Молден Дэвид "Менеджмент и могущество НЛП"
Победителями будущего будут те, кто научится инициативно справляться с хаосом. Человеческий ум—самый мощный компьютер на Земле. Сейчас у нас есть технология для того, чтобы начать раскрывать этот потенциал. НЛП развивает ваш потенциал в достижении успехов,—создавая порядок из хаоса. Порядок, который может изменяться и развиваться в гармонии с потребностями персонала и бизнеса. Выйдите за рамки традиционных моделей обучения, чтобы найти новые способы развития компетентности в менеджменте. “Менеджмент и могущество НЛП” раскрывает тайны НЛП как мощного инструмента для повышения эффективности. Оно дает возможность построить эффективные стратегии обучения для лидерства, общения и инновации, улучшения результатов в постоянно меняющемся мире менеджмента. Многие из списка 500 лучших руководителей журнала “Форчун” обнаружили, что с помощью техник НЛП можно достичь и мастерства в менеджменте, и личного благополучия. “Менеджмент и могущество НЛП” даст вам возможность достичь того же. Откройте в себе умения, взгляды и способности, которые дадут вам силы добиваться успехов. “Отличный инструментарий и для менеджеров, и для консультантов по менеджменту. Дэвид применил огромный диапазон умений и концепций НЛП с той эффективностью и с тем изяществом, которые приобретены годами личного опыта. Благодаря примерам, метафорам и диаграммам книга привлекательна даже для самых ревностных противников жаргона и терминологии НЛП.” Кэтлин Кинг, преподаватель Лондонской Школы Бизнеса, координатор организационного развития компании RCN, мастер-практик НЛП. “Наконец-то у нас есть книга, написанная мастером и НЛП, и менеджмента. В этой книге руководителю расшифровывается жаргон НЛП и демонстрируется, как благодаря этой мощной технологии менеджер может стать более эффективным и продуктивным, а бизнес более прибыльным. Эта книга—существенный вклад и в НЛП, и в науку о бизнесе.” Вайат Вудсмол, доктор философии, Национальный Обучающий Институт НЛП, США. “Знать себя—это необходимое условие для того, чтобы руководить и управлять другими людьми, эффективно, ответственно и честно. В этой сугубо практической книге дается глубокий, реалистичный и вдохновляющий путь лучше узнать самого себя и других, увидеть новые возможности, и кроме того, эта книга помогает использовать это глубокое понимание.” Рой Вильямс, председатель Ассоциации по Обучению и Развитию Менеджмента. “Это невероятно ценный труд для всех менеджеров и консультантов, интересующихся “обучающейся организацией” ... В ней есть удивительное богатство важных вопросов с многочисленными практическими примерами и применением НЛП в менеджменте и бизнесе.” Марвин Ока, мастер-практик НЛП, Международная Ассоциация Тренеров НЛП. Об автореДэвид Молден—руководитель по обучению в компании “Компьютасентер”, одной из самых быстрорастущих частных компаний в Великобритании, с более чем 1.500 человек персонала и оборотом свыше 500 млн. фунтов стерлингов (1995). Он получил первое образование как инженер по компьютерам, а в 1985 году перешел к менеджменту в сфере услуг. Его растущий интерес к управлению персоналом и к развитию персонала привел его от менеджмента функционирования к менеджменту обучения, где он и занял свой сегодняшний пост как руководитель по обучению персонала в 1991 году. Как один из самых активных специалистов по развитию в течение уже 12 лет, Дэвид Молден сотрудничает с Институтом Развития Персонала, Институтом Менеджмента, Ассоциацией по Обучению и Развитию Менеджмента, и Ассоциацией НЛП. В основном он заинтересован в том, чтобы помогать отдельным людям и организациям развивать свой потенциал к обучению, и с этой целью он активно поддерживает “обучающуюся организацию”, ее цели и принципы. К области НЛП автора привлекло его глубокое стремление работать с самыми передовыми и эффективными технологиями изменения. Он член Ассоциации по Обучению и Развитию Менеджмента, Института Менеджмента и один из основателей компании “Парагон”—международной сети бизнес-консультантов НЛП. ПредисловиеЗа последние 25 лет идея личностного развития перешла в развитии менеджмента и персонала с далекой обочины на первый план. Отчасти это произошло благодаря переходу от стратегий “контроля” к стратегиям “приверженности” в управлении организациями. Специалисты, работающие в рамках господствующей модели управления “планирование, мотивация и контроль”, не видят особого смысла в той идее, чтобы персонал сам заботился о своем обучении, отбрасывают эту идею как “несерьезную”, или скажем, “калифорнийскую” *. Но в плоских, децентрализованных структурах без излишеств, руководителям оказывается труднее контролировать, и они волей-неволей вынуждены развивать приверженность—задействовать сердца и умы людей, поощрять их расти к своим полным способностям и возможностям. Этот переход привел к возникновению широкого спектра методов личностного развития. НЛП действительно родилось в Калифорнии, но оно много попутешествовало. Я сам вырос во времена “Битлз”, “CND” и книги “Ловушка 22”, и всегда остерегался “программирующих” подходов к развитию человека. Обладая значительной силой с создании мощных техник, такие подходы вместе с тем представляют собой некоторую опасность, когда воспринимаются как завершенные, самодостаточные, не нуждающиеся в альтернативах. Многие из моих лучших друзей получили образование как инженеры, ученые и специалисты по информатике, они любят свои традиционные модели, карты мышления и социальные технологии—и они действительно делают какое-то добро в мире. Как заметил Будда: “Лучше сделать немного добра, чем писать сложные книги”. Эта книга проникнута открытостью, энтузиазмом к обучению и дружественностью Дэвида Молдена. На личностное развитие Дэвида сильно повлияло НЛП, в котором есть глубокое понимание моделей мышления, творчества, раскрытия способностей личности и группы. Здесь вы можете увидеть некоторые результаты этого обучения. Книга написана очень ясно и с заметной самоотдачей. В ней есть полезные модели и увлекательные упражнения для улучшения человеческого общения. Она экологична, направлена против авторитарности и за культуру обучения в организациях. Что еще вам нужно? Майк Педлер Деловой партнер в проекте “Обучающаяся компания” и Руководитель по развитию менеджмента. Введение“Что за мастерское создание—человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движеньях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!” слова Гамлета, “Гамлет”, Вильям Шекспир (перевод М. Лозинского) Человек, “венец всего живущего”, сейчас проходит стадию навязчивого увлечения информационной технологией. Способности, которые разработали ядерную энергию, космические полеты и другие технологические чудеса нашего века, сейчас усиленно заняты революцией кремниевых микросхем. Ускорение научных открытий за последние 50 лет совершенно поразительно, если вспомнить, что потребовалось более 2.000 лет, от Пифагора до Исаака Ньютона, чтобы понять основы движения нашей Солнечной системы. Одной из причин такого быстрого роста может быть то, что сегодня мы охотнее допускаем изменения. Открытие Галилеем того, что земля находится не в центре вселенной, было запрещено католической церковью. Церковь не стала принимать отличающиеся взгляды Галилея, потому что они противоречили ее убеждениям. У человеческого ума есть дар инновации и застоя; созидания и разрушения; радости и печали. Ум человека—это к тому же самый мощный на Земле компьютер, и в данный период истории он поглощен бурным ростом информационной технологии. С той поры, как Чарльз Бэббидж построил в девятнадцатом веке первую вычислительную машину, наша одержимость компьютерами привела ко многим новшествам в научных и коммерческих внедрениях. Многие новшества, ставшие возможными благодаря компьютеру, очень остроумны, и все же мне хотелось бы знать, как все может измениться, когда центр изменений и инноваций сместится от вещей к людям; от внешнего наблюдения к внутреннему размышлению; от кремниевой микросхемы к человеческому уму. Вообразите коммерческую организацию, которая ценит развитие человеческого ума как методологию прогресса. Формулировкой ее миссии * (предназначения) может быть: “Развивать умы и вводить новшества, создавая здоровое, вдохновляющее и обучающее сообщество для блага каждого”. Затем вообразите деловой климат, в котором процессы и проблемы четко отделены от личностей. Наши организации движутся в правильном направлении с помощью таких программ, как “TQM” (“Менеджмент стопроцентного качества”), “Ре-инжиниринг” и “Бест прэктис”. Все эти программы основаны на концепции обучения. Сейчас “Обучающаяся организация” 1 вышла вперед, прокладывая путь для дальновидных команд менеджмента. Когда-нибудь в будущем мы будем посвящать больше времени обучению тому, как использовать свой ум. Мы научимся мудро общаться и видоизменять мышление еще не открытыми способами. Будущий потенциал нашего мира зависит от развития человеческого ума, и технология для того, чтобы начать раскрывать этот потенциал, есть у нас прямо сейчас. Нейро... что?В 1976 году Ричард Бендлер и Джон Гриндер 2 встретились в домике на холмах около Санта-Круза и придумали название для своих революционных исследований по человеческому общению. Они пришли к термину “нейро-лингвистическое программирование”, сокращенно НЛП, очень удачному и передающему суть названию. Все же это название многих смущает, и к сожалению, может помешать им глубже исследовать НЛП. Возможно, некоторым людям понятия и жаргон НЛП кажутся настолько необычными, что они предпочитают придерживаться общепринятых теорий. Как обнаружил Галилей, такой тип мышления сдерживает развитие человека, инновации и прогресс вообще. Возможно, ваше решение прочитать эту книгу означает, что вы стремитесь найти новые точки зрения на обучение, общение и личностное развитие. Может быть, вам любопытно исследовать разные способы мышления и поведения в менеджменте. Точки зрения и разнообразные способы мышления являются основой всего поведения: возьмите, например, различия в мышлении Адольфа Гитлера и Махатмы Ганди, и соответствующие отличия в поведении. То, как мы используем свой ум, определяет наши результаты. Какими бы ни были ваши мотивы знакомства с этой книгой, если, как все большее количество руководителей, вы хотите развить эффективные навыки общения; если вы хотите достигать большего с заметной легкостью и мастерством—или просто если вы хотите улучшить свои результаты, продолжите со мной это путешествие, чтобы обнаружить могущество НЛП—науки о точках зрения и различиях. Дэвид Молден Ключ к символам на поляхНа полях находится разнообразная информация. НЛП Этот символ указывает на один из принципов, лежащих в основе НЛП. Эти принципы окажут вам неоценимую помощь в том, как организовать свое мышление для достижения максимальных результатов. Этот символ означает подчеркивание основных пунктов обучения, для того, чтобы помочь вам лучше запомнить материал. Этот символ указывает на упражнение в основном тексте. Выражаю благодарностьПрежде всего, двум первопроходцам и создателям НЛП—Ричарду Бендлеру и Джону Гриндеру, и тем многим людям, которые изобрели самые разнообразные разработки и применения НЛП. Моим учителям Бреду Велдрону, Вилли Монтейро, Вайату Вудсмолу, Марвину Оке, Ричарду Дилю, Дейву Маршалу, Роберту Смиту, и всем моим студентам, за время, которое они вложили в мое личностное развитие. Роберту Дилтсу за его работу по нейрологическим уровням, его идеи о структурах убеждений и его моделирование Уолта Диснея и Альберта Эйнштейна. Всем остальным, кто сделал вклад в НЛП, и которых было бы слишком долго перечислять, и Патрику Мерливейди за его НЛП страницу на Интернет и списки компаний. Особая благодарность Бреду Велдрону, Майку О’Салливену и Рею Перкинсу за предоставленные ими уникальные точки зрения на мои идеи и материалы. Джиму Фроуду за его любопытство и высказывания о живущих в Оксфорде, и особенно Джулии, Россу и Чарли за то, что они живут со мной и поощряли мое почти эксцентричное писательство последние четыре месяца. ВступлениеНейро—что мы делаем с помощью своего мозга. Лингвистическое—словесный и несловесный язык, который мы используем, чтобы систематизировать и сообщать свои мысли. Программирование—тот уникальный способ, которым каждый человек собирает все это вместе, организовывая поведение. НЛП—это технология обучения. Если вы хотите выйти за рамки традиционных моделей преподавания в поисках новых способов развития компетентности в менеджменте, эта книга написана для вас. Она отличается от многих традиционных книг по менеджменту в том, что сосредоточивается именно на вас, руководителе, и как вы можете измениться, чтобы развить новые уровни мастерства, а не на том, как вы можете изменять других. Вы образец для подражания вашего персонала. Вы пример того, что значит состоять в вашей организации. Если вы стремитесь учиться и развиваться, НЛП поможет вам обнаружить, как использовать или программировать свою нейрологию и язык, чтобы получать те результаты, которых вы действительно хотите для себя, своего коллектива и своей организации. Я объясню и дам вам практические примеры того, как все руководители могут использовать НЛП, от молодой горячей молодежи, до не таких горячих, но закаленных руководителей, а также главных стратегов корпораций. Я поделюсь с вами моим личным опытом использования НЛП как технологии обучения в менеджменте, деловым опытом других людей, который я у них перенял. И я буду предлагать вам прорабатывать упражнения, чтобы вы смогли начать практиковать НЛП и самостоятельно получать результаты. Это книга по личностному развитию для руководителей. Замысел написания этой книги был в том, чтобы сосредоточиться на практическом применении НЛП в менеджменте, добавив ровно столько вспомогательной теории и жаргона, чтобы было понятно, как НЛП действует. Как тренер, я использовал НЛП и на занятиях, и вне занятий, так что я буду все время делиться с вами применениями НЛП из моего личного опыта как руководителя, а также из моих курсов по обучению менеджменту. Сначала я подготовлю почву для первой главы, поделившись с вами моим первым личным опытом управления без могущества НЛП. Что такое руководить?Я помню, как мне впервые дали по-настоящему испытать свои силы в менеджменте—на пустом месте построить региональную службу услуг. Получив это задание, я стал полноправным участником братства под названием “руководство”. Те времена в “Компьютасентер” были радостными, я работал в молодой, но быстро растущей микрокомпьютерной промышленности, и отчаянно стремился достичь успеха и подняться по служебной лестнице. Первую пару недель я ориентировался в своем окружении, а затем утром в понедельник третьей недели меня вдруг поразила суровая правда моего положения. Какие мои задачи? Чего от меня ожидают? Какие у меня обязанности и права? Я был так переполнен радостью во время разговора с начальником, что эти вопросы мне тогда не пришли в голову. Повышение дало мне настолько ошеломляющее чувство успеха, что я отключил все разумные вопросы насчет той роли, которую мне дали. Но очень скоро стало очевидно, что какие бы у них ни были планы по бизнесу в этом регионе, их успех полностью зависел от меня! Позже, из опыта многих моих коллег и сверстников в других компаниях, я обнаружил, что мой личный опыт вхождения в менеджмент—не редкость. Я так и не нашел “практического” учебника по менеджменту, так что мое мастерство постепенно развивалось с опытом. От моих образцов для подражания я научился тому, как совершенно неправильно управлять—к счастью, я решил не следовать их примерам. Если вы молодой руководитель в начале карьеры, то вы, возможно, найдете что-то общее с моей историей. Если вы ближе к моему возрасту, закаленный многолетним опытом, то ваши трудности скорее вызваны изменением делового климата, в котором сокращение, разукрупнение, изменение структуры и реорганизация считаются основными компонентами будущего здоровья и жизнеспособности бизнеса. Некоторые организации настолько сосредоточены на здоровье, жизнеспособности и эффективности, что целые отделы и управленческие коллективы становятся непозволительно большими и их вынуждают заново подавать заявления на меньшее количество рабочих мест. Неудачливые остаются без работы. Центры оценки анализируют личность, умения и способности принятия решений, чтобы гарантировать, что только самые сообразительные, ясно выражающие свои мысли и многогранные люди будут отобраны на работу. В награду эти счастливчики получают работу во все усложняющемся климате, где решение проблем требует все большего творчества и кругозора. Том Петерс1 в своей книге “Преуспеть с помощью хаоса” выдвигает предположение, что победителями будущего будут те, кто способен инициативно справляться с хаосом, создающимся в результате повышения конкуренции. Так что раз можно преуспеть с помощью хаоса, решающий вопрос в том, какие умения нужны руководителю, чтобы получать результаты в такой хаотичной обстановке? Климат работы все больше усложняется, в нем все больше разнообразия и неоднозначности. Традиционные методы обучения не справляются с требованиями руководителей в сегодняшней обстановке. В традиционных методах нет той скорости, гибкости и творческих качеств, которые нужны для личностного развития в ускоряющемся темпе современного делового мира. Для сегодняшнего поколения руководителей задача в том, чтобы развить способность сверх-быстро учиться, вырабатывать собственные стратегии для анализа и прояснения неоднозначности. Задача для закаленного руководителя в том, чтобы иметь в себе ресурсы для поощрения индивидуального и группового творчества—жизненно важное требование для выживания в мире, который все больше впадает в хаос и беспорядок. Высшему руководству, директорам и президентам компаний нужна технология для разработки новаторских стратегий, настолько гибкая, чтобы они могли приспосабливаться к воздействиям рынка и лидировать в своей области. Руководителям нужна способность вырабатывать все более творческие и изощренные деловые решения. Неподходящая стратегия компании может долгое время разрушительно влиять на организацию, ее персонал и ее клиентов. Все большее число агентств, предлагающих услуги по консультированию руководителей, говорит о росте неопределенности и беспокойства среди стратегов бизнеса в связи с сильной конкуренцией и высоким уровнем сложности. Так что ответить не вопрос “Что такое руководить?” просто. Руководить означает создавать порядок из хаоса. Независимо от вашего опыта, положения, интеллекта, роли или целей, НЛП дает возможность научиться развивать свой потенциал и достигать успехов—создавая порядок из хаоса. И трудность здесь в том, чтобы создать порядок, способный изменяться и развиваться в гармонии с потребностями персонала и бизнеса. Руководить означает создавать порядок из хаоса. Суть руководства не столько в том, что делать, сколько в том, как делать. Чтобы быть эффективным руководителем в сегодняшнем быстро меняющемся мире бизнеса, нужны эффективные стратегии обучения. Стратегии—это как практически достигать своих желаемых целей, и НЛП—одна из самых эффективных практических технологий, которые существуют в области человеческого общения, обучения и изменения. Вы узнаете точно, как с помощью увеличения самосознания вы можете развить творческие способности к обучению в трех ведущих ролевых аспектах—лидерстве, общении и инновации. Увеличение самосознания ведет к большему контролю над своим мышлением и поведением. Так вырабатывается гибкость, необходимая для построения эффективных стратегий—для любых трудных задач в менеджменте. Увеличение самосознания ведет к большему контролю над своим поведением. Обратная связьОбучение, происходящее автоматически—не всегда то обучение, которое вам нужно. Стоит обсудить идею обратной связи, * так как многие люди считают, что обучение по обратной связи происходит бессознательно, что не нужно тратить время на обдумывание обратной связи, потому что обучение происходит как естественный и автоматический процесс. И они совершенно правы. Тем не менее обучение, происходящее автоматически—не всегда то обучение, которое вам нужно. Руководители, которые постоянно “тушат пожары”, именно так используют обратную связь. Они используют обратную связь для поддержания своей системы “тушения пожаров”, которая ведет их от одного кризиса к другому. В свое время я знал нескольких блестящих “пожарников”, и именно их автоматические реакции на обратную связь позволяют им действовать по накатанной колее. К сожалению, единственное их обучение помогает им тушить больше пожаров разными способами—без никаких систем предотвращения пожаров! В самой ценной обратной связи нет оценок. Это один из способов справляться с обратной связью. Еще один способ—считать обратную связь нападением, вставать в защитную позицию и отвергать обратную связь как неудачу кого-то другого. В самой полезной обратной связи нет оценок насчет ее природы, намерения, эмоции или любых других примесей. Обращайтесь с ней, как ученый с лабораторным экспериментом—точно описывайте, что вы видите и что вы слышите. Говорить “ему не нравится мое предложение—он не ценит качества того, что мы ему предлагаем” означает подмешивать в важную обратную связь приязнь, неприязнь и оценки о том, что ценится или не ценится. Лучше принять обратную связь, выяснить, почему предложение не было принято, и сделать с ним что-то конструктивное. ВыборВсе мы на протяжении дня делаем много выборов. То, как мы выбираем и что мы выбираем, сужает наши возможности. В аэропорту я могу сделать выбор из нескольких пунктов назначения. Если я выбрал Нью-Йорк, а посреди полета услышал о том, что там плохая погода, ничего не поделаешь—я в самолете, летящем в Нью-Йорк. Выбор поведения очень похож на такую ситуацию, и последствия неудачного выбора нужно принимать и терпеть. Еще есть выбор в том, как проводить в жизнь сделанный выбор. Садились ли когда-нибудь по привычке не в тот автобус или приезжали не в то место? Это часто происходит, когда вы регулярно ездите по одному маршруту, но в виде исключения нужно съездить в какое-то другое место. Из-за того, что вы заняты мыслями о чем-то другом, вы выбираете не тот автобус или поворот. Вы можете позволить вашим привычкам делать за вас автоматический выбор, или вы можете основывать выбор на более качественной сознательной мысли. Иногда в бизнесе вроде бы незначительные выборы того, что вы говорите в интервью или переговорах, может иметь крупные последствия для вас, компании и персонала. Творческое развитиеЭта книга построена на всесторонней модели “творческого развития менеджмента”. Основная концепция этой модели проста. Вы начинаете осознавать себя, принимая беспримесную обратную связь, которую вы перерабатываете в трех ведущих аспектах менеджмента—лидерстве, общении и инновации. Модель творческого развития менеджментаВы работаете в организации как лидер, специалист по общению, и новатор. Вы получаете обратную связь по вашим усилиям в каждом из этих трех аспектов, которую вы можете игнорировать, или извлекать из нее уроки. Тот, кто хочет повысить эффективность своих действий, предпочитает анализировать свою обратную связь, чтобы вносить необходимые изменения в свое поведение. Личная эффективность повышается, когда затрачиваешь время на обдумывание того, как изменить то, что делаешь и что говоришь (поведение). Менеджеры, которые тратят мало времени на эту деятельность (вы, наверное, знаете таких в вашей организации), редко изменяют свои действия и слова—и их результаты часто отражают это постоянство и негибкость в поведении. Менеджеры, которые тратят мало времени на самоанализ, редко изменяют свои действия и слова ... их результаты часто отражают это постоянство и негибкость в поведении. Так что вложение времени в то, чтобы анализировать свою обратную связь и принимать разумные решения в трех аспектах: лидерстве, общении и инновации, улучшит самосознание и ускорит личностное развитие. В этом смысле модель творческая, то есть вы постоянно творите свое собственное обучение и развитие во всех четырех ключевых аспектах: СамосознаниеНасколько хорошо вы себя знаете; что дает вам силы; создавать направление и ставить цели для самого себя; быть образцом для подражания и развивать свою способность усваивать новые уроки. ЛидерствоКак вы организуете себя и какие методы вы используете, чтобы мотивировать, направлять, развивать ваш коллектив, и максимально раскрывать его возможности. ОбщениеКак вы строите связи с собой и с другими. ИнновацияКак вы обеспечиваете разнообразие, создаете новые идеи и поощряете атмосферу обучения и инноваций. Вы действуете, получаете обратную связь, и изменяете поведение в соответствии с желаемыми для вас результатами. В каждом разделе этой книги вы познакомитесь с разнообразными техниками НЛП, которые помогут вам увеличить качество и количество беспримесной обратной связи, развить творческие мыслительные процессы и увеличить гибкость ваших действий в каждом из этих четырех аспектов. Как лучше всего использовать эту книгуПомните ли вы первый раз, когда вы попробовали поехать на велосипеде? Как трудно казалось балансировать на двух колесах, крутя педали ногами. Правда, непросто было одновременно сознавать, как ногами нажимать на педали и удерживать равновесие, чтобы вести велосипед в нужном направлении? Потом вы попробовали это сделать во второй раз, а затем в третий, пока наконец, не раз поцарапав колени, вы овладели металлическим зверем и начали изобретать новые способы езды на велосипеде—даже без рук? Это хороший пример того, как мы учимся. В первый раз, когда вы пробуете делать что-то совершенно новое, вы можете неловко себя чувствовать. Чтобы продвигаться дальше, вам нужно преодолеть этот первоначальный барьер обучения и практиковаться, внося поправки в соответствии с полученной обратной связью. В итоге вы избавляетесь от неловкости и вам становится удобно делать это новое действие. По мере продолжения практики и получения обратной связи вы достигаете уровня, на котором вы можете легко и изящно ездить на своем велосипеде, не думая сознательно об этом. Именно такой подход вам нужен для практических упражнений в этой книге, упражнений, которые предоставят вам много новых способов мышления и поведения. Тренируйтесь, и вы пожнете плоды. На протяжении всей книги вам будет предлагаться возможность практиковать техники НЛП. Если некоторые из них покажутся вам странными или необычными, это признак того, что вы приближаетесь к чему-то новому,—вне ваших сегодняшних знаний об обучении,—продолжайте изучать материал, исследуйте его, и сохраняйте в себе любопытство обнаружить еще что-то новое. По мере изучения книги, вы, возможно, заметите, что ваше восприятие обучения изменяется и что развивать самосознание становится для вас все естественнее. Хаос порождает жизнь, тогда как порядок порождает привычку. Генри Адамс (1838-1918) Американский историк Раздел 1: СамосознаниеГлава 1. Абсолютная гибкостьАвтопилот—ваше подсознаниеЧто такое гибкость?Устранить ограничения для развития гибкостиИдентичность—Кто? /Ценности и убеждения—Зачем? Почему?/Способности—Как?/Поведение—Что?/Окружение—Где? Когда?Ваш автопилот—подсознаниеЦепи привычки настолько легки, что их не чувствуешь, пока не становятся настолько тяжелы, что их не разорвешь. Сэмюэль Джонсон (1709-84) Английский поэт Одна из особенностей, отличающих человека от других видов жизни на планете—это его способность к самоанализу. Мы способны выходить за рамки, отстраняться от нашей текущей ситуации и думать о прошлых, текущих, будущих, и воображаемых событиях. Об этом состоянии часто говорят, что человек “поглощен своими мыслями”, “озабочен”, то есть его внимание направлено внутрь. Случалось ли с вами, что возвращаясь домой с работы, вы ловили себя на том, что прокручиваете в уме фильм какого-то происшедшего с вами события,—а приехав домой, не помнили этой поездки? Сознательная часть ума проделывает такой обзор, когда она отсоединена от окружающего мира, а обработку сигналов от пяти чувств берет на себя подсознание. Если вы никогда не водили машину, можете ли вы себе представить, что вы без малейших размышлений владеете всеми органами управления и безопасно ведете машину? Если вы относительно недавно водите машину, вы, возможно, еще не овладели органами управления настолько, чтобы безопасное вождение почти не требовало вашего сознательного внимания. Вы овладеете ими со временем. Если вы опытный водитель, вам знакомо, как можно приехать в место назначения, ничего не помня о том, как приехал. Ваше подсознание—это автопилот для функций организма и привычек, тогда как ваше сознание управляет теми частями вашей нервной системы, которые необходимы для того, чтобы читать и понимать смысл слов, на которые вы сейчас смотрите. На этом примере прекрасно видно, как подсознание становится автопилотом и берет на себя управление привычными действиями, в то время как сознание обрабатывает что-то внутри. Мы прекрасно умеем повторять процесс, раз научившись его делать Из этого примера можно извлечь три урока. Первый—что мы прекрасно умеем повторять процесс, раз научившись его делать. Именно так создаются и сохраняются привычки (руководители—“пожарники” очень умело владеют этим). Второй урок—что раз научившись новой привычке, от нее может быть сложно избавиться, особенно если нужно сознательно думать о привычке, чтобы ее избегать. Бывало ли с вами, что впервые ведя машину с автоматической коробкой передач, вы замечали, что нащупываете рычаг переключения скоростей? Это одна из причин, по которым людям оказывается трудно бросить курить, придерживаться диеты или изменить отношения с сотрудниками. Мышление отрицаниями—что нельзя делать и что невозможно, оказывает на подсознание ограничивающее и ослабляющее воздействие. Третий урок в том, что для изменения часто нужно “отучиться” от каких-то нежелательных привычек, прежде чем научиться новым, более полезным. Водители иногда становятся опасными из-за выработанных привычек—например, ехать слишком близко к идущей впереди машине. Чтобы научиться быть безопасным водителем, нужно сначала отучиться от этих опасных привычек, прежде чем переходить к новым, например навыкам лучшего прогнозирования движений машин. В этом разделе по самоанализу вы узнаете, как именно вы общаетесь с собой, и как вы программируете свой автопилот, для того чтобы намеренно и сознательно научиться новым привычкам. В этой главе приведена модель обучения и изменения, к которой вам нужно будет возвращаться много раз по мере изучения книги. Но сначала давайте рассмотрим некоторые вопросы, связанные с гибкостью, используя метафору, символизирующую обычную организационную проблему и круг типичных реакций. Уберите “не” из “не могу”. Вместо этого подумайте, что можно сделать и что возможно. Что такое гибкость?Подумайте над таким вопросом: вы можете вставить квадратную втулку в круглое отверстие? Каких ответов можно ожидать? 1 Нет—я не могу сделать этого. Это ответ типа “поражение”. В нем человек реагирует на данную ему ситуацию и информацию, и приходит к выводу о поражении из-за самого большого ограничения в гибкости—слова “не могу”. Это ослабляющее слово, которое передает подсознанию сообщение о негибкости и неверии в собственные силы, и которое программирует человека сосредоточиться не на том, что возможно, а на том, что невозможно. К тому же это слово неверно во многих контекстах, * где оно используется. Откуда вы знаете, что это невозможно? Более правильным ответом было бы “я не нашел способа сделать это”. В деловой среде клиентов не интересует, чего вы не можете для них сделать, они хотят знать, что вы можете сделать. Речь мощно воздействует на поведение и способности к обучению, и во второй главе я объясню, как именно. 2 Дайте мне молоток побольше и я попробую. Это ответ типа “реакция”. Он лучше по сравнению с первым, но не намного. В нем проявляется решимость, но вся энергия направляется на одно ответное решение. Есть опасность, что по ходу дела повредятся и втулка, и отверстие, и молоток. 3 Да, если я изменю форму втулки так, чтобы она подходила к отверстию. Это ответ типа “словесных ухищрений”. Чтобы втулка подошла, нужно научиться том, как менять форму квадратных втулок, чтобы они подходили к круглым отверстиям. Меня не перестает удивлять то количество усилий, ресурсов и ухищрений, которое компании вкладывают в видоизменение неподходящих или неэффективных систем. Третий ответ немногим лучше второго, и явно не гибче. В нем все так же человек реагирует на данную ему ситуацию и информацию. 4 Зачем нужно вставлять втулку и как вообще получилось, что квадратную втулку предлагают для круглого отверстия? Это ответ типа “любопытства”, и он самый гибкий по нескольким причинам. Обладая любопытством, человек стремится узнать намерение, лежащее в основе вопроса, и ищет дополнительную информацию за рамками данной задачи. В результате картина ситуации проясняется, что способствует процессу принятия решений. При таком ответе оспаривается сам вопрос, то есть не предполагается, что цель состоит именно во вставке квадратных втулок в круглые отверстия. Несколько лет назад одному моему другу, который работает в конкурирующей организации, директор предложил план развития центральной службы поддержки информационных технологий, которая охватила бы всю Великобританию. Мой друг был счастлив тем, что ему поручили руководить таким стратегически важным проектом, и он принял все подразумеваемые предпосылки, включая то, что британским аналитикам нужна централизованная служба поддержки. |