максимально обозначены. Именно сценку. Чтобы было взаимодействие, а не пять монологов подряд. Скорее всего, это будет гротеск, абстракция или символика. Хотя, может быть и совершенно жизненная ситуация.

15 мин.

Театр.

В общий круг. Какая группа хочет быть первой? Прекрасно. Начали.

15 мин.

Список ситуаций.

Сейчас уже будет перерыв. Но вы не просто будете отдыхать. У вас у всех будет задание. Возьмите бумажку и напишите 5-7 ситуаций, в которых ваша роль проявляется наиболее ярко. Не более частых ситуаций, а наиболее характерных. И сделайте так, чтобы среди этих ситуаций были как такие, в которых эта роль хорошо соответствует моменту, так и такие, в которых она (роль) вас ограничивает и вы ведете себя не лучшим образом. То есть, ситуация вызывает у вас трудности.

ПЕРЕРЫВ.

4. Вхождение в роль.

То, чем мы сейчас будем заниматься, вы делаете постоянно. Особенно много вы это делали в детстве. ЭТО - вхождение в роль. Дети обычно обучаются играя в игры и примеривая на себя то роль родителей, то любимых кино- или теле- героев, то роль персонажей книг. Они играют и обучаются одновременно.

И мы сейчас попробуем немного вспомнить этот способ и научиться им пользоваться в нашей повседневной жизни.

Это ведь только один из множества способов описать человека и то, что он делает в этой жизни. И я не предлагаю вам просто выбрать новую роль вместо старой. Я предлагаю вам научиться соответствовать ситуации. Как к каждому замку требуется определенный ключ, так к каждой ситуации требуется свое поведение. А когда ключ не соотвествует, либо вы не можете войти в комнату, либо очень долго возитесь с замком и открываете его со скрипом.

А роль - это только шаблон. И чем больше у вас этих шаблонов, тем к большему числу замков вы можете подобрать ключи.

И идеал здесь - это когда вы можете соответствовать любой ситуации. Как бы умение того, чтобы ситуация “делала” вас. Еще одна метафора - это когда вы становитесь текучими, как вода. И можете заполнить любую емкость.

0. Мета-роль.

Подумайте о том, какую роль вы играете по жизни. Придумайте или вспомните метафору к этой роли.

  • Я здесь не расписываю подробно, потому что это было сделано в описании предыдущих упражнений.

1. Выбор новой роли.

Мне бы хотелось, чтобы вы подумали и выбрали для себя такую роль, которая вам интересна и которая вам может дать что-то новое, обучить чему-то интересному. Обычно, я предлагаю взять роль противоположную той, которую вы обычно играете по жизни. Или ту, которую вообще никогда на себя не примеряли. Если вы по жизни Застенчивый, то попробуйте роль Наглеца или Донжуана. Если же ваша обычная роль - Шикарная Женщина, то возьмите на пробу роль Скромной Девушки.

“Противоположности не противоречат, а дополняют друг друга”.

И попробуйте придумать обозначение - фразу, действие, эмоцию для этой роли. Как в упражнении, когда вы делали сценку. Может, это будет любвеобильный мужчина, который так вкрадчиво говорит: “А как вас зовут?”. Или девушка, которая скромно потупясь и ковыряя землю, произносит “Я тут ни при чем”.

2. Создание образа.

Представьте себе образ, который для вас обозначает эту роль. Обычно я предлагаю три способа для этого:

  1. Вы можете представить себя, играющего эту роль. Как вы выглядите со стороны.

  2. Вспомните человека, который прекрасно играет эту роль. Это может быть ваш знакомый, киногерой, и даже герой книги.

  3. Создайте как бы архетип роли. Завистник, Герой, Супермен. Это как бы чистая роль, без всяких нагрузок.

Естественно, для у каждого способа есть свои достоинства и недостатки. Когда вы выбираете образ самого себя, играющего эту роль, то все зависит от того, хорошо ли вы ее умеете играть или не очень.

Если вы выбираете другого человека, то вместе с ролью вы можете получить и его болезни и комплексы. Правда только на время игры. Но, если он играет хорошо, то и вы скорее всего будете это делать естественно и достоверно. Это можно назвать “Правило Жены и Тещи”. Или “Правило Мужа и Свекрови”.

Когда вы женитесь, вместе с женой

вы получаете в нагрузку всех ее родственников.

То же самое для того случая, когда вы выходите замуж.

  • Это для тех, кто в силу определенных причин не может жениться.

Архетип же не несет в себе никаких нагрузок, но он слишком неестественный. Как герой в мексиканском телесериале. Если это негодяй, то ничего человеческого в нем нет. А если она порядочная девушка, то все вокруг гады и делают подлости, а она всегда хорошая и тут не при чем. От архетипа хорошо обучаться роли, но брать за образец я бы не особенно рекомендовал. Он требует еще человеческого наполнения.

2. Вхождение в образ.

А теперь войдите в этот образ. И отпустите свое тело. Разрешите ему делать то, что оно считает нужным. Если оно захочет как-то изогнуться, сменить позу, расслабиться или напрячься, то разрешите ему это сделать. Будьте просто сторонним наблюдателем. Разрешите роли играть вас. Но не забывайте, что пульт управления находится у вас. И она вас играет только до тех пор, пока вы ей это разрешаете.

  • Обычно я говорю, что с одной стороны это чрезвычайно простая техника, а с другой стороны, чрезвычайно сложная. Простота в исполнении. Трудность в отказе от контроля. В том, что нужно “отпустить” себя, в пассивности.

  • Я не говорю о страхе перед чем-то новым. Это само собой.

4. Вживание в роль.

Для того, чтобы лучше вжиться и лучше осознать все те изменения которые произошли, немного поговорите, пройдитесь, поделайте разные дела и подумайте о разных вещах. Вживитесь в этот образ. Вернее разрешите этому образу на время вжиться в вас.

Попробуйте несколько раз войти и выйти из этой роли. Прочувствуйте отличия между вашим обычным состоянием и этим новым. Вхождение в роль напоминает примерку новой одежды. К ней нужно привыкнуть.

5. Взгляд со стороны.

А теперь отойдите в сторону и взгляните на обе ваши роли - Мета-роль и Новую. Чем они отличаются? Как меняется ваше восприятие и ваше мышление? Найдите и проговорите эти различия.

После этого подумайте о том, к каким ситуациям подходит ваша старая роль, к каким новая. А где они не подходят обе и нужно что-то другое. Найдите то, что объединяет эти типы ситуаций и попробуйте это сформулировать.

  • Здесь дан вариант для индивидуальной проработки. На группе мы это делаем в парах. И проигрываем по 3-4 разных роли для того, чтобы лучше научиться этому процессу.

  • Задача Тренера - управлять процессом и следить за временем. Иногда полезная функция Тренера состоит в подстегивании и стимулировании Кролика. И, возможно, снятие ответственности с Кролика за процесс, что позволяет тому расслабиться и не бояться ошибки.

30 мин.

5. Использование ролей.

