У Карла Кастанеды, описывавшего человека, как энергетическое (информационное – авт.) яйцо, есть понятие точки сборки – некоего узла, активизирующего внутренние энергетические волокна в соответствии с проходящими через него внешними энергетическими пучками. В зависимости от того, какие внешние энергетические волокна проходят в данный момент через точку сборки, она сдвигается и активизирует внутренние потоки энергии. По аналогии предлагается ввести понятие "фокуса внимания" – некоего подвижного центра, активизирующего определенную совокупность информационных структур человеческой личности. Его положение определяется состоянием внешних и внутренних потоков информации. При их соответствии, фокус внимания имеет фиксированное положение, при рассогласовании он смещается, пытаясь найти оптимальное положение. Каждый человек имеет конечное число точек фиксации, которые так же можно назвать психофизическими состояниями. Ригидные личности имеют минимальное количество таких состояний, гибкие – гораздо большее число. Различные психофизические состояния могут проявлять полярные черты личности, создавая впечатление абсолютно разных людей. Часто человек в одном состоянии не помнит, что он делал в другом резко измененном (Джекил и Хайд).
Если внешний поток информации не может быть согласован ни с одним положением фокуса внимания, человек впадает в трансовое состояние, ступор или вынужден полностью игнорировать поступающие данные. С этой точки зрения быстрый (парадоксальный) сон может быть описан, как мелкие хаотические колебания фокуса внимания, случайным образом активизирующие некоторые информационные структуры личности (чаще всего память и эмоции).
Фокус внимания может разделяться на две, три и более частей. Самый известный пример – Юлий Цезарь, умевший делать несколько дел одновременно. Это обстоятельство объясняет состояния ассоциации (человек "изнутри" себя чувствует и воспринимает происходящие события или воспоминания), диссоциации (смотрит на себя со стороны, практически не испытывая эмоций), двойной диссоциации (видит себя, смотрящим на себя – другого). Собственно моменты самоосознания – это диссоциированное состояние, когда разделенные половинки фокуса внимания фиксируются друг на друге.
Расщепление фокуса внимания вызывает необходимость введения понятия "субличность". В НЛП принят несколько иной термин – "часть личности". На взгляд автора он не очень удачен, так как подразумевает некоторую ущербность и неполность. В НЛП наличие частей личности постулируется и ни чем не обосновывается.. предполагается, что они автономны, самодостаточны, имеют свою функцию и цель, в ряде случаев могут конфликтовать между собой, не контролируются сознанием.
Для каждой части личности можно выявить метацель – сущностное состояние [9]. О своих функции, цели и сущностном состоянии они могут сообщать сознанию вербально, в виде образов и ощущений или кинестетическими сигналами двоичного кода "да" и "нет". В любом случае они понимают вербальную информацию, используя транслятор. Разделение личности на части есть и в психоанализе и в гештальте. В НЛП пошли дальше ни чем не ограничивая их число, но и ни как их не структурируя.
На основе введенных понятий субличность можно охарактеризовать следующим образом. Это устойчивая связь между элементами структуры личности, созданная для достижения постоянно возникающих целей, требующих стандартных (хорошо освоенных) действий. Вследствие необходимости выполнения нескольких дел одновременно, субличности могут функционировать одновременно, отвечая за конкретные цели. Это достигается расщеплением фокуса внимания. Субличности могут использовать одни и те же информационные структуры, но в разном сочетании и в разной степени их активизации. Некоторые субличности имеют двухсторонний доступ к транслятору (безличностному механизму словесной кодировки) с целью превращения собственных нужд в потребности и намерения личности.
Если действия одной субличности мешают или прерывают действия другой, возникает внутренний конфликт, ощущаемый в виде негативных эмоций, образов или внутреннего диалога (участников обсуждения может быть и больше двух). Внешне конфликт субличностей может выражаться в виде нерешительности, нервозности, оговорок, неконгруэнтности, немотивированных вспышек эмоций и т.п.
Функционирование субличности возможно только при определенных психофизических состояниях. Поэтому не все субличности могут активизироваться одновременно. Их существование имеет очевидные плюсы: параллельное выполнение нескольких дел, минимизация расхода психической и физической энергии. Так же есть и ощутимые минусы: жесткая фиксация фокуса внимания резко ограничивает внутреннюю свободу человека, "ритуальность" действий делает его поведение резко детерминированным, конфликт между субличностями резко снижает его самооценку и эффективность. Поэтому интеграция частей – очевидный путь расширения и обогащения внутреннего мира.
Кастанеда утверждал, что возможны три принципиальные положения точки сборки (фокуса внимания – авт.). Если она связывает соответствующие друг другу внутренние и внешние энергии (информационные структуры) и такое соответствие уже встречалось, то это известное. Если соответствие возникает в первый раз и оно неполное – это неизвестное. Если соответствие в принципе невозможно – это непознаваемое.
С этой точки зрения можно рассматривать интуицию, как субличность, имеющую доступ непосредственно к самым глубинным структурам человека и вселенной. Мышление воспринимает данные интуиции как "неизвестное", хотя и извлеченное из недр личности.
Таким образом, можно заключить, что для человека познаваемое огромно, но не безгранично. Такой подход не отрицает ни материализм, ни идеализм. В материализме лишь ставится под сомнение постулат о том, что человек отражает внешний мир, и тот полностью познаваем. Вместо этого утверждается, что человек приводит в соответствие свои промежуточные и глубинные информационные структуры с аналогичными во внешнем мире. Также вводятся рамки познаваемости Вселенной.
В идеализме не отрицается постулат о существовании нематериального Духа, ибо информация может считаться автономной от ее материального носителя и быть свойством, как материи, так и идеального. Отрицается лишь постулат о примате духа над материей.
В конце главы рационально оценить достоинства и недостатки предложенной структуры личности и нового понятийного ряда.
Собственно схема на рис. 2 является типичной "картой" внутреннего мира. И, как таковая, она лишь частично ему соответствует. Наименование структур условно, как и их обособление. Как уже упоминалось, память едина, но имеет несколько каналов ввода-вывода информации. Причем кодировка, "сжатие" и вызов хранимой информации для А, В и К систем различны. Каждая репрезентативная система имеет свои критические субмодальности и может быть ведущей или референтной. Поэтому структуру личности можно условно поделить на три части – кинестетическую, визуальную и аудиальную. Распределение информационных структур по "глубине" соответствует их очередности при обработке информации и "инерционности" – скорости происходящих изменений. Разделение промежуточных систем произведено в соответствии с методами обработки данных. Очевидно, что физиологические функции, эмоции, воображение, мышление, навыки, умения и речь базируются на разных принципах, имеют разную скорость и глубину анализа. Они могут функционировать последовательно (за счет разной скорости) и параллельно (комплексный анализ). У конкретного человека тот или иной способ анализа может быть преимущественным.
Наиболее тесные взаимосвязи существуют между структурами одного уровня (горизонтальные связи), что не исключает обширной вертикальной связности у субличностей. Для конкретных целей общая структура личности может быть укрупнена или детализирована на выше описанных принципах. Ее элементы и их взаимосвязи могут дополняться и модифицироваться. Сама структура не должна являться самоцелью, она вводится и используется в чисто утилитарных целях.
Новый понятийный ряд, как и сам структурализм, на данный момент являются оригинальной и не до конца разработанной точкой зрения. Свежий взгляд на известные вещи помогает получить новую и упорядочить старую информацию, не отметая все предыдущее.
Предложенный подход имеет и очевидные недостатки. Он игнорирует материальные носители информации, их особенности и принципы функционирования, учитывает только конечный результат - скорость, последовательность и глубину проработки данных. Показанные на схеме обратные связи введены чисто функционально и не определяются как отдельные блоки, искажающие процессы обмена.
Глава 2. Стратегия коммуникации
Все техники НЛП могут быть отнесены к трем группам.
1. Воздействие на других людей (передача информации из себя другому).
2. Воздействие на свой внутренний мир (из себя в себя).
3. Моделирование (из другого в себя).
Возможен еще один тип взаимодействия – с окружающим неживым миром (замкнутый цикл: Я – мир –Я). Это разного типа "магические практики, используемые в НЛП только косвенно.
К первой и второй группе относятся следующие глобальные техники: якорение, рефрейминг, метафоры, работа с субмодальностями, использование линии времени, достижения сущностного состояния, трансовые техники. Их применяют с целью оптимизации взаимодействия информационных структур внутреннего мира, в том числе и для "лечения" психосоматических заболеваний. Кавычки употреблены потому, что в классическом понимании это не лечение, так как не используются химические и биологические агенты. Обычно такое воздействие принято называть психотерапевтическим. Все перечисленные техники имеют одни и те же этапы:
а) присоединение и ведение;
б) воздействие на внутренний мир;
в) проверка на экологию (присоединение к будущему).
