Любимов Александр "Мастерство Коммуникации"
Общие замечания
1-е занятие. Доверие.Знакомство.Я рад вам сообщить, что у нас в клубе есть определенные традиции. Одна из этих традиций начинать занятие с чего-нибудь теплого, доброго и светлого. Но теплое и светлое само по себе не появляется, его делают люди. И если вы хотите привнести это в свою жизнь, то вам нужно хоть что-нибудь для этого сделать. На этот счет существует одна притча. Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Черпануть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, Черт) и кричит: – Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай. Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга. Всем нам хочется, что бы у нас в жизни было больше светлого, теплого, доброго. Но для того, что бы это появилось, нужно что-то сделать. То есть сейчас у вас есть замечательная возможность познакомится с большим количеством людей и поделиться чем-то теплым, светлым и радостным. Это означает, что вы имеете полное право подойти к любому, и не только одному, человеку и сказать и сделать так, чтобы у него в душе появились эти тепло и свет. А он вам может на это ответить. И я надеюсь, что таких встреч будет как можно больше. 10 мин. Листок за спиной.Давайте мы поступим так. Сначала мы немного поиграем и поработаем, а потом я расскажу и кое-что покажу о из того, что здесь будет. Но сначала несколько игр и упражнений, которые вам дадут некоторое представление о том, как мы здесь будем работать. Итак. Сейчас вы пытались немного познакомиться друг с другом. К одним людям вы подошли сразу, к другим несколько позже. Получается, что одни вам как бы ближе, а другие немного в стороне. А давайте попробуем получить друг от друга обратную связь. Узнаем, а как мы выглядим в глазах других людей, как они нас воспринимают. Сделаем так. У каждого за спиной будет приколот лист бумаги. Задача – собрать как можно больше оценок того, насколько тебе доверяют. По 10-тибалльной шкале. 0 – не доверяю, 10 – готов с тобой в разведку, замуж, открыть все душевные тайны здесь и немедленно. Упражнение будет проходить так – все хаотично двигаются, образуя пары. В паре люди несколько секунд смотрят друг на друга, после чего ставят друг другу оценки. Вы можете разговаривать, можете молчать. Я не знаю, что в делаете, для того чтобы определить доверяете вы человеку, или нет. Это вы определяете, а не я! При этом листики за спиной! 15 мин. Определение Доверия.А теперь объединитесь в микрогруппы по 6-8 человек. И попробуйте дать определение доверия. Ну вы же сейчас ставили оценки, размышляли. Так что же вы оценивали? Определите пожалуйста. От вас не требуется строгого научного определения. Пусть оно будет не очень гладким, зато сказано так, чтобы было понятно всем, а особенно вам самим. 10 мин. Обсуждение.В общий круг. Итак, сейчас каждая группа попробует рассказать, к каким выводам они пришли. Как вы определяете, что такое Доверие? 10 мин. Прекрасно. Многие из вас точно определили, что такое доверие. Сейчас я попробую обобщить. У меня есть знакомый, который измеряет доверие в долларах. Какую сумму он даст человеку в долг. Получалось – этому доверяю на 5$, а этому на 1000$. Очень удобно, можно даже четко сказать: – Васе я доверяю в 175,367 раз больше, чем Пете. Вы, в основном, описали Доверие, как возможность прогнозирования действий человека, и чтобы эти действия совпадали с теми, которые вы от него ждете. Насколько совпадают, настолько и доверяете. Все это точно определяет Сознательное Доверие, которое связано с тем, насколько хорошо вы человека знаете. Но существует еще Подсознательное Доверие, определяющее на сколько человек Свой. Многие из вас из-за этого немного запутались, пытаясь создать определение. Итак, Подсознательное Доверие. Оно не связано с тем, как давно вы знаете человека. Оно связано с тем, насколько он похож на вас, насколько его внутренний мир совпадает с вашим. И в общении это главное. Американские психологи подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма – несловесная информация – 5/6.
И это именно та часть общения, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому – как. Поэтому эта группа, в основном, занимается тем, КАК говорить. Есть еще одно, очень забавное правило. Если сознание говорит одно, а подсознание совершенно другое – обычно побеждает подсознание. А сознание находит логичное объяснение уже совершенному поступку. Этим, как раз, и пользуются профессиональные мошенники. Им могут доверить посторожить вещи самые бдительные люди, а потом сильно удивляться тому, что пропал не только новый чрезвычайно приятный знакомый, но и чемоданы. Стратегия эффективной коммуникации.Процесс общения профессионального коммуникатора можно разделить на три части. 1. Калибровка.Человек бывает в разных состояниях. Процесс обнаружения даже мельчайших внешних признаков этого состояния и называется калибровкой2. Это может касаться движений, напряжения мышц, изменений голоса или дыхания.
2. Подстройка.Заимствование элементов поведения другого человека для того, чтобы стать для него более “своим”, повысить его бессознательное доверие к вам. Если вы пытаетесь дышать, как ваш партнер, то говорят о подстройке под дыхание, а если двигаться так, как он – о подстройке под движение. Все это можно свести приблизительно в такую таблицу: ТЕЛО Поза. Движения. Мимика. РИТМ Дыхание. Ритмические движения. Моргание. ГОЛОС Тембр. Интонации. Высота голоса. РЕЧЬ Предикаты. Время. Врата Сортировки. 3. Ведение.Когда вы хорошо подстроены, то вы в достаточной степени стали своим, к вам высока степень доверия со стороны другого человека (или других), вы находитесь в раппорте. Если при этом вы будете менять свое поведение, ваш партнер последует за вами. Вы поднимаете руку, и он тоже. Вы меняете дыхание, и он вслед за вами. А в более широком смысле – это возможность направлять человека в нужную сторону, вести, как вербально, так и невербально. При этом я не хочу сказать, что вы никогда раньше не подстраивались, не калибровали и не вели. Вы все это делали, просто делали в большей степени бессознательно, а теперь вам предлагается попробовать делать все это осознанно. Отсюда же следует, что вы все профессиональные коммуникаторы, но вы можете общаться еще лучше! Калибровка "Да" – "Нет".Мне нужен один желающий, который хочет немного побыть подопытным Кроликом. Прекрасно. Мы будем задавать тебе вопросы, ответы на которые, скорее всего, мы уже знаем. А ты не вслух, а про себя будешь на них отвечать либо “Да”, либо “Нет”. Соответственно и вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить только так. – Сейчас весна? – Мы сейчас находимся на улице? – На тебе черные брюки? – Тебе 80 лет? А все пытаются определить, чем отличается твое “Да” от “Нет”. Когда все решат, что они достаточно потренировались, то мы начнем задавать уже весьма неоднозначные вопросы, ответы на которые мы пока не знаем, и проверять, а что ты на них внутри себя отвечал.
Кто что заметил?
Сенсорная очевидность.
Здесь небольшое замечание. Когда вы говорите: ”Грустный, печальный, расстроенный”, – вы сообщаете другим о своем впечатлении. Оно, естественно, совершенно субъективно, и именно поэтому правильно лично для вас, но мы-то этим пользоваться не можем. Это как на вопрос3: “Какой формы эти фигуры?”, – вам ответят: – “Они очень милой формы.” В НЛП есть такое понятие – сенсорная очевидность. Это всего лишь обозначает, что вы точно можете определить, как конкретно вы о чем либо узнаете. Если вы говорите, например, что человек любит вас, то что вам сообщает об этом, КАК вы об этом узнаете:
Подстройка под позу.Калибровка помогает повысить нашу чувствительность, но сама по себе калибровка ничего не дает. Надо еще полученную информацию неким образом использовать. Например, сейчас мы не обсуждали, как именно определяется подсознательное доверие и что является его внешними признаками. Давайте сейчас проведем маленький эксперимент. Сядьте все в одну позу. (Ведущий принимает такую же позу). Определите, на сколько я сейчас вам близок, на сколько “свой”? А сейчас? (Ведущий меняет позу). У кого изменилась оценка? (Обычно поднимается достаточно много рук ). А что произойдет, если я сяду опять в позу, в которой Вы сидите? (Ведущий садится в позу, в которой сидят все в кругу). У кого улучшилось отношение ко мне по сравнению с предыдущим разом? (Опять много рук). Итак, в уже поняли, что одним из основных признаков доверия является поза. Спор.Мне бы хотелось, чтобы вы разбились на пары и нашли какую-нибудь тему, относительно которой вы расходитесь в мнениях. Желательно не в знаниях, а в оценке. Это может быть что угодно. От того, хороший ли фильм Санта Барбара, до того, что более важно при выборе одежды. А после того, как вы выбрали эту тему, попробуйте ее обсудить. Но во время обсуждения сохраняйте одинаковые позы.
3 мин.
Обратная связь.Как проходило обсуждение?
А теперь найдите тему, в которой вы заранее согласны друг с другом, и тоже обсудите ее. Но во время этого обсуждения попробуйте все время находиться в разных позах. 3 мин. Обратная связь.Как теперь проходило обсуждение?
Я думаю, получилось достаточно убедительно. Мне бы хотелось, чтобы вы запомнили одно правило: Оно, естественно, не является истинным, но если вы хотите научиться невербальному общению, то вы получите лучшие результаты, пользуясь им. 5 мин. Прямая и зеркальная подстройка.Подстройка может быть прямая (правое – правое) и зеркальная (правое – левое), когда вы просто “отражаете” человека.
Какая лучше – сказать не берусь, эффективна и та, и другая. Но если вы сидите или стоите напротив, то удобнее зеркальная, а если сбоку – то прямая.
Вы имеете в виду, ”сидя в кресле, ноги вытянуты вперед, руки за головой”? Ну, это просто заявление: ”Я здесь главный”. Что-то вроде видовой позы превосходства. Вообще, во всех иерархических структурах очень много инстинктивного поведения. Да и сама система иерархии строится на инстинктивном поведении. Организация почти такая же, как у обезьян или стайных птиц. Со всеми соответствующими ритуалами, символами, подходами и способами решения проблем. У зебр, например, если младший по иерархии самец в стаде навалил свою кучу поверх кучи вожака – все стадо встревожено. А у людей в стаде, пардон, в организации, не в ту позу сел, не тем тоном сказал – вся организация встревожена. Поэтому будьте очень аккуратны при отзеркаливании – подстройка подстройкой, а символы символами. То есть, если вы примете такую же позу превосходства, что и ваш начальник, то это будет невербальный вызов. А чем это закончится... Так что, естественно, есть определенные ограничения, подо что стоит подстраиваться, а подо что не стоит. Но видовые сигналы – это, в первую очередь, все-таки позы, а подстраиваться можно еще под много разных вещей. Но об этом несколько позже. При подстройке старайтесь, чтобы поза была для вас достаточно естественна и не вызывала напряжения. Некоторые пытаются скопировать все один в один, забывая, что люди просто физически отличаются друг от друга. И что будет вполне естественно для одного, будет весьма странно выглядеть у другого. Поэтому просто старайтесь сесть в весьма похожую, но при этом подходящую вам позу. Тренировка.
Сядьте пожалуйста в тройки. Один из вас будет Гипнотизером, он будет подстраиваться под Клиента, а всем процессом будет руководить Режиссер. Клиент будет садиться в произвольную позу, Гипнотизер пытается подстроиться под нее. Когда он решает, что он это сделал он сообщает об этом Режиссеру и тот пытается подправить то, что получилось. Клиент несколько раз (3-5) меняет позу, а Гипнотизер несколько раз подстраивается. Сколько раз получится за 5 минут. Потом вы меняетесь ролями. Хотелось бы, чтобы все побывали во всех трех ролях.
15 мин. Обсуждение.10 мин. Врата Сортировки.Хочу начать эту часть занятия с одной забавной метафоры. В начале века жил в Америке один ученый, назовем его Джонс. И он ездил по стране и читал лекции про развитие науки: чего нового она нашла за последнее время. И вот однажды он приехал в маленький городок, где большинство населения было фермерами. И вот Джонс выходит на сцену и начинает свою лекцию, и он достаточно напряжен, так как боится что его могут не совсем понять. Но зал достаточно спокойно воспринимает то, что он говорит. Только в первом ряду сидела маленькая сухонькая старушка, которая постоянно хихикала. Джонс в ответ усиливал свое красноречие, но она продолжала хихикать... Но вот лекция закончилась, все пошли к выходу а старушка из первого ряда подошла к Джонсу и ехидно спросила: – Мистер Джонс, а на чем держится Земля? Джонс сразу начал вспоминать закон Кеплера, но так как он был мудрым человеком он просто спросил: – А как вы сами думаете, мэм? – Земля держится на большой черепахе! – А черепаха то на чем держится????!!! – Вы меня не запутаете! Там черепахи до самого низу! Но самое главное не в этом. Самое главное в том, что черепахи не только до самого низу, но и до самого верха! И сегодня мы попробуем вскрыть одну черепаху, которая касается того, на что человек обращает внимание в этом мире, на его ценности. То, что человека интересует достаточно удобно разбить на 6 категорий. Это так называемые “Врата Сортировки” – ценностные ориентиры человека. Это те темы которые для него важны и он с большим удовольствием будет их обсуждать, сразу становясь скучным, если вы выберете что-то другое. Правда, при этом совершенно не обязательно что при совпадении ВС он будет с вами согласен. Это только означает, что вы скорее всего будете это обсуждать и найдете общую тему для разговора – но при этом можете спорить до хрипоты. Люди с каждой ценностной ориентацией будут употреблять различные слова или типы предложений, немного по разному двигаться и разговаривать. Кто?Для него важны люди, кто и с кем. И в первую очередь он выясняет кто и говорит в основном о людях. Если его куда-то приглашают, то наиболее важный для него вопрос: – Кто там будет?
Что?Эти люди обращают много внимания на вещи и предметы. Если его спросить, на что он в первую очередь обратил внимание он начнет описывать обстановку, одежду, цвет обоев или расположение мебели. Кроме того сюда будут относиться “овеществленные процессы” – действия. Слова которые их описывают называются номинализациями: любовь, счастье, дружба, вера, надежда...
Зачем?Для него важны ценностные представления о мире, ценности. При разговоре он обращает внимание в первую очередь на них и говорит больше с этих позиций. Он пытается определить причину или смысл действия. Вопрос “а зачем все это нужно?” проходит сквозь все его рассуждения. – Доктор, я жить буду? – А смысл?
Как?Для него очень важно как что либо делать. И в первую очередь он обращает внимание на то, “чем мы будем заниматься и как решать данную задачу”. В речи это может быть представлено, как некая последовательность событий: “за летом приходит осень, за осенью зима”.
Когда?Для него очень важно время. Он ориентируется на время и хорошо в нем разбирается, для него важно когда это было, во сколько, какой день недели, часы минуты. И если его приглашают куда-либо он спросит: – Когда начнется и когда закончится?
Где?Место, в котором будет что-либо происходить, его местоположение. Скорее всего этот человек с большим удовольствием будет рассказывать о местах в которых бывал или собирается быть. Или где он находился в какой-то момент времени. Его может интересовать где он сядет или в каком месте будут собираться на вечеринку.
