Волкер Вольфганг Проект НЛП: исходный код
ПРЕДИСЛОВИЕЗа последние 25 лет нейролингвистическое программирование (Neurolinguistic Programming) стало важным элементом, формирующим профессиональную коммуникацию людей, как в области психотерапии, так и в управлении. Публикации создателей НЛП, Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера, быстро появились в переводе и стали обсуждаться на немецкоязычном пространстве практически сразу, после выхода оригиналов. Немецкий подтитул первых двух томов - Die Struktur der Magie (Структура магии) - вероятно повлиял на успех этой книги. К НЛП приклеилось немного магии, со всеми недостатками и преимуществами с этим связанными. Такими как: сильное воздействие, точность техник и указаний, удивительные эффекты, но также и злоупотребление властью, манипуляционные психотехнологии и ярмарочная суматоха, перемешанная с серьезностью. Программирование, по крайней мере, так же часто встречается с полной восхищения акцептацией, как и с резким отрицанием и логически продуманным анализом. Предложения принять участие в курсах по нейролингвистическому программированию, появляющиеся в соответствующих рубриках объявлений на психологическом рынке, нельзя не заметить из-за их многочисленности. Также к трудностям приводит цена получения дипломов (часто она просто безумна). Отсюда можно сделать вывод - и это согласуется с моим опытом, что интерес практиков огромен. Предубеждения академической психологии значительны также из-за трудного к принятию ярмарочного характера НЛП и некоторых слишком громких обещаний. Многие мои коллеги и ученые, в общем-то признают, что стоит серьезно и глубоко изучить основополагающие принципы НЛП; однако всегда в итоге выдвигаются обвинения в туманности и слишком сильном восхищении эффектами в этом психологическом течении. По этим причинам, до этого времени никто не был готов бросить свою исследовательскую работу в пользу данной области. На этом фоне книга Вольфганга Волкера дает основу для практической оценки возникновения интересующего нас течения. Автор с большим увлечением проработал богатый материал первоисточников, чтобы представить фон, условия и модели НЛП. Главная задача исследователя - рассмотреть основные ценности и цели тех терапевтов, на которых в особенности указывают Бэндлер и Гриндер: Вирджинии Сатир, Фрица Перлза и Милтона Эриксона, а также отца-теоретика и пионера системной перспективы в терапии -Грегори Бейтсона. Вольфгану Волкеру в этой книге удалось отлично проработать множество первоисточников, применяя их так удачно, что возникла хорошо продуманная логическая, в смысле подбора аргументов, и интересная картина, где появляется (ненавязчиво) также личная позиция автора. Особенно на меня произвели впечатление, выраженные в тексте любовь и уважение к теме и людям, с ней связанными. Позитивное отношение к НЛП не помешало автору сохранить критический взгляд (что, к сожалению, в этой области явление не частое). Я убежден, что эта книга поможет сторонникам и противникам НЛП уточнить или определить заново свою позицию, а также пробудить в людях, до этого времени немногое слышавших о нейролингви-стическом программировании, желание в дальнейшем заниматься этой областью. Читателям этой книги я желаю, так же полезно провести время, как это было в моем случае, а книге - популярности и содействия в создании атмосферы, в которой дискуссии об НЛП будут вестись более серьезно, чем это происходит до сих пор. Оснабрюк, январь 1996 профессор Юрген Криц ВСТУПЛЕНИЕВ половине семидесятых на психотерапевтическую сцену взошли два молодых человека, работа которых столкнулась в равной степени с восхищением и с острой критикой. В это же время Ричард Бэндлер и Джон Гриндер начали обучать новому методу воздействия на человеческое поведение и ощущения, который, казалось, обещал неограниченные возможности. Они дали ему утонченное название "нейролингвистическое программирование" (НЛП). Джон О. Стивене, известный гештальтист, также причастный к развитию НЛП во втором поколении, так описал значение его возникновения: "Когда я впервые столкнулся с нейролингвистическим программированием (НЛП), я был одновременно восхищен и полон скептицизма. Мне успешно вбили в голову, что изменения происходят медленно и достижение их обычно весьма болезненно и сложно. У меня все еще сохранились определенные проблемы с сознательным принятием того факта, что я могу вылечить фобию или подобную проблему, длительного характера, безболезненно и за время короче часа, несмотря на то что я делал это много раз и наблюдал устойчивые результаты. [...] Применение принципов НЛП дает возможность детально описать любой человеческий опыт, а это позволяет быстро и легко достичь длительных и глубоких изменений. Вот несколько примеров того, чему можно научиться: 1) излечение фобии и других нежелательных чувственных реакций за время менее часа, 2) помощь детям и взрослым с проблемами в учебе (трудности с орфографией, чтением и им подобные), преодолеть их в период менее часа, 3) избавление от вредных привычек и зависимостей, таких как злоупотребление алкоголем, табакокурение, переедание; бессонницы в течении нескольких сессий, 4) проведение изменений в отношениях пар, организаций для того чтобы они функционировали более удовлетворительно и продуктивно, 5) лечение многих физических проблем - не только психосоматических, но и множество других - в течении нескольких сессий. Это декларации, но люди, обладающие опытом в применении НЛП могут поддержать их солидными видимыми результатам . J. О. Stevens, Вступление, в: R. Bandler, J. Grinder, Frogs into Princes, Moab Utah: Real People Press 1979; нем. Neue Wege der Kurzzeit-Therapie. Neurolinguistische Programme, Padeborn: Junfermann 1981b, с 13-14), с. 9-10. "Вообще-то - пишет далее Стивене - НЛП может сделать намного больше нежели просто провести терапевтическую работу, описанную выше. Те же принципы могут быть использованы в изучении особо одарённых людей для того чтобы открыть структуры их таланта. Таким структурам можно быстро обучить других, давая им основы для тех же способностей. Результатом интервенции такого рода будет творческое изменение, благодаря которому люди научатся генерировать новые таланты и типы поведения. Дополнительным побочным эффектом такого творческого изменения станет факт того, что многие проблемные паттерны поведения, которые в иных обстоятельствах стали бы целью психотерапевтических перемен, просто исчезнут. [...] Всегда случались "самопроизвольные исчезновения симптома", "чудесные исцеления" и другие неожиданные и загадочные перемены в поведении человека и всегда существовали люди, которые научились пользоваться своими способностями исключительным образом"2. Новое программное течение Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера, несмотря на поддержку таких звезд как, Грегори Бейтсон, Вирджиния Сатир и Милтон Эриксон, полностью игнорировалось академическими специалистами. Однако вне стен университетов концепции НЛП, направленные на практические потребности, нашли необыкновенно сильное отражение. Представленная создателями программирования смесь неудержимого терапевтического оптимизма и многообещающих стратегий, совпала по всей вероятности с нуждами многих практикующих терапевтов. Огромное количество проданных публикаций на эту тему и подобный взрыву рост предложений обучения и терапии в этой области, говорят сами за себя. Ясно видно, что усиливающийся спор вокруг НЛП противоречив и возбуждает множество эмоций. Необыкновенно редко удается какому-нибудь вопросу поделить людей им интересующихся на два лагеря. Многих сторонников НЛП можно найти среди практикующих терапевтов. Они ценят в этой методике прежде всего возможность ее практического применения и конструктивизм в преодолении академического мышления. Впечатляет также разнородность представляемых НЛП стратегий, ведущих к переменам. В этом контексте также высоко ценят содержащуюся в программировании возможность проводить очень глубокие изменения, при значительно сниженном уровне страдания. Одновременно все более серьезной проблемой становится растущая коммерциализация НЛП: при помощи этого метода можно очень быстро заработать деньги, делая уклон в сторону ее мифической составляющей, наивной веры в чудеса и культ звезд. Совместно с быстрой экспансией НЛП на терапевтическом и коммуникационном рынке, постепенно пропадает понимание сущности и основных теоретических принципов этого учения. Таким образом, вначале понятная и продуманная модель, по мере распространения, стала жалкой копией самой себя. Противников НЛП (зачастую очень резких) необходимо обвинить в том, что они принимают защитную позицию, какую нелегко доказать. Выдвигаемые ими обвинения обычно редко демонстрируют хорошее знание предмета, а их область распространяется от рефлексивно сформированных обвинений в ненаучности до отсутствия эмпирической проверки принципиальных концепций. Кроме того говорят об отсутствии уважения, фальсификации мыслей рено-мированных авторов и заимствовании методов других школ. Противники критикуют НЛП за то, что оно предлагает лишь неупорядоченный набор терапевтических инструментов, распространение которых происходит бесконтрольно и неэтично, поскольку не относится к этиологии и диагностике, а также не учитывает потребности людей. Однако до сих пор заинтересованность в предметной и критической работе с НЛП и подтверждение его рационального содержания - весьма редкое явление. В последнее время, однако на обоих сторонах, поднимается все больше голосов, требующих тщательной и серьезной дискуссии. Хаотические и неэффективно ведущиеся споры, прежде всего открывают огромные проблемы, возникающие, когда в области традиционной дисциплины предпринимаются попытки ввести новые противоречивые течения. Связанные с этим недоразумения проявляются в таком случае острее, поскольку концепции модели НЛП уже в своих основах выходили за границы науки, которую в конце двадцатого века создал Зигмунд Фрейд. Поэтому попытки оценить НЛП при помощи традиционных академических образцов мышления, с самого начала обречены на неудачу. После просмотра доступной литературы, становится отчетливо видно, как редко приходят к согласию представители традиционных терапевтических школ и сторонники НЛП. Это тем более странно, что на данном этапе дискуссии многие концепции программистов могут помочь терапевтам любой школы. Факт, который до этих пор теряется в накале борьбы контраргументов. Несмотря на растущее значение НЛП (и из-за раздражающего характера главных тезисов из области терапии) кажется, что пришла пора обсудить основные взгляды создателей НЛП в более широком контексте нежели это делалось до сих пор. Чтобы справиться с такой задачей, в данной публикации будут представлены теоретические основы НЛП. Причем, уже поверхностный взгляд на людей, непосредственно или косвенно повлиявших на развитие нейролингвистического программирования показывает что его концепции возникли под непосредственным влиянием, сконцентрированным около Грегори Бейтсона, группы Пало Альто, ориентированной коммуникационно -теоретически. Поскольку существенные мысли теории коммуникации Бейтсона можно понять лишь принимая во внимание контекст, в котором они возникли, форма исторической реконструкции кажется здесь необходимой. Благодаря ей будет ясно видно, что НЛП нужно воспринимать как логическое продолжение исследований Бейтсона. НЛП в значительной степени использует работы Фрица Перлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона. В этой книге была предпринята попытка представить общие черты основных позиций этих новаторских терапевтов и разработать их детально. Центральной идей будут аспекты их достижений, нашедших свое выражение на практике и принципах НЛП. Мы также объясним, насколько это возможно, каким образом Бэндлер и Гриндер проводили свои исследования и каким образом их попытки превращались, шаг за шагом, в модели НЛП. Также и в этом случае возникает мысль об исторической реконструкции, поскольку кажется что развитие отдельных моделей наступало по определенной логике. Рассмотрение фона позволит, такова идея этой работы, показать что модели Бэндлера и Гриндера - это эссенция революционного перелома в терапевтическом мышлении нашего времени. Эта книга должна спровоцировать уже давно необходимую дискуссию на тему основных ценностей и целей современной психотерапии. Глава 1. НАЧАЛО НЛПЭта вступительная глава содержит короткие характеристики людей, которые непосредственно или косвенно повлияли на развитие НЛП. Мы концентрируемся в ней прежде всего на интересном сплетении персональных контактов, возникших в начале семидесятых в Пало Альто и Санта Круз между Грегори Бейтсо-ном, Милтоном Эриксоном, Вирджинией Сатир, Фрицем Перлзом, Робертом Шпитцером, Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Цель этой главы ясно продемонстрировать, что заставило Бэнд-лера и Гриндера начать совместную работу над НЛП. Ричард Вейн Бэндлер родился в 1950 в Нью Джерси. Пару лет спустя его семья переехала в Калифорнию, где он рос в одной из беднейших частей города Сан Хосе, Бей Эриа, на север от Сан Франциске В середине шестидесятых годов Бэндлер был одним из длинноволосых детей-цветов, каких часто можно было встретить на улицах городов американского Западного Побережья. Как активный член протестующей общественности хиппи, он участвовал в организации нескольких самых больших в те годы рок-концертов3. Эти времена отличались негативным отношением к традициям. Материалистическая основа американского общества, все более абсурдальная эскалация гонки вооружений и военное вмешательство Соединенных Штатов во вьетнамский конфликт, вызвали оппозиционное течение, отрицающее нормы общества успеха. Многие молодые люди видели решение наиважнейших проблем своего времени в том чтобы занять позицию крайнего индивидуализма. Способ выхода из глобального кризиса они видели в переоценке ценностей. Не Родина, семья и успех, а любовь, мир и личное счастье должны были стать лозунгом новых времен. Выражением такого подхода к жизни стали бегство из городов, наркотические переживания, религиозная мистика и прежде всего новая рок-музыка. Лето 1967 года - известное как лето любви (Sammer of Love) это расцвет, так называемой, музыки Западного Побережья, с которой были связаны такие известные исполнители как: The Grateful Dead, Jefferson Airplane, Santana, The Steve Miller Band, The Birds, Coyntry Joe and the Fish, Janis Joplin i Quicksilver Messenger Service. Множество людей встретились под открытым небом, чтобы послушать звуки, сегодня легендарных групп, и чтобы под влиянием психоделических наркотиков, таких как ЛСД, псилоцибиновые грибы и гашиш, совместно праздновать мирную революцию движения Flower Power. 3 Сравните R. Spitzer, Virginia Satifr and Origins of NLP, "Anchor Point" 1992, том 6, ном. 7, с. 40. Эта культурная революция достигла своей кульминации во время культового фестиваля в Вудстоке. В сентябре 1969 года впервые в истории на Восточном Побережье собрались почти полмиллиона людей, чтобы отметить вступление в новую эпоху любви, согласия и мира. Все казалось возможным. Неожиданный конец этой идеи наступил шестого декабря 1969 года, когда член Ангелов Ада, во время одного из концертов Ролинг Стоунз на Алтамонт Спидвей около Сан Франциско, убил перед сценой восемнадцатилетнего негра Мередита Хантера. Таким образом погибла мечта о Нации Вудсток. Однако в 1967 году вера молодежи в будущее и убеждение в возможность изменить обличив мира была еще не сломлена. Беки, жена Роберта С. Спитцера, реномированого психиатра и президента издательского дома Sciens & Behavior Books в Пало Альто, обратила в это время внимание мужа на удивительные таланты семнадцатилетнего ученика Средней Школы Фримонт, которого она наняла, чтобы учить своего сына Дана игре на барабанах. Тем, что восхитило Беки Спитцер в Ричарде Бэндлере, была его открытость к философским вопросам и манера в которой он обучал музыке. Спитцеры старались как могли поддержать способности Бэндлера. Роберт Спитцер описал его как необыкновенно ловкого и всесторонне талантливого. Поэтому он доверял ему различные задания и привлёк к работе в издательстве. К обязанностям Бэндлера относилась работа в магазине, а также подготовка магнитофонных и видео записей для терапевтических семинаров. Бэндлер начал свою бурную академическую карьеру двухлетним обучением в Футхилл Колледж в Лос Альтос Хиллс. Согласно информации Спитцера, ему удавалось довести некоторых своих преподавателей до отчаяния. Он не шел на компромисс, даже если вопрос затрагивал лишь детали, совершенно не подчиняясь ритуалам академической жизни4. После того как Бэндлер закончил колледж, он поступил в Калифорнийский Университет в Санта Круз. Спитцер и его жена, которые по мере течения времени, становились все более влиятельными менторами Бэндлера, владели тогда небольшой дачей в деревне, недалеко от Санта Круз. Они позволили ему построить на своей земле домик. Некотороевремя Бэндлер жил там с подругой и собакой. Санта Круз - маленький городок на севере Монтерей Бей, на юге от Сан Франциско. В городе есть университет, очень красиво расположенный. В те времена в городе было около сорока тысяч жителей, ведущих богатую на эксперименты культурную жизнь. Здесь жили многие известные личности из мира культуры: режиссер Альфред Хичкок, актриса Ширли Темпл, автор фантастической литературы Френк Херберт, а также члены группы Сантана и Дуби Бразерс5. Ричард Алперт, бывший коллега Тимоти Лири по Гарвардскому Университету, вернувшись из Индии также жил в Санта Круз, уже будучи духовным мастером - под именем Баба Рам Дасс. Алперт был наряду с Ральфом Метцнером и Лири, соавтором классической работы психоделического движения, какая должна была служить проводником в мире экспериментов с ЛСД6. Грегори Бейтсон также жил в это время в Санта Круз. Он является создателем кибернетической эпистемологии, концепции которая стала основой современного холистического взгляда на мир. В эзотерических кругах, по сей день, Санта Круз считают особенным "местом силы". Это определение указывает на разнородность действий, которые предпринимались там в последние десятилетия, для познания духовного, личностного и общего жизненного измерения. Встреча Ричарда Бэндлера с гештальт - терапией В начале Бэндлер записался на курсы философии, математики и информатики. Однако по мере течения времени его интересы все более сконцентрировались на науках, занимающихся человеческим поведением. Особое внимание он посвящал, наряду с новейшими методами терапии, такими как рольфинг7 и семейная терапия, прежде всего работам Перлза8 Перлз, создатель гештальт - терапии, переживал в это время, согласно своей оценке, период пиковых возможностей в области педагогической работы и писательского творчества. В декабре 1969 он подписал с Робертом Спитцером договор на несколько книг. Их темой должна была стать философия и психотерапевтическая практика гештальт - терапии. Перлз обработал эти вопросы совместно со своей женой Лорой и философом Полом Гудманом - социологом, алтернативным педагогом и писателем. Перлз должен был представить в книгах существо своей работы, способом, который дал бы возможность образованному дилетанту ее понять. Наряду с манускриптами и лекциями, книги должны были содержать прежде всего транскрипцию фильмов, показывающих Перлза во время работы. Автор был убежден, что подобные транскрипции будут основным фундаментом для интересных открытий из области настоящего процесса терапии. Он верил, что суть работы гештальтиста можно намного лучше уловить при чтении транскрипций, нежели изучая теоретические тексты. К сожалению, Т. Leary, R. Metzner, R. Alpert, Psychedelische Erfahrungen. Ein Handbuch nach Weisun-gen des Tiebetanischen Totenbuches, Amsterdam Kathmandu: God's Press 1975 [ориг. The Psychodelic Experience. A Manual Based on the Tibetan Book of Dead, New York: Uniwer-sity Books 1975]. 7 Рольфинг - форма телесной терапии, созданная Идой Рольф, которая производит изменения личности, корригируя хронические дефекты позы при помощи глубокого массажа соединительной ткани. При этом может дойти до высвобождения эмоций, которые ранее были связаны в глубоко укоренившемся напряжении мускулатуры тела. 8 Сравните Т. McClendor, op. cit., с. 5 и наст. неожиданная смерть Перлза в 1970 поставила под вопросом этот проект.9 Перед Спитцером встала проблема, что делать с обширным материалом, оставленным Перлзом. Вначале он обратился к некоторым ученикам Перлза с просьбой помочь при издании этих работ. Поскольку они отказались от его предложения, он представил его в 1972 году Ричарду Бэндлеру10. Бэндлер получил задание выбрать и записать вводные геш-тальт - сессии Перлза. Транскрипции должны были дополнить авторский текст. Спитцер писал позднее, что Бэндлер почти как помешанный, день за днем надевал наушники, смотрел фильмы и готовил точные транскрипции. Интенсивная работа привела его к тому, что Бэндлер начал говорить и вести себя как Перлз. Спитцер с юмором описывает, что пару раз поймал себя на том, что случайно назвал Бэндлера "Фриц" . Первой вышла незаконченная рукопись Перлза The Gestalt Approach (Гештальт - подход). После этого вышла вторая книга Eye Witness to Therapy (Свидетель терапии), которая в большинстве состояла из транскрипции учебных фильмов Перлза12. Два года спустя Бэндлер опубликовал следующее собрание избранных транскрипций под титулом Legacy from Fritz (Завещание Фрица)13. Несмотря на то, что Бэндлер не знал Перлза лично, ясно видно что, благодаря работе над публикациями, он попал под его влияние. Сравните R. Spitzer, Вступление, в: F. S. Perls, P. Baumgardner, Das Vermachtnis der Gestalttherapy, Stuttgart: Klett-Gotta 1990 [ориг. Gifts from Lake Cowichan\Legacy from Fritz, Palo Alto: Science & Behavior Books 1990], стр. 78. 1 Одним из этих учеников был John O.Stevens. Когда он познакомился с Фрицем Перлзом, он был молодым доцентом психологии в Diablo Valley College в Concord в Калифорнии. Он начал сотрудничество с Перлзом и был одним из основателей издательского дома Real People Press в Moab в штате Юта. Там издавались работы о гештальт-терапии. В 1971 году Стивене опубликовал книгу, которая задумывалась прежде всего как учебник к упражнениям в работе с гештальт-терапией (J. О. Stevens, Awareness: Exploring, Experimenting, Experiencing, Moab Utah: Real People Press 1971). Эта книга также обрела успех в Германии (Die Kunst der Wahrnenmung. Ubungen der Gestaltihera-pie, Munchen: Chr Kaiser Verlag 1975). Стивене, который в этот период стал известной личностью на сцене Гештальт, покинул свою деятельность, когда обратил внимание на нейролингвистическое программирование. Читателям литературы НЛП он известен под другим именем. Сегодня Стив Андреас живет около Боулдер в Колорадо и вместе с женой Коннира Андреас, они единственные из наиболее известных и успешных тренеров НЛП в США. Стивене также издал пару важных книг по этой области. Таким образом становится ясно, почему отдельные публикации, относящиеся к основной литературе НЛП, вышли в Real People Press. Это факт, который подчеркивает личные связи между известными личностями гештальт-терапии и НЛП. Сравните R. S. Viginia Satir and Origins of NLP, стр. 41. F. S. Perls, Grundlagen der Gestalt-Therapy. Einfuhrung und Sitzungsprotokole, Munchen: Verlag J. Pfeiffer 1976 [оригинал The Gestalt Approach & Eye Witness to Therapy, Palo Alto: Science & Behavior Books 1973]. F. S. Perls, P. Baumgardner. Первые группы 1972 - 1973 годов В начале семидесятых годов в Калифорнийском Университете Санта Круз царила исключительно либеральная атмосфера, на занятиях не доминировали исключительно научно-ортодоксальные взгляды. Особенно большой популярностью, среди студентов психологии пользовался Кресж Колледж, где тогда работал Грегори Бейтсон. Там было возможно проводить экспериментальные групповые действия. Весной 1972 года Бэндлер, разочарованный чуждым обычному опыту содержанием академического curriculum, организовал в Кресж Колледж занятия по практике гештальт-терапии, используя возможность, предоставленную студентам последних курсов самим планировать и проводить занятия. Студенты, участвующие в таких занятиях, получали документы об их прохождении, которые также признавались, как и выданные профессорами.14 Работа с теорией гештальта была в то время абсолютной новостью в бихевиористски ориентированном учебном процессе. И хотя, существовали две группы, занимающиеся вопросами человеческих ощущений, однако их принципы выходили главным образом из концепции Карла Роджерса - создателя терапии, центрированной на клиенте. Он был одним из отцов, так называемой, гуманистической психологии, которая родилась в 1962 году в Обществе Гуманистической Терапии, как третья сила в психологии, наряду доминирующими тогда школами психоанализа и бихевиоризма15. В это время недирективные и направленные на личностный рост взгляды Роджерса вошли в салоны также и в передовых академических кругах. Это, кроме прочего, выражалось большой активностью групп встреч (encounter), создание которых было модно во многих высших учебных заведениях'6. Несмотря на многие программные сходства с основами геш-тальт - терапии Перлза17 (относящейся к так называемой гуманистической терапии), работа этих групп, в семидесятых годах, в принципе была направлена скорее на групповую динамику и сконцентрирована на движении аутентичности18. Поэтому группа Бэндлера существенно отличалась от обычных групп встреч. С самого начала его интересо- Сравните Т. McClendon, стр. 9. Сравните J. Kriz, Grundkonzepte der Psychontherapy. Eine Einfuhrung, Munchen: Psy-chologie Verlags Union 1989, стр. 173 и наст. Движение групп встреч дала удивительные плоды. Например Терренс МакКлендон упоминал об одной такой группе в Кресж Колледж, которая считалась особенно популярной среди студентов первого семестра. Личностный рост состоял в ней на организации, так называемого nude dinner - общего обеда, во время которого все присутствовавшие были без одежды (Т. McClendon, стр. 9). Сравните статью Карла Роджерса о психотерапии, сконцентрированной на клиенте в Handbuch der PsychotHerapie, издатель R. J. Corsini, том 1, Weincheim und Basel: Beltz Verlag 1983 [C. Rogers, Handbook of Innovative Psichotherapies, New York: John Wiley & Sons 1981], стр. 471-512. 18 Ср. также Wexler D. A. Rice L. N. (edit.). (1974). Innovations in Client-centered Therapy. New York: John Wiley & Sons. вал анализ терапевтического воздействия гештальт - теории в рамках группы. Кроме этого, упражнения на семинарах открыли перед ним возможность развить собственную, до этого времени остающуюся лишь в теории, практическую компетентность19. Сотрудничество Ричарда Бэндлера с Джоном Грпндером Джон Гриндер, будучи на десять лет старше Бэндлера, стал супервизором в его группе семинаров гештальт - терапии. Гриндер родился 10 января 1939 года в штате Мичиган. В молодости он работал тайным агентом ЦРУ в Германии, Италии и Югославии. В начале семидесятых его имя стало известным среди любителей генеративно-трансформационной грамматики, восходящей к Ноэму Хомскому. Он также работал младшим ассистентом профессора лингвистики под руководством Грегори Бейтсона в Кресж Колледж. В это время Гриндер был уже очень сильно вовлечён в развитие передовых методов обучения. В момент знакомства с Бэндлером он был абсолютным новичком в области терапии и консультирования. Несмотря на это, он быстро распознал необыкновенные терапевтические способности Бэндлера. Деятельность последнего пробудила интерес также среди студентов, интересующихся этим вопросом. Благодаря устной пропаганде быстро возникали последующие группы геш-тальта. Их встречи проходили частным образом по уикендам или вечером. Вначале Бэндлер сам вел группы. Потом в это включился Гриндер. Бэндлер лично ввел его в терапевтический процесс. То что тогда происходило, было представлено Джозефом О'Коннором и Джоном Сеймуром так: "Ричард начал вести группы гештальт - терапии и брал с участников по пять долларов за вечер. Он вошел [...] в контакт с Джоном Гриндером и так сильно заинтересовал его теорией гештальта, что тот также начал участвовать во встречах групп. Джон был восхищен. Ричард знал, что ведя группы, он получает успех, но хотел точно понять, как это у него получается и какие паттерны наиболее эффективны. Есть огромная разница между тем, что просто иметь способности и их использовать, и осознавать их, поскольку оба эти фактора помогают добиться необходимых результатов. Джон и Ричард составили договор: Ричард должен был познакомить Джона с тем, как вести гештальт - терапию, а Джон должен был помочь осознать Ричарду, что он конкретно делает в это время. С этой целью Джон начал регулярно участвовать в работе группы по понедельникам и моделировать Ричарда. Ричард давал ему понять, какие из паттернов, по его мнению, самые важные, ак- Т. МакКлендон представил работу этой группы очень образно. Ясно видно, что экспериментальный стиль Бэндлера уже в начале его карьеры был исключительно необычен и странен (ср. МакКлендон, цитируемое произведение, стр. 9). центируя их взглядом или интонацией. Джон учился быстро. Ему потребовалось два месяца для того чтобы изучить паттерны и быть готовым к ведению группы также как и Ричард. Он встречался с ней во вторник по вечерам и называл ее группой "повторного чуда". Поскольку участники переживали во вторник с Джоном те же самые чудеса, которые ранее испытали члены группы Ричарда в понедельник"20. Моделирование - процесс, в котором главное - научиться специфические способности одного человека передавать другому, так чтобы последний мог их практически использовать. Это процесс в котором вначале выбирают подходящие паттерны , а далее, во время представления интересующих типов поведения, анализируют их систематически и внимательно, задавая вопросы. В конечной фазе, при помощи демонстрации моделей, определяются основные правила и паттерны поведения, которые перенимаются, а их воздействие тестируется21. Поэтому в принципе во время моделирования делается попытка воссоздать вышеназванный процесс, раскладывая его на существенные компоненты, чтобы дать возможность обучиться ему третьим лица22. Вначале моделирование применялось в Соединенных Штатах во время тренингов в области торговли под названием Мастер Моделирования (Master-Modelling). Бэндлер и Гриндер впервые применили его в рамках терапевтической коммуникации. Это стало возможным, поскольку в момент встречи с Ричардом Бэндлером, Джон Гриндер уже проводил эксперименты с моделированием в области изучения языков. Гриндер внес, таким образом, в сотрудничество с Бэндлером лингвистические знания и свой опыт создания моделей. Бэндлер в то же время имел опыт, касающийся современных терапевтических школ, таких как гештальт - терапия, семейная терапия, рольфинг и рейки. Кроме того, он проявлял необыкновенный талант к точному копированию поведения других людей. Ориентированные на эксперимент, и лишь в начальной фазе направленные на гештальт - терапию, группы Бэндлера и Гриндера вскоре стали постоянным элементом групповой активности в Санта Круз. Их оригинальная активность была описана Терренсом МакКлен-доном в достойной прочтения книге The Wild Days. NLP 1972 - 1981 (Безумные Дни. НЛП 1972 - 1981). Высокой котировкой эта группа O'Connor, J., Seymour, J. (1992). Neurolingustisches Programmieren: Gelungene Kom-munikation und personliche Entfaltung. Freiburg im Breisgau: Verlag fur angewandte Kinesi-ologie [оригинал. (1990). Intorducing Neuro-Linguistic Programming. The New Psychology of Personal Excellence. London: Mandala], стр. 263-264. n Сравните Weerth, R. (1992). NLP & Imagination, Grundannahmen, Methoden, Mo-glichkeiten, Grenzen. Paderborn: Junfermann., стр. 8. 22 O'Connor, J., Seymour J. (1992). Neurolingustisches Programmieren: Gelungene Kom-munikation und personliche Entfaltung. Freiburg im Breisgau: Verlag fur angewandte Kinesi-ologie [оригинал. (1990). Intorducing Neuro-Linguistic Programming. The New Psychology of Personal Excellence. London: Mandala], стр. 263-264 благодарна личности Ричарда Бэндлера, который уже тогда, характерным для своего молодого возраста способом, необычайно энергично стремился к реализации своих проектов. Он часто применял оборот, отражающий его позицию: "GO FOR IT ... NOW!!! ("СДЕЛАЙ ЭТО ... СЕЙЧАС!!!)23. ВСТРЕЧА С ВИРДЖИНИЕЙ САТИРРичард Бэндлер познакомился с Вирджинией Сатир, создателем Терапии Целой Семьи (Conjoint Family Тегару), также благодаря Роберту Спитцеру и его жене. Спитцер знал Вирджинию Сатир не только по ее публикациям в своем издательстве, он был также ее официальным представителем в Mental Research Institute (MRI) в Пало Альто. Этот институт был основан в ноябре 1958 года для того чтобы проводить базовые исследования кибернетических моделей, касающихся возникновения и лечения психических нарушений. В фазе организации этого заведения, Спитцер формально занял должность директора отдела обучения, поскольку рассчитывать на публичные дотации было возможно лишь в случае, когда этот отдел официально представлялся психиатром. Однако неформально с 1966 года им заведовала Вирджиния Сатир. Поскольку она по образованию была социальным работником то не могла официально исполнять такую функцию24. Ричард Бэндлер и Вирджиния Сатир встретились впервые в 1972 году, на упоминавшейся уже даче Роберта и Беки Спитцеров, находящимся на той же земле где жил Ричард. В этот день там присутствовало около тридцати человек, чтобы поддержать Вирджинию Сатир в работе с израильским другом семьи Спитцеров. Вскоре после этого Бэндлер сопровождал Спитцеров в Рено для встречи с Бадом и Мишель Болдвин. Они организовали курсы с Вирджинией Сатир, в программе которых оказалась также практическая демонстрация ее работы с двумя семьями. Ее деятельность произвела на Бэндлера необыкновенное впечатление25. В это время, еще перед началом работ над публикациями Перлза, Роберт Спитцер попросил Бэндлера записать на пленку один из семинаров Вирджинии Сатир и сделать его транскрипцию. Для этого Бэндлер должен был поехать с ним в Канаду, где Сатир четыре недели проводила обучение. Спитцер планировал использовать полученный материал в книге. Он также был согласен с женой в том, что возможность наблюдать Вирджинию Сатир во время работы может пригодиться Ричарду Бэндлеру26. О'Коннор и Сеймур так описали одно Сравните МакКлендон, цитируемое произведение, стр. 15. 24 Ср. Spitzer, R. S. (1992). Virginia Satir and Origins of NLP, стр. 41. Работа с этими семьями была записана и её можно увидеть в видеофильме Family In Crisis (Семья во время кризиса), который доступен в продаже. 26 Ср. Spitzer, R. S. (1992). Virginia Satir and Origins of NLP, стр. 41 событие, имевшее место на этом семинаре, передающее вероятно типичное для того времени поведение Бэндлера: "Во время всего обучения он был изолирован в маленьком помещении для записи. Связь с комнатой занятий была возможен лишь при помощи микрофона. У Бэндлера были двух-канальные наушники и одним ухом он проверял звук записи, в то время как другим слушал кассеты Пинк Флойд. В последнюю неделю Вирджиния организовала встречу, спросив участников о том, как они должны вести себя, используя материал, которому она их обучала. Оказалось что для собравшихся это слишком тяжелое задание. Тогда Ричард вошел в помещение и успешно решил проблему. Вирджиния сказала: "Так будет верно". Ричард попал в странную ситуацию - он знал об паттернах Вирджинии больше нежели кто-либо из участников, несмотря на то что не пытался их сознательно изучить".27 |