Как избежать ссоры.
Мужчины любят быструю езду по извилистым дорогам, поскольку задействуется их искусство ориентации – быстрое переключение скоростей, работа со сцеплением и одновременно с тормозами, оценка скорости поворота, углов и расстояний. Современный мужчина садится за руль, передает карту жене и просит ее показывать ему дорогу. Женщина, будучи не в состоянии в ней разобраться, сидит молча, начинает крутить карту и чувствует свою беспомощность. Большинство мужчин не понимают, что при отсутствии специальной области мозга, которая перевернет карту в уме, надо повернуть ее руками. Вот почему у женщины возникает естественное желание положить перед собой карту таким образом, чтобы направление движения совпадало с картой. Советуем мужчине, если он не хочет ссоры, не поручать жене работу штурмана. Связь пространственной ориентации с действием обоих полушарий мешает исполнению речевой функции, поэтому женщина, взяв в руки карту, замолкает еще до того, как начнет ее переворачивать. Дайте карту мужчине – он продолжит говорить, но радио выключит, поскольку не может и слушать, и читать карту одновременно. Вот почему, взяв в руки трубку телефона, он требует тишины в доме. Женщины работают над математическими проблемами преимущественно левой стороной мозга, вследствие чего они медленнее проводят расчеты. Этим объясняется также инстинктивное желание женщины выполнять математические функции вслух. Мужчина, читающий газету, в таком случае просит: <Не могла бы ты сосчитать это в уме! Я никак не могу сосредоточиться!>.
Как спорить, не прерывая вождения.
Мужчина, пытающийся научить свою жену вождению, рискует закончить урок в суде, слушающем дело о разводе. Во всем мире мужчины отдают женщине один и тот же приказ: <Поверни налево – медленнее! – переключи скорость – следи за прохожими – сосредоточься – перестань наконец плакать!> Для мужчины вождение представляется тестом на ориентацию в окружающей обстановке, для женщины это задача, как безопасно добраться из пункта А в пункт Б. Лучшая стратегия для мужчины в автомобиле: включить радио, закрыть глаза и не комментировать происходящее, поскольку женщины более осторожные водители, чем мужчины. Она доставит его в пункт назначения: может быть, это и займет больше времени, всего-навсего. Он по крайней мере получит возможность расслабиться и доехать живым. Женщины критикуют стиль вождения мужчины из-за того, что его способности к пространственной ориентации позволяют принимать решения, которые представляются ей опасными. Если мужчина считается хорошим водителем, то ей тоже рекомендуется расслабиться и не критиковать его – пусть ведет сам. Как только первая капля дождя упадет на ветровое стекло, женщина немедленно включает стеклоочистители – действие, которого мужчина никогда понять не может. Мозг мужчины обязательно выдержит паузу, дождавшись того момента, когда количество капель на ветровом стекле будет соответствовать скорости движения щеток. Мужчина включит стеклоочиститель точно в нужное время. Другими словами, он реализует свою способность к пространственной ориентации.
Как продать некоторые вещи женщине.
Никогда не пытайтесь сказать женщине <Направление – север> или <Надо проехать на запад пять километров>, потому что в голове должен быть природный компас, чтобы выполнить такое распоряжение. Лучше обозначить ей путь приметными местами, например, <Проедешь мимо <Макдоналдса> и поверни к зданию с вывеской <Национальный Банк> наверху. Женщина легко отыщет эти знаки периферийным зрением. Строители и архитекторы теряют миллионы на сделках, в которых они пытаются продать женщине дом, показывая ей двухмерные чертежи или кальки. Мужской ум может преобразовать этот план в три измерения, чтобы представить этот дом в завершенном виде, но для женщины чертеж выглядит набором бессмысленных линий. Трехмерная модель или компьютерное изображение поможет продать дом покупательнице. Имея перед глазами такую информацию, женщина не будет чувствовать себя такой же идиоткой, как при чтении карты. Чертеж показывайте мужчине, он создан для него. Мужчине гораздо спокойнее ехать, поручив женщине следить за интересными элементами ландшафта. Как вам известно, у мужчин недостаточно по сравнению с женщинами развита речь, поэтому ее рассказ будет хорошей компенсацией за отсутствие пространственной ориентации. Это означает, что мужчина может найти дорогу к дому своей новой подружки, но рассказать, как он туда добрался, не в состоянии.
Мучения параллельной парковки.
Взглянув на множество машин, поставленных параллельно к тротуару на улице, можете ли вы определить, где машину ставила женщина, а где мужчина? Исследования, выполненные по заказу английской школы вождения, показали, что поставить машину параллельно и близко к тротуару может 82% мужчин, в том числе 71% из них с первой попытки. У женщин результат – 22%, и только 23% из них смогли сделать это с первой попытки. Аналогичное исследование в Сингапуре дало 66%, 68% из них с первой попытки, для мужчин; и 19%, при 12% из них с первой попытки, для женщин. На экзаменах в школах вождения женщины в общем случае лучше выполняют заезд на стоянку задним ходом, но статистика свидетельствует, что в реальных жизненных ситуациях эта операция лучше удается мужчинам. Такое расхождение в результатах объясняется тем, что женщины лучше усваивают урок и повторяют выученное при одинаковых обстоятельствах. Реальное движение, однако, ставит эту задачу при новых сопутствующих обстоятельствах, которые мужчина с его способностью к пространственной ориентации оценивает точнее. Женщина, как правило, предпочтет поставить машину на более просторном месте подальше от места назначения, чем загонять машину задним ходом в узкое пространство. Если бы местная власть была представлена только женщинами, задний ход и парковка параллельно тротуару были бы запрещены! Недавно во многих провинциальных городах было введено правило, согласно которому полагалось ставить машину под углом в 45° задом к тротуару, поскольку исследования показали, что такой способ парковки, позволяющий немедленно выехать, более безопасный. К сожалению, радости это женщинам не принесло: парковка задним ходом тоже требует хороших способностей к расчету углов и расстояний. Мы обследовали 20 городов, где местные власти ввели это правило, и обнаружили, что практически нигде женщины к этому решению причастны не были. Только мужчины. Если бы местный совет состоял только из женщин, ни задний ход, ни параллельная парковка не были бы дозволены! Они организовали бы так называемые прямые стоянки, на которых нет необходимости рассчитывать углы и расстояния. Они занимают больше места, но столкновений на них почти не бывает.
Как женщин ввели в заблуждение.
Что же оставляет женщинам тезис об их профессиональной непригодности в вопросах, связанных с пространственной ориентацией? Многие группы активных общественников, руководствуясь самыми лучшими намерениями, пришли к убеждению, что, сбросив с себя цепи угнетения и предубежденности мужчин, они быстро достигнут высот в профессиях, где преобладают мужчины. Однако, как вы могли убедиться, мужчины продолжают практически монопольно властвовать в профессиях, которые требуют пространственной ориентации. Из-за этой пропаганды миллионы женщин пренебрегли своими природными склонностями, которые обеспечили бы им карьеру и успех благодаря особенностям устройства их мозга. Способности к пространственной ориентации в образовании Как мы увидели, наши биологические особенности склоняют нас к занятиям, которые отвечают программе, заложенной в мозгу. Давайте проанализируем один род занятий, в котором равные возможности считаются приоритетной ценностью – преподавание. Мы опрашивали чиновников от образования в Австралии, Новой Зеландии и Британии, и все они настойчиво подчеркивали, что стараются поддерживать соотношение мужчин и женщин среди учителей в пропорции 50 на 50, чтобы обеспечить равные возможности вне зависимости от пола. В 1998 году в Британии 48% учителей были мужчины и 52% – женщины. Женский мозг лучше приспособлен к преподаванию, чем мужской, поскольку у женщин лучше развита способность к общению и взаимодействию с людьми. Рассмотрим, что же предпочитают преподавать мужчины и женщины.
Предмет Количество % мужчин % женщин учителей.
Биология 5100 49 51
Бизнес 6400 50 50
История 13800 54 46
География 14200 56 44
Социальные 11000 52 48
науки
Музыка 5600 51 49
Основы
успешной 1900 47 53
карьеры
Личное 74 200 47 53
социальное
общение
Исследования 7900 53 47
Классика 510 47 53
(латинский)
Физкультура 20100 58 42
Религия 13400 56 44
Искусства 9400 44 56.
Учителя в Британии в 1998 году – мужчины и женщины.
Анализ этой таблицы позволяет сделать два вывода. Первое, все перечисленные предметы не требуют преобладания в развитии либо правой, либо левой стороны мозга, не требуют и особого разговорного искусства. Таблица показывает, что распределение учителей по половому признаку практически равное.
Предмет Количество % мужчин % женщин учителей.
Физика 4400 82 18
Информационная технология 10700 69 31
Наука 28900 65 35
Химия 4600 62 38.
Предметы, требующие способностей к пространственному мышлению.
Эта таблица ясно показывает, что в преподавании предметов, для которых необходима способность к пространственной ориентации, доминируют мужчины.
Профессии, требующие умения ориентироваться в пространстве.
Далее приводится список занятий, где умение ориентироваться в пространстве является существенно важным элементом профессионального мастерства, иногда от этой способности зависит жизнь людей. Вам не надо быть ученым или конструктором ракет, чтобы понять значение нижеприведенной таблицы и ее связь с талантом охотника, за который отвечает правое полушарие. Те, кто упрямо продолжает верить, что природные склонности не имеют значения, до сих пор упрямо твердят: мужчины угнетают женщин, мужчины наклеили ярлык <только для мальчиков> на ряд профессий и только традиционно состоящие из мужчин союзы не дают женщинам осуществить свои равные права в отношении этих профессий. Королевский союз британских архитекторов сообщает, однако, что 50% студентов, записавшихся на специализацию <архитектура> – женщины, но только 9% из них становятся практикующими архитекторами. Очевидно, что некоторые из этих женщин стали женами, но что случилось с остальными? Бухгалтерским делом занимаются 17% женщин, но учились ему 38%. <Почему у вас мало женщин-пилотов?> – задали мы вопрос авиакомпаниям. <Они не хотят учиться этой профессии, – ответили нам. – Они не заинтересованы в управлении самолетом>. Большинство чиновников в авиакомпаниях слабо представляют себе значение способности к пространственной ориентации при управлении самолетом, многие очень нервно воспринимали вопросы об особенностях мышления мужчин и женщин, несмотря на вопиющий факт: 98% персонала, занимающегося техническими вопросами на борту авиалайнера, – мужчины. Ясно одно: в этой профессии мало женщин только потому, что они не хотят ей учиться. Их природные склонности не реализуются при таких занятиях, и соответственно им не интересна эта работа.
Занятие Кол-во Муж. Жен. % Источник персонала муж. данных
Полетный 51 51 0 100 <Ансетт инженер Эйрлайнс>
Инженер 1608 1608 0 100 <Инст. Инжинирс>
Автогонщик 2822 2818 4 99,8 <Автогон. Клуб>
Инженер-атомщик 1185 1167 18 98,3 <Инст. ядерной ф.>
Пилот 2338 2329 9 99,6 <Квантас>
808 807 1 99,9 <Ансетт>,
3519 3452 67 98 <Бритиш Эйрв.>,
Диспетчер 1360 1274 86 94 <Отдел воздушного движения гражданской авиации>
Гонки за лидером 250 234 16 93,6 <Ассоциация гонщиков за лидером>
Архитектор 30529 27781 2748 91 <Ин-т архитект.>
Техник на борту самолета 19244 17415 1829 90,5 Правит. статистика
Статистик 5081 4578 503 90 Институт статист.
Бильярд 750 655 95 87 Ассоциация бил.
Бухгалтер 113221 93997 19224 83 Ин-т бух. дела.
Процентное соотношение мужчин и женщин в профессиях, требующих способностей к пространственному мышлению. (Данные по Австрии, Новой Зеландии и Великобритании за 1998 год).
Бильярд и ядерная физика.
В процессе нашего исследования мы взяли интервью у ряда профессиональных игроков в бильярд и снукер. <Женщины, профессионально занимающиеся игрой в бильярд, думают и действуют, как мужчины, – заявил нам бывший чемпион мира. – Они говорят, как мужчины и даже одеваются, как мы – костюм и галстук-бабочка>. Однако женщины-игроки полагают, что с помощью тренировок они могут стать столь же хорошими игроками, как и мужчины. Многие чувствовали, что серьезным фактором, сдерживающим их карьеру, является отношение к ним мужчин. <Ну, а что вы думаете о способности к пространственному мышлению, – задавали мы вопрос, – которое помогает определить относительную скорость и угол движения шара, расстояние до лузы и последнюю позицию белого шара?> Ответом было: <Никогда о нем не слыхали>. Снова вина за отсутствие женщин-чемпионов и малое количество женщин – участников соревнований возлагается на предубеждения мужчин. <Мы предлагаем равные возможности каждому вне зависимости от пола, – заявили нам в Институте ядерной физики, – но принимаем на работу в зависимости от способностей, а не по принципу равных пропорций>. И 98,3% инженеров в ядерной физике – мужчины. Интересно отметить, что женщины проявляют больше способностей при работе с буквами, а мужчины – с цифрами. Похоже, что так и должно быть: буквы связаны с людьми, взаимоотношениями и речью, а цифры – с пространственными взаимосвязями между вещами. Вспомните историю, и вы увидите, что практически неизвестны женщины, которые достигли бы высочайшего уровня в областях, требующих пространственного воображения и математической логики, например в шахматах, конструировании и ракетном деле. Возможно, некоторые заявят: сексистская тирания мужчин не позволила сделать им карьеру, но, оглянувшись, вы увидите, что в нашем мире равных возможностей трудно встретить женщину, которая превзошла бы мужчину в профессии, требующей пространственного воображения. Главная причина этого в том, что их мозг подсказывает: защищать свое гнездо интереснее, чем нападать. Женщины успешно трудятся в таких областях, как искусство, преподавание, работа с людьми, литература, то есть везде, где не требуется абстрактного мышления. Пока мужчины играют в шахматы, женщины танцуют и украшают.
Компьютерная индустрия.
В основе прикладных наук, связанных с компьютерами, лежит математика, и, следовательно, требуются способности к пространственному мышлению, что привело к преобладанию мужчин в этом деле. Тем не менее в некоторых разделах этой науки, таких, как программирование или оформление интерфейса пользователя, требуется главным образом понимание психологии человека а не математика, и именно здесь трудится наибольшее количество женщин. Результаты обследования <Американская деловая женщина в компьютерной индустрии> показали, что количество женщин, занимающихся компьютерными технологиями, неуклонно снижалось с 1993 по 1998 год. Причиной этого, по данным обследования, было падение у женщин интереса к соответствующей специализации во время учебы. Было также установлено, что вероятность использования компьютера на рабочем месте у женщин вдвое выше, чем у мужчин. 84% женщин, свидетельствуют данные обследования, считают компьютер всего лишь средством, обогащающим творческие возможности, и только 33% мужчин были с этим согласны. По мнению 67% мужчин, важнее технология или игра на компьютере; согласились с этим 16% женщин.
Математики и бухгалтеры.
Мужчины, которые поступили на работу, требующую пространственного мышления, обычно не оставляют ее и, как правило, доминируют в таких профессиях. Большинство преподавателей математики до сих пор мужчины, хотя пропорциональное соотношение между мужчинами и женщинами в этом деле постепенно выравнивается. В 1998 году в Великобритании 56% учителей математики составляли мужчины, и 44% – женщины. Какое же объяснение росту числа женщин в этой профессии мы предлагаем? Вероятнее всего, это связано с тем, что женщины лучше приспособлены к преподаванию, взаимодействию с людьми и организации групповых действий, а также старательнее мужчин при изучении основ предмета. Поскольку преподавание требует повторения одного и того же материала снова и снова, они великолепно справляются с большинством предметов, включая математику. В этом кроется также объяснение того, почему возрастает количество женщин в бухгалтерском деле. Бухгалтерское дело превратилось в науку о купле-продаже, где требуется обворожить покупателя, к чему женские мозги приспособлены лучше, а расчетные функции отошли на второй план. В больших фирмах теперь часто можно увидеть женщину-бухгалтера, которая ахает и охает с покупателем, завоевывая его расположение, а младший персонал, представленный мужчинами, трудится в общей комнате над математическими расчетами. Там же, где не обойтись без пространственного мышления и математической логики, по-прежнему доминируют мужчины. Вот почему 91 % статистиков и 99% инженеров – мужчины.
При прочих равных условиях…
В Австралии инженеры-женщины, которых всего 5%, имеют среднюю зарплату на 14% выше, чем мужчины. Это показывает, что при равных способностях к пространственному мышлению женщины имеют более высокий уровень квалификации, чем мужчины. Женщин-чемпионов среди профессиональных мотогонщиков практически не было с момента изобретения автомобиля, но в гонках за лидером около десяти процентов участников и чемпионов – женщины. Почему? Гонка за лидером не требует пространственной ориентации, нет нужды непрерывно оценивать скорости, углы, повороты, не надо вести сложной одновременной работы со скоростями и тормозами. Гонщики за лидером двигаются по прямой, и побеждает тот, кто быстрее среагировал на зеленый свет – а в быстроте реакции женщины превосходят мужчин. Если способности к пространственному мышлению равны, то женщины выполняют работу на более высоком уровне, чем мужчины. Хотя у большинства женщин – гонщиков за лидером, которым мы предлагали пройти тестирование на особенности функционирования мозга, была выявлена преимущественно мужская ориентация мозга по сравнению с другими женщинами, они тем не менее говорили о достоинствах гонок за лидером с точки зрения взаимоотношений, существующих в этом виде спорта. <Работать с этими парнями – одно удовольствие, каждый отлично сработался с командой>, или <Мы все – хорошие друзья>. Гонщики-мужчины, говоря о достоинствах, упоминают получение призов, отличные технические характеристики машин и распространяются об авариях, в которых они чудом уцелели.
Мальчики и их игрушки.
Мальчики любят свои игрушки – вот почему 99% всех патентов зарегистрированы на мужские имена. Девочки тоже любят играть с куклами, но обычно к 12 годам, когда начинается превращение их в юных женщин, теряют к ним интерес. Мужчины никогда не расстаются со своей одержимостью по отношению к практически бесполезным игрушкам, которые отвечают их пространственному мышлению, – они просто начинают тратить на них больше денег. Им нравится карманный телевизор, мобильный телефон в форме автомобильчика, они любят компьютерные и видеоигры, сложные игрушки-конструкторы, лампы, которые включаются – выключаются голосом, и абсолютно все, что имеет мотор. Если предмет гудит, мигает и требует не менее шести батареек, большинству мужчин захочется его приобрести.
Какие чувства испытывают женщины.
Любая дискуссия, в которой упоминается разница между полами, например, такая, как в нашей книге, вызывает бурю протестов со стороны феминисток и политически выдержанных общественников, которые считают сказанное нападками на их аргументы в пользу справедливого устройства жизни. Хотя предубеждения, превалирующие в обществе, могут усиливать или подавлять характерные особенности поведения мужчин и женщин и фундаментальные различия между ними, тем не менее стереотипы не являются причиной того или иного стиля поведения. Биология и устройство нашего мозга – вот виновники. Многие женщины чувствуют себя неудачницами или ощущают, что женщины потерпели поражение как класс, не завоевав те области деятельности, в которых доминируют мужчины. Это неправда. Женщины не потерпели поражения; просто они были недостаточно вооружены для вторжения в те области, которые отвечают способностям мужского мозга. Тезис о том, что женщины не преуспевают в обществе, справедлив только в том случае, если вы исходите из предположения, что общее мерило успеха есть успех по мужским стандартам. Но кто сказал, что должность главного управляющего корпорации, пилота на огромном самолете или программирование запуска ракеты на Луну есть абсолютная мера удовлетворения жизнью? Мужчины. Это стандарт их успеха, но не всех людей.
Можно ли улучшить свои способности к пространственному мышлению?
Если ответить одним словом, то да. Есть несколько способов. Вы можете подождать, пока естественный эволюционный процесс не возьмет свое, а тем временем надо постоянно практиковаться, чтобы в вашем мозгу появились достаточно мощные соединения. Однако будьте готовы к долгому ожиданию при таком варианте. Биологи утверждают, что для завершения такого процесса потребуются тысячи лет. Поможет повысить способность к пространственному мышлению и курс тестостероновой гормонотерапии, но такой вариант не очень хорош тем, что сопровождается повышением агрессивности, облысением и появлением бороды – большинству женщин это не понравится. В настоящее время уже точно известно, что практика и повторные упражнения помогают создать большее количество соединений в мозгу, требующихся для выполнения этой задачи. Крысы, которые выросли в клетке с игрушками, имеют большую массу мозга, чем крысы без игрушек. Человек, ничем не занимающийся после выхода на пенсию, теряет в массе мозга в отличие от человека, который ведет активный образ жизни: активная умственная деятельность позволяет ему сохранить и даже нарастить массу мозга. Изучение карты и практические занятия могут резко повысить ваш практический навык в обращении с ней, так же как ежедневные музыкальные упражнения на фортепьяно приведут в конечном итоге к более беглой игре. Однако, если устройство вашего мозга не способствует интуитивной игре на фортепьяно или чтению карт, вам для поддержания пристойного уровня потребуется много и систематически работать. Если вы прервете занятия, уровень исполнения у вас упадет быстрее, а если возобновите занятия вновь, вам потребуется больше времени, чтобы достичь прежнего уровня, по сравнению с человеком, у которого мозг предрасположен к такого рода занятиям.
Некоторые полезные стратегические приемы.
Если вы женщина, воспитывающая сына, или в вашей жизни есть мужчина, вы должны помнить, что, имея отличные способности к пространственному мышлению, мужчина может в одно время выполнять только одну задачу. Большинство из них нуждается в организационной помощи, чтобы выполнять работу по дому, вести дневник и стать эффективно работающими мальчиками и мужчинами. Умение все организовать дано девочкам и женщинам от природы. Альберт Эйнштейн, гений пространственного мышления, до пяти лет не умел говорить, был совершенно беспомощным организационно и не умел общаться, о чем и свидетельствует его прическа. Если вы мужчина и работаете по специальности, требующей пространственного воображения, например строителем или архитектором, вам надо помнить, что большинству женщин изображение здания надо показывать в виде перспективного рисунка, если вы хотите, чтобы она вас поняла. Хотите уговорить женщину на какие-то деловые действия: убеждайте ее с помощью трехмерных рисунков. Если вы вербуете женщин на работу, связанную с пространственным мышлением, не забудьте, что из всех женщин только 10% пригодны для выполнения такого рода задач, поэтому ищите именно такую женщину. Попытка охватить рекламой такого рода занятий всех женщин, которые составляют 50% населения, приведет только к напрасной трате усилий.
В заключение…
Теперь Рей и Рут путешествуют вместе мирно. Он решает, какой выбрать маршрут и как по нему двигаться. Она развлекает его разговорами, попутно обращая его внимание на интересные места, а он слушает ее, не прерывая. Она не критикует его стиль вождения. Она знает: природные способности к пространственной ориентации позволяют ему рискованно, по ее мнению, вести машину, но с ним это абсолютно безопасно. Рей купил фотоаппарат за 3000 долларов с полным набором приспособлений, и Рут теперь понимает, почему он любит с ним возиться. Когда ей надо сделать фотографию, он все для нее подготавливает и показывает, как сделать хороший снимок. Он больше не подшучивает над ее неспособностью взвести затвор.
Когда мужчина не просит женщину исполнять обязанности штурмана, жизнь каждого может стать счастливее. Когда женщина не позволяет себе критиковать стиль вождения мужа, исчезает повод для споров. Мы умеем хорошо делать разные вещи и, если вам что-то не удается, не переживайте. Вы можете отточить ваше мастерство постоянными упражнениями, но не позволяйте этим упражнениям разрушить вашу жизнь. Или вашего партнера.
Глава 6. Мысли, отношения.
Колин и Джилл отправились на вечеринку в незнакомый район на машине. Как им объяснили, добраться до него они должны были за двадцать минут. Прошло уже пятьдесят, а никаких признаков пункта назначения не было. Колин помрачнел, а Джилл расстроилась, когда они проехали мимо Одного и того же гаража в третий раз.
Джилл: Дорогой, я думаю, у этого гаража надо было повернуть направо. Давай остановимся и спросим дорогу.
Колин: Зачем, я знаю, это где-то здесь…
Джилл: Но мы опаздываем на полчаса, и вечеринка, наверно, уже началась, давай остановимся и спросим, куда ехать!
Колин: Послушай, я знаю, что делаю! Ты, что, сама хочешь вести машину или все-таки позволишь мне?
Джилл: Нет, вести я не хочу, но не хочу и кружить здесь всю ночь!
Колин: Хорошо, в таком случае почему бы нам не развернуться и не поехать домой?
Большинству мужчин и женщин этот разговор покажется знакомым. Женщина не может понять, почему такой замечательный человек, которого она любит, вдруг внезапно превращается в свирепого зверя только потому. что он заблудился. Если бы она потерялась, то просто попросила бы указать дорогу – в чем проблема? Почему он не хочет признаться, что не знает, куда ехать?
Женщины легко признают свои ошибки, потому что в их мире это признание есть одна из форм связи и налаживания отношений между подругами. Последним мужчиной, который признал свою ошибку, был генерал Гастер.
Чем мы отличаемся в восприятии.
Мужчины и женщины одно и то же явление воспринимают по-разному. Мужчи на видит вещи и объекты в их пространственной взаимосвязи между собой, как будто складывает картинку мира из мозаики. Женщина сразу вбирает в себя более широкую картину. Она подмечает в основном детали, ее интересует взаимоотношение каждой частицы мозаики с соседней, но не пространственная взаимосвязь всех частиц.
Мужчина нацелен на то, чтобы достигнуть цели, завоевать определенный социальный статус и власть, победить в конкурентной борьбе и успешно достигнуть "итоговой черты". Фокус женских интересов – общение, сотрудничество, гармония, любовь, взаимопонимание. Отличия между ними столь велики, что невольно удивляешься, как они вообще могут ужиться вместе.
Мальчики любят вещи, девочки – людей.
Мозг девочек запрограммирован так, что реагирует на людей и лица, а мозг мальчика – на объекты и их форму. Изучение поведения детей в возрасте от нескольких часов до нескольких месяцев позволяет сделать однозначный вывод: мальчики любят вещи, девочки – людей. Поддающиеся научному определению, измеряемые отличия между полами дают возможность зарегистрировать, как воспринимается один и тот же мир в зависимости от склонностей, предопределенных разным устройством мозга. Младенцев-девочек привлекают лица, и контакт с помощью взгляда в глаза длится у них в два-три раза дольше, чем у мальчиков; младенцы-мальчики в большей степени интересуются хаотичным движением объектов неправильной формы.
Девочки в возрасте 12 недель могут отличить на картинке свою семью от незнакомых людей, а мальчики, которые этого сделать не в состоянии, быстрее найдут потерянную игрушку. Эти очевидные различия появляются задолго до того, как у них воз никнут какие-то черты, которые можно объяснить воздействием социальной среды. Среди дошкольников было проведено тестирование с помощью бинокулярного устройства, которое позволяло видеть одним глазом объект, а другим лицо. Девочки запоминали лица и выражение лица, а мальчики вещи и их форму. В школе девочки садятся кружком, и каждая зеркально отражает мимику и жесты группы. Лидера в таком кружке вы не выявите.
Если девочка складывает домик, то это будет длинное низкое здание, главное в котором воображаемые люди, в нем живущие; мальчик же старается построить структуру большую по размеру и более высокую, чем у мальчика по соседству. Мальчики бегают, прыгают, борются и воображают себя то танком, то самолетом, в то время как девочки разговаривают, обсуждая, какой мальчик больше им нравится или как глупо выглядят некоторые из них. В детском саду девочки приветствуют новенькую, и все девочки знают, как кого зовут. Мальчики встречают новенького с безразличием и принимают в группу только в том случае, если сложившаяся иерархия сочтет, что он может быть полезен в каком-то качестве. В конце дня мальчики не знают ни имени, ни подробностей о новеньком, но уже понимают, насколько хорош он в игре. Девочки дружелюбны, принимают других и даже испытывают симпатию к тем, кто страдает от какого-то недостатка или уродства; мальчики такого сверстника подвергают остракизму или делают жертвой.
Несмотря на то, что родители из самых лучших побуждений воспитывают мальчиков и девочек одинаково, их склонности и поведение определены в конечном итоге различиями в устройстве мозга. Дайте четырехлетней девочке заводного мишку, и она сделает его лучшим другом; дайте его мальчику, и он разберет его на части, чтобы посмотреть, как он устроен, бросит эти части и перейдет к следующей игрушке. Мальчики интересуются вещами и как они работают, девочки – людьми и их взаимоотношениями. Вспоминая о свадьбе, женщины говорят о церемонии и людях, которые там присутствовали, мужчины – о "мальчишнике", который ей предшествовал.
Мальчики конкурируют, девочки сотрудничают.
Девочки в группе сотрудничают, и вы не сможете с первого взгляда выделить в такой группе лидера. Девочки используют разговор для того, что показать свой уровень привязанности, и у каждой обычно есть лучшая подруга, с которой она делится секретами. Девочки отстраняются от той из них, кто, желая показать свою власть, говорит: "Она много о себе думает". В группах мальчиков образуется иерархия, в которой имеется лидер. Лидера можно опознать по авторитетному и уверенному тону, и каждый мальчик борется за то, чтобы повысить свой статус в группе. Власть и статус имеют наивысшую ценность в группе мальчиков. Они приобретаются обычно через умение мальчика, или его знания, или способность к жесткому разговору с другими, или через готовность драться с обидчиками. Девочки с удовольствием налаживают отношения с учителями и подругами, в то время как мальчики задают учителям вопросы и предпочитают в одиночку исследовать пространственное взаимодействие вещей в окружающем мире.
О чем мы говорим.
Послушайте разговор в любой стране, любой группе мужчин или женщин, мальчиков или девочек. Вы услышите, как программа, заложенная в мозгу представителей того или иного пола, заставляет их по-разному трактовать одни и те же вещи. Девочки говорят о том, кто кого любит, кто на кого сердится, играют, собираясь малыми группами, и делятся секретами о других, заключая тем самым союз между собой. Девушки беседуют о мальчиках, своем весе, одежде и подругах. Женщины – о диете, личных отношениях, супружестве, детях, любовниках, знакомых, одежде и действиях других людей, завязывают отношения и интересуются всем, что можно назвать человеческим фактором. Мальчики обсуждают вещи и деятельность: кто что сделал, кто с чем сумел справиться и как действует то или иное устройство. Юношей интересует спорт, механика и принцип функционирования устройств. Мужчин – спорт, своя работа, новости, что они сделали и где побывали, технология, автомобили, механические приспособления и устройства.
Чего хочет современный мужчина и чего хочет современная женщина В недавно проведенном в пяти западных странах обследовании мужчин и женщин просили описать человека, каким он или она хотели бы в идеале быть. Подавляющее число мужчин использовали для описания такие прилагательные, как храбрый, способный работать, властный, уверенный, привлекательный и практичный. Из того же списка женщины выбрали прилагательные: теплая, любящая, щедрая, сострадающая, обаятельная, дружелюбная и уступчивая. Женщины отдавали предпочтение служению другим, встречам с интересными людьми, в то время как мужчины считали важными престиж, власть и владение вещами. Мужчины ценили вещи, женщины – отношения. Шкала ценностей и тех и других отражала структуру мозга.
|