Н. А. Батурин, Н. А. Курганский "Уровень притязаний как метод исследования личности"
Одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальные особенности мотивации достижения и целенаправленного поведения человека, является уровень притязаний. Исследование закономерностей уровня притязаний, как правило, проводится с помощью специальных экспериментальных процедур;
в целом это дает возможность делать некоторый прогноз реакций, поведения, жизненного пути человека. Такой прогноз, естественно, имеет значение не только для общей и педагогической психологии, но и при изучении особенностей течения различных психических заболеваний.
Понятие уровня притязаний было введено в психологию Т. Дембо, представительницей школы К. Левина. Первый экспериментальный анализ явления притязаний был сделан также представителем этой школы Ф. Хоппе. Схема эксперимента, которую применил Ф. Хоппе, стала впоследствии традиционной. Сущность ее заключается в том, что задания, на выполнении которых строится эксперимент, ранжируются по трудности. Уровень притязаний выводится из поведения испытуемого при выборе им заданий различной трудности.
Из классических определений понятия уровня притязаний можно привести определения Ф. Хоппе и Дж. Френка. Первый из них определил уровень притязаний как «совокупность с каждым выполнением сдвигающихся, то неопределенных, то более точных ожиданий, постановок целей или притязаний к выполнению предстоящего испытуемому действия». Определение Френка можно сформулировать так: «Уровень притязаний есть уровень трудности задания, который индивид, зная уровень своего прошлого выполнения, определенно обязуется достигнуть». Кроме этих определений, связывающих уровень притязаний с выбором абсолютного уровня цели, существует тенденция понимать уровень притязаний «скорее как относительно определяемую цель, как изменение в цели, связанное с достигнутым уровнем выполнения». Иными словами, предлагается оценивать уровень притязаний не по величине выбранного уровня трудности, а по целевому расхождению, которое находится как разность между выбранным уровнем трудности и результатом предыдущего выполнения. Наконец, некоторые исследователи определяют понятие уровня притязаний через самооценку. Например, В. Гошек пишет, что «уровень притязаний можно понимать как самооценку, косвенно выраженную посредством требований качества и количества собственной деятельности».
Первые работы Ф, Хоппе и Т. Дембо пробудили интерес к этой области исследования и послужили началом целой серии экспериментов, посвященных изучению факторов, влияющих на уровень притязаний. Исследовались влияние успеха и неудачи в одной сфере на уровень притязаний в другой;
онтогенез опыта успеха и неудачи, начиная с шестимесячного возраста; влияние уровня выполнения в одной задаче на уровень притязаний в другой и т. д. Обобщая полученные результаты, К. Левин писал, что в уровне притязаний имеются явно выраженные и глубоко индивидуальные различия: «Отношение между уровнем притязаний и уровнем выполнения широко различается среди индивидуумов и, по-видимому, представляет надежную и общую личностную черту». Он полагал, что высота уровня притязаний является результатом тенденций (а) поддерживать уровень притязаний столь высоким, насколько это возможно, (б) избегать неудачи, (в) держать уровень притязаний в тесной связи с реалистической оценкой будущего выполнения.
Конечным результатом этой серии работ явилось создание «теории равнодействующей валентности», которая была первой попыткой теоретического объяснения феномена уровня притязаний. Согласно этой теории, индивид в качестве личной цели выбирает такой уровень трудности, для которого разность произведений валентности успеха на ожидание успеха и валентности неудачи на ожидание неудачи максимальна. Недостаток этой теории заключается в том, что ее авторы использовали для объяснения поведения индивида в ситуации выбора только ситуационные переменные, такие, как ожидание успеха и величину валентности.
Следующий шаг в развитии теоретических представлений об уровне притязаний был сделан в результате работ Мак-Клелланда и Аткинсона в области мотивации достижения. В теории Аткинсона в модель выбора, кроме ситуационных переменных, таких, как субъективная вероятность успеха или неудачи и побуждающей ценности успеха или неудачи, вводятся личностные переменные — мотивы достижения успеха и избегания неудачи. Величина и соотношение между этими мотивами во многом определяют поведение индивида в ситуации выбора, в том числе и при выборе цели деятельности.
Введение Н. Физером в модель Аткинсона понятия внешней мотивации и признание влияния еще целого ряда ситуационных переменных на установление уровня цели в ситуации выбора дополняют формирование теоретических представлений об уровне притязаний.
Процедура исследования. Измерение величины уровня притязаний возможно в рамках различных методических подходов. Например, в работе Ф. Хоппе (1930) предпринималась попытка вывести уровень притязаний из наблюдения за поведением в ситуации выполнения задания, мотивированного достижением. В таких ситуациях поведение обнаруживает целый
ряд отличительных характеристик в способах действия во время выполнения и после его окончания. Об уровне притязаний можно судить по возрастающему или уменьшающемуся усилию перед лицом изменяющихся трудностей; по оставлению или поиску новых решений; по выражению аффекта относительно успеха и неудачи; по конфликтному поведению; по ожиданию успеха или неудачи.
Однако чаще всего для измерения уровня притязаний используется экспериментальная процедура, сущность которой заключается в том, что испытуемого перед выполнением задания просят объявить уровень цели и, таким образом, заставляют субъекта устанавливать явную цель. Для более наглядного представления об основе такой процедуры рассмотрим гипотетический эксперимент — бросание стрелы в мишень с «десяткой» в центре. В этом случае трудность задания наглядно ранжирована диаметром концентрических окружностей цели. Испытуемому представляется право сделать несколько бросков, причем перед каждым броском он решает, какой уровень цели он сможет достичь. Например, в первом броске стрела попала в «пятерку», а перед вторым броском испытуемый решает выбить «восьмерку». Это определяет его уровень притязаний в смысле абсолютного уровня цели, и из этого можно вывести другой важный показатель — целевое расхождение. В данном примере оно равно трем. Если во второй бросок выбита «девятка», то испытуемый будет испытывать чувство успеха, если только «семерка» — то чувство неудачи.
Хотя основной сюжет экспериментальной процедуры чаще всего остается без изменения, исследователи варьируют дополнительными вариантами проведения эксперимента, сообразуясь с задачами, условиями и возможностями измерения уровня притязаний.
Ниже дано схематическое описание вариантов экспериментальной процедуры, которые были использованы в анализируемых работах:
1. Условия поведения: а) индивидуальные; б) в группе незнакомых испытуемых; в) вместе с группой знакомых людей.
2. Экспериментальный материал: а) максимально приближен к специфике основной деятельности испытуемого; б) не связывается со спецификой деятельности или специально отличается от нее.
3. Варианты инструкций: а) «жесткий» — испытуемому объявляется о том, что каждый результат оценивается в баллах, и задается цель набрать как можно больше баллов; б) «средний» — испытуемому говорится только, как оцениваются его ответы, без формулировки цели; в) «мягкий» — испытуемый спонтанно выбирает и выполняет задания, зная только, как они различаются по трудности.
4. Трудность задания: а) реально ранжирована по результатам исследования большой группы людей; б) ранжирована теоретически; в) определена для каждого испытуемого индивидуально; г) только декларируется, хотя задания одного уровня трудности или неразрешимые.
5. Количество уровней или групп трудности: а) дискретное — от трех и больше; б) непрерывная шкала трудности.
6. Экспериментальная деятельность: а) незнакома испытуемому, и ему представляется незначительное количество выборов с тем, чтобы он не успел определить уровень своих реальных возможностей; б) знакома испытуемому, или он имеет возможность определить свою успешность в этой деятельности (количество выборов цели может не ограничиваться).
7. Оценка результатов выполнения заданий: а) соответствует реальному результату; б) частично искажается экспериментатором; в) не зависит от выполнения, жестко запрограммирована.
