Матвеева Л.Г. «Путешествие в страну человеческих эмоций или наука понимать себя и других»
Часть I. Тренинг эмпатии и сензитивности
Какой образ приходит Вам на ум при словах «одаренный ребенок»?
Логик, погруженный в себя, анализирующий информацию, умеющий долго и обоснованно говорить. Конечно, это стереотип, но раз он возник, какая-то доля правды в этом есть?
Поэтому, приступая к разработке подобного тренинга, мы исходили из того, что собираемся предложить детям необычное, непривычное для них занятие. Как оказалось в итоге, мы оказались правы.
Итак, цель тренинга – повысить эмпатию и сензитивность одаренных детей, «разбудить» их правое полушарие, показать способ восприятия информации, отличный от того, к которому они привыкли. Как говорил Ф.Перлс: «Итак, теряйте рассудок и приходите в чувства…»
Мы хотели научить их чувствовать себя и окружающих, выражать свои чувства, искать ресурсы в себе и окружающем их мире.
Начало.
Поток ассоциаций о себе идет легко и просто. Но в глазах недоумение – зачем, непонятно, как то слишком просто, где логика? Малыши работают быстрее взрослых, их ответы более глубоки, уже ориентируются на чувства, их образы более «образны». А рука взрослых неловко держит кисть, они отшучиваются, «уходят» из ситуации, играют…
Продолжение.
В себе я еще могу разобраться, а вот почувствовать другого, передать его настроение. Вроде бы столько лет вместе, знаем друг друга, а… «оказывается, он чувствует совсем не то, понимает гораздо больше, чем от него ожидали». И как ценность начинает восприниматься умение «вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в человека». И бурные аплодисменты тому, кто сумел, кто воспроизвел на листе бумаги две совершенно одинаковые картинки – совпали две половинки, партнеры нашли общий язык – язык своих чувств.
С удивлением видят, что многие проблемы общие, что ты не одинок в своих переживаниях. Нет возрастной разницы, дети ставят перед собой более глобальные проблемы, взрослые по-детски горят желаньем все переделать.
Перелом в тренинге произошел тогда, когда сама природа пошла нам навстречу, создав условия, помешавшие решить все проблемы в один день. Буря, разразившаяся на улице, совпала с бурями в душе тех, кто всерьез решил научиться чувствовать себя и окружающих, дав им возможность еще сильнее «прожить» свои ситуации.
Середина.
Удивление в глазах – это интересно, удивленье в глазах – это сложно, удивление на лицах – удалось почувствовать настроение целой группы, создать коллективный образ, увидеть ресурсы здесь же, в природе, в глазах сидящего рядом. И вопросы, вопросы, вопросы – как это совместить с другими способами развития личности, решения проблем, что лучше, могу ли я использовать эти способности самостоятельно?
И если прогулки на природе, «поиски ресурса» сначала заканчивались в двух метрах от тренингового круга, то сейчас они уже дальше, внимание к внутреннему и внешнему миру становится все интенсивнее. Изменилось состояние взрослых. Сначала с недоверием относившиеся к подобным «игрушкам», они всерьез увлеклись своими и детскими чувствами, перешли к вопросам о смысле жизни, о своем месте в этом мире. И только истинные «интеллектуалы» продолжают сопротивляться, все глубже и глубже погружаясь в себя, отказываясь говорить о своих чувствах.
Уже возникла потребность в медитациях, образы, чувства повсюду – в отблесках костра, в звуках гитары, тренинг плавно переходит от информации к ее применению на практике.
Окончание.
«Оказывается, чувства – это интересно и важно. Оказывается, человек, который рядом с тобой может страдать и радоваться, и тебе от этого может быть хорошо или плохо. Оказывается, поняв и приняв другого человека, получаешь в ответ поддержку и понимание. Оказывается, я могу в жизни действовать разными способами, используя и логику, и интуицию, мысли и чувства. Я стал богаче на целый мир.»
Конечно, не все так радужно, не у всех получилось, кто-то поставил глухую защиту, кто-то честно сыграл роль наблюдателя, кто-то признался, что вынес для себя много, но предпочитает оставить это на уровне информации, чтобы не менять слишком много в своей жизни. Но главное, что было достигнуто – мы поняли, что мир гораздо богаче, чем кажется на первый взгляд.
Продолжение следует.
Часть II. Тренинг саморегуляции и гармонизации эмоционально-волевой сферы личности
Просто чувствовать, но не уметь управлять своими чувствами – это владеть половинкой целого. Поэтому логическим продолжением стал тренинг саморегуляции и гармонизации эмоционально-волевой сферы личности.
Как … научиться сдерживать и выражать свои эмоции, выражать гнев и агрессию, создавать нужное эмоциональное состояние.
Всему этому мы учились под шум дождя, вдыхая запах краски, мела, глины. На листах бумаги рождались карты «страны эмоций», в которой были необитаемые острова и необжитые страны. Оказалось, что лист бумаги и коробка красок могут стать прекрасным средством «психологической разгрузки», если забыть о том, что «нельзя рисовать ногой и тем более чем-то еще», а просто это попробовать, испытав небывалый восторг. Оказалось, что непросто сохранить свою индивидуальность и при этом дать такую же возможность соседу. Наши логики и интеллектуалы самозабвенно работали с ощущениями и запахами, открывая для себя неизведанные стороны мира. А сколько невыплеснутого горя и агрессии накопилось в этих милых, маленьких детях, как старались они дать выход тому, что гнетет и мешает. А после этого с удовольствием «нажимали кнопки своего настроения», понимая, что их поведение может зависеть только от них. А какие удивительные портреты «творческой части» родились в итоге из совершенно непредсказуемых материалов. Изменялось отношение к тем, кто раньше плохо, а теперь гораздо лучше управлял собой и уже предъявлялись обоснованные требования к самим себе и окружающим. И очень хотелось сказать родителям – несмотря на их развитые способности и взрослые увлечения, они все равно еще дети, дайте им просто доиграть, только тогда они смогут достичь того, на что способны, реализовать подаренное им природой.
Мы расставались с ощущением того, что приобрели новых друзей и самих себя, открыв целый мир чувств, который может подчиняться и помогать нам.