Денис Шевчук «НЛП. Психолингвистика. Техники убеждения»


Вопрос: Что если будущая ситуация покажется человеку неосуществимой?

Когда одна часть говорит: «Все возможно,» – то, как правило, вы тут же обнаруживаете другую часть, которая говорит: «Ничего не получится». И чем больше одна утверждает: «Ничего не получится», – тем более другая от нее удаляется и все настойчивей утверждает: «Все возможно».

И вновь цель процесса интеграции данного убеждения для обеих является одной и той же. Я хочу выяснить, что представляют собой намерения, скрытые в этих утверждениях. Если я сумею передать видение этого «мечтателя» этому «критику» и чувства этого «критика» этому «мечтателю», то в этом случае я могу создать нечто реальное. Я говорю: «Прекрасно, эта мечта необходима. Но только в том случае, если она интегрирована так, чтобы я сразу же мог по настоящему и в полной мере осуществить это». Дом, в котором царит внутренняя распря, не устоит.

Если я попался на крючок одного из них и, например, сам пытаюсь выяснить, будет это возможно или нет, то мои действия будут всего лишь способствовать развитию конфликта. Пятьдесят или шестьдесят лет назад люди не верили в возможность полета на Луну. Чтобы осуществить мечту такого масштаба, требуется недюжинный реализм и огромная самоотверженность.


Вопрос: В одной работе с полярностями, которую мы проводили в гешталъте, мы прошли через эмоцию противостояния между двумя частями. Чтобы применять эту технику, должны ли мы избегать этих эмоций при переходе в мета позицию?


позицию, а мета позиция не создает конфликта. Понимание положительного намерения частей, участвующих в конфликте, и есть то, что создает подлинную мета позицию.

Эмоции приводятся в движение намерением, идентичностью и ценностями данного человека. Разница между тем, что делаем мы, и тем, что делал Фриц Перлз, состоит в особенностях работы смета позицией. Мы создаем ее. Нам недостаточно двух стульев, потому что нам нужно выйти за пределы всего этого. И вместо того, чтобы просто производить разделение на основе эмоций, нужно охватить все уровни и использовать все пять чувств.

Решение приходит благодаря созданию контекста за пределами конфликта.

Эмоция важна для того, чтобы убедить меня: человек по настоящему ассоциирован с этой позицией. Например, я прошу человека: «Почувствуйте состояние тупика». Он отвечает: «Готово», – но в его физиологии нет каких либо значительных изменений. Я хочу видеть, что он действительно В ЭТОМ СОСТОЯНИИ, что означает присутствие физиологических проявлений, эмоций и всего остального.

Эмоции являются функцией отношений. Они сигнализируют о каком то отношении. Те же самые две части, что порождают ощущение вины, противостоя друг другу, вызывают чувство умиротворенности, когда они друг друга поддерживают. Дело тут не в том, что вина и умиротворенность являются различными вещами. Эмоция является энергией, направленной на взаимоотношения между частями нас самих.

Если гнев, который направлен на меня самого, я направляю в сторону видения своей мечты, он становится обязательством. Гнев – это не то, что можно положить в футляр и посетовать: «Ох, уж этот гнев… Ох, уж эта эмоция!» Это тот канал, по которому устремляются внутренние переживания. Когда же я преобразую их совместную работу, то от этого кое что меняется.

Страх превращается в силу. Это та же самая эмоция, дело лишь в том, куда она направлена.

Я несомненно хочу, чтобы люди опять вернулись к этим эмоциям, но я также хочу знать, каким образом я могу свести их все воедино, чтобы вместо взаимного истощения энергии они бы подпитывали друг друга. И опять же, именно связь определяет качество ощущения (Шевчук Д. А. Конфликты: избегать или форсировать?: все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009).

Вы можете завершить его либо не слишком хорошо, либо вполне успешно. Что должно произойти, чтобы завершить его успешно? Именно здесь, думаю, вам необходимо взглянуть на взаимоотношения между частями и привнести ресурсы.


