Вилл Макдональд «Руководство по субмодальностям»
Психотерапия новой волны СОДЕРЖАНИЕ Примечание автора Глава 1. Нюансы значения .... 3 Упражнения Исследование визуальных и аудиальных субмодальностей ...... 5 Замешательство в понимании . . . . 13 Использование процессов других людей . . 20 Извлечение мотивационной стратегии . . 28 Делание вещей лучше, чем они должны быть . 30 «Изменение истории» субмодальностями . . 32 Таблица 1. Субмодальные описания в языковых паттернах ....... 34 Таблица 2. Субмодальные различения ... 36 Глава 2. Свойственный движению .... 39 Упражнения Якорное зацепление, улучшенное субмодальностями ..... 42 Паттерн взмаха ...... 49 Использование субмодальностей для изменения настоящего состояния ..... 51 Изменение верования ..... 56 «Зацепление» непосредственно субмодальностями ...... 59 «Зацепление» непосредственно субмодальностями (вариация) . . . 61 Приспосабливание паттерна взмаха к индивидуальности ..... 62 Устранение сдержанности (или нет) ... 65 Добавление «шипения» к вашим ответам . 67 Глава 3. Скребущий поверхность .... 68 Упражнения Изучение кинестетических субмодальностей . 69 Гештальт осознаваяия тела ... 69 Необходимое разнообразие ..... 70 Развитие идиосинкратических якорей . . 74 Наркотик выбора ...... 76 Субмодальности трансового состояния . . 79 Ритмическая калибровка ..... 83 Приложение ........ 85
Субмодальности это тонкие различения, которые мы делаем в каждой репрезентативной системе, это разница, которая делает разницу ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА Все материалы, включенные в эту книгу, основаны на работе Ричарда Бэндлера. Ричард и его учение напоминает мне отрывок из «Дао дэ цзин»: «Мудрец не накапливает. Даруя все, что он имеет, другим, он имеет еще больше» (перевод С. D. Lau, Penguin, 1969). Подготавливая этот текст, я много позаимствовал и» транскриптов семинаров, в которых Ричард учил понятиям и практике употребления субмодальностей. Вилл Макдональд, Сиэттл Глава I. НЮАНСЫ ЗНАЧЕНИЯ То, с чем мы собираемся экспериментировать в пределах широкого фрейма структуры человеческого субъективного опыта, называется субмодальностями. Модальности это репрезентативные системы: визуальная, аудиальная, кинестетическая, обонятельная и вкусовая '. Мы получаем информацию из окружающего мира, используя наши пять чувств, и эти же самые пять чувств используются внутренне, чтобы обрабатывать информацию. Мы видим картины, слышим звуки и имеем ощущения изнутри. Когда нейролингвистическое программирование (НЛП) впервые приступило к изучению субъективного опыта, было обнаружено, что структура значения проявляет себя в специфической последовательности репрезентативных систем, используемых человеком для обработки информации. Эти последовательности репрезентативных систем были названы стратегиями. Позднее было обнаружено, что интенсивность значения имеет непосредственное отношение к субмодальностям или к составным элементам данной репрезентативной системы. Например, в то время, как вы вспоминаете приятный опыт, степень удовольствия, которое вы получаете из этого воспоминания, есть прямое следствие цвета, размеров, яркости и дистанции до визуального образа, который вы «держите» глазами своего воспоминания. 1 Модальный касающийся формы, а не существа. Люди используют предикаты (глаголы, наречия и прилагательные), специфические для той репрезента тивной системы, в которой они функционируют. Они произносят вещи, подобные «Она просто расстраивает меня» или «Я не вижу никаких альтернатив», или «Я пытаюсь войти в контакт с этой проблемой». В действительности, если вы прислушаетесь языку, используемому людьми, он окажется гораздо более специфическим, чем это. Вы должны начать слушать язык, который они используют, чтобы описывать их опыт и понимать его буквально. Люди будут говорить о «необходимости иметь вещи в перспективе» или «желании некоторой дистанции» от проблемы (см. табл. 1 на стр. 34 для списка предикатов, которые описывают различения