Салихов Борис "Дизайн реальности: Часть 1. Как изменить в своей реальности то, что в ней не нравится"

Предисловие

В начале июня 2002 года я участвовал в семинаре по "Нейро-семантическому моделированию". Семинар проходил в Москве, и содержание его мне было очень интересно. В один из дней я возвращался с семинара к месту своего проживания. В метро я раскрыл книгу и стал читать статью Майкла Холла "О взаимосвязи сущностных состояний и метасостояний". Рядом со мной сидел очень крупный мужчина со смуглым лицом, с большими черными усами. Его внешность выдавала в нем выходца из Средней Азии. Мужчина внимательно смотрел в мою книгу и внимательно читал ее вместе со мной. Это меня немного удивило: не так часто встретишь в дороге человека, с интересом читающего такой сложный, напичканный терминами текст. Прочитав так две страницы, он обратился ко мне с коротким вопросом: "Кто автор?" Я показал ему обложку книги, на которой было написано "Майкл Холл... НЛП: Новые модели", и продолжил чтение. Мужчина задал еще один вопрос:

- Что такое НЛП?

- Нейро-лингвистическое программирование, — ответил я.

Примерно полминуты он молчал, а потом сказал:

- Вообще-то не программировать надо, а перепрограммировать. Все уже запрограммированы… С детства.

- Верно, — ответил я, удивившись сообразительности попутчика. — НЛП как раз занимается перепрограммированием. В Москве есть Центр НЛП. Хотите, я дам вам его телефон, и вы сможете этому научиться?

- Спасибо, не надо, я все это знаю из жизни, — ответил он. — Многие так говорят, — подумал я и снова занялся чтением статьи.

Как будто угадав мои мысли, мужчина продолжил:

- Если знаешь сущность себя, и программирование, и перепрограммирование становятся ненужными.

Я еще раз удивился своему попутчику:

- Прекрасно! Очень кратко Вы сказали то, о чем написана эта статья, — и подумал, чторядом со мной человек совсем не такой простой, как кажется. Я решил расспросить его подробнее, чтобы узнать, понимает ли он то, о чем говорит. И я спросил:

- А Вы знаете сущность себя?

- Да, — конгруэнтно ответил он.

- А как Вы пришли к этому?

- Интегрировался, — в первый раз употребил научное слово мой собеседник.

- Как?

- Находил в своей жизни противоположности и соединял их.

"Ого, — подумал я, — а ты блестяще выдерживаешь экзамен. Задам-ка я тебе задачку поконкретнее".

- Ну, предположим, я сейчас еду домой, а мне не хочется туда ехать. Что мне делать, чтобы обнаружить сущность себя?

- Осознавай то, что тебе не хочется ехать домой. Не отбрасывай эту мысль, а наблюдай за ней. Дальше почувствуешь, что произойдет.

- Но ведь это так неприятно держать внимание на негативном чувстве длительное время.

- Поначалу неприятно, а потом ты почувствуешь: что-то произойдет, и противоречие интегрируется.

"Хорошо, — подумал я, — он действительно знает. Но я, тренер НЛП, тоже могу научить его чему-то".

- А хотите, я Вам подскажу еще один способ, как прийти к сущности себя? — Мой собеседник внимательно смотрел на меня. — Если Вы едете домой, а Вам не хочется, осознайте скрытое в этом намерение. Почему не хочется домой? Допустим, потому, что Вы хотите оставаться спокойным, в то время как близкие создали у Вас дома очень неспокойную обстановку. Далее представьте, что Вам уже удается оставаться спокойным дома среди своих близких. Представьте это ясно и переживите. Так вы интегрируетесь и ощутите сущность себя.

Я замолчал и решил больше ничего не говорить, дать собеседнику переварить урок. Молчали мы недолго,примерно полминуты, после чего мужчина продолжил разговор:

- Да, верно. И когда ощутишь сущность себя, тогда и сама домашняя ситуация перестанет быть беспокоящей, а станет спокойной и обучающей.

Я вижу, что преподать урок не удается, мой собеседник говорит так, будто знает процесс "Сущностной трансформации" из НЛП, как свои пять пальцев. Еще немного помолчав, он продолжил:

- Когда я стал чувствовать сущность себя, я понял, что окружающий мир живой, что я могу его спрашивать, и он будет отвечать мне.

То, о чем мой спутник заговорил сейчас, мне самому было очень интересно. Поэтому я начал перефразировать его слова в надежде, что он скажет что-то еще.

- Значит, вы поняли, что есть Вы и есть живой мир, с которым вы можете общаться и задавать вопросы?

- Да, — подтвердил он, — но это было промежуточной ступенью. Потом я понял, что между мной и миром границ нет, что все это продолжение меня, — он повел рукой вокруг себя.

Потрясающе было слышать это, высказанное таким простым и ясным языком. То, что он говорил, соответствовало моим собственным самым смелым мыслям.

- Замечательно то, что Вы сказали, — произнес я. — И поразительно то, что Вы сами это открыли. Впервые!

- Нет, я не первый это открыл. До меня это было известно.

- Откуда Вы знаете, если Вы к этому пришли сами?

- Три месяца я жил в ашраме.

- Ага, так вот в чем дело! — воскликнул я. — Значит, в ашраме Вас этому обучили за три месяца. Потрясающе!

- Нет, все это я понял сам после того, как ушел из ашрама. В ашраме нас ничему не учили и ничего не объясняли. Мы все время молчали.

"Станция Академика Янгеля", — объявил репродуктор. Двери открылись. Мой попутчик пожал мне руку: "Мне выходить. Удачи!" Двери захлопнулись, вагон тронулся, а я подумал: "Неужели я больше с ним не встречусь? Вот бы взять у него телефон. Позвонил бы ему, когда надо будет о чем-нибудь посоветоваться". Потом пришла следующая мысль: "А ведь, кажется, самое главное я от него уже получил". Я был в сильно измененном состоянии сознания и до полуночи не мог уснуть. Было ощущение, что в моей жизни произошло что-то очень важное.

Утром, придя на семинар в великолепном состоянии духа, я рассказал о произошедшем одному из коллег, тренеру НЛП. Он внимательно выслушал меня, поражаясь каждой фразе из нашего диалога. Я спросил его:

- Неужели есть люди, которые могут открыть важные духовные истины даже в 10 – 15 минутной беседе в метро? — у меня никак это не укладывалось в голове.

- Возможно, — ответил он, — но ведь ты сам задавал точные вопросы. Без вопросов не было бы и ответов.

Он был прав: я действительно был готов услышать то, что услышал от этого незнакомца. Но у меня оставался еще один важный вопрос.

На семинаре присутствовал игумен Евмений, тоже тренер НЛП, хорошо известный в среде энэлперов. Рассказав эту историю ему, я спросил, знак ли это для меня и каков его смысл.

- А что этот случай изменил для тебя?

- Он утвердил меня в том, что выбранный мной путь ведет в правильном направлении.

- Значит это знак, а то, что ты сейчас сказал, — его смысл.

Я думал, что расскажу эту историю Майклу Холлу и всей большой группе на семинаре, но не нашел ни одного момента, где бы это было уместно. Майкл говорил о смоделированных им стратегиях смелости, реагирования на критику, написания книг, достижения успеха в бизнесе. Аудитория проявляла к стратегиям большой интерес. Всех интересовало программирование и перепрограммирование. Я чувствовал, что начинать разговор о том, что знание сущности себя делает программирование ненужным, будет неподходящим в этот момент.

Я и потом предпочитал рассказывать эту историю не всем, а лишь тем, кто приходил на мои семинары "Дизайн Реальности", как иллюстрацию пути развития, которому я предлагаю следовать. Для меня реакция участников на эту историю — тест, позволяющий убедиться, что они готовы принять дальнейшие сведения.

Глава 1. Как реальность становится реальностью?

Реальна ли реальность?

Многие люди хотели бы изменить свою жизнь. И если не изменить ее полностью, то хотя бы скорректировать. Большинству из них это кажется трудной задачей. Ведь больше всего человеку хочется скорректировать то, что, как ему кажется, от него не зависит — условия жизни, обстоятельства. Например, размер квартиры, величину зарплаты, свой вес… С этого обычно и начинаются все жалобы на жизнь, не так ли?

Самое время проверить себя: а что вас не устраивает в вашей жизни? Ответьте, не поленитесь.

Казалось бы, внешние обстоятельства — это то, что следует принять безропотно, даже если не хочется их принимать. И если человек не может обуздать себя самостоятельно, у мудрецов (или у нынешних психотерапевтов) всегда есть средства заставить его это сделать. В одной восточной притче бедняк жалуется священнику: "У меня большая семья, а дом такой маленький, такой тесный, что жить совсем невозможно". Священник посоветовал: "Возьми в дом козу". Растерянный бедняк сделал то, что сказал священник, и стало ему жить еще тяжелее. Потерпел он некоторое время и отправился вновь к священнику.

- Выполнил я твой совет, но жизнь лучше не становится. Только хуже стало.

- Молодец, что в точности выполнил задание, — ответил священник, — теперь отправь козу снова во двор.

Обрадовался бедняк, что можно освободить дом от козы, и с радостью выполнил это указание. И он, и его близкие испытали большое облегчение. А когда встретил он снова священника, обратился к нему уже с благодарностью: "Спасибо, святой отец. Нам лучше стало в нашем доме теперь, когда в нем нет козы".

Все познается в сравнении. И это не просто история, а иллюстрация способа, как заставить человека принять реальность. Это так, но вряд ли вы поторопитесь приложить этот способ к своей жизни. Почему? Может быть, потому, что вместе с принятием реальности здесь приходится принять и неизменность этой реальности.

Из этой истории следует, что человеку принять обстоятельства мешают не сами эти обстоятельства, а его отношение к ним. Если ему удается взглянуть на эти обстоятельства по-другому, он вполне в состоянии их принять. Вот уж, действительно, эта история — хорошее напоминание о том, что человек живет не в объективном мире, а на 90% в субъективной картине этого мира. И все его недовольство относится к своему субъективному восприятию, так же как и всякая его радость.

Как мы воспринимаем?

Как же возникает субъективный мир? Он получается из взаимодействия органов чувств со средой. Человек не знает внешнюю среду непосредственно. Он получает сигналы от органов чувств, которые дают ему массу ощущений: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые. Эти ощущения еще нельзя назвать миром. Младенец уже имеет массу ощущений, но не умеет выделять в ней ни одного объекта. Взгляд младенца скользит, ни на чем не останавливаясь и не фокусируясь. Для него внешняя реальность — это аморфная и непрерывная среда.

По мере роста, родители обучают ребенка узнавать в массе ощущений такие объекты, как папа, мама, игрушка, ложка и т.д. Указывая на предметы, они называют их словом. Постепенно реальность ребенка структурируется, становится не аморфной, а состоящей из объектов. Таким образом, разделение реальности на объекты — это результат научения.

В даосской философии существует вопрос-коан для ищущих мудрости: "Кто создал этот прекрасный зеленый луг? Кто создал это прекрасное голубое небо?.." Ответ, к которому приходит ученик: "Это создал я сам".

Процесс обнаружения новых объектов продолжается и дальше, во взрослом состоянии, т.е. постоянно: в школе, в институте и далее в профессиональной деятельности. В конце концов, люди уже не могут смотреть на мир, чтобы не видеть его состоящим из объектов. Объективная картина реальности для человека зависит от его языка, культуры, в которой он воспитывался, и от образования, которое получил. Она общая для людей, происходящих из одной культуральной среды.

На уровне объективной картины мира люди довольно легко приходят к согласию друг с другом. Объективно воспринимать происходящее — полезная способность, например, в журналистике или в научных исследованиях. Однако сохранять объективный взгляд бывает трудно, потому что восприятие реальности искажается намерениями человека.

Намерения заставляют человека обращать внимание только на значимые объекты. Они выделяют их в восприятии, а все остальное отодвигают на задний план. Намерения эмоционально окрашивают восприятие. В результате человек имеет вполне индивидуальную (субъективную) картину реальности, которая не совпадает с картиной реальности любого другого человека. Попросите двух людей рассказать об одном и том же событии, и вы удивитесь тому, как по-разному они их воспринимают.

В одной восточной притче рассказывается о старике, который потерял топор на своем поле. Он долго искал пропажу. Не обнаружив потери, он подумал, что топор мог украсть соседский мальчик. На следующее утро, выйдя в поле, он заметил, что сын соседа ведет себя не как всегда: очень сдержанно поздоровался, опускает взгляд, избегает общения… Несколько следующих дней старик все больше убеждался, что мальчик ведет себя, как человек, укравший топор. Не имея доказательств, старик не решился говорить о своих подозрениях соседу. Спустя неделю на своем поле старик наткнулся на свой слегка заваленный землей топор. Ему стало очень стыдно за свои подозрения, и он уже поблагодарил бога за то, что постеснялся высказать обвинения открыто. На следующий день, когда старик вновь увидел на поле сына соседа, поведение мальчика вновь показалось ему вполне нормальным.

Эта история говорит о том, что субъективная реальность человека — результат его собственных решений. Реальность становится для человека реальностью за счет его собственного решения о ее реальности.

Для иллюстрации вспомните о чем-то, что вам не нравится. Вспомните, когда это появилось в вашей жизни. Вы наверняка сможете вспомнить не только этот момент, но и те решения, которые сделали эту реальность вашей реальностью. Хотя это могли быть не ваши решения, а решения ваших родителей. Вот еще одна история о том, как нереальное становится реальным.

У одного почтенного отца подрастала дочь. Заметив, что на его красивую дочь начинают засматриваться мужчины, он попытался оградить ее от возможных опасностей. «Дочь моя, — начал он свою речь, — общение с мужчинами таит в себе большую опасность. Они коварны и готовы на все, чтобы заполучить то, что они хотят. Сначала мужчина может предложить тебе просто прогуляться по улице. Во время прогулки вы случайно будете проходить мимо его дома, и он скажет, что хочет одеть пальто. Чтобы ты не ждала его на улице, он предложит тебе войти в дом. Дома он нальет тебе чаю. В то время пока ты будешь пить чай, он сыграет для тебя на домре. Икогда ты будешь убаюкана музыкой, он набросится на тебя и обесчестит тебя, и меня, и всю нашу семью».

Совсем скоро дочь приходит домой с высоко поднятой головой: "Удивительно, но как ты все знал заранее. Действительно, один мужчина пригласил меня погулять. Потом, когда мы остановились возле его дома, он сказал, что хочет взять пальто, и пригласил меня войти в дом. Дома он предложил мне чаю, а потом играл на домре. Но ты можешь гордиться своей дочерью! Когда я совсем уже расслабилась и поняла, что наступает тот самый момент, я набросилась на него и сама обесчестила его и его семью. Так что будь спокоен, честь нашей семьи не пострадала".

Ситуации и контексты

Введем следующие определения. Ситуация — это объективная картина происходящего, т.е. совокупность объектов и процессов, с ними происходящих в определенный момент, в определенном месте. Контекст — это субъективное восприятие ситуации, которое задается намерением воспринимающего субъекта (то есть его решением осуществить какое-то действие).

Два студента побывали в летнем трудовом лагере.

- Что там было? — спрашивает их приятель.

- Каторга! — говорит один.

- Развлеклись! — добавляет другой.

Контексту можно присвоить название, и оно, как правило, хорошо отражает уникальность данного восприятия ситуации. Даже в кратком названии контекста обычно легко читается намерение, из которого данное восприятие проистекает.

Представления — шаблоны восприятия

Перейти к раскрытию темы этого раздела мне поможет древняя китайская притча.

По горной дороге шел путник. Увидел он деревню в долине, что раскинулась внизу, и направился к ней. По дороге встретился ему старый человек. Спрашивает у него путник:

- Подскажи мне, добрый человек, какие люди живут в этом селении. Будут ли они благосклонны ко мне, приютят ли на ночь?

- А какие люди встречались на твоем пути раньше? — не торопился отвечать старик.

- Прекрасные. Все они были так милы со мной.

- Будь спокоен, в этой деревне живут такие же прекрасные люди, — сказал старик.

Прошло некоторое время, и на той же дороге старику встретился другой путник.

- Какие люди живут в том селении? — спросил он.

- А какие люди встречались тебе до сих пор? — опять поинтересовался старик.

- В основном, далекие от идеала.

- Лучше тебе обойти эту деревню: люди там ничуть не лучше.

Мудрый человек знал: люди покажутся путнику такими, какими он привык их воспринимать. Сложившиеся в прошлом представления обычно влияют на восприятие больше, чем объективная действительность. Каков механизм функционирования представлений и как его использовать для практических целей?

Продолжу описание процесса восприятия. В пятидесятые годы психологами был проведен следующий эксперимент. Группе испытуемых на долю секунды предъявлялась игральная карта. За установленное время предъявления испытуемые могли правильно опознать и масть, и достоинство карты. Затем предъявлялась несуществующая карта — одиннадцать бубей. Все испытуемые опознали ее как десятку бубей. Когда была предъявлена черная одиннадцать червей, мнения группы разделились. Половина испытуемых опознали карту как десятку червей, другая половина — как десятку пик. Причем каждый из испытуемых утверждал, что ясно видел и масть, и достоинство карты.

Эксперимент иллюстрировал свойство константности восприятия. Другими словами, эксперимент можно описать так: человек воспринимает объекты, узнавая в них то, что ему знакомо; на месте опознанного объекта человек, по крайней мере, в первые моменты видит заложенный в его памяти образец.

Огромное количество таких образов-образцов ребенок запоминает, когда учится узнавать и называть предметы. Принято считать, что ребенок обучается только названиям предметов, а в действительности создает множество эталонных образов, которые будут служить в дальнейшем основой для его восприятия мира.

Представления — это закрепленные в прошлом шаблоны восприятия объектов и ситуаций (и связанные с ними привычки реагирования).

Мы определяли "контекст" как субъективное восприятие человеком ситуации. Добавлю к этому, что контекст является результатом взаимодействия внешней ситуации и представления человека об этой ситуации. Понятие "контекст" более широкое, чем "представление", т.к. включает в себя и представления, и внешнюю действительность.

Но не пустая ли абстракция скрывается за словом "представление"? Как можно представления обнаружить? Подумайте о каком-либо предмете и закройте глаза. Как вы знаете, что думаете об этом предмете? Возможно, вы заметите смутный или ясный образ, у вас будет определенное чувство или целая гамма чувств, связанных с этим предметом. Все, что вы заметили, — это надводная часть айсберга представления о предмете, которая доступна вашему сознанию в данный момент. Стоит вам начать реально взаимодействовать с этим предметом, как проявятся другие части этого представления, не менее вам знакомые.

Ходили ли вы когда-нибудь за грибами? Вспомните, когда после сбора грибов вы возвращались домой, ложились спать, прикрывали глаза, что вы видели? Смутные или весьма отчетливые образы грибов. Причем не всегда это были конкретные найденные вами грибы, а часто обобщенные образы, вобравшие в себя черты грибов определенного вида.

А вспомните, когда вы возвращались с вечеринки, где целый вечер провели в приятной компании друзей. Засыпая или просто прикрыв глаза, вы снова видели лица, глаза, улыбки. И образы грибов, и образы друзей — это представления, помогавшие вам в лесу находить больше грибов, а на вечеринке приятно общаться с друзьями.

Впрочем, то, что человек видит открытыми глазами, — тоже результат работы его представлений. Хотя они отличаются от внутренних образов большей детализированностью и четкостью, но все эти детали организованы в одну картину усвоенными человеком шаблонами восприятия.

Однажды я спросил известного тренера НЛП Энни Энтус: "Что понимается под словом "карта" в пресуппозиции "карта не территория"?" Она ответила: "То, как ты воспринимаешь сейчас ситуацию, в которой находишься, и есть твоя карта. Ошибкой было бы думать, что я вижу ситуацию так же, как ты". На сто процентов с ней согласен. Можно сказать то же самое в терминах представлений. Разные представления, имеющиеся у нас о предметах, друг о друге, о процессе общения, заставляют видеть по-разному ситуацию, в которой мы оба находимся.

Успех в любой деятельности зависит от того, какие у человека представления об этой деятельности и предметах, с которыми эта деятельность связана. Более четкие, ясные, детальные представления о предмете позволяют с этим предметом более эффективно действовать. Хотите убедиться?

Выберите деятельность, которую вы хорошо умеете выполнять. Подумайте о ней, осознайте свое представление о ней. Теперь выберите деятельность, которая у вас получается плохо. Представьте эту деятельность. Заметьте, насколько детальнее и яснее для вас первый образ в отличие от второго.

С началом применения НЛП в спорте стали широко применяться так называемые идеомоторные тренировки. Спортсмены — например, стрелки из лука — четко и ясно представляли, как они поднимают лук, наводят стрелу на мишень, натягивают тетиву, плавно ее отпускают и попадают точно в центр мишени. Такая работа с внутренними представлениями дает значительно более ощутимые результаты, чем реальная стрельба. И это относится не только к спорту.

Вход и выход из представления

Когда человек воспринимает объект, представление об этом объекте переходит в активное состояние (в то время как остальные представления неактивны). Промежуточная фаза между активным и неактивным — когда человек думает о представлении, но отстранен от него так, что оно не влияет на его чувства. Полностью неактивно представление тогда, когда человек никоим образом не вызвал его в своей памяти.

Разные представления организованы во внутреннем мире подобно воздушным "пузырькам", плавающим в прозрачной жидкости. Каждый "пузырек" — это представление, появившееся и закрепившееся в процессе жизни. Некоторые из "пузырьков" находятся близко в поле внимания человека, а другие — на периферии. Человек может притянуть к себе любой из "пузырьков", если будет удерживать на нем внимание. "Пузырек" приблизится, и человек увидит окружающий мир через его стенки, которые будут определенным образом формировать его восприятие. При этом чувства, мысли, поведение (то есть весь опыт) будут полностью соответствовать данному восприятию.

Чтобы войти в представление (сделать его активным), следует максимально приблизить его образ к себе (поместив между собой и воспринимаемой реальностью). Вы можете заметить последующее изменение в восприятии окружения, например некоторые объекты будут больше бросаться в глаза. Возникнет желание по-другому реагировать на эти объекты и всю ситуацию.

Дополнительный прием входа в представление — найти как можно больше признаков сходства этого представления с объективной реальностью, в которой вы находитесь сейчас.

Чтобы выйти из представления (сделать его неактивным) следует мысленно отдалить его от себя (“снять” с себя чувства и мысли, с ним связанные; изменить позу, дыхание).

Дополнительный прием выхода из представления — найти как можно больше отличий образа представления от того, что вы воспринимаете здесь и сейчас.

Упражнение «Войти в представление».

Выберите состояние или поведение, в которое вы хотели бы войти сейчас.

1. В каких ситуациях обычно это состояние у вас бывает? Вызовите образ этой ситуации и представление себя в этом состоянии.

2. Найдите несколько сходств настоящей ситуации и той ситуации, где у вас обычно бывает это состояние.

3. Приблизьте представление этого состояния к себе. Войдя в него, измените позу, заметьте, как меняются ваши дыхание, ощущения. Заметьте, что изменилось для вас в восприятии окружения.

Упражнение «Выйти из представления».

Чтобы остаться вне представления, выйти из него недостаточно. Для того чтобы «не провалиться» в него вновь, лучше всего войти в какое-либо другое представление. Если вы хотите улучшить ваше настоящее состояние или поведение, сделайте следующее.

1. Заметьте, как вы ощущаете нежелательное состояние сейчас, какие мысли и образы с ним связаны.

2. Бывает ли, что вы ощущаете себя по-другому при таких же обстоятельствах? (Или какое другое состояние могло бы быть в этой ситуации?).

“Снимите с себя” ощущения нежелательного состояния, отодвиньте от себя образы и мысли, с ним связанные. Почувствуйте себя свободнее и заметьте изменения в своей позе и дыхании. Взгляните на ваше настоящее окружение объективно и с нейтральным отношением.

3. В каком контексте это состояние было бы уместно? Найдите как можно больше отличий этого контекста и настоящей ситуации, пока не почувствуете ослабление влияния нежелательного состояния.

4. Выберите состояние, которое вы хотите иметь вместо прежнего. В каком контексте оно бывает у вас обычно? Найдите как можно больше сходства этого контекста и настоящей ситуации, пока не ощутите усиливающееся влияние на вас этого состояния.

5. Приблизьте к себе представление желаемого состояния и ассоциируйтесь с ним. Заметьте, как это влияет на ваше самоощущение. Заметьте, как изменяется восприятие окружения.

Как возникают эмоции?

Эмоции — это переживаемое человеком несоответствие актуального в данный момент его представления и объективных фактов, которые он воспринимает.

Если эмоция отрицательная, человек столкнулся с фактом, который хуже, чем он ожидал в соответствии со своим актуальным представлением. Если эмоция положительная, он заметил нечто лучшее, чем было в его представлении.

Эмоция — это энергия, предназначенная для того, чтобы, осознав информацию, скорректировать представление.

Пример весьма эмоционального реагирования и быстрого переключения на новое восприятие ситуации содержится в следующем анекдоте.

Мужчина на пороге родильного дома ждет известий. Выходит медсестра и с прискорбием сообщает:

- Ваша жена умерла при родах.

- Один, совсем один! — с рыданиями начинает причитать мужчина.

- Один, совсем один, — снова задумчиво произносит он.

- Один! Совсем один! — уже совсем весело и жизнерадостно напевает он.

Какая бы ни была эмоция — положительная или отрицательная — это сообщение о несоответствии действительным обстоятельствам того представления, из которого человек исходит в данный момент.

Принято считать, что отрицательные эмоции — это зло, от которого надо избавляться. Как известно, в далеком прошлом тираны нередко казнили вестников, которые приносили им плохие новости. Но от того, что вестник мертв, известие не теряет свою значимость.

Более разумная реакция на негативную эмоцию — не пытаться от нее избавиться, как избавляются от боли приемом анальгина, а понять, какое именно представление расходится с реальностью, и скорректировать его. Таким образом, отрицательная эмоция может быть полезной для развития.

Упражнение «Вписать факт в представление».

1.Выберите (не связанную с деятельностью) ситуацию, "заставляющую" вас испытывать какую-либо отрицательную эмоцию. Какой факт в данной ситуации вызывает эту эмоцию?

2. Определите представление, вступающее в диссонанс с данным фактом. Почему этот факт имеет такое значение? С чем важным для вас он вступает в противоречие?

3. Выберите более правильное отношение к данному факту. Какое отношение к этому факту было бы более подходящим?

4. Мысленно вызовите образ неадекватного представления. Включите в него образ факта, вызывающего эмоцию, так, чтобы они соединились непротиворечивым образом в одной картине или фильме.

5. Приблизьте к себе новое представление. Как оно влияет на ваше состояние?

6. Войдите мысленно в будущую ситуацию, где вам вновь предстоит встреча с данным фактом. Что вы ощущаете?

Еще один пример быстрого изменения представлений содержится в следующем анекдоте.

Стоит мышонок на пеньке, демонстрирует свои мускулы и повторяет про себя: "Я сильный! Я сильный!". Идет мимо заяц. Поддел он мышонка лапой так, что тот полетел в сторону кустов. Летит мышонок к кустам и повторяет: "Я сильный и легкий!"…

Вот ведь какая способность мгновенно корректировать свои представления!

Взаимодействие с реальностью

Как изменить реальность? Этот вопрос остается актуальным для нас, даже если мы понимаем, что реальность — это наша субъективная реальность. Поскольку то, что человек называет реальностью, создано его убеждениями о реальности, изменение реальности уже не кажется неразрешимой задачей.

Человек действует в соответствии со своими убеждениями, а эти действия подтверждают "правильность" его убеждений. Убеждения человека и его действия — это система, которая поддерживает сама себя. Это обычно очевидно для стороннего наблюдателя, но открывается и самому человеку, когда он начинает смотреть на себя со стороны. Ведь как гласит народная поговорка, в своем глазу не увидишь и бревна, а в чужом заметна и соринка.

Таким образом, реальность создается не только убеждением человека о ней, но и действиями, которые человек по отношению к ней предпринимает. От реальности же человек получает отражение — ответ на свои собственные действия. Итак, реальность создается во взаимодействии человека с тем, что он считает реальностью.

Для иллюстрации вспомните популярный советский мультфильм "Крошка Енот". Пока Енот вооружался и пытался испугать "того, кто сидит в пруду", он сам все больше пугался, убеждаясь, что имеет дело с чудовищем. Но стоило ему улыбнуться, и вот уже ему заулыбался "тот, кто сидит в пруду". Мрачная реальность тут же превратилась в светлую и доброжелательную.

Если вам не нравится нечто в реальности (Х), спросите себя, какие действия по отношению к (Х) вы обычно предпринимали в прошлом или сейчас?. Вы можете понять, что сами своими действиями заставляете реальность (Х) быть такой. Спросите далее себя, почему вы так действуете? И вы поймете, что это убеждения об (Х) заставляют вас действовать так.

Убеждения и действия — это как две половинки одного замкнутого круга. Находясь внутри круга взаимодействия, люди обычно осознают только часть его, потому не осознают, что создают реальность сами.

Анекдот в тему.

Идут по тропинке Винни-Пух и Пятачок. Долго идут, молчат. Через полчаса медведь оборачивается и ка-а-ак даст Пятачку в ухо. Пятачок изумленно: "Винни, за что?" "Идешь, свинья, и всякие гадости обо мне думаешь!"

Да, медвежонок Пух сделал все, что надо, чтобы его убеждения подтвердились. Что теперь остается бедному поросенку о нем думать?

Теперь, когда вы знаете: как создаете свою реальность, что мешает вам ее изменить? Ничего, за исключением двух проблем. Во-первых, вам нужно знать, какой вы хотите видеть вашу реальность. Во-вторых, необходимо преодолеть фиксированность старой привычной реальности. Она удерживалась чем-то на протяжении длительного времени, и как бы вы ни хотели измениться, у этой фиксации могут быть свои причины и свои механизмы.

Что такое психологическая проблема?

Напомню один анекдот.

Приехали двое новых русских в тайгу поохотиться. Летят на вертолете над тайгой, пилот им говорит: "Сейчас вас высажу, а через два часа за вами прилечу. Только вы больше двух лосей не стреляйте, вертолет больше не поднимет". Прилетает он через два часа и видит: сидят эти двое, а рядом четыре убитых лося.

- Зачем вы четырех убили, ведь мы не сможем их взять?

- Братан, — отвечают они, — мы тебе две штуки баксов сверху кладем, а ты берешь четырех лосей!

После тяжких сомнений пилот, прельстившись обещанным вознаграждением, соглашается. Вертолет тяжело поднимается, летит-летит немного и падает в тайгу. Из-под обломков вылезают двое новых русских.

- Слышь, Вован, ты понял, где мы сейчас находимся?

- Да, Толян, в натуре там же, где в прошлом году.

Вот таким образом я предваряю мысль о том, что человеку свойственно повторять свой опыт и не всегда только позитивный.

На некоторых примерах вы можете обнаружить этот факт и в своей жизни. Вспомните хотя бы, как проходит каждое ваше утро от момента пробуждения до выхода на работу или учебу. Почти всегда вы повторяете набор одних и тех же действий. Вспомните, если вдруг в какой-то день вы проснетесь позднее, чем обычно, то вам легче опоздать, чем исключить из привычной процедуры какие-то действия. Как будто какая-то сила заставляет вас выполнить все, что вы делаете обычно. Не так ли?

Психологической проблемой будем называть неадекватное восприятие и реагирование на ситуацию, т.е. несоответствующее тому, что считает уместным сам человек или окружающие его люди. Ядро психологической проблемы — закрепленный прошлый опыт, ставший неадекватным. Решение психологической проблемы заключается в осознании опыта и изменении его к более адекватному виду.

Три вида состояний

Если наша задача — научиться производить изменения в своем опыте, то нужно разобраться, как и благодаря чему опыт закрепляется (фиксируется). Как вы убедитесь далее, опыт становится трудноизменяемым только из-за отношения человека к содержанию этого опыта.

Следует различать три вида фиксированного опыта. Описать их поможет древняя метафора о трех стихиях: камне (или земле), огне и воде. Камень — это нечто инертное, темное, твердое, неподвижное. Огонь — это страстное, жаркое, подвижное, активное. Вода — это спокойное, расслабленное, текучее, принимающее форму сосуда.

Закрытость

Первый вид отношения — это отрицание, избегание, которое сводится к нежеланию осознавать что-либо (знать о чем-либо). Его мы будем называть "закрытостью". Закрытость приводит человека в состояние камня.

Подумайте о чем-нибудь, чего вы хотите избежать. Заметьте, какие ощущения в теле будут сопутствовать этому. Скорее всего, это статические ощущения: напряжение, скованность, давление, твердость. Внимание при этом не выходит вовне, а пребывает внутри, как в коконе.

То, что избегание способно сильно зафиксировать опыт человека, хорошо известно. Вспомните хотя бы известную притчу о Ходже Насреддине и эмире. Ходжа сказал эмиру, что тот выздоровеет, если хотя бы неделю не будет думать о белой обезьяне. Известно, то эмиру никак не удавалось "не думать". Мысль об обезьяне, как нарочно, стала постоянно приходить в голову.

Страницы: 1 2 3 Все