Вопрос: У меня создалось впечатление, что та часть из прошлого пытается защитить человека.

Очень часто решения, касающиеся идентичности, принимаются, когда мы бываем еще детьми. Вы растете, и им требуется обновление.

В своей жизни мы проходим через разные переходные стадии, и часто эти переходы, даже если они позитивны, приводят к кризису идентичности. С появлением детей изменяется идентичность. То же самое происходит при переходе на новую работу. При подобных переходах идентичность множество раз подвергается переоценке и реинтеграции.

Мне часто приходится наблюдать, особенно при быстром переходе, что у старого и нового оказывается недостаточно времени для того, чтобы соединиться.

Во многих культурах, основанных на традиции, именно это соединение и является целью «обрядов посвящения». Они органически включены в контекст культуры и служат интеграции идентичности между предшествующей и последующей стадиями развития.

В современных культурах об этом забыли. Иногда мы даже создаем новую идентичность, пытаясь полностью отказаться от старой.

«Я больше не желаю быть таким, поэтому я во всем буду полной противоположностью тому, чем был раньше». Поэтому некоторое время развитие новой идентичности основывается фактически на полном уходе от старой или на ее полной противоположности.

Данная стратегия может быть полезна, но старая идентичность должна быть в какой то момент реинтегрирована. Вероятно, чаще всего вы будете обнаруживать, что более ранние части в большей степени связаны с идентичностью. Более же поздние части могут

быть либо какими то новыми убеждениями, либо новыми способностями, развившимися по мере вашего собственного развития. Таким образом, более ранняя идентичность часто оказывается в положении обороняющейся стороны.


Вопрос: Вы говорили о том, как изменилось убеждение, а вслед за этим поведение. Критическая фаза была в тот момент, когда убеждение и поведение максимально разошлись. Я часто говорил другим и самому себе, что этот особый момент наиболее предрасполагает к заболеванию. Как помочь человеку благополучно преодолеть эту фазу?

Именно в этом ценность только что проделанного упражнения.

Когда я продвигаюсь в будущее, мне нужно знать, что мое поведение не всегда сразу же будет соответствовать новому убеждению. Данная критическая точка находится там, где я по настоящему нуждаюсь в силах и поддержке из прошлого. И если я просто пытаюсь заставить себя быть этой новой личностью, а прошлая моя часть не верит в то, что «это возможно», то как только я попадаю в на то место, где убеждение и поведение не заодно, эта прошлая часть начинает тянуть меня назад. Но если же они соответствуют друг другу, то обеспечивают энергию и поддержку, необходимые для образования критической массы, требуемой для полного единства.

Поэтому, когда я провожу подстройку к будущему, мне следует убедиться в том, что человек знает, что вовсе не обязательно будут одни сплошные розы.

Я полагаю, что даже просто показывая человеку данную связь между убеждением и выполнением, иногда удается по настоящему помочь ему заранее предвидеть естественный ход перемен, чтобы он воспринимал события данного критического момента как обратную связь, а не как неудачу.

Другая стратегия заключается в том, чтобы зайти по линии времени в будущее далее какого то конкретного результата – так что вы оказываетесь еще дальше, оглядываясь на потенциальные проблемы и на то, как с ними быть. Если я гляжу на это из более отдаленной перспективы, то могу даже видеть некоторые пути обхода этой критической точки.


V. СИСТЕМЫ УБЕЖДЕНИЙ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ


Возможно, наиболее эффективный способ пройти кризисную точку – это иметь систему поддержки. Полезно развивать не только определенное поведение и способности, поддерживающие убеждение, но и систему поддержки во внешнем окружении.

Я предлагаю сделать каждому из вас следующее: говоря о новых убеждениях и новой идентичности, которые вы себе избрали, задумайтесь также о месте и людях, куда и к кому вы можете обратиться, чтобы получить поддержку.

Может быть, есть какое то особое место, где можно побыть в уединении и еще раз убедиться в своей правоте. Если у вас пока такого места нет, придумайте его: представьте себе, где бы вы его расположили. Создайте его.

