Магия вообще очень много сил уделяет правильному пониманию терминов. «Энергия», «поле», «меридианы» — вполне обычные слова. А вот мистическое их понимание добавляет в нашу картину мира много нового. Слова же вроде «чакра», «шамбала», «супер-эго» и «свадхистана», «коучинг», «фанки-бизнес», «ментальный метаболизм», «энтропический менеджмент», «интроспект» — это уже более прямое вторжение в реальность слушателя.
Слова влияют на субъективную реальность слушающего, а эта реальность влияет на его поведение. Таким образом, слова — это звуки, предназначенные для изменения чужого поведения.
Слова - это не смысл. Слова — это не информация. Слова — это не значения. Слова - это заклинания.
СЛОВА -
ЭТО ЗАКЛИНАНИЯ.
Слово произнесенное - не только ложь. Это еще и акт воздействия. Выбирайте те или иные слова не потому, что они что-то значат, а потому что именно эти слова повлияют на поведение того, на кого вы хотите сейчас повлиять. А если эти не влияют - выбирайте другие. Если вы это помните - вы являетесь профессиональным коммуникатором.
Магом и волшебником.
Если вы начинаете вникать в значения слов — то вы тот, кого дурачат. Явно или неявно. С благородными целями - чтоб, например, выздоровел — или с менее благородными — чтоб заболел или просто деньги отдал. Слова — это способ изменения чужого поведения. Или своего. На этом строятся самовнушения. Например, аффирмации. Аффирмации - это заклинания, предназначенные для изменения своего состояния или поведения.
Я самая обаятельная и привлекательная, я привлекательная, а еще сильная, смелая и богатая.
В тот момент, когда собственная реальность сдвигается, и мир начинает восприниматься иначе (в соответствии с новыми словами), мы начинаем вести себя по-другому, исходить из нового представления о реальности. И результаты проверяем уже в новой - измененной - реальности.
Плохо тебе? Это значит шлаков много. А то, что плохо - это значит шлаки выходят. Очень хорошо, продолжай, шлаки идут, процесс пошел! Чем хуже сейчас, тем лучше потом будет - шлаки быстрее выйдут. Радоваться надо!
Поведение управляется картиной мира, картина управляется - в основном - словами. Если вам нужно управлять своим собственным поведением — полезно верить в нужные слова. Если же вы собираетесь управлять поведением чужим, то вам самим верить в произносимые слова, как правило, не полезно.
Посмотрите внимательнее на своего собеседника, послушайте его — какие слова он использует, какие показывает для себя важными? Какие, кстати, он вообще знает?
В русском языке есть разница между «синий» и «голубой», а в английском нет. Таким образом, если клиент говорит по-русски, он видит, то есть наблюдает в этом мире два цвета, в то время как англоязычный клиент будет наблюдать только один цвет. В английской радуге шесть цветов, а не семь. Вы знаете разницу между «алый» и «пурпурный»? Или для вас это все красный?
Говорят, есть такое американское племя, у которого в языке есть только три цвета: красный, желтый и другой. В этом смысле синие брюки и зеленая рубашка для такого индейца одного цвета. Причем искренне одного цвета. Он видит это. Если только зеленый для него - не желтый.
А у эскимосов и чукчей существует, например, больше двадцати наименований для снега, разных его состояний. Для нас с вами - снег, наст, мокрый, рассыпчатый, грязный, что еще? А всех остальных градаций, которые есть, мы действительно не замечаем, потому что у нас нет названий для этого. Нас этому не научили. Зато некоторые женщины отлично разбираются в колорах краски для волос, а мужчины в марках автомобилей вплоть до года выпуска
Для одного из авторов машина - это то, что на четырех колесах. Причем она искренне их различает только по цвету. С другой стороны сразу узнает микротрон, отличит от циклотрона и уж точно не спутает с бетатроном .
Мы все живем в субъективной реальности, которая сформирована из слов - в «названном» мире - в мире, для которого у нас есть слова. С другой стороны, люди, живущие в «названном» мире, считают реальным все то, для чего есть слова. Есть такое слово «прана» - это уже нечто. Даже чтобы сказать «праны нет» или «кармы нет» — надо сначала себе как-то представить то, чего нет. Отрицая что-то, мы одновременно создаем образ этого там, внутри, в своей субъективной реальности. Недаром атеисты - самые суеверные люди. Они верят в бесконечность Вселенной, в прогнозы погоды, в комментарии литературных и футбольных критиков и примеры из школьной программы.
Часто и в черную кошку верят.
Каждый раз вы определяете, в какой реальности живет сидящий перед вами человек: «тепло, красота, уют, покой, комфорт, гармония, взаимопонимание»... или «эффективность, успешность, выгода, продвижение, твердость, сила, уверенность, целеустремленность»... А может быть «круто, стильно, прикольно, ярко, модно, экстравагантно, атасно, зашибись»... «долг, обязанность, необходимость, безвыходность, так надо, так правильно, закон»... «энергетические потоки, меридианы, прана, биоэнергетика, шлаки, предназначение»...
И ваш клиент, исходя из своей «названной» реальности, будет предпринимать какие-то активные действия. Для него, для его реальности логичные и абсолютно дикие для человека другой реальности. Вспомните, как люди преклонного возраста («тепло, вера, долг, правила, уважение...») относятся к молодежи с сережками в ушах и крашеными волосами («круто, стильно...»). А те в свою очередь к романсам и необходимости «быть как все».
В разных реальностях маги называются по-разному.
Шаманы и консультанты - помните об этом!
Заметьте, в одной и той же объективно одинаковой ситуации люди могут вести себя по-разному! И только потому, что у них субъективные реальности разные.
«При пожаре мать бросается к ребенку, замужняя женщина к драгоценностям, а незамужняя - к письмам», - Ш. Холмс.
Есть, по рассказам Джона Гриндера и Джудит Делозье, интересное племя в Индонезии в тропических лесах, которые всю жизнь живут в густом окружении растительности и всей прямой видимости там метров 5 максимум. А все остальное дальше - чащоба. Поэтому человек этого племени расстояния дальше 3-5 метров не мыслит. Когда вывезли кого-то из этого племени на равнину, где вдалеке паслось стадо бизонов, лесной житель попытался их поймать руками, как букашек перед лицом люди ловят. Бизоны-то, ясное дело, большие, а это там какие-то букашки. На любые попытки объяснить, что эти букашки и есть бизоны, только далеко — лишь насмешки. А потом, когда на машине подвезли ближе — О! Чудо! Букашки выросли в бизонов. Именно выросли. Больших расстояний просто нет в картине мира таких людей. Как, соответственно, нет и перспективы. По крайней мере далекой.
Мы все живем в своих реальностях, в своих представлениях о мире, людях, себе.
Другое дело, чем люди с этой стороны психиатрического забора отличаются от тех? Те, кто бредит с этой стороны, смогли договориться, а те - нет. Это критерий психического благополучия - адаптивности: насколько человек, каким бы он ни был, ухитряется адаптироваться, обжиться, обустроиться среди остальных людей. Если ДА -адаптирован, если НЕТ - изоляция. Полезно задавать себе вопрос: насколько я могу согласовать свою субъективную реальность с другими, примириться с тем, что окружающие не так, как я, смотрят на мир?., или хотя бы молча переживать отличия. Если кто-то игнорирует отличия и считает, что он знает истину, получаются очень неприятные фанатические проявления - погромы, поджоги, мордобой, клеймение позором и прочие крестовые походы за веру Ведь если я знаю единственно верное, истину - я же должен всех привести к порядку.
Европе как-то однажды не повезло (а может быть, и повезло), у нее случился Папа Григорий VII.
А у Папы случилась по нашим нынешним представлениям некоторая психическая неадекватность.
Однажды он искренне понял, что он Святой Петр, просто его непосредственное воплощение. И поскольку он был в этом искренне уверен, то, как добрый христианин, стал всячески вгонять в послушание Святому Петру (грех апостола не слушать) всех остальных окружающих - пытки, казни, войны, все как полагается. Ну нельзя же оставлять людей в заблуждении, если я точно знаю, что я - Святой Петр! В результате окружающие быстро поняли, что легче согласиться: «Петр, Петр, само собой Петр». Сам Папа плохо кончил, что в общем неудивительно. Но осадочек остался, потому что следующие Папы поняли, что в этом есть большой смысл, и с тех пор Папа считается наместником Святого Петра на земле.
А так он был просто епископ Римский.
Это очень важный момент - если кто-то искренне считает, что он знает истину, он, как правило, бывает склонен за нее побороться. А иначе чувствует себя ренегатом, отступником и так далее. А если человек знает,
или по крайней мере догадывается, или может быть допускает,
что он все же знает не всё (еще не бог, но уже рядом) — в этот момент становится чуть понятнее окружающий мир, чуть ближе реальность. Становится очевидным тот факт, что истин может быть много. И что одна истина ничуть не истиннее любой другой. И только может быть одна истина сейчас чуть полезнее другой, а через некоторое время другая чуть полезнее первой. Если ты можешь выбирать между истинами — ты более свободный.
Быть может, это возможность посмотреть на мир, как на незнакомый? Если у меня есть для него какие-то ожидания, это не значит, что он этим ожиданиям соответствует. Я не знаю, какой он. Я не знаю, что это. Обычно, когда я делаю вот это - этот мир мне вот так на это отзывается. Но может получиться и иначе. Кто знает?
Не полезно верить во что-то одно, незыблемое. Полезно действовать так, как будто бы ты в это сейчас веришь. Действуем, проверяем — есть нужный результат - здорово! Продолжаем в том же духе. Другой результат — задаем себе вопрос: «А что еще может быть? Что еще можно сделать? Как получить желаемое?»
Помните, как мы лечимся обычно? Вначале мы ведем себя так, как будто это ерунда и сам пройдет. Потом, если не проходит, начинаем пить чай с медом, парить ноги и ставить горчичники. Потом, если не проходит, лезем в аптечку за таблетками, каждый раз веря в истинность своих действий. В случае неудачи обращаемся к друзьям-родственникам-знакомым - как будто бы верим, что они знают как надо. Потом ведем себя так, как будто верим, что нужна профессиональная помощь и идем (если уже не можем ходить - вызываем) к врачу. Причем, даже если мы не верим в профессионализм врачей, то мы действуем (вызываем, покупаем лекарства по их рецептам, пьем их, колем...) как будто бы верим в их возможности.
А если человек верит, действительно убежден, что единственное средство от всех болезней - горчичник. С одной стороны, ему бы он помог в 99% случаев,
1% на отсутствие горчичника в доме, дате при поносе.
А вот окружающих бы он точно до могилы довел. Не полезно верить во что-то одно.
Многие из нас проходили через подростковый возраст. И может быть, вы помните, что в этом возрасте очень важно понять мир, желая его подчинить. Найти правила, по которым он действует. Многие люди приходят в НЛП, в гипноз, в психологию, в энергетические практики, в восточную философию - то есть так или иначе учатся магии — за этим же: найти способы однозначно воздействовать на этот мир так, что бы он сделал то, что хочется.
Мол, расскажите мне, как действует этот мир, развинтите его по винтикам, дайте чертежи, и я буду владыкой мира.
Увы - мы не знаем этого мира. Мы не знаем его правил. Мы к нему более-менее приспосабливаемся. Обычно, если мы действуем как-то вот так, примерно это в итоге получается, но не всегда, не во всех случаях, а только может быть чаще, чем как-то иначе. Если даже мы разбираем какие-то общие схемы - да, они работают, но, как законы Ньютона, они работают до какого-то предела. После чего начинают работать законы Эйнштейна, и они тоже работают до какого-то предела, а дальше уже другие законы... Мы пытаемся как-то описать этот мир. Втиснуть его в рамки, дать определения, установить закономерности. Но мы его не знаем.
«Слово произнесенное есть ложь».
И тем не менее словесная реальность управляет человеком. Субъективная реальность управляет поведением, а не объективная. Что нам собственно и надо.
Вы уверены, что понимаете, что такая вещь, как государственная граница — это субъективная реальность, то есть в природе ее нет.
Ее нельзя пощупать.
Но из-за нее войны, крики, шум, армии и прочее, и прочее. Такая штука, как деньги - это субъективная реальность. В природе ее нет, но она очень управляет поведением. На практике есть только бумажки, порезанные определенным образом с нарисованными на них картинками (извините, портретами). Наши доллары абсолютно бесполезны в племенах Индонезии - там клыки молодого буйвола имеют номинал, а долларами можно только костер разжигать.
Вера, религия, мистика, суеверия - субъективная реальность, но она управляет поведением. Идеи, идеологии, принципы, логика, математика, физика (в том смысле, в каком она теоретическая) - это субъективная реальность, но она управляет поведением. Даже позволяет сооружать какие-то танки, двигатели, вертолеты, горные лыжи наконец.
«Большинством голосов при одном Копернике против, вопрос о Земле и Солнце считаем решенным; переходим к следующему вопросу».
Правила дорожного движения вполне виртуальны. Светофоры и знаки - не заборы и овраги. Однако знакомые с правилами люди останавливаются, объезжают и ждут. Потому что знают, что эти странные линии и пиктограммки значат. Да, сначала эти значения насаждаются. А потом - люди сами по ним живут. Потому что теперь в их картине мира рисунки - такое же реальное препятствие, как и металлическая балка.
Однажды нам довелось видеть юную маму, которая бежала что есть духу ловить ребенка, выбежавшего на проезжую часть. Но! она бежала в обход газона. По тротуару. А потом по «зебре». Ей физически ничего не мешало срезать, но барьеры - уже в голове. Нам нужно то же самое.
Вы подбрасываете информацию, подсказываете варианты из наиболее устраивающих именно вас, ссылаетесь на определенные традиции и авторов. А вывод - когда все готово - можно предоставить сделать клиенту самостоятельно. Куда он теперь денется.
ЕСЛИ СЗАДИ РЫЧИТ ТИГР,
А ВПЕРЕДИ ТОРТ,
НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ВПОЛНЕ ПРЕДСКАЗУЕ МО.
Остается сочинить такую сказку, при которой человек будет искренне видеть впереди торт. А сзади — слышать тигра.
Вы спросите, при чем тут правда? - Правильно. Ни при чем. Вам (точнее ему) нужен тигр или двигаться в этом направлении?
Если вы сталкивались с книжками по бизнесу, маркетингу и прочему, обратите внимание, что большая часть книги посвящена объяснению, почему так правильно думать, и только потом, что надо делать. И в других книжках, более откровенно запудривающих мозги, вам сначала объясняют, почему именно здесь сияет истинный свет, а уж затем что по этому поводу надо делать.
Кому и за что платить.
Иногда бывает наоборот и тогда возникает непонимание. Если сначала «что», все равно возникнет вопрос «зачем?». А для ответа на него придется подтягивать за уши «почему».
«Зачем я буду садиться в позу лотоса?» - «А вот потому, что суперпрана из Тхы в Тху плохо проходит». И чувствуешь, что суперпрану надо как-то подкрепить.
|