Боно Эдвард "Шесть шляп мышления"

Построение и ввод в эксплуатацию железнодорожного полотна являет собой пример инженерного мастерства во всем его многообразии. Бетонная плита, рухнувшая на рельсы, способна вызвать крушение поезда. Чтобы сбросить плиту на рельсы, большого ума не надо. Разрушать всегда легче, чем созидать.

Подобным же образом дело обстоит и с негативным настроем наших мыслей. Вот почему при «задействовании» мышления в черной шляпе необходимо принимать во внимание и каждую из позиций, к которой тяготеют противоположные стороны, зачастую присвоившие себе «индульгенцию на право выражать свои сомнения».

Негативный настрой для многих из нас обладает большой привлекательностью, поскольку позволяет немедленно и без всяких усилий добиваться ощутимых результатов: критика мгновенно возносит критикующего над объектом критики и над создателем этого объекта. Доказательство чьей-то неправоты доставляет моментально наступающее чувство удовлетворения. Предложение конструктивной идеи способно принести удовлетворение лишь после ее одобрения каким-либо компетентным лицом, после больших трудов, с какими обычно конструктору приходится доказывать ее целесообразность и полезность. Все это требует времени и сил.

Для нападок на эту идею ни времени, ни сил не требуется. И приносят они чувство удовлетворения незамедлительно. Мало того, сторонники конструктивной идеи зачастую выглядят людьми, определенным образом зависящими от позиции критика, стоящими по своему уровню «ниже» его, поскольку вынуждены держать отчет о проделанной работе и защищать свою идею от нападок.

Критиковать очень легко, и все, что для этого необходимо, – это выбрать основу для выносимого суждения и после этого показать, почему данная идея «никак не годится» для водружения на постамент предъявленных претензий.

  • Нам сейчас нужен план простой и практичный. То, что вы предлагаете, чересчур сложно и запутанно. Так мы никогда не приступим к делу.

Однако, если бы предложение было «простым и практичным», для критики была бы выбрана другая основа.

  • Это слишком упрощенный взгляд на сложившееся положение дел. Ваше предложение достойно воспитанника детского сада. Даже мой шестилетний сын мог бы придумать что-нибудь лучше. Нам необходимо принять во внимание все факторы.

Заметим, что сделать оба отказа в ответ на полученное предложение гораздо проще, нежели предложить что-нибудь дельное со своей стороны. Такого рода критика основывается не на рассмотрении внутреннего содержания предложения, а на выражении своего впечатления о нем как о «слишком сложном» или «слишком простом» – то есть фактически ни на чем, поскольку мнение у каждого из нас – свое, а никаких конструктивных рекомендаций, как мы заметили, в обоснование своей точки зрения от «независимого критика» не поступило. Поразительно, как часто в жизни нам приходится сталкиваться с критическими замечаниями подобного рода! Такое мышление скорее характерно для красной шляпы, чем для черной.

  • Мне совсем не нравится ваше предложение. Не нравится – и все тут.

Очень часто образ мыслей, продиктованный красной шляпой, маскируется под черношляпный мыслительный настрой.

  • Если это все, что вы хотели сказать, то мы должны отнести это к мышлению в красной шляпе, но не в черной. Вы излили свои чувства, и не более того.

Гораздо легче сшить костюм, который совсем не подходит заказчику, нежели такой, который придется ему впору. Это сопоставление непосредственно подводит нас к выражению «да, но все же…», представляющему собой определенную позицию в ведении беседы или обсуждении конкретного предложения. Занимающий такую позицию человек, критикующий или выражающий свою отрицательную оценку предложенному факту, сознательно игнорирует основную часть. предложения, представляющую собой объективную ценность, исключительно ради того, чтобы сосредоточить внимание на некоторой второстепенной части, как правило, менее значимой для всего предложения и, возможно, вызывающей некоторые сомнения.

  • Книга прекрасна, но меня удивляет это ее странное название. Оно никак не «привязано» к ее содержанию и не говорит читателю, чего ему следует ожидать. Подобное название подошло бы какому-нибудь дрянному бульварному чтиву.

  • Нелепость принципа накопления бюджетных средств становится особенно заметной при рассмотрении начисления НДС, скажем, на примере выездной торговли. Если пища продается холодной, то она не облагается налогом, поскольку это – просто пища. Но если пища подогрета, на нее начисляется налог, потому что теперь это «блюдо», а не «просто» пища.

Обычно считается, будто своим указанием на незначительные погрешности критика приносит объективную пользу, потому что в результате человек, принявший на себя роль «бесстрастного судьи», замечает «благодарным слушателям»: «Ну, а помимо отмеченных – мной!! – недостатков, все прекрасно; вот и подправьте эту мелочь, чтобы добиться полного совершенства». Подобные рекомендации, безусловно, могут быть учтены на этапе создания произведения писателем или конструктором, но когда работа закончена, внутреннее содержание критических замечаний принимает следующий вид: «Да, ничего уже не исправишь, но для меня это и не важно. Мне просто необходимо что-нибудь покритиковать… потому что мне это необходимо».

В примере с начислением налога на добавленную стоимость мы имеем возможность наблюдать «в действии» совершенно иную подоплеку «политики беспристрастной оценки». Здесь уже человек, настроенный «на неприятие», изливает свой настрой в форме простого перенесения внимания с части объекта критики на всю модель в целом. Доказывая абсурдность части, мы подразумеваем нелепость целого. Это все равно что выстраивать цепь умозаключений по принципу: «Любой, поступивший так же глупо, как позволил себе поступить вчера N, – набитый дурак! Значит, от него можно ожидать любой глупости. И все, что он делает, – чепуха на постном масле! А поскольку "с кем поведешься, от того и наберешься", то и все продолжающие поддерживать с таким человеком приятельские отношения – тоже дураки. И их родственники, вырастившие таких болванов… и их знакомые… и знакомые их знакомых… и не знакомых…»

Такова объективная и совершенно детская по своей логике подоплека критических настроений негативно мыслящего человека.

Лексикон любителя покритиковать обычно очень богат на коллекцию оценочных прилагательных: «ничтожный», «нелепый», «так называемый», «ребяческий» – и пестрит насмешливыми ярлыками-эпитетами: «незадачливый болван», «дуралей старательный» – всего и не перечислишь!

Опасности негативного мышления и стремление затеять спор на пустом месте подробно рассмотрены в моей новой книге «Конфликты: безболезненный способ их разрешения».1

Мышление в черной шляпе предполагает серьезный, в определенном смысле – положительный настрой, а не ребяческую радость от присвоения себе «индульгенции на право сомневаться», проявления которой в общих чертах были нами рассмотрены в этой главе.

Положительным аспектом политики «да, но все же…» является то, что порой действительно оказывается необходимым обратить наше внимание на опасности, пусть с малой вероятностью, но все же способные возникнуть на нашем пути.

  • Я знаю, что вы уже проводили испытания турбинных лопаток и определили степень их прочности в условиях, максимально приближенных к реальным. Но этого мало. Нужно подумать о том, выдержат ли лопасти турбины при столкновении самолета со стаей птиц?

  • Это маловероятно, но всегда есть возможность, что он может работать на два фронта. Мы должны постоянно иметь это в виду.

  • Мне кажется, что в наше время хорошие книги давно приобрели статус достаточно дорогого и годящегося на все случаи жизни подарка.

Рассматривая тип мышления в белой шляпе, мы упоминали о существовании проблемы «степени вероятности». При условии, что конкретный вопрос обсуждается с точки зрения степени вероятности проявления тех или иных его аспектов, вполне закономерным может быть и ваше решение уделить часть своего внимания рассмотрению предложений человека, настроенного критически– и выступающего под лозунгом «Да, но все же…». Подобные замечания можно предлагать/воспринимать как в качестве проверенных фактов, так и суждений, которые необходимо иметь в виду.

«Принять или отвергнуть? – вот в чем вопрос»

Что по жизни нас ведет быстрее – настроения черной шляпы или желтой?

Опасения и безопасность.

Любопытство – не порок?

Маленькие дети немедленно замечают любое отклонение от сюжета хорошо известной сказки и тут же начинают выражать по этому поводу свое неудовлетворение. В повторении уже известного присутствует некая надежность, порождающая в человеке ощущение безопасности.

Реакция на опасность у каждого живого существа может протекать в двух основных – противоположных – направлениях. Под воздействием страха поведение животного, как правило, ограничивается выбором – убегать или драться. Всю палитру реакций человека можно условно свести к той же схеме поведения, хотя инстинктивные устремления человека разумного подвергаются самой серьезной корректировке сознанием. Так, от лежащего под минометным обстрелом солдата ожидается, что он не забудет о приказе выстоять любой ценой и, отшвырнув автомат, не отправится домой, где его ожидают дела более важные, нежели глупые развлечения его генералов.

Здесь возникает вопрос: а не представляет ли собой негативный настрой наших мыслей оборотную сторону вещей, хорошо нам известных? Не создает ли он некое противостояние – неизведанность против определенности? Негативизм – против позитивного мышления.

Какую шляпу в таком случае человеку следует надевать в первую очередь: черную шляпу критических настроений или желтую шляпу позитивных исследований?

Многие из нас на это ответят, что вначале следует воспользоваться шляпой черной, поскольку выявленные с ее помощью бесполезные идеи, не выдержавшие проверки критикой, быстро исключаются из списка перспективных, не требуя лишних затрат времени на более глубокое изучение.

Этот поиск слабых мест для большинства из нас лежит в основе подхода к рассмотрению любого практического вопроса и в повседневной жизни нередко себя оправдывает, являясь самым доступным и достаточно результативным. Когда нам необходимо выяснить конкретное направление своего следующего шага, а не углубиться в дебри полемики, метод поиска слабых мест способен сэкономить массу времени.

С другой стороны, всегда оказывается гораздо проще разглядеть недостатки любого нового предложения, нежели обнаружить его достоинства. Таким образом, если при рассмотрении поставленного вопроса мы позволим себе не просто примерить черную шляпу критических настроений, но рискнем натянуть ее до самого подбородка, закрывая ее широкими полями все позитивное и действительно достойное нашего внимания, то очень маловероятно, что вот так, «со шляпой на лице», мы сумеем разглядеть и заложенное в вопросе зерно истины.

Словом, когда сознание оказывается переключенным на поиски только плохого, человеку становится очень трудно узреть что-нибудь хорошее. Вот почему при рассмотрении новых предложений и каких-либо перемен в нашей жизни имеет смысл подойти к их оценке вначале с позиции мышления, продиктованного желтой шляпой, а после этого надеть шляпу черную. Кстати сказать, вполне вероятно, что баланс нейромедиаторов в составе нашей крови в такие моменты приближается к своему показателю, наблюдаемому в обстановке, рождающей у человека ощущение страха или, наоборот, полной безопасности.

  • Когда потребуется, мы снова вернемся к мышлению в черной шляпе. А сейчас я хочу, чтобы каждый из нас надел свою желтую шляпу.

  • Все эти соображения навеяны вам черной шляпой. Снимите ее и отложите в сторону. Давайте посмотрим на дело с другой точки зрения.

  • Какую бы ценность ваши критические замечания ни представляли, меня они сейчас не интересуют. Доверьте свои мысли бумаге и позднее покажете все, что вы записали.

Когда предполагаемые достоинства идеи подробно изложены тем, кому они должны быть подробно изложены, следует предоставить слово представителю скептически настроенных слоев коллектива с критическим взглядом на вещи. В связи с этим я хочу особо подчеркнуть, что на первом этапе рассмотрения предложенной идеи каждый из присутствующих обязан воспринимать ее с позиции обладателя желтой шляпы, не перекладывая эту почетную обязанность исключительно на плечи выдвигающего ее виновника торжества и не пытаясь остаться в стороне от жарких дебатов в ожидании момента, когда можно надеть на себя шляпу черную.

  • В общих чертах суть вашего предложения ясна. А теперь надевайте желтую шляпу и поделитесь своими соображениями о том, чего вы нам еще не рассказали.

Может создаться впечатление, что раз уж предложенная идея прошла испытание критикой и осталась в числе жизнеспособных, то, значит, она изначально была хорошей идеей и потому задействовать для ее рассмотрения мыслительный настрой в желтой шляпе совершенно излишне. Вовсе нет! Такая позиция порождает ложные представления, будто все достоинства каждой идеи лежат на поверхности и все, что от нас требуется, – это их обнаружить. Если они действительно там есть.

На самом деле для выявления этих достоинств от человека зачастую требуется умение напрячь все свое воображение и хорошенько поработать головой, что уже само по себе дано далеко не каждому. И это, естественно, не говоря о наличии желания добраться до истины. Для правильного восприятия вопроса и необходимо задействовать взвешенное мышление, окрашенное в тона желтой шляпы.

После того, как идея прошла тщательную и всестороннюю проверку и мышление в черной шляпе начинает простаивать без дела, его можно использовать в двух направлениях. Первый путь – проверить идею на приемлемость в общем и целом. Посмотреть:

  • Не противоречит ли идея закону?

  • Будет ли она работать в условиях реальной жизни?

  • Действительно ли она настолько ценна и полезна, как все тут пытаются нас в том убедить?

  • И – я прошу прощения – на кой черт нам вообще все это нужно?!

В термин «приемлемость» я включаю и понятие практической целесообразности предложения: если практической выгоды от его применения нет, то идея, казавшаяся вполне обоснованной в теории, окажется совершенно бесполезной на практике.

С окончательным установлением целесообразности выдвинутой идеи черношляпное мышление можно направить на поиски способа дальнейшего ее усовершенствования за счет отыскания скрытых дефектов и недоработок.

  • Если бы мы поступали так, как вы предлагаете, к концу каждого месяца у нас бы накапливался большой объем работы.

  • Система обратной связи с покупателями будет давать сбой до тех пор, пока мы не установим для общения с ними несколько контактных телефонов.

Ощутимую пользу мышление в черной шляпе способно принести при последующей детальной проработке проекта. Это усовершенствование, конечно, не ограничивается исправлением допущенных недоработок; гораздо большее значение для любого дела имеют вложенный в него творческий талант и воображение. Но обнаружение и исправление недостатков также является существенной частью работы над проектом.

Порой оказывается возможным не просто разрешить возникшую проблему, но даже придать ей статус момента, играющего положительную роль, а то и вовсе превратить ее в источник дохода. Но это уже требует от разработчика умения сочетать образ мыслей, формируемый зеленой шляпой – тип творческого мышления, – с образом мыслей, навеваемым шляпой желтой.

Мышление же в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем; оно лишь указывает на их наличие.

Глава 16

ЧТО НАМ ДАЕТ КРИТИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ?

Какая польза в шляпе черной?

Мышление в черной шляпе специализируется на вынесении негативной оценки. Надевающий черную шляпу человек занят поисками того, что в данном предложении неправильно, нуждается в доработке или просто ошибочно. Он определяет факторы, не соответствующие его опыту и уровню знаний. Он не занимается поисками возможностей исправить недочеты; это не его прерогатива: он – критик, в определенном смысле – разрушитель, а не творец. Его дело – указать на то, что не сработает, и предупредить о возможной опасности. Именно в этом и заключается польза от занимаемой им позиции.

Мышление человека в черной шляпе не подразумевает аргументированное обоснование его позиции или, еще меньше, дискуссию по этому поводу. Его назначение – нанести на карту нашего отношения к ситуации максимальное число зон повышенной опасности и риска.

Человек в черной шляпе призван выявить ошибки в подходе окружающих к рассмотрению проекта и указывать слушателям на то, что их мысли текут не в том направлении.

Он призван рассмотреть проект с точки зрения его привязки к прежним достижениям, к накопленному жизненному опыту, и вынести свое заключение о том, что «такого еще никогда и нигде не было» и потому «все, что вы предлагаете, работать не будет».

В его обязанность входит соотнесение шансов проекта на выживаемость и закономерный вывод о том, что все вами напридуманное изначально обречено на провал, потому что… потому что ничего другого просто и быть не может!

Человек в черной шляпе обязан извести всех своими критическими замечаниями, предупреждениями, предчувствиями и предречениями.

А иначе – зачем ему вообще надевать свою черную шляпу? Зачем выдавать ему официальное «добро» на право выражать свои сомнения?!

Наоборот, он призван довести суть своего неудовольствия до сведения каждого из разработчиков проекта, должен заставить их принять во внимание все возможные в их работе погрешности и своей критикой вынудить их доработать свой план и довести его до полного совершенства.

Такова его роль – неблагодарная, приносящая ему не лавры победителя, но терновый венец мученика, не искреннюю признательность сотрудников, но недобрые пожелания и ему самому, и его родным и близким; такова его роль – роль человека придирчивого и всем недовольного – первого претендента распрощаться с жизнью в момент, когда у измученных проектировщиков возникнет стремление избавиться не от допущенных недостатков, а от того, кто их отыскал.

А чего ему ждать? Ведь вынесение положительной оценки проделанной коллективом работы остается на долю обладателя желтой шляпы! Это он, в шляпе цвета солнечного света, окрыляет весь коллектив своей неугасимой верой в победу… в светлое будущее… во что там еще? Это он заражает сотрудников неугасимым энтузиазмом и порождает в них желание преодолеть все препятствия.

И потому при оценке новых идей, новых перспектив и новых поворотов в судьбе встречать их появление надлежит только под сенью желтой шляпы. А уж потом, опьянив свое воображение заманчивостью перспектив, примерять на себя шляпу черную – шляпу подчеркнуто трезвого взгляда на вещи.

Глава 17

ШЛЯПА – ЖЕЛТАЯ КАК СОЛНЦЕ

Источник позитивных ожиданий

Желтый цвет – как солнце яркий.

Да здравствуем – несмотря ни на что!

Неистребимый оптимизм.

Средоточие благополучия.

Конструктивный склад ума.

Искусство заставить идти все как надо.

Быть позитивным в своих настроениях или нет – зависит только от нашего желания. Мы вольны выбирать, рассмотреть ли нам вопрос в позитивной манере или воспринять его как обычно. Мы имеем возможность вычленить из ситуации все положительные моменты либо воспринять ее в целом. В конце концов, при рассмотрении любого вопроса мы можем сознательно сосредоточить свое внимание исключительно на входящих в его состав положительных моментах.

Все это нам позволяет проделать желтая шляпа.

По своему назначению желтая шляпа прямо противоположна шляпе черной. Черный головной убор имеет дело с негативной оценкой, а желтый – с позитивной.

К вящему сожалению каждого мыслящего человека, позиция негативизма и критических настроений располагает большим числом естественных преимуществ, нежели настрой позитивный. В конкретной ситуации негативизм оказывается способен защитить нас от ошибок, риска и опасности. Позитивное же мышление должно представлять собой смесь из любознательности, готовности ко встрече с любой неожиданностью и стремления «заставить вещи работать», а не молча пылиться на своих местах. Пожалуй, можно сказать, что развитие человечества как раз и зависит от нашего стремления повсюду сунуть свой нос и заставить вещи работать на благо всего человечества. В своей книге «Успех: стратегия и тактика его достижения»1 я специально уделил особое внимание той характерной черте, которая отличает людей преуспевающих; это – непреодолимое желание заставить вещи работать.

Я назвал желтую шляпу источником позитивных ожиданий, поскольку человеку свойственно устремлять свой взгляд в будущее с надеждой, с затаенными ожиданиями, и естественно – ожиданиями чего-то хорошего, а не дурного, негативного. Мы вглядываемся в сумеречный лик будущего, лелея в душе определенные планы, выстраивая предположения и строя догадки в отношении того, что будущее готовится нам преподнести. Сами мы не способны ориентироваться в сложной карте будущего с той же легкостью, как в событиях, связанных с прошлым, и потому нам остается только питать себя надеждами, высаживая сегодня семена того, что мы желали бы видеть выросшим завтра. Так кто же позволит себе высеивать семена дурного сегодня, чтобы обречь себя на их пожинание – завтра? Оказывается – многие, но это уже тема для отдельной беседы.

А сейчас мы с вами стоим перед выбором: направить свой взгляд на поиск позитивных моментов в окружающей жизни или отказаться от позитивного настроя.

  • Хорошо то, что мы теперь знаем, как он собирается действовать. Неопределенность преодолена.

  • Надвинем-ка пониже на лоб наши желтые шляпы и рассмотрим ситуацию со всех сторон. Фирма «Кодак» решила выйти на рынок фотоаппаратов, делающих моментальные снимки. Таким образом, они становятся нашим самым серьезным конкурентом. Это – отрицательная сторона дела. Однако для завоевания рынка их компании придется развернуть широкую рекламу своей продукции. Реклама повысит в глазах общественности достоинства моментальной фотографии и одновременно привлечет покупателей к нашей продукции, что будет способствовать увеличению объема продаж, особенно когда люди поймут, что наши товары выгодно отличаются от продукции фирмы «Кодак» соотношением цены и качества.

  • То, что она провалилась на первом же экзамене – лучшее, что могло с ней произойти. Профессия преподавателя – не для нее.

Для некоторых людей позитивный настрой – естественное состояние. Большинство же из нас настраиваются на позитивный лад при выдвижении своей собственной идеи. Многие готовы считать идею хорошей, только если обнаружат в ней нечто хорошее для себя. Наличие собственной выгоды в этом случае – непременное условие для формирования позитивного восприятия идеи.

Мышлению в желтой шляпе подобные мотивации не нужны. Оно навевает своему обладателю позитивный взгляд на вещи, вне зависимости от того, какую ценность эти вещи имеют лично для него. Иными словами, позитивизм желтой шляпы рождается не в результате выявления ценностей, заложенных в предлагаемую нашему вниманию идею, а проявляется в качестве нашей изначальной готовности эту идею принять и отыскать в ней положительные моменты; такая настроенность – не следствие наших умозаключений, а изначальная готовность видеть во всем только хорошее.

  • Прежде чем приступить к детальному рассмотрению этого вопроса, давайте наденем желтые шляпы и обменяемся по этому поводу своими замечаниями.

  • Вы привели массу доводов, почему этот план должен с треском провалиться. С этим все ясно. Но теперь я хочу, чтобы вы надели желтую шляпу и посмотрели на вопрос с противоположной точки зрения. Что же вы видите?

  • Ас позиции обладателя желтой шляпы вы видите какую-нибудь выгоду в изготовлении гарнитуры из пластических материалов, а не из металла? Цена на такую продукцию могла бы быть значительно ниже.

  • Сейчас мне вовсе не нужен объективный взгляд на вещи. Мне необходима точка зрения с позиции человека в желтой шляпе.

  • Когда я надеваю черную шляпу, разум мне подсказывает, что появление на рынке этих дешевых зажигалок повлечет за собой отток покупателей от наших дорогих изделий, рассчитанных на долгий срок службы. Но в желтой шляпе мне кажется, что появление этой дешевой продукции может явиться причиной ликвидации товаров средней стоимости, что подтолкнет часть покупателей к рынку дорогих товаров, а это нам будет только на руку.

  • В такой ситуации мне трудно надеть желтую шляпу. И тем не менее я вижу, что благодаря нынешней забастовке газетчиков люди непременно сумеют осознать, как много они потеряют, лишившись газет, и насколько иной раз печатное слово может оказаться полезнее телевидения.

Хотя образ мыслей, навеянный желтой шляпой, и носит позитивную направленность, он требует от человека такой же дисциплины, как тип мышления в белом и черном головных уборах. Его назначение не только в том, чтобы давать положительную оценку всему, что только попадается на глаза, но в целенаправленном поиске позитивных сторон в каждом вопросе. Даже когда подобные поиски заранее обещают окончиться безрезультатно.

  • Ну, надел я желтую шляпу и все равно ничего хорошего сказать не могу-

  • Согласен, я надену желтую шляпу, хотя и не думаю, чтобы мне удалось отыскать в нашей ситуации что-то хорошее.

Мне могут возразить, что, раз уж положительный аспект в том или ином предприятии не лежит на поверхности, значит, оно не имеет большой ценности. Можно также предположить, будто нет никакого смысла в том, чтобы целенаправленно выискивать положительные моменты, не бросающиеся в глаза с первого взгляда, поскольку, мол, такое начинание изначально обладает малой практической ценностью.

Я хочу сказать, что это обманчивое и вредное впечатление. В каждом деле могут присутствовать достаточно важные положительные моменты, не заметные с первого взгляда. Это похоже на работу предпринимателя: он должен суметь обнаружить скрытую ценность в том, в чем другие ее еще не заметили. Отсюда вывод: выгода и прибыль отнюдь не всегда лежат на поверхности.

Глава 18

В ШЛЯПЕ ЦВЕТА СОЛНЕЧНОГО СВЕТА

Палитра радужных надежд

Когда оптимизм – сродни глупости?

От радужных надежд – к железной логике.

Что такое реализм?

Есть люди, продолжающие питать расположение к мошеннику даже после того, как он их обманул. Они почитают его за честного человека, ставшего жертвой обстоятельств или происков недоброжелателей. В их памяти еще жива убедительность его доводов и воспоминание о том, как им приятно было чувствовать свое расположение к этому человеку.

Существует даже тип людей – оптимистичных до глупости. Они всерьез полагают, будто им на роду написано выигрывать в лотерею главные призы, и эта надежда питает их всю жизнь. Встречаются предприниматели, которые, наблюдая за планомерным увеличением рынка продаж того или иного вида продукции, искренне полагают, что с их участием это дело пошло бы еще лучше.

Где же та грань, которая отделяет здоровый оптимизм от откровенно глупых ожиданий? Не нужно ли каким-то образом ограничить просторы мышления, порожденного шляпой цвета радужных надежд? Может быть, имеет смысл отказаться от него совсем? Ограничиться мышлением в черной шляпе?

Спектр позитивного восприятия человека способен простираться от точки безудержного оптимизма до области трезвого рационализма. Задействовать в обыденной жизни те или иные области спектра необходимо с большой осторожностью. История изобилует примерами, когда благодаря настойчивости человека казавшиеся непрактичными планы и мечты воплощались в реальность. Если мы ограничим горизонты мышления в желтой шляпе только тем, что кажется нам здравым и хорошо известным, прогресс от подобного подхода к делу будет невелик.

Суть нашей оценки должна состоять в том, чтобы определить, какие шаги со стороны человека последуют за проявленным оптимизмом. Если действия оптимиста выливаются в простое любование своими потенциальными возможностями и «купание в лучах надежды» – как у людей, мечтающих выиграть в лотерею или ожидающих чуда, которое непременно должно спасти их от провала, – такой оптимизм неуместен. Если же радужный отблеск надежды перерастает в серию шагов, направленных на достижение конкретного результата, любые наши поспешные оценки могут оказаться излишне поспешными. Хотя проявление крайнего оптимизма чаще всего приводит к крушению всяких надежд, такое происходит далеко не всегда. Успех вообще имеет свойство выпадать на долю людей, стремящихся к его достижению, идущих к цели несмотря ни на что.

  • У нас еще остается надежда на то, что после аварийной посадки самолета на ледник кто-нибудь из пассажиров мог остаться в живых. Шансов на это не много. Но отправиться на место аварии и проверить эту возможность мы, безусловно, обязаны.

  • А может быть, эта затеянная нашими политическими противниками кампания как раз и внесет раскол в их ряды?

  • Если мы потратили столько денег на рекламу этого фильма, ответственность за его успех лежит только на нас.

  • Вполне вероятно, что эта модель получит признание как «Лучший автомобиль года». Нам нужно обеспечить подготовке этого события всяческое содействие и развернуть рекламную кампанию.

Назначение желтой шляпы, как и прочих мыслеварительных шляп, состоит в том, чтобы придать соответствующий тон карте нашего отношения к ситуации. Именно в связи с необходимостью окрасить карту нашего восприятия в наиболее естественные тона, мы и должны отметить на ней оптимистическую тональность нашего настроения. До того, как мы рассмотрим каждый конкретный вопрос с позиции радужных возможностей его развития, нам нет необходимости углубляться в детальное рассмотрение открываемых им перспектив. Можно только позволить себе прикинуть на глаз их приблизительную вероятность.

Классификация степени вероятности в этом случае может выглядеть следующим образом.

  • доказано («так и должно было быть»)

  • вполне вероятно (соответствует нашему опыту и знаниям; «я же тебе говорил!»)

  • вероятнее всего (возможно при соответствующих обстоятельствах; «почему бы и нет?»)

  • равновероятно (может да, а может нет; «бабушка надвое сказала»)

  • возможно, но не более того («в жизни всякое бывает»)

  • маловероятно, но все же возможно («чем черт не шутит!»)

Эта классификация чем-то напоминает список вероятностей, представленный в главах, посвященных нашим размышлениям о белой шляпе мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться