И все-таки, откуда у меня на голове появилась шишка?
Начнем сначала. Если к нулю прибавить сомнительный доход от книг, ввести неизвестный «х» в качестве непредвиденных потерь, отнять инфляционные, еще отнять постоянный рост цен, питание и сигареты тоже отнять и прибавить внезапную помощь внезапного спонсора, то получится следующий номер газеты… Теперь можно спокойно уснуть. Или проснуться?
СОН № 03
— надежный водитель, мой давний приятель, из-за превратностей судьбы пересевший с иномарки на дедушкину вазовскую «шестерку». Под дождь, сумерки и однообразную дорогу меня тянуло ко сну, как говорят современные студенты, «плющило». Ох, и велик русский язык, каждое новое поколение находит в нем свое. На каком-то километре меня «сплющило» совсем, и все, что было вымучено сознанием, упало в темный подвал подсознания, и первая сигнальная отдалась второй.
Мой приятель остановил машину. Я спросил, что случилось. «Надо помочь»,— устало ответил он и вышел из кабины. Я последовал за ним, разминая затекшие конечности. На обочине стоял «запорожец» в нем сидела женщина и шестеро детей от пяти до одиннадцати лет. У меня мелькнула мысль — «рожала каждый год». Возле машины стоял мужчина со всеми признаками лица кавказской национальности. Он что-то говорил своей женщине, которая пыталась выбраться из-под детей, и, видимо, помочь ему. Так как я в машинах не очень разбираюсь, даже «пятерку» от «шестерки» не отличу, то предпочел покурить «прощание с Америкой» — LM. Лицо кавказской национальности с вечным южным загаром и легким московским акцентом объясняло причину поломки своей машины моему приятелю. Мой приятель, человек очень отзывчивый, с усердием занялся ремонтом. Часа через два, после измывания над собственным телом, он констатировал, что машина ехать не может и придется брать ее на буксир. Кавказец скромно объяснил, что у него нет денег для оплаты буксировки, т. к. он беженец и все средства уходят на памперсы для детей. Конечно, мы не могли бросить жертв антитеррористической борьбы и приближающегося «справедливого возмездия» вместе с «гордым орлом», «несгибаемой волей» и еще кого-то из НАТО. До Питера оставалось километров двести, наша объединенная скорость с представителями братского народа была не более сорока. Останавливались мы через каждые полчаса, т. к. дети хотели писать: видимо, памперсы давно закончились. Старший ребенок на каждой остановке просил у нас порулить, говоря, что у него «там дома» осталась его машина, на которой он любил ездить мимо наших блокпостов…
Двигались медленно, но, несмотря на неудобства, все были довольны. Мы оттого, что помогаем людям, а они оттого, что им помогли. По дороге нам попалась еще пара сломанных машин, но мы уже не могли им помочь, и мой приятель на протянутые руки просивших кивал назад. Мы ввозили в родной город новую семью «беженцев». Они обязательно скоро купят себе скромную квартирку, дети пойдут в школу, а по выходным и праздникам будут посещать мечеть. Их дети будут играть в добрые игры с нашими детьми, несмотря на разные менталитет и культуру. Действительно, при чем тут национальность, ведь все мы от обезьян, хотя и от разных, но все же от обезьян. Пусть их дети будут повторять за взрослыми «Аллах агбар», наша христианская терпимость может ответить «воистину агбар». Худой мир всегда лучше толстой ссоры. Ведь их присутствие внесет особый колорит в жизнь нашего города, и среди темненьких головок иногда будут мелькать светленькие. Европейский дом большой. В нем всем хватит места, а если и не хватит, то всегда можно подвинуться. «Куда двигаешься! Передачу не переключить!» Я проснулся от знакомого голоса. Мой приятель отодвигал меня от рычага переключения скоростей. «Тебе что, места мало? Уснул что ли?» Я посмотрел на спидометр: там были все девяносто пять. Я тревожно посмотрел назад — «запорожца» не было. «А, где они?»,— сиплым голосом произнес я. «Кто они?»,— равнодушно спросил приятель. «Кавказская семья»,— еще более сиплым голосом прошептало мое тело. «Ну, ты допишешься»,— с усмешкой уронил Володя и притопил газ. Мне стало еще радостнее, чем было в интернациональном сне. Скорость сто, через два часа будем дома, если бесы не собьют с пути.
СОН № 04
Мне приходилось сидеть в депутатском кресле. В окруженном войсками «Белом доме» в сентябре-октябре 1993 года я в качестве журналиста имел честь соприкоснуться с парламентской деятельностью. Все было очень романтично: свечи, обкуренный Хасбулатов произносит дерзкие речи, в глубине тьмы — хмурый Руцкой. Все походило на бредовый сон больного свинкой. Чеченец и еврей возглавили мятежных русских или взбунтовавшихся чеченца и еврея поддержали русские патриоты. К чему на первой фазе сна вдруг всплыли воспоминания почти 10-летней давности? Наверное, это из-за просмотра «Парламентского часа». Содержание сна очень часто зависит от дневных и вечерних впечатлений. Они всплывают в подсознании, превращаясь в удивительные сновидения с громадным ассоциативным рядом пережитого. Неведомый режиссер так закручивает сюжет, находит такие краски, оттенки и звуки, которые никогда не будут доступны разуму и душе в окружении материального мира и бодрствующего сознания, жестко стоящем на рельсах логики.
Я не помню, как стал помощником депутата Шандыбина от КПРФ. Но сейчас я рядом с ним в новеньком зале Госдумы, и мы вместе склонились над листом бумаги, набрасывая план статьи для газеты «Правда». В зале шум — депутаты делят госбюджет. Василий Иванович нервничает и постоянно причесывает ладонью волосы на абсолютно лысой голове. Он не может сосредоточиться и, не выдержав, выкрикивает с присущей ему прямотой: «Товарищи! Ну не мешайте! Я пишу антисемитскую статью!» О, это было не тихое, философское розановское в редакции «Господа, тише, я пишу черносотенную статью». Это было народное «черносотенное», от земли и матери — правды под шелест видеокамер! В этот момент в Шандыбине было нечто от Маяковского, выплескивающего свое перекипевшее: «Республика наша в опасности. В дверь лезет немыслимый враг!» Я видел и слышал, как у Иосифа Кабзона стон застрял в горле и стал отклеиваться парик. Японская еврейка Хакаманда что-то невнятное произнесла на иврите, а растерянный Зюганов — на выдохе шепотом: «Ну, ты, Вася, даешь». Шандыбин понял, что он что-то не то изрек. Нельзя сказать, что это было неожиданным для присутствующих: он и раньше проезжался по сионистам и еврейской буржуазии. Но тут он произнес вслух сокровенное. Это как с работниками посольств и консульств. Все знают, что они в той или иной степени сотрудники спецслужб, но пока не пойман — не шпион. Представьте, что на каком-нибудь официальном приеме вдруг встает эстонский дипломат и заявляет, что он агент Моссада. Конечно, у Шадыбина случай более сложный. Что такое шпион по сравнению с антисемитом! Предчувствуя надвигающийся скандал, хитрейший спикер Селезнев объявил перерыв. Я даже не успел поделиться своим впечатлением с Василием Ивановичем, как кто-то из фракции КПРФ подбежал к нему и шепнул в его колоритное ухо: «Срочно на экстренное собрание фракции». Я попытался пойти за шефом, но гонец резко бросил мне: «А с тобой мы еще разберемся!» Ну, сон был бы не сном, если бы я не оказался на «экстренном заседании коммунистов». Там я уже был в роли стенографиста и переводчика. Очень покрасневший Геннадий Андреевич, поблескивая глазами, глядя далеко вперед, сказал: «Как вы все знаете, у нас ЧП. Наш товарищ, подвергшись влиянию одного из националистов-черносотенцев, соскочил с тропы интернационализма и классового подхода. Я давно указывал коммунисту Шандыбину на его новое окружение, на его увлеченное чтение националистических газет и книг. Товарищ меня не услышал, и вот катастрофа! Только мы успели оправиться от жидоедских выходок Макашова, теперь Шандыбин. Василий Иванович, мы же вместе с вами ходили в мавзолей к Владимиру Ильичу, возлагали цветы Карлу Марксу, неужели вы не знаете, что все наши основоположники немножко, так сказать, евреи. А вы „антисемитскую статью“. Как я буду смотреть в глаза нашим товарищам-евреям. Что я скажу нашему нобелевцу Жоресу. Прошу высказаться и других товарищей». Василий Иванович нервно теребил ухо, глядя на свое отражение в глянце стола. На его лице читалось неудовлетворение, только причина гримасы была непонятна: то ли он был недоволен своей внешностью, то ли речами товарищей. Шандыбину отводилось пять минут на раскаянье. Василий Иванович, прокашлялся, поднял глаза и посмотрел на портрет Ленина. Было такое впечатление, что вождя он видел в первый раз. Пару секунд «перерожденец» думал и выдал: «Товарищи, я предлагаю в ближайшее время провести заседание по поводу замены портрета Ленина на портрет Сталина». «Ни в коем случае!» — крикнул вскочивший Зюганов. Почему все забыли об «антисемитизме» Шандыбина и стали обсуждать его предложение, объяснить не могу, поскольку — сон. Через пару часов выяснилось, что у Шандыбина есть сторонники. Еще через пару часов родилось компромиссное решение: «Повесить товарищей Ленина и Сталина вместе на одной стенке». Шандыбин был против одной стенки и согласился только на разные стенки, процитировав Сталина: «То Ленин, а то я…» Круг обсуждающих расширился, к фракции КПРФ присоединились аграрии. Депутат Харитонов с типичным лицом русского крестьянина, напомнивший мне одноклассника Сему Каца, обратил внимание, что портрет Сталина цветной, а портрет Ильича черно-белый. Замечание Харитонова было отвергнуто как незначительное. Вдруг из-под стола вынырнул спикер Верхней палаты Строев, держа в руках портрет Путина. Пошмыгивая своим инородческим носом, он прошептал: «Если позволите, то я, ради консенсуса обеих палат, предложил бы на третьей стенке повесить портрет нашего президента». Такой ход многих поставил в тупик. После небольшого перерыва и переговоров с кем-то собрание продолжило работу…
Уже светало, рубиновые звезды Кремля меркли. В зале была тишина раннего утра. Уткнувшись в стол и откинувшись в креслах, депутаты спали. На всех четырех стенах висели портреты Путина. Василий Иванович отрешенно сидел в углу. По крупному лицу «антисемита» катились маленькие слезы и падали на портрет Сталина, который держал своими натруженными руками пролетарский депутат. От слез Шандыбина портрет Сталина мироточил…
СОН № 05
За последние годы всякое снилось, даже что из мавзолея Зюганов с Анпиловым Ленина выносят. А тут совсем душевное дело. Погода летняя, солнышко ласковое и птички как-то по-райски и мы Все — около сотни. Вобщем, весь патриотический бомонд. Батюшка в рясе ходит, что-то причитает, очень на Дьякова похожий, и голос такой же вкрадчивый, где-то возле сердца застревает. Гусев с Истарховым о рунах спорят, но по доброму, как славянин с немцем до Первой мировой. Подхожу к Авдееву, а он с Тулаевым и Севастьяновым во фраках и бабочках… Теряюсь, не знаю, как обратиться, пытаюсь отчества вспомнить, а они почему-то на английском разговаривают и как-то настороженно оглядываются. Я отдельные слова по-американски еще помню, но только глаголы, ищу подходящий, а в это время мне кто-то по плечу тяжелой рукой стучит, оглядываюсь, а это сам Евгений Артемьевич Щекатихин сигарету протягивает и говорит своим армейским басом: «Закури, Рома, напоследок». Я спрашиваю, на какой такой «последок»? А тут Ю. Беляев с другого плеча: «На тот самый… В партию ко мне пойдешь?» И чистый бланк протягивает, сейчас, говорит, торопиться надо, заполняй быстрее, а то не успеешь, лавочка закрывается. Я пытаюсь понять: почему это мы все вместе собрались, а еще ни в одном глазу? Подхожу к мудрому Корчагину и спрашиваю у него, где мы в Москве или в Питере, а Виктор Иванович так проникновенно: «Эх, Роман Людвигович, не успел я Адика переиздать!» А я (так глупо получилось): «А кто же успел? Николай Островский?» Я их все время путаю: сказывается нетвердая четверка по литературе. Потом как-то все путано, словно во сне. Потом — явственнее, панорама, как у Бондарчука в «Войне и мире»: от земли все выше и выше. Смотрю как бы с высоты птичьего полета, а мы все, оказывается, в воронке от взрыва стоим и вокруг нас «французы», но не те, что в армии Наполеона были, а те, которые у него в обозе шли. Возле этих «французов», видимо, самый главный бегает и что-то выкрикивает, заглядывая в книгу. Всматриваюсь в название книги, ё-моё, геноцидная: — «Политический экстремизм в России»! А я то думал, что это мы все вместе, и не то, что не пьем еще, так и поругаться не успели за право отстаивать русский народ. И так мне обидно и больно стало за бесцельно написанные строки… Проснулся! Глядь на календарь — среда. Ну, слава Богу, что не пятница, не сбудется…
Приложения…
Доктор медицины Э. В. Эриксон. Об убийствах и разбоях на Кавказе.
Кавказ по распространённости убийств и разбоев занимает из всех стран, входящих в состав Российской Империи, первое и выдающееся место, несмотря на весьма энергичную борьбу с этими преступлениями административных и судебных властей и немалым материальным средствам, издерживаемым на просвещение местного населения. (Не напоминает ли это день сегодняшний? — Р. П. ) Естественно, что психиатру и психологу, интересующемуся этнопсихикой, и криминальному антропологу не вполне может придти иной раз на мысль вопрос: не имеют ли значение в этиологии убийств и разбоев на Кавказе врождённые особенности психики отдельных племён и рас, населяющих край, и не играют ли в этого рода преступлениях также некоторой роли, а если играют, то в какой степени — психические и нервные болезни людей. Попытаемся хоть немного разобраться в этом сложном, трудном для решения, но практически важном и интересном вопросе.
Грузины, населяющие Тифлисскую губ., являются одним из наиболее культурных народов на Кавказе, достигших уже в XII-XIII столетиях довольно высокой степени цивилизации. Они всегда отличались воинственностью и отстаивали свою национальную независимость более или менее удачно в течение длинного ряда веков — от греков, римлян, персов, арабов, монголов, турок и т. д. Уже одно обилие в Грузии величественных замков и крепостей свидетельствует о тяжёлых для неё временах кровавых сообщений с ближайшими соседями и упорной безконечной борьбы со вторгшимися в страну с разных сторон завоевателями. Летописи и другие письменные исторические документы в свою очередь убеждают нас, что в Грузии, как и вообще на Кавказе, кровавые войны, междоусобицы с необычайными насилиями и изуверствами были испокон веков явлением самым обычным. Что касается внутренней жизни народа, то в Грузии до присоединения её к России хотя и существовало судопроизводство, но фактически царил самосуд и полный произвол над личностью человека. Жизнь никогда высоко не ценилась, и каждый принужден быть отстаивать её и свои интересы сам собственными силами. Ныне грузины так же как и прежде воинственны, задорны, впечатлительны, горячи; гнев вспыхивает у них чрезвычайно легко, а решение следует быстро. Из всех туземных племён, населяющих Закавказье, грузины отличаются наибольшим простодушием, безпечностью и страстью к пирушкам и веселью. В праздники слышатся около духанов музыка, пение, ссоры, крик, хохот. В семьях при всяком поводе тоже изрядно веселятся и стар и молод, и мужчины и женщины, и гости и хозяева. При таком складе характера естественно, что у них на пирушках, на свободе, храмовом празднике около духана и пр. чрезвычайно часто возникают ссоры, легко завершающиеся печальной драмой. Убийства в форме скрытого разбоя, особенно организованными бандами, грузины совершают много реже. Как всякое племя, грузины имеют свои особенные черты характера, передающиеся по наследству и резко бросающиеся в глаза в европейском обществе, что свойственно, впрочем, всем аборигенам Кавказа и всякому известно. Насколько можно проследить по историческим документам, основные черты характера грузин за 1500 лет едва ли значительно изменились.
(Необходимое пояснение. Далее по тексту встречаются субэтнические и локально-этнографические группы грузин: мегрелы, сваны, лазы, картлийцы, кахетинцы, имеретины, тушины, хевсуры, пшавы, мтиулы, мохевцы, рачинцы, лечхунцы, гурийцы, аджарцы, месхи, джавахи, ингилойцы.— Ред. )
Близкие грузинам по крови имеретины, минегрельцы и гурийцы Кутаисской губ. имеют очень много общего с ними по историческому прошлому и темпераменту. В проявлении своего удовольствия, восторга и весёлого настроения духа вообще они более сдержанны, не так покорны судьбе, не так беззаботны и добры. Имеретины горделивые, мстительнее их и между прочим необычно склонны к сутяжничеству. Впрочем, эта последняя черта характерна многим другим племенам, населяющим Кавказ, особенно грекам, и влечёт за собою часто кровавые расправы. Гурийцы гораздо вспыльчивее и раздражительнее грузин и даже имеретин, самолюбие у них выражено сильнее, при этом они смелы, храбры, хитры, прекрасные стрелки и отличные ходоки. Они стройны, красивы, в обращении любезны и деликатны, в манерах благородны и исполнены чувства достоинства: они поэты в душе и живут больше чувствами и страстями, чем холодным рассудком. Как грабители они в глазах не только соотечественников, но и пришлого элемента слывут за обладающих рыцарской душой; так, ограбив торговцев, едущих в одном экипаже с дамами, они вежливо с видимой искренностью извиняются перед последними за причинённый испуг и безпокойство. Гурийцы и имеретины развитее, трудолюбивее и оборотливее грузин. Мингрельцы, имея общие свойства характера с другими племенами той же картвельской группы, отличаются склонностью к воровству и ко всякого рода предприятиям честным и нечестным, связанным с удалью и молодчеством; настоятельны они не менее имеретин и гурийцев. Свободолюбие свойственно всем картвелам, но менее всего настоящим грузинам, держащим себя в отношении, напр., к русским довольно приниженно. Религиозны все, но религия, видимо, мало сдерживает побуждения к насилию, раз возникает к тому повод; гурийцы, напр., дают сравнительно с другими названными племенами особенно много убийств и разбоев именно во время строго соблюдаемых ими постов и в дни храмовых празников. Хотя патриотизм грузин, имеретин, гурийцев и мингрельцев не идёт дальше привязанности к родной сакле, родному селению, любимых долин, гор, ущелий, пней и лесов, но племенческие убийства у них явление не редкое, особенно в последнее время экономических неурядиц и общего брожения умов.
Аджарцы обладают строгими нравами и суровым видом, свободолюбием, трезвостью и сознанием собственного достоинства. Это мужественные, рослые, физически крепкие люди. Мусульманская вера, горные стремнины и дикие пышные леса по сторонам ущелий тормозят проявления весёлого настроения духа, накладывают на все действия людей свой особый отпечаток серьёзности. Во взаимных отношениях аджарцев наблюдается поразительная дисциплина, что особенно бросается в глаза в дни мусульманских праздников когда главное удовольствие поселян выражается в скромных посещениях своих друзей и знакомых и в коротких полуофициальных визитов младших к старшим. Нет в аджарских селениях ни песен, ни плясок, ни даже музыкальных инструментов. Шумных ссор не встречаешь. Всё кругом необычайно тихо, погружено в какое-то своеобразное скучное спокойствие. Даже листья на деревьях редко колышатся и шумят, даже птицы отличаются безголосьем, скрытностью в чаще лесной. Малоподвижный, молчаливый аджарец обладает однако не холодным темпераментом и при случае может развить большую двигательную энергию, напр., в сутки пройти пешком верст 60; призвание к умственному труду у него, однако, очень слабо. Вооружённый всегда с ног до головы, он во всякий момент готов вступить в кровавый бой и уступать врагу не привык. Отличаясь самолюбием, обидчивостью, впечатлительностью, порывистостью, недостаточной общественностью и переоценкой собственной личности, аджарец с лёгким сердцем, подчас с сознанием исполненного долга спокойно убивает намеченную жертву. Изуверства над мёртвым телом он себе, однако, никогда не позволяет, хотя бы и ненавидел убитого до глубины души. Убить сразу одним выстрелом — вот его девиз. В былые времена Аджария наводила своими разбоями ужас на все окрестности, а в ней самой не было свободного проезда по главным дорогам. Только в последнее десятилетие народ до поры до времени присмирел, хотя убийства из мести процветают по старому. Перевал в Аджарию через Арсианские горы до сих пор носит название «кровавого», и разбои вблизи него изредка повторяются.
Лазы, живущие в Батумском округе, поближе к Чёрному морю, по своему характеру не представляют резких отличий от аджарцев, лишь более предприимчивы и обирательны и менее склонны к разбоям.
Хевсуры как обитатели самых диких и трудно доступных мест на альпийских высотах главного Кавказского хребта обладают нравами, сохранившимися в первобытной чистоте с чрезвычайно древних времён и складом характера, поддающимся крайне слабо влиянию европейской цивилизации. Хевсуры самоуверенны и надменны; они подвижны и смелы в своих горах, но, спустившись с них в долины, медлительны, робки, смотрят подозрительно из-под лобья. Их интересует собственная крохотная родина, внутренний быт их маленьких обществ, традиции рода и племени и больше ничего. Старшие в роде их земное начальство, кинжал и винтовка лучшие друзья. Кровавая месть как пережиток великого прошлого считается у хевсуров священной обязанностью каждого взрослого мужчины. У них своё судопроизводство по традициям, свои правовые терасы с пояснениями относительно времени мести, формы её, возможной замены штрафом и пр. Каждому увечью своя оценка: убийство, напр., односельца считается более тяжким преступлением, чем человека из другого села, убийство жены или детей не преследуется путём мести, а штрафуется и т. д. Хевсуры имеют и рыцарские черты характера — не бить лежачего, щадить слабого и безоружного, держать раз данное слово. Между прочим, заслуживает упоминания существования у этого племени поединков на шпагах в полном воинском облачении (шлём, кольчуга, наручники, щит и пр. ) и фехтование как предмет воспитания мальчиков. При учебных боевых схватках и на поединках дело не идёт дальше лёгкого поранения; появление хотя бы нескольких капель крови у кого-нибудь из схватившихся считается доказательством, кто победил. Хевсуры, живя почти на границе вечного снега, не испытывали на себе гнёта от победителей и покорителей и привыкли веками к своеволию; тем не менее преступлений, если не считать кровной мести, у них поразительно мало.
Тушины, живущие также высоко в горах, умственно гораздо развитее хевсуров. Они воинственны, храбры, мстительны, ловки в движениях и крепки на ноги и, как все горцы, отличаются большей физической силой. К хевсурам тушины относятся дружественно, но крайне враждебны к вороватым кистинам (тоже горцы, соседи). Интересы тушин чисто пастушеские, и городская цивилизация им, как и вообще горцам, не по душе, а к жизни в низменностях не приспособлен их организм в антропологическом отношении. Тушины все же менее замкнуто живут в своих горах и посещают, в противоположность хевсурам, города с торговыми целями.
Пшавы, населяющие долины менее высоких гор Тионетского уезда, а также Душетского Тифлисской губ., добродушнее хевсур и тушин и вообще более напоминают настоящих грузин, с которыми родственны по крови, но крайне невежественны. Убийства на почве мести у тушин и пшавов является делом самым заурядным, но разбойничьих банд они, как и хевсуры, не образуют и вообще к разбоям склонности не обнаруживают.
Сванеты — горцы Кутаисской губ.— по своему психическому складу составляют много общего с упомянутыми племенами картвельской группы. Они отличаются добростью духа, любят веселиться, особенно за выпивкой, молчаливы, смелы, выносливы, назойливы. Хотя они крайне невежественны, однако неприличных ругательных слов у них будто нет и самое худшее бранное слово — «О, глупый!». Тифлисский психиатр Д. И. Орбели, посетивший недавно Сванетию, говорил о населении её следующее: «Количество преступлений у сванов очень невелико. Все споры решаются своими старшинами и только немногие доходят до мирового судьи. Все дела решаются без возражений. Разбоя, поджога, убийства, грабежа и пр. сваны почти не знают. Зато сильно царит в Сватении кровавая месть, составляя очень тяжкое пятно на народонаселении. Сваны однако этого убийства не считают за преступление; напротив это нравственный долг. Убийца по кровавой мести не лишается имени честного и почтенного человека». Сравнительно частым источником семейных раздоров и кровной мести является у них похищение девушек и женщин, которых по отношению к мужскому полу сравнительно мало. Увоз замужней женщины у них, как почти у всех горцев, карается смертью похитителя. Сванетов зачастую сдерживают от убийства сознание необходимости потом из опасения мести бежать от семейного очага и родных гор, привязанность к которым безгранично велика. Если принять во внимание, что Сванетия является страной с необычайно большим, можно сказать, с наибольшим относительным количеством эпилептиков и дегенератов и разных школ невропатов вообще, то невольно приходится удивляться сравнительно очень слабому, как будто даже наименьшему, развитию преступности в населении.
Армяне — народ самый умный и способный на Кавказе, стремящийся к просвещению и имевший свою науку, литературу ещё в отдаленные времена, о коих русская история ещё не имеет сведения. Географическое положение древней Армении с тяжёлыми условиями жизни в тисках смежных более сильных народов выработала в армянах особенности этнопсихики, которые в тысячелетней борьбе за независимость являлись для них наиболее выгодными. Армяне вспыльчивы, настойчивы, трудолюбивы, изворотливы, осторожны и поглощены интересами торговли и наживы. Видя в деньгах силу, они алчны, завистливы и крайне бережливы. Приобретая на каком-нибудь поприще или в каком-нибудь деле власть, они делаются несносно дерзкими и жестокими, особенно в отношении к слабым или подчинённым не своего племени. Лица администрации Эриванской, Елисаветопольской и Бакинской губерний единодушно жалуются, что с армянами им гораздо трудней справляться, чем с живущими о бок с ними адербейджанскими татарами, т. к. первые плохо подчиняются чужим русским правилам и законам и всему, что не даёт личных денежных или иных выгод или идёт в ущерб интересам племени. Хотя из армян в кавказских войнах многие выдвинулись на крупные посты, однако это ещё не говорит о воинственности народа в открытых боях; отбывают воинскую повинность армяне крайне неохотно, прибегая к всевозможным уловкам избегнуть её, в то время как представитель картвельской группы населения часто гордится ношением воинского мундира и оружия. Армяне зато люди гораздо более дальновидные и ловкие и тонкие политики; благодаря этой черте характера они дали России немало видных государственных деятелей, напр., Лорис-Меликова, Делянова и др. К сожалению, эгоизм их не имеет границ, и общегосударственные интересы им, собственно говоря, чужды. Брать от окружающих племён и народов как можно больше — вот их девиз. У них существуют свои литературные, музыкальные, политические и разные другие кружки, союзы, общества. Взаимопомощь охраняет у них племенную связь; посторонние элементы, в жилах которых не струится армянская кровь, тщательно отстраняются от армянских торговых синтикатов, акционерных обществ и пр. ; капиталы предусмотрительно хранятся в иностранных банках и т. д. Браки у армян прочные и семейные отношения хороши, как и у грузин, но женитьба армянина на русской часто влечёт за собой убийство последней родственниками мужа.
Из всех племён на Кавказе вражда к русским оказывается наиболее сильной и сознательной у армян. Между грузинами и армянами существует вековая скрытая вражда, которая при случае ведёт к кинжальной расправе. Как ни странно, с татарами армяне живут дружнее, но в нынешнем злополучном для России году вспыхнула между ними, вероятно, старая, затаённая вражда в Бакинской, Елисаветпольской и Эриванской губерниях и началась резня и перестрелка с сотнями человеческих жертв с той и другой стороны. Впрочем, все кавказские народности не любят армян, смотрят на них как на своих поработителей в экономическом отношении и как на опасных конкурентов, обладающих умом, ловкостью в торговле, льстивостью перед власть имущими и людьми нужными, саморекламированием и капиталом, почему армяне, особенно богачи, делаются жертвами убийства и разбоя чрезвычайно часто. В Турции и Персии отношение к ним общества такое же враждебное, если в ещё не большей степени; курды персидские и особенной турецкие, никем не сдерживаемые в своих инстинктах, а порою и наши, изуверствуют над армянами, вырезывая целые семьи самым беспощадным образом. В общем надо сказать, что в армянах гораздо сильнее, чем в грузинах, вырисовываются еврейские черты характера и это одна из причин нелюбви к ним окружающих народов, хотя и картвелы принадлежат к семейству семитов. Нельзя также не отметить того факта, что, насколько можно проследить по историческим документам, характер армян за 1500 лет не изменился в своих основных чертах.
Адербейджанские татары, имеющие иранское происхождение и примесь тюркской крови, самое разбойничье племя в Закавказье. В то время как, напр., надтарцы как обитатели глухих ущелий и дебрей леса отличаются спокойным внешним видом, ходят медленно, плавно, говорят тихо, не торопясь и не перебивая друг друга, адербейджанские татары, напротив, как истые дети степей, привыкшие испокон веков к кочевому или полукочевому образу жизни, подвижны, крикливы, болтливы, лихие наездники; от их раскочёвок или селения сутолока и шум доносятся до нашего уха уже с очень далёкого расстояния. Первые чистоплотны и аккуратны, вторые неряшливы и держат себя с меньшим достоинством, хотя трезвы и корректны в обращении с людьми. Аджарец — разбойник, пробирается осторожно, притаив дыхание, и метким выстрелом убивает свою жертву чаще из-за угла. Татарин делает среди белого дня самые отчаянные нападения, напр., на проезжие омнибусы и берёт не столько хитростью, сколько крайней дерзостью и необычной ловкостью и смелостью. Татары вообще народ ленивый, вялый, жестокий, крайне самолюбивый и вспыльчивый. Богохульство, святотатство, взяточничество, обман, мошенничество у них наблюдается, однако, редко. Зато ссоры из-за пастбищ, потрав, баранов, собак, женщин обычны и ведут у них то и дело к кинжальной расправе; женитьба татарина на христианке влечёт за собой убийство провинившегося родственниками — мусульманами. Пребывание кочевников на альпийских высотах считается самым подходящим временем для выполнения задуманной мести, т. к. на высокогорные пастбища не может простираться достаточный надзор властей, и там живут кочевники так, как жилось от 100 до 1000 лет назад. На местах зимнего пребывания татар хищнические инстинкты, унаследуемые от предков, сдерживаются административным режимом, снимаясь же с места со своими стадами, кочевники выходят совершенно из-под власти наших законов.
Курды, по своему психическому складу во многом напоминающие цыган, племя гораздо более разбойничье, хотя организованные банды курдинские наблюдаются реже татарских, к тому же курдов на Кавказе сравнительно не так много. Они ленивы, неряшливы, вспыльчивы, жестоки; они безпощадны к врагу, ненадёжны в дружбе, вороваты до необычайной возмутительной степени. Уважают они только себя и своих старших. Нравственность их вообще очень низка, суеверие чрезвычайно велико, а настоящее религиозное чувство развито крайне слабо. Грабёж, убийство, война — их прямая врождённая потребность и поглощает все интересы.
Ингуши, являясь самым разбойничьим племенем на Северном Кавказе, наводят страх на всю Терскую область. Храбрые и дерзкие до необычайности, они делают нападения среди белого дня не только на проезжих в поле, но даже на магазины в центральной части г Владикавказа организованными бандами, причём по совершении ограбления или убийства умеют исчезать с поразительной быстротой. В ночную пору в городе, не говоря уже об окрестностях, опасно даже ходить; уже в 8 часов вечера закрываются все лавки. Чем труднее и рискованнее предприятие, тем больше оно манит ингуша, который испытывает, по-видимому, необычайно приятное чувство после каждой удачи.
Запальчивость свойственна всему коренному населению как степному, так и нагорному. Однако у степняков Закавказья она выражена явственнее, чем в населении степей Предкавказья. Эта черта характера передаётся по наследству с таким упорством и постоянством, что ни школа, ни домашнее воспитание, ни строгость законов не могут сдерживать её в сложных границах, и множество убийств именно в ней берут своё начало.
…Итак, причины убийств и разбоев на Кавказе очень сложные и разнообразные. В общем их можно подразделить на внутренние и внешние. Первые лежат в психоантропологической организации племён и народов, населяющих край, во врождённых особенностях характера отдельных индивидуумов, а также психических уклонениях и болезнях людей; вторые — в сложившихся веками условиях семейного и общественного быта неодинаковых в разных местах в экономическом положении страны, отсутствия образования и надлежащего воспитания, в господстве правовых представлений, созданных арабскими юристами и дополненных турецкими персами, столкновении на маленькой территории нескольких цивилизаций и т. д. Причины второй категории изучались с давних пор нашими юристами; по данному вопросу существует уже довольно обширная литература. О причинах первой категории этого сказать, отнюдь, нельзя. Богатейший материал по криминальной антропологии, какой содержит в своём населении Кавказ, пока пропадает для науки за отсутствием исследователей. Мы ещё вовсе не имеем этнопсихологических исследований населения страны, недостаточно знакомы с нормально-антропологическими особенностями его и психологией жителей разных мест Кавказа, почему очень труден анализ кавказских убийств и разбоев с точки зрения ломброзовской школы криминальной антропологии. В увлечении некоторыми тенденциями современной криминальной антропологии легко преувеличить значение психопатологических факторов и оставить без надлежащей оценки психоантропологические. Что может быть верно для Италии, ещё недоказательно и во всяком случае не доказано для русских владений, особенно такой пёстрой в этнологическом и антропологическом отношениях страны, как Кавказ. Конечно, в ряде причин убийств и разбоев в крае некоторая доля приходится и на психопаталогию, однако гораздо менее значительная, чем иной, может быть, полагает. С другой стороны невольно навязывается мысль, что этнопсихика со всеми её внешними проявлениями меняется не так быстро, как издаваемые законы, требования и правила, и многие преступления являются в известной степени неизбежным следствием психоантропологической организации людей, передаваемой по наследству из поколения в поколение, из века в век.
(«Вести психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». Под общей редакцией академика В. М. Бехтерева. С. Петербург, 1906. Публикуется в сокращении. )
|