Глупая восемнадцатилетняя девочка идет нарасхват, а глупая тридцатилетняя деваха уже никому не нужна.
От «она так молода и наивна» до «старая дура» — один шаг. Выбирать тебе: хочешь — развлекайся или займись образованием и самообразованием, устройся (в том числе и для развлечения) на работу. В каждом, на первый взгляд скучном, занятии есть много увлекательно веселого. С людей, так вообще можно покатываться с утра до вечера — бесплатный театр перед тобой как на ладони. Совсем не обязательно идти за табуном бездельников, у которых хватает фантазии только на традиционные развлечения. Секс марафон с любимым мужчиной стоит десяти дискотек, а выезд на шашлыки (даже если он всего один за все лето) приносит больше удовольствия, чем просиживание штанов за пачкой сигарет в кафе в обществе (опять же, не будем кривить душой) не слишком умных подружек.
Напоследок совет от стервы: учись получать удовольствие от того, что полезно, тогда и в развлечениях особой нужды не будет. Времени просто не останется.
Азы этикета
Не надо думать, что этикет — это свод скучнейших, ненужнейших и совершенно непонятных правил, который был придуман каким то бездельником маньяком исключительно для того, чтобы усложнить и испортить жизнь нормальным людям, что учить этикет трудно, а следовать его законам просто невозможно в силу их запутанности и непонятности. Кто то считает этикет откровенным архаизмом и пережитком прошлого, аргументируя это тем, что сейчас все очень просто и демократично. На самом деле это немного не соответствует действительности. Да, находясь в баре или попивая пиво в компании друзей приятелей, демонстрировать им, да и всем окружающим, свое знание этикета вовсе не обязательно, так как это будет выглядеть нелепо. С другой стороны, может, окажешься ты с мужчиной твоей мечты в каком нибудь дорогом ресторане (где принято соблюдать правила этикета), что ты будешь делать тогда? Ведь новоявленный «принц на белом коне» может очень быстро испариться в неизвестном направлении, застав свою даму за таким «милым» занятием, как вытирание рук о скатерть.
Поэтому хочу сделать из всего вышесказанного вывод: знать элементарные правила этикета необходимо хотя бы для того, чтобы чувствовать себя раскованно, а значит, уверенно всегда и при любых обстоятельствах.
Кроме того, хочу сказать, что изучение этикета — занятие совсем не скучное (что бы кто ни говорил), а чтобы ты в этом убедилась, приведу несколько основных правил, незнание которых чаще всего, ставит человека в неловкое положение.
В ГОСТЯХ
— В гости принято ходить только по приглашению. Исключение составляют близкие друзья и родственники. Но в любом случае предупредить их по телефону о предполагаемом визите нужно обязательно.
— Никогда не следует приходить в гости экспромтом (заранее оговори, когда ты собираешься нанести визит).
— Даже очень близких друзей не стоит навещать, если у тебя простуда, грипп или другое инфекционное заболевание.
— Если ты — принимающая сторона, и к тебе без предупреждения нагрянули гости, ты имеешь полное право не менять из за них свои планы. Если гости «далекие» (нежданно негаданно приехали из другого города), то их можно попросить похозяйничать, пока ты не вернешься из театра или с важной встречи (даже из ресторана, куда тебя пригласил любимый мужчина). Кроме того, совсем не обязательно готовить по такому случаю целый обед, вполне нормально предложить гостям бутерброды.
Если нежданный гость — твой друг, живущий неподалеку, просто объясни ему, что сейчас ты уходишь (занята), и сразу же договорись с ним о точной дате и месте встречи. Это будет в порядке вещей, да и друг поймет, что ты относишься к нему хорошо, но тебе действительно некогда.
— Придя в гости, прежде всего не забудь вытереть ноги. Если ты — принимающая сторона, а гости упорно не желают вытирать ноги, то можно прямо попросить их об этом.
Если в твоем доме принято разуваться, то гостям обязательно нужно предложить тапочки. Никогда не предлагай гостям грязные тапочки — это вызывает отвращение. Лучше всего купить несколько пар одноразовых тапочек, которые не стыдно предложить в качестве сменной обуви.
— К приходу гостей в ванной комнате обязательно должно висеть чистое полотенце.
— Если ты находишься в гостях, то не следует расхаживать по дому без приглашения — это очень дурной тон.
— Гостю всегда следует предложить легкую закуску.
Гость ни в коем случае не должен просить, чтобы его накормили. Вполне уместно попросить стакан воды, но не кофе, чай или коньяк, воспитанный хозяин предложит угощение сам.
— Приходить в гости лучше всего точно к назначенному времени. Если ты придешь слишком рано, то можешь застать ненакрытый стол и хозяев в непарадном виде. Опаздывать также недопустимо. Если опоздание неизбежно, то нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО предупредить об этом хозяев (к примеру, позвонив по телефону).
* * *
Процедура представления довольно сложна, но выучить ее необходимо.
Итак, одного человека представляют другому.
Сделать это можно двумя способами:
а) Иван Петрович, я хочу представить Вас Наталье Андреевне;
б) Наталья Андреевна, позвольте представить Вам Ивана Петровича.
При этом следует учитывать, что при представлении необходимо соблюдать три основных правила.
1. Мужчину всегда представляют женщине.
2. Более молодого всегда представляют более старшему.
3. Человека, занимающего в обществе менее видное положение, представляют человеку более видному или известному.
Женщину никогда не представляют мужчине, если только он не:
— глава государства или правительства;
— священнослужитель;
— пожилой человек, занимающий высокий пост. Нужно запомнить, что имя человека, которому представляют, следует ставить впереди имени представляемого. Если ты вдруг нечаянно оговорилась и вместо:
«Елена Андреевна, имею честь представить Вам Сергея Владимировича» сказала: «Сергей Владимирович…» — эту ошибку легко исправить, тут же продолжив фразу: «…имею честь представить Вас Елене Андреевне».
Самая большая оплошность — при встрече не познакомить людей вовсе, но также следует избегать некоторых ошибок при представлении.
— Нельзя произносить приказным тоном: «Илья Сергеевич, пожмите руку Павлу Борисовичу!» или «Владимир Геннадьевич, идите сюда, я познакомлю вас с моим двоюродным братом Максимом!».
— Нельзя при знакомстве представлять одного из знакомящихся как своего друга. Характеризуя одного человека как друга, ты тем самым даешь понять другому, что его своим другом не считаешь. Из данной ситуации можно выйти следующим образом: «Наконец то я могу лично познакомить двух моих друзей».
— Никогда не повторяй: «Иван Иванович — Петр Петрович. Петр Петрович — Иван Иванович». Вполне достаточно назвать имена тех, кого ты знакомишь, один раз.
— Представляя свою супругу или супруга, следует говорить: «Мой муж Игорь» или «Моя жена Светлана».
Для того, чтобы церемония знакомства могла плавно перейти в непринужденную беседу, необходимо сообщить некоторые сведения о тех, кого ты представляешь, например: «Моя соседка Елизавета Ивановна» или «Мой бухгалтер Юрий Львович». Такая информация дается для того, чтобы незнакомые люди смогли о чем нибудь поговорить.
Что делать, если ты забыла имя собеседника, а подошедшая подруга вопросительно смотрит на тебя, ожидая, что ты представишь ей своего нового знакомого? В таком случае лучше представить свою подругу, например: «Ты не знаком с Ольгой? Тогда познакомься».
Никогда не замолкай после слов: «Вы меня не помните?», обязательно нужно добавить: «Меня зовут Наталья, мы познакомились с Вами год назад на юбилее Ивана Ивановича». В этом случае ты не поставишь человека в неловкое положение (если он тебя на самом деле забыл) и одновременно поможешь ему выйти из этой неприятной ситуации, а значит, приобретешь себе доброго друга.
Как представить человека, с которым ты живешь, но не состоишь в браке? Кавалер? Возлюбленный? Любовник? Все определения звучат фальшиво. К сожалению, в русском языке пока нет хорошего определения таких отношений. В этом случае лучше всего представить человека просто по имени, например: «Разрешите представить вам Александра», и добавить: «Мы живем вместе». И все, больше никаких комментариев.
В том случае, если ты приводишь с собой гостя, неизвестного остальным приглашенным, постарайся представить его как можно большему количеству гостей. Это не значит, что вы должны «пройтись» по всем без исключения гостям, но не стоит мучить хозяйку или хозяина, которые должны постоянно твердить про себя незнакомое имя, чтобы представить твоего спутника остальным собравшимся.
Соседям по столу следует самим представиться друг другу. Не важно, познакомилась ли ты со своим соседом или нет, но раз вы оказались за столом рядом друг с другом, беседу следует поддерживать — так принято.
На официальных приемах с большим количеством Приглашенных незнакомого человека не принято представлять каждому гостю. Его знакомят лишь с некоторыми людьми, а он может вступить в разговор с теми, кто находится рядом с ним, причем не обязательно с теми, кому был представлен. Воспитанные люди всегда принимают в свой разговор тех, кто оказался рядом. На подобного рода приемах люди зачастую встречаются с теми, кто им может быть интересен или полезен, поэтому ты вправе представиться такому человеку сама.
Во время представления следует показать, что все твое внимание сосредоточено на человеке, которого с тобой знакомят. Посмотри ему в глаза, сердечно поприветствуй, повтори произнесенное имя, например:
«Здравствуйте, Илья Борисович, очень рада с Вами познакомиться» (повторение имени поможет тебе его запомнить и подчеркнет, что ваше знакомство — не пустая формальность).
Если тебя, представляя группе гостей, несколько раз называют не правильно, то необходимо внести поправку.
Сделать это лучше с юмором и без раздражения, сказав что нибудь вроде: «Если захотите отыскать мой номер телефона в справочнике, то я Наталья Олеговна, а не Ольга Олеговна».
Если тебя представили правильно, но кто либо из гостей тут же начинает называть тебя уменьшительным именем, то можно сказать: «Помилуйте, какая же я Милочка? Так ко мне еще никто не обращался. Зовите лучше меня Людмила». Если гость продолжает настаивать, то не стесняйся поправить его еще раз, если же и это не поможет, то тебе остается только игнорировать фамильярное обращение.
Женщина не встает, когда ей представляют кого либо издалека. Ей также позволительно протянуть подошедшему руку, не вставая.
Когда мужчину представляют даме, выбор — подавать руку или нет — остается за ней, но если мужчина первым протянул руку, женщина должна пожать ее.
Рукопожатие должно быть кратким, в меру крепким и дружелюбным. Пожимая человеку руку, надо смотреть ему прямо в глаза.
Умение закончить разговор, когда тебе надо уйти, — настоящее искусство, которым владеет далеко не каждый.
Когда тебе настала пора уходить, дождись паузы в разговоре и, встав, скажи своим собеседникам: «Всего доброго, надеюсь, скоро мы увидимся вновь» или «Было очень приятно пообщаться/познакомиться». Когда тебе надо уйти раньше, чем остальным, нужно попрощаться с хозяином или с хозяйкой, стараясь, чтобы это было незаметно, иначе другие гости могут подумать, что пора расходиться, и вечер будет испорчен.
В БЫТУ
В основе хороших манер лежит правило: «Относитесь к другим так, как хотели бы, чтобы относились к вам».
Проявляется это в заботе и ненавязчивости и в быту, и на рабочем месте, и на светском рауте.
В помещении и на улице женщина первой проходит в дверь, в узкий коридор и т, п. Если пройти нелегко, а женщина на высоких каблуках, тогда первым движется мужчина, чтобы иметь возможность помочь женщине в случае необходимости.
Мужчина первым выходит из машины и помогает выйти женщине, предварительно открыв дверь автомобиля.
На эскалаторе мужчина становится сзади женщины, если только она не попросит его помочь сойти или ступить на эскалатор. Мужчина, как правило, первым входит в лодку и первым выходит, например, из автобуса, чтобы быть готовым помочь спутнице сойти.
Каждый воспитанный человек должен придерживать за собой дверь, чтобы эта дверь никого из идущих позади него не хлопнула по носу.
В лифт в любом случае первым входит тот, кто оказался ближе к двери. Естественно, что того, кто прошел вглубь лифта, чтобы уместились остальные, необходимо выпустить на нужном ему этаже.
Отдельно стоит поговорить о личных привычках. Хорошие манеры воспитываются с детства, и рано или поздно переходят в категорию личных привычек. Родители, которые с самого раннего возраста приучают детей к правильному поведению за столом в повседневной жизни, оказывают им большую услугу. Согласись, тот, кто привык у себя дома есть, положив локти на стол, вряд ли изменит своим привычкам и на людях. Машинальные действия человека свидетельствуют о его хорошем воспитании, что, несомненно, пригодится впоследствии. Поэтому постарайся соблюдать правила этикета всегда.
Если ты сидишь, то обе ступни должны находиться на полу. Можно положить ногу на ногу. Если ты в короткой юбке, то колени должны быть сдвинуты, так как никому из сидящих напротив не интересно смотреть на нижнее белье.
Надеюсь, тебе известно, что жевательную резинку нельзя приклеивать к столам и стульям, сплевывать на пол и вообще оставлять в местах, где с ней может соприкоснуться другой человек. Вспомните, как неприятно отскребать «жвачку» от подошвы обуви или выбрасывать вещь, по которой размазался резиновый катышек.
Закон и правила этикета не позволяют курить там, где это запрещено! Поэтому, находясь в гостях, не тянитесь за сигаретой, предварительно не спросив разрешения, или дождись, пока тебе не предложат закурить. Не стряхивай пепел в рядом стоящие блюдца или тарелочки — обязательно попроси пепельницу. Нужно следить за тем, чтобы дым никому не попадал в лицо. Сигарету всегда туши до конца, чтобы она не тлела, издавая отвратительный запах. Всегда носи с собой сигареты. «Стрелков» сигарет окружающие недолюбливают. Достав пачку из сумочки, предложи сигарету собеседнику и уже после этого закуривай сама. Не выбрасывай непотушенные окурки из окна автомобиля. Выяснить, можно ли курить за столом, очень Просто: если на столе стоят пепельницы, тогда можно, в противном случае — нежелательно.
Если тебе не хочется, чтобы в твоем доме курили, нужно прямо сказать об этом гостям. Чтобы гости не стряхивали пепел в чашки и блюдца, просто поставь на виду или в пределах досягаемости пепельницы. И последнее: за столом дает прикуривать тот, рядом с которым лежит зажигалка, однако не следует тянуться с зажигалкой через весь стол, можно просто ее передать.
Чтобы не возникало желание убить соседей, нужно придерживаться нескольких правил, которые помогут тебе мирно сосуществовать с живущими по соседству людьми.
Первое и главное условие добрых отношений с соседями — это терпение. Конечно, если ранним утром в единственный выходной тебя будит звук работающей электродрели или отбойного молотка, терпеливой быть очень сложно. Однако лучше сдержать эмоции и просто попросить соседа начинать крушить стены чуть позже, обязательно объяснив ему причину твоей просьбы. Скорее всего, тебе пойдут навстречу, так как в девяти случаях из десяти сосед даже не догадывается о том, насколько его ремонт мешает тебе жить. Помни, что сосед, который сегодня невыносимо тебя раздражает, завтра может прийти на помощь, если вдруг случится неприятность.
Не мучай соседа просьбами о профессиональной помощи (если он врач, адвокат и т, д.), запомни, что у него, кроме работы, есть и частная жизнь, в которую тебе не стоит вмешиваться. Кроме этого, он совершенно не обязан лечить или консультировать тебя бесплатно. Если тебе необходима его профессиональная помощь, запишись к нему на прием.
Еще одно важное правило добрососедства гласит;
«Взаймы не беру, но и не даю». Если на просьбу что нибудь одолжить ты ответишь вежливым «нет», то своим отказом ты никого не обидишь, переживать по этому поводу не стоит.
В сфере обслуживания также нужно быть корректной и вежливой, как и в других областях твоей жизни.
Помни, что только настоящая хамка может позволить себе неуважительный тон по отношению к продавцам, официантам и другому обслуживающему персоналу. Недопустимо подзывать официанта щелканьем пальцев, грубить продавцу или предъявлять завышенные требования к кассиру в ресторане быстрого обслуживания.
Неэтично приходить за покупками в магазин за десять минут до его закрытия. Продавцы устали, у них еще много дел, придя в такое время, ты их задержишь, а значит, продлишь рабочий день. Это по меньшей мере несправедливо.
В супермаркете, стоя у кассы с полной тележкой продуктов, пропусти стояще! о за тобой человека, если в руках у него всего две три покупки, а ты не очень торопишься.
Только не злоупотребляй своей учтивостью, иначе простоишь со своей тележкой очень долго. Переложив все покупки в машину, отвези тележку к дверям магазина, иначе она помешает кому то припарковаться.
Существует несколько правил поведения в отношении инвалидов:
— НИКОГДА ни словом, ни взглядом, ни действием не давай понять инвалиду, что он чем то отличается от других людей.
— НИКОГДА не задавай инвалиду вопросов по поводу его увечья. Это некорректно. Если он захочет, то расскажет об этом сам.
Каждой из нас иногда приходится навещать дома ИЛИ в больнице захворавшего родственника или друга.
Такие посещения отличаются от обычных визитов.
Один знакомый хирург рассказывал, что от посетителей погибло больше больных, чем от неудачных операций. В этом утверждении есть доля истины, поэтому, посещая больного, следует помнить несколько важных правил.
— Не приноси больному то, что ему, возможно, нельзя есть, например, торт.
— Не затрагивай в разговоре с больным темы, которые могут взволновать или огорчить его.
— Не жди от больного «светскости» — помни, что болезнь меняет не в лучшую сторону даже очень веселых и жизнерадостных людей.
— Не засиживайся долго, твой визит не должен превышать 15 20 минут. Ослабленному болезнью человеку трудно поддерживать разговор длительное время.
* * *
Правила поведения в местах общественного отдыха:
— не мешай отдыхать другим;
— следи за своими детьми;
— не оставляй после себя мусор;
— не шуми (это касается и включенных радиоприемников или магнитофонов).
ЗА СТОЛОМ
Где бы ты ни обедала — дома, в ресторане или в гостях, правильное поведение за столом создает о тебе впечатление человека, с которым приятно общаться и иметь дело.
Поэтому приведу несколько правил поведения за столом.
На край стола можно положить кисти рук, но не локти.
Очень некрасиво смотрится человек, который сутулится, сидя за столом. Еще хуже, когда человек сидит, развалившись, — это вопиющее нарушение правил хорошего тона.
— Пользуясь салфеткой, не вытирай ею рот, а чуть чуть промокни ею губы — это более эстетично.
— Если за столом сидят не более шести человек, принято начинать есть, когда кушанье подано всем. Если же за столом большее количество людей, то ждать, когда подадут еду всем, не имеет смысла, и долг хозяйки сказать, после того как подадут первые две три порции: «Кушайте, пожалуйста, иначе все остынет».
— Если на столе не оказалось масла, горчицы, соли или перца, можно попросить их у хозяйки.
— Посуда, имеющая ручки, такая, как кувшинчики для сливок, подается ручкой в сторону берущего, чтобы ему было удобнее ее взять.
— Все кушанья, подаваемые на тостах, следует брать с подноса вместе с ними.
— Подливка или соус поливаются на мясо, картофель или рис, а соленья, студень, приправы помещаются рядом с основным блюдом.
— Оливки, редис, орехи кладут на закусочную тарелку, если таковая имеется, если же нет — на край тарелки.
— Передавая свою тарелку за добавкой, оставляй на ней вилку и нож, предварительно убедившись, что они не соскользнут.
— Если тебе предлагают блюдо, которое есть совсем не хочется, можно просто вежливо отказаться без объяснения причины.
— Что бы ты ни ела, основное правило остается неизменным: отрезай и отправляй в рот еду небольшими кусочками.
— Если ты находишься в компании, где все едят, не соблюдая этикета, не выпендривайся, демонстрируя правила хорошего тона, лучше ешь как все. Поэтому, прежде чем приступать к еде, понаблюдай, как это делают другие, и делай как они.
— Если ты положила пищу в рот, а она оказалась слишком горячей, быстро запей ее водой.
— Если кусок «попал не в то горло», попробуй прокашляться, прикрыв рот салфеткой. Если не удается, то, извинившись, выйди из за стола. Если же ты подавилась сильно, и ни прокашляться, ни сказать об этом не получается, наплюй на этикет и любыми средствами привлеки внимание, чтобы тебе помогли.
— Если еда застряла у тебя в зубах, то нужно извиниться и, выйдя из столовой, попросить зубочистку.
За столом пользоваться зубочисткой не принято.
— Если на официальном обеде ты что то пролила, то спокойно подзови официанта и попроси его принести салфетку, чтобы закрыть пятно.
Несколько слов о том, чего нельзя делать за столом.
— Если в одной руке ты держишь ложку или вилку, другой рукой нельзя обхватывать тарелку.
— Закончив обед, нельзя отталкивать от себя тарелку.
— Нельзя откидываться на стуле и во всеуслышание заявлять: «Все, больше не могу!».
— Нельзя ничего пить, пока пища во рту не прожевана.
— Поднося чашку ко рту, нельзя оттопыривать мизинец, это выглядит чересчур манерно.
— При оживленной беседе за столом нельзя размахивать столовыми приборами.
Вот, в принципе, и все. Вышеперечисленные несложные правила этикета, при их соблюдении, помогут тебе «выкрутиться» практически из любой сложной ситуации.
ЭКОНОМИКА В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ
Технология правильных покупок
Несколько лет назад я познакомилась с одним интересным человеком. Интеллигентный мужчина, который зашел ко мне в кабинет, при ближайшем знакомстве оказался автором книг о преступном мире и блатном жаргоне. Филолог и журналист Александр Сидоров известен многим как Фима Жиганец — «переводчик» стихов классиков на блатной язык. Внешность и манера поведения посетителя абсолютно не совпадали с образом автора, который сложился у меня.
Мне казалось, что такие произведения могли бы выйти из под пера уголовного авторитета или же многократно «сидевшего». Познакомившись поближе, я узнала много интересного о преступниках (как современных, так и старой «школы»). Эти знания в моем переложении для обычной жизни трансформировались в несколько законов и технологий управления людьми, которые помогли мне сделать карьеру.
Об этом я расскажу немного позже. Первое, что привлекло меня в этом человеке, — это житейская мудрость и расчет.
Как бы между прочим, Фима Жиганец успевал покупать кухонную мебель за треть ее стоимости, делать ремонт в квартире, писать книги и статьи, и при этом его жена ничуть не чувствовала себя обделенной вниманием. На мой заданный в шутку вопрос о секрете семейного счастья Фима ответил, что на самом деле все гениальное — просто, и секрета в этом никакого нет. Как только в семье начинают возникать непреодолимые противоречия, нужно дать жене некую сумму денег, не слишком большую, но и не слишком маленькую (примерно от двадцати до ста долларов). Причем эта сумма не должна быть связана с расходами на домашнее хозяйство, вещи, косметику — это статьи отдельные. Полученные деньги жена тратит как ей угодно, заранее зная, что за покупку какой нибудь ерунды ее никто не будет критиковать.
Выданная сумма предназначена не для приобретений в дом, а для поднятия женского настроения. Зная, что муж не станет контролировать, на что были потрачены деньги, жена выходит из дома с утра пораньше и проводит день в свое удовольствие, прогуливаясь по магазинам и рынкам, тратя деньги на всякую ерунду, распивая кофе (и не только) в кафе с подругами. Вот как верно подмечена женская слабость — покупать всякую фигню и получать от этого удовольствие! Главное, что никто не потребует отчета и не станет обсуждать и высмеивать купленное — никому не нужные мелочи, которые копятся на полочках в шифоньерах и кладовках.
На первый взгляд кажется, что «технология покупок»
— наука надуманная. Казалось бы, чем больше денег, тем меньше необходимость думать и планировать, что и в какой очередности покупать, да и проблема выбора отпадает сама собой: покупай в фирменных магазинах или за границей во время турпоездок. Но это не так.
Быть богатой и выглядеть дорого — это разные вещи.
Достатку довольно часто сопутствует безвкусица, потому что богатый человек не задумывается, пойдет ли ему та или иная вещь или прическа. В результате получается нелепая ситуация — шкафы забиты одеждой, а одеть то собственно и нечего.
Второй подводный камень — покупка ненужных вещей из за чудовищного потока рекламной информации, который обрушивается на наши бедные головы. Ты замечала, что большая часть рекламы рассчитана именно на нас, женщин? Кто то гениальный очень давно подметил женскую податливость на рекламные трюки и сделал ставку именно на слабый (во всяком случае в том, что касается рекламы) пол. В силу особенностей женской психики мы не задумываемся над рекламой, а наивно верим в то, что морщинки разгладятся именно на указанный в рекламном ролике процент, а зубы побелеют, как у красоток с керамическими коронками, рекламирующих очередную жевательную резинку. Рекламщики заметили все наши слабые места и воздействуют на нас всеми возможными инструментами, от которых есть толк.
— ЖАДНОСТЬ. В рекламе рассказывают о том, как выгодно купить новую упаковку чего нибудь, в которой столько то процентов щедрые производители специально для тебя насыпали бесплатно.
— ЗАВИСТЬ И ЖЕЛАНИЕ ВЫДЕЛИТЬСЯ. Тебе продемонстрируют превосходство «умной» покупательницы перед той, что проигнорировала совет по приобретению очередного чудодейственного средства.
— СТРЕМЛЕНИЕ ПОНРАВИТЬСЯ МУЖЧИНАМ. Реклама демонстрирует красавцев, которые сразу укладываются штабелями к твоим ногам после того, как куплено и применено то, что рекламируется.
— ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ. Тебе покажут очаровательных младенцев с сухими попками, по сравнению с которыми твой малыш выглядит недокормленным заморышем, обделенным материнской лаской.
ЛЕНЬ. Вот уж где простор для рекламы! Похудение без спорта, пельмени из пакетиков, стирка без хозяйки, райская жизнь, не вставая с дивана! Все сделано для нас и за нас, остается только купить и наслаждаться жизнью. «Индустрия лени» огромна. Это сетевой маркетинг и суперсистемы для омоложения, памперсы и чудо моющие средства, растворимый кофе и соевые сосиски, избавляющие от хлопот у плиты.
ЛЮБОВЬ К КРАСИВЫМ ШТУЧКАМ. Давным давно с юмором подмечено, что предки женщин произошли не столько от обезьян, сколько от сорок, которых также привлекает все блестящее и непонятное. Кремы с непонятными ингредиентами, упакованные в красивые коробочки, исчезают с прилавков. Ты никогда не задумывалась, сколько твоих денег ушло на оплату упаковки, а не товара? Ведь затраты на изготовление флакончика и коробочки автоматически добавляются к стоимости содержимого.
ВЕРА В АВТОРИТЕТ. Женщины безоговорочно верят известным артистам, стоматологам, гинекологам, специалистам институтов красоты и гримерам голливудских див. Им и в голову не приходит, что всем этим людям заплатили за обман. Моя подруга искренне удивилась, когда увидела стоматолога из рекламы в эпизодах любимого сериала. Причем первая мысль, которая у нее возникла, — стоматолог поменял профессию.
УВАЖЕНИЕ К УМНЫМ СЛОВАМ. Когда в очередном ролике используются слова: «протеины», «бифидобактерии», «кариес», «каротины», «триклозан», «хлорсодержащие» и т, д., отношение к рекламе меняется даже у очень умных женщин. Создается ложное впечатление, что это уже не навязывание товара, а грамотная научная консультация, объясняющая принцип действия того или иного средства. Ты ошибаешься, это все та же реклама, несмотря на обилие умных слов и серьезность лиц тех, кто их произносит.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ.
Для мужчины очевидно, что стоимость рекламных роликов и объявлений огромна. Производитель вынужден чем то перекрывать свои расходы. Он либо включает цену рекламы в себестоимость продукции, либо экономит на качественном сырье, заменяя дорогостоящие компоненты более дешевыми. Отсюда вывод: товары, которые активно рекламируются, проигрывают аналогам либо по качеству, либо по цене.
Именно реклама, навязывая тот или иной товар, часто ведет к покупке потребителем далеко не самой качественной продукции. Большинству женщин подобные выкладки в голову, к сожалению, не приходят…
ЛЮБОПЫТСТВО И СКЛОННОСТЬ К ЭКСПЕРИМЕНТАМ. Мы, женщины, от природы любопытны. В сочетании с доверчивостью любопытство заставляет купить очередной флакончик и намазать его содержимое на себя. А вдруг в этот раз получится?
В прошлый не получилось, но в этот то должно? Кто то придумал, что если долго мучиться, что нибудь получится. Женщины подхватили эту неосторожно брошенную фразу, превратив ее в гимн, под который совершаются все покупки. Неудачи прошлых экспериментов никого не смущают. А напрасно: любопытство за деньги — слишком большая роскошь.
ЛЮБОВЬ К ЖИВОТНЫМ. Милые кошечки и ухоженные собачки на экране усиленно поглощают непонятное содержимое баночек и пакетиков, и жалостливое женское сердце ноет: мой любимец тоже достоин деликатеса из рекламного ролика! В качестве примера можно привести рекламный ролик очень известной марки питания для кошек: множество разных кошек так и льнет к своим хозяевам, чтобы те покормили их этим «супер пупер» кормом. А теперь задумайся над тем, что кошки, которых ты видишь на экране, специально подобраны так, чтобы быть похожими на наших Васек и Мурок — это первое, а второе (открою секрет!) — рекламщики перед съемками ролика животных не кормят, зачастую по несколько дней. Поэтому после съемок многочисленных дублей на экране ты видишь кошечку или собачку, радостно пожирающую содержимое пакетиков, и бежишь в магазин за такой же упаковкой. Выводы очевидны…
Для более сильного влияния на нас рекламщики применяют так называемый «визуальный ряд», с помощью которого рекламная информация максимально воздействует на слабую женскую психику. Пример этому — использование очаровательного морщинистого щенка шарпея в рекламе крема от морщин или белоснежной ангорской кошки с котенком, лежащих на стиральной машине. Кошка с котенком ассоциируются с домашним уютом и тишиной, поэтому рычаги воздействия, заложенные рекламщиками, таковы: белая кошка и белая стиральная машина — символ чистоты: кошка и котенок — символ тишины и спокойствия.
Про шарпея и так все понятно. Выводы очевидны…
— ЖЕЛАНИЕ СООТВЕТСТВОВАТЬ. С экрана телевизора нам усиленно навязывают образы рекламных красоток, их секреты успеха у мужчин, стиль жизни. Под этим соусом нам «втюхивают» кремы и лосьоны, бритвы и средства для эпиляции, тушь, лак для волос, дезодоранты и прокладки. И мы, как дуры, ведемся на эту провокацию, чтобы хоть отчасти стать похожими на тех, кто на экране, не задумываемся о том, что все мы разные, не похожие друг на друга, и то, что хорошо для одной, абсолютно не подходит другой. Рекламщики используют наши слабости в девизе: «вы этого достойны». Выводы делай сама…
— МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ. Рекламщики успешно используют и такую нашу женскую черту характера, как мечтательность. Кому из нас не хотелось выиграть путевку на двоих в романтическое путешествие на какой нибудь теплый остров? Хотелось?! А теперь вспомни, сколько ты видела рекламных акций, в которых главным призом было романтическое путешествие. Вспомнила? Молодец. А теперь сколько ты знаешь человек, которые хоть что то выиграли?!
Выводы делай сама…
Рекламщики поставили нас на одну ступень умственного развития с детьми и подростками, чья несформировавшаяся психика наиболее подвержена влиянию рекламы. Порой становится обидно, что по отношению к женщинам используются те же приемы, что и для детей: красивые картиночки и обещания сказочных превращений. Я уделила описанию рекламных ухищрений такое большое внимание не потому, что реклама лезет в нашу жизнь отовсюду, а из за ее воздействия на наши желания что то купить. Сама «теория рациональных покупок» родилась и сформировалась у меня для того, чтобы противостоять засилию рекламных внушений. Я подскажу тебе несколько своих правил.
1. Постарайся относиться критически к тому, что ты видишь, смотришь и читаешь. Задумайся над тем, кому и насколько выгодно, чтобы ты поверила в очередную рекламную сказку.
|