субмодальностей). Эти субмодальные описания скажут вам больше о том, что воздействует на когото, чем если вы делаете более грубое различение картинками или ощущениями. Чтобы открыть, как субмодальности функционируют, надо сделать первый шаг узнать, что они действительно существуют. Лучший путь сделать это начать с маленьких шагов; медленно и методично. Практикуйте это с кемнибудь еще; тогда вы сможете научиться делать это с собой, и это важно быть способным делать это с собой. Практика с другим человеком есть вид диссоциации, который делает обучение легче. НЛП не является системой техник это методология. Рефрейминг, например, не есть НЛП; рефрейминг есть побочный продукт НЛП. НЛП делает модели, и рефрейминг является только одной из таких моделей. Методология НЛП требует от вас идти медленно и делать сравнения. Концентрируйтесь на методологии в упражнениях. Специфические техники будут приходить позднее, но главное это методология, которая есть процесс открытия, из которого специфические техники были получены. Первый кусок методологии НЛП это обнаружить, делает ли человек, с которым вы работаете, то, что вы просите. Сколько раз, когда вы просили когонибудь обратиться внутрь себя, они обращались и делали неверные вещи, потому что или они делали поспешные выводы, или ваши инструкции были неточными? Когда вы направляете ваш собственный мозг или когда вы изменяете когонибудь еще, вы должны избавиться настолько от метафорического описания, насколько это возможно. Мозг является буквальным. Оперируя на этом уровне, вы идете вниз, к наиболее основным компонентам мозговых процессов. Из этого мы знаем в этом месте, что эти основные компоненты есть субмодальности. В этих упражнениях вы начнете замечать, что они осуществляют очень малые последовательные сдвиги в структуре субъективности, чтобы быть способ ными делать изменение. Делать их вначале медленно и методично есть тоже процесс, в котором вы будете отбирать субмодальности и начнете понимать, как делать изменение в вашем собственном мозгу. Упражнение: исследование визуальных и аудиальных субмодальностей В группах по два. Один из вас А, другой В. Шаг 1. А идентифицирует прошлое, очень приятное событие. Не разделяйте содержания этого, и поскольку вы не разделяете содержание, вы можете выбрать опыт, который действительно «сочный», представляющий особый интерес. Шаг 2. Когда А припомнит событие, В (используя список субмодальностей, табл. 2, стр. 36) инструктирует его изменить субмодальности этого воспоминания по одной за раз. Напомните ему привести субмодальности назад к их первоначальной конфигурации прежде, чем переходить к следующему изменению. Шаг 3. А изменяет субмодальности памяти медленно. Откройте, какие субмодальные изменения воздействуют на память сильнее и какие действуют на нее слабее: воздействие делает ее более приятной или менее приятной. Замечайте, когда вы проходите через изменения одной субмодальности, результирует ли изменение в спонтанные изменения в других как в пределах этой. системы, так и через системы. Это называется «критическими субмодальностями», и они будут иметь наибольшее влияние на память. В дает осторожные замечания для А. Шаг 4. Поменяйтесь ролями и продолжайте с В в качестве субъекта. Шаг 5. Поменяйтесь ролями снова. И А выбирает неприятное переживание для воспоминания. Выберите чтонибудь, что вы определите как слабо неприятное, чтото, что было надоедающим или фрустирующим. Это не место экспериментировать с большой травмой. Повторите последовательность субмодальных сдвигов как раньше и сравните два воспоминания. Те же субмодальные сдвиги интенсифицируют и ослабляют оба воспоминания или есть разница? Шаг 6. Поменяйтесь ролями и продолжайте с В как с субъектом. Возьмите перерыв и затем повторите упражнение, используя аудиальные субмодальности. Пока остановитесь на этих двух. Мы будем заниматься кинестетическими субмодальностями позднее. Сейчас будет полезно иметь кинестетику как проверку. После каждого изменения вы можете спросить: «Это более приятно или менее приятно?». Для большинства людей в большинстве обстоя тельств, когда яркость образа возрастает, возрастает и интенсивность их ответов. Точно так же, для большин ства людей в большинстве ситуаций, когда громкость внутреннего звука возрастает, возрастает и интенсив ность их ощущений. Конечно, есть контекстуальные ва риации. Если вы вспомните романтический ужин со свечами, усиление яркости начнет уменьшать роман тичность. Если вы вспомните, как были закрыты в под вале, где было темно и страшно, усиление яркости бу дет уменьшать страх. Важно то, что для каждого дан ного опыта имеется различие, которое делает разли чие регулирование субмодальностями, которое резуль тирует в разных ответах. Большинство людей не используют свой мозг наме ренно, их ответы являются автоматическими. Вы ког данибудь замечали, что когда вы имеете неприятное переживание в какоето время вашей жизни, вы не только получили его однажды, вы получаете его снова я снова внутри вашей головы? Позвольте сказать вам, что вы уходите прочь и находите себя все еще споря щим. Тремя часами позже вы все еще в том же споре, весь при себе. Вы идете в кино и смотрите фильм вроде «Челюсти», или «Дух», или «Экзорсист». Когда вы по кидаете кинотеатр и идете домой, вы видите ужас все го этого так же, как если бы вы были в кинотеатре Или вы переживаете прошлое воспоминание, и это по хоже на то, что происходит здесь. Другой пример автоматического ответа это когда люди критикуют внутри своих голов и чувствуют плохо. Кто критикует кого? Кто есть здесь? Изменить ответ, использовать ваш мозг намеренно не так трудно. Прислушайтесь к голосу и отметьте тон, высоту, ритм. Также отметьте, как вы чувствуете, когда вы говорите с собой таким способом. Теперь припомните когото, кто говорил вещи для вас, которые вам нравились особенно восхитительным образом. Слушайте этот голос внутри вашей головы. Затем поменяйте содержание и скажите эти критические вещи самому себе, те, которые заставляют вас чувствовать себя плохо, и те, которые приятны и восхитительного тона. Замечайте, как поразному вы способны отвечать на одни и те же слова. Есть много применений этой идее, что все поведение есть последовательность заученных ответов. Ответ на данный стимул может быть автоматическим, но как и заученный ответ, вы можете выучить чтонибудь дру гое: вы можете научиться отвечать способом, который более полезный. Я работал с женщиной, которая слы шала голос, понуждающий ее убить себя. Она слыша ла этот голос в течение 20 лет, и хотя она никогда не поступала по этому принуждению, голос упрекал ее и она боялась, что в один день она поступит так. Когда я попросил ее прислушаться и решить, как это она зна ла, что нужно принимать голос серьезно, она сказала, что это была особенность звучания голоса, которая бы ла принуждающей. Она пыталась остановить говоренье этих вещей в последние двадцать лет без успеха. Од нако она была способна очень быстро изменить спо соб, которым это говорилось ей. Она могла ускорить голос, сопровождая повышением его в высоте до тех пор, пока он звучал, как голос бурундука в одном из мультфильмов. Она могла замедлить его до тех пор, по ка он не становился неразборчивым. Она могла заста вить его звучать, как голос Дональда Дюка. Эта вся вещь стала смешной, и она оказалась способной сме яться над этим. Затем, даже хотя она была способна слышать голос в его первоначальной тональности, эта больше не действовало на нее тем же способом. Как только она открыла, что она может контролировать процесс, ее ответ больше не был автоматическим. Однажды, когда моей дочери было три года, я услышал ужасающий визг из ее спальни. Я пошел по смотреть, что случилось, и обнаружил Джессику сидя щей на кровати и визжащей, что монстр был в ее ком нате. Когда я не смог найти его, она сказала, что я испугал его, когда я входил в комнату, и что он спря тался под кроватью. Мы встали на четвереньки и стали искать. Она заверила меня, что это был ее собствен ный монстр. Я сказал, что так как это был ее монстр, и она создала его, она может сделать его любого раз мера, какого она захочет. Она могла бы сделать его больше, но это было бы слишком пугающим. Она мог ла также сделать его меньше. Захочет она, и она со жмет его до комфортабельного размера плюшевого медвежонка. Этим вечером мы уехали поужинать и ни чего не собирались делать больше, но Джессика взяла своего нового другамонстра с собой. По пути домой с заднего сиденья послышались завывания Джесси ка со слезами сообщила, что она забыла своего монет рика в ресторане. Ее брат, искушенный опытом шести летка, сказал: «Все в порядке, Джесс. Он у меня в кар мане». Если поведение есть последовательность заученных ответов, то изменение требует, чтобы чтото еще было заучено вместо этого. Недостаточно просто выучить чтото новое. Что подразумевается здесь все, что бы ни было выучено, если оно способно продуцировать из менения, оно должно утилизировать тот же механизм, как и старый паттерн. Как пример этому, подберите повторяющееся воспоминание, чтото, что вы думаете о судьбе, чтото, что заставляет вас чувствовать плохо. Смотрите, что вы видите, и слушайте, что вы слышите в это время. Воспоминания не включают влияние себя в событиях, исключая опыт вроде автомобильных ката строф, в которых личность автоматически диссоцииру ет как защитный механизм, чтобы уменьшить ужас это го события. Убедитесь, что эта память заставляет вас чувствовать плохо. Зная, что это заставляет вас чувст вовать плохо, ведите воспоминание вперед любым спо собом до конца, затем ведите его назад. Возьмите не сколько минут, чтобы подумать об этом переживании и открыть, заставляет ли оно вас все еще чувствовать так, как вы это делали. Обращение порядка пережива ния есть один путь к изменению неприятного воспоми нания. Механизм тот же самый, но он используется другим способом, путем изменения последовательности частей этого события. Фобики это люди, которые научились быть испуганными чемто. Человек с фобией эскалаторов не может не быть напуганным моментом, когда он ступает на эскалатор. Есть структура этого фобического ответа, и этот человек не может не допустить значение, которое эскалаторы имеют для него. Фобик настолько напуган, что он не может вообразить себя имеющим опыт с вещью, относительно которой он фобик. Он не может сделать то, что вы только что проделали (обращение воспоминания), если оно включает его фобию. Рассмотрим «когото, кто был вовлечен в несчастный случай утопания, и имеет фобию воды как следствие этого несчастного случая. Для него вспомнить этот инцидент в эксплицитных деталях видения и слышания в точности то же самое событие, ужасающее. Опыт и воспоминание о нем подавляющи; как вы можете утилизировать механизм фобии, чтобы инициировать изменение? Первая вещь, которую нужно сделать, имея дело с фобией, это сдвинуть временной фрейм. Когда фобик думает о переживании, которое генерирует его фобию, он подвергается опасности; однако он может возвратиться в своем воспоминании ко времени, предшествующему этому событию, ко времени, когда он был в безопасности. Также, хотя ужасающее событие произошло, он выжил и может двигаться вперед, ко времени, последующему за событием, когда он снова был в безопасном месте. Это помещает травматические события в больший фрейм опыта. В воспоминании он будет двигаться из безопасного места через событие в другое безопасное место. Сам по себе контекстуальный сдвиг недостаточен, чтобы позволить человеку проходить через воспоминание. Это только первый шаг процесса. Следующий шаг это заставить человека диссоциироваться от воспоминания, то есть видеть себя в другом времени и месте. Видение себя в событии приводит к эмоциональному столкновению с действительным воспоминанием. Чтобы доказать это самому себе, вспомните время, когда вы ездили на «американских горках». Смотрите, что вы видите и слушайте, что вы слышите, когда вы сели здесь на сиденье, пока вагончик взбирался все выше, выше, выше, на верхушку и... вниз под уклон. Остановите движение и отойдите в сторону от себя, так, чтобы вы увидели себя сидящим там. Начните движение снова и видьте себя сидящим в машине, когда она движется вниз под уклон. Чувства различны, не так ли? Эта диссоциация может помочь фобику достичь воспоминания травматического события относительно безопасным способом. Чтобы сделать воспоминание опыта более комфортабельным, человек может спроецировать образы на стену, приобретя маленькое расстояние от них. Это делает его двухчастной диссоциацией. Чтобы сделать его трехчастной диссоциацией, человек может так же видеть себя в настроении, как если бы он был в кинотеатре, глядящим из перспективы проекционной будки. Он может видеть себя сидящим здесь и смотрящим себя на экране в том, другом времени и месте, где событие случилось. Хороша идея заякорить эти трехчастные диссоциации, так что если человек начнет ассоциироваться в событии, вы можете оживить якорь и удержать его в стороне от этого. Начнем, заставляя человека, видеть спокойную кар тину, в которой он видит себя в безопасности перед тем, как событие случится. Позвольте этой картине ид ти, и он увидит себя во втором состоянии, снова в без опасности, после того, как событие произошло и он знает, что он выжил. Это дает ему начало и конец для воспоминания. Вернитесь к первому состоянию, до со бытия. Убедитесь, что образ был спроецирован на сте ну. Заставьте человека затем посмотреть на себя в на стоящем, сидящим с вами и смотрящим на себя в этом другом времени и месте. Установите ваш якорь трех частной диссоциации и заставьте человека добавить движения в образ. Заставьте его пройти весь путь через воспоминания до второго безопасного места и затем остановите движение. Верните его обратно в его тело и затем ассоциируйте с этой второй безопасной карти ной, видящим, что он видит и слышащим, что он слы шит после того, >как событие окончилось. Заставьте его пройти последовательность обратнобыстро. Это как если бы он запустил проектор назад, весь путь назад до первой спокойной картины. Ассоцирование таким об разом есть полный ВАКО (визуальный, аудиальный, кинестетический, обонятельный, вкусовой) опыт, за исключением того, что он идет назад. Это утилизирует механизм старого паттерна, и это устранит фобический ответ. Немедленный бихевиоральный тест полезен, чтобы помочь людям изменить то, что они думают о себе. Если ктото был фобиком 20 лет, то ему трудно представить, что он может измениться так быстро. Я работал с женщиной, которая была клаустрофобиком, она не могла заходить в телефонные будки и закрывать двери. После того, как мы провели паттерн лечения фобии, я предложил ей пойти в телефонную будку и позвонить двум друзьям, которые знали, что она боится замкнутых пространств, и рассказать им, что она проделала. Когда она вернулась назад, пылая и рассказывая о том, как удивительно она чувствовала себя, рассказывая своим подругам, что она была в телефонной будке с закрытой дверью. Это была прекрасная возможность отпустить множество шуток о том, как трудно будет теперь научить ее еще и выходить из малых замкнутых мест. Каждая такая шутка возвращает ее назад через новый паттерн и служит подкреплением его. Если бихевиоральный тест не подходит или невозможен в это время, вы можете начать с вещей, в которых она была фобиком, и отмечайте ее ответы. Затем присоединитесь к будущему. Попросите ее подумать о чемто, что еще не случилось, но может случиться, что в прошлом могло бы продуцировать фобический ответ. Заставьте ее сыграть это воображаемое событие, как если бы это случилось с ней, и отмечайте ее ответ. Это нечто она не могла делать с этим своим старым фобическим паттерном. Другой подход к введению в будущее такой. Надо спросить: «Если этот паттерн работает, что бы вы могли сделать из того, что не могли до этого?». Как только она идентифицировала это поведение, заставьте ее вообразить делающей это и наслаждающейся