Эта особенность мышления в черной шляпе освобождает нас от необходимости быть абсолютно правдивым и подвергать рассмотрению обе стороны поднимаемого вопроса. Надев черную шляпу, мы сосредоточиваем свое внимание на отрицательной стороне предмета или явления.
На первый взгляд может показаться, что черная шляпа усугубляет негативное мышление, свойственное многим людям. В то время как красная шляпа узаконивает эмоции, черная шляпа придает законную силу негативному настрою своего обладателя. Но здесь есть один достаточно интересный момент: в практическом отношении надевание черной шляпы производит прямо противоположный эффект.
Человек, по природе своей склонный к негативизму, еще больше укрепит в себе эту черту характера. Поиск недостатков станет его основным, если не единственным в жизни занятием. Это значит, что в обычном своем состоянии присущий ему фон мышления будет отличаться негативизмом. С другой стороны, сосредоточиваясь непосредственно на отрицательной стороне вопроса, человек самим фактом надевания черной шляпы будет как бы устанавливать границы своего критического восприятия. А осознание им этого обстоятельства позволит нам попросить его снять черную шляпу. Это будет означать, что ему следует отдохнуть от своего критического запала.
-
Свое умение носить черную шляпу вы нам уже продемонстрировали. И неоднократно. Почему бы вам для разнообразия не примерить шляпы других расцветок?
-
В ходе обсуждения этого вопроса ваши мысли были продиктованы исключительно черной шляпой. Вы умеете носить только ее?
-
Я бы хотел, чтобы в следующие пять минут вы сменили черную шляпу на желтую. Поменяйте эти головные уборы и скажите нам, что вы обо всем этом думаете.
-
Обычно Мария демонстрирует нам образ мыслей, навеянных черной шляпой. Когда она не надевает сей головной убор, ей, видимо, просто нечего нам сказать.
-
Вы смотрите на вещи из-под полей только одной шляпы. И шляпа эта – черного цвета.
Игрок в гольф, достигший высот мастерства в игре длинной клюшкой, не забудет и о короткой.1 Так же и человеку, умело использующему черную шляпу, совсем не понравилось бы осознание факта, что он утратил способность по своему желанию примерить шляпы других расцветок. Таким образом, наша концепция мыслеварительных шляп проясняет и тот факт, что негативизм представляет собой лишь один, конкретный склад мышления.
Многие читатели, разумеется, уже обратили внимание, что роль, исполняемая в черной шляпе, очень похожа на традиционно понимаемую нами роль буквоеда – человека придирчивого, до тошноты дотошного и по малейшему поводу выказывающего себя завзятым спорщиком.
-
Да, мне понравилась эта идея использовать дирижабль в качестве средства для транспортных перевозок. Но сейчас я возьму на себя роль буквоеда.
-
Все мы слишком увлечены этой идеей. Кто-то должен взять на себя роль дотошного буквоеда и помочь нам посмотреть на проблему со всех сторон.
Функции черной шляпы и в самом деле весьма сходны с отношением к делу человека въедливого, и образ мрачного критика, подвергающего сомнению всех и вся воплощает в себе эту частную роль как одну из целой серии ролей, исполняемых обладателем шести масок-шляп. В этом смысле роль неуемного отрицателя рассматривается лишь как одно из направлений нашего мыслительного процесса.
Буквоед, этот адвокат дьявола,2 и в самом деле выполнял функции адвоката, назначаемого церковным судом для выступления в защиту обвиняемого в ереси или колдовстве. Таким образом, мы снова возвращаемся к идее ведения спора. Но как я уже указывал, внутренний настрой обладателя черной шляпы требует не спора, а лишь сосредоточенности на логически обоснованном отрицании.
