Скачать в архиве
Аннотация
Судьба руководит человеком или человек - судьбой? Отчего удача, эта капризная «синяя птица», неуловима для одних и доступна другим? Что делать, как вести себя, чтобы мечты не остались мечтами, а обрели реальные очертания? Если вы хоть раз задавали себе подобные вопросы, эта книга - для вас. Как почувствовать свой шанс, данный судьбой, и использовать его с умом; как откорректировать самооценку и обрести ощущение внутренней силы? Эта книга научит вас владеть собой в любой ситуации, преодолевать любые страхи и повысить потенциал удачливости.
Введение. Стратегия жизни – успех
Понять истинный путь несложно, труднее ему следовать.
Китайская пословица
Приветствую Вас, уважаемый читатель! Итак, вы держите в руках «очередную книжку, гарантирующую жизненный успех»? Это не совсем так. Знаю, за свою жизнь вы прочитали массу книг, прошли уйму семинаров. И твердо верите в то, что когда-нибудь наткнетесь-таки на самую мудрую на свете книжку или самый ценный тренинг. Вынужден вас разочаровать... Помнится, когда сам я занимался карате, мой учитель (между прочим, японец, обладатель третьего дана), запрещал ученикам читать книги про боевые искусства. Мол, сначала отработайте в совершенстве тот стиль, который вам преподаю я, а уж потом расширяйте свое образование. Он же вбил нам в головы простейшую истину: в карате важнее всего заучить базовые элементы (удар рукой, удар ногой, постановку блоков). Прочие «украшения» и серии ударов, поражающие воображение новичков, не так важны.
Все сказанное выше справедливо не только для карате. У многих людей буксует бизнес, пропадают творческие идеи, все в жизни идет кувырком из-за того, что они не идут по своему пути, а дергаются из стороны в сторону. Толком не разобравшись со старыми знаниями, они торопятся забить мозги новой информацией, и в результате остаются ни с чем.
Цели и стратегии, которым следуют люди, бывают самыми разнообразными. Но их легко можно поделить на две группы: европейскую («западную») и азиатскую («восточную»). Каждая имеет свои преимущества и недостатки.
Европеец предпочитает менять внешний мир. Однако активная позиция порой бывает разрушительной. Человек с Запада, увидев красивый цветок, предпочтет сорвать его. А вот японец, к примеру, просто остановится насладиться его красотой... Смысл «восточной» стратегии: вписаться в обстоятельства, подстроиться под них. Именно так строят свои уроки патриархи школы Шаолинь: слейся с противником, копируй его – и ты победишь. Надо разбить кирпич? Представь, что он сделан из хрупкого стекла... Точно также восточный человек относится и к природе, и к индустриальному миру. Вспомним, какой огромный скачок совершила в двадцатом веке Япония. Хитрецы-японцы мастерски вписались в современную действительность, став одной из самых преуспевающих держав планеты. Корейцы и китайцы, кстати, тоже не лыком шиты, и нынче завоевали солидную долю мирового рынка. Казалось бы, они отчасти приняли западные ценности. Но не все так просто. Основой культуры в этих странах по-прежнему остается «восточный» стержень. Они принимают некоторые типично западные элементы, однако вовсе не собираются слепо подражать Европе или Америке. По сути дела, опираясь на многовековые основы, восточные нации... ассимилируют Европу под себя.
Однако и «европейский» подход к жизни, который нам чуть более близок, имеет массу преимуществ. Хитрость в том, что обе эти стратегии – приспособление под обстоятельства («айкидо», использование энергии противника против него самого) и активное их изменение («карате», прямое нападение на соперника) – следует сочетать. Важно уметь использовать и то, и другое: где-то покорно адаптироваться, где-то – идти наперекор обстоятельствам.
Урок первый. Магия ответственности
Клади голову там, где утром найдешь ее целой.
Аварская пословица
Дело было в Баку, вашему покорному слуге в то время как раз исполнилось двенадцать лет. Один из ухажеров старшей сестры предложил мне покататься на яхте. Я пришел в полный восторг, принялся кивать, хоть и не сказал вслух, собираюсь поехать или нет. Весь следующий день я прождал обещанного приключения, но на яхту меня так и не позвали. Я затаил обиду. И через две недели спросил этого парня:
- Ты почему меня кататься не взял?
- Так мы же толком не договорились. Ты мне ничего не сказал, я решил, что тебе неинтересно.
Я так хорошо помню этот случай потому, что именно тогда впервые четко понял: ответственность за свою жизнь надо брать на себя. Да, другие люди могут что-то предлагать, но собственная активность в сто раз важнее. Свою жизнь каждый из нас контролирует сам!
Как часто мы ждем чьего-то звонка, вместо того, чтобы самим набрать номер (и выяснить, что собеседник тоже с нетерпением ожидал, когда ему, наконец, позвонят). Или ждем, пока начальник предложит повысить зарплату, друг подбросит идею организовать свою фирму, вместо того, чтобы самому попросить побольше денег или открыть бизнес. Или ждем, когда друг, который с нами в ссоре, придет мириться, вместо того, чтобы самим сделать первый шаг. Глупо! За себя отвечаете вы, а не ваши начальники, друзья или знакомые. Почаще вспоминайте лозунг распространителей «Гербалайфа»: «Нам за скромность не платят!».
Время повальной безответственности закончилось еще в прошлом, двадцатом веке. Однако большинство людей нынче продолжают жить по старым правилам! Они готовы свалить ответственность на кого угодно: на государство, на правительство, на близких, на начальство (фирмы или госструктуры), на мужа/жену, на тренера... Поразительно, как мы страшимся взять собственную жизнь в свои руки! Надеемся на пенсии и пособия, на повышение по службе, на выгодный брак. Но это не есть путь к успеху.
Истинный успех приходит лишь к ответственным людям. К тому же, именно они больше всего нравятся окружающим. Безответственность – признак психология бомжа. Согласен, наполовину все мы в этой жизни – гости. Но за другую половину бороться именно нам, мы – хозяева своей судьбы, собственные руководители. Конечно, снять с себя ответственность легче легкого. Но почему же потом мы так грустим, скулим, ноем и без конца жалуемся на этот мир?
У нас нынче, с легкой руки Михаила Задорнова, стали популярны анекдоты про американцев. Мы хохочем до слез: мол, у нас, русских – духовность, а у них – сплошной прагматизм. Однако... Ответьте-ка мне на несколько вопросов. Почему правительство нашей «сверхдуховной» страны, так и норовить разворовать все, что осталось? Почему в России такой высокий уровень преступлений (причем значительный процент составляют преступления насильственного характера)? Почему у нас так много нищих бродяг и беспризорных детей? Почему наши пенсионеры вынуждены бороться за выживание, обреченные на мизерную пенсию? Почему при общем разгуле преступности появляется так много неформальных силовых структур? Создается впечатление, что о «духовных ценностях» предпочитают рассуждать именно люди с криминальным прошлым, а то и настоящим. Оглянитесь вокруг! Быть может, при таком положении дел она нам и не нужна, духовность эта? Достаточно было бы элементарной порядочности, которой обладает любой из жителей Европы и Америки...
Хорошие идеи и верное отношение к жизни встречаются и в России, и в Штатах. Но у жителей США есть еще одно важное качество – ответственность. Вот они (как японцы или европейцы) и живут лучше нас с вами. А мы все ждем. Ждем западных кредитов, иностранных инвестиций, повышения зарплат и пенсий. Сколько лет вы ждете, дорогой читатель? И как, дождались?
Как поется в одной известной песне, «я видел эту жизнь без прикрас». А кто, интересно, ее с прикрасами видел? Если такие есть среди моих читателей, советую срочно написать мне, какая она, эта райская жизнь. Хотя боюсь, что такого отчета придется ждать долго.
На одном из своих тренингов, во Владивостоке, я познакомился с ярким радиоведущим. Его программа считается одной из самых интересных в городе. Этот человек поведал мне историю своей карьеры. Одно время он работал простым преподавателем. Однако особого интереса к своему занятию не испытывал, да и платили ему копейки. Время шло, подрастали дети. Он начал опасаться, что однажды они спросят: «Папа, если ты такой умный, почему же ты такой бедный?». И тогда понял – надо менять свою жизнь, заняться чем-то новым. Например, журналистикой, к которой у него была склонность. Все кругом убеждали его в обратном: «Ничего у тебя не выйдет! Ну, какой из тебя журналист? Иди уж по проторенной колее!». Однако он рискнул! И сегодня является популярнейшим «радистом». Сам он про свою жизнь говорит так: «Теперь я знаю – если хочешь добиться многого, всю ответственность за свою жизнь бери на себя, и не слушай других!».
Итак, контроль за своей судьбой необходим. Помните: зону личной ответственности следует постоянно расширять. Ведь те ниточки, которые еще не оказались в ваших руках, постараются использовать другие люди и посторонние обстоятельства. Эти сферы станут контролировать ваш страх, ваша лень, ваше незнание. За что реально можно отвечать? Да за все!
За ваше здоровье – и нечего рассчитывать только на искусство медиков!
За ваш жизненный путь – вам решать, где проходит дорога к успеху.
За ваше материальное благополучие.
За ваших близких – точнее, за отношения с ними.
За связи с коллегами, друзьями, приятелями.
За ваше настроение.
Еще раз просмотрите этот краткий список. И задумайтесь, в каких случаях вы реально привыкли брать ответственность на себя, а где обычно пускаете все на самотек. Некоторые люди предпочитают заботиться о своем здоровье или настроении, но почему-то считают, что за их материальное благополучие или отношения с людьми должен отвечать кто-то другой. И наоборот: сосредоточение на заработке и хороших отношениях с другими, порой оборачивается нерадением о собственном здоровье.
Что мешает вам взять судьбу в свои руки уже сегодня?
Непонимание того, что свою жизнь можно и нужно контролировать.
Неуверенность в себе.
Страх перед ответственностью.
Советую безжалостно расправиться со всеми вышеперечисленными врагами. Да, ответственности можно научиться, и ее нельзя бояться. Начните хотя бы с настроения! Через некоторое время вы почувствуете, что держать жизнь под контролем – это здорово. Все ваши цели сразу станут достижимыми, а все желания рано или поздно исполнятся.
Урок второй. Новизна
Жить — значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем.
Николай Лобачевский
В жизни все по-разному: для одних риск и приключения, все новое и необычайное — обычное дело (спасатели, каскадеры, краповые береты, “экстремальщики”, профессиональные путешественники и т.п.), а для других и выезд на пикник — событие. Тем не менее, можно проследить некоторые тенденции, характеризующие отношение к новизне обычных людей, которых по этому признаку можно условно разделить на стремящихся к ней (активных) и опасающихся её (пассивных).
Как известно, жизнь — процесс не только динамический (“все течет, все меняется”), но и многовариантный, причем каждый из нас может выбрать свой вариант развития событий.
Один мой приятель как-то рассказал такую историю. Группа специалистов, в которую он входил, еще при социализме была командирована в Амстердам. Однажды вечером кто-то предложил для разнообразия и получения новых впечатлений сходить в район красных фонарей. Все поддержали эту идею, а он решил остаться в номере, отдохнуть. Вернувшись с этой прогулки, коллеги буквально забросали его своими рассказами о том, чего насмотрелись. Даже сейчас, по прошествии многих лет он жалеет, что не пошел с друзьями, и понимает, что никогда не увидит того, что видели они.
Так что жизнь для одних может быть увлекательным путешествием, полным событий, неожиданностей и незабываемых впечатлений, а для других простым времяпрепровождением. Всё определяется степенью вашей активности. Жизнь — не массовик-затейник и не нанималась развлекать вас, обеспечивать вас новыми интересными ощущениями.
Если вы по своей природе человек активный, то это о вас писал Блез Паскаль: “Всего невыносимей для человека покой, не нарушаемый ни страстями, ни делами, ни развлечениями, ни занятиями. Тогда он чувствует свою ничтожность, заброшенность, несовершенство, зависимость, бессилие, пустоту”. Только вы сами можете сделать свою жизнь насыщенной новыми событиями. Всё зависит от вас. Вспомните, как давно вы ездили куда-то, ходили в гости, встречались с новыми людьми, занимались новым видом спорта, новой деятельностью? Если чересчур давно, то вы плавно перешли в категорию людей пассивных. А жаль! Жизнь не вечна, годы летят быстро, и то, что еще вчера казалось вам доступным и осуществимым, сегодня может остаться так и неосуществленным. Возможно, вы уже никогда не прыгнете с парашютом, не подниметесь в небо на дельтаплане, не взроете свежевыпавший снег горными лыжами на крутых склонах, не пройдете точно выверенными галсами против свежего ветра на яхте, не оседлаете прибойную волну на доске… А ведь у вас была возможность попробовать все это и многое другое, но вы ее упустили потому, что вовремя не использовали предоставленные вам шансы.
Возьмем, например, эту книгу. Казалось бы, что может быть проще для автора: снова и снова переиздавать популярное произведение, не внося никаких изменений? Но мир не стоит на месте, люди хотят новизны – и появляется новое издание. XXI век – век постоянных перемен. Каждый месяц возникают новые модели сотовых телефонов, каждый год – новые компьютерные процессоры, каждые два-три года - новые марки машин, приносящие баснословные доходы автомобильным концернам. Киностудии изощряются, выпуская все новые и новые фильмы, повара изобретают новые блюда, модельеры экспериментируют с одеждой, издательства печатают оригинальные книги (так, «Питер» не так давно принялся выпускать новые серии: «Избранное», «Бизнес-психология» и т. п.). Жизнь кипит, и основа ее – новизна!
Вспомните, когда вы в последний раз обновляли свой гардероб или автомобиль? Впрочем, это – мелочи. А вот изменяли ли вы взгляды на жизнь, вкусы и пристрастия? Как часто вы вообще это делаете? А как давно вы пробовали изобрести что-то новое на работе? Как давно вы испытывали ощущения, подобные тем, о которых рассказал мой знакомый физик? «Когда впереди просвечивают контуры какого-то нового, еще не открытого другими явления, то появляется состояние эйфории, словно чувство блаженства от чьей-то неземной ласки. Эти чувство настолько приятно, что хочется продлить свое пребывание в таком состоянии как можно дольше, поэтому к реализации удавшегося замысла приступаешь только после некоторого притупления этих ощущений».
Не пеняйте на жизнь за то, что она дала вам мало интересного и радостного. Жизнь — как шведский стол, где можно выбрать все, что ты хочешь. Однако многие боятся даже подойти к нему... В принципе, сама природа запрограммировала нас на восприятие нового, на жизнь в режиме новизны, но многие поставили на себе крест и поэтому не вправе требовать от жизни то, чего они сами не берут.
Можно приехать в другую страну и ничего не увидеть, кроме киосков в аэропорту, собственного номера, ресторана, бара и ночного стриптиза. Но можно, даже будучи инвалидом, объехать весь мир. Я знаю одну женщину, страдающую рассеянным склерозом. Недавно она и её муж совершили путешествие на микроавтобусе по всем странам Евросоюза. А вы бывали в Европе?
Урок третий. Привычное – еще не лучшее
Чем больше привычек, тем меньше свободы
Иммануил Кант
Мы все живём в мире стереотипов. Эта “традиция” имеет глубокие корни, которые берут своё начало у истоков зарождения жизни на Земле в её первичных формах, когда основой жизни была рефлекторная деятельность. Опыт многих поколений, закрепленный рядом рефлексов, обеспечивал жизнеспособность вида. По мере совершенствования нервной системы, с появлением и развитием мозга, рефлекторная деятельность начала постепенно дополняться и совмещаться с разумной деятельностью, однако последняя никак не может заменить рефлекторную.
Рефлекторная деятельность обуславливает автоматическое выполнение организмом определённых действий с соблюдением необходимого ритма, последовательности элементов. Благодаря ей человек ходит, дышит, пьёт, ест… Но, вместе с тем, разум позволяет человеку быстро осваивать какие-то новые операции, которые впоследствии зафиксируются серией условных рефлексов и будут выполняться автоматически. На этой способности организма базируются любые системы профессионального обучения: от разумного выполнения операций к рефлекторному автоматизму. В качестве примеров можно привести обучение машинописи, вождению автомобиля, работе на конвейере.
Получение образования также базируется на формировании стереотипов мышления — ряда зафиксированных истин и методов, создающих основу наших знаний. Мы обычно забываем, а иногда и не знаем, каким именно путём были получены эти истины. Мы не задумываемся, почему дважды два — четыре, хотя при необходимости без труда можем доказать справедливость такого суждения. В процессе обучения нам приходится усваивать и другие, более сложные истины, доказательство которых не всегда бывает простым, а иногда даже возможным (и бывшие двоечники у нас знают, чем именно геометрия Евклида отличается от геометрии Лобачевского — только аксиомой о параллельных прямых). Многое нами вообще принимается на веру и прочно закрепляется в нашем сознании в виде устойчивых стереотипов. Так появляется уверенность в том, что данная непреложная истина не подлежит обсуждению — ведь иначе и быть не может.
Существование рефлекторных стереотипов в механизме познания носит двойственный, противоречивый характер. С одной стороны, стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать уже имеющиеся знания и навыки, представляющие собой сложный комплекс стереотипов. Но с другой стороны, они ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий или противоречащих им. Это нашло своё отражение в известном утверждении: “Этого не может быть потому, что это противоречит данным науки!” (правильнее было бы сказать — не науки, а общепринятому, уже сложившемуся комплексу стереотипов).
Скажите честно, как вы считаете: можно ли голыми руками поднять живого крокодила со дна на поверхность? Или кормить с рук акул? А вот по ТВ не так давно показывали будни американской команды исследователей, которые изучают кайманов. Милая дама осторожно выплыла на глубину, мягко взяла средних размеров крокодильчика за нижнюю челюсть и плавно подняла его до поверхности воды. Он ее кусать и не думал. В другой же передаче демонстрировали, как известный музыкант, Андрей Макаревич, прикармливал под водой серьезного вида акул. Стереотипы можно поломать. А что лично вам мешает выйти за красные флажки в собственной жизниг
Многие прекрасные специалисты в своей области деятельности оказываются не в состоянии преодолеть барьер стереотипов, с порога отвергают всё, что не укладывается в их мировоззренческую концепцию. Сформировавшиеся стереотипы очень устойчивы и часто сохраняются на протяжении всей жизни человека. Их разрушение обычно бывает очень болезненным процессом, влечёт за собой раздражение, чувство дискомфорта, приводит к серьёзным нарушениям психического равновесия, вплоть до стрессовых состояний, которые могут стать причиной инсульта или инфаркта. Отчасти враждебное отношение к новому определяется подсознательно действующим инстинктом самосохранения, который пытается защитить нас от возможных потрясений, связанных с разрушением устоявшихся стереотипов.
Именно стереотипы в значительной степени определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы тоже очень разнообразны и во многом определяют наше поведение, наши суждения и отношение к окружающему. Благодаря этим стереотипам мы четко знаем, как себя вести в том или ином случае; знаем, что плохо и что хорошо; знаем, кто прав, а кто не прав. Знаем, но это не значит, что так и есть в действительности, потому что стереотипы, на которых основаны наши суждения, могут быть сформированы на ошибочных предпосылках или определённых, не всегда обоснованных условностях.
Таким образом, формирование стереотипов является обязательным элементом любой живой биологической структуры, без этого просто невозможно её существование, развитие и воспроизводство, но вместе с тем, формирование стереотипов порождает и определённый консерватизм в деятельности организма, в том числе и в процессе мышления. Понимание механизма действия стереотипов иногда позволяет более рационально решать некоторые прикладные задачи. Специалист, решающий какую-либо задачу, использует богатый арсенал знаний и опыта, накопленный до него. Это значительно облегчает его работу, позволяет использовать уже готовые решения и варианты. Однако при этом сужаются возможности поиска неординарных решений, основанных на принципиально новых идеях. Как выйти из этого положения?
Известны случаи, когда для решения трудных задач привлекались не специалисты, а люди, практически не знакомые с проблемой, мышление которых не было ограничено сложившимся для решения данного круга задач комплексом стереотипов. Нередко этот метод давал замечательные результаты, и появлялись совершенно новые, оригинальные решения. Касаясь вопросов творчества, Эйнштейн как-то заметил: все знают, что так делать нельзя — ничего не получится, но появляется человек, который этого не знает, берется за дело, и у него получается. Получается, что человеческая психика и мышление в основном находятся как бы в загоне, окруженном красными флажками, а подсознание препятствует выходу из этого круга. Всех нас можно сравнить с некими автоматами, действующими строго в рамках заданной программы. Мы автоматически общаемся друг с другом, используя трафаретные фразы и эксплуатируя заезженные темы. Мы стереотипно выполняем рутинную работу и стереотипно чувствуем. Организму это выгодно — в этом случае он работает по принципу наименьшего напряжения и испытывает минимальное сопротивление окружающей среды.
Всё это хорошо для стабильного мира, где облегчаются и процессы обучения. В нём достаточно усваивать “информацию”, ибо в таком стабильном мире этого вполне хватит для понимания того, что именно нужно делать в течение всей жизни. Мышление здесь сводится к выбору подходящих для данного случая штампов, отработанных и проверенных. Так называемая Банда Трёх (Сократ, Платон и Аристотель) в своё время выдвинула суждение о том, что “чистого знания” вполне достаточно и что, коль есть знание, за ним последует всё остальное. Однако, то, что хорошо для стабильного мира, не является таковым для меняющегося. А мы живём именно в изменчивом мире, и темп изменений неуклонно нарастает. Если уж человечество выбрало техногенный путь развития, то будьте любезны соответствовать ему, в том числе и психологически. Так что и мышление должно подходить к ситуации. Даже самый совершенный робот не может эффективно действовать по устаревшим программам. То же самое относится и к людям. На первый план выходят творческий, конструктивный, моделирующий и операционный аспекты мышления. Таковы требования времени.
Когда я с приятелями начал заниматься карате, преподаватель-японец терпеливо демонстрировал нам стандартные серии ударов, заставляя отрабатывать их снова и снова. Но позднее, освоив все комбинации, мои друзья начали включать в них новые приемы, создавать новые связки, менять последовательность действий. Все «новенькое» позднее также доводилось до автоматизма. Нестандартные серии приемов позволили им позднее выиграть массу соревнований, ведь не просчитанные прежде удары были совершенно непредсказуемы для противника.
Однако система образования продолжает опираться на устаревшее суждение Банды Трёх, что главное — это информация, а не умение творчески мыслить. Отсюда и увеличение срока обучения в школе (речь уже идет о двенадцатилетке). Если говорить об информационной насыщенности общества, то, действительно, она увеличивается экспоненциально. Так что, если продолжать следовать старой логике, лет через пятьдесят продолжительность школьного образования будет составлять первую половину жизни, высшее образование потребует второй половины, и в гроб мы будем ложиться информированными обо всём, но не сделавшими ничего. Мой знакомый, кончивший Физтех еще в то время, когда этот институт считался наиболее продвинутым во всех смыслах, считает, что именно там система обучения была построена таким образом, что кроме необходимой информации выпускник имел за душой и навыки творческого мышления, хотя такой специальной дисциплины не было в программе даже факультативно. Прискорбно, что такая система обучения не пришла в массы. Считается, что анализа, суждения и аргумента вполне достаточно.
Можно без преувеличения сказать, что мышление — это основной человеческий ресурс. И утверждение, что качество нашего будущего целиком зависит от качества нашего сегодняшнего мышления, справедливо для всех уровней — от отдельно взятой личности до всей планеты. Там, “за бугром”, уже более двадцати пяти лет назад задумались над непосредственным обучением мышлению как навыку. Основоположником “мышления о мышлении” можно считать Эдварда де Боно, англичанина с французской фамилией, послужной список которого в этом направлении очень впечатляет. Именно он является автором термина “нестандартное мышление”, который теперь внесён в “Оксфордский словарь английского языка”.
Наиболее важной частью мышления является восприятие, иными словами, то, как мы смотрим на мир, что именно берём в расчёт, как его структурируем. Установлено, что почти все ошибки мышления — это ошибки восприятия. В реальной жизни логические ошибки встречаются довольно редко, но, тем не менее, весьма распространено положение, что мышление — это способ избегать логических ошибок. Среди программистов бытует выражение: “мякину заложишь — мякину получишь” (то есть, даже при безупречной работе компьютера и программного обеспечения на выходе получается мусор, если на входе закладывается он же). Абсолютно то же самое применимо и к логике. Если наше восприятие ограничено, безупречная логика даст нам неверный ответ. Другая сторона: бедная логика ведет к бедному мышлению — с этим согласится каждый. Но обратное будет совершенно неверным. Хорошая логика не ведёт к хорошему мышлению. Если восприятие бедно, хорошая логика даёт ложный ответ. Здесь существует еще дополнительная опасность того, что хорошая логика приводит к ложному высокомерию, из-за которого даже умный человек с упорством осла станет отстаивать ложный ответ.
Существует мнение, что восприятие работает как “самоорганизующаяся информационная система”, которая обеспечивает нужную последовательность поступления информации, позволяя устанавливать шаблоны. Наше мышление затем остается в ловушке этих шаблонов. Поэтому нужны способы и методы расширения восприятия и перемены восприятия (творчество). Но как выйти из круга привычных представлений и ритуалов, перестать совершать одни и те же ошибки, наступать на те же самые грабли? Ведь сама жизнь подталкивает нас к необходимости этого.
Мой опыт как специалиста по бизнес-консалтингу показывает, что здесь добиваются успеха только те, кто ломает старые, устоявшиеся стереотипы, выходит за их рамки. Время лёгкого и быстрого обогащения за счет несовершенства законодательства, удачной “прихватизации” и слепой удачи прошло. Нужны совершенно новые подходы к бизнесу. И только новизна подхода будет способствовать достижению желаемого успеха. Новое в рекламной подаче продукции, её распространении, использование новых технологий (хотя, в принципе, любая новейшая, но уже используемая технология является старой и желательна разработка именно своей, которой нет и не может быть у конкурента), новая организация труда — вот что сегодня помогает опередить конкурентов. Но всё это требует ломки стереотипов старых традиций бизнеса, изменения представлений о том, что можно и чего нельзя. Выигрывает здесь тот, кто способен на нетрадиционные ходы.
Аналогичная картина наблюдается и во всех других видах человеческой деятельности. Успех в искусстве также во многом связан с ломкой устоявшихся стереотипов и созданием новых направлений. Музыка Александра Скрябина, Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке; картины Николая Рериха, Пабло Пикассо и Сальвадора Дали; архитектурные творения Джакомо Кваренги, Константина Мельникова и Антонио Гауди… Все они делали то, чего до них не делали (не сумели) другие. Но всё то новое, что они привнесли в искусство, можно сказать, стояло на костях тех стереотипов, от которых они отказались. Естественно, о вкусах не спорят — кому больше по душе Игорь Стравинский, Казимир Малевич и Варфоломей Растрелли, кому Людвиг ван Бетховен, Иван Шишкин и Матвей Казаков, но то, что сделали творцы новых направлений в искусстве, обессмертило их имя (или, по крайней мере, поставило их наравне с классиками устоявшихся направлений).
Балльная оценка произведений искусства и их авторов может простираться от минус бесконечности (отвратительно) до плюс бесконечности (гениально). В спорте всё более рационально: победа или поражение (в некоторых видах к этому добавляется ничья как признание равенства). Но как прийти именно к победе? Здесь снова огромную роль играет отказ от привычных схем, от устоявшихся стереотипов. Древнее благородное шахматное искусство ныне пришло к компьютерному анализу возможных продолжений, новейшая шахматная программа обыгрывает чемпиона мира Каспарова, но всё равно человеческий фактор играет свою роль. Необычное продолжение (тот же отказ от стереотипа), созданное шахматистом в условиях цейтнота, решает исход партии, а возможно, и всего матча. Другой полюс — боевые искусства. Отказ от традиционного следования по пути предшественников привел Морихея Уэшибу к созданию современного айкидо, реформатор современного карате Масутатсу Ояма создал новый контактный стиль — киокусинкай, Брюс Ли, которого мы хорошо знаем как мастера кино, явился создателем стиля джит-кун-до (объединившего древнюю философию Дао, китайскую систему Вин Чун, западный бокс и специфику карате). Что подвигло их на тернистый путь реформ? Сомнения и риск, активность и желание новизны. А также то, что по-китайски называют “у-син”, а по-японски “му-шин” — несвязанный ум (быстрая трансформация из одной стихии в другую). И всё это во имя победы, в первую очередь над прошлым. Ведь именно новое выходит победителем в схватке со старым. Это закон жизни. И не нужно бояться нового. Время расставит всё на свои места.
Работая со стереотипами целесообразно проанализировать законы нашего поведения в данной ситуации, уделив особое внимание запретам. Возможно, что искомое решение лежит именно в запретной зоне, причем такой запрет обычно формулируется следующим образом: так никто не делал. Подвергните сомнению свои взгляды и убеждения по этому поводу, ведь именно здесь и возможен прорыв. Если другие так не делали, это не значит, что так делать нельзя. Попробуйте сломать свои внутренние ограничения или сменить точку восприятия проблемы. В психологии есть такое понятие, как установка на что-то. Так поменяйте установку, или же внесите элемент сомнения в её правильности или всесильности. Здесь главное не бояться попробовать сделать по-другому. В некоторых случаях бывает полезным просто перевернуть имеющийся стереотип (или во времени, или в пространстве).
Предприятие забирает для технологических нужд воду из реки, использует её, очищает и сбрасывает очищенную воду обратно в реку. Проблема состоит в том, что, экономя на очистке воды, предприятие сбрасывает в реку недоочищенную воду. Стереотип: вода забирается выше по течению, сбрасывается ниже расположения предприятия. Ломка стереотипа — забирать воду ниже по течению, сбрасывать же выше. Тогда предприятие просто вынуждено иметь хорошо действующие водоочистные сооружения. Этот принцип уже широко используется в некоторых западных странах (и даже закреплен законодательно). Было бы очень хорошо, если бы такой подход к очистке воды осуществлялся и у нас. Просто? Да. Эффективно? Да. А суть такого подхода состоит в том, что отошли от привычной схемы и сделали наоборот.
|