этой активностью. Одна вещь быть способным чтото делать, но испытывать удовольствие в активности, которая была ужасающей, представляет собой более высокий уровень изменения. Шутки и смех являются важными ингредиентами в любой работе изменения, которую вы делаете. Фактически, если вы не имеете чувства юмора, вы не можете делать НЛП это одно из требований. Я работал с девятилетним мальчиком, который имел фобию змей. Он играл в сарае, набрал пригоршню сена и нашел себя держащим змею. Его ответ на этот инцидент был чрезмерным, и он не спал ни одну ночь из десяти месяцев, следующих за инцидентом. Первая вещь, которую я сделал, я спросил его, где, по его мнению, змея находится сейчас? И сам ответил на свой вопрос: «Вероятно, уползла в свою нору. Когда ее мама спросила ее, почему она не ходит в сарай играть, она рассказала ей о мальчике, который вытащил ее, заорал на нее и бросил ее вниз». Он подумал, что это было действительно смешно, и мы долго смеялись, вспоминая о том, какой глупой была эта змея. Затем я рассказал ему историю о Джессике и ее монстре. Подход к событию с точки зрения змеи дал ему новую перспективу. Мы шутили о том, кто был больше напуган, он или эта змея. Если эта змея могла совершить такой тип ошибки, так же мог и он. История Джессики дала ту идею, что он мог контролировать этот процесс, который ужасал его. И определенно, если трехлетняя могла делать это, то уж он, девятилетний, мог не хуже. Эти истории и этот смех позволили легче сделать остаток работы и мальчик стал способен идти домой и спокойно спать всю ночь без снов о змеях. Если, как иногда случается, человек не может вспомнить первоначальный опыт, тот, который продуцировал фобию, заставьте его идентифицировать три разных опыта, в которых он имел фобический ответ, три разных контекста, в которых он был фобиком, о тех же самых вещах. Измените самый ранний из трех, используя эту же самую технику, которую вы использовали с первоначальным опытом. Затем измените оставшиеся два тем же самым способом. Эти паттерны обобщаются и будут результировать в изменении того самого важного фобического ответа. Фобии сами могут обобщаться на другой опыт. Я работал с женщиной, которая была фобиком мостов, где вы можете смотреть через решетку на воду внизу. После делания изменения в опыте с мостом она сказала: «Нет, это звук шин на мосту, который запускал страх». После этого мы работали со звуком, который продуцировал тошноту. Изменение этого ответа на этот звук привело ее назад, к звукам корабельного двигателя в открытом море. Ребенком она попала в шторм, была привязана к своей кровати, морская болезнь, рвота, вода, плещущаяся под палубой, голос ее отца' который говорил, что они не собирались делать этого и, как фон ко всему опыту, она слышала звук мотора, блуждающего по морю. Когда это было изменено, этот весь паттерн был освобожден и не было больше ответа на мосты. Сейчас вы получите некоторый опыт утилизирования этого механизма старого паттерна, чтобы научиться чемуто, что будет замещать нежелательный паттерн. Так позвольте нам взять этот принцип и начать применять его способом, который будет влиять на ваши паттерны, способом, который полезен. В этом упражнении вы будете делать чтото очень простое. Имеются процессы, которые вы понимаете, так что вы обнаруживаете это ощущение понимания. Вы также бывали в замешательстве временами, так что вы знаете, как это чувствовать, как быть в замешательстве от чегонибудь. Большинство людей, когда они в замешательстве от чегонибудь, собирают больше информации об этом объекте. Это загоняет их в замешательство даже больше. Трудность не в том, что они не имеют достаточно информации, а в том, что они не имеют этой информации организованным способом, который полезный. Это упражнение предназначено специально для организации информации. Упражнение: замешательство в понимании Выберите партнера и обозначьте одного из вас А, а другого В. Шаг 1. А идентифицирует чтото, что он понимает и чтото, в понимании чего он испытывает замешательство. Вы должны замечать разницу между замешательством и незнанием. Когда вы не имеете достаточной информации об объекте, вы являетесь не знающим его. Вы в замешательстве, когда вы имеете информацию, по еще не представляете себе, как использовать ее. Чтобы избежать замешательства в этом опыте, для тренировки не выбирайте ничего такого, что связано с нейролингвистическим программированием. Шаг 2. В должен обнаружить следующее: когда А думает о том, что, как он сказал, он понимает, имеет ли это определенные субмодальные характеристики? Так же обнаружьте, как эти характеристики различаются, когда он думает о чемто, что он не понимает или испытывает замешательство. Не спрашивайте, что именно он понимает или что вызывает его замешательство. Здесь есть пример этой процедуры. В: есть ли у вас чтото, что вы понимаете? И чтото еще, в чем вы испытываете замешательство? А: да. В: Они оба являются картинами? А: Да. В: Они оба движутся, есть движение в них или они неподвижные картинки как слайд? А: Понимание движется, а замешательство, как кас сета слайдов, один за другим. В: Имеют ли они звучание? А: Да. В понимании есть голос, говорящий мне, что делать. Когда я в замешательстве, я слышу себя, говорящего: «Я не знаю» снова и снова. Используйте старый способ проб и ошибок. Пройдите через субмодальный список в табл. 2 на стр. 36 и отыщите эту разницу в репрезентировании вашим партнером этого состояния понимания и этого состояния замешательства. Каждый раз, когда вы находите разницу, записывайте ее на лист бумаги. Шаг 3. Когда вы закончите извлечение этих субмодальностей понимания и замешательства, заставьте вашего партнера заменить замешательство на понимание, подстраивая субмодальности замешательства, чтобы подогнать их под субмодальности понимания. В этом процитированном примере типичный диалог будет следующим: В:Когда вы думаете об этой вещи, где вы испытываете замешательство, вы имеете серию неподвижных картинок, вставьте между ними больше картинок, пока вы не будете иметь достаточно картинок, чтобы сделать фильм. Вы все еще в замешательстве? А: Да. В: Слушайте эту высоту, этот тон, этот ритм этого голоса, который вы слышите в понимании. Теперь измените этот голос, который говорит: «Я не понимаю» пока он не совпадет с голосом понимания. Вы все еще в замешательстве? А: Пока да. Но голос в замешательстве начинает описывать картинки, которые я вижу. Продолжайте составлять список различий, который вы делаете, пока этот человек не перестанет быть в замешательстве, изменяя субмодальности замешательства на те субмодальности понимания по одной за раз. Шаг 4. Поменяйтесь ролями так, чтобы каждый из вас имел возможность извлекать субмодальности и испытать изменение, подстраивая одну субмодальную конфигурацию к другой. Дальше следует транскрипт Ричарда Бэндлера, работающего с этими субмодальностями замешательства и понимания, чтобы дать дополнительное понимание этого процесса. Р. Б. Что вы обнаружили? У вас нет больше оправданий. Чтонибудь, в чем вы испытываете замешательство... делая это. Люди обнаруживают в этом упражнении, что они знают больше, чем они сами думают. Н. Я нашла, что в этом замешательстве есть внутреннее звучание, действительно громкое, и оно удерживает меня от слышания и видения и всего остального. Р. Б. (кричит) Что? Н. Когда вы уменьшили громкость, я стала... Р. Б. О'кей. Если в вашей голове громкий шум, то это будет... Н. Слышать и чувствовать. Р. Б. Как у ребенка, который не способен слышать то, что он сам думает. Хорошо, если вы имеете очень громкий... Был ли этот голос вашим собственным внутренним голосом? Н. Я не проверила, чей это был голос. Р. Б. Скорее всего, это был ваш голос. Или, может быть, это были ваши части. П. Громкость это то, что я использовал, потому что она повторяла это снова и снова. Она не имела картинки в состоянии замешательства, но когда она уменьшила громкость, она получила картинку. Это стало яснее. Это стало похоже на понимание. Р. Б. Как ваше имя? Н. Ники. Р. Б. Когда вы делали это, Ники, вы имели опыт понимания? Когда вы делали то, что он описывал? Н. Нет. Что я делала, было больше правом выбора. Я не чувствовала себя такой застрявшей. Р. Б. О'кей, но изменили ли вы его так, чтобы это стало тем самым, как в понимании? Н. Я чувствовала, что это будет... это будет двигать меня к большему пониманию. Р. Б. Я надеюсь на это. Я только хотел пройти весь этот путь. Н. У меня есть ощущение, что это должно както продолжаться. Р. Б. Почему вы не прошли остаток этого пути и не обнаружили? Н. Я не знаю, как это сделать. Р. Б. Когда вы изменили это, была ли какаято разница, где вы получили это понимание? Когда вы понимаете, имеете ли вы более яркие картинки, больше картинок, были ли одни фильмами, а другие слайдами? Н. Имелось больше знания о всех звуках вокруг Р. Б. Нет. Есть ли разница между тем, когда вы в состоянии понимания, и состоянием, где есть больше движения? Возможно, в том состоянии вы будете получать некоторое понимание окончательно. Я только пытаюсь обнаружить, была ли разница между тем, когда вы понимаете и когда вы в состоянии движения. Состояние движения может быть лучше ваша проблема с пониманием может быть неверной. Обучение манипулировать субмодальностями, таки ми как цвет, фокус, размер, дистанция, движение, вы сота, объем, положение, является первым шагом в раз витии этой гибкости для контролирования ваших внут ренних состояний. Это новое и это потребует некоторой практики. Это является феноменами, которые в боль шинстве своем, находятся вне сознательного понима ния. Они, однако, являются процессами, которые вы можете сделать сознательно. Они ведут к тому, чтобы остановиться, вернуться назад, к началу воспоминания и пройти через это событие снова. Медленно двигай тесь для того чтобы отыскать, какая здесь структура. Когда вы вспоминаете это частное событие, вы снача ла видите картину вашим внутренним взором и затем слышите голоса? Каковы эти визуальные и аудиальные субмодальности? Какова эта последовательность, в ко торой вы делаете вещи? Большинство людей имеет тенденцию делать этот процесс более сложным, чем он реально является. Трудно смотреть на вещи просто. Это почти очевидно. Есть общие проблемы, ассоцииру емые с обучением субмодальностям. Некоторые люди будут говорить, что они не могут делать картинки. Другие хороши в делании картинок, но не знают, как изменить громкость звуков, которые они слышат в своих головах. Некоторые хороши в делании картинок, но не Могут контролировать их; изменять размер или дистанцию, например. Есть лица, которые говорят, что они не могут слышать чтолибо или услышать это снова внутри своей головы. Но это лица, которые могут слышать материнский голос, говорящий: «Ты точно, как твой отец». Они просто не делают выбора, не используют этот механизм намеренно. Способность контролировать эти процессы намеренно, так что вы можете участвовать в ответе (по крайней мере теперь и потом), есть лучшее умение. Начатый транскрипт Ричарда Бэндлера продолжается. Р. Б. Как насчет этого остатка вас? Вы обнаружили, что случится, если вы начнете брать эту структуру замешательства и изменять ее в понимание? Что слу чится? Г. Это продуцирует понимание для меня. Некоторые вещи изменились... как этот размер вещей. Р. Б Приведите их в пропорцию, так сказать. Г. Другие меняются от неподвижных картинок в этом состоянии замешательства в слайды и в движущиеся картинки. Р. Б Здесь гораздо больше информации. Г. Определенно. Г. Как вы их двигаете? Р. Б. Вы возьмите эти слайды и превратите их а движущуюся картинку. Почувствуйте. А. Ранее, обратное было верно для меня. Р. Б. Это делает чувство. А. Если я взял картинку, где я имел замешательство, эта картинка была движущейся. Та картинка, в которой я бил понимающим, была серией сцен. Я не видел действительного движения. Я мог заставить это двигаться, но это отвлекает меня. Р. Б. Это отвлекает вас? А. Потому что все это неожиданно. |