Разбейтесь на группы по 3-4 человека. Вспомните о своих бумажках, на которых вы писали ситуации, в которых ваша “роль по жизни” проявляется наиболее ярко. И сделайте так. Водящий выбирает сначала одну ситуацию и рассказывает о ней группе. После этого группа разыгрывает эту ситуацию, а Водящий проходит ее в двух различных ролях. Эти две новые роли он выбирает из соображений наилучшего соответствия данной ситуации. На каждого человека во всех вариантах порядка 5-8 минут.

После того, как все побывают ведущими, вы разыгрываете следующие ситуации. Учтите, что на все упражнение у вас минут сорок. И я надеюсь, что сначала Водящие выберут ситуации, которые вызываю у них трудности.

40 мин.

  • Некоторые говорят, что во время этого упражнения они очень устают. Тогда можно предложить сравнение обучения этой технике с обучением письму. Сначала вы очень устаете, совершая непривычные действия, а после чувствуете себя легко и расслаблено.

Обсуждение.

10 мин.

6. Домашнее задание.

У меня есть для вас небольшое задание на дом. Оно состоит как бы из двух частей.

Первое. Мне бы хотелось, чтобы вы сделали следующее. В каждой ситуации пытайтесь определить, какую роль вы в данный момент играете. Попробуйте дайте ей имя и придумать метафору. И попытайтесь найти другую роль, которая бы соответствовала этой ситуации. И попробуйте пройти эту ситуацию в этой новой роли.

Ваша задача научиться использовать ту ролевую технику, которую вы сегодня изучали, в реальной жизни и конкретных ситуациях. Научитесь легко и быстро входить и выходить из ролей, разграничивать их и удерживать.

Второе. Определите все-таки для себя, какую роль вы играете в жизни. Что общего во всем вашем поведении. Это можно определить, как то, что есть множество тропинок, но все они как бы объединяются или лежат в пределах одной дороги. Вот попробуйте найти и определить эту дорогу. И назвать.

7. Заключительная медитация.

10 минут.

3-е занятие. Расширение ролей.

1. Здравствуй.

На этой группе мы занимаемся тем, что играем. И поэтому давайте сыграем во встречу. Сначала представьте, что вы все на официальном приеме. Войдите в роль человека из более-менее “высшего” общества. Как вы его себе представляете. Мужчины могут почувствовать на себе смокинги и галстуки-бабочки, девушки - вечерние платья. И вы здороваетесь, как на светском рауте. Разыграйте, пожалуйста...

10 мин.

Обсуждение.

Леди и джентльмены! Прошу садиться. Кому это было сложно - войти в атмосферу светского раута? А кто стеснялся играть в “эту дурацкую игру”?

5 мин.

2. Очередь.

Ваш поезд стоит всего три минуты. А вам страшно хочется есть. А все запасы еды уже кончились. Вы подбегаете к буфету, а там очередь. Ваши действия. Если вы просто устроите скандал, то это будет скучно. Сделайте что-нибудь более интересное.

В группах по 4-5 человек. Один играет пассажира поезда, еще один - буфетчицу, остальные - очередь. Максимум три попытки по 2 минуты.

15 мин.

3. Обсуждение домашнего задания.

У вас было домашнее задание. Кто что делал, у кого что получилось, что не получилось. И какие выводы вы можете сделать из этого опыта.

4. Публичное выступление.

Проигравший, не выигрывающий и выигрывающий. (Лягушки - Принцы).

Вы все подумали на тему, а какую роль вы играете по жизни, какова ваша Мета-роль. Это не означает, что у вас действительно именно эта роль. В конце концов это только игра. Сыграйте, как будто вы решили, что у вас эта роль по жизни. Тем более, что задача сегодняшнего занятия научить вас менять и расширять свои роли. Но для того, чтобы что-то менять, нужно хотя бы это иметь. Это только еще одна возможность стать гибче и свободнее. И для этой игры не важно, будете ли вы обличать свою роль во всех смертных грехах, или уверять всех, что она самая лучшая. Это ваше дело. Да и это не важно. Главное, чтобы вы ее определили и сыграли в то, что вы в это верите. Вообще говоря, ведь это всё обман.

Ваша задача в этом упражнении - сделать публичное выступление на тему “Моя роль в жизни”. И привести факты и доказательства того, что у вас именно эта роль, и никакая другая.

Это может быть в самой разнообразной форме.

- Да, я осознал. Я всю жизнь играл в Спящую Красавицу и ждал того, кто меня разбудит. Даже в первом классе...

- Всю жизнь я чего-то добивался. Я стремился быть первым, в школе я был отличником, на заводе - передовиком производства. В семье - образцовым мужем. Как мне это надоело...

- Всего в своей жизни я добивался сам...

30 мин.

5. Расширение ролей.

Как я и обещал, сегодня мы займемся расширением наших ролей. В какой-то мере, вы уже тренировали первую часть этого упражнения. Вхождение в роль. Но теперь задача немного другая - сделать ваши роли гораздо более гибкими. Впрочем, и вас тоже.

  • Здесь дано описание работы с Мета-ролью. В случае работы с ситуативной ролью просто на первом шаге работа ведется с нею, а не с Мета-ролью.

1. Старая роль.

Какую роль вы играете по жизни. Какова ваша Мета-роль. Дайте ей имя и придумайте метафору, характеризующую ее.

2. Новая роль.

Подумайте, с какой Новой Ролью вы хотели бы поработать. Старайтесь, для начала, выбрать роль противоположную той, которую вы больше всего играете по жизни. В этом случае нам будет проще работать.

Но выберите противоположную не формально, а качественно. Например, ваша обычная роль - “Победитель”. Формально противоположная тогда - “Проигравший”. Ну, а качественно противоположная - “Свободный”. Или “Спокойный”. Это зависит только от вашего личного понимания этого качественного различия. И так же, как в первом шаге, дайте имя и придумайте метафору Новой Роли.

3. Образ Новой Роли.

Представьте себе образ наиболее, по вашим представлениям, соответствующий данному типажу. Либо вы в этом состоянии, либо человек, наиболее характерный в жизни в этой роли, либо собирательный образ, как бы архетип: “Великая Мать”, “Деловая Женщина”, “Супергерой”.

Поставьте этот образ на расстоянии шага от вас. И как только он станет достаточно четким, войдите в него. И отпустите свое тело. Разрешите ему действовать так, как оно сочтет нужным. Походите, прочувствуйте что изменилось в движениях, в восприятии мира. Поговорите. Послушайте, как меняется голос. Короче, вживитесь в эту роль.

4. Выяснение отношений.

А.

А теперь обернитесь и посмотрите на образ своей старой роли. Что вы о ней думаете? Что вы можете о ней сказать с позиции Новой Роли?

Б.

Вернитесь в Старую Роль. Что вы можете сказать о вашей Новой Роли? Что ей посоветовать или о чем спросить?

5. Внешняя позиция.

Выйдите за пределы этих двух ролей. Посмотрите на них со стороны. Что хорошего в каждой из этих ролей? Что может дать Старая Роль Новой Роли? Что может взять Старая Роль у Новой?

6. Расширение Ролей.

А теперь приблизьте эти образы друг к другу, чтобы они соприкасались. Пусть они обменяются тем наиболее полезным и ценным, что у них есть. И посмотрите, как изменятся образы. После чего позвольте этим образам раствориться в вас. Проинтегрируйтесь с ними.

  • Можно сделать это, посадив эти роли себе на руки и медленно приблизив их так, чтобы ребра ладоней соприкасались. Но не сжимать их! А объединиться можно прижав руки к груди и “втолкнув” в себя образы изменившихся ролей. А потом разрешите им раствориться в вас.

7. Проверка.

Подумайте, что изменится в вашей жизни после всех этих изменений. Что конкретно изменится. Попробуйте все это проговорить и представить.

  • Сначала я предлагаю поработать в парах с расширением Мета-роли. Чтобы изменить основу. А в следующем упражнении уже работать с более конкретными жизненными ситуациями.

40 минут.

ПЕРЕРЫВ.

6. Работа в микрогруппе.

На прошлом занятии каждый из вас выбрал несколько ситуаций, в которых он хотел попробовать вести себя по-новому. А группа разыгрывала эти ситуации. Сегодня все будет несколько иначе. Ситуации каждому из вас будет придумывать ваша микрогруппа. И, соответственно, их разыгрывать. Точно так же, будет по три попытки. И время подумать над тем, как и какую роль вам надо расширить.

  • Рекомендации играющим. Думайте над тем, какую роль вы раньше играли бы в этой ситуации. И как ее расширить лучшим образом.

И просьба к группе. С каждым кругом старайтесь усложнять ситуации. Чтобы человеку надо было потрудиться и поработать.

60 мин.

7. Обсуждение.

Мне бы хотелось, чтобы вы все проговорили, что конкретно вы получили в результате сегодняшней работы. Чему научились и чему вы еще можете научиться, используя новый опыт?

8. Заключительная медитация.

10 минут.

4-е занятие. Перенос Мастерства.

1. Здравствуй.

ХА.

10 мин.

2. Телепередача.

Разбейтесь на группы по 4-5 человек. Задание такое. Один из вас будет изображать либо зятя, либо невестку, в зависимости от пола. Вашего. Вы смотрите очень интересную передачу, но ваша свекровь (теща, свекор, тесть), которую изображает второй член микрогруппы, собирается посмотреть ее еще более горяче ею любимый мексиканский телесериал. И сообщает вам о своем желании. Вы хотите досмотреть передачу, но и со свекровью ссориться не стоит.

Остальные изображают зрителей. Ну, какой театр без зрителей?! А чтобы они просто так не сидели, давайте за эту игру те, кто играют, будут получать оценки, выставлять которые будут играющие зрителей. Постарайтесь, чтобы каждый побывал как в роли Зятя (Невестки), так и в роли Тещи (Тестя, Свекра, Свекрови).

Отлично.

Если Невестка не дала переключить программу, но и не поссорилась со свекровью.

- Ольга Васильевна! Смотрите, это же ваш любимый актер. А телесериал вы посмотрите завтра с утра, а завтрак я сделаю.

Средне.

Если девушка не дала переключить программу, но при этом у свекрови испортилось настроение.

- Отстаньте от меня Ольга Семеновна со своим телесериалом. Вот закончится передача, тогда хоть обсмотритесь.

Плохо.

Если свекрови удается переключить телевизор на другой канал.

  • Расписано для Невестки со Свекровью. Для Зятя все будет в мужском роде.

20 мин.

3. Мастерство.

До этого мы говорил, в основном, о ролях, о шаблонах поведения. Это еще можно описать, как направление движения. А сегодня мы будем заниматься Мастерством. Это умение что-либо делать эффективно, грамотная стратегия. И если роль - это сценарий, то Мастерство - способность этот сценарий воплотить в жизнь. Как в театре. Есть пьесы с расписанными ролями и есть актеры. И одни из них могут сыграть эту роль хорошо, другие плохо, а третьи это сделают просто прекрасно!

Каждый человек умеет делать что-то отлично. Обычно это то, что он делает так хорошо, что это получается у него сам собой. И он не обращает на это внимание. Например, говорит на родном языке. А ведь мы все этому учились. Ну, а так же, некоторые прекрасно моют посуду, чистят картошку, рассказывают анекдоты или общаются в магазинах.

Но самое главное не это. Обычно, Мастерство имеет общую структуру для большинства ситуаций. И его можно переносить из ситуации где оно есть в ситуацию где его нет! И, хотя, у каждого человека существует не один, а несколько способов Мастерства, очень часто он ими не пользуется в тех ситуациях, где они могли бы ему больше всего понадобиться. При чем не важно, что вы делаете хорошо: чистите картошку, знакомитесь на улице или решаете интегралы. Хотя, скорее всего, интегралы вы решаете несколько другим способом, чем рассказываете анекдоты.

4. Зато...

Я надеюсь что вы уже осознали, что можете быть Мастерами в самых различных областях?! Сейчас я предлагаю вам более конкретно подумать об этом. Мы сыграем в одну замечательную игру. Она называется “Зато”. У нее очень простые правила. Вы разбиваетесь на группы по 5-6 человек. Садитесь в круг. И первый говорит:

- Я отлично умею варить картошку.

Следующий ему отвечает:

- А я, зато, прекрасно играю на гитаре.

И так по кругу. Вы называете те вещи, которые вы делаете отлично и говорите при этом только правду. Если кто-то в течение 30 секунд не находит нового дела, то он выбывает из круга.

Вы можете повторять, то, что говорили ваши партнеры, но не имеете права повторяться сами. То есть, если кто-то сказал, что он хорошо моет полы, то вы имеете права сказать:

- А я мою еще лучше.

Но еще раз говорить об этом просто так, констатируя факт, вам нельзя. И вы называете за раз только одно дело. И говорить об этом требуется с полной уверенностью в правоте своих слов. Так, чтобы вы даже сами поверили!

20 мин.

Обсуждение.

10 мин.

4. Перенос Мастерства.

А сейчас мы поучимся переносить Мастерство из одной области в другую. Мы уже как-то говорили, что у человека есть все необходимые ресурсы для изменения. Вопрос обычно состоит в том, как до этих ресурсов добраться.

Как ни странно, это наверное один из самых простых и быстрых способов изменения, который я встречал. Нам достаточно только сделать так, чтобы вы смогли совместить два состояния - где вы эффективны и где вы собираетесь стать эффективными.

В метафоре с домом это можно описать так. Вам как-то надо одновременно открыть две комнаты и подглядеть, как в одной из них расставлена мебель более правильным способом и расставить ее так же во второй комнате. Сейчас мы попробуем сделать это через работу с образами, но можно поработать и с ощущениями.

1. Выбор области изменения.

Подумайте о том, где вы хотите стать более эффективным. Представьте себя в этой ситуации. И поместите этот образ на передний план.

2. Область Мастерства.

Найдите область, схожую с вами выбранной, но где вы действуете эффективно. Например, если вы выбрали деловое общение, то может вы хорошо можете знакомиться с девушками или прекрасно разговариваете с продавцами южных фруктов.

А теперь перенесите картинку, на которой вы видите себя со стороны в ситуации, где вы действуете эффективно, на задний план.

3. Совмещение картинок.

Наблюдайте сквозь ближнюю картинку образ себя в ситуации, где вы действуете эффективно, которая находится на заднем плане. Разрешите этим образам взаимодействовать до тех пор, пока изменения не закончатся или не станут циклическими.

4. Проверка.

Представьте себя в ситуации, в которой вы хотели бы быть более эффективны. Шагните в образ и проживите эту ситуацию изнутри. Что в ней изменилось? Нашли ли вы то, чего вам не хватало в данной ситуации?

  • Иногда бывает, что человек нашел то, чего ему не хватало в понимании что делать, но остались неуверенность или стеснительность. Тогда их стоит проработать на якорях. У любой проблемы есть две стороны. То, что нам мешает, и то, чего мы еще не научились делать. Перенос Мастерства дает нам обучение, а работа на якорях помогает справиться с тем, что мешает.

30 мин.

Обсуждение.

10 минут.

ПЕРЕРЫВ.

5. Упражнение.

В группах по 4-5 человек разыграть 4 ситуации. Для каждого.

1. По выбору.

Ведущий сам выбирает ситуацию, куда бы он хотел привнести Мастерство, а группа помогает ему ее разыграть, чтобы проверить, как это работает.

2. Нахал.

Ситуация, которая нечасто бывает в наши дни, а раньше встречалась повсеместно. Очередь. Вы уже на подходе. А какой-то нахал пытается пролезть без очереди! Ваша реакция в данной ситуации? Ну, если вы просто устроите склоку с обилием нецензурных выражений, то это скучно. Отстаивать справедливость тоже можно мастерски. И чтобы это было красиво. Мастер он и в скандале Мастер!

3. Признание в любви.

Это уже более романтическое и изысканное задание. Признание в любви! Это так просто и при этом так сложно!

4. Рассказать анекдот.

Анекдоты рассказывают все. Но не все это делают действительно Мастерски. Попробуйте сделать это так, чтобы было смешно не только рассказчику...

30 минут.

6. Синтез мастерства.

Теперь мы займемся тем, что попробуем создать для себя набор нескольких способов Мастерства. Я уже говорил, что мы можем обучаться двумя способами - сознательно и подсознательно. Сознательный способ обучения мы использовали на прошлом занятии, а сегодня мы займемся подсознательным способом обучения.

Мы попробуем сделать так, чтобы у вас было несколько эффективных способов решения задач, несколько стратегий. Учтите, что за счет того, что вы теперь в любой момент одновременно сможете использовать возможности всех стратегий и в любой момент вы сможете перейти с одной на другую, количество способов решения задач у вас будет расти геометрически. Но для этого нужно немного поработать. Что я вам и предлагаю сделать.

Мы будем пользоваться техникой совмещения картинок, но в немного другом аспекте. Если раньше у вас на заднем плане была картинка вашего Мастерства, а на переднем - образ того, где вы хотите стать более эффективны, то сейчас мы немного все это изменим.

1. Создание панно.

Сейчас вам надо будет создать панно из нескольких кинофильмов о том, как по-разному можно быть Мастером.

  • Здесь дается способ обучения у других людей. Но можно обучаться и у себя самого. Просто тогда вы будете делать фильм про себя самого, делающего что-то мастерски.

Возьмите образ человека, который что-то делает мастерски. Это можете быть как реальное лицо, так литературный персонаж или киногерой. И вот перед вами идет фильм о том, как он прекрасно чистит картошку или красит забор. А теперь отодвиньте эту картинку на задний план.

Возьмите еще одного человека, который тоже что-то умеет делать классно. Например, решать алгебраические задачи. Совершенно не обязательно, чтобы вы до этого видели, как он это делает в реальности. Вы можете просто пофантазировать на эту тему. Самое главное, чтобы вы были уверены в том, что он это делает отлично. И как только вы посмотрите и это кино, отодвиньте образ на задний план и поставьте рядом с первым.

Подумайте еще о паре других людей и создайте фильмы про них. Поставьте картинка с ними под две предыдущих, чтобы они были расположены прямоугольником. Пусть пока на них не будет кино, а будет только первый кадр.

2. Обучение.

А теперь возьмите себя, который что-то делает мастерски. Вы видите себя со стороны, то есть вы диссоциированы. Верните фильм на начало. Остановите. У вас как бы фотография. Сделайте эту фотографию полупрозрачной, чтобы видеть 4 картинки позади нее. А теперь одновременно запускайте вместе 5 фильмов. И просто созерцайте сквозь ближнюю картинку четыре дальних. Разрешите ближней картинке меняться, как она сочтет нужным. Останавливаетесь вы в тот момент, когда передняя картинка перестает меняться, либо изменения становятся циклическими.

3. Интеграция.

А теперь шагните внутрь ближней картинки и проживите ситуацию изнутри. Подумайте, что изменилось.

  • Тот образ Мастерства, который получиться у вас в результате этого упражнения, вы можете прекрасно использовать как эталон для работы с первым упражнением. Но только там теперь не надо будет подбирать подходящую область Мастерства. Ваше бессознательное само будет брать наиболее подходящие варианты для каждой конкретной ситуации.

20 мин.

7. Домашнее задание.

Вы уже попробовали побыть Мастерами в самых разных ситуациях. А теперь попробуйте внести Мастерство во все области своей жизни. В чистку зубов и покупку хлеба, уборку квартиры и подготовку к экзаменам. Помните, что вы Мастера и можете все делать прекрасно! Попробуйте в каждой ситуации, в которой вы оказываетесь, проявить максимум своего таланта, творчества и сообразительности. И посмотрите, как изменится ваша жизнь после этого.

8. Заключительная медитация.

10 минут.

5-е занятие. Супер-Решатель Проблем.

1. Здравствуй.

Давайте сегодня поздороваемся как можно теплее и доброжелательней, как можно мягче и светлее. Попробуйте дать всем, кто вам встретиться, всю вашу любовь и нежность и разрешите себе получить от них их любовь и их нежность. Иногда это очень сложно - не только давать, но и брать. А для других сложнее отдавать. Давайте же попробуем быть свободными и открытыми, чтобы и брать и отдавать!

10 мин.

2. Обвес.

Вы только что купили бананы или помидоры, отошли на три метра от прилавка, и тут сообразили, что с вас взяли явно не за килограмм, а за полтора. У данной ситуации есть много продолжений. Вы можете молча пойти дальше, рассуждая на тему “Ну вот, опять не повезло”, или вернуться и учинить грандиозный скандал с дракой, мордобитием и милицией, а можете сделать что-то более интересное. Например, вернуть деньги без скандала. Попробуйте это разыграть. Микрогруппы по 4 человека. Двадцать минут на всех.

20 мин.

Обсуждение.

10 мин.

3. Список проблем.

В прошлый раз мы занимались Мастерством в каждой конкретной ситуации. А сегодня мы попробуем взять это Мастерство во всю жизнь. И еще кое-что. Но для начала небольшое, но очень важное задание. Я предлагаю вам взять бумажки и написать на них список ваших основных жизненных проблем. Пять - десять пунктов. Проблемы выбираете по вашему вкусу. Один хочет бросить курить, а второй купить новый “Мерседес”. У каждого свои проблемы и пятнадцать минут.

15 мин.

4. Супер-Решатель Проблем!

Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас опробовали на себе роль с несколько длинным названием Супер-Решатель Проблем. Всем вам знакомо состояние, когда у вас все получается, все горит в руках! И те проблемы, которые раньше казались громадными и необъятными, превращались в мелкие и легко преодолимые. Мне бы хотелось, чтобы вы вернулись в это состояние и прочувствовали его.

  • Если у вас самих, как вам кажется, таких мгновений не было, подумайте о ваших знакомых или киногероях, которых вы помните в этом состоянии.

И мне бы хотелось, чтобы добавили в эту роль ваше новое Мастерство. То, которое синтезировали на предыдущем занятии.

15 минут.

Решение проблем.

В группах по 4-5 человек. Ведущий входит в состояние Супер-Решателя Проблем и рассказывает о том, как можно решить проблему из его списка. Остальные ему помогают. Потом Ведущим становится следующий, и так по кругу. Когда проходят все, берется следующая проблема из списка.

  • Другой вариант, когда листики со списком проблем не подписываются, а всей группой пытаются придумать их решение.

40 мин.

ПЕРЕРЫВ.

5. Круг Совершенства.

Сейчас мы попробуем взять Мастерство в свою жизнь. Встаньте. Представьте, что перед вами находится Круг Совершенства. Это Круг, в котором находится и ваш Супер-Решатель Проблем, и различные виды Мастерства, и ваши наиболее интересные роли. Все ваше самое лучшее, самое совершенное, самое гармоничное находится в этом Круге. И для одного он будет в метре и диаметром сантиметров тридцать, для другого он начинается в полуметре, зато диаметр метра два.

Представьте его как можно яснее и окрасьте в цвет, который символизирует для вас состояние Совершенства. Потом зайдите в Круг, встаньте в центр и прочувствуйте это состояние как можно сильнее и ярче. Выйдите из него и посмотрите на него еще раз со стороны. Все ли там, что вы хотели бы иметь. Может туда надо еще что-то добавить. Может Уверенность или Любовь, Радость или Смелость. Пусть этот круг будет действительно содержать в себе самое лучшее и самое нужное из того, что у вас есть.

Добавьте это все туда. И посмотрите, как это изменит цвет. Зайдите снова в Круг и прочувствуйте его еще раз. Как изменилось состояние внутри. Все ли там есть, что вам надо. Выходите и входите в круг до тех пор, пока не поймете, что это действительно то, что вы хотели иметь. И как только вы это поймете, встаньте в центр Круга и взгляните в свое будущее. Возьмите всю энергию Круга, его цвет и добавьте эти краски в свое будущее. И разрешите им изменить его. После этого посмотрите на прожитые годы, на ваше прошлое. И тоже раскрасьте его в цвета Круга Совершенства. И вы обнаружите, как оно начинает меняться.

Теперь выйдите и еще раз посмотрите на Круг со стороны. Запомните его как можно лучше. Если вам потребуются ресурсы, вы всегда можете вспомнить о нем, войти в него и окрасить любую ситуацию в цвета Совершенства. А это означает, что вы можете взять Совершенство в каждый кусочек своей жизни, каким бы он ни был.

В то же время помните и о том, что идя по Жизни вы всегда находите что-то новое, которое вы всегда сможете добавить в Круг. Ведь это не склад забытых вещей, он меняется вместе с вами, а вы меняетесь вместе с ним!

  • Это упражнение можно делать двумя способами. Либо в виде коллективной медитации, либо сначала проводится демонстрация, а потом идет работа в парах.

30 мин.

6. Выступление.

Разбейтесь на группы по 10-12 человек. На третьем занятии мы делали выступление на тему “Какую роль я играю по жизни”. Сегодня же вам предстоит сделать выступление на тему “Как я изменю свою жизнь”. Но это не просто выступление, а торжественное обещание! Вы уже знаете множество прекрасных техник и вполне реально способны сделать в своей жизни такие изменения, которые сочтете необходимыми. У вас будет время не только подумать на эту тему, но и дать обещание группе. Постарайтесь сделать это от всей души, со всем желанием на которое вы способны. Тогда это начнет работать.

Сначала вы подумаете о тех изменениях, которые вы считаете полезными сделать в своей жизни. И это будут достаточно серьезные для вас изменения, ведь ради мелких, наверное, не стоит отнимать внимание группы. А потом вы все по очереди будете вставать, и я надеюсь, что вы будете не просто вставать, а подниматься на какое-то возвышение, типа стула или стола. Откуда вы и сделаете свое выступление.

60 минут.

7. Заключительная медитация.

10 минут.

6-е занятие. Якоря.

1. Здравствуй.

ХА

10 мин.

2. Визит к начальнику.

Ситуация такая. Вам надо прийти к начальнику и добиться от него чего-то вам нужного. Отпуска, повышения заработной платы, квартиры. Кому что ближе. Начальником может считаться любое официальное лицо, от которого зависит решение вашей проблемы. Например, начальник ДЭЗа, от которого зависит появление водопроводчика, которого вы ждете уже два месяца.

Вам нужно добиться именно разрешения своего дела. То есть конкретного повышения оклада, а не обещания подумать на эту тему. Как подсказку могу сказать, что к любому человеку можно подойти с двух позиций. Либо как к выполняющему какую-то функцию (Отец, Жена, Секретарша, Директор, Продавец, Таксист), либо как к личности, к живому человеку. И одни люди более предпочитают авторитарные, функциональные отношения, а другие более личные.

Учтите, что можно выполнять функцию Друга или Любовника и это будут функциональные отношения. А можно дружить или любить, и это будут уже личные отношения. Где грань между двумя этими состояниями я предлагаю определить вам самим на собственном вашем опыте. Поэтому разбейтесь на группы по 4-5 человек и попробуйте разные подходы к разным начальникам.

20 мин.

Обсуждение.

В общий круг. Попробуйте рассказать о тех выводах, которые вы сделали в процессе этого упражнения, да и в процессе жизни тоже. Как и чего можно добиться от начальника?

10 мин.

3. Якоря.

Подумайте о тех состояниях, которые у нас обычно считаются “плохими” - ярость, гнев, ненависть. Мы привыкли их сдерживать в себе, запрещать им проявляться. И в результате этого некоторые люди совершенно не в состоянии выпустить их наружу, даже когда это было бы наиболее подходящим выбором.

Для других является проблемой ситуация, когда на них эти “отрицательные” эмоции и выплескиваются. Стоит только кому-то наорать на них, как они впадают в совершенно дискомфортное состояние.

Давайте попробуем немного поработать с этой ситуацией.

Испытай состояние. Ярость.

Мне бы хотелось, чтобы вы встали в круг и подумали о таком своем состоянии, в котором вы готовы свернуть горы. Это можно сделать в двух случаях: когда вы их готовы свернуть от радости, и когда вы их готовы свернуть от ярости. Вот меня интересует, когда вы их можете разрушить диким криком. Мне хотелось бы, чтобы вы подумал о состоянии, когда вы орете и ругаете человека так, что закладывает барабанные перепонки. Я это состояние для краткости буду называть яростью, но каждый может выбрать свое название. Даже если вы раньше не позволяли себе это делать, то сейчас у вас есть возможность разрешить себе это и подумать о том, а как бы это для вас было.

И мне бы хотелось, чтобы когда вы выберете это состояние, вы выразил его в звуке, в крике. Говоря по простому - заорали. Это могут быть ругательства, а может быть просто дикий истошный вопль. Но мне бы хотелось, чтобы вы заорали не раньше, чем то чувство, та ярость, которую вы испытываете, дошла до максимума. И только в тот момент, когда вы уже больше не в состоянии терпеть, просто разрешите выйти из себя этому звуку.

Ну что же, давайте все вместе...

  • Кричим несколько раз, до тех пор, пока не получится достаточно громкий истошный вопль.


 

А теперь подумайте, с каким образом ассоциируется у вас это состояние. Дайте ему проявиться самому. Станьте опять яростными и разрешите появиться образу. Это можете быть черный треугольник или лицо кричащего человека. Только одно обязательное условие. Это не образ ситуации, которая вызывает у вас эту ярость, а символ, обозначение. И после того, как он появиться, усиливайте своё чувство, и пусть вместе с вашим ощущением усиливается образ. И только тогда, когда вы будете переполнены этим состоянием, выразите его в крике. И этот крик будет обозначать, что вы все это сделали.

  • Теперь все в круге кричат сами по себе.


 

А теперь самое главное. С этого момента, как только вы себе будете представлять этот образ, вы будете входить в это состояние. И чем сильнее будет этот образ, тем сильнее вы будете испытывать ярость. Проверте это прямо сейчас.


 

Ну и последнее. Сейчас вы издадите крик ярости, но не все вместе, а по очереди. В индивидуальном порядке. Потому что в группе это хорошо чувствовать и понимать, что это можно. А испытание проводить лучше в индивидуальном порядке.

20 мин.

Испытай состояние. Ресурсы.

Сейчас мы поработаем совершенно с другим. Можете сесть... Мне бы хотелось, чтобы сейчас вы подумали о трех состояниях, которые бы вам позволяли чувствовать себя комфортно, даже если на вас орут самым истошным образом. Мы их будем называть ресурсами. Для кого-то это будет уверенность в себе, спокойствие и радость, для кого-то расслабленность, любовь и доброта. Выберите их для себя прямо сейчас.

А теперь по очереди вспоминайте эту эмоцию и доводите ее до максимума. И только тогда, когда вы будете расслаблены на столько, что растекаетесь по стулу, или когда вам будет смешно так, что вы готовы взорваться, согните указательный палец правой руки и отпустите. После чего возьмите следующий ресурс, доведите состояние до максимума, и зажмите средний палец. Потом еще одно состояние и на максимуме зажимаете безымянный палец.

Теперь зажмите все три пальца одновременно. И прочувствуйте то состояние, которое вы получили. Проверте - теперь, каждый раз, как вы будете сжимать пальцы вы будете входить в это состояние.

А сейчас подумайте, может в это состояние надо еще чего-то добавить, чтобы справиться с чужим криком. Если да - то доведите эту эмоцию до максимума и зажмите пальцы. Теперь уже все. И эта эмоция сольется с предыдущими тремя.


 

Я думаю, что вы уже поняли, что теперь, когда вы будете сжимать пальцы вы будете попадать в “ресурсное” состояние, в котором у вас будет широкий выбор разных полезных эмоций. Потренируемся, как это можно использовать в повседневной жизни.


 

4. Каруселька.

Сейчас будет упражнение во время которого вы сможете использовать все имеющиеся у вас навыки и умения. Но для выполнения этого упражнения давайте устроим карусельку. Это когда все сидят друг напротив друга, организуя при этом два круга - внутренний и внешний.

  • Если приблизительно равное число девушек и ребят, тогда внешний круг организуют ребята, а внутренний - девушки.

  • Если кому-то пары не хватило, то можно сделать тройку.

1-е задание.

Сидящие во внутреннем круге орут на тех кто во внешнем, а те должны чувствовать себя комфортно. Те кто орут, кстати, тоже должны чувствовать себя вполне пристойно.

2 мин.

Поменялись ролями. Теперь кричат сидящие во внешнем круге, а чувствуют комфорт сидящие во внешнем.

2 мин.

Минута обратной связи и внешний круг встает и сдвигается на одного человека влево.

2 мин.

  • Это задание повторяется 2-3 раза с разными партнерами.

2-е задание.

Сейчас те, кто сидят во внешнем круге, будут делать вид что они ребята, а те, кто сидят во внутреннем круге, будут делать вид что они девушки. Итак.

Вы договорились встретиться, но девушка опоздала на приличное время. При чем не в первый раз. Парень вне себя и начинает на нее орать. Задача девушки воспринимать это достаточно спокойно, но так, чтобы парень не был обижен пренебрежением к собственной персоне. Предполагается, что вы хотите встречаться и дальше.

2 мин.

Поменялись ролями. Теперь сидящие во внешнем круге играют роль девушек, а орут по поводу опоздания сидящие во внутреннем.

2 мин.

Минута обратной связи и внутренний круг встает и сдвигается на одного человека влево.

2 мин.

3-е задание.

Сейчас у вас будет соревнование. Кто есть кто договоритесь сами, как и по поводу того, почему кто на кого орет. Может молодой человек разбил любимую вазу вашей мамы, или девушка стерла чрезвычайно важный файл на вашем компьютере или сожгла полезный электроприбор. Молодой человек (девушка) вне себя от ярости, девушка же (юноша) вполне спокойно отнеслась к событию. Каждому из вас надо перетянуть соперника в свою эмоцию.

3 мин.

Ситуация та же, но вы меняетесь полами, в смысле ролями.

3 мин.

Минута обратной связи и внешний круг встает и сдвигается на одного человека влево.

2 мин.

  • Игра проходит еще 1-2 раза с разными партнерами.

Обсуждение.

10 мин.

5. Что такое якоря...

Вы все слышали о собаках Павлова. У которых на звонок текла слюна. Так вот, мы все гораздо большие собаки, чем собаки Павлова. Если для организации слюнотечения собаке требовалось порядка недели тяжелых тренировок, то человек обучается с первого раза. Если вы произведете какое-то выделенное действие в момент максимума переживания, то каждый раз, как вы будете повторять это действие, человек будет входить в это переживание. Например, если он вспоминает неприятную ситуацию, и на максимуме переживания вы его трогаете за плечё, то каждый раз, когда вы его будете касаться точно таким же способом, он будет влетать в это состояние. И при этом не важно, тронете ли вы его за плечё или щелкните пальцами. Или вспыхнет и погаснет свет. Лишь бы это произошло только в момент этого переживания.

Но самое интересное происходит, когда вы воспроизводите два якоря одновременно. Например, положительный (приятное переживание) и отрицательный (неприятное переживание). Но об этом после перерыва.

ПЕРЕРЫВ.

6. Интеграция противоположных состояний.

  • Здесь дан вариант работы с уверенностью и неуверенностью. Но возможно работать с любой парой состояний, которые являются для вас противоположными. Например, грусть и радость, спокойствие и ярость.

1. Отрицательная ситуация.

Сначала вспомните ситуацию, в которой чувствовал себя неуверенно. Это нужно для доступа к этому переживанию.

2. Выделение ощущения.

После того, как ситуация найдена, предложите выделить и описать неуверенность, как ощущение. В терминах тепла, холода, дрожи, сжатия и вибрации. “Сжатие в желудке, с такой дрожью в руках и ногах”. Это нужно для того, чтобы выйти за пределы ситуации и работать с самим переживанием неуверенности.

3. Якорь.

После нахождения ощущения, надо попытаться его усилить до максимума, до состояния полной размазни. В момент наиболее интенсивного переживания надо зажать кулак левой руки, поставить якорь.

4. Повторение.

Проделать шаги 1-4, но уже с состоянием уверенности. И якорь ставить на правую руку.

5. Интеграция.

А теперь вытяните руки перед собой и очень медленно начинать их сжимать в кулаки одновременно. На сжатие должно уйти минимум минута. Как вы уже догадываетесь, это требуется для введения в

транс, для более эффективной интеграции. Иногда просто сжатия кулаков не хватает, интеграция не происходит. Тогда надо предложить очень медленно свести руки и сжать их в замок.

6. Проверка.

Подумайте о том, как вы будете себя вести в ситуации, в которой вы раньше чувствовали бы себя неуверенно. Попробуйте представить порядка 2-3 таких ситуаций, желательно с разным сюжетом. Не забывайте, что вам их надо придумать, а не вспомнить. А теперь проделайте то же самое с ситуациями, в которых вы были излишне уверены в себе.

20 мин.

7. Розыгрыш ситуаций.

Разбейтесь на группы по 4-5 человек и помогите Ведущему пройти через ситуации, в которых он раньше чувствовал себя либо слишком уверенно, либо слишком неуверенно. И, естественно, я надеюсь, что вы все побываете в роли Ведущего.

20 мин.

8. Заключительная медитация.

10 минут.

7-е занятие. Интеграция.

1. Здравствуй.

Сегодня мы будем здороваться как старые, хорошие знакомые. Которые, правда, не виделись достаточно долго. Попробуйте разыграть это так, чтобы быть вполне искренними. Вспомните и подумайте, как бы вы встречались со старыми и хорошими знакомыми и как бы вы хотели, чтобы с вами здоровались давно не видевшие вас друзья.

10 мин.

2. Метафора.

Вы все знаете о такой игре, как пуссиль. Это когда из отдельных кусочков складывается общая картина. Что-то вроде мозаики. Наша задача на сегодня - сложить из отдельных маленьких картинок полученных нами знаний одну большую красивую картину. Сделаем мы это так. Разбейтесь на группы по 6 человек. Вам надо нарисовать к каждой технике, которую мы проходили, по пиктограмме. Пиктограмма - это такой маленький рисунок, символизирующий данное понятие. Например, дорожные знаки - это пиктограммы.

А так же вам надо придумать определение, метафору к каждой теме. Эта та же пиктограмма, но только выраженная словесно. Желательно, чтобы определение было кратким. Оно даже может не очень четко соответствовать данному понятию - ведь это ассоциация. Что вам придет в голову, то и говорите. Но хорошо бы, чтобы это было весело. На все вам полчаса.

Список техник, которые мы проходили.

  1. Калибровка.

  2. Вхождение в роль.

  3. Расширение Ролей.

  4. Перенос Мастерства.

  5. Супер-Решатель Проблем.

  6. Якоря и их интеграция.

Примеры пиктограмм.

Роли

Калибровка

Расширение Ролей

Мастерство

Супер-Решатель Проблем

30 мин.

Общий круг.

Сейчас мы все по очереди покажем и расскажем то, что у нас получилось. Но старайтесь сделать так, чтобы выступил каждый член вашей группы.

20 мин.

3. Структура.

А теперь пересядьте так, чтобы опять получились группы по 6 человек, но при этом было как можно меньше людей, работавших вместе в одной группе в предыдущем упражнении. Задание будет очень простое. Вам надо создать структуру, найти взаимосвязь между всеми шестью темами, а после этого придумать сказку, в которой бы эта структура метафорически бы описывалась. И эту сказку вам надо будет разыграть. Возможно у каждого из вас будет роль, которая будет символизировать одну из техник, а сценка как раз и будет изображать то, как эти техники между собой взаимодействуют. Полчаса на подготовку.

30 мин.

Театр.

20 мин.

ПЕРЕРЫВ.

4. Как я изменился!

Мы с вами прошли достаточно долгий путь. И с вами произошли определенные изменения. Что изменилось в вашем восприятии мира, в вас, в вашей жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы попробовали сравнить тех себя, которые пришли сюда на эту группу месяц назад, с собой сейчас.

Разбейтесь на группы по 4-5 человек. Ваша задача сделать сценку в которой каждый бы показал те изменения, которые с ним произошли. И это должна быть именно сценка, а не четыре монолога подряд. Там должно быть какое-то связующее действие. На подготовку вам полчаса.

30 мин.

Театр.

20 мин.

5. Заключительный круг.

Вы делали спектакль, в котором метафорически показали те изменения, которые с вами произошли. А теперь попробуйте проговорить все это словами.

20 мин.

Ролевые игры - 1.

  • Все ролевые игры даны в первую очередь для девушек, но могут быть легко модифицированы для юношей.

1. Начальница.

Ваша начальница, весьма эксцентричная дама, души не чает в своей кошке. И кошка у нее действительно прекрасная. Но вот кошка окотилась, и ваша начальница решила вас “осчастливить”, и всучить котенка. Вы же к этой идее относитесь с прохладцей.

Ваша задача - отказаться от котенка.

2. Муж не хочет бриться.

Воскресенье. А ваш муж не хочет бриться и выглядит совершенно неприглядно в щетине. Да и на ощупь он весьма колок. А на вашу просьбу побриться он отвечает, что его никто не видит, кроме тебя. И чтобы ты не портила ему его выходной день. И не мешали читать ему его газету. И вставать с дивана.

Ваша задача - сделать так, чтобы ваш муж побрился.

3. Школьный товарищ.

Предварительно позвонив, к вам пришел ваш старый школьный товарищ. Он совершенно случайно оказался в этом городе, здесь у него кроме вас никого нет. Он уезжает только завтра, а сегодня просится переночевать. В свое время, он вам много помогал, да и сейчас вам совершенно не хотелось бы портить с ним отношения. Но у вас подозрение, что у него гораздо большие планы, чем просто переночевать.

Ваша задача - отказать ему, не испортив при этом с ним отношения.

4. Школьная подруга мужа.

Вы возвращаетесь домой вечером, а ваш муж сообщает вам, что к нему должна сейчас прийти его одноклассница, его очень хорошая знакомая. Ей негде ночевать и он хотел, чтобы она переночевала у вас. Вы этого не хотите, и подозреваете, что это даже слишком хорошая подруга.

Ваша задача - сделать так, чтобы одноклассница у вас дома не ночевала.

5. Футбол или театр.

Вы собираетесь в эти входные сходить в театр, а ваш муж настроен сходить на футбол. А вы хотите сходить туда вместе с ним. Муж сообщает вам, что намерен идти на футбол.

Ваша задача - сделать так, чтобы ваш муж пошел с вами в театр.

6. Короткая юбка.

Вы купили прекрасную модную юбку. Но ваш муж требует, чтобы вы сняли свою новую мини-юбку, и шли в чем угодно другом. И это не смотря на ваши красивые ноги.

Ваша задача - выйти из дома в своей новой мини-юбке.

7. Цирк или ресторан.

Вы договорились пойти в цирк, и ваш молодой человек ждет вас с билетами. Но вам уже не хочется туда идти. Вы с горазд большим удовольствием сходили бы сейчас в ресторан.

Ваша задача - отправиться вместе с вашим молодым человеком в ресторан.

8. Вредная машина.

Вы с мужем идете в гости. И вот у самого метро, вас обрызгал проехавший мимо вас грузовик. И заляпал ваше платье. Вы хотите вернуться и переодеться, ваш муж же считает, что лучше будет прийти вовремя, даже в грязном платье.

Ваш задача - вернуться домой и переодеться.

9. Покупка.

Вы наконец выбрались в универмаг за покупками. И именно в этом универмаге вы обнаруживаете чудесный шифоньер, который так бы подошел к обоям в вашей комнате. Но муж, в свою очередь, обнаруживает совершенно замечательный музыкальный центр.

Ваша задача - убедить мужа в том, что надо купить шифоньер, а не музыкальный центр.

10. Собака.

Вы собираетесь в отпуск к морю. Но не можете взять с собой свою собаку. Дома остается ваша мама, но она с псом в достаточно прохладных отношениях. Ваша задача - убедить маму поухаживать за собакой.

11. Полевые работы.

Ваш отец совершенно серьезно настроен использовать вашего мужа при сельскохозяйственных работах на даче. У вас на этот счет совершенно противоположное мнение. Но ваш муж, вообще говоря, обещал помочь. Хотя тоже не горит желанием окапывать грядки.

Ваша задача сделать так, чтобы ваш муж остался дома и не ездил ни на какую дачу.

12. Подруга.

Вы собрались пойти к подруге. Но ваш муж решительно настроен на то, что “тебе вообще не стоит общаться с этой вертихвосткой”.

Ваша задача - пойти к подруге.

13. Теща и свекровь.

Вам нужно с мужем отлучиться на 3-4 дня. Вы намерены оставить ребенка дома, со свекровью. Она, естественно, в восторге. Но ваша мама придерживается на этот счет иного мнения и считает, что внуку пора погостить у нее. Между вашей мамой и свекровью возникает спор.

Ваша задача - оставить ребенка дома, со свекровью.

14. Кто будет сидеть с ребенком?

Воскресенье. Ваш муж собирается в баню. Вы собираетесь в гости к подруге. Но тут появляется ваша сестра и просит одного из вас (“ты, или твой благоверный”) посидеть с ребенком. У нее срочное дело.

Ваша задача - отправиться к подруге.

Ролевые игры - 2.

1. Опоздание.

Вы договорились с вашим молодым человеком пойти в театр, но засобирались и опоздали на целых пол часа. Вот вы подходите и видите его...

  • Молодой человек очень пунктуален, и не любит опаздывать.

  • Молодой человек иногда сам опаздывает, и именно поэтому чрезвычайно не любит, когда кто-то поступает также.

  • Молодой человек сам регулярно опаздывает, но он бывает вспыльчив, и в разных ситуациях может реагировать совершенно разным способом на одни и те же слова.

2. Свидание.

Вы уже стоите под этими часами сорок минут. И тут появляется он... По нему видно, что он расстроен. Как вы поступите, если

  • Это его первое опоздание.

  • Он регулярно опаздывает, и каждый раз извиняется, но потом опаздывает снова.

  • Изредка он опаздывает, но так надолго в первый раз.

3. Забытые билеты.

Вы собрались на спектакль, который очень хотели посмотреть. И очень ждали этого момента. И вот вы при полном параде встречаетесь с ним перед входом в театр.

  • Он пришел даже раньше вас, но при входе в театр обнаруживается, что билеты он забыл.

  • Он не только опоздал, но и забыл билеты.

  • Вы опоздали, но тут выясняется, что ваш молодой человек забыл билеты.

4. Ссора в универмаге.

Вы, с вашим молодым человеком, пошли прогуляться и заглянули в большой магазин. И стоило вам только на минуту его оставить его одного, как он уже успел повздорить с какой-то женщиной.

  • Вы подозреваете, что он является зачинщиком ссоры.

  • Когда вы подходите поближе, то обнаруживаете, что женщина, с которой ссорится ваш знакомый, ваша мама. А вы не показывали их друг другу.

  • По всей видимости, он налетел на эту женщину, и она упала.

5. Внезапное возвращение.

Вы пригласили вашего молодого человека в гости. Тем более, что ваши родители уехали на дачу. Он пришел, вы в доме одни. И тут слышится звук отпираемой двери.

  • Вы просто мило беседуете, сидя на кухне и попивая чай.

  • У вас были большие планы, но пока просто интимная обстановка. Свечи, вино...

  • Звук открываемой двери вас выдергивает из постели.

6. Соседка снизу.

Вы заняты стиркой. Когда уже почти все сделано, звонит телефон. Вы подходите и некоторое время болтаете с подругой, радуясь возможности немного отдохнуть. Отрывает вас от этого занятия звонок в дверь. Открываете - на пороге соседка. Он заявляет, что с ее потолка течет, все рушится и вы не расплатитесь. И только в этот момент вы обращаете внимание на звук льющейся воды.

7. Разбиты чужие очки.

Прибираясь, вы разбили очки вашего свекра. Он плохо видит без очков, и совершенно не способен читать без них. Вы только успели убрать осколки, как открывается дверь и входит ваш свекор, со свежей газетой в руке.

8. Свекровь что-то не поделила с тещей.

Вы возвращаетесь домой и обнаруживаете, что ваша мама поссорилась с матерью мужа. Идет скандал, звучат взаимные обвинения...

  • В гости, во время вашего отсутствия, приехала мама и что-то не поделила со свекровью.

  • В гости приехала свекровь.

  • Ваша мама в городе проездом, и остановилась у вас на несколько дней.

9. Цветы тещи.

Теща уезжала, и просила проследить за ее любимыми цветами. Вы об этом забыли, и они засохли. И вот вы возвращаетесь с прогулки вдвоем, открываете дверь и видите совершенно расстроенную тещу.

  • Теща начинает обвинять во всем вашего мужа.

  • Кричит на вас, что вы плохая дочь, не любите ее и т. д.

  • Обвиняет вас обоих.

10. Забытый День Рождения.

У вас совершенно вылетело из головы, что вчера был День Рождения вашей свекрови. Муж уже две недели где-то в командировке, и не смог вам напомнить. А сегодня ваша свекровь все утро дуется на вас. Вы не понимаете почему, и тут до вас доходит, что вчера был ее День Рожденья. А у вас даже нет никакого подарка...

До свидания...

Страницы: 1 2 3 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться