У людей есть врожденная мотивация к развитию. Если вы сомневаетесь в этом, понаблюдайте за младенцем, который учится ходить. Он интересуется абсолютно всем. Ему свойственна природная любознательность, и вы не сможете удержать его от изучения окружающего мира. Я верю, что эта врожденная мотивация к развитию сохраняется и у взрослых, но многие люди, не получая поддержки и необходимых знаний, отказываются от нее. Чтобы помочь людям начать развиваться, вам нужно пробудить в них эту врожденную мотивацию. Если вы помогли им преодолеть стереотипы, препятствующие их развитию, они могут сами найти мотивацию для дальнейшего развития.
Люди видят в лидере прежде всего личность и лишь потом -лидера. Многие неудачники пытаются вести за собой других, полагая, что люди последуют за ними только потому, что они выступают за правое дело. Но этот подход не приносит позитивного результата. Люди будут следовать за вами только в том случае, если они верят в вас. Это применимо и к ситуациям, в которых вы предлагаете людям свою помощь в деле их развития и продвижения на более высокий уровень.
Чем лучше вы понимаете людей, тем больше вероятность, что вы добьетесь успехов в наставнической деятельности. Если вы умеете работать с людьми и искренне интересуетесь ими, вам удастся стать хорошим лидером и наставником.
Как пригласить других людей в путешествие к новой жизни
Независимо от того, обладаете вы даром общения с людьми или же вам предстоит развивать в себе эти способности, вы можете наставлять других и помогать им продвинуться на более высокий уровень. Если вы продолжаете развиваться как личность и лидер, то способны помочь им отправиться в путешествие к успеху вместе с вами.
Рассмотрим рекомендации, которые помогут вам пригласить людей в путешествие к новой жизни.
тивные последствия имеет этот подход. В бизнесе он приводит к снижению производительности труда, текучести кадров и падению морального духа. В браках за это приходится расплачиваться сломанными жизнями.
Я пришел к этому выводу, когда начал свою пасторскую деятельность. Мне очень хотелось создать большую церковную общину. Я считал, что достижение этой цели принесет мне успех. Я начал с трех человек, и вскоре мою церковь посещали 250 прихожан — и это в небольшом сельском городке. Мне помогала только Маргарет. Я не воспитал ни одного лидера. В итоге эта церковная община развалилась, когда я ее оставил. Я добился успеха, но этот успех оказался лишь временным. Я не привел к успеху ни одного из прихожан.
Я вынес урок из этого опыта, и в дальнейшем оказание помощи в развитии людей стало моей главной задачей. В другой церкви я подготовил тридцать пять лидеров, которые стали основой крупной общины и принесли ей успех. И когда я оставил эту церковь, она продолжала оставаться такой же благополучной, как и при мне. Другие лидеры смогли продолжать работу без меня. Если вы хотите позитивно влиять на жизни людей, поступайте так же. Посвятите себя делу развития людей и приглашайте их в путешествие к успеху.
1. Оказание помощи в развитии людей — главное ваше занятие
Если вы хотите помогать людям в их личностном развитии и добиться успеха на этом поприще, это занятие должно стать главным в вашей жизни. Всегда проще игнорировать людей, чем заниматься их развитием. Если вы не верите в это, спросите любого работодателя или же адвоката, специализирующегося на бракоразводных процессах. Но многие не понимают, какие нега-
2. Ограничьте количество людей, которых вы берете с собой
Вы не можете взять с собой в путешествие к успеху всех желающих. Начиная оказывать помощь людям в развитии, отнеситесь к этому делу, как к полету на небольшом самолете. Если вы возьмете с собой слишком много людей, вам не удастся взлететь. Кроме того, время ограничено, и гораздо разумнее научить нескольких людей искусству пилотирования самолета, чем дать каждому по несколько уроков, которые только возбудят аппетит, но ничему не научат.
Вы должны посвятить 80 процентов своего времени развитию самых перспективных людей, которые составляют лишь 20 процентов от числа окружающих.
Когда я провожу семинары по вопросам лидерства, то всегда рассказываю о принципе Парето, известном также как соотношение 80/20. Он заключается в следующем. Если вы фокусируете свои усилия на 20 процентах от всех задач, стоящих перед вами, то получаете 80 процентов отдачи. В деле развития людей вы должны посвятить 80 процентов своего времени развитию самых перспективных людей, которые составляют только 20 процентов от числа окружающих. Б число этих 20 процентов должны входить самые значимые для вас люди: члены вашей семьи и люди, обладающие наибольшим потенциалом к развитию. Если вы попытаетесь учить и развивать большее число людей, то будете лишь распылять усилия.
3. Постройте отношения с человеком, прежде чем заняться его развитием
Многие наставники совершают распространенную ошибку, пытаясь вести за собой людей, не создав с ними позитивных отношений. Оглянитесь вокруг, и вы увидите множество подобных случаев. Менеджер приходит в компанию и ожидает, что работники станут безоговорочно помогать ему продвигаться по служебной лестнице. Новый тренер просит игроков верить ему и следовать его стратегии, хотя он почти незнаком со своими подопечными. Разведенный отец, не видевший своих детей много лет, встречается с ними и надеется, что они мгновенно станут доверять ему, хотя он даже не попытался восстановить с ними отношения. В каждом из этих случаев лидер рассчитывает воздействовать на людей прежде, чем установит отношения с ними. Люди могут согласиться с его лидерским положением, но не более того.
Лучшие лидеры понимают значимость отношений с людьми. Например, Ли Иакокка однажды спросил легендарного Винса Ломбарди, тренера футбольного клуба «Green Bay», о том, как ему удалось создать непобедимую команду. Ломбарди ответил: «В сильных футбольных клубах достаточно много тренеров, которые знают свое дело и вполне организованы, но, тем не менее, им не удается привести свою команду к успеху. Необходима третья составляющая: если вы хотите создать сильную команду, то должны заботиться друг о друге и любить друг друга. Каждый игрок должен думать о своем партнере: "Если я не смогу блокировать противника, он сломает ноги Полу. Я должен справиться со своей задачей, чтобы Пол смог хорошо сыграть." Отличие между выдающимся и посредственным результатом определяется тем, как игроки относятся друг к другу».
Этот принцип применим не только к футболу, но и к людям, совместно идущим к успеху. Если человеческим отношениям не уделяется первоочередное внимание, люди не смогут развиваться.
Готовясь к тому, чтобы посвятить себя делу развития людей, найдите время, чтобы лучше узнать каждого из них. Попросите их рассказать о себе. Узнайте, что им не нравится, что составляет их сильные и слабые стороны, каков их темперамент. Если вы работаете вместе, попробуйте также совместно заняться спортом. Если вы знакомы как прихожане одной церкви, навестите каждого на работе. Если вы посещаете одно учебное заведение, встречайтесь дома. Даже в семье вы можете использовать это подход. Например, вы можете многое узнать о своих детях, если будете проводить с ними время в ситуациях, отличных от обычной домашней обстановки. Это обогатит ваши отношения и поможет развить ваши лидерские качества.
Еще одно преимущество создания позитивных отношений с людьми состоит в том, что вы сможете понять, какого рода спутников вы хотели бы иметь. Если вам случалось отправиться в путешествие с человеком, которого к концу пути вы начинали ненавидеть, вы понимаете, насколько это серьезно. Например, Стефани Ветцель рассказала мне о своей поездке в Мексику, где она и две другие молодые женщины провели некоторое время среди местного индейского населения, занимавшегося сельским хозяйством. Обстановка была очень примитивной — ни холодильника, ни водопровода.
Одна из женщин все время жаловалась и выражала свое недовольство. Ей не нравились индейцы и их образ жизни. Когда местные жители, для которых мясные продукты были на вес золота, предлагали им жареного цыпленка, она отказывалась. Эта высокомерная и привередливая особа отравляла жизнь другим участницам группы.
Подбирая спутников для своего путешествия к успеху, приглашайте с собой людей, которые вам нравятся. Затем ближе узнайте каждого из них, чтобы убедиться в правильности своего выбора. Это лучший способ добиться эффективного взаимодействия — и приятно провести время в пути.
4. Безоговорочно помогайте людям
Отдавайте ради того, чтобы отдавать.
Когда вы начинаете помогать людям развиваться, вам не следует ждать от них признательности. Если вы ожидаете получить нечто взамен, и не получаете — в вас растет обида. Если вы получаете меньше, чем ожидали, то начинаете жалеть о потерянном времени. Вы должны заниматься этим делом, оставив любые ожидания. Отдавайте ради того, чтобы отдавать — ради того, чтобы порадоваться тому, что человек с вашей помощью поднимается выше. Если вы подходите к этому делу подобным образом, то сохраните позитивное отношение. А когда ваши усилия будут вознаграждены, это будет взаимный выигрыш.
5. Обучайте людей на своем примере
Я хочу поделиться с вами своим секретом. Он принесет вам гарантированный успех в деле наставничества. Вы готовы? Итак... Никогда не работайте в одиночку. Я понимаю, что это звучит слишком просто, но таков подлинный секрет успеха. Если вы хотите передать другим свои навыки, обучайте их на своем личном примере.
Для большинства из нас эта практика представляется необычной. Модель обучения, которая ,в большинстве случаев используется в Америке, построена на принципах, уходящих корнями в античность. Ее можно назвать «школьным подходом». Эту модель использовал Сократ, чтобы обучить Платона, а Платон подобным образом обучал Аристотеля. Суть ее заключается в следующем: лидер поднимается на трибуну, читает лекцию и задает вопросы. Ученик сидит у его ног и слушает. Задача ученика в том, чтобы усвоить идеи учителя.
Но это не единственная модель обучения и развития. Мы можем использовать и другой подход, созданный древней еврейской культурой. Этот метод похож на обучение «на практике». Он основан на создании отношений и на совместном опыте. Подобным образом ремесленники готовили своих учеников на протяжении многих веков. Мастера брали подмастерьев, которые работали с ними. Ученики осваивали мастерство, чтобы затем передать его другим. Эту модель обучения можно представить следующим образом:
Я выполняю работу Первоначально я сам обучаюсь мастерству и стараюсь достичь в нем совершенства.
Я выполняю работу - вы наблюдаете. Я демонстрирую свои навыки, а вы следите за те, как я это делаю. В процессе я объясняю вам свои действия.
Вы, выполняете работу-я наблюдаю. Вскоре мы меняемся ролями. Я разрешаю вам самостоятельно выполнять работу, но остаюсь рядом с вами, чтобы помогать советом, корректировать ваши действия и поддерживать вас.
Вы выполняете работу. Когда вы достигли мастерства, я отхожу в сторону и позволяю вам работать самостоятельно. Ученик переходит на более высокий уровень. Учитель может заняться чем-то другим.
За все годы, посвященные развитию людей, я не нашел более эффективной методики обучения. Рядом со мной всегда находится человек, которому я хочу передать свои навыки. Перед тем как приступить к занятиям, мы обсуждаем стоящие перед нами задачи. После занятий мы обсуждаем процесс и его результат.
Возможно, вам доводилось работать с людьми подобным образом. Если нет — попробуйте. Этот метод непременно принесет результаты. Ваша цель в том, чтобы с пользой проводить время с теми людьми, чьим развитием вы занимаетесь. Всегда подбирайте людей в соответствии с задачами. Любой человек, перед которыми ставятся задачи, не соответствующие его способностям и интересам, вскоре «перегорает» и приходит в отчаяние. Но если человек занят тем, что ему удается и нравится, он будет с необычайной скоростью двигаться к реализации своего потенциала.
6. Снабжайте людей средствами для их развития
Люди не смогут двигаться к успеху, если вы не обеспечите их средствами для продолжения их развития. Это входит в обязанности любого наставника. Многие люди не знают, где найти материалы, которые помогут им в личностном развитии, особенно когда они находятся в самом начале пути.
Всегда ищите полезный материал, интересующий людей.
Я постоянно делюсь книгами, аудиозаписями и видеоматериалами с людьми, которым помогаю развиваться. Кроме того, мне нравится посылать их на семинары по личностному развитию. Случается, я говорю человеку, которого учу: «А сейчас, Джо, собирайся и быстро отправляйся на семинар». И он вытягивается передо мной по струнке, берет под козырек и с готовностью отвечает: «Будет сделано, сэр. Немедленно выезжаю». Моя цель в том, чтобы наставлять людей ежеминутно — чем я и занимаюсь, общаясь со своими сотрудниками, коллегами и друзьями. Я стремлюсь постоянно снабжать их материалами для личностного развития.
Вы можете делать то же. Начните делиться с другими людьми книгами и аудиозаписями, изменившими вашу жизнь. Если они не захотят их брать, не сдавайтесь. Проявите твердость. Помните о том, что миссия наставника состоит в том, чтобы вести учеников к успеху.
Постоянно занимайтесь поиском полезного материала, интересующего людей. Нет ничего приятнее, чем поделиться с человеком материалом, который позволит ему подняться на более высокий уровень.
7. Ведите людей, пока они не смогут идти самостоятельно
Знающие люди рассказывают, что пилот, проходящий обучение, всегда с некоторым страхом ждет первого самостоятельного полета. Но хороший инструктор никогда не позволит курсанту совершить самостоятельный полет, если тот не готов. Вместе с тем, инструктор не позволит курсанту, который достаточно подготовлен к самостоятельному полету, уклониться от него. Я надеюсь, что вы способны отличить настоящего наставника от того, кто лишь претендует на это высокое звание. Они отличаются столь же разительно, как инструктор по пилотированию от туристического агента. Первый занимается с вами, проводя вас через все стадии обучения до тех пор, пока вы не научитесь летать. Второй дает вам билет на самолет и говорит: «Приятного полета».
Помогая людям развиваться, помните, что вы ведете их по пути к успеху, а не посылаете в одиночное путешествие. Ведите их, пока они не смогут идти самостоятельно. И когда они готовы, позвольте им двигаться своим путем.
8. Не создавайте ненужных препятствий
После того как вы научили людей двигаться к успеху, снабдили их материалами для развития и подговорили к самостоятельным действиям, вам нужно сделать последний шаг к тому, чтобы вывести своих воспитанников в большую жизнь — предоставить им полную свободу действий. Многие наставники не делают этого шага. Зачастую они неосознанно ограничивают людей, развитием которых занимаются.
Рассмотрим препятствия, которые могут создать наставники на пути потенциальных лидеров.
Отсутствие последовательности в руководстве: когда потенциальный лидер проходит обучение, его опекают во всем, а потом оставляют одного, без какого бы то ни было внимания со стороны наставника.
Бюрократия: наставник изучает своего воспитанника, а потом ставит его в бюрократические рамки, которые душат дух созидания, едва зародившийся в будущем лидере.
Изоляция.: каждый человек нуждается в окружении, способном оказать ему поддержку. Зачастую наставник не обеспечивает своего воспитанника необходимой поддержкой.
Бессмысленная работа: работа, не имеющая смысла, деморализует людей и лишает их мотивации.
Недостаточная информированность: если воспитанника не информируют должным образом о целях его развития, отношения между ним и наставником осложняются, а сам воспитанник перестает понимать, зачем он учится.
Приступая к деятельности по обучению людей, убедитесь, что вы не создаете подобных препятствий. Определите ясное направление их движения, обеспечьте поддержкой и предоставьте свободу действий. Именно это приводит людей к успеху. А их успех — это и ваш успех.
9. Помогайте людям продолжать развиваться
После того как вы сделали все возможное, чтобы помочь человеку встать на путь личностного развития, вам может показаться, что процесс наставничества закончен. Но это не так. Остается еще один шаг, который вы должны сделать, чтобы завершить этот процесс. Вы должны научить своих подопечных тому, как продолжать развиваться и помогать совершенствоваться другим людям. Успех теряет значимость, если отсутствует преемственность.
Я испытываю огромную радость, когда вижу, как воспитанные мной лидеры передают свои знания и умения другим людям. Наверное, нечто подобное испытывает глава рода, наблюдая за следующими поколениями его семьи, которые продолжают его дело. Каждое новое поколение продолжает идти к успеху.
Преемственность в воспитании лидеров стала нормой моей жизни. Например, перебравшись в Сан-Диего в 1981 году, я пригласил на работу секретаря — Барбару Брумеджин. Я подготовил ее, обучил всему, что она должна была знать и уметь, чтобы самым эффективным образом использовать свое время и способности. Она работала на меня двенадцать лет. Перед тем как уйти, она подготовила себе смену — Линду Эггерс, которая является моим нынешним секретарем. Линда работает со мной на протяжении последних восьми лет, и она наставляет и обучает Лорену Лэйн.
Аналогичным образом я поступил с Чарли Ветце-лем. Я потратил много времени, чтобы обучить его методам ведения исследований, и предоставил ему необходимые материалы для развития его писательских способностей. Он, в свою очередь, обучил этому делу жену Стефани, которая в настоящее время составляет для меня документы и редактирует материалы компании INJOY.
Но самым показательным примером преемственности развития является Дэн Рейленд, который был моим заместителем в те годы, когда я работал пастором. В течение первых восьми лет его работы я уделял очень много времени его развитию. В следующие шесть лет я поручил ему готовить всех штатных сотрудников. Кроме того, он подготовил и обучил еще сотню людей. В настоящее время некоторые из них (например, Гленн Финч и Дон Мозер) продолжают этот процесс, воспитывая следующее поколение преуспевающих лидеров.
Усилия, потраченные на развитие других люден, дают замечательные результаты. Чтобы обучать других, совершенно не обязательно быть выдающимся или исключительно талантливым человеком вроде меня. От вас требуется только желание и решимость заниматься этим делом. Это дело приносит мне самую большую радость. Когда люди научаются «летать», они способны совершать невозможное. И, возможно, когда они «воспаряют» очень высоко, то помогут подняться и вам.
В главе 6 я рассказывал, как мы с Маргарет несколько раз возили в Израиль группы людей, которые раньше не бывали в этой стране. Всегда приятно планировать поездку и помогать людям готовиться к путешествию. Мы уделяем подготовке несколько месяцев и периодически собираем наших подопечных, чтобы рассказать им обо всем, что они увидят в поездке. Мы рассказываем неопытным путешественникам обо всем, с чем они могут столкнуться при перелетах и переездах. Мы готовим их к «культурному шоку», который им предстоит пережить. Кроме того, мы строим с этими людьми позитивные отношения. Этот процесс имеет две цели: он создает ощущение безопасности и усиливает предвкушение поездки. Это помогает нашим подопечным получить большее удовольствие от путешествия.
Берите с собой людей и помогайте им изменить жизнь к лучшему.
Наша основная цель состоит не в том, чтобы организовать для людей приятный отпуск, а в том, чтобы помочь нашим подопечным расширить кругозор и открыть им новые возможности для развития. Мы хотим, чтобы эта поездка изменила их жизнь.
Такой же должна быть ваша цель в путешествии к успеху. Берите с собой людей и помогайте им изменить жизнь к лучшему. Ничто в жизни не приносит большей радости. Вы никогда не пожалеете о времени, которое потратили на совершенствование других людей.
Шаги, которые необходимо предпринять в путешествии от успеха к успеху:
Что я должен делать попутно?
1. Как определить сферы развития: пришло время разработать стратегию наставничества. Ее вы будете применять в отношении людей, которых вы выбрали, выполнив упражнение в конце главы 9-Чтобы обдумать методы, которыми вы сможете пользоваться, помогая развивать окружающих вас людей, используйте следующую таблицу:
Имя человека
Его самое сильное качество
Сфера развития
Материалы, которыми необходимо поделиться
2. Как включить в свой обычный график занятия по развитию людей: в течение следующего месяца запланируйте проводить время, занимаясь развитием членов своей семьи и наиболее значимых для вас людей (сослуживцев, друзей и т. д.). В качестве календаря используйте таблицу, приведенную выше. Определите и запишите в ней время для занятий с каждым из выбранных людей. Не забывайте приглашать людей, развитием которых вы занимаетесь, к участию в своей деятельности. Возможно, вам следует записывать в своем календаре инициалы человека, которого вы собираетесь в дальнейшем пригласить с собой в путешествие к успеху. Также необходимо выделить время, которое вы должны провести, подбирая материалы для своей наставнической деятельности.
3. Составляйте планы на месяц: запланируйте время, которое вы потратите в следующем месяце, для повторения того, что вы проделали, выполняя пункты 1 и 2 данного задания. Продолжайте делать это из месяца в месяц.
Послесловие. ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ ВАМ В ЭТОМ ПУТЕШЕСТВИИ?
В главе 5 я рассказывал, как в семнадцать лет начал ^регулярно читать, потому что поставил перед собой цель — личностное развитие. Кроме того, я начал собирать цитаты и статьи для дальнейшей своей деятельности. Я понимал, что дисциплина необходима для реализации моего предназначения в жизни и раскрытия потенциала. Все, что я делал на протяжении многих лет, имеет особое значение для профессии, требующей умения писать и выступать перед аудиторией. С тех пор как я начал это практиковать, прошло тридцать лет, и почти каждый день я черпаю бесценные знания из накопленных мной материалов.
Этим я занимался и тогда, когда писал эту книгу. Я перенес в нее много своих мыслей, личных опытов и знаний, накопленных за долгие годы. Можно сказать, что эту книгу я писал на протяжении тридцати лет.1 Подобно тому, как я добивался успеха, создавалась и моя книга.
Итак, теперь вы знаете, что значит путешествие к успеху. Я надеюсь, что вы осознали свою цель в жизни, знаете, как раскрыть свой потенциал, и готовы помогать другим людям. Но перед тем как закончить это короткое путешествие, которое мы предприняли совместно, я хочу задать вам еще один вопрос. Его я задаю своим детям, когда какая-либо из наших поездок подходит к концу: «Что больше всего вам понравилось в этом путешествии?»
Я хочу, чтобы идеи, которыми я с вами поделился, радикально изменили вашу жизнь.
Случается так, что читатель переворачивает последнюю станицу книги и никогда больше не вспоминает о том, что прочитал. Надеюсь, что вы так не поступите в отношении моей книги, потому что я хочу, чтобы идеи, которыми я с вами поделился, радикально изменили вашу жизнь.
Подобную цель я всегда ставил перед собой, когда брал детей с собой в поездки. Я хотел, чтобы они научились в путешествии чему-нибудь новому и стали лучше. Вопрос: «Что больше всего понравилось вам в этом путешествии?» — я задавал им для того, чтобы помочь обдумать, что встретилось им на пути. Сейчас я задаю этот вопрос вам, чтобы помочь осмыслить полученные знания и дать импульс к применению на практике принципов, усвоенных в процессе изучения книги.
К сожалению, я не могу обсудить с вами наше путешествие так, как я делаю это со своими детьми. Но я добавил к своей книге особую часть, призванную заменить это обсуждение. Она называется «Мой личный план успеха», который вы найдете в конце книги. Пользуясь этой формой, вы сможете записать информацию, которая поможет вам составить собственный план для определения цели жизни и для ее достижения. Этот план вы должны постоянно держать перед собой, чтобы черпать в нем вдохновение и глубже понимать направления движения и развития. В правой верхней части я записал вопрос: «Что больше всего мне понравилось в этом путешествии?». Размышляйте над полученными идеями.
Недавно я беседовал со своим старым другом Стэном Тоулером, и мы предались воспоминаниям о пути к успеху, который прошли вместе. Мысленно мы вернулись к годам, проведенным нами в колледже. В начале семидесятых, когда я собрался приглашать на работу своих первых сотрудников, первым делом я вспомнил о Стэне.
Жизненный путь Стэна был весьма непрост. Он родился в бедной шахтерской семье в штате Западная Вир-жиния. Когда он был ребенком, его семья переехала в Коламбус, штат Огайо. Они надеялись найти там лучшую жизнь, но вскоре умер отец Стэна. Жизнь обошлась с ними жестоко, но мать Стэна и его два брата смогли выдержать этот удар.
Стэн начал работать пастором, когда учился в последнем классе школы. Окончив школу, он продолжал работать в церкви и, чтобы зарабатывать на жизнь, научился парикмахерскому мастерству. Кроме того, он поступил в Библейский колледж в Сайклвилле. Когда президент этого колледжа, мой отец Мел вин Максвелл, вручил Стэну диплом об окончании учебного заведения, Стэн стал первым человеком в своей семье, кто получил высшее образование.
Я всегда знал, что Стэн обладает большим потенциалом и выдающимися способностями. Но, вместе с тем, мне было очевидно, что ему необходимо заниматься своим развитием: он писал с ошибками, ему недоставало уверенности в себе, и у него была заниженная самооценка. Стэн нуждался в поддержке, которая помогла бы ему реализовать свой потенциал. И я старался оказывать ему эту поддержку, насколько это было в моих силах.
Прежде всего, я помог Стэну осознать собственную значимость. Работая с ним, я постоянно подчеркивал, что он обладает большим потенциалом, и старался помочь ему поверить в себя. Я ставил перед ним задачи, которые развивали его и расширяли кругозор. Я подталкивал его к тому, чтобы он начал выступать на конференциях и наставлять других людей. И когда он был близок к тому, чтобы прервать свое образование, я убедил его продолжать свое развитие и совершенствование.
Сегодня Стэн имеет две степени бакалавра наук, степени магистра наук, доктора наук и почетного доктора теологии. Но он ставит перед собой новые задачи и продолжает развиваться. Он написал семь книг, и большую часть своего времени он проводит за обучением других людей.
Я уверен, что Стэн не смог бы продвинуться к успеху без моей помощи, и очень рад тому, что мне удалось помочь ему. Я понимаю, что он помог и мне подняться на более высокий уровень. Стэн помог мне добиться успеха, когда двадцать лет назад был моим единственным сотрудником в Ланкастере, штат Огайо. Он продолжает помогать мне и сейчас, являясь сотрудником компании INJOY. Он претворяет в жизнь мои планы и является деятельным членом нашего созидательного коллектива. Он ездит по городам и весям, обучая людей высокому искусству личностного развития. Стэн — преуспевающий человек: у него есть цели, он раскрывает свой потенциал и помогает другим людям. И, кроме того, он умеет быть настоящим другом.
Вы можете достичь успеха на любом отрезке своего жизненного пути.
Вы должны поступать таким же образом. Вы можете прийти к успеху. Я не знаю, на каком отрезке вашего жизненного пути вы сейчас находитесь, так как я лишен удовольствия быть лично знакомым с вами. Но я знаю определенно, что вы можете достичь успеха на любом отрезке своего жизненного пути — в начале, середине или приближаясь к его окончанию.
В жизни не бывает ценных достижений, которые даются нам без труда. Но если вы проявите настойчивость, то вскоре поймете, что стали по-настоящему преуспевающим человеком. Поначалу люди могут не замечать этого, и вы не получите должной оценки и одобрения с их стороны. Но если вы будете продолжать развиваться и работать над реализацией своего предназначения в жизни, придет время, когда окружающие признают ваш успех и спросят: «Как ему удалось так быстро этого добиться?» И если вы продолжите ориентироваться на процесс, а не на результат, то будете идти от успеха к успеху, и люди начнут восхищаться вами. Но что бы ни случилось, продолжайте двигаться вперед, храня верность тому, как вы понимаете успех. И не забудьте взять с собой других людей.
Через пять или десять лет нам, возможно, выпадет шанс встретиться. И ваша, и моя жизнь к тому моменту изменится. Я надеюсь, что вы сообщите мне, что поднялись к таким сияющим вершинам, о которых прежде даже и не мечтали. Мы предадимся воспоминаниям, и тогда я снова спрошу вас: «Что больше всего вам понравилось в этом путешествии?» И вы искренне ответите: «Ваши мудрые наставления и безупречная скромность, сэр!» Я поблагодарю вас за доверие и благословлю на дальнейшее совершенствование.
|