Упражнение.Есть слова, которые человек неосознанно выделяет. В разговоре он может это делать интонацией, ударением, активно махая руками или повышая голос. Они как раз обычно и связаны с тем, что для него важно – с его Вратами Сортировки. Давайте попробуем это проверить. Объединитесь в группы по 3 человека: Гипнотизер, Клиент, Наблюдатель. Клиент говорит на любую тему, которая ему интересна, а Гипнотизер просто поддерживает разговор. Когда Гипнотизер решит, что он определил ВС Клиента, то он пробует сначала “отстроится” и задать вопрос из других ВС: – Ты знаешь, на прошлом занятии я познакомился с такими интересными людьми! – А где все это происходило? А потом опять вернуться в ВС Клиента. И посмотреть за реакцией – вербальной и невербальной. Так нужно поступить по 3 раза – 3 раза отстроится и 3 раза подстроиться (не подряд). Одновременно Гипнотизер проверяет насколько хорошо он откалибровал ВС Клиента. Наблюдатель наблюдает за процессом, если надо помогает Гипнотизеру и следит за временем. Заканчивать нужно подстройкой!
15 мин. Обсуждение.В общий круг. Что Вы можете сказать по поводу этого упражнения. Что происходило, когда вы подстраивались под ВС собеседника, и что происходило, когда отстраивались?
А что происходило, когда от вас отстраивались?
10 мин. Домашнее задание.
Да Нет
Заключительный круг.
10 мин. Заключительная медитация.5 минут. 2-е занятие. Карта и территория.Настроечная медитация.Общий круг.
Калибровка "Нравится - не нравится".1. Нравится – не нравится.Если “Да” и “Нет” достаточно однозначные сигналы, то реакция “Нравится” – “Не нравится” обычно гораздо шире, от “н-у-у нравится...” до НРАВИТСЯ!!!!! Вот с определением именно этой реакции вы сейчас и поработаете. Объединитесь в тройки. Один будет Демонстратором, а двое других – Наблюдателями. Демонстратор называет 3-4 вещи, которые ему нравятся (женщины, жареная картошка, собаки) и 3-4 вещи которые ему совсем не нравятся (начальник, черный цвет, вставать по утрам, раздражение), а Наблюдатели предлагают ему представлять их и пробуют откалибровать его “нравится” – “не нравится”. Когда они решат, что у них уже хорошо это получается, Наблюдатели начинают задавать вопросы Демонстратору о его отношении к чему-либо или просто предлагают представить некоторые вещи и пытаются определить его отношение. А он потом говорит, как он сам к этому относится. Лучше, чтобы Демонстратор просто проговаривал название того предмета, о котором его спрашивают.
Н. – Как ты относишься к морю? Д. – Море. Оценка невербальной реакции... Д. – Скорее нравится.
Н. – Представь себе яичницу. Д. – Яичница. Оценка невербальной реакции... Д. – Ну, яичницу я не очень люблю. 20 мин. 2. Выводы.Итак, сейчас вы получили некий опыт, а теперь я вам предлагаю сделать некоторые обобщения, чтобы вы еще лучше смогли его не только осознать, но и пользоваться им. Попробуйте найти те общие невербальные проявления отношения, что было у разных членов микрогруппы. Естественно, у каждого было что-то только его, но было и нечто, свойственное почти всем. 10 мин. 3. Обсуждение.Итак, к каким выводам вы пришли?
Нравится. Не нравится.
10 мин. Карта и Территория.1. Важные слова..У каждого из нас есть вещи, которые для него являются главными в жизни. Для кого-то это Бог, Душа и Просветление, для кого то Деньги, Достаток и Семья. Возьмите по листику бумаги и напишите ваши главные слова, Ваши Основные Ценности. Постарайтесь, чтобы их было не меньше 5 и не больше 7. 10 мин. 2. Значение.Это упражнение, возможно, поможет Вам познакомится еще лучше. Объединитесь в группы по 5-6 человек. До этого вы немного подумали о том, что для Вас важно в жизни, о Ваших Главных Словах. А теперь выберите несколько слов, которые достаточно интересны всей группе и попробуйте выяснить, что каждое из них обозначает для каждого члена группы.
При этом большая просьба быть достаточно внимательными и интересующимися. У вас нет задачи “объяснить в чем вы все не правы”, а просто выяснить, что для каждого члена группы скрывается за этими понятиями и рассказать о вашем представлении об этом. Давайте будем взаимовежливы. 15 мин. |