Люди видят сны не только разные, но и по-разному. Проведите опыт, который поможет понять сущность сновидений. Для этого нужны несколько человек. Попросите их сесть поудобней, закрыть глаза и представить себе, что они куда-то едут в поезде, слышат стук колес, смотрят в окно на мелькающие деревья и поля. А потом предложите им по-прежнему сидеть спокойно, с закрытыми глазами и думать обо всем, что только придет в голову. Минут через пять спросите каждого, о чем он думал. Вы убедитесь, что за это время мысли у всех были самые разные, далеко ушедшие от образа поезда, который вы вначале создали своими словами. Вероятнее всего у большинства из них размышления сменялись одно другим. Это так называемое «нецеленаправленное течение мысли». Если бы кора головного мозга участников этого опыта была почти вся заторможена, то мысли, связанные с работой отдельных незаторможенных участков коры мозга, и явились бы сновидениями.
Продолжительные сновидения в доли секунды
Французский историк Мори однажды увидел сон, который так его удивил, что он начал специально изучать этот вопрос и написал книгу «Сон и сновидения». Вот как сам Мори рассказал об этом сне:
«Я лежал больной в постели, мать моя сидела около меня. Мне казалось, что мы живем во времена Великой французской революции: я видел разные волнующие сцены и был приведен на заседание революционного трибунала. Я увидел Робеспьера, Марата и других известных деятелей революции: я спорил с ними и наконец после ряда приключений услышал свой смертный приговор. Затем я увидел толпу с высоты роковой тележки, взошел на эшафот, и палач привязал меня: топор упал, и я почувствовал, как голова моя отделилась от шеи. В этот момент я проснулся в ужасе и увидел, что одна из перекладин полога кровати упала и ударила меня как раз по шее. Мать уверяла, что я проснулся сразу же после падения перекладины. А весь мой сон продолжался не более минуты».
Кошмары
Особенно важно поработать над кошмарными сновидениями, которые могут быть вызваны враждой между разными вашими субличностями. Если вы обнаружите такой конфликт и сумеете отыскать пути примирения и удовлетворения потребностей противоборствующих сторон, произойдет высвобождение огромной энергии, которая поступит в ваше распоряжение.
Часто человек пробуждается от кошмара в самую последнюю секунду, когда он находится на краю обрыва и камни летят у него из-под ног; или когда он связанный лежит на рельсах и на него с грохотом надвигается скорый поезд; или когда он несется в машине с отказавшими тормозами с крутого холма; или… Если подобное бывает и с вами, советую вам попробовать такой гештальттерапевтический прием: досмотрите сон до конца, продолжив в своем воображении происходившие в нем события, и доведите их до логического завершения.
Вы сделаете то, что делают со своими сновидениями в племени сенои.
Метод работы со сновидениями у племени сенои
Итак, если вам снится кошмар и вы каким-то образом осознаете, что это лишь сон, обязательно продлите его действие. Не говорите себе: «Слава Богу, это всего лишь сон». Не просыпайтесь. Посмотрите прямо в лицо опасности: грабителю ли, приливной волне, тигру, кому бы то ни было.
Не убегайте. Если ваш противник увидит вас исполненным силы и стойкости, он может отступить и превратиться в «бумажного тигра». А может, вам придется вступить с ним в смертельную схватку. И если такое случится, знайте, что вы можете призвать себе на помощь друзей или сказочную фею. В конце концов во сне все возможно. Еще лучше, если вы сумеете обратить вашего врага в вашего союзника. Очень важно, чтобы вы остались целы и невредимы. Из опыта такой борьбы, на которую вы пошли, зная, что реально вам ничто не угрожает, можно извлечь очень ценные уроки.
