Ричард Бендлер, Джон Гриндер. "Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий "
Ричард Бендлер, Джон Гриндер. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегийЧеловек, как личность, представляет собой очень сложный и сбалансированный организм. Для того, чтобы оказать человеку помощь и достижении некоторого целенаправленного изменения, необходимо учитывать эту сложность. Добиться этого можно с помощью рефрейминга - специфического приема, позволяющего обеспечить контакт с той частью личности, которая порождает одно поведение или блокирует другое. Предлагаемая книга, посвященная рассмотрению различных моделей рефрейминга и методов их практического применения, будет полезна и специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами переформирования личности. ГЛАВА 1Рефрейминг содержания: изменение смысла и контекстаВы изучили уже шестишаговую модель рефрейминга. В этой модели вы устанавливаете связь с некоторой частью психики, определяете ее позитивное назначение, а затем создаете три вида альтернативного поведения, удовлетворяющих этому назначению. Это превосходная модель для всевозможных целей, работающая в самых разнообразных случаях. В нее встроены способы контроля, подстройка к будущему и экологическая проверка, так что вы едва ли ошибетесь, если будете правильно следовать ей со вниманием к сенсорным восприятиям. И все же это лишь одна из моделей рефрейминга. Есть несколько других моделей, до которых мы обычно не доходим при семинарском обучении, большею частью по недостатку времени. Одна из них, - так называемый "рефрейминг содержания", - представляет собой наиболее обычный способ применения рефрейминга в терапии. Мы называем его рефреймингом содержания, поскольку в этом случае, в отличие от шестишагового рефрейминга, вы должны предварительно знать конкретное содержание. Есть два вида рефрейминга содержания, и я приведу вам примеры обоих. Один из моих излюбленных примеров - следующий. Лесли Камерон-Бэндлер однажды работала в семинаре с женщиной, у которой было компульсивное поведение - она была помешана на чистоте. Она способна была при каждой уборке вытирать пыль с лампочек! Впрочем остальные члены семьи могли перенести все затеи матери, за исключением ухода за ковром. Она тратила значительную часть времени, следя, чтобы кто-нибудь не прошел по ковру, оставив на нем следы, хотя бы и не грязь, а всего лишь в ворсе ковра. Когда я был подростком, у меня были родственники, покупающие ковер, а затем накладывавшие на него пластиковый дорожки, чтобы можно было ходить только по этим дорожкам. Они же купили пианино и заперли его, чтобы никто на нем не играл, потому что не хотели чистить после этого клавиши. Им надо было бы жить на фотографии… Они могли бы сняться однажды в своем доме, а потому умереть, повесив фотографию в подходящем месте. Так было бы куда проще. Так вот, когда эта женщина замечала след на ковре, у нее была отрицательная кинестетическая реакция во внутренностях. Она бежала за пылесосом и сразу же обрабатывала ковер. Она была профессиональная домохозяйка. Она обрабатывала ковер от трех до семи раз в день. И она тратила уйму времени, заставляя людей ходить через заднюю дверь, докучая им, если они этого не делали, или заставляя. их снимать обувь при входе. Видели ли вы когда-нибудь человека без веса в ногах? Я видел только одного, это был персонаж старой телевизионной программы, Кун Фу, перед которым свертывали тонкую рисовую бумагу, так что он проходил, не оставляя следов. Если вы на это способны, вы могли бы жениться на этой женщине и жить в ее доме. Между прочим в этой семье не было каких-нибудь малолетних преступников или наркоманов. Там было трое детей, и все они желали Лесли успеха. Семья, по-видимому, отлично уживалась вне своей квартиры. Когда они шли куда-нибудь обедать, у них не было трудностей. И каникулы проходили у них без трудностей. Но дома все они жало - х вались на придирки матери, которая все время терзала их то тем, то другим. Придирки ее относились главным образом к ковру. И вот что Лесли сделала с этой женщиной. Она сказала ей: "Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себе ваш ковер. Вы видите, на нем нигде нет никакого отпечатка ноги. Он чистый и пушистый, ни малейшего следа." Женщина закрыла глаза и чувствовала себя на седьмом небе. на лице ее сияла улыбка. Тогда Лесли сказала: "И представьте себе, как следует, что это значит: это значит, что вы совсем одна, что вокруг вас нет никого, кто о вас заботится и кто вас любит." У женщины резко изменилось выражение лица, и она была в ужасе! А затем Лесли сказала: "Теперь сделайте на ковре несколько следов и посмотрите на эти следы: знайте, что возле вас самые дорогие для вас люди на свете." После этого, конечно, женщина снова почувствовала себя хорошо. Если хотите, можете назвать эту операцию "подменой чувства", или изменением стратегии, или установкой якоря. Можете назвать ее как угодно, но полезнее всего представлять ее как рефрейминг. При этом специальном виде рефрейминга реальный стимул в действительности не меняется, но меняется его смысл. Этим видом рефрейминга можно пользоваться в тех случаях, когда, по. вашему мнению, стимул неприемлемого поведения в действительности не требует изменения, то есть не содержит в себе ничего дурного. Другой подход заключается в том, чтобы преследовать. всех остальных членов семьи и заставлять их действовать по правилам, то есть не оставлять следов. Мать этой женщины пыталась это делать, но не добилась ничего хорошего. Если человек переживает неприятное ему сенсорное ощущение, то в действительности ему неприятна его собственная реакция на такое ощущение. Один из способов изменить эту реакцию заключается в том, чтобы человек понял, что реакция в действительности не основана на этом сенсорном ощущении. И если вы измените смысл ощущения для этого человека, то изменится и его реакция. Мы знаем нечто о женщине, все время заботящейся о чистоте: у нее есть определенная стратегия, позволяющая ей выбирать время для плохого самочувствия. У нее не бывает плохого самочувствия во время каникул или в ресторане. Я думаю, что когда она входит в какой-нибудь чужой дом и видит в нем беспорядок, то это не портит ее настроения, потому что ее реакция связана с собственностью. Квартира - это ее территория, так что ее дурное самочувствие заключено в некоторых пределах. Может быть, гараж или двор не входят в эти пределы. Некоторые люди содержат свою квартиру в безупречной чистоте, но не страдают от того, что там грязно. Все эти люди, конечно, применяют стратегии с негативной мотивацией. Когда такой человек входит в кухню и видит там разбросанные тарелки, он ощущает это как "гадость". Чтобы избавиться от этого дурного чувства, он должен перемыть все тарелки и тогда может остановиться с ощущением "чудесно". Но когда он входит в чистую комнату гостиницы, он вовсе не чувствует себя "чудесно", потому что это не его комната. Таким образом, здесь действует некоторая стратегия применения решений. Чтобы помочь описанной семье, можно, например, изменить стратегии этой женщины. B ее стратегии имеются и некоторые другие неприятные для нее особенности. Но можно решить ближайшую проблему, достигнув весьма ограниченного лечебного успеха: для этого достаточно связать у нее положительное чувство с ковром, с одной вещью - с ковром. Это не глубокое изменение, но вы должны уметь это делать. Особенно важно это для тех, кто занимается бизнесом, потому что рефрейминг содержания - это самая сущность торговли. Это иногда называют "переопределением", или "переименованием". Но как бы вы это не называли, вы здесь действительно связываете с данным сенсорным ощущением некоторую новую реакцию. Вы сохраняете то же содержание, но продаете ему некоторый дополнительный смысл - того же рода, что и смысл, вложенный в него субъектом. Описанная выше женщина, помешанная на чистоте, выработала у себя суждение, что данное сенсорное ощущение всегда означает нечто достаточно важное для дурного самочувствия Если вы сумеете определить следы на ковре, как нечто достаточно важное для хорошего самочувствия,. то ее реакция изменится. Чтобы добиться изменения, очень важно поддерживать рефрейминг согласованными с ним несловесными аналогами. Вы должны делать рефрейминг с серьезным выражением лица и тоном голоса. Если вы хотите научиться рефреймингу содержания, то одним из лучших учителей может быть Вирджиния Сатир. Она мастер этого дела.. Когда ей надо установить в семье якоря новых реакций, одним из ее главных приемов является именно рефрейминг содержания. Однажды я видел, как она это делает, и сейчас вам расскажу. Я чуть не испортил ей работу, начав смеяться. Это никак не подходит к ситуации семей - ной терапии, и я тут же закашлялся. Таким образом, всегда можно замаскироваться, если уж вы как следует раскашляетесь, то никто не заметит, что вы смеетесь. Вирджиния работала с семьей.Отец был банкир, человек профессионально жестокий. Жестокость у него была выдающаяся. Это был неплохой, весьма благонамеренный человек. Он очень заботился о семье и был достаточно внимателен к своим близким, чтобы обратиться к терапевту. Но в. основном это был жесткий тип. Жена его была, по терминологии Вирджинии, крайней угодницей. Если кто-нибудь из вас не знает, что такое угодник, я объясню вам: это человек, который со всем готов согласиться и за все приносит извинения. Когда вы говорите ему: "Какая сегодня чудесная погода! ", он отвечает: "Да, простите, пожалуйста! ". Дочь представляла собой любопытную комбинацию родителей. Она считала отца отвратительным человеком, а мать - - очаровательной личностью и всегда была на стороне матери. Но действовала она всегда, как отец. В течение сеанса отец все время жаловался на мать, плохо воспитавшую дочь, поскольку она была упрямой. И вот, когда он в очередной раз повторил эту жалобу, Вирджиния его прервала. Она повернулась к отцу и сказала ему: "Вы ведь человек, немало преуспевший в жизни, не правда ли?" "Да." "И что же, вы все это получили просто так? Разве у вашего отца был уже банк, и он просто сказал вам: Ну вот, теперь ты президент банка?" "Нет, нет, я пробился своими силами." "Это значит, что вы довольно упрямы?" "Да." "Значит, вы имеете в себе нечто, позволившее вам достигнуть нынешнего положения и стать хорошим банкиром? И вам иногда приходится отказывать людям в чем-то, что они хотели бы от вас получить, потому что вы знаете, что это могло бы привести к дурным последствиям." "Да." "Итак, в вас есть достаточно упрямое, и оно вас действительно защищает от серьезных опасностей." "Да, конечно. Такие вещи, знаете ли, надо твердо держать в руках." "Так вот, если вы присмотритесь к вашей дочери, вы заметите, что это вы научили ее упрямству, научили ее, как постоять за себя, и этому нет цены. Вы подарили ей нечто, чего нигде не купишь, что может спасти ей жизнь. Представьте себе, как много может означать это упрямство, если ваша дочь отправится однажды на свидание с мужчиной, имеющим дурные намерения - Может быть, вы уже уловили, в чем состоит использованный прием. Любое возможное ощущение и любое поведение оказывается уместным, если поместить его в надлежащий контекст, в подходящую рамку. Рефрейминг содержания делится на два вида. Я привел примеры, иллюстрирующие каждый из них. Можете ли вы описать разницу между ними? Заметили ли вы существенную разницу между этими примерами? Мужчина:В одном случае был изменен контекст, а… в другом - смысл. Совершенно верно. В последнем примере Вирджиния изменила контекст. Упрямство считалось плохим в контексте семьи. Но оно стало хорошим в контексте банковского дела и контексте, когда мужчина пытается злоупотребить доверием дочери на свидании. Билл:Значит, в действительности, вы меняете контекст, в котором отец оценивает поведение своей дочери. Правильно. Ее упрямое поведение по отношению к нему не будет больше рассматриваться как борьба с ним. Оно будет считаться личным достижением отца: это он научил ее защищаться от людей с дурными намерениями. Билл:Таким образом, вы переключаете контексты в воображении и образуете "там" другую реакцию, а затем переносите эту реакцию обратно в данный контекст. Вы заставляете человека реагировать на то, чего нет. Ну что ж, он ведь и так уже реагирует на "то, чего нет". Мы заставляем его реагировать на нечто другое, чего тоже нет. Поражающее вас поведение ваших клиентов, указывает на то, что контексты у них чаще всего внутренние, которые для вас еще не доступны. Когда муж говорит жене: "Я тебя" люблю", а она отвечает ему: "Ты - - сукин сын", это, безусловно, свидетельствует о том, что она исходит из вполне определенного внутреннего контекста. Исследование может обнаружить, например, что некий мужчина сказал, ей в свое время эти слова, вышел и уже не вернулся. Чтобы вы могли установить раппорт с вашим клиентом, очень важно уяснить себе следующее. Если вы видите, чувствуете и слышите нечто странное и нелепое, это попросту означает, что вы не умеете понять контекста, порождающего такое поведение. Вы можете не навязывать новый контекст, а побудить клиента найти его своими силами. Предположим, клиент говорит вам: "Я хочу перестать иксовать." Вы спрашиваете его: "Есть ли в вашей жизни случаи, где поведение Икс может быть полезно и уместно?" Он если отвечает вам: "Да, в некоторых случаях это может быть, но в других - - икс - это просто бедствие", то вы знаете, к чему относится это поведение. Тогда вы попросту контекстуализуете это поведение, а в тех контекстах, где икс является бедствием, заменяете его новым шаблоном поведения. Если же клиент говорит вам: "Нет, это никогда не уместно, « вы помогаете ему найти подходящие контексты, показывая конкретные обстоятельства в некоторой системе представления. "Представьте себе, что вы ведете себя таким образом, посмотрите на себя, прислушайтесь к этому… Где же это произошло?" "Это случилось в церкви. Я встал и заорал: "Черт побери! ", и тогда они подошли и выбросили меня." "Хорошо. Так вот, вы знаете, что если вы в церкви встаете среди группы людей и орете "Черт побери! ", то у вас будут неприятности, и вам не хотелось бы, чтобы это повторилось. Вы видите себя в церкви и слышите, как вы кричите. Теперь я хотел бы, чтобы вы заменили этот фон. Скамьи, алтарь и внутренности церкви - заменили бы на что-нибудь другое. Оставьте то же поведение, но заменяйте его фон до тех пор, пока не найдете такой фон, к которому оно подойдет, так, что если вы встанете и скажете "Черт побери! ", то вы всем своим существом ощутите, что это и есть правильная реакция, и вы увидите на лицах окружающих, что другие тоже считают ее правильной. И, как только вы найдете такой контекст, войдите в него и спросите ту часть себя, которая заставляет вас вставать и кричать "Черт побери! ", не захочет ли она стать вашей опорой именно в этом контексте." Конечно, вы применяете в этом случае зрительное ведение. Вы должны приспосабливать поиск нового Контекста к внутренним процессам, происходящим в этом человеке с помощью надлежащей системы представления. Для некоторых людей более подходящим будет слуховой или кинестетический поиск. Вот другой подход к этому, более формальный и более общий. Вы говорите клиенту: "Выделите поведение, которое вы хотите изменить. Мне нужно ваше полное содействие, чтобы вы отметили в себе нежелательное для вас поведение. Вам ничего не надо говорить вслух: просто отметьте в себе это поведение…" "А теперь, не входя в прямые отношения с той частью вас, которая порождает это поведение, просто погрузитесь в себя и спросите себя: есть ли в вас хоть какая-нибудь часть, которая могла бы представить себе какую-нибудь ситуацию, где вы захотели бы точно такого поведения… Теперь погрузитесь в себя и спросите ту вашу часть, которая вызывает у вас это поведение, не захочет ли она стать самой важной для вас частью в этой ситуации, порождая то же поведение утонченно и согласованно только в этом контексте. Все это вариации на тему контекстного рефрейминга. Все применяемые нами модели рефрейминга основаны на некотором виде рефрейминга содержания. В примере упрямой дочери мы оставили без изменения смысл поведения, но вложили его в новый контекст. Что же мы изменили в первом примере, с женщиной и следами на ковре?.. Мы сохранили тот же контекст, но изменили смысл поведения в этом же контексте. Изменилось только одно: значение этого поведения. Рассмотрим теперь другой пример.Предположим, что у человека есть жадная часть, и что, по его мнению, плохо иметь такую жадную часть. Вот один из способов произвести требуемое изменение: надо побудить его представить себе контекст или ситуацию, где было бы очень важно быть жадным, - скажем, после атомной войны, или в жадном стремлении к новому знанию. Вы всегда можете придумать некоторый контекст, в котором изменится и значение поведения. Другой способ - обнаружить поведение, порождающее то, что человек называет "жадностью", и дать ему новое имя с новым смыслом. "Жадность" имеет отрицательные коннотации, но если вы дадите этому поведению другое имя, с положительными коннотациями, например, назовете его "способностью о себе позаботиться", то вы можете изменить смысл этого поведения. "Игра с частями", как ее выполняет Вирджиния Сатир, - это ни что иное, как бесконечное повторение описанного выше, повторение самыми разнообразными способами. Если у вас есть хитрая и злая часть, она может быть со временем переименована в "вашу способность к конструктивному творчеству", или во что-нибудь другое. Неважно, какое имя вы придумаете, лишь бы оно имело положительные коннотации. Вы говорите человеку: "Посмотри, каждая часть в тебе - это ценная часть, приносящая тебе нечто хорошее. Если ты некоторым образом организуешь свои части, чтобы они действовали согласованно и чтобы стало яснее, что они хотят для тебя сделать, то они будут работать лучше." В случае "упрямой" дочери упрямство было в глазах отца чем-то действовавшим против него, но теперь оно каждый раз производит на него хорошее впечатление, потому что это поведение, как ему известно, поможет дочери в трудную минуту. И это меняет его внутреннюю реакцию. В другом примере, когда мать смотрела на ковер и, видела на нем следы, она воспринимала их как свидетельство, что она плохая хозяйка, не справляющаяся со своим делом. Но если вы измените смысл этих следов, если они означают теперь: "Возле вас люди, которые вас любят", то ее переживание меняется. Это изменение переживания и есть единственно важная вещь в любой модели рефрейминга. Для этого и делается рефрейминг. Мужчина:Когда вы изменяете смысл, не устанавливаете ли вы тем самым комплексную эквивалентность? Да. В действительности, я даже не устанавливаю комплексную эквивалентность, а всего лишь изменяю ту, которая уже есть. Я просто выполняю обмен. У этой женщины уже есть комплексная эквивалентность. Она говорит себе: "Следы на ковре означают плохую хозяйку, поэтому надо плохо чувствовать себя". Но я говорю ей: "Хорошо, если ты уж так наловчилась в комплексных эквивалентностях, попробуй - на другую". Эта другая куда приятнее, следы на ковре соответствует, что возле тебя любящие тебя люди, и потому надо чувствовать себя хорошо. Чтобы рефрейминг у вас работал, иногда полезно представить себе чего делать не надо. Лесли могла посмотреть на эту женщину и сказать ей: "Ну, нет же, нет. Поймите, что все это не так. Когда вы видите следы, это попросту означает, что рядом с вами близкие вам люди." И это не подействовало бы. Это не изменило бы ее внутренние переживания и ее реакцию. Очень важно, как вы располагаете вашу речь, и какие вы применяете выразительные средства. "Вы видите, на ковре нет ни малейших следов! Вы его совершенно вычистили. Он пушистый. Вы видите белые ворсинки". Это подстройка: она реагирует на комплексную эквивалентность. Затем вы ведете: "Ведь это означает, что вы совсем одна!" Это нечто такое, что ей никогда не приходило в голову. Вы понимаете, конечно, что это может быть и неверно. Может быть, вся семья в соседней комнате. Но в данном контексте это звучит столь осмысленно, что вы можете этим воспользоваться для воздействия на ее поведение. Теперь вы переключаете: "Сделайте на ковре следы и поймите, что возле вас ваши близкие." Предположим кто-нибудь говорит вам: "Я не в силах записывать лекцию. Я чувствую себя таким глупым!" Какой вид рефрейминга здесь больше подходит? Подействуют оба вида, но какой будет ближе к делу? Когда вы сталкиваетесь с комплексной эквивалентностью, как в этом примере, вы узнаете из нее нечто, касающееся смысла. Если я говорю, что чего-нибудь не люблю, особенно в других людях, это, как правило, имеет отношение к смыслу. Когда я говорю: "Что ж, Байрон на самом деле никогда не интересовался моим семинаром; он сидит себе где-то в углу", - я высказываюсь тем самым о смысле его поведения. Так вот, если вы обращаетесь ко мне с предложением: "Меня раздражает, когда происходит икс", - какой вид рефрейминга лучше всего подойдет?.. Рефрейминг смысла. А теперь скажите, к каким предложениям лучше всего подходит рефрейминг контекста? Женщина:"Мне неприятно сидеть в этой комнате. " Посмотрим, какой вид рефрейминга здесь ближе к делу: смысловой или контекстный. По существу, она говорит: "Мне не нравится то, что означает сидение в этой комнате", так что здесь снова дело в смысле. А что, если я скажу вам: "Я веду себя просто как тиран? "… Это говорит вам нечто о контексте. Тиран по отношению к чему?.. или к кому?.. Так в чем же различие между двумя формами? Каждая из них есть некоторое обобщение. Можете ли вы сказать, чем отличаются эти обобщения? Если вы можете определить, с - какой формой вы столкнулись, это скажет вам, какой вид рефрейминга ближе к делу. Никакое поведение само по себе не полезно и не бесполезно. Любое поведение в чем-то будет полезно, когда вы определяете, в чем это рефрейминг контекста. И никакое поведение само по себе не имеет смысла, так что вы можете придать ему любой смысл: это рефрейминг смысла. Выполнение его требует от вас лишь способности описать, как должно быть осмысленно это поведение, а такая способность полностью зависит от ваших творческих и выразительных сил. А теперь мы проделаем упражнение. Вы будете на что-нибудь жаловаться, а я буду рефреймировать ваши жалобы. Женщина:По вечерам больше не дают кофе, и это мне не нравится. Хорошо ли вы спали? Мужчина:Слишком много занятий назначается в одно время. Я выбираю один семинар, а потом мне хочется пойти на другой. А вечером я не могу переключиться на другое занятие, потому что там уже ушли вперед. Ну да, я вас понимаю. Я вам сочувствую. И знаете ли, в такой организации семинарских занятий есть своя хорошая сторона, ведь это дает вам дополнительную практику в принятии решений. Женщина:Я не вижу, где здесь рефрейминг. Я поместил его замечание в рамку, где оно приобрело другую функцию, раньше он не знал, что имеет практику в принятии решений. Мужчина:Моя жена ни на что не может решиться. Если ей надо выбрать себе платье, она должна осмотреть все, какие есть в магазине, и сравнить их между собой. Значит, она очень тщательно принимает решения. Как Вам должно быть приятно, что из всех мужчин на свете она выбрала именно вас! Мужчина:Я не говорю моей жене, чего я хочу от нее в сексуальном смысле, потому что это было бы для нее ограничением. Но вы ведь в самом деле ограничиваете ее, если она хочет вам нравиться, а вы ей не говорите, что нравится вам? Женщина:Мои дети слишком уж кричат и бегают. Когда они играют на улице или занимаются спортом, вы должны испытывать, удовольствие, видя, что они свободны от комплексов и благодаря вам и вашему мужу сохранили всю свою естественную жизнерадостность. А теперь я предложу вам некоторые жалобы, а вы их рефреймируете. "Я ужасно себя чувствую, потому что мой босс всегда меня критикует." Мужчина:Должно быть он в самом деле, заметил, как вы работаете, и вы ему настолько нравитесь, что он хочет помочь вам работать еще лучше. Прекрасно. Следующая жалоба: "Очень уж легко я отношусь ко всему на свете." Женщина:Ну что ж, я припоминаю, сколько моих друзей заработали себе сердечные приступы, потому что слишком реагировали на разные нежелательные просьбы. УпражнениеТеперь я прошу вас провести упражнение по рефреймингу смысла и контекста продолжительностью в двадцать минут. Соберитесь в группы по три человека. Один из группы будет клиентом, другой будет его программировать, а третий - наблюдать. Периодически меняйтесь ролями. Дело клиента - придумать некоторую жалобу. Вы можете сыграть роль одного из ваших клиентов и предложить какую-нибудь и в самом деле серьезную жалобу, какие вы часто слышите на практике от наших клиентов. Или сделайте вид, что играете роль клиента, но предложите жалобу, связанную с вашим личным развитием. Форма вашей жалобы подскажет вашему партнеру, какой вид рефрейминга лучше подходит. 1. Предложите вашу жалобу в форме комплексной эквивалентности, связывающей реакцию с некоторым классом событий: "Когда происходит X, я испытываю Y." 2. Предложите жалобу в форме сравнительного общения с удаленным контекстом, относящимся к вам или к кому-нибудь другому: "Я слишком 3" или "Он слишком О". Дело программиста - найти для предложенной проблемы способ рефрейминга, а затем рефреймировать ее таким образом чтобы произвести воздействие. Поскольку это тренировочный семинар, не заставляйте себя реагировать немедленно. Сейчас я дам вам стратегию выполнения рефрейминга. Сначала определите форму жалобы, предложенной клиентом, - тем самым вы узнаете, какой вид рефрейминга вы будете применять. В случае комплексной эквивалентности рефреймируйте смысл, а в случае сравнительного общения вы рефреймируете контекст. На следующем шаге вы создаете внутреннее представление предложенной вам жалобы: зрительный образ ее, или кинестетическое описание, или слуховое. В случае рефрейминга контекста спросите себя:"В каком контексте это поведение, на которое человек жалуется, могло бы оказаться ценным?" Представьте себе различные контексты, пока не найдете такой, где оценка поведения меняется. В случае рефрейминга смысла спросите себя:"Есть ли какая-нибудь более широкая рамка, где это поведение имело бы позитивную ценность?" Какие другие аспекты той же ситуации, но не замечаемые этим человеком, могли бы придать такому поведению другую смысловую рамку, или проще: "Что еще могло бы означать, это поведение?" "Как еще мог бы я описать ту же ситуацию?" Когда вы уже нашли новую рамку для поведения, подумайте немного об альтернативных способах рефрейминга, а затем выберите способ, который должен вызвать, как вы полагаете, наибольшую реакцию. При выполнении рефрейминга чрезвычайно важны подстройка и ведение! Если это вызывает у вас трудности, отведите в сторону наблюдателя и посоветуйтесь с ним. Обдумав способ рефрейминга, попросите клиента повторить его жалобу, а затем выполните рефреймирование. По мере того, как он воспринимает сказанное вами, тщательно следите за его несловесными изменениями. По мере того, как клиент переходит от жалоб на некоторое поведение к какому-то хотя бы частичному пониманию, какую ценность это поведение имело бы для него в другой рамке, наблюдатель и программист должны составлять себе основанное на сенсорных ощущениях описание происходящих у него несловесных изменений. Есть ли у вас вопросы?" Женщина:Зачем нужно делать паузу перед началом рефрейминга? Вы должны воспользоваться этим временем, чтобы выбрать один из предложенных мной специальных стратегий словесного рефрейминга содержания. Если вы уже имеете опыт такого рефрейминга и сразу же получаете информацию, очень хорошо. Приступайте к работе. Но если вы колеблетесь, сделайте перерыв. Погрузитесь во внутреннее переживание и используйте все системы представления, чтобы решить, как вы будете словесно рефреймировать, пользуясь зрительным, слуховым или кинестетическим способом. Если у вас уже есть опыт рефрейминга, вы можете использовать этот небольшой перерыв, чтобы осознать, каков ваш типичный способ словесного рефрейминга содержания, а затем применить другой способ, чтобы увеличить вашу гибкость. Если вы обычно применяете зрительный способ для ведения и для поиска альтернативных контекстов, попробуйте проделать это кинестетическим или слуховым способом. Затем вы вернетесь ко мне, успешно выполнив рефрейминг содержания всех видов, с конкретными, основанными на сенсорных ощущениях описаниями увиденных у клиента изменений. Мы сравним эти описания и посмотрим, как можно обобщить ваши наблюдения. Есть ли еще вопросы по поводу упражнения… Хорошо приступайте. ОбсуждениеЖенщина:У меня были небольшие трудности с рефреймированием проблемы, предложенной партнером. Это было взаимодействие с женой, и когда она делала что-нибудь такое, что… Но он изложил это в одном предложении? Женщина:Да. Он сказал, "что хочет перестать делать лишние жесты, когда говорит с женой. Это не подходит ни к одной из двух форм, в которых я просил выражать жалобы, следовательно, не имеет отношения к тому, чем мы сейчас занимаемся. Разве что он перефразировал бы это, или вы спрашивали бы его до тех пор, пока не получили предложение, подходящее к одной из двух форм. Я хотел бы, чтобы вы пользовались двумя показанными раньше формами и, тем самым, могли сохранить контроль над вашим языком. и над вашими выразительными средствами. Я сказал: "Опишите проблему в одной из двух форм, а ваш партнер сделал это в иной форме, так что не имеет отношения к сегодняшнему занятию." Если бы вы применили к нему Мета-модель, это привело бы в конечном счете к одной из двух форм, о которых я говорю. Кстати, это не. только ваша ошибка. Люди часто подходили ко мне и спрашивали: "Что бы вы сделали с этим предложением?" И я отвечал: "Ничего. Это не имеет отношения к тому, чем мы здесь занимаемся." Для успеха в НЛП важно знать, какого рода проблемы поддаются вашей процедуре. Если вы это знаете, то вы можете всегда производить успешные демонстрации. Вам надо только вызвать желающих, имеющих в точности те проблемы, на которые действует ваша процедура. Вы спрашиваете, у кого есть проблемы следующего рода: "Вы попадаете в некоторый контекст и хотите иметь определенные ощущения, но у вас получаются совершенно иные ощущения, и так повторяется каждый раз?" Если у вас есть терапевтическая модель вроде перестановки якорей, предназначенная для таких проблем, то у вас не может быть неудачи. Часто люди подходят к нам после семинара и говорят: "Как вы ухитряетесь делать терапию так быстро!" Это получается быстро, потому что мы спрашиваем о проблемах, подходящих по форме к предмету нашей демонстрации. И как только кто-нибудь поднимает руку, все выходит как надо. Очень важно уметь определять эти формы и спрашивать о них. Предположим, к вам приходит клиент и говорит: "Знаете ли, у меня есть. всевозможные проблемы", тогда вы говорите ему: "А если у вас что-нибудь вроде этого?" Он отвечает: "Да, такие у меня есть. Вот например, это и это." Заметив эти проблемы, вы описываете другую форму и спрашиваете: "Нет ли у вас вот этого?" И вы оказываетесь в совсем другой психической ситуации для терапии. Если у вас есть некоторые действующие методы, очень важно знать, на какие проблемы они действуют. Если вы возьмете одну из двух описанных выше моделей рефрейминга и примените ее в случае, где она не подходит, то она не подействует. Это все равно, что взять лечение фобии и применить его к чему-нибудь другому. Оно просто не дает результата, потому что предназначено для другой цели. Один человек, бывший у нас в семинаре в Чикаго, через месяц позвонил мне и сказал: "Вы работали с женщиной, у которой была фобия к птицам, и все хорошо получилось, но я применял это ко всем моим клиентам, и ничего не выходит." Я спросил его: "Разве у них были фобии?" И он ответил мне: "Нет, у меня не было клиентов с фобиями." Так прямо и сказал! Тогда я спросил: "Почему же вы применяли эту технику?" "Как же, - сказал он, - ведь я видел, что она действовала!" Поистине он понял, что происходило на семинаре! По существу, это крупнейшая ошибка, когда-либо совершенная в терапии. Кто-то сделал нечто, и это подействовало. И человек решил: "Это действует! Прекрасно! Применим это ко всему возможному и назовем это новой школой терапии." После чего он стал применять во всех случаях одно и то же. На некоторых клиентов это действовало, а на других нет, и он не понимал, в чем дело. На самом деле здесь все просто. Структура того, что он делал, подходила для некоторых целей, а для других - нет. Если эти конкретные цели не описаны, люди не умеют искать и находить их. Надеюсь, вы поймете, что ваши средства подходят к одним случаям, и не подходят к другим. Важно знать, для чего годятся ваши средства и для чего они не годятся. Иначе вам придется выяснять это путем проб и ошибок. Джим:Мне интересно получать реакции на мой рефрейминг. Моя партнерша разыграла клиентку, несколько раз покушавшуюся на самоубийство. Она мне сказала: "Вот вы все делаете вид, что так много знаете о человеческом поведении. И мне это не нравится, потому что все время запираете меня, не позволяя мне покончить с собой." Мари:И я сказала кое-что еще: "Я и в самом деле знаю, что хочу покончить с собой." На это он ответил: "Чудесно! Как приятно, что вы знаете, чего хотите". Тогда я сказала: "Если это вам так нравится, почему же вы меня запираете здесь? И еще мне не нравится, что когда я принимаю пилюли, вы вызываете полицию". Превосходно. Перед. вами жалоба. Подумайте немного, какой рефрейминг содержания вы применили бы в этом случае, а затем Джим скажет нам, что он сделал… Теперь Джим продолжит свой рассказ. Джим:Я сказал ей: "Знаете ли, я никогда не мог понять самоубийство. Мы, в действительности, не знаем, что происходит с такими людьми, как вы, и вы даете нам беспримерную возможность узнать это. Так что я хотел бы сотрудничать с вами, но то, что вы предлагаете, слишком уж просто, и так я мало что узнаю. Мне хотелось бы сделать вашу смерть посложнее, чтобы я мог в самом деле изучить этот вопрос". Мари:Когда он это сказал, мне показалось, что он так же спятил, как я! Кэти:Когда Мари говорила о самоубийстве, я подумала - как это замечательно - иметь нечто в своей жизни, за что стоило бы умереть. Было бы важно поискать то, за что не жаль отдать свою жизнь, а для этого потребовалось бы время. Мари:С этим я бы согласилась, это вызвало бы у меня приятное ощущение. Но возникает вопрос: что мне делать с этим "дальше"? Надеюсь, вы скажете мне, что я должна делать затем. В реакциях Кэти и Джима важно то, что оба они принимают идею самоубийства. Это хорошая подстройка, устанавливающая раппорт. И, поскольку они согласились с тем, что она покончит с собой, они перешли к тому, когда и как она, это сделает. Реакция Кэти - это в действительности естественное развитие вопроса "как"? "Если уж вы собираетесь это сделать, то вы могли бы сделать это хорошо. Это слишком важная вещь, чтобы делать это просто так". У пациентов этого рода исследование вопроса, за что она собирается умереть, приводит вас к смыслу, стоящему за стремлением к самоубийству. Как правило, пациент с самоубийственными намерениями никогда не даст вам позитивного ответа. Они этого не могут. Они совершают самоубийство от отчаяния: предпочитают умереть, чем жит" с их нынешними переживаниями. То, что предложили Кэти и Джим, - это вид шоковой терапии для установления раппорта. Это делается с помощью утверждения, предлагающего, что единственный вид смерти, оправданный способ смерти - это умереть за что-нибудь позитивное. Чего вы в конце концов добиваетесь - этот некий позитивный смысл, стоящий за самоубийством, а затем вы можете подойти к нему разными способами. Это особенно изящный образ действий. |