"Как повлиять на достижение успеха в жизни и деятельности"

Данную статью я хотел бы начать с того, что поделюсь своим впечатлением от одной, случившейся недавно, ситуации. Предыстория ее такова — мне выпала честь быть приглашенным на семинар, проводимый одним известным и очень уважаемым человеком, на тему организации проектов в интернете. В работе семинара принимали участие люди с самыми разнообразными интересами, в том числе были и те, кто ведет деятельность по развитию личности, те, кто учит способам достижения успеха и среди них были, как я понял, практикующие психологи. И когда, в ходе одной из сессий, возник вопрос о Социальном интеллекте, ни тема, ни сам термин оказались многим даже не знакомы.

На основании этого, мною был сделан вывод, что информированность многих людей, в том числе и некоторых специалистов, по вопросу о способности человека добиваться успеха в жизни и деятельности, оставляет желать лучшего. И это несмотря на то, что исследований на тему  влияния интеллектуальных способностей на развитие личности и достижение успеха существует великое множество. Возможно, данный факт свидетельствует  одну из причин, почему значительное количество населения находится в неудовлетворительной жизненной ситуациях.

Говоря про исследования, конечно, приходится иметь в виду, что они, в основном, проводились за рубежом, где к вопросу успешности подходят очень ответственно. Там их сотни и даже, наверное, не ошибусь, если скажу, тысячи. Не секрет, что на западе существует реальность, когда без определения интеллектуальных способностей не принимают на работу, не назначают на должности, не берут в армию.

Так вот, почувствовав себя среди других участников семинара, словно свалившийся с луны, я решил написать данную небольшую обзорную статью на тему влияния интеллектуальных способностей человека на его успех в жизни и деятельности в свете последних научных изысканий в этой области.

Опираясь на результаты множество проведенных исследований, как за рубежом, так и нашей стране, со всей очевидностью можно утверждать, что основным фактором, влияющим на достижение успеха в жизни и деятельности человека, является интеллект. Чем выше уровень его развития, тем больше у человека шансов занять более выигрышные позиции в социальной среде и сделать карьеру в любой сфере приложения своих сил.

В разное время различными исследователями было предложено множество моделей, представляющих собой общую структуру интеллекта. Несмотря на расхождение существующих мнений, фактом остается то, что интеллектом является совокупность способностей человека к познанию, пониманию и разрешению проблем в самых разнообразных сферах жизнедеятельности.

Примером одной из моделей может служить знаменитая многофакторная модель общего интеллекта Дж. Гилфорда, включающая в настоящее время до 180 интеллектуальных способностей. Теория многофакторной структуры интеллекта позволяет специалистам объединять совокупность некоторых способностей  общими понятиями, такими, например, как интеллект математический, творческий, музыкальный и т.д.

Одним из основных достижений двадцатого века в сфере изучения роли влияния различных интеллектуальных способностей на успешность в жизни и деятельности человека по праву можно считать, сформулированное специалистам мнение, что основными факторами успеха в ситуациях где требуется общение и взаимодействие с другими людьми, являются способности человека правильно понимать самого себя, поведение других людей, ситуации взаимодействия между людьми и использовать это понимание для выстраивания плодотворных взаимоотношений. В совокупности эти способности определяются специалистами как социальный и эмоциональный интеллект. Этот момент является чрезвычайно важным, поскольку позволяет выделить из всего многофакторного ряда определенные способности, главным образом отвечающие за успешность жизнедеятельности человека. Постараемся внести конкретику в то, что скрывается за этими определениями.

Достаточно богатая история изучения социального интеллекта, породила значительное количество теорий и предположений, описывающих способности данного вида интеллекта. По моему мнению, наиболее полной представляется модель социального интеллекта, описанная в концепции российского ученого профессора Савенкова А.И.  На основе существующих теорий, им выделено три группы способностей описывающих социальный интеллект: познавательные, эмоциональные и поведенческие. По его мнению, каждая из этих групп может быть представлена следующим образом:

1.Познавательные:

- социальные знания - знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;

- социальная память - память на имена, лица;

- социальная интуиция - оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;

- социальное прогнозирование - формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.

2.  Эмоциональные:

- социальная выразительность - эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;

- сопереживание - способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого;

- способность к саморегуляции - умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.

3. Поведенческие:

- социальное восприятие - умение слушать собеседника, понимание юмора;

- социальное взаимодействие - способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и к высшему типу этого взаимодействия - коллективному творчеству;

- социальная адаптация - умение объяснять и убеждать других,   способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.

Данная характеристика способностей, определяющих социальный интеллект, является, на мой взгляд, достаточно полной, и я в своей деятельности во многом ориентируюсь именно на нее.

История изучения эмоционального интеллекта не является такой давней, как история изучения социального интеллекта. Однако, тем не менее, также имеет достаточное количество существующих различных теорий. В данном случае, на мой взгляд, наиболее полной и объективной является модель, предложенная, опять же российским ученым-исследователем Люсиным Д.В. Данное им  определение эмоционального интеллекта трактуется, как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.

Согласно его модели эмоционального интеллекта, способность к пониманию эмоций означает, что человек может:

- распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;

- идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;

- понимать причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек может:

- контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции;

- может контролировать внешнее выражение эмоций;

- может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

Способность к пониманию и способность к управлению эмоциями может быть направлена, как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей.

Рассматривая предложенные модели социального и эмоционального интеллекта, можно легко установить прямую взаимосвязь между ними и предположить, что социальный интеллект представляет собой понятие более обширное, чем эмоциональный интеллект, и включающее в себя способности, определяющие эмоциональный интеллект.

В целом, соглашаясь во мнениях о важности, необходимости и возможности развития способностей социального и эмоционального интеллекта, деятели науки до сих пор не могут придти к единому мнению о методах диагностики и измерения этих способностей. Существующие различные опросники и методы тестирования, дают достаточно противоречивую информацию, меняющуюся в зависимости от ситуации в которой оказывается испытуемый. Данная проблема является основным камнем преткновения в вопросе разработки методов развития способностей социального и эмоционального интеллекта.

Тем не менее, в настоящее время, все чаще возникают различные методики и программы, ориентированные на развитие этих способностей. Постепенно накапливается материал о положительном эффекте от этих программ. Но до тех пор, пока не будет создано прочной научной базы, подтверждающей измеряемыми методами изменение способностей индивидуального человека, никакие методики и программы развития  способностей социального и эмоционального интеллекта широкое распространение не получат. А имея в виду имеющиеся сложностей в измерении и диагностике этих способностей, думаю, вполне очевидным является факт того, что для создания такой научной базы потребуется не один десяток лет, даже при самых благоприятных обстоятельствах.

Мое личное мнение по поводу развития способностей социального и эмоционального интеллекта выражается в следующем — в наш век, когда наиболее важным является возникновение и обладание информацией, а также скорость ее распространения, зная о способностях социального и эмоционального интеллекта, имея полученные опытным путем разными людьми данные об эффективных способах развития этих способностей и положительных результатах от их применения, оказывается вполне возможным использование их в собственной жизни. И лучшими критериями оценки для каждого человека, в данном случае, могут служить не тесты и опросные листы, а личные результаты успеха, которых при этом удается добиться.

Если Вы всерьез задумываетесь об успехе в своей жизни и деятельности, рекомендую обратить пристальное внимание на развитие своих способностей социального и эмоционального интеллекта. И если Вы  действительно захотите их развить до желаемого уровня, то можно не сомневаться в том, что Вы это сделать сможете.

С наилучшими пожеланиями, Владимир Николаев

Все статьи