Подумайте также о людях, которые больше всех поддержат и обрадуются вашим переменам, убедитесь в том, что у вас есть надежная обратная связь и подкрепление. Не стоит рассчитывать только на себя. Рядом всегда окажется много людей, желающих помочь вам измениться и поддержать вас в этом.

Стоит принять во внимание и то, что всегда будут люди, которые не поддержат ваши перемены, по всей видимости, усматривая в них опасность для себя. Умейте справиться и с этим. Я не верю в то, что такие люди плохи, убежден, что у них положительные намерения; вопрос лишь в том, как обратить эти намерения в поведение, обеспечивающее нам поддержку.


Мета зеркало


Первый этап: как назвать поведение другого человека?


Второй этап: как назвать ваше собственное поведение?

Иногда люди критикуют вашу идентичность и говорят что нибудь вроде: «Это была ваша вина». Если вы воспринимаете это на уровне идентичности и испытываете чувство «Со мной что то не так!» – то эмоционально это очень сильно на вас повлияет. И вы очень быстро сгорите.

Но этот человек всегда говорил что нибудь в таком роде: «Мне очень жаль, что это вас так расстроило. Скажите, что именно произошло?» Таким образом он отводил критику от себя и направлял ее на проблему. Фактически он представал перед недовольным клиентом в роли опытного стратега. Он применял мимику и жестикуляцию, чтобы направить слова и образы в какой нибудь особый пункт, подальше от своей персоны. В результате они сосредоточивали все свое внимание не на нем, а на «проблеме».

В конечном итоге он направлял ее дальше вверх по левую руку от них, в пункт памяти, и превращал ее в обратную связь вместо неудачи. Он не воспринимал все это на уровне идентичности. Он знал, что с идентичностью у него все в порядке, независимо от того, какова была реакция. Ему не нужно было отрицать или бороться с критикой: он направлял ее туда, где она в данный момент могла принести наибольшую пользу.


Третий этап: отношение между двумя «я»

Сейчас я вам предлагаю перейти в четвертую позицию, вот сюда. Когда вы смотрите на то, как ваше внутреннее «я» мета позиции старается изменить ваше внешнее «я» первой позиции и ваш способ общения с этим человеком, каким вам представляется это взаимоотношение?


Мне кажется, было бы интересно поменять местами эти позиции (ваше внутреннее и внешнее «я»).

Например, что если бы вы поменяли местами свое внешнее «я» первой позиции и внутреннее «я» мета позиции, став при этом безразличной к другому человеку и непоколебимой сама с собой в отношении своих ценностей! Возможно, чем более я непоколебим в отношении своих ценностей с самим собой, тем более творческим может быть мое поведение по отношению к нему.


Самое замечательное в подобного рода систематической работе то, что у вас не возникает необходимости изменять элементы системы для поиска решения. Вам только нужно изменить взаимоотношение между данными элементами. Что, если бы вы это сделали? Просто напросто возьмите и физически поменяйте их местами.


Очень часто тот участок, на котором вы испытываете затруднения при общении с другим человеком, является зеркальным отражением того, как вы относитесь к себе.

И действительно, ни сама проблема, ни ее решение не заключаются в другом человеке.

Если я способен сделать шаг назад и увидеть, в какой степени достоверно отражение моих отношений с самим собой, то могу перестроить всю систему так, что стану сам себе поддержкой (см. подробнее Шевчук Д. А. Создание собственной фирмы: Профессиональный подход. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007). Это может преобразовать все. Методика мета зеркала создает контекст, в котором мы можем постоянно смещать позиции восприятия внутри и вне проблематичного взаимоотношения до тех пор, пока не найдем наиболее подходящую и гармоничную организацию элементов молекулы взаимоотношений.


Краткое изложение методики мета зеркала

1. Определите для себя человека, общение с которым представляет для вас определенную трудность. Визуализируйте этого человека из первой (ассоциированной) позиции и укажите ту черту, которая делает общение столь трудным. Например, «жесткий», «бесчувственный», «неконгруэнтный», «противоречащий» и т. д.