Образ мыслей, диктуемый пребыванием в черной шляпе, используется для заполнения темной части спектра при построении нами карты нашего отношения к ситуации. Задача черной шляпы – отрезвить своего обладателя, заставить его посмотреть на мир через темные, хотя и не солнцезащитные очки. Эта задача очень важная, она призвана охранять нас от однобокости в подходе к рассмотрению возникающих проблем. По своей объективной значимости эта роль нисколько не уступает назначению любой другой шляпы, и потому она должна выполняться тщательно и от всей души. Сдерживать течение мыслительного процесса, направленного черной шляпой, из страха, что грубое отрицание погубит идею, – опасно; это разрушит целостность мышления в остальных масках-шляпах, которое состоит в том, что каждую из шести ролей нужно сыграть до конца.
Глава 15
КРИТИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ, РОЖДЕННЫЙ ШЛЯПОЙ ЧЕРНОЙ
«Как оно все должно было быть, чтобы не быть так, как оно не должно было быть»
«Опечатки» мышления.
А я докажу, что все в жизни и не должно идти так, как надо.
Способ доказательства «от противного». От очень противного.
Достукались! Так и должно было случиться…
Как и мышление в красной шляпе, образ мыслей в шляпе черной можно «прилагать» к самому предмету (я коснусь этого чуть позже), к обсуждаемому вопросу или методу мышления.
-
Насколько я могу судить, это – всего лишь ваше предположение.
-
Я все-таки не могу понять, каким образом ваши выводы проистекают из того, что вы нам рассказали.
-
А дошедшие до меня сведения принципиально отличаются от тех, которые представили мне вы!
-
Это – не единственное возможное объяснение; это – всего лишь одно из очень многих возможных.
-
Вашему мнению недостает логических обоснований.
Для человека думающего было бы, наверное, достаточно неудобно и просто неумно приступать к процедуре официального надевания черной шляпы всякий раз, когда его посетит намерение отпустить критическое замечание приведенного выше типа.
На практике подмечено, что человеку вообще лучше держать подобные замечания при себе и не торопиться уснащать ими свою речь при каждом удобном случае, как это происходит в обычном споре. А вот когда критических оценок набралось уже под завязку, когда действительно возникает необходимость довести их до сведения собеседника, тогда-то и можно приступить к использованию черной шляпы и зачитать весь список достойных критического осмысления вопросов.
-
Я позволю себе ненадолго надеть свою черную шляпу, поскольку хочу указать на те ошибки, которые бросились мне в глаза в ходе нашей дискуссии. Мы говорили о проблемах роста объемов продажи винно-водочных изделий и пытались найти этому логическое обоснование. Вот что я хочу в связи с этим сказать. Уменьшение употребления алкоголя может быть продиктовано здравым смыслом, употреблением менее крепких вин, более строгим отношением к спиртному, а также необходимостью соблюдения правил дорожного движения. Увеличение же общего объема продажи спиртного может быть связано с расширением рекламной кампании и никак не связано с пристрастиями к спиртному отдельного человека.
-
Насколько я могу судить, все свои недоумения, мнения и сомнения вы склонны выражать исключительно в красной шляпе.
-
Здесь вы не правы. Авторское вознаграждение освобождается от налога, если все проектные разработки и оформление патента на них действительно были произведены в Ирландии.
-
Мне бы хотелось, чтобы вы высказали по этому поводу свое мнение в стиле образа мыслей, диктуемых черной шляпой. Цифры, представленные участниками совещания, кажутся мне не до конца соответствующими истинному положению дел. Они слишком оптимистичны, и если мы позволим себе при принятии решения ориентироваться только на них, я боюсь, это сможет привести к плачевным последствиям.
Я вовсе не хочу излагать здесь все правила построения цепочки логических выводов и умозаключений. Многие из них являются умозрительными и далеко не всегда используются на практике, что происходит почти всегда, когда речь не идет о каких-либо чрезвычайно важных вещах, имеющих отношение к точным наукам.
В общем и целом мы можем свести основные правила построения цепочки логических рассуждений к ответам на следующие вопросы:
1. Уместна ли и насколько оправдана наша исходная точка зрения?
2. Насколько логически обоснованы сделанные нами на этой основе выводы?
3. Вполне ли закономерно из наших рассуждений должен проистекать именно этот вывод?
4. Существует ли возможность выстроить на той же основе какие-либо иные выводы?
Под «выводами» в данном случае мной понимается вся цепочка умозаключений, каждое последующее из которых естественным образом вытекает из предыдущего. Зачастую вывод и умозаключение представляют собой по сути одно и то же.
На первый взгляд такое утверждение выглядит в достаточной степени логичным. Но если мы подвергнем его тщательному анализу, то выяснится, что, хотя подобный вывод и напрашивается в первую очередь, по степени своего логического обоснования он оказывается далеко не единственным и вряд ли имеет какие-либо существенные преимущества перед остальными, конкурентоспособными вариантами ответа, также претендующими на право своего существования.
Ведь верно: если риск быть привлеченным к уголовной ответственности за совершенное преступление невелик, то и ужесточение меры наказания не послужит действенным механизмом для дальнейшего предотвращения правонарушений. А если еще и судебные органы при вынесении приговоров начнут проявлять непонятную мягкотелость, их действия окончательно сведут к нулю эффективность всей программы превентивных мер.
Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что увеличение числа мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений, безусловно, играет определенную роль в снижении общего уровня преступности. Здесь важно только определить, насколько велика эта роль. С точки зрения расходов на содержание преступников в местах заключения – очень невелика. Но мы можем посмотреть на вопрос и с другой точки зрения. Давайте подумаем вот над чем: а не может ли ужесточение наказания, напротив, содействовать увеличению роста преступлений?
Если наказание за то или иное правонарушение будет достаточно суровым, преступник может пойти на убийство своей жертвы, чтобы таким образом уменьшить риск раскрытия содеянного им преступления. Более продолжительное – по сравнению с возможным – нахождение под стражей человека несовершеннолетнего может способствовать его перерождению в закоренелого преступника, в рецидивиста. И таким образом, небольшое вначале правонарушение способно послужить началом цепи серьезных преступлений.
В конечном итоге и большие затраты финансовых средств, уходящие на содержание преступников в местах лишения свободы, также себя не оправдывают: для своевременного предотвращения преступлений лучше потратить отпущенные государством деньги на содержание правоохранительных органов и полиции, нежели на поиски и наказание преступника; или, иными словами – лучше по-, беспокоиться о создании условий для недопущения преступления, нежели выбрасывать деньги на разгребание его последствий.
Мы рассмотрели приведенный пример, чтобы показать: для отыскания альтернативных возможностей найденному ответу на вопрос главное, что человеку необходимо, это – воображение.
Как я отмечал в своей книге «Практическое мышление»,1 доказательство, зачастую являет собой не что иное, как «недопущение воображения в сферу своего действия». Это относится и к юриспруденции, и к большинству других закрытых, замкнутых на самих себя систем, таких как математика и философия.
На практике один из лучших способов обнаружения логической ошибки состоит в том, чтобы отыскать иное объяснение одному и тому же исходному факту или иную возможность развития рассматриваемого события.
-
Согласно статистике, число разводов во многих развитых странах действительно увеличивается с ростом числа произведенных и. проданных стиральных машин; но это вовсе не означает, что стиральные машины служат причиной развода. И то и другое может быть связано с повышением уровня благосостояния, развитием тенденции к женской эмансипации или с увеличением числа работающих женщин.
-
Да, если мы поднимем цены, объем продаж, скорее всего, уменьшится. Но если мы сумеем преподнести свою продукцию как товар высочайшего качества и надежности, то на него уже будет обращать внимание покупатель с иными финансовыми возможностями, и снижение объема продаж будет возмещено для нас увеличением общегодового дохода.
Здесь мы снова возвращаемся к рассмотрению принципа степени вероятности, о котором уже упоминалось в разделе, посвященном белошляпному мышлению. Ссылка в разговоре на любую возможную альтернативу вполне допустима, но мы не можем утверждать, что каждый из вариантов обладает равными по степени вероятности правами на существование. При этом всегда следует помнить, что образ мыслей, порожденный черной шляпой, ни в коем случае не подразумевает ведение спора.
А что делать, если в выстроенной нами карте отношения к ситуации окажется ошибка?
Один человек склонен считать, что ужесточение системы мер наказания уменьшит преступность. Другой уверен, что такое предположение вполне обосновано, хотя и не является единственным из числа возможных. И каждый из них по-своему прав.
При наличии достаточного багажа данных вопрос мог бы быть прояснен чисто статистическим подходом к его рассмотрению (речь идет о белой шляпе). Если же разрешить его подобным образом нельзя, на карту нашего отношения к ситуации наносятся различные точки зрения – желательно все – и каждая считается возможной, имеющей право на существование. Если данные, которыми оперируют собеседники, выглядят недостаточно убедительными, их можно считать личным мнением говорящего; человек, выстраивающий карту, может выбирать, имеет ли ему смысл принимать в расчет то, что он услышал, или оставить это без внимания.
-
Логично предположить, что с увеличением общего дохода на каждого члена семьи возрастет и число желающих отправиться в путешествие или провести отпуск где-то в другом районе страны, а передвижение по железной дороге и на самолетах для всех станет более доступным. Образно говоря, страна «встанет на колеса».
-
Ни к каким переменам подобного рода рост заработной платы не приведет; новизна имеет свойство быстро приедаться, человека будет утомлять быстрая смена впечатлений и скука, преследующая человека в долгих путешествиях, поэтому и отпуска люди будут проводить дома.
Что можно сказать в ответ на подобные выводы? Только то, что каждый из них имеет право на существование. Даже если они исключают друг друга, каждый из них непременно должен быть нанесен на карту нашего отношения к ситуации, и принимать его во внимание следует до тех пор, пока нами не будет определен окончательный выбор, сделанный на основе логических выводов или простого, то есть основанного на эмоциональном восприятии, предпочтения. Даже спорные факты имеет смысл занести на карту, сопровождая их пометкой «спорный».
Из прошлого в будущее – с грузом прежних сомнений
Что нам подсказывает предыдущий опыт?
А так ли оно все на самом деле?
И чем это все для нас обернется?
Мы говорили об образе мыслей, навеянном черной шляпой, как типе мышления и рассмотрели его общие черты. Теперь перейдем к его содержанию.
Цифры, факты… А верны ли они? Соответствуют ли истинному положению дел? – вот что интересует человека, надевшего черную шляпу. Объективные данные, – их относят к категориям мышления в белой шляпе, но оспаривают в шляпе черного цвета.
-
Все эти цифры, вполне вероятно, вовсе не соответствуют точному числу безработных, поскольку многие люди не становятся на учет на бирже труда.
-
Эта цифра – 600 миллионов воздушных рейсов в год – мало что говорит о реальном количестве воспользовавшихся воздушным транспортом пассажиров; некоторые люди, вполне вероятно, летают не по одному разу в год. В эти цифры также включены сведения о коротких перелетах регионального масштаба, что едва ли может служить дополнительной рекламой для крупных авиакомпаний.
-
Цифры, свидетельствующие о снижении уровня преступности, следует соотнести с возрастными категориями правонарушителей. Возможно, в этих данных оказываются не учтены малолетние правонарушители, не подпадающие под действие статей закона именно в силу своего несовершеннолетия.
Сомнение в строгой объективности приводимых цифр и фактов – один из наиболее очевидных и характерных признаков мышления в черной шляпе. В каждом подобном случае роль человека в черной шляпе заключается в том, чтобы указать на возможное несоответствие цифр и фактов реальному положению дел. Если исходить из понимания того, что окончательное решение вопроса должно быть основано на цифрах и фактах, то существование пусть даже минимальной возможности их несоответствия действительности должно порождать у человека в черной шляпе закономерное стремление указать всем и каждому на наличие этого вопиющего факта и потребовать от них – от этих самых «всех и вся» – более точных сведений.
Назначение человека, надевшего черную шляпу, заключается не в том, чтобы подвергать все сомнениям, как это делает защитник в суде, а в том, чтобы указать на наличие в рассматриваемом им деле объективно слабых сторон.
Значительную часть всего, что нас окружает и что мы воспринимаем посредством своего опыта, нельзя передать в точных словах и цифрах. Использование черной шляпы дает нам возможность установить, в каком месте наше утверждение не вполне соответствует рассматриваемой ситуации.
-
Мне кажется, если вы регулярно поощряете людей денежной премией, то они вскоре начнут считать подобное вознаграждение частью своей заработной платы.
-
А по-моему, люди испытывают удовлетворение, когда чувствуют, что их дополнительные старания нашли эквивалентную оценку и такая оценка выражается, в частности, в реально осязаемом, материальном поощрении.
-
Если люди ждут, что их похвалят, они мало что будут делать до тех пор, пока им не будет гарантировано вознаграждение.
Первые два утверждения подходят для людей, обсуждающих мотивацию.
Третье – возможно, нет.
Необходимо заметить, что накопленный жизненный опыт носит отпечаток характера индивидуума и у разных людей опыт, вынесенный из одной и той же жизненной ситуации, может обладать достаточно серьезными отличиями. Различия в уровне и направлении культурного развития способны привести к диаметрально противоположным результатам. Так, регулярное получение материального поощрения способно в одних случаях породить халатное отношение к выполнению своих обязанностей, а в других – наоборот, вызвать стремление существенно поправить таким образом свое материальное положение, что породит стремление лучше работать и больше получать.
-
Во время инфляции люди склонны делать денежные накопления – откладывают на черный день.
-
Ну что вы! Вовсе нет… Зачем копить деньги, превращающиеся в простую бумагу?
В большинстве европейских стран люди стремятся откладывать деньги, чтобы скопить какую-то более-менее значительную для них сумму. В Соединенных Штатах все обстоит совершенно иначе. Возможно, это связано с тем, что в Америке большее распространение получили фирмы, специализирующиеся на консультациях по финансовым вопросам, и люди обладают большей осведомленностью в ведении финансовых дел, или же это объясняется тем, что доходы от предоставления денег в долг как государственным, так и частным фирмам облагаются в Европе налогом и во время инфляции размеры доходов отдельных физических лиц могут подлежать такому налоговому бремени, что деньги, оказывается, лучше держать не в государственном банке, а в личной банке, в стеклянной, надежно спрятанной под кроватью. Именно такого рода сведения и факты в первую очередь привлекают внимание человека, взирающего на мир из-под полей черной шляпы.
Иногда обладатель черной шляпы может выказывать сомнения и в точности представляемых сведений. Его недоверие может распространяться буквально на все – на научные сведения, результаты исследований целой группы специалистов, выводы, полученные в результате работ Национальной экспертной комиссии при президенте и даже собственноручно проверенные факты. И это неудивительно: еще бы! не успеешь отвернуться, как тут же что-нибудь изменится. Можно ли при такой обстановке чему-то доверять?!
Погрузившийся в размышления человек в черной шляпе может с помощью этого головного убора объяснить и собственную, занимаемую им позицию.
-
Я пришел к выводу, что работа в малой организации вызывает у человека большее желание трудиться. Я не согласен с тем, что крупные организации без централизованного управления напоминают разрозненные структуры малых предприятий.
-
Позвольте мне надеть черную шляпу; в ней мне будет проще вам объяснить, что ваше предложение никак не соответствует моим представлениям, сложившимся за двадцать лет работы в нашем бизнесе. Вы поймите, что обычный, выставляемый на продажу товар принципиально отличается от того, который выдается в качестве поощрительного приза.
Мышление в черной шляпе призвано акцентировать ваше внимание на вызывающих сомнение аспектах, присутствующих в вашем плане, на всевозможных опасностях, поджидающих вас на пути, на будущих недостачах, подвохах, промахах и проблемах, которые непременно встанут перед вами, как только вы решитесь сделать первый шаг в выбранном вами направлении.
-
Если бы мы отказались от возможности первыми использовать ядерные боеголовки и тем самым вправить мозги тем, кто желает вести разговоры с позиции силы, русские могли бы подмять под себя всю Европу, держа иностранные государства в страхе при помощи обычных видов вооружения.
-
Я должен вам сказать, что на бракоразводном процессе ваш муж мог бы поставить суд в известность о том, что вы оказываете на детей дурное влияние.
-
Если фунт стерлингов продолжает падать по отношению к курсу доллара, уровень доходов, возможно, будет расти, что приведет к падению цен на фондовой бирже.
Единственный способ, с помощью которого мы можем заглянуть в будущее, связан с использованием категорий прошлого, что может означать обычную экстраполяцию.1
-
Сегодня в питании человека прослеживается четкая тенденция к увеличению потребления выпечки и легких закусок. Люди активно сокращают расходы на традиционные блюда – на первое и второе – и питаются на скорую руку, всухомятку – «перекусывают», чуть ли не давясь бутербродами на ходу.
-
Многие фирмы разорились, пытаясь продавать мороженое во Францию. Я не совсем понимаю, почему еще одна такая попытка должна увенчаться успехом.
Будущее может быть также определено как объединение различных направлений и схем.
-
Если рабочая неделя станет короче, у человека появится больше свободного времени и больше возможности посвятить его отдыху вне дома. С другой стороны, высокий уровень безработицы означает, что люди, у которых свободного времени больше, чем у всех остальных, не будут иметь возможности воспользоваться предложенными средствами досуга. Как же организовать «дешевый» отдых для всех слоев населения?
-
Навеянные черной шляпой мысли мне подсказывают, что компьютеры фирмы Apple не выдержат конкуренции на рынке, если их не начнут делать совместимыми с машинами IBM. Потребители хотят иметь доступ ко всему программному обеспечению, разработанному для унифицированного персонального компьютера.
Что касается прошлого, здесь для нас все просто и в общих чертах понятно; погружаясь в воспоминания о конкретном оставленном за плечами отрезке пути, мы чувствуем себя уверенно, даже когда не испытываем особой уверенности в том, что полученный в прошлом урок пойдет нам на пользу и завтра.
С будущим все обстоит совершенно иначе. Будущее нам необходимо себе представить, в определенном смысле – выдумать, опираясь на свои более или менее обоснованные ожидания. Здесь для нас все непросто и непонятно, хотя многие вещи и способны подогревать нашу уверенность.
На прочности этой уверенности в дне завтрашнем, а точнее – на степени ее прочности, и выстраивается различие между образом мыслей, сформированных шляпами черной и желтой.
Мышление в желтой шляпе может быть определено как позитивное и теоретически обоснованное, поскольку ему свойственен оптимистичный настрой и направленность на ожидание в будущем только хорошего, что непременно должно вытекать из намечаемого сегодня плана действий или только что принятого решения. Одно из назначений мыслительного настроя в черной шляпе состоит именно в том, чтобы внести свою лепту в установление равновесия между ожиданиями исключительно позитивными и столь же исключительно негативными. «Все это может и не сработать» – вот принцип восприятия жизни, проповедуемый обладателем черной шляпы.
-
Чтобы изложить вам свои мысли по поводу дальнейшего производства персональных компьютеров, я должен надеть черную шляпу. Ну вот… А теперь – подумаем. Имеет ли смысл их вообще выпускать? Можем ли мы обеспечить их продажу по твердой цене? Какие преимущества будет иметь наш товар по сравнению с аналогичными образцами конкурирующих фирм? Зачем людям вообще нужны эти компьютеры?
Итак, мы подошли к рассмотрению того, что может быть названо «негативным настроем», или негативным образом мыслей. Человек, размышляющий в стиле черной шляпы, в сущности, говорит: «На все, что вы обсуждаете, у меня имеется прямо противоположная точка зрения. Я ее вам изложил. Ну-ка, попробуйте убедить меня в том, что я не прав!»
-
Почему вы склонны считать, будто этот консультант будет лучше, чем тот, которого мы уволили?
-
Что произойдет, если японцы сумеют пробиться на наш рынок гражданского самолетостроения?
-
Что нас ожидает, если одна из крупнейших фармацевтических компаний начнет производство контактных линз?
Изложение большинства негативных заявлений можно начать со слов: «Я вижу серьезную опасность в том, что…»
-
Я вижу опасность в том, что конкуренция помешает нам снизить цены.
-
Я вижу опасность в том, что государственные субсидии будут внезапно прекращены.
-
Я вижу опасность в том, что рост заработной платы повлечет за собой резкое увеличение цен на товары и мы окажемся не у дел.
-
Я вижу опасность в перепроизводстве/недопроизводстве мяса, молока, хлебо-булочных изделий, автомобилей, санных лыж на конной тяге (каждый может продолжить перечень в зависимости от направления собственных поводов для беспокойства).
-
И наконец: я вижу опасность в том, что наши опыты с мыслеварительными шляпами превратятся в игру, которая не имеет ничего общего с реальным мышлением.
Роль буквоеда, как и роль Кассандры,1 провозвестницы всяческих бед и несчастий, является ролью традиционного мышления. Эта роль в точности соответствует спекулятивно-негативному настрою мыслей, сформированных черной шляпой.
Как же противиться отрицательным аспектам черно-шляпного образа мыслей? Первое, что необходимо сделать, – это заняться составлением карты нашего отношения к ситуации; это значительно полезнее, нежели развязывание пустопорожних дискуссий и погружение в дебри лишенных обоснования предположений.
Первый шаг на свободу из плена пораженческих настроений состоит в ясном осознании довлеющего над нами негативного образа мыслей и в готовности придать ему надлежащую форму.
-
Да, это действительно серьезная опасность, и если все произойдет так, как вы предрекаете, нам придется туго. Это необходимо принять во внимание.
Следующий шаг состоит не только в занесении на карту всех подстерегающих нас на каждом шагу ужасов и несчастий, но и в одновременной выработке альтернативного, позитивного взгляда на ситуацию в целом: в конце концов, самое худшее – маловероятно, а несчастья вовсе не сы-пятся на нас как из ящика Пандоры.2
-
Подобная возможность существует, но я считаю, что она маловероятна. Мы испытывали этот товар на протяжении четырех лет, и любой дефект давно был бы нами обнаружен и устранен.
Третий шаг заключается в поиске выхода из ситуации на случай, если худшее все же произойдет.
-
Если конкуренты и в самом деле снизят цены до уровня наших, мы выбросим на рынок наш самый дешевый товар, который и был выпущен для того, чтобы продаваться по бросовой цене. Если наступающие нам на пятки друзья решат продолжить навязываемое ими состязание, они безусловно проиграют.
Четвертый шаг состоит в умении сузить масштабы подстерегающей вас опасности – то есть, по сути, направить свой образ мыслей, продиктованный вам стратегией черной шляпы, против черношляпного мышления вашего оппонента.
-
Я совсем не представляю себе, как здесь может появиться новый конкурент: плата за вхождение в этот рынок для любого приезжего слишком высока. Основные претенденты на его освоение давно здесь, и их методы и финансовые возможности нам хорошо известны.
Пятый шаг заключается в вашем предложении новой точки зрения, альтернативной взгляду на ситуацию вашего собеседника, размышляющего в традициях черной шляпы.
-
Как только цены на нефтепродукты по сравнению с ценами на другие товары начинают снижаться, покупатели отвечают на это тенденцией к приобретению автомобилей повышенной мощности. Это – так. Но никогда не переведутся и те, кто испытывает симпатию к малолитражкам, поэтому я убежден, что спрос на них будет всегда.
«Индульгенция1 на право сомневаться»
Отрицать легче всего.
Критикуй – и будешь прав!
Пусть кто-то строит; мы будем все критиковать.
Верная стратегия под лозунгом «Да, но все же…»
|