8. Сравнение результатов: а) испытуемый знает только свои результаты; б) испытуемый сравнивает свои достижения с данными об уровне притязаний или выполнения в других группах, даже если экспериментатор проводит задание индивидуально;
в) испытуемый сравнивает свои результаты с искаженными экспериментатором данными.
Надо сказать, что построение исследования с различным сочетанием вариантов процедуры эксперимента имеет не только преимущество гибкости приспособления к задачам исследования, но и недостаток — затрудняется сравнение данных. Например, можно ожидать, что два эксперимента с набором таких вариантов процедуры 1а, 2а, За, 4в, 5а, 66, 86 и 16, 26, 36, 4а, 56, 6а, 7а, 86 дадут различные результаты. Поэтому при описании эксперимента исследователь должен максимально полно описывать все стороны процедуры.
Параметры уровня притязаний. В результате проведения эксперимента можно получить целый ряд показателей, довольно полно характеризующих уровень притязаний (1, 6, 8, 9 и др.). Общее количество таких показателей в современных исследованиях довольно значительно; ниже перечислены лишь наиболее часто используемые:
1. Уровень притязаний как показатель абсолютного выбора цели — номер выбранной группы трудности, сумма номеров групп трудности или средний номер группы трудности за все выборы.
2. Успешность — общее количество номеров групп трудности правильно выполненных заданий.
3. Целевое расхождение — разность между устанавливаемым уровнем цели и уровнем предыдущего выполнения.
4. Достигнутое расхождение — разность между уровнем выполнения и предыдущим уровнем цели.
5. Оценочное расхождение — разница между субъективной оценкой качества своего выполнения и действительным результатом этого выполнения.
6. Аффективное расхождение — разность между целевым и оценочным расхождением.
7. Индекс приспосабливаемости — чувствительность в установлении цели к изменениям в уровне выполнения.
8. Типичная реакция — повышение уровня притязаний после успеха и понижение после неудачи, т. е. после достижения или недостижения предыдущего уровня притязаний.
9. Отклонение от 50-процентного уровня возможностей — степень предпочтения в выборах заданий либо с очень большой, либо с очень малой вероятностью успеха.
Полный набор всех параметров редко снимается в каждом исследовании. Выбор характеристик зависит от целей исследования, но в этой связи хочется отметить слишком упрощенную практику некоторых отечественных психологов проводить только качественный анализ или, в лучшем случае, вычислить один параметр—сумму групп трудности. Это значительно снижает ценность используемого метода.
Кроме того, в результате широкого распространения экспериментальной практики определения уровня притязаний как явного установления цели в виде выбираемого уровня трудности произошло некоторое отчуждение самого метода от феномена уровня притязаний. Явному выбору группы трудности придается самостоятельное значение безотносительно к сложной структуре связей уровня притязаний как психического свойства личности, в то время как уровень притязаний является не просто связанным с достижением феномена. «Мы обнаруживаем его во всех взаимоотношениях личность — окружение, которые так или иначе затрагивают самоуважение и тем самым нормы, которые организуются вокруг этических, экономических или социально престижных вопросов».
Детерминанты уровня притязаний. Что же определяет поведение индивида при установлении или изменении уровня притязаний? Какие факторы оказывают влияние на установление цели, склонность к риску? При ответе на эти вопросы были исследованы различные по своей природе и происхождению детерминанты, как ситуационные, так и личностные. Рассмотрим некоторые из них.
1. Влияние мотивации достижения. Субъекты с высокой общей мотивацией достижения и с преобладанием мотива достижения успеха имеют умеренно высокий уровень притязаний, предпочитают средний риск, особенно в деятельности, требующей умения. Лица с преобладанием мотива избегать неудачу, с высокой тревогой предпочитают крайние значения уровня притязаний, очень большой или малый риск при выполнении заданий.
Эти представления о влиянии мотивации достижения на уровень притязаний укладываются в так называемую аткинсоновскую модель риска. 2. Влияние других мотивов. Впервые влияние других мотивов на поведение испытуемого в ситуации выбора описал Н. Физер. В дальнейшем это неоднократно экспериментально подтверждалось. Например, Д. Мак-Клел-ланд и Р. Уотсон установили, что преобладание потребности во власти мотивирует субъектов на выбор высоких уровней трудности, идти на более крайний риск, в то время как субъекты с высокой потребностью в присоединении имеют склонность в присутствии других идти на слабый риск. 3. Влияние предыдущего выполнения. Считается типичным некоторое повышение уровня притязаний после успеха и понижение после неудачи в других или предыдущих задачах. 4. Влияние уровня реальности задачи. Уровень притязаний слегка повышается, если установление цели делается на нереальной основе (цель является «желаемой», а не «ожидаемой»). 5. Влияние конфликта между связанными с задачей и социальными стандартами превосходства. Этот конфликт может выражаться в так называемых «расщепленных» уровнях притязаний, т. е. в низком установлении объективных целей по сравнению с более высокими, хранимыми про себя. 6. Влияние значимости задания (величины Я-вовлечения). Уровень притязаний увеличивается, если задание имеет большую ценность для субъекта по сравнению с предыдущими. Изучая вопрос о зависимости уровня притязаний от степени Я-вовлечения и мотивации достижения, Р. Холт (1946) в статье «Уровень притязаний: амбиция или защита?» высказал и экспериментe0льно подтвердил три положения: а) когда Я-вовлечение является минимальным, уровни притязаний имеют небольшое мотивационное значение, будучи преимущественно рациональным приспособлением; б) когда Я-вовлечение явно имеется, но на низких интенсивностях, уровни притязаний имеют небольшое защитное значение, но отражают определенную степень мотивации; в) когда же Я-вовлечение превышает некоторый предел, защитные соображения становятся первостепенными и уровень притязаний более сложно детерминированным; корреляция между притязаниями и достижениями (не связанными со способностями) в этом случае падает до нуля.
Таким образом, можно сказать, что на установление уровня притязаний, кроме основной оценочной диспозиции, влияет целый ряд личностных и ситуационных переменных. Перечень описанных факторов, безусловно, является неполным и может быть дополнен другими.
Прикладные исследования. Из всех исследований уровня притязаний в прикладных целях кратко остановимся только на трех вопросах, которые представляют интерес и для медицинской практики. Это, во-первых, взаимосвязь уровня притязаний со стрессом, во-вторых, влияние уровня притязаний на
переживание успеха и неудачи и, в-третьих, проблема риска в связи с уровнем притязаний.
Хотя сама процедура выбора в эксперименте на уровень притязаний создает психическую напряженность у испытуемых, некоторыми исследователями был проявлен интерес к влиянию дополнительного стресса. Так, К. Рао и Р. Рассел (1960) обнаружили, что введение стресса в ситуацию выполнения приводит к понижению уровня притязаний в течение некоторого числа проб, а затем к стабилизации его на более низком уровне. С другой стороны, польский психолог Я. Рейковский указывает, что существует связь между адекватностью уровня притязаний и устойчивостью к стрессу. Лица, у которых наблюдается тенденция к недооценке собственных возможностей, являются устойчивыми к стрессу.
Показателем эффективности саморегуляции в этой работе выступает достигнутое расхождение.
Одним из наиболее интересных вопросов в рамках рассматриваемых тем является проблема разрешения конфликта после неудачи. Первое, что в этой связи следует отметить, — это экспериментально установленный и постоянно верифицируемый факт, что переживание успеха и неудачи тесно связано с уровнем личной цели (уровнем притязаний), а не с абсолютной величиной достижения. Переживание успеха и неудачи не привязывается только к одним уровням цели, поэтому то, что для одного человека означает успех, является неудачей для другого. Кроме того, переживание успеха и неудачи происходит в пределах зоны средней трудности; достижение чего-нибудь, что является слишком легким, не ощущается как успех, а неудача в чем-нибудь слишком трудном не ощущается как неудача. Это позволяет объяснить иногда, на первый взгляд, непонятные эмоциональные реакции на реальный уровень достижения, которые приходится наблюдать на практике. Ожидания в отношении реакций сбудутся, если будут учитываться действительные личные цели и субъективные оценки трудности, а не декларируемые и навязанные внешним влиянием. В этом случае, когда неудача блокирует достижение реальной личной цели индивида, у него возникает состояние фрустрации, которое переживается тем острее, чем большей значимостью для субъекта обладает данная ситуация, чем глубже затронуто самоуважение. При этом отмечается, что «это состояние сопровождается невротическими симптомами в поведении: плохим настроением, раздражительностью, гиперчувствительностью, молчанием и т. д.». Подробное описание поведения в ситуации фрустрации при разрешении конфликта, связанного с недостижением цели, является темой самостоятельного анализа, поэтому в данной статье ограничимся только перечислением некоторых из форм поведения, которые простираются от рационализации, отрицания реального результата, психологического бегства из ситуации достижения различных видов замещения более доступной деятельностью до открытых агрессивных действий. Одной из задач врача или психолога является оказание помощи субъекту в разрешении конфликта на основе знаний об индивидуальной предрасположенности к тем или иным формам выхода из состояния фрустрации.
Зрелой, т. е. адекватной, формой разрешения конфликта является преодоление неудачи посредством возрастающих или повторных усилий (при этом, в отличие от фиксации, человек учитывает причины неудачи), направленных на достижение той же самой цели.
Проблема риска рассматривается в статье Д. Хейса (1974) «Факторы риска в спорте». По его мнению, спортсмены часто идут на ни чем не обоснованный риск, что приводит к травмам, а иногда даже к смертельному исходу. Автор среди факторов, способствующих профилактике риска, называет психологическую готовность и знание своих возможностей. При чтении этой статьи возникает живая ассоциация с теорией риска Аткинсона, в которой дается модель индивидуальной склонности к риску. Согласно этой теории, выбор рискованных, трудных, маловероятных заданий или заданий со средней степенью риска зависит от индивидуальных особенностей мотивации достижения. Люди с преобладанием мотива избегать неудачи над мотивом достигать успеха выбирают для себя задания или с очень малой субъективной вероятностью выполнения, т. е. рискованные, или, наоборот, с очень высокой вероятностью точного выполнения.
Люди с высокой мотивацией достижения успеха, наоборот, предпочитают риск среднего уровня. Они не склонны полагаться на случай, а рассчитывают на свое мастерство. Опираясь на эти данные, можно предположить практическое применение знаний об уровне притязаний в профилактике склонности к риску, однако такое применение требует дополнительной проверки в ситуации реального риска. В этом случае риск, кроме угрозы самоуважения при недостижении цели, может нести и действительную угрозу, например, телесной сохранности. Поэтому реальный риск будет зависеть от результирующей тенденции «сложения» нескольких мотивов.
Анализ приведенных исследований показал, что уровень притязаний как психологический феномен является сложным психическим образованием, проявление которого зависит от многих факторов и который не сводится только к практике определения его как явного уровня цели.
Рассматривая теоретические исследования, можно было видеть, что результаты легко связываются с проблемами клинической практики.
Надо сказать, что у исследователей уровня притязаний имеются широкие перспективы. Одной из основных задач исследования является уточнение детерминант и сущности собственно уровня притязаний, выявление тех его параметров (или их соотношения), которые дают возможность делать тот или иной прогноз (реакций, поведения, жизненного пути и т. д.). Предстоит работа по стандартизации и согласованию различного материала, определению индивидуальных различий в уровне притязаний у разных групп людей.
В области психогигиены стоят проблемы оптимизации развития уровня притязаний, разработка методов воздействия на него, организация профилактических мер для повышения фрустрационной толерантности к ситуации неуспеха, оказание помощи при выходе из этой ситуации или при реабилитации после перенесенного заболевания.