1. Отступите в мета позицию (диссоциированную с взаимоотношением) и визуализируйте себя в этом взаимодействии. Назовите свое собственное поведение по отношению к другому человеку. Например, «рассудочное», «раздраженное», «доброжелательное», «испуганное» и т. д.

3. Отметьте, как образ ваших действий в данный момент усиливает или служит катализатором поведения другого человека в данной системе. (Если вы там отсутствуете, то каким образом будет поступать этот человек? Сохраняются ли у него те же самые реакции?)

4. Подумайте, как иначе вы могли бы реагировать на этого человека. Возможно, вы уже пытались изменить свои собственные реакции. Что заставляет вас поступать в данном взаимоотношении подобно тому, как вы поступали и раньше?

5. Отступите сейчас в сторону (в «мета четвертую» позицию) и посмотрите, как вы относитесь к себе в этом взаимодействии. Например, «настырный», «злобный», «рассудительный», «созидательный» и т. д. Определите, на каком логическом уровне (поведения, способности, убеждения, идентичности) возникают различные реакции.

Каким образом ваша реакция на себя самого является зеркалом того, что делает другой человек?

6. Из «мета четвертой» позиции поменяйте местами две позиции, ассоциированные с вами самим, то есть поместите свои реакции третьей позиции (то, как вы относились к самому себе) в первую позицию, получив таким образом тот же уровень реагирования и в отношении другого человека. Поместите ваши прежние реакции первой позиции в пункт третьей позиции.

Отметьте, как данное перемещение изменяет систему и преобразует данные реакции.

7. Встаньте на место другого человека (вторая позиция). Посмотрите на себя глазами другого человека. Каким образом представляется ваше поведение с этой перспективы? Что бы вы хотели себе пожелать?

8. Вновь ассоциируйтесь с пересмотренной первой позицией (т. е. с той, что была замещена реакциями уровня прежней третьей позиции). Отметьте, как изменились ваши реакции и точка зрения.

9. Продолжайте менять местами перспективы и расширяйте возможности выбора реакций (на соответствующем уровне) до тех пор, пока не почувствуете, что данное взаимоотношение стало более уравновешенным и функциональным.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Давайте теперь проведем обзор всех элементов работы с убеждениями, которые были рассмотрены в этой книге.

Мы начали с того, что провели разграничение между убеждениями и другими функциями в нашей жизни и поведении. Убеждения отличаются от стратегий, способностей и поведения. Мы указали на то, что они связаны с обобщениями, касающимися причин, значений, ценностей и ограничений.

Споры о поведении вовсе не обязательно приведут к изменению убеждения, поскольку поведение находится на ином уровне.

Мы начали с некоторых простых убеждений о способностях и обнаружили, что их сила заключается не в том, что они представляют собой какую то отдельную картину, звук или ощущение, а в том, что это целая молекула, образованная из взаимоотношений, синестезия различных картин, звуков и сенсорных ощущений.

В качестве первого шага мы по новому организовали эти репрезентации, разместив их в позициях, соответствующих положению их физиологических ключей доступа.

Затем у нас появилась возможность перестроить взаимоотношения таким образом, что в данной системе они стали поддерживать друг друга.

Далее, выявляя глубинные убеждения, мы обнаружили, что они представляют собой молекулы, образованные не из одних только репрезентативных систем, но и из своего рода внутренних отражений конфликтных взаимоотношений между людьми. Такое убеждение может представлять собой молекулу отношений между мною, моей матерью и моим отцом, а вовсе не группой сенсорных репрезентаций.

Затем мы опять занялись преобразованием этой молекулы, придавая ей более приемлемую структуру – структуру организации во времени и по позициям восприятия, поскольку часто бывает весьма непросто различить, какие убеждения мы взяли у других, а какие являются нашими собственными.


Мы разделяем и преобразуем данную молекулу отношений, переходим в позицию вне пределов данной системы, чтобы привнести необходимые для этого преобразования ресурсы.

И наконец, мы провели работу с молекулой нашей идентичности, структура которой создает либо положительную, либо отрицательную усиливающую систему. Таким образом, получается синестезия собственного «я», молекула собственного «я». Мы рассмотрели, как можно организовать эту систему таким образом, чтобы получить наиболее приемлемый и гармоничный набор взаимоотношений.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ


Примите расслабленную позу. Позвольте своему разуму переключиться с ввода информации на ее интеграцию и обработку.

Возможно, вам удастся получить образ себя самого, как если бы вы смотрели на самого себя откуда то сверху. Глядя на себя с высоты, вам, может быть, удастся сосредоточиться на части вашего лица, выражающей чувство покоя, части, которая выражает вас больше всего.

Это могут быть ваши глаза, рот, нос, подбородок, брови, щеки, лоб. Сосредоточьтесь на этом образе. Рассмотрите его поближе, чтобы увидеть детали (Шевчук Д. А. Конфликты: как ими управлять (конфликтология)).

Возможно, вы сумеете добиться такого увеличения, что начнете различать поры своей кожи и мелкие волоски на ней. Добейтесь еще большего увеличения, чтобы различать уже отдельные клетки кожи. И еще ближе – чтобы видеть содержимое клетки своего организма и ее ядро, и даже так, чтобы заглянуть в это ядро, в самый центр клетки, еще глубже, еще ближе. Теперь вы уже различаете хромосомы, образующие эту клетку, хромосомы, расположенные в самой глубине ядра. Те хромосомы, что пришли к вам от отца и матери, соединяясь во взаимодействии отношения.

Сосредоточившись на одной хромосоме, начните различать спирали молекул ДНК, несущие ваш генетический код. Увеличение становится еще больше, и вы начинаете различать отдельные молекулы ДНК, образующие эту мельчайшую частицу вас. Еще дальше и еще глубже – и вы видите электроны, вращающиеся вокруг ядер атомов. И вот уже атом начинает все больше и больше увеличиваться в размерах, так что вы оказываетесь в кажущемся вам безграничном пространстве среди множества частиц.


А затем начните путешествовать обратно: вот уже атомы сливаются в молекулы, молекулы в аминокислоты, образующие гены, спирали ДНК, хромосомы, а из них уже формируются отдельные клетки, вместе образующие ваш кожный покров. Затем эта кожа становится частью вашего лица, и глядя на свое лицо, вы отодвигаетесь еще дальше, вы видите свое собственное тело и тела окружающих людей.

И вот вы уже за пределами этой комнаты и видите, как она расположена по отношению к другим помещениям этого здания. Здание удаляется и становится все меньше, вы видите все больше других зданий и автомобилей, которые начинают походить на отдельные клетки в теле города. Вокруг города видны другие города, и вот уже видна вся страна, граничащая с другими странами, и целый материк. А вы поднимаетесь, взлетаете выше, парите над облаками и можете одним взглядом охватить материки и омывающие их океаны. Детали становятся все мельче, и перед вами голубой Земной шар, который, все время отдаляясь от вас, уменьшается в размерах. И вот вам уже виден хоровод планет, так напоминающий атомы, которые образуют нечто очень похожее на маленькую молекулу.

Возможно, что вся наша Солнечная система – это всего лишь маленькая молекула в теле Бога, и мы лишь частички хромосомы, образующей клетку лица.

Путешествуя по этим уровнями, возможно, будет полезно и интересно вспомнить, что мы на самом деле существуем сразу на всех уровнях, и может быть, это похоже на чудесную голограмму.

