Роберт Дилтс "Моделирование с помощью НЛП"

 

     Скачать в архиве

 

Оглавление

Предисловие научного редактора

Предисловие автора к русскому изданию

Благодарности

Предисловие

Введение

1.  ОБЩИЙ ОБЗОР НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Нейро-лингвистическое программирование

Принципы НЛП

Глубинные структуры и поверхностные структуры

«Эпистемология» НЛП

2.  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Что такое моделирование?

Обзор моделирования в НЛП

Моделирование глубинных и поверхностных структур

Уровни моделирования

Моделирование способностей

TOTE: минимальные требования для моделирования эффективных навыков и видов поведения

Уровни сложности навыков и способностей

3. МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Методология моделирования

Три основные позиции моделирования

Имплицитное и эксплицитное моделирование

Основные фазы моделирования

Краткое изложение пошаговой процедуры моделирования

Несколько упражнений для начинающих

Групповое моделирование

Поиск значимых паттернов

Методы Милля

Моделирование с помощью методов Милля

Возможные погрешности методов Милля

Определение программы моделирования

Цели моделирования

4. СТРАТЕГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Стратегии моделирования

Стратегии микромоделироваиия

Стратегии макромоделирования

Стратегии прикладного моделирования

Стратегии продвинутого моделирования

Прикладное моделирование и процесс «обратного распространения»

Конгруэнтность кода

5. МОДЕЛИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЛИДЕРСТВА

Моделирование навыков лидерства в компании «Фиат»

Фаза базового исследования

Фаза прикладного исследования

6. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Моделирование навыков лидерства в решении проблем

Методология сбора информации

Паттерны и результаты

Определение проблемного пространства и пространства решения

Общий цикл решения проблем

Ключевые элементы пунктуации проблемного пространства — модель SCORE

Операционные подходы к решению проблем

Практическое применение и средства

Имажинерия как групповой процесс

7.  ДЕЛЕГИРОВАНИЕ

Моделирование навыков лидерства в делегировании

Методы сбора информации

Паттерны и результаты

«Выравнивание»

Матрица коммуникации

Практическое применение и средства

8.  ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Моделирование навыков лидерства для обучения на рабочем месте

Методология сбора информации

Паттерны и результаты

Практическое применение и средства

9.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А:

Модель ROLE

Физиологические ключи:

превращение ROLE в BAGEL

Приложение Б:

Паттерны метапрограмм

Перечень ключевых паттернов метапрограммы

Литература

Предисловие научного редактора

Книга Роберта Дилтса «Моделирование с помощью НЛП» представляет интерес для людей очень многих профессий. В ней много полезного для психологов, менеджеров, бизнес-консультантов, педагогов, специалистов в области НЛП.

Очень часто НЛП воспринимается как набор психологических техник. Роберт Дилтс напоминает нам, что НЛП — это прежде всего дисциплина, занимающая моделированием, т. е. выявлением, формализацией и передачей успешного опыта в самых различных областях, таких как психология, менеджмент, образование и т. д. А техники являются всего лишь результатом моделирования и удобным способом передачи опыта, отмоделированного в той или иной предметной области.

Сейчас наша страна переживает очень важный и непростой этап в своем развитии. Идет нелегкий, но необходимый процесс становления новых экономических отношений. Успешность, устойчивость, конкурентоспособность российских фирм и промышленных предприятий зависит не только от макроэкономических условий. Важнейшими, но часто неосознаваемыми ресурсами, необходимыми для развития в условиях жесткой конкуренции и несовершенства рыночных институтов, являются современные методы мышления и менеджмента. Их внедрение, как правило, стоит гораздо дешевле, чем новые производственные линии, но они могут на порядок повысить эффективность работы предприятия — сократить время и усилия, необходимые для решения бизнес-задач, увеличить скорость адаптации к быстро меняющимся условиям рынка. В этой книге представлены современные методы мышления и менеджмента, смоделированные при помощи НЛП.

Интереснейшей особенностью подхода НЛП к образованию и обучению является то, что передаются не истины, а модели,

«снятые» с наиболее талантливых людей, причем они формализованы таким образом, что могут быть с успехом использованы в самых различных областях. О том, как осуществляется процесс моделирования в НЛП, также можно прочесть в этой книге.

Если бы нужно было объяснить в двух словах что такое НЛП, то можно было бы сказать: талант — это божья искра, а НЛП — это дисциплина, которая ее моделирует и отдает людям.

Михаил Гринфелъд,

координатор Совета Тренеров НЛП

http://www.nlp.ru

Предисловие автора к русскому изданию

Приход нового тысячелетия принес с собой много перемен и послужил стимулом для развития так называемой «новой экономики», или «экономики знаний». Ей свойственны следующие тенденции:

1. Быстрые изменения в технике.

2. Возросшая скорость перемен и необходимость реагировать

на них.

3. У пор на развитии взаимоотношений и создании взаимодействий типа «выигрыш — выигрыш».

Эти динамические перемены привели к резкому повышению необходимости обладать способностью «учиться обучению». Нигде это не является более очевидным, чем в России последних десяти лет, претерпевающей глубокие социальные преобразования.

Моделирование в НЛП предоставляет нам одни из самых эффективных на сегодня методов обучения обучению. НЛП дает нам полезные знания и навыки, с помощью которых мы можем достигать поставленных целей и решать различные проблемы в личной жизни и профессиональной деятельности. Приемы и методы НЛП являются эффективными средствами создания лучшего будущего для нас, наших семей и коллег. Среди областей применения НЛП можно выделить такие, как достижение личных целей, решение семейных проблем, помощь в обучении и развитии творческого мышления, поддержание физического и психического здоровья, улучшение дел в бизнесе. Эффективность технологии изменений в НЛП привела к ее широкому распространению по всему миру. НЛП внесло большой вклад в развитие моделирования поведения, которое включает в себя выявление и анализ примеров успешной деятельности (разновидность сочетания «разметки местности» и анализа успеха); иногда при этом для сравнения рассматриваются примеры неудачной деятельности.

Моделирование фокусирует внимание на том, как люди действуют. Существует мудрая пословица: «Если вы дали человеку рыбу, то накормили его на один день; если вы научили его ловить рыбу, то накормили его на всю жизнь». Используя пример с ловлей рыбы как метафору, моделирование одновременно помогает человеку поймать рыбу и учит человека, как ловить рыбу. Следовательно, оно предполагает достижение сразу двух целей — обучение тому, что нужно делать, и тому, как это делать.

Способность к эффективному моделированию открывает двери для многих возможностей, которые прежде были недоступны человечеству. В дополнение к методологии, которую можно использовать для того, чтобы сделать наши мысли более точными и простыми для понимания, моделирование может трансформировать наше восприятие других людей. Например, если мы видим человека, делающего что-то лучше нас, то вместо того, чтобы испытывать чувство неполноценности, завидовать и проявлять подозрительность, мы можем моделировать его деятельность. Таким образом, мы также сможем обладать теми способностями, которыми обладает другой человек.

Я очень хочу, чтобы средства моделирования способствовали «русскому Возрождению» и чтобы русское сообщество НЛП могло стать «моделирующим сообществом», в котором дарования и ресурсы каждого человека признаны, по достоинству оценены и полностью реализованы для создания мира, в котором хотят жить люди.

Искренне ваши

Роберт Б. Дилтс

Санта-Крус, Калифорния

Эта книга

с огромной любовью и уважением посвящается:

Джудит Делозье,

Toddy Эпштейну,

Джино Бониссоне,

Тиму Холлбому,

Сузи Смит,

Роберту Макдоналъду,

Ричарду Кларку,

Стивену Джиллигэну,

Дэвиду Гордону,

Лесли Камерон-Бэндлер,

Джону Гриндеру,

Ричарду Бэндлеру

и всем остальным моим коллегам по моделированию, которые помогли сделать НЛП столь богатой областью научного поиска.