Данная техника работы над снами получила название «сенойской» по названию племени в Малайзии, изучавшегося К. Стюартом и X. Д. Нуном. Для племени была характерна жизненная философия сотрудничества, отсутствие душевнобольных и огромное внимание, которое они уделяли снам. Каждый день за завтраком взрослые поощряли детей рассказывать о своих снах. Если детям снились кошмары, родители давали им советы, как противостоять нападающим демонам в следующую ночь. При этом подчеркивалось, что нужно всегда идти вперед и не сдаваться, призывая в случае необходимости на помощь своих друзей. Считалось, что если спящему не удавалось победить злого духа и превратить его в союзника, то тот объединялся с еще более злобными духами, и тогда несчастный оказывался перед лицом несметных полчищ враждебных сил.
Если ребенку снилось, что он падает, и он в испуге просыпался еще до окончания падения, ему советовали в следующий раз при подобных обстоятельствах расслабиться и постараться получить от полета максимум удовольствия: «Духи падения любят тебя. Они зовут тебя с собой в страну духов». Ребенка учили, что он должен постараться открыть в этой стране что-то прекрасное или полезное и принести это своему племени. Это мог быть новый танец, музыка, инструмент. Таким образом, сон, который начинался с тревоги падения, превращался в чудесный полет, во время которого ребенок делал открытие. Сенойская техника работы над снами оставалась практически неизвестной до тех пор, пока в 1969 г. К. Т. Тарт повторно не опубликовал статью К. Стюарта. Только после этого психотерапевты начали экспериментировать с этим методом и обнаружили его эффективность.
Вот несколько зарисовок о снах:
— Французский исследователь Пьер Давийо, изучая различные позы людей во время сна, пришел к выводу, что спящие на животе недовольны своей профессией, а те, кто спит на спине, сильные личности и вполне довольны жизнью. Те, кто спит согнувшись или прижав к себе подушку, склонны к тоскливым настроениям и нуждаются в нежности. Мрачные пессимисты укрываются одеялом с головой…
— Интересный эксперимент провел психолог Клаудио Чараволо из Неаполя. Он предложил сны по заказу. Соскучился по эротике? Приснится тебе желанная женщина. Истосковался по героическому? Увидишь себя во сне суперменом. Ну, и так далее.
— Условие одно, очень простое: купить крошечную пробирку, в которой содержится в зависимости от желанного сна 10 мл той или иной «волшебной» жидкости, и в течение недели, перед тем как отправиться в постель, принимать по нескольку капель. В Риме, Милане, Неаполе помощники находчивого психиатра развернули бойкую торговлю, и товар пошел. У каждого покупателя спрашивали телефон — для последующего опроса об эффективности воздействия капель.
Результат превзошел ожидания. 70 % клиентов, капнув себе на язык две-три капли из пробирки, действительно увидели желаемый сон. Каково же было удивление людей, когда им сообщили, что волшебные капли не что иное, как обычная минеральная вода! Клиентов попросили тем не менее купить еще капель и продолжить их употребление. Больше 10 % согласились и вновь увидели во сне то, что хотели. А еще 10 % опрошенных ответили, что после первой недели не принимали капель, но по-прежнему видят желанные сны.
— Колыбельные песни успокаивают не только младенцев, но и взрослых. Баварский физиолог установил, что после тяжелой работы дыхание приходит в норму по-разному, в зависимости от того, какие звуки мы слышим. Если под колыбельную песню — через 3 минуты, без музыки — через 6, а под звуки джаза — только через 8-9 минут. Ритм колыбельных песен совпадает с ритмом спокойного дыхания.
— Младенцы, кричащие целыми ночами, — кошмар для родителей. Так как малышам нельзя давать снотворное, то изобретение одного шведа явится для них подлинным спасением. На магнитофоне, встроенном в куклу, мишку или любую большую игрушку, записано биение сердца матери. Эти звуки настолько успокаивают детей, что через несколько минут они засыпают и спят глубоким сном.
Глава 2. Психические познавательные процессы
Ощущения
Запахи — причина нашей приязни или неприязни к другому человеку
Обоняние связывает человека с внешним миром. Запахи исходят от обстановки, одежды, тела, да и все существующее в природе имеет свой запах — камни, металлы, дерево. Обратите внимание на то, как богата палитра ароматов, которую описали литераторы: сладостный, грустный, волнующий, дурманящий, отталкивающий, пряный, родной, чистый, тревожный, навязчивый, приторный, вкрадчивый, знойный…
Тренированные люди могут описать и назвать от тысячи до двух тысяч оттенков запахов. В тибетских монастырях таких людей воспитывали с детства. Они могли не только определить по запаху возраст, пол, характер человека, диагностировать заболевание, но и выявить родство отдельных людей.
Знания о воздействии ароматов уходят далеко в глубину веков. Известно, что пещерные люди в целях защиты пропитывали свои одежды дымом костра, так как запах гари всегда порождает ощущение паники, тревоги (горящий лес!) и этим отпугивает диких животных. При археологических раскопках найдены ароматические вещества, которые приготовлены 5 тыс. лет назад. В Древнем Египте знали, что каждая часть тела источает свой запах, и средства для их умащивания готовили отдельно. Знания о запахах имелись в Древней Индии и у древних арабов.
В африканских племенах мужчины растирали некоторые травы и вещества и вдыхали их, готовя себя к бою либо к любовной встрече. От матери к дочери передавались секреты ароматов, с помощью которых женщина, насильно выданная за нелюбимого, заставляла его отказаться от себя. Один аромат сменял другой, и вот та же самая женщина приводила в восторг желанного мужчину. Известно, что жрицы любви при храмах владели этим искусством в совершенстве.
Современные научные исследования доказали, что одни запахи способны увеличить мускульную силу — аммиак, например. Другие могут стимулировать органы дыхания — это характерно для ароматов березы, липы, тимьяна, лимона, эвкалипта, душицы. Могут, наоборот, угнетать их, действуя подобно запахам тополя, сирени, валерианы.
Ароматы боярышника, зубровки, сирени, тополя, камфоры, а также в летнее время сосны и ели стимулируют сердечно-сосудистую систему, повышая частоту пульса и артериальное давление. Сосна и ель зимой успокаивают пульс, понижают давление. Нормализуют работу сердечно-сосудистой системы запахи дуба, березы, ванили, мелиссы, валерианы. При коликах помогают ароматы фенхеля, майорана, мелиссы. Запахи черного перца, кардамона, жасмина стимулируют потенцию. Цитрусовые, розмарин и герань улучшают зрение, а ухудшают его неприятные запахи гниющих растений.
Наше настроение подвержено влиянию ароматов не меньше, чем физическое состояние. Пример тому — действие лаванды, камфоры, герани: их ароматы бодрят, внушают оптимизм, снижают депрессию. Каждый знает, какой сильный прилив чувств может вызвать запах родного дома, как переворачивает душу не только вид, но и аромат вещи, принадлежащей ушедшему дорогому человеку.
Многие религиозные обряды сопровождаются воздействием ароматов. В православной церкви — это ладан. В буддийских храмах ароматические вещества используются не только в помещении, но и при выходе вручают каждому небольшой пакетик с зеленым порошком: стоит поджечь его — и из дома переносишься в атмосферу храма.
Впечатления от постоянных ароматов неосознанно, но надолго запечатлеваются в памяти. Именно поэтому в зрелом возрасте женщине опасно менять духи — это может омрачить отношения с мужем.
Восприятие запахов у мужчин и женщин различное. Женщины воспринимают запахи острее, «осознаннее», но власть запахов над мужчинами сильнее.
Многие уверены, что парфюмерия способна убивать неприятные естественные запахи, а значит, делать нас более привлекательными. Это не совсем так. Прежде всего не надо забывать, что причины неприятных естественных запахов различны. Это не только следствие пренебрежения правилами ухода за телом, неопрятности, но зачастую и показатель неблагополучия нервной, пищеварительной систем, почек. Запах изо рта сигнализирует, как правило, о заболевании зубов или о сбоях в пищеварении, запах из носа указывает на плохое состояние гайморовых полостей, слизистой носа. Ни один дезодорант, ни одни духи не устранят причины, приведшей к болезни или несоблюдению правил гигиены, хотя порой женщина, чтобы «перебить» неприятные запахи, не жалеет парфюмерии и тем самым делает большую ошибку. Так уж устроен организм, что запах с синтетическими компонентами сигнализирует мозгу о «неполадках» в окружающей среде, а это вызывает невольное раздражение по отношению к той же «хорошо» надушенной женщине. Поэтому хочу дать совет женщинам: если вы собираетесь в лес, а особенно к реке, водоему, не злоупотребляйте духами. Их запахи на фоне природных будут выглядеть довольно грубо.
Жаль, что многие из нас не знают и не учитывают роль запахов в общении. Между тем запаховое «общение» так же широко распространено среди людей, как и в животном мире, начиная с бабочек и кончая млекопитающими. Запахи, выделяемые одним животным для воздействия на поведение другого, носят название феромонов . Особенно мощно действуют так называемые половые аттрактанты, цель которых — привлечь особь противоположного пола, и репелленты — вещества, вызывающие чувство тревоги, паники, дискомфорта.
Много еще неизвестного в науке о запахах — одорологии. Однако ясно, что власть запахов тем сильнее, чем меньше мы их ощущаем, осознаем. Запах, исходящий от человека, мы воспринимаем бессознательно. Нам нравятся его улыбка, походка, интеллект, но мы и не подозреваем, что эта привлекательность во многом обусловлена биологическим, запаховым воздействием. Подчеркиваю, репелленты и аттрактанты не имеют ощутимого запаха, они действуют на уровне подсознания, что усиливает их влияние на поведение человека.
Восприятие
Пороги зрительных восприятий
На расстоянии, хотя и не очень отчетливо, можно различить:
колокольню, заводскую трубу, водонапорную башню
15— 20 км
многоэтажный дом
8— 10 км
одноэтажный дом
5— 8 км
окно в доме
4 км
трубу на крыше дома
3 км
отдельных людей
2 км
километровые столбы на шоссе, общий контур человека
1 км
движение рук и ног человека
700 м
головной убор, переплеты окон
400 м
голову и плечи, овал лица, цвет одежды
300 м
лица людей, кисти рук
200 м
кирпичи в стенах, форму и цвет листьев деревьев
100 м
глаза, нос, пальцы
60 м
веки
20 м
Однако точность определения зависит и от прозрачности воздуха, и от остроты зрения, и от опыта смотрящего.
Пороги определяют только качество ощущения (как отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на анализаторы). Качество же восприятия (как отражение этих предметов и явлений в совокупности их различных свойств) зависит от опыта, умения видеть именно то, что в данном случае надо увидеть.
Ощущение и восприятие — составляющие психических познавательных процессов личности. Каждый из нас без затруднений видит, слышит и ощущает то, что вокруг нас. А как же слепоглухонемые люди?
Слепоглухонемая от рождения кандидат психологических наук Ольга Скороходова научилась воспринимать скульптуру, слушать музыку, писать стихи:
Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
— Как она без зренья красоту опишет,
Как поймет без слуха звуки и весну?!
Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю…
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука…
Продолжим разговор о восприятии. Речь пойдет о зрении. У человека редко оба глаза одинаковы, обычно один из них является ведущим.
Глядя одновременно на близкие и далекие предметы, прикройте ладонью сначала один, а потом другой глаз. Как только вы закроете ведущий глаз, все резко сдвинется в сторону, когда же вы проделаете то же самое с другим глазом, картина останется почти неизменной. Таков способ определения ведущего глаза (рис. 1).
Рис. 1. Каждому человеку полезно знать, какой глаз у него ведущий
Целостность восприятия
Видя главное, мы не замечаем деталей. Ряд линий воспринимается как узор, характер которого обычно определяется какой-либо одной его частью, организующей все целое, как на рис. 2. Мы ведь привыкли читать слева направо. Араб, читающий справа налево, увидит на этом рисунке иной узор.
Рис. 2. Хотя этот рисунок не закончен, мы видим, что здесь нарисовано
Почти каждый, посмотрев на рис. 3, я, увидит треугольник. Дело в том, что при любом восприятии прежде всего бросается в глаза изображение в целом, а уже потом вырисовываются детали; благодаря целостности восприятия отдельные линии и точки видимого объединяются в фигуру (рис. 3, б ).
Рис. 3. Отдельные линии и точки объединяются в целое
Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль. Целостность музыкального образа в нашем сознании проявляется при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные в данных случаях.
Разговаривая по телефону, мы слышим не все буквы, но вряд ли кому-либо это мешает. Да и в обычной речи мы ведь не произносим всех букв слова. Вот как звучит просьба подать полотенце:
— Даить, пжаста, п'лтенц.
Это тоже одно из проявлений целостности восприятия. Иногда две-три недосказанные фразы обобщаются и воспринимаются как законченная мысль. Произведение искусства заставляет нас активно, творчески воспринимать его, воссоздавать целое по деталям. Этим оно отличается от протокола или фотографии.
Иллюзии
Иллюзии, о которых сейчас пойдет речь, описал еще Аристотель примерно 2300 лет назад. Это иллюзии высоты и ширины (рис. 4), иллюзии Мюллера-Лиера (рис. 5), Цельнера и Геринга (рис. 6, а , б ).
Рис. 4. Иллюзия высоты и ширины
Рис. 5. Иллюзия Мюллера-Лиера.
Рис. 6. Иллюзия Цельнера, иллюзия Геринга (трудно поверить, что эти линии параллельны)
Покатайте, закрыв глаза, шарик (лучше металлический, холодный) перекрещенными указательным и средним пальцами, как показано на рис. 7.
Рис. 7. Иллюзия касания
Вам будет казаться, что под пальцами у вас два шарика. А ларчик открывается просто: наружные поверхности двух соседних пальцев, как в нашем случае, практически никогда не касаются одновременно одной поверхности, и поэтому ощущения, идущие от них, не обобщаются. Иногда эта иллюзия возникает, если пальцами касаться кончика собственного носа: возникает впечатление, что вы стали собственником двух носов — положение не лучшее, чем у героя гоголевского «Носа».
Но если до тыльной стороны кисти дотронуться двумя ножками циркуля, раздвинутыми меньше чем на 20-25 мм, вы ощутите только одно прикосновение. На кончиках пальцев вы отчетливо ощутите два прикосновения, даже сведя ножки циркуля до 1— 2 мм. А приложив циркуль к коже спины, вы почувствуете два острия лишь при условии, что ножки циркуля растянуты больше, чем на 60— 70 мм. Это объясняется неодинаковой густотой расположения нервных окончаний, улавливающих прикосновения. Но чтобы опыт удался, ножки циркуля не должны прикасаться к кожным волоскам.
Парадигма силы справедливости
Я жаловался на то, что у меня не было обуви, до тех пор, пока я не встретил человека, у которого не было ног.
Персидская пословица
Шесть слепых мудрецов захотели узнать все о слонах. Они не могли его увидеть, и потому каждый из них дотронулся до слона, чтобы описать его внешний вид. Каждый высказал свое заключение:
Первый облокотился о бок слона и сказал, что слон похож на стену.
Второй дотронулся до бивня и сравнил слона с копьем.
Третий схватил слона за хобот и решил, что слон похож на змею.
Четвертый ощупал ногу и сказал, что слон очень напоминает дерево.
Пятый, держа ухо слона, заявил, что слон похож на опахало.
Шестой, ухвативший слона за хвост, решил, что все слоны, как веревки.
Это стихотворение, которое написал Джон Г. Сакс, заканчивается словами:
Так громко и долго спор вели
Ученые старцы далекой земли.
И каждый доказывал мненье свое,
И каждый считал, что оно таково.
Давайте не будем к ним очень строги,
Они все отчасти ведь в чем-то правы,
Но правду познать все же им не судьба,
И истина скрылась от них навсегда.
Изменение восприятия
Письмо студентки колледжа:
«Дорогие мама и папа!
С тех пор как я уехала в колледж, я стала редко писать вам. Извините мою забывчивость и долгое молчание. Я постараюсь ввести вас в курс дела, но прежде чем вы будете читать письмо, сядьте, пожалуйста. Нельзя читать дальше, пока вы не сели. Хорошо?
Ну, тогда я продолжаю. Перелом черепа, который я получила, выпрыгивая из окна моей спальни во время пожара, происшедшего вскоре после моего прибытия сюда, почти уже зажил. Я провела в больнице всего две недели и сейчас вижу уже почти нормально, а головные боли возникают всего раз в день.
К счастью, пожар в квартире (и мой прыжок) видел служащий бензоколонки возле дома, и именно он вызвал пожарных и «скорую». Он также навещал меня в больнице, и так как мне негде было жить из-за сгоревшей квартиры, он был очень любезен и пригласил меня жить в свою квартиру. Вообще-то это подвал, но очень миленький.
Он прекрасный молодой человек, мы очень полюбили друг друга и собираемся пожениться. Мы еще не решили, когда точно, но, конечно, до того, как будет заметна моя беременность. Да, мамочка и папочка, я в положении. Я знаю, как давно вы мечтали стать бабушкой и дедушкой, и знаю, вы с радостью примете ребенка и окружите его той же любовью, заботой и теплотой, какой окружали меня в детстве.
А причина задержки нашей свадьбы в том, что мой молодой человек подхватил небольшую инфекцию; это не позволяет нам сделать необходимый до свадьбы анализ крови, и я по неосторожности тоже от него заразилась. Но я знаю, что вы примете его в нашу семью с радостью. Он добр и, хотя не получил хорошего образования, очень честолюбив. Хотя он другой расы и его вероисповедание отличается от нашего, я знаю, что выказываемая вами терпимость не позволит обращать внимание на это.
Теперь, когда я сообщила все последние новости, хочу сказать вам, что не было никакого пожара. Не было перелома черепа. Я не лежала в больнице. Я не помолвлена. Я не беременна. Нет никакой инфекции, в моей жизни нет никакого молодого человека. Однако я получила «D» по истории и «F» по биологии. И хотела бы, чтобы эти отметки вы восприняли правильно.
Ваша любящая дочь Сюзи».
Резюме по данному письму может быть коротким. Пережив все ужасы и трагизм «падения» дочери, родители воспримут ее не очень хорошие отметки как сущий пустяк по сравнению с тем, что ей «грозило». Вот это и есть управление восприятием.
Внимание
Задачи на внимание
Кто скорее найдет все цифры от 1 до 90 (рис. 8.)? Проследите мысленно, без помощи ручки каждую из линий (рис. 9).
Рис. 8
Рис. 9. «Путаница»
Сколько дел можно сделать одновременно?
Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Трудно поверить, что это так и было. Но вот в 1887 г. французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в то же время писать другое. Он мог, декламируя стихи, письменно выполнять сложные умножения. Это достоверный факт.
Распределение внимания — это такое его состояние, которое бывает при одновременном выполнении двух или нескольких действий. «Разве это не обычная вещь, что мы, занятые главным образом одним делом, одной мыслью, можем одновременно исполнять другое дело, очень привычное для нас, т. е. работать теми частями полушарий, которые находятся в известной степени торможения по механизму внешнего торможения, так как пункт полушария, связанный с нашим главным делом, конечно, является тогда сильно возбужденным?» — писал Иван Петрович Павлов, накладывая психологический узор на физиологическую канву.
Как стать внимательным?
Приучить себя внимательно работать в самых разнообразных условиях — вот верный путь воспитания внимания.
Следует научиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонним раздражителям. Развитие устойчивости внимания человека связано с развитием его волевых качеств; поэтому надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах контролировать свои действия.
Большую пользу принесут систематические упражнения в одновременном выполнении различных процессов. Делать это надо так, чтобы общее восприятие каждого объекта сохранялось достаточно хорошо и в то же время из второстепенного выделялось главное, на чем и концентрировалось бы внимание.
Тренировка переключения внимания должна идти по трем путям:
1. Тренировка в быстром переключении внимания с объекта на объект.
2. Тренировка в умении выделять наиболее важные объекты за счет второстепенных.
3. Тренировка в порядке переключения в том, что образно называют выработкой «маршрута восприятия» (т. е. научиться автоматически, всегда в определенной последовательности переключать внимание с одного объекта на другой с целью получения информации или выполнения определенных действий).
Лучший же способ стать внимательным — никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно!
Память
Внимательно рассмотрите рисунок и запомните эти фигуры, затем, перевернув страницу, найдите их на следующем рисунке.
Кладовая памяти
Рассказывают, что один человек, решив пополнить свое образование, стал заучивать подряд энциклопедию. Однако дошел он от слова «А» до слова «абсурд»: дальше осилить не мог. Но если бы он и продолжал заучивать энциклопедию, проку бы большого не было. Ведь энциклопедия — это справочник, а в основе образования лежит система получаемых знаний.
Главное из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, — ее готовность, умение быстро извлекать из запаса сведений именно то, что необходимо в данный момент. Есть люди, много знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненужное «само лезет в голову». У других багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда воспроизводится именно то, что нужно.
Можно дать полезный совет.
Нельзя сначала что-то как-то заучивать, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти формируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно осмысленным и во время него сразу должны устанавливаться связи между запоминанием и теми случаями, когда эти сведения могут понадобиться.
Читая исторический роман и сопоставляя описанное в нем с учебником истории, мы подготавливаем память, чтобы можно было воспроизвести прочитанное в тех случаях, когда речь зайдет о соответствующем историческом факте.
Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться, при этом важно находить в вещах сходство и различие. «Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и потому надобно скорее все укладывать куда следует», — рекомендовал А. В. Суворов. Наполеон говорил, что все дела и знания уложены у него в голове, как в ящиках комода, и ему достаточно открыть определенный ящик, чтобы извлечь нужные сведения.
Систематичность в накоплении знаний более всего помогает развитию готовности памяти. Запоминая что-либо, надо помнить, зачем мы это делаем и в каких случаях те или иные сведения могут понадобиться.
Хорошая ли у вас память?
Прочтите внимательно, но только один раз и постарайтесь запомнить числа:
64 93 57 68 46 37 39 52 74 49.
Запишите те из них, которые вы запомнили, по возможности в том же порядке.
Число запомнившихся цифр будет характеризовать объем, а число цифр, которые вы запомнили в нужном порядке, станет свидетельствовать о точности вашей механической зрительной памяти.
Если бы такой же ряд двузначных цифр кто-нибудь прочел вслух, вы могли бы оценить вашу механическую слуховую память и, сравнив результаты, установить, какой тип памяти у вас преобладает — зрительный или слуховой, если, конечно, что-либо не сделало результаты этих опытов случайными.
Прочитав или прослушав какой-либо текст, а потом записав то, что запомнилось, можно оценить точность не только механической, но и смысловой памяти.
Запомните возможно подробнее, что нарисовано на первом рисунке на следующей странице.
Закрыв бумагой первый рисунок и посмотрев на следующий, скажите по памяти, чего здесь недостает и что лишнее по сравнению с предыдущим рисунком.
Как улучшить память?
Все хотели бы это сделать, но не всякий знает, что для этого нужно.
А первое и главное правило: чтобы развить память, ее надо развивать. И это не тавтология, не «масло масляное». Ведь многие хотят сначала улучшить память, а уже потом начать ее применять. Ничего не выйдет. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память.
Кроме этого, есть несколько частных правил, полезных только тогда, когда выполняется главное — повторение.
Повторение — одно из наиболее существенных условий прочного запоминания. Как говорится, «повторение — мать учения». Однако специальные опыты показали, что далеко не всякое повторение приводит к положительным результатам: для этого оно должно быть осмысленным и целенаправленным. При повторении материал следует рассматривать каждый раз как бы с других точек зрения, увязывая уже известные факты с новыми, иначе он быстро надоедает и к нему пропадает всякий интерес. Механическое повторение является малопродуктивной зубрежкой.
Вот что надо иметь в виду при заучивании. У некоторых наиболее продуктивно для этого вечернее время, у других — утро. Наименьший эффект дает заучивание днем, среди других дел. Целесообразнее всего запоминать под вечер и повторять на следующее утро.
|