С рассматриваемой точки зрения присоединение это:
- определение положения фокуса внимания клиента, для чего оператор воспринимает выходные поверхностные структуры собеседника (сигналы доступа, жесты, психическое состояние, речь), для него это психическое состояние аптайма;
- смещение фокуса внимания оператора таким образом, чтобы его выходные поверхностные структуры стали созвучны состоянию клиента, соответствие промежуточных и глубинных структур необязательно и даже вредно.
Ведение:
- изменение состояния поверхностных структур оператора, заставляющее объединиться и сместиться фокус внимания клиента в сторону его внутреннего мира;
- фиксирование нерасщепленного фокуса внимания клиента в требуемом положении (состояние транса, даунтайма), при этом свой фокус внимания оператор возвращает на поверхностные структуры клиента, поддерживая раппорт (петля обратной связи).
Далее оператор выбирает и реализует подходящую технику НЛП, оптимизирующую взаимодействие промежуточных и глубинных структур клиента, "считывает" изменения, происходящие в его выходных структурах. В случае успешного изменения это физическая релаксация и выражение удовольствия на лице, либо нервная дрожь и потеря интереса к волновавшей до этого проблеме.
Экологическая проверка заключается в фиксации внимания клиента в зоне воображения и эмоций для моделирования ранее проблемной ситуации в будущем. Если его поверхностные структуры выдают прежний результат, то кардинальный преобразований не произошло. Если изменения устойчивы, а ощущения позитивны, значит, изменились взаимосвязи внутренних структур.
Введенная структура личности упрощает диагностику нерациональных связей между ее элементами и помогает оператору выработать необходимый порядок действий.
Применение техник НЛП к себе само по себе принуждает структурировать личность, так как без этого неясно, как неразделимое "Я" может себя преобразовывать, наводить транс и разряжать импринты. Введенный понятийный ряд ставит все на свои места. Так как работа ведется не со всей личностью, а с ее элементами, расщепленный фокус внимания позволяет консолидировать нужные "здоровые" блоки в субличность – оператора. Этот процесс становится возможным при некотором навыке иметь диссоциированное состояние. Действия субличности отличаются от действия внешнего оператора в той части, где происходит разделение фокуса внимания на объект и субъект. С этим и связаны основные трудности и меньшая эффективность применения техник НЛП к самому себе. Отдельного изучения требует вопрос о том, какие техники более приспособлены к самоиспользованию, а какие – нет.
Третья группа техник – моделирование – совмещает особенности первых двух. Обычно моделируется успешное поведение в конкретной области хорошо известного человека. Позитивного результата можно достичь, если вы сможете переместить свой фокус внимания на те же внутренние информационные структуры, что и объект моделирования, а затем установите между ними такие же взаимосвязи (порядок очередности взаимодействия, скорость и интенсивность обмена информацией). Для этого требуется большая гибкость и умение сдвигать и точно фиксировать свой фокус внимания. К слову, у Кастанеды процесс моделирования называется сталкинг и играет важнейшую роль в упорядочивании и расширении внутреннего мира.
На основе изложенного можно сформулировать концепцию эффективной стратегии коммуникации. Одна из важнейших пресуппозиций НЛП звучит так: " Смысл и цель любой коммуникации состоит в достигнутом результате". Любая коммуникация (общение) всегда преследует определенную цель. Это может быть побуждение собеседника совершить нужные вам действия или достижение вами требуемого эмоционального и физиологического состояния (удовольствия, расслабления и т.д.). если цель не достигнута, всегда виноваты вы, так как неверно организовали обмен информацией. Ваша эффективность резко повысится, если все претензии будете предъявлять только к себе.
Коммуникация может быть неудачной по следующим причинам.
1) Вы не синхронизировались с собеседником, отсутствует присоединение и ведение. Это говорит о том, что вы собственный фокус внимания удерживаете в собственном внутреннем мире, а не на поверхностных структурах партнера.
2) Вы сместили фокус внимания объекта в неправильное положение. Например, он испытывает эмоции, вместо проведения логического анализа, или не заряжается вашим энтузиазмом, подсчитывая свои убытки и неприятности.
3) Вы не зафиксировали его фокус внимания, и он выпал из раппорта из-за ваших неправильных действий.
4) Вы выдаете неконгруэнтную (противоречивую, неискреннюю) информацию своими поверхностными структурами. Он вас не понимает, подозревает некий умысел и выпадает из синхронизма.
5) Вы все проделали удачно, но не сделали присоединения к будущему. У него нет потребности осуществить нужные вам действия.
6) Побуждаемые вами действия резко расходятся с информацией глубинных структур собеседника (культура, убеждения, верования), а вы не можете их блокировать Главная проблема – в ваших глубинных структурах. Либо они допускают то, что должны запрещать (отсутствие у вас конкретных этических норм), либо они слишком ригидны и не позволяют вам должным образом синхронизироваться и сместить свой фокус внимания в требуемое положение.
Следует помнить, что если ваши промежуточные структуры позволяют полностью моделировать состояние аналогичных структур собеседника, вы никогда не побудите его делать то, что для него (и вас!) неприемлемо. В этом состоянии вы и он почти тождественны.
Рассмотрим, можно ли применять описанную стратегию коммуникации приобщении с внешним миром в целом и неодушевленными предметами. Как уже отмечалось, структурализм приемлет и материалистическое и идеалистическое описание Вселенной, образуя некий информационный компромисс. Признавая эшелонированную структуру личности, как информационного объекта, вполне естественно рассматривать внешний мир аналогичным образом. Точно так же можно предположить, что он относительно наблюдающего субъекта имеет поверхностные, промежуточные и глубинные структуры. Поверхностными будем называть внешние проявления, которые воспринимаются человеческими органами чувств и расширяющими их возможности приборами. Промежуточными будем считать такие блоки информации, которые могут быть познаваемы человеческими промежуточными структурами (эмоциями, мышлением, интуицией и искусством). В социуме им соответствуют науки, отрасли знаний, технологии, мировоззрения, культура. С точки зрения познания промежуточные структуры более инерционны и обособлены, чем поверхностные. К глубинным структурам вселенской информации будем относить все, что соответствует понятиям глубинных структур человека. Очевидно, что информационные структуры неживого в масштабе человеческого времени развиваются или деградируют очень медленно, их взаимосвязи более стабильны и определены.
"Живая" информация от "неживой" отличается большей плотностью, которая нарастает от поколения к поколению. Можно предположить, что существует ее критическая плотность, превышение которой приводит к самоорганизации неживого в живое.
Сейчас общепринятой гипотезой возникновения Вселенной является теория "большого взрыва". Изначально существовала сингулярность – точка с бесконечной плотностью массы и энергии, в которой не было ни времени, ни пространства. Очевидно, что и плотность информации в ней тоже была бесконечной. Если бесконечно плотная информация имела структуру, то во всех отношениях ее можно назвать божественной. По неопределенной причине возникли критические условия, и произошел "большой взрыв". Началось время, появилось расширяющееся пространство, начали структурироваться масса, энергия и информация. На определенном этапе сформировалась эшелонированная структура информации. Со временем ее часть самоорганизовалась и возникла жизнь. Ее отличительной особенностью является все возрастающая скорость преобразования в противовес увеличивающейся энтропии. Все большая часть жестких малоподвижных блоков информации превращается в живую структуру. С появлением человека в нашей области пространства этот процесс нарастает лавинообразно.
Признание свойства информации к самоорганизации непосредственно свидетельствует о наличии у нее глубинных структур, которые, в зависимости от пристрастий, можно назвать Богом, всеобщим законом мироздания, информационной матрицей и т.д. Название не меняет сути явления.
С другой стороны гипотетическое преобразование "неживой" информации в "живую" заставляет делать выбор из двух вариантов.
1. Все, что может придумать человек, уже существует или может существовать. Тогда ложной информации вообще не существует. Бывает только локально ложная информация в данном месте и в данное время. Это принцип неразрушимости информации.
2. Преобразование "неживой" информации в "живую" сопровождается генерированием (или принципиальным преобразованием) новой информации. Долговременно существующей становится та ее часть, которая соответствует уже существующим промежуточным и глубинным информационным структурам Вселенной. "Неправильная" часть саморазрушается (информационная энтропия) и не способна к самореализации. Это принцип эволюции информации.
Оба варианта не отрицают возможность осуществлять коммуникацию неживого с живым (в том числе и со всей Вселенной). Принципиальная разница заключается в том, что неживое не обладает фокусом внимания (самоосознанием). Доступность "неживой" информации зависит только от готовности человека ее принять и усвоить, преобразовав неизвестное в понимаемое. Познающий должен уметь настраиваться на структуры неживого, действовать не вопреки, а согласно с ними. Человек имеет возможность организовывать обстоятельства жизни, а не только быть их жертвой. Речь идет не только и не столько о планировании, сколько о воздействии "намерением".
Этот сложный термин использовал Кастанеда для объяснения магического взаимодействия с Вселенной. " Во Вселенной существует неизмеримая, неописуемая сила, которую шаманы называют намерением, и абсолютно все, что существует во Вселенной, соединено с намерением связующим звеном... Безмолвное знание - это не что иное, как прямой контакт с намерением". Намеревать могут и Вселенная и человек. В этом они равновелики, намеренье познаваемо, и ему необходимо следовать.
Предлагаемый метод общения с неживой природой гуманнее механистического подхода материализма с полной познаваемостью мира и идеализма, при полной непознаваемости Бога.
Глава 3. Структуры НЛП
В этой главе предпринята попытка проанализировать наиболее известные техники НЛП с точки зрения способов их воздействия на информационные структуры человека.
Начальный и конечный этапы всех техник одинаковы. О присоединении, ведении и проверке на экологию было достаточно сказано во второй главе. Ниже анализируется главная стадия – воздействие на внутренний мир.
Базовый принцип любой техники НЛП состоит в следующем. Так как клиент осознал свою проблему, или хотя бы ее наличие, его сознание уже пробовало исправить ситуацию и потерпело неудачу. Поэтому во всех методиках требуется изолировать сознание клиента. Для этого необходимо консолидировать фокус внимания объекта, переместив его либо в промежуточные кинестетическую и визуальную зоны, либо не его же входные поверхностные структуры (состояние аптайма). Если необходимо полностью нейтрализовать сознание, следует использовать явные трансовые техники.
В ходе работы следует пресекать поползновения клиента к смещению или расщеплению фокуса внимания. Иначе активизируются структуры логического мышления. Для этого следует апеллировать к воображению и ощущениям. Тем более, что происходящие в них процессы хорошо контролируются с помощью сигналов доступа. Обратная связь должна быть непрерывной на протяжении всего сеанса.
Поскольку требуется нейтрализовать сознание, уместно дать ему определение. Согласно БМЭ [3] сознание – целостная субъективная реальность, диалектическое единство ее гносеологических (т.е. представляющих совокупность знаний), ценностных и деятельно-волевых параметров. Структура с. имеет в своей основе диалектическое единство противоположных отображений – внешнего и внутреннего мира. Если следовать этому определению, сознание включает в себя следующие структуры: мышление, словесную и понятийную память, карту, убеждения, транслятор и волю. Это лишь часть элементов полной схемы, поэтому сознание можно охарактеризовать как субличность, связанную с процессами мышления. Характерным признаком сознания является его критический настрой, так как в основе принципа мышления лежит логическая оценка правильности информации. Вместе с тем, сознание не контролирует ни эмоции, ни творческий процесс, ни физиологические функции. Оно даже не контролирует субличности, частично использующие те же структуры.
Сознание может оценивать действия других субличностей, вступать с ними в конфликт, не предлагая удовлетворяющие обе стороны решения. Широко распространено заблуждение, что человек всегда находится в "сознании", и оно тождественно "Я". Наоборот, чаще всего фокус внимания человека находится в той или иной субличности, а сознание "спит".
Рассмотрим техники НЛП с изложенных выше позиций.
1. Якорение [5]. "Тяжелая артиллерия" НЛП. Используется как самостоятельная или вспомогательная техника. Ее принцип заключается в установлении жесткой связи между эмоциями, чувствами, ощущениями, образами, психическим состоянием, субличностью с одной стороны, и кинестетическим, визуальным или аудиальным входными сигналами с другой стороны. В основу положен феномен Павловского условного рефлекса. Используется принцип установления соответствия между внутренней и внешней информационными структурами. Если вызвать из долговременной памяти какое-либо воспоминание и одновременно подать К, А или В сигналы, то назад в память это событие запишется промаркированным якорем. Следует заметить, что вся информация запоминается промаркированной тем или иным образом, что обеспечивает ее быстрое извлечение, из "архива".
Якорение – это перемаркировка данных, осуществляемая по одному, двум или трем входным каналам. Якорь можно "накачивать" – одинаково маркировать несколько последовательно вызываемых из памяти однотипных воспоминаний. Последующая активизация якоря извлекает их одновременно, складывая их эмоциональные заряды. Долговременная память может самостоятельно перемаркировывать аналогичные по какому-либо признаку события новым кодом – якорем.
Поскольку в этих процессах активизируется структура физиологических функций, наиболее сильным является кинестетический якорь. Он срабатывает практически мгновенно, так как связывает наиболее близко расположенные с точки зрения прохождения информации поверхностные и промежуточные структуры (органы чувств, оперативную память, в которой временно хранятся перемаркированные воспоминания, и физиологические функции).
|