Лоуренс Питер "Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось"

Однако столь энергичные Локти встречаются довольно редко, так что рассказанное не может заметно изменить мою прежнюю оценку Локтей.

Опасное заблуждение

Сила Локтей столь часто переоценивается по двум причинам. Первая заключается в иррациональном убеждении, будто человек, работающий Локтями энергичнее других, заслуживает более быстрого продвижения, чем средний служащий.

Это соображение не имеет под собой никакой научной основы и является заблуждением, которое я называю комплексом Олджера.

Медицинский аспект

Вторая причина связана с тем, что для непрофессионалов сила Локтей представляется большей, чем она есть на самом деле, поскольку у многих лиц с энергичными Локтями наблюдается «синдром псевдоповышения». Они жалуются на такие недуги, как нервное истощение, язва желудка и бессонница. Однако язва – этот символ административного успеха – может быть и результатом лишь одной энергичной работы Локтями. Коллеги, не понимающие существа дела, иной раз заключают, что перед ними больной с явным синдромом конечной остановки (см. соотв. гл.), и решают, что он уже достиг своего уровня некомпетентности.

На самом же деле у таких людей потенциально впереди еще несколько более высоких должностей и несколько лет продвижения к своему уровню некомпетентности.

Важное различие

Различие между синдромом псевдоповышения и синдромом конечной остановки называется нюансом Питера. Чтобы не запутаться при анализе таких случаев, советуем вам задать себе вопрос: «Выполняет ли данный служащий какую-либо полезную работу?» Если ответ:

а) «ДА» – он еще не достиг своего уровня некомпетентности, следовательно, наблюдается всего лишь синдром псевдоповышения.

б) «НЕТ» – он достиг своего уровня некомпетентности, и, следовательно, наблюдается синдром конечной остановки.

в) «НЕ ЗНАЮ» – вы достигли вашего уровня некомпетентности. Немедленно займитесь собственными симптомами.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПО ПОВОДУ ЛОКТЕЙ

Никогда не стой, когда можешь сидеть, никогда не иди, когда можешь ехать, никогда не работай Локтями, когда у тебя есть Рука.

СПИРАЛЬ ПИТЕРА

Я должен признать, что в большинстве случаев некомпетентные индивиды проявляют явное желание работать продуктивно. Служащий, безусловно, был бы компетентным, если бы только мог.

Большинство некомпетентных индивидов сознают, хотя и смутно, что крах организации оставит их без места, и они пытаются поддерживать жизнеспособность иерархии.

Разрешите мне привести несколько примеров.

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ КАРТОТЕКА, СЛУЧАЙ No 4

Здоровье за богатство

Двадцать лет службы в компании «Идеальные рояльные струны» сделали Мола Демара из грузчика, таскавшего свинцовые чушки, генеральным директором. Вскоре после того, как он занял этот пост, у него начались нелады со здоровьем – высокое давление и язва желудка. Врач компании порекомендовал ему снизить темп работы и научиться отдыхать. Совет директоров рекомендовал ввести должность помощника генерального директора, который разгрузил бы Мола от ряда обязанностей. Хотя эти рекомендации были сделаны из лучших побуждений, обе они били мимо цели. Иерархиологически Мол Демар в результате повышения оказался в положении, требовавшем от него усилий, превышающих его физические возможности. На посту генерального директора «Идеальных рояльных струя» ему пришлось непрерывно примирять самые противоречивые интересы и требования. Он должен повышать доходы компании, чтобы угодить акционерам и совету директоров. Он должен поддерживать высокое качество фирменной продукции, чтобы угодить клиентам. Он должен обеспечивать достаточную заработную плату и хорошие условия труда, чтобы угодить служащим. Он должен выполнять известные общественные и семейные обязанности, чтобы угодить общественному мнению. Пытаясь совместить все это, он подорвал свое здоровье. Никакое расширение штатов и никакие рекомендации поча-ще отдыхать не уменьшат забот, связанных с постом генерального директора.

Определение одного неизвестного

Рекомендация совета директоров была выполнена, и Дж. Снобс, компетентный инженер и прекрасный математик, стал помощником генерального директора. Снобс, весьма компетентный в технических вопросах, был абсолютно беспомощен в обращении с людьми. Он не располагал формулами, которые определяли бы, как следует решать вопросы, связанные с повышением, перемещением, увольнением служащих и т. п. Не желая действовать наугад, он откладывал такие решения до тех пор, пока страсти не разгорались, и тогда он принимал первые попавшиеся решения. Снобс достиг своего уровня некомпетентности из-за неумения работать с людьми. Было рекомендовано создать в помощь Снобсу специальный пост управляющего по вопросам штатов.

Сострадание – само себе награда

Управляющим по вопросам штатов был назначен Роли Костер. Будучи вполне компетентным психологом, он настолько глубоко идентифицировал себя со своим подопечным, что постоянно находился в состоянии эмоционального опьянения. Когда он выслушивал жалобы Снобса на мисс Счете, небрежно составившую отчет, его симпатии были целиком на стороне помощника генерального директора, и он сердился на нерадивость мисс Счете. Когда же мисс Счете жаловалась ему на холодное, бесчеловечное обращение Снобса с ней и с ее коллегами, на глаза Костера навертывались слезы сочувствия к ним и негодования по адресу бессердечности Снобса. Роли достиг своего уровня некомпетентности из-за эмоционального несоответствия занимаемой должности. Было решено создать должность инспектора, который ведал бы проблемами взаимоотношений служащих, и назначить на нее кого-нибудь с предприятия, кто пользовался бы доверием персонала.

И ум тоже полезен

Б. Слаб пользовался популярностью среди персонала и в свое время прекрасно выполнял обязанности председателя комиссии по организации досуга. Теперь на новом посту он призван следить за выполнением решений администрации, связанных с вопросами внутренней жизни предприятия. Но Б. Слаб не понимает самого смысла этих решений, а потому он не отвечает новой роли. У него нет интеллектуальных способностей, нужных для того, чтобы умело оперировать абстрактными понятиями, и поэтому он принимает нелогичные решения. Он достиг своего уровня некомпетентности из-за интеллектуального несоответствия занимаемой должности.

Классификация некомпетентности

Я остановился на исследовании фирмы «Идеальные рояльные струны», поскольку оно иллюстрирует четыре основные категории некомпетентности. Мол Демар в результате повышения оказался за пределами своей физической компетентности, Дж. Снобс – социальной, Роли Костер – эмоциональной, Б. Слаб – интеллектуальной компетентности.

Напрасные усилия

Этот пример, типичный для многих ситуаций, показывает, что даже искренние усилия устранить некомпетентность на высшем уровне могут привести лишь к воцарению некомпетентности одновременно на многих уровнях. При таких обстоятельствах неизбежно разбухание административного аппарата. С появлением в спирали Питера каждого нового витка число некомпетентных возрастает, хотя в работе организации не происходит никакого улучшения.

ФОРМУЛА НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ

Некомпетентность плюс некомпетентность равна некомпетентности.

ПАТОЛОГИЯ УСПЕХА

Смелый шаг

Здесь нам придется вторгнуться в область медицины. Сейчас я опишу физическое состояние, которое упоминалось выше как синдром конечной остановки.

Исчерпывающая исследовательская программа

Перед рядом практикующих врачей были поставлены два вопроса:

1) Какое физическое состояние, по вашему мнению, характерно для большинства людей, добившихся успеха?6

2) Какие советы вы даете и какое лечение назначаете больным из группы добившихся успеха?

ПЕРВЫЙ ТРЕВОЖНЫЙ ОТЧЕТ

Сопоставив ответы врачей, я обнаружил, что для больных из группы добившихся успеха типично следующее:

а) язва желудка, б) спастический колит, в) воспаление толстых кишок, г) высокое кровяное давление, д) запор, е) понос, ж) частое мочеиспускание, з) алкоголизм, и) переедание и ожирение, к) потеря аппетита, л) аллергии, м) гипотония, н) мышечные судороги, о) бессонница, п) хроническое утомление, р) тахикардия, с) прочие сердечно-сосудистые заболевания, т) мигрень, у) тошнота и рвота, ф) боли в животе, х) головокружение, ц) дисменоррея, ч) звон в ушах, э) повышенная потливость ладоней, ступней, подмышек и пр., ю) дерматит нервного происхождения, я) половое бессилие.

Вот на что жалуются типичные «преуспевающие» пациенты, причем эти симптомы не обязательно связаны с реальным заболеванием. Я убедился – как убедитесь и вы,что подобные симптомы указывают на физическое несоответствие больного той степени ответственности, которой он достиг.

Исследование причин; случай No 1.

Так, например, П. Пульс – вице-президент по сбыту «Тресклейской компании счетных машин» часто не в состоянии присутствовать на еженедельных собраниях руководства фирмы из-за мигрени, которая регулярно разыгрывается по понедельникам в 13.30.

Случай No 2. Ввиду того, что Ч. Диэт – президент компании «Шестерни и зубья» – страдает сердечными припадками, подчиненные старательно оберегают его от новостей, которые могут взволновать или раздражить его. Он, по существу, лишился контроля над делами компании. Его основная функция сводится к чтению победных отчетов об успехах компании на ежегодных собраниях акционеров.

Важное определение. Перечисленные мной патологические явления, как Правило, наблюдающиеся в различных комбинациях по два и больше, представляют собой синдром конечной остановки7.

ВТОРОЙ ТРЕВОЖНЫЙ ОТЧЕТ

К сожалению, врачи пока еще не признают существования синдрома конечной остановки. Более того: они отнеслись с холодной враждебностью к моей попытке использовать иерархиологию в псевдонауке, именуемой диагностика. Однако истину не скроешь! Время и непрерывно нарастающие социальные потрясения в конце концов выведут ее на свет.

Три медицинские ошибки (а)

Больные с синдромом конечной остановки (СКО) часто объясняют свою профессиональную некомпетентность физическими недугами. «Если бы мне только удалось избавиться от головных болей, я смог бы сосредоточиться на моей работе».

Или: «Если бы мне только удалось привести в порядок пищеварение…»

Или: «Если бы мне только перестать закладывать…»

Или: «Если бы мне только один раз выспаться…»

Как показывает мое обследование, некоторые врачи также попадаются на эту удочку и лечат симптомы, вместо того чтобы искать их причину.

Лечение применяется как терапевтическое, так и хирургическое, но в любом случае оно может принести лишь временное и только временное облегчение. Никакие лекарства не могут сделать больного компетентным, и не существует опухоли некомпетентности, которую можно было бы вырезать скальпелем. Столь же неэффективны и добрые советы:

«Не волнуйтесь».

«Не перенапрягайтесь».

«Научитесь отдыхать».

Такие успокоительные советы абсолютно бесполезны. Многие больные с СКО тревожатся потому, что сознают, насколько мало пользы приносит их работа. Едва ли они последуют совету делать еще меньше того, что они делают.

Мало эффективен и дружески-философский подход:

«Не пытайтесь разрешить все мировые проблемы».

«У кого нет неприятностей! Ваши дела идут ничуть не хуже, чем у других».

«В вашем возрасте это неизбежно!» Больные с СКО весьма редко бывают способны воспринять эти прописные истины. В большинстве случаев они целиком поглощены собой, и ни философия, ни чужие заботы их не интересуют. Они сосредоточены только на проблемах, связанных с их собственной работой.

Часто их пытаются образумить угрозами:

«Если вы будете продолжать в том же духе, дело кончится больницей».

«Если вы не снизите темпа, заработаете действительно сильный приступ».