Благодарности

Я хотел бы выразить признательность:

Джудит Делозье, которая внесла огромный вклад в разделы по моделированию и НЛП. На протяжении более чем двадцати лет нашего знакомства она остается для меня постоянным источником вдохновения и прекрасным партнером по работе.

Дэвиду Гордону и покойному Тодду Эпштейну — наиболее преданным делу моделирования людям, которых мне довелось знать. У них обоих есть замечательная способность сохранять баланс между строгостью и любопытством и, как следствие, задавать великие вопросы. Оба способствовали тому, чтобы мое понимание процесса моделирования стало намного более глубоким и ясным.

Джону Гриндеру и Ричарду Бэндлеру за создание методологии и подхода, на которых основана данная работа, а также за демонстрацию невероятных возможностей моделирования.

Джино Бониссоне и Иванне Гасперини, моим наставникам и научным ассистентам в проекте по исследованию навыков лидерства, который лег в основу второй части данной книги. Их усилия, творческий вклад и неутомимая поддержка обеспечили успех нашему проекту.

Джанфранко Гамбильяни, старшему исполнительному сотруднику ISVOR Fiat; он обладал"достаточной смелостью и предвидением, чтобы оказать финансовую поддержку исследованию, на котором основана существенная часть этой книги.

Джованни Теста, который руководил воплощением проекта по исследованию навыков лидерства и вот уже сколько лет продолжает поддерживать миссию, которую несет данная книга.

(Всем руководителям, которые принимали участие в исследовании. Если бы они только знали, каким источником вдохновения стали для меня их знания и мудрость!

Эми Сэтинджер, помогавшей мне в процессе корректуры и редактирования этой книги. Как писатель, она послужила для меня одним из важнейших источников поддержки.

Предисловие

Страсть к моделированию зародилась во мне около двадцати пяти лет тому назад, когда я впервые встретился с Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером. К тому времени они как раз закончили первый том своей основополагающей работы «Структура магии» (The Structure of Magic, Volume 1, 1975), где смоделировали языковые паттерны и способности интуиции трех наиболее успешных психотерапевтов мира. Представленная ими модель позволила мне — третьекурснику-политологу, ничего не понимающему в психотерапии — задавать такие вопросы, которые мог бы задать опытный терапевт.

Я познакомился с Джоном Гриндером благодаря тому, что посещал его занятия по лингвистике, однако на тот момент не испытывал особого интереса к психотерапии. Однако меня восхищали и завораживали потенциальные возможности практического применения моделирования. Мне казалось, что моделирование обладает огромным значением для всех сфер человеческой деятельности, будь то политика, искусство, менеджмент, наука или педагогика.

Этот подход представлял собой совершенное сочетание теории и практики, интуиции и понимания. Я понял, что методология моделирования способна внести нечто новое во многие отрасли науки и открыть доступ к огромному потенциалу ресурсов внутри каждого человека.

Поскольку в то бремя я занимался политической философией, мой первый практический опыт моделирования заключался в попытке применить лингвистические фильтры, использовавшиеся Гриндером и Бэндлером при анализе работы психотерапевтов, в целях выделения определенных паттернов в «Диалогах» Платона (Plato's Use of the Dialectic in The Republic: A Linguistic Analysis, Fall, 1975). Более глубокое изучение таких исторических персонажей, как Сократ, Авраам Линкольн,

Карл Маркс, Адольф Гитлер, Махатма Ганди и Иисус из Назарета, позволило мне сформулировать то, что я назвал паттернами «Фокусов языка», — языковые модели, служащие для вербального создания, рефрейминга и преобразования убеждений.

Затем я попробовал применить моделирование в сфере образования. Мои исследования грамотного письма, машинописи, быстрого чтения и различных стратегий обучения легли в основу так называемого «динамического обучения». Результатом этих исследований стали, в частности, созданные в 1982 г. компьютерные программы («Стратегия грамотности» (Spelling Strategy), «Стратегия математики» (Math Strategy) и «Стратегия машинописи» (Typing Strategy)), а также семинар, содержание которого изложено в книге «Динамическое обучение» (Dynamic Learning), написанной в 1995 г. в соавторстве с Тоддом Эпштейном.

В начале 1980-х гг. у моей матери случился рецидив рака молочной железы, однако методы НЛП помогли ей окончательно излечиться от этой болезни. Этот случай позволил мне смоделировать паттерны сохранения здоровья и эффективного лечения, а также влияния убеждений и систем убеждений как на психическое, так и на физическое здоровье. В результате появились такие паттерны, как «реимпринтинг», «интеграция конфликтующих убеждений», «цикл изменения убеждений», «нейрологические уровни» и «методика борьбы с аллергией», описанные в книгах «Изменение убеждений с помощью НЛП» ' (Changing Belief Systems with NLP, 1990) и «Убеждения: путь к здоровью и благополучию» (Beliefs: Pathways to Health and Well Being, в соавторстве с Тимом Холлбомом и Сузи Смит, 1990).

Среди других проектов по моделированию были исследования стратегий творчества и новаторства, в результате которых появилась книга «Инструментарий мечтателей» (Toolsfor Dreamers, в соавторстве с Тоддом Эпштейном, 1990). В серии «Стратегии гениев» (Strategies of Genius, Т. I, II, III, 1994-1995)

я использовал средства НЛП, чтобы смоделировать мыслительный процесс значимых исторических персонажей, в число которых вошли Аристотель, Шерлок Холмс сэра Артура Конан Дойла, Уолт Дисней, Моцарт, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи и Никола Тесла.

Как свидетельствует этот перечень проектов, моделирование можно назвать продуктивным ядром НЛП. Тем не менее, за исключением отдельных моментов в «Инструментарии мечтателя», «Динамическом обучении» и «Стратегиях гениев», до сих пор не была опубликована ни одна книга по НЛП, в которой содержалось бы внятное описание процесса моделирования. Первая часть данного труда призвана описать основные принципы, приемы и стратегии процесса моделирования в НЛП. Вторая часть книги показывает, как эти приемы и понятия можно применить в исследовании такого сложного предмета, как лидерство.

В 1988 г. я начал обширное исследование навыков лидерства, основываясь на принципах и понятиях НЛП. В это исследование входили интервью и общение с топ-менеджерами многих организаций в Европе и Соединенных Штатах Америки. Ряд стратегий и методов, выявленных в ходе этого проекта, нашел отражение в книге «Навыки дальновидного лидерства» (Visionary Leadership Skills, 1996), которая образует с данной работой своеобразную пару.

Основным стимулом для этого исследования послужило мое знакомство с Джино Бониссоне, миланским консультантом в области формирования стратегий и организационного развития. Джино, необыкновенно умный и энергичный человек, который старше меня более чем на тридцать лет, признал, что НЛП обладает огромным потенциалом в области организационных изменений. Как оказалось, мы разделяли одни и те же интересы и обладали взаимодополняющими навыками. Спустя некоторое время мы стали друг для друга менторами, студентами, коллегами и, в конечном итоге, соавторами методов применения НЛП в сфере лидерства и изменений в организациях. Одним из плодов нашего длительного сотрудничества стала книга «Навыки будущего» (Skills for the Future, 1993).

В число первых наших совместных проектов входило исследование навыков эффективного лидерства. Проект спонсировали представители итальянской компании «Фиат», Джанфранко Гамбильяни и Джованни Теста, чей блестящий ум, преданность делу и дар предвидения и по сей день вызывают у меня восхищение. Вторая часть моей книги описывает процесс и результаты осуществления этого проекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Все