И если, как сказал Эйнштейн, «вселенная – это дружественное место», каждый из нас несет в себе частицу ее дружественной гармонии и одновременно ее составляет. И поэтому все, что вы узнали, интегрируется вами, отвечая этой гармонии, становясь полезным для вас.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1



КОМПОНЕНТЫ МЕТА ПРОГРАММЫ


1. Ориентация на цели и проблемы

а) В направлении положительного

В направлении, обратном отрицательному

б) Совпадение (ориентация на сходства и подобия)

Несовпадение (ориентация на различия)

в) Стиль мышления

Видение

Действие

Рассуждение (Логика)

Эмоция

д) Иерархия критериев (ценностей)

Сила (управление)

Причастность (взаимоотношения)

Достижение (цели)


2. Ориентация на взаимоотношения

а) Сам – 1 я позиция

Другой – 2 я позиция

Контекст – 3 я позиция

б) Внешнее поведение

Внутренняя реакция


3. Ориентация на время

а) Прошлое – воспоминание

Настоящее – внешнее

Будущее – сконструированное

б) Во времени (ассоциированная)

Сквозь время (диссоциированная)


4. Ориентация на организацию информации

а) Человек – кто

Информация – что

Место – где

Время – когда

Деятельность – как

б) Масштаб разбивки

Крупный

Мелкий


Приложение 2



ПРЕДИКАТЫ И ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ


В нейро лингвистическом программировании выявлен ряд вербальных и невербальных показателей, которые могут использоваться в качестве ключей к раскрытию отдельных компонентов умственных процессов индивида – и при его сознательном участии или без него.


1. Лингвистические ключи

«Предикаты» – это слова: глаголы, наречия и прилагательные, указывающие на действия или качества, в противоположность предметам. Данный тип языка выбирается, как правило, на подсознательном уровне и отображает ту основополагающую умственную структуру, которая их порождает. Ниже приводится список наиболее часто употребляемых предикатов, которые указывают на использование одной из репрезентативных систем.


ВИЗУАЛЬНАЯ

АУДИАЛЬНАЯ

КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ


Видеть

слышать

хватать


глядеть

слушать

касаться


Увидеть

звучать

чувствующий


Ясный

звучный

твердый


Яркий

громкий

тяжелый


Изображать

выражать

обращаться


Смутный

шумный

шероховатый


выносит на свет

звонит в колокол

соединяет


показывать

рассказывать

перемещаться


1. Движения глаз


Автоматические, бессознательные движения глаз часто сопровождают конкретные мыслительные процессы, указывая на вхождение в одну из репрезентативных систем. Данные положения глаз также могут стимулировать вхождение в конкретную репрезентативную систему, как и обеспечивать поддержку с ее стороны. В НЛП данные знаки сведены в следующую общую схему:


Приложение 3



НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ


1. Логические уровни

Как отмечал Грегори Бэйтсон, в процессах обучения, изменения и общения существуют естественные иерархии классификации. Функция каждого уровня заключается в организации информации на предшествующем ему более низком уровне. При этом правила изменения чего либо на одном уровне отличается от правил изменения на более низком уровне. Изменение чего либо на более низком уровне может, но не обязательно будет оказывать влияние на более высокие уровни; изменение же чего либо на более высоких уровнях неизбежно влияет на более низкие уровни, призванные содействовать изменению на более высоком уровне. Бэйтсон отмечал, что именно это смешение логических уровней часто приводит к возникновению проблем.


2. Логические уровни в НЛП

Работая в НЛП, следует постоянно принимать во внимание следующие основные и наиболее важные логические уровни:


Духовный

Трансмиссия


А. Кто я есть – идентичность (кто)

Миссия


Б. Моя система убеждений – ценности, критерии (почему)

Дозволение и мотивация


В. Мои способности – состояния, стратегии (как)

Направление


Г. Что я делаю – особые типы поведения (что)

Действия


Д. Мое внешнее окружение – внешний контекст (где, когда)

Реакции


3. Нейро логические уровни

Данные уровни каждый в отдельности вызывают более глубокую вовлеченность неврологической «цепи» в действие.


Духовный: голографический – нервная система в целом


А. Идентичность: иммунная система и эндокринная система – глубинные функции жизнеобеспечения.

Б. Убеждения: Автономная нервная система (например, частота сердцебиений, расширение зрачков, и т. д.) – бессознательные реакции.

В. Способности: корковые системы – полусознательные действия (движения глаз, поза, и т. д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться