М. Гриндер "Исправление школьного конвейера"

 Скачать в архиве

“По моему мнению, Майкл Гриндер изложил нечто экстраординар­ное в этой книге. Он прекрасно представил некоторые репрезента­тивные паттерны, смоделированные в НЛП - технологии, и существен­но усовершенствовал их для конкретного контекста образования. Читателю представлены точные описания техник активного и пассив­ного наблюдений, классификация стилей научения учеников и техники адаптации учителя к ученику. Результат - не только улучшение успеваемости, но и улучшение взаимоотношений с учениками. Поэтому я с удовольствием рекомендую всем, кто хочет самосовершенствоваться, овладеть паттернами, представленными в этой книге. Оказывая в написании книги минимальную помощь, я получил огромное удовольствие, и надеюсь, что представленная в этой книге информация будет доступна для большей части читателей. - Прекрасно, брат Майкл. Я отдаю должное тому, что эти паттерны могут сделать в образовании моих детей, твоих и всех желающих учиться!”

Джон Гриндер.

 

Введение

Методы и техники, используемые без понимания лежащего в их основе способа организации учебного процесса, почти наверняка обречены на короткую жизнь, как любая причуда образования. Это дает возможность понять феномен, когда каждые 5-10 лет одни и те же методы и техники появляются под разными названиями. При поверхностном взгляде нейро-лингвистическое программирование может восприниматься как новое название старых вещей. Однако это не так. Есть все основания утверждать, что идеи и техники НЛП представляют собой точную модель ВОСПРИЯТИИ, ОПЫТА, СТРА­ТЕГИИ МЫШЛЕНИЯ.

В выборе названия НЛП сыграло роль то, что связь “мышление -тело” организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. “Нейро” означает также способ организации нашего опыта благода­ря сенсорным каналам. А “лингвистическое” указывает на тот факт, что этот опыт кодируется мозгом (психикой) с помощью языка в словах. Буквально НЛП изучает “слова и нервы”. С проникновением НЛП в сферу образования наметилась тенденция использовать психотерапевтические шаблоны для обучения в работе с учащимися. Однако эти техники предполагали, как правило, стиль работы “один на один”, в отличие от класса с его 28-ю учениками. Вследствие этого возникла необходимость такой реорганизации техник НЛП, которая бы соответствовала групповым занятиям и специфике образования.

Мой опыт образования охватывает 17 лет стажа и все три образовательных уровня. Последние 5 лет я потратил на то, чтобы привести его в соответствие с НЛП. Для этого мы организовали большую группу учителей, наблюдали за работой друг друга, помогали советами и замечаниями, а если это было уместно, то и демонстрацией своих методов обучения. Побывав в 100 различных классах, я имел возможность наблюдать паттерны (установившиеся правила, шаблоны поведения - прим. перев.), приносящие успех учителя в классе или группе. Часть этих паттернов представлена в этой книге и является результатом продолжающихся исследований.

Поскольку читатель знает, что названия - это просто “полезные соглашения”, операционные определения реальности, давайте дого­воримся о названиях в этой книге. Например, термины “визуальный ученик”, “аудиальный ученик”, “кинестетический ученик” использу­ются в книге так, как если бы на самом деле ученик мог быть описан только в этих категориях. Однако читатель никогда не найдет ученика, имеющего только одну модальность.

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЯ.

Школа имеет свою собственную уникальную культуру, в рамках которой имеется несколько субкультур с собственными паттернами процесса обучения и невербальной коммуникации (невербальная -несловесная, то есть осуществляемая посредством жестов, мимики). Поскольку образовательные уровни школы естественно дифферен­цированы, каждый порождает собственные паттерны эффективных обучающих стилей. Уровни группируются в следующие категории:

начальные(третьи - четвертые) классы, подростки, старшие классы, специальное образование.

УЧЕНИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Как только детям исполняется 5 лет, они покидают детский сад и начинают свое путешествие по образовательному конвейеру. Они поступают в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные воспринимают реаль­ность, прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая, кидая и разбирая мир на части. Обычная практика начальной школы - “идти через” процедуры: большая часть времени тратится на кинестетическое обучение учеников.

УЧЕНИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.

Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Учеников, не адаптировавшихся к такому переходу, убирают со “школьного конвейера” и отправляют в “коридор” (доучивание, переучивание, спецклассы...).

УЧЕНИКИ СТАРШИХ КЛАССОВ.

По мере продвижения к старшим классам стиль школьного конвей­ера снова меняется и определяется преимущественно как визуаль­ный. Содержание становится более абстрактным, символическим, графическим. Неспособные перестроиться на визуальную форму обучения ученики выпадают из конвейера и попадают в коридор, собирающий преимущественно аудиалов и кинестетиков.

УЧЕНИКИ И УЧИТЕЛЯ ПОДРОСТКОВЫХ КЛАССОВ.

Эта образовательная структура самая сложная. Очень редко встречаешь учителя, который действительно хотел бы учить 12 – 15-летних. Человек с юмором усомнится в психическом здоровье людей, желающих учить “гормональный клуб Америки” - детей, чьи химические реакции проходят настолько быстро и непредсказуемо, что они чувствуют себя как бы живущими в другом теле.

Откуда же приходят учителя, обучающие эти “эмоциональные вулканы школьного конвейера”? Из двух других структур. Имеющие,, опыт работы в начальных классах несут свою любовь, внимание... -все, что отражает их стиль обучения. Другие учителя ожидают вакансий в старших классах или в высшей школе.

Успешный учитель этого уровня знает, что его работа - самая сложная и эмоциональная. НЛП предоставляет учителям этого уровня помощь в самых необходимых областях: установление раппорта (особое состояние успешной коммуникации), управление стрессом, установление дисциплины Учитель должен делать посто­янный упор на заботу, разговаривая с учеником и даже просто слушая.

УЧИТЕЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ.

Учителя старших классов мотивируют себя в своей работе углуб­лением знаний учеников и приходящей с этим мудростью. Фокус деятельности смещается на обучение, и учителя часто склонны воспроизводить профессорский стиль. Подготовка учителей старших классов наиболее академична. НЛП поможет этим учителям усилить сохранение содержания, определить целесообразные для учеников дополнительные курсы, глубже понять, как стили научения влияют на восприятие учеников.

КОНВЕЙЕР И КОРИДОР.

Как уже было замечено ранее, неуспевающие по программе конвейера отправляются в “коридор” со специальными программа­ми и классами. Коридор - это место, где развивается отстающая модальность учащегося. Или: коридор ориентирован на процесс, а конвейер - на содержание.

Когда акцент делается на содержании, учитель должен использо­вать многосенсорные техники, чтобы каждый учащийся мог сам выбирать привычный для него процесс. Однако чаще всего конвей­ерный учитель обучает в одной модальности, и тогда коридорному учителю необходимо совершенно индивидуально подобрать нужный подход к каждому коридорному ученику. Способность определить подходящий стиль научения - основа успеха.

КОНВЕЙЕР

Фокус на классе как цело7м. Многосенсорное обучение.

Ориентация на новое содержание. Успех основан на технике подачи

КОРИДОР

Фокус на отдельном учащемся.

Ориентация на новый процесс

Первоначальное обучение каждого в его модальности.

Успех основан на соответствии модальности восприятия и подачи информации.

 

Какова связь между коридором конвейером в вашей школе? Как вы можете повлиять на нее?

ГЛАВА 2. МОДАЛЬНОСТИ. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ.

В обычном классе из 30-ти учеников в среднем у 22-х достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. На другом конце спег.тра находятся 2-3 ученика, испытывающие труд­ности обучения по причинам, не связанным с особенностями воспри­ятия (психологическая ситуация дома и т.д.). Остальные 4-6 учащих­ся, так называемые “трансляторы” - это преимущественно визуалы (В), или аудиалы (А), или кинестетики (К). Опыт изучения таких “детей риска” показал, что большинство из “отсева” составляют кинестетики.

Некоторое время трансляторы работают достаточно функциональ­но, но часть времени им необходимо прилагать значительные усилия. Предпочитая одну модальность, они очень слабы в других.

Любая информация, идущая через их нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модаль­ность памяти, понимания. Когда инструкция (информация) совпадает с их ведущей модальностью (репрезентативной системой), они справляются прекрасно и хорошо запоминают эту часть урока. Когда учитель переключается с ведущей модальности “транслятора” на другую, ученик вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключе­ния от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у ученика появляется серия пробелов в информации, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах.

Примеры: К-ученик легко выполняет практическую часть лабора­торной работы, но он теряется, когда читает об этом в учебнике. Наоборот, В-ученик затрудняется в лабораторном эксперименте, в то время как чтение учебника дает ему полную картину эксперимента. А-ученик прекрасно работает, когда на уроке используется фонети­ческий подход.

НАБЛЮДЕНИЕ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ.

Когда мы учим, используя ВИДЕНИЕ, СЛЫШАНИЕ, ПРИКОСНОВЕ­НИЕ, класс в целом получает информацию по одному или нескольким каналам восприятия. Попробуйте с добровольного согласия коллег понаблюдать на их уроках, как это происходит. Опишите впечатле­ния:

Какие сенсорные каналы предпочитались учителем? Использовались ли соответствующие предикаты? Какая категория учеников справлялась легко? испытывала затруд­нения?

Сколько учеников используют один, два, три сенсорных канала? Какие отличия вы заметили от вашего стиля обучения?

Заметили ли вы, как “трансляторы” теряют временами внимание на трансляцию?

Если вы затрудняетесь в проведении такого рода наблюдении, внимательно проработайте следующий раздел книги.

ИНДИКАТОРЫ.

Имеются внешние индикаторы (признаки), указывающие, какую часть мозга (сенсорную систему) - аудиальную, визуальную, кинес­тетическую -использует ученик. Они приведены ниже в таблице.

 

Нейрологические индикаторы .

 

Глаза

Движения внутренних процессов (голос)

Скорость процесса

Локализация

Предикаты

 

 

 

 

Визуальныи

.

 

 

(^

Неподвижный

 Самая быстрая

Вокруг глаз: мигание, прищуривание нахмуренные брови

смотреть, видеть , наблюдать ясный картина

 

 

 

 

Кинестетический

 

 

^

Множество движений

Самая медленная

Изменения и движения от шеи и ниже

схватывать чувствовать трогать придерживаться

 

 

 

 

Аудиальный

 

 

00

 

 

Ритм метронома

Движения и изменения вокруг рта, ушей; звуки “а”,”гм

слушать ритм подобные речи звуки ”

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ (по Свассинг)

Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

Организован

Разговаривает сам с собой

Отвечает на физическое вознаграждение

Опрятный и дисциплинированный

Легко отвлекается

Стоит близко, касается людей

Наблюдателен

Шевелит губами, проговаривает слова при чтении

Ориентирован физически

Спокойный (не шумный)

Легко повторяет услышанное

Обилие движений

Ориентирован на внешний вид

Более предпочитает счет и письмо

Богатые физические реакции

Более осмотрительный

Легко осваивает языки 1

| Раннее физическое развитие

Хороший рассказчик! Запоминает картины С трудом запоминает словесные инструкции

< Говорит ритмическими Обучается, слушая Любит музыку

ИИ

Обучается, делая. Запоминает, гуляя При чтении водит пальцами

 

 

 

 

 

Меньше отвлекается на шум

Может имитировать тон, высоту голоса

Много жестикулирует

Помнит то, что видел

Помнит то, что обсуждал

Помнит общее впечатление

Испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видел

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 Все