Все это бесполезно. Больной не может не «продолжать в том же духе». Единственное, что могло бы изменить его жизнь,это повышение, но его он не получит, так как уже достиг своего уровня некомпетентности.

Другие популярные советы содержат призывы к самоограничению:

«Попробуйте диету».

«Поменьше пейте».

«Бросьте курить».

«Откажитесь от ночных развлечений».

«Ограничьте свою половую жизнь».

Все это обычно оказывается неэффективным. Больной с СКО уже находится в угнетенном состоянии, так как не получает удовлетворения от работы. Почему же он должен отказываться и от немногих, еще оставшихся ему радостей, с ней не связанных?

Кроме того, многие считают, что человек, предающийся неумеренным плотским наслаждениям, приобретает в глазах других известную компетентность. Это отражено в таких фразах, как «У него замечательный аппетит», «Он великий донжуан» и «Он перепьет кого угодно». Такая похвала вдвойне приятна человеку, который ничем другим похвалиться не может; так неужели он добровольно откажется от такого удовольствия?

Три медицинские ошибки (б)

Вторая группа врачей, не найдя у больных с СКО никаких реальных заболеваний, пытается внушить им, что все их симптомы – одно воображение.

«Вы вполне здоровы. Принимайте это успокаивающее лекарство».

«Возьмите себя в руки. Все это у вас на нервной почве».

Такой совет, конечно, не даст сколь-нибудь длительного улучшения. Больной знает, что чувствует себя плохо, независимо от того, признает это врач или нет.

В результате такого подхода больной теряет доверие к врачу и ищет другого, который способен лучше «разобраться в его болезни». Он может вообще потерять доверие к ортодоксальной медицине и прибегнуть к услугам знахарей и шарлатанов.

Три медицинские ошибки (в)

Если ни терапевтическими, ни хирургическими средствами помочь больному не удалось, прибегают к психотерапии. Но и она редко дает положительные результаты, ибо также бессильна устранить реальную причину, корень СКО, профессиональную некомпетентность больного.

ЧТО ВСЕ-ТАКИ ПОЛЕЗНО

Единственным лечением, которое, как показывает мое обследование, приносит облегчение, является отвлекающая терапия:

«Научитесь играть в бридж».

«Начните собирать марки».

«Займитесь садоводством».

«Изучите французскую кухню».

«Пишите картины маслом».

Типично, что врач чувствует беспомощность больного во всем том, что относится к его основной работе, и потому рекомендует ему заняться тем, с чем он безусловно справится.

Поясняющий пример. У. Выпивон, управляющий универсальным магазином, оставался, после обеда в клубе и не возвращался в свой служебный кабинет. Страдая от прогрессирующего СКО, Выпивон находился на грани хронического алкоголизма, осложненного сильным ожирением и хронической диспепсией, уже перенес два микроинфаркта.

По совету своего врача он занялся гольфом и увлекся этой игрой. Он посвящал ей все послеобеденное время и почти всю свою энергию; он делал в ней быстрые успехи, пока его не постиг роковой удар на поле для гольфа.

Суть, однако, в том, что, хотя Выпивон и не избавился от прежних симптомов, его СКО, вызванный работой, сменился – дела давно перестали его тревожить – простым синдромом псевдоповышения, связанным с успехами в гольфе. Лечение в данном случае можно поэтому считать успешным.

Врачи, которые дают подобного рода советы, по-видимому, хотя и смутно, но понимают патогенную роль некомпетентности и пытаются создать у больного ощущение компетентности в какой-либо иной области, не имеющей отношения к его основной работе.

Зловещий признак

Еще один момент, связанный с синдромом конечной остановки: он приобретает непрерывно растущее социологическое значение, так как составляющие его недуги стали рассматриваться как признаки высокого положения. Больной с СКО начинает хвастать своими симптомами; он демонстрирует компетентность наоборот, доводя себя до большей язвы или более сильного сердечного приступа, чем у его друзей. И синдром СКО как свидетельство успеха котируется настолько, высоко, что многие вполне здоровые служащие начинают симулировать его симптомы, создавая впечатление, будто и они достигли своей конечной остановки.

НЕМЕДИЦИНСКИЕ ПРИЗНАКИ КОНЕЧНОЙ ОСТАНОВКИ

ДАВНО НАЗРЕВШАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Часто бывает полезно знать, кто в иерархии достиг или не достиг своей конечной остановки. К сожалению, не всегда имеется доступ к медицинским карточкам служащих, что позволило бы узнать, кто из них уже обзавелся синдромом конечной остановки. Ниже перечисляется ряд немедицинских признаков, по которым вы можете ориентироваться в этих случаях.

Аномальная столология

Аномальная столология – важная и весомая ветвь иерархиологии.

Компетентный служащий обычно держит на своем столе только те книги, бумагу и аппаратуру, которые ему необходимы для работы. После того как он попадает на свою конечную остановку, его рабочий стол очень скоро приобретает весьма необычный и о многом говорящий вид. Однако он превращает свою фобию в добродетель, и, «держа стол чистым», как он выражается, папирофоб надеется создать впечатление, будто он расправляется со своей работой невероятно быстро.

Папиромания

Папиромания является полной противоположностью папирофобии и заставляет служащего загромождать свой рабочий стол кипами бумаг и книг, которыми он никогда не пользуется. Сознательно или бессознательно он таким путем пытается замаскировать свою некомпетентность, создавая впечатление, будто ему приходится выполнять работу, вообще для человека непосильную.

Архивофилия

Здесь мы сталкиваемся с маниакальным стремлением к упорядочению и классификации бумаг, которому обычно сопутствует болезненный страх потерять какой-нибудь документ.

Занятый постоянным перекладыванием и сортировкой прошлых дел, архивофил не дает ни другим, ни себе возможности понять, что он практически не делает ничего полезного. Увлечение архивом обращает его взгляд в прошлое, так что к настоящему он возвращается лишь с огромной неохотой.

Стологигантизм

Маниакальное стремление иметь стол большего размера, чем у коллег.

Столофобия

Полное изгнание столов из служебного помещения. Этот симптом наблюдается лишь на очень высоких ступенях иерархии.

Папирофобия

Папирофоб не терпит на своем столе ни бумаг, ни книг, а в острых случаях – и нигде вокруг. Возможно, любой клочок бумаги напоминает ему о работе, которую он не в состоянии выполнять: не удивительно, что он не выносит даже вида бумаги!

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Занимаясь своими исследованиями, я провел немало времени в приемных, опрашивая посетителей и коллег, покидавших административные кабинеты. Таким образом я открыл несколько интересных психологических проявлений состояния конечной остановки.

Жалость к себе

На многих совещаниях представители администрации только и делают, что сетуют на невыносимые условия, в которых им сейчас приходится работать: «Никто по-настоящему меня не ценит», «Никто не сотрудничает со мной», «Никто не хочет понять, что постоянное давление сверху и безнадежная некомпетентность снизу лишают меня какой бы то ни было возможности выполнять мою работу и держать стол чистым».

Эта жалость к себе обычно сочетается с ярко выраженной склонностью вспоминать о «добром старом времени», когда пускающий слезу не занимал нынешнего поста и находился на своем уровне компетенции. Этот эмоциональный комплекс – сентиментальная жалость к себе, жажда чернить настоящее и неумеренно восхвалять прошлое – я называю комплексом добрых старых времен.

Интересная особенность этого комплекса заключается в следующем: каким бы мучеником ни выставлял себя человек, страдающий этим комплексом, он ни при каких обстоятельствах не скажет, что с его работой лучше справится другой.

Фиксация на схемах

У служащих, находящихся на уровне некомпетентности, я часто наблюдал фиксацию на схемах – ненормальный интерес к составлению всевозможных организационных и производственных схем и диаграмм, сочетающийся с безапелляционным требованием выполнять даже мельчайшую операцию в строгом соответствии с линиями и стрелками на схеме, независимо от того, какие задержки и потери это вызывает. Больной этой манией часто развешивает схемы на стенах своего кабинета, и нередко можно наблюдать, что работа его заброшена, а он в молитвенном раздумье стоит перед своими иконами.

Выведение из равновесия

Некоторые служащие, добравшись до своей конечной остановки, пытаются замаскировать свою некомпетентность, держа подчиненных в состоянии перманентной неуверенности. Когда руководителю такого типа подают письменный отчет, он отодвигает его в сторону и говорит: «У меня нет времени разбираться во всей этой мути. Изложите мне суть дела своими словами, и покороче». Если же подчиненный хочет высказать свои соображения устно, то начальник затыкает ему рот на полуслове, заявляя: «Я не стану вникать в это, пока вы не изложите все в письменной форме».

Самоуверенного служащего он подчеркнуто ставит на место, робкого смущает простецкой фамильярностью.

О таком человеке подчиненные говорят: «Никогда не знаешь, чего от него ждать».

Качельный синдром

Качельный синдром состоит в полной неспособности принимать решения, соответствующие положению больных. Служащий такого типа может бесконечно взвешивать все «за» и «против», но не способен окончательно принять ту или иную точку зрения. Он обычно объясняет свое бездействие торжественными ссылками на «демократическую процедуру» или на необходимость выработать «перспективный взгляд на вопрос». Обычно он откладывает поступающие к нему дела под сукно, пока кто-нибудь другой не примет нужного решения или пока решать вообще будет уже поздно.

Между прочим, я заметил, что жертвы качельного синдрома часто бывают и папирофобами, так что им приходится выдумывать способы избавления от бумаг. Для этого обычно служат выбросы вниз, вверх и наружу.

При выбросе вниз бумаги направляются подчиненному с резолюцией «Не беспокойте меня такими пустяками». Таким образом, подчиненный оказывается вынужденным решать вопрос, который находится вне его компетенции.

Для выброса вверх требуется изобретательность: жертва качелей должна изучать дело до тех пор, пока не обнаружит в нем крохотную зацепку, которая оправдывает передачу решения высшим инстанциям.

Выброс наружу сводится к тому, чтобы организовать комиссию, состоящую из равных по рангу жертве качельного синдрома, и следовать решению большинства.

Вариантом этого приема является обращение к общественному мнению: бумаги направляются кому-то, кто должен провести обследование, которое покажет; что думает об этом средний гражданин.

Некий государственный служащий, страдавший синдромом качелей, нашел для себя весьма оригинальный выход: когда ему попадало дело, которое он не мог решить, он просто выкрадывал ночью папку из кабинета и выбрасывал ее.

Классический случай

В. Шекспир описал интересное проявление состояния конечной остановки – иррациональное предубеждение против подчиненных и коллег из-за каких-то внешних черт, не имеющих ничего общего с тем, как они исполняют свою работу. Шекспир цитирует Юлия Цезаря:

Хочу я видеть в свите только тучных…

А Кассий тощ, в глазах холодный блеск.

Он много думает, такой опасен.

Согласно весьма надежному источнику, Н. Бонапарт в конце своей карьеры начал судить о людях по размеру их носа и отдавал предпочтение тем, чей нос был больше. У некоторых одержимых этой манией может развиться совершенно беспричинная идиосинкразия к таким пустякам, как форма подбородка, местный говор, покрой пиджака или ширина галстука. В то же время они полностью игнорируют деловые качества человека. Такого рода предубеждение я называю Цезаревым сдвигом.

Инерция смешливости

Характерный признак конечной остановки – привычка рассказывать анекдоты, вместо того чтобы заниматься делом.

Строефилия

Строефилия – это маниакальный интерес к зданиям – их планировке, постройке, эксплуатации и реконструкции,-прогрессирующее отсутствие интереса к работе, которая ведется или должна вестись внутри этих зданий. Я наблюдал строефилию на всех иерархических уровнях, но наиболее остро она, несомненно, проявляется у политических деятелей и ректоров университетов. В своей крайней, патологической форме (Gargantuan monumentalis) она вызывает у жертвы потребность строить огромные надгробья и мемориальные статуи. Древние египтяне и современные обитатели Южной Калифорнии, по-видимому, особенно подвержены этому недугу.

Некоторые неосведомленные люди путают строефилию с комплексом зодчего. Однако необходимо различать это простое увлечение строительством и комплекс зодчего, который представляет собой чрезвычайно хитрое сплетение разнообразных стремлений, находящихся в сложной взаимосвязи. Комплекс зодчего часто развивается у филантропов, желающих улучшить деятельность учебных заведений, медицинских учреждений или систему религиозного воспитания. Они консультируются с экспертами, среди которых уже такое количество достигло своего уровня некомпетентности, что сформулировать позитивную программу усовершенствований оказывается невозможно. Все сходятся только в одном – необходимо построить новое здание. Те, к кому они обращаются – будь то педагоги, врачи или священники,нередко страдают строефилией, а потому они дают жертвователю такую рекомендацию: «Дайте мне новое здание». Церковные советы, школьные попечители и советы директоров фондов попадают в одинаково сложную ситуацию. Они видят в своей области такой разгул профессиональной некомпетентности, что в конце концов решают тратить деньги на здания, а не на людей и программы. Как и в случае других психологических комплексов, это приводит к непоследовательности в поведении.

Что есть что

Обычно жертва строефилии патологически жаждет, чтобы какому-нибудь зданию или монументу было присвоено ее имя, тогда как комплекс зодчего развивается у тех, кто пытается помочь каким-либо человеческим дерзаниям, но в конце концов строит еще одно здание.

Тик и необычные привычки

После того, как служащий достиг своей конечной остановки, у него часто развиваются эксцентричные привычки и тик. Известным примером этого служит потирание ладоней Урией Гипом, так остро подмеченное и живо описанное Ч. Диккенсом.

Сюда же я хочу отнести манеру грызть ногти, барабанить пальцами или постукивать карандашом по столу, щелкать пальцами и вертеть в них ручки, карандаши или скрепки, бесцельно растягивать и отпускать со щелчком резинки и тяжело вздыхать без видимых причин для грусти. Часто синдром конечной остановки остается незамеченным, потому что больной вырабатывает привычку подолгу неподвижно сидеть с отсутствующим взглядом. Наблюдатели-неспециалисты склонны в этом случае считать, что он поглощен размышлениями над внушающими благоговейный страх проблемами, решение которых доступно лишь тем, кто стоит так высоко. Иерархиологи же знают истинную причину.

ХАРАКТЕРНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ПРИЕМЫ

Ошарашивание слушателя

Инициальная и цифровая кодофилия представляет собой маниакальную потребность изъясняться не словами, а буквами и числами. Возьмем, например, фразу «ФОВ сейчас в Н-й как ОК ЦУМ ГУ по 802».

К тому времени, когда слушатель поймет (если он вообще когда-нибудь это поймет), что Фредерик Орвилл Виноватс находится сейчас в Нью-Йорке в качестве оперативного координатора Центра учебных материалов Гуляйдокского университета, где занимается вопросом о федеральном билле номер 802, он явно упустит возможность разобраться, что сказавший это, по существу, мало что знает. Кодофилы умеют придать внушительность самым пустым фразам, а именно этого они и добиваются.

СОВЕТ ИМЕЮЩЕМУ УШИ

Внимательно высматривайте вокруг себя описанные выше признаки. Они помогут вам разобраться в ваших коллегах. Однако наиболее трудной задачей будет самоанализ. Иерархиолог, исцелися сам!

МОЖНО ЛИ СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ И СЧАСТЬЕ ПРИ НУЛЕВОМ КП?

Когда служащий достигает своего уровня некомпетентности (плато Питера), его коэффициент повышения (КП) становится равным нулю. В этой главе я покажу, как реагируют на эту ситуацию служащие разного склада.

СМОТРЕТЬ НЕПРИЯТНОЙ ПРАВДЕ В ГЛАЗА (НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ)

Служащий полностью осознает, что находится на конечной остановке, достиг своего уровня некомпетентности, откусил больше, чем может прожевать, или забрался слишком высоко (все эти термины являются синонимами).

Служащий того типа, который способен понять эту истину, обычно склонен ставить знак равенства между некомпетентностью и ленью, он приходит к выводу, что работает недостаточно упорно, и чувствует себя виноватым.

Он начинает думать, что, прилагая больше усилий, сумеет преодолеть начальные трудности, с которыми ему пришлось столкнуться на новом посту, и стать вполне компетентным. И он начинает работать сверх сил – не поднимает головы от бумаг, трудится весь обеденный перерыв и берет работу домой, чтобы докончить ее вечером или в воскресенье.

Очень скоро у него появляется синдром конечной остановки.

Неведение есть благо

Многие служащие остаются до самого конца в неведении, что они уже достигли своего уровня некомпетентности. Такие люди постоянно чем-то заняты и не теряют надежды на дальнейшее продвижение, а потому остаются счастливыми и здоровыми.

Вы спросите: «Как же им это удается?»

СПАСИТЕЛЬНАЯ ПОДМЕНА

Вместо того чтобы выполнять обязанности, связанные с занимаемым постом, такой служащий подменяет их рядом других обязанностей, которые и выполняет безупречно. Я опишу несколько приемов подмены.

Прием первый: нескончаемая подготовка

Столкнувшись с важной проблемой, компетентный служащий попросту приступает к ее разрешению. Подменщик же предпочтет заняться подготовительной работой. Вот несколько испытанных методов.

а) Поиски подтверждения тому, что данная проблема вообще требует разрешения. Истинный подменщик никогда не бывает в этом уверен. Его девизы – «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и «Тише едешь, дальше будешь».

Затратьте достаточно времени на поиски дополнительных подтверждений возникшей необходимости, и она исчезнет сама собой. (Прогноз Питера.) Так, например, при организации помощи голодающим не спешите заканчивать изучение проблемы необходимости этой помощи, и в конце концов окажется, что помогать больше никому уже не нужно.

б) Изучение альтернативных способов достижения того, чего требуется достигнуть.

Предположим, что в результате предварительных исследований необходимость разрешения проблемы больше не вызывает сомнений. Теперь подменщик начинает поиски наиболее эффективного способа ее разрешения, независимо от того, сколько на это уходит времени. Сам прием с «альтернативными методами» является разновидностью качельного синдрома, свободного от элемента паники.

в) Экспертиза, призванная гарантировать, что выбранный план удастся эффективно воплотить в жизнь. С этой целью организуются комитеты, и вопросы подвергаются изучению. Вариант этого метода с упором не на здравствующих, а на былых экспертов – поиск прецедентов.

г) Исчерпывающая подготовка. Этот метод основан на исключительно тщательном, поглощающем массу времени скрупулезном подхода к каждой фазе подготовки к работе: создаются мощные резервы чистых бланков, запасных частей, денежных средств и т. п., с тем чтобы укрепить занимаемые позиции перед наступлением, которое должно привести к намеченной цели.

Поучительный пример нескончаемой подготовки

Вот интересный случай, демонстрирующий использование нескольких из описанных методов. Дар Черпач, заместитель директора отдела социального обеспечения муниципалитета Дреминг Сити, считался высококомпетентным человеком, так как обладал замечательной способностью убеждать государственные и частные благотворительные организации раскошеливаться на всяческие достойные начинания местных властей.

Страницы: 1 2 3 4 5 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться