Роберт Дилтс "Моделирование с помощью НЛП"
Действия и реакции на проблемы
Проверки
Действия
Концептуализация
Анализ
Наблюдение
Выполнение последовательных процедур
Взаимодействие с другими
Управление взаимоотношениями
Рис. 17. У любой способности существуют разнообразные измерения, связанные с функциями ТОТЕ
Концептуализация, анализ и наблюдение необходимы для проведения эффективных «Проверок». Они связаны с установлением целей и определением обоснований для успеха. Выполнение определенных процедур, взаимодействие с другими и управление отношениями являются аспектами «Действий», необходимых для эффективного достижения целей и удовлетворения обоснований, составляющих фазу «Проверки» в ТОТЕ. «Полная» модель той или иной способности включает в себя определение Каждого из этих измерений изучаемого навыка (рис. 18):
А. Концептуализация — способность понимать целое и соотносить либо вписывать нечто в эту укрупненную систему.
Моделирование концептуального измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы:
Какова задача этого навыка или способности? Когда вы собираетесь применять его? При каких обстоятельствах? Как он сочетается с другими вашими способностями?
Б. Анализ — способность разбить нечто на составляющие и классифицировать их. Моделирование аналитического измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы:
Какие отличительные особенности наиболее значимы для успешного осуществления данного навыка? На что указывают эти особенности?
В. Наблюдение — способность собирать значимую информацию в режиме «реального времени» (нередко в форме невербальных сигналов). Моделирование связанного с наблюдением измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы:
Что является наиболее значимым для наблюдения в целях успешного осуществления данного навыка ? Что именно необходимо уметь наблюдать? Какие признаки (или группы признаков) являются наиболее важными?
В какие моменты наиболее важно наблюдать за этими паттернами признаков?
Г. Выполнение процедур — способность вызывать в памяти и осуществлять последовательность действий, ведущих к цели. Моделирование процедурного измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы:
Каковы важнейшие последовательности действий, необходимые для у спешного осуществления данного навыка? К какому уровню они принадлежат? Иначе говоря, если бы вам пришлось «разделить» эту способность до последовательности отдельных шагов, какими бы они были?
Измерения навыка
Концептуальное
Когда, где и почему вы используете его?
Аналитическое
Какие отличительные особенности важны?
Связанное с наблюдением
На какие признаки следует обращать внимание?
Процедурное
В какой последовательности следует выполнять действия?
Интерактивное
Какие действия, реакции и результаты наиболее важны?
Связанное с отношениями
При каких обстоятельствах и в каких ситуациях вам следует изменить ваши действия?
Типы навыков
Простой поведенческий
Просто когнитивный
Простой лингвистический
Сложный поведенческий
4. Б и В сравнивают свои модели, устанавливая сходства и различия между двумя описаниями. 5. А, Б и В объединяются, чтобы создать третье описание ключевых элементов поведенческого навыка, продемонстрированного А. Обратите внимание на различия в динамике и качестве информации, получаемой при выполнении двух упражнений. Упражнение 3. Моделирование состояний совершенства путем совмещения второй и третьей позиций 1. А выбирает и демонстрирует пример личного ресурсного состояния, или «состояния совершенства» (рис. 16). 2. Б имплицитно моделирует А, используя вторую позицию. 3. В эксплицитно моделирует А из третьей позиции. В задает вопросы со словом «почему», направленные на убеждения, ценности, метапрограммы, метарезультаты, а также вопросы со словом «как», направленные на цели, обоснования и действия (характеристики ТОТЕ}. 4. Теперь А выбирает переживание, противоположное переживанию в первом примере (например, «тупиковое состояние»). Рис. 16. Совмещение второй и третьей позиции 5. Б и В повторяют пункты 2 и 3. 6. Б и В сравнивают и противопоставляют свои модели обоих примеров, представленных А, и определяют, в чем сходство и различие между этими описаниями. Групповое моделирование Процесс совместного моделирования можно обобщить до целой группы. Ниже приводится упражнение, позволяющее целой группе принять участие в процессе моделирования и составить «тройное описание». 1. Группа выбирает какой-либо навык тренера или другого человека (не входящего в состав группы), представляющий интерес для изучения или приобретения. 2. Группа делится на две команды, А и Б. Для описания моделируемого навыка команда А использует вторую позицию, команда Б — третью. 3. Моделируемый человек показывает несколько примеров данного навыка, и каждая команда составляет свое описание на основе принятой ими позиции. Члены команды на третьей позиции (Б) могут описывать различные уровни отличий (физиологию, языковые паттерны, когнитивные стратегии, убеждения и т. д. ). 4. Представители каждой команды вкратце рассказывают остальным о своих открытиях и описаниях, затем вся группа синтезирует все описания в общую модель. Поиск значимых паттернов Получить более полное представление о фазе применения процесса моделирования — фазе конструирования, проверки и совершенствования полученной модели с целью последующей передачи другим людям, — поможет рассмотрение нескольких дополнительных аспектов. Та или иная способность, вне зависимости от степени утонченности или сложности, складывается из нескольких измерений, связанных с функциями модели ГОТЕ (рис. 17). В частности, для достижения успеха любого рода необходимо наличие способностей к концептуализации, анализу, наблюдению, выполнению определенных процедур, взаимодействию с другими и, до известной степени, управлению отношениями с людьми. и обоснования |
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Все