Модель метания ножа

Авторы и исполнители:

Павел Тихонов, Дима Евдунов

ВАК результата – после броска нож втыкается в мишень, либо оставляет явный след от острия, что означает правильную ориентацию ножа в момент контакта с мишенью.

А. Описание модели.

  1. При броске, задействовано все тело, движение начинается с правильной постановки ног, дальше двигается бедра, туловище, плечо, кисть. Волнообразно.
  2. Постановка ног: На ширину плеч. Взаимное расположение ног – см. рисунок. Центр тяжести в начале броска – на той ноге, которая сзади, во время броска – переносится на переднюю. Правая или левая стойка – как удобно бросающему.
  3. Есть две составляющие броска – поступательная и вращательная.
  4. Поступательная составляющая дает силу броска, обеспечивающую дальность полета ножа и силу втыкания. ПС обеспечивается работой мышц ног, туловища, плеч, руки в целом. ПС, также, обеспечивает направление полета, т.е., меткость. (меткость не входит в задачу данного проекта, поскольку, предполагается, что для тренировки меткости нет разницы чем кидаться – ножом, камнем, снежком или чернильницей)
  5. Правильное выполнение поступательного движения в броске – быстрое, плавное, движение рукой с ножом по направлению к мишени.
  6. Вращательная составляющая – это придание ножу вращения необходимого и достаточного для того, чтобы за время полета нож повернулся в положение острием вперед, по направлению движения. ВС обеспечивается поворотом предплечья и кисти.
  7. Из рисунка видно, что из-за движения предплечья, нож вынужденно совершает около четверти оборота. Крутящий момент, приобретаемый им из-за этого движения можно считать основным. Движение кистью дает дополнительный момент, но это движение произвольно, и может быть более или менее сильным, что позволяет регулировать скорость поворота ножа в полете.
  8. Правильное выполнение вращательной составляющей – в начале движения нож крепко зажат пальцами, воображаемая прямая от острия до кончика рукоятки параллельна предплечью. Незадолго до полного выпрямления руки (5-10 см) пальцы разжимаются и нож больше не удерживается.
  9. Из рисунка очевидно, что если брать нож ближе к вершине рукояти, крутящий момент будет меньше, следовательно, нож в полете будет вращаться медленнее. Следовательно, чем больше расстояние до мишени, тем ближе к вершине рукояти надо брать нож.
  10. Расстояние броска – 4-5 шагов.
  11. Выполняя бросок, Дима фокусирует взгляд на области поражения, поджимает губы, немного наклоняет голову, прищуривает глаза. Тело «мобилизуется».
  12. Бросок в перчатке или варежке у Димы не получается. Ему это неудобно и «не хочется». Пальцы должны плотно контактировать с ножом.
  13. Для броска на 4-5 шагов нужно, чтобы большой палец располагался на центре тяжести ножа.
  14. Центр тяжести определяется так: Нож кладется плашмя на палец, в точке, где нож балансирует – и будет центр тяжести.
  15. При каждом броске Дима всегда входит в одно и то же состояние, признаки которого есть в п.17. В это же состояние Дима входит и тогда, когда имитирует бросок, без ножа в руке.
  16. Для того, чтобы успешно бросить нож, Дима представляет себе нож уже воткнувшимся, траекторию полета ножа, то, как он будет вращаться на траектории. В момент, когда направление движения предплечьем совпадает с этой воображаемой траекторией, Дима отпускает нож. Область поражения Дима при броске воспринимает в максимальной резкости. Становятся видны все мелкие детали. Все остальные предметы, вне фокуса внимания – по-прежнему цветные, но расплываются.
  17. Тяжелые ножи кидать легче, чем легкие.
  18. Рекомендации Димы «как правильно» кидать нож:
  • Встать устойчиво, в процессе броска, вес, с задней ноги переносится на переднюю.
  • Рука дает силу, кисть – поворот. Сильнее махнешь – дальше летит, сильнее крутанешь – ближе полетит.
  • Хорошо представить момент, когда нож уже там (как он выглядит воткнутый).
  • Удерживай взгляд на том месте, куда целишься.
  • Успешность броска обеспечивается мягкостью «перетекания» из одной стадии броска в следующую. Бросок выполняется «волнообразно»
  1. Чтобы совершенно точно не попасть, надо:
  • Бросать прямо перед собой
  • Бросать лезвием вперед
  • В темноте
  • Когда не чувствуешь ножа
  • Бросать складной нож (разбивается)
  1. На что похож бросок ножа? – На удар хлыста. На «волну с ноги».
  2. Кем надо быть, чтобы удачно бросить нож? – Маугли. Хорошо понимать, что зависит от броска.
  3. Для того, чтобы получить доступ к состоянию броска, Дима постоянно воспроизводил глазо-двигательный паттерн «влево, вверх – прямо, вверх – вправо, вниз». Этим движениям глаз соответствуют : ЛВ – представляю вращение ножа, прямоВ – молитва «Господи, помоги», ПН – принятие решения, чувство, что бросать надо.
  4. Доворот. Это движение кистью, придающее ножу вращение. Определяется бессознательно. Связан с линией между мной и тем местом, куда нож должен прийти. Доворот зависит от расстояния. Как я понимаю, что хватит доворачивать: это ощущение в плечах, кисти. Когда надо отпустить нож – это ощущение в предплечье, ближе к локтю.

Б. Вычитание.

  1. Метание ножа – это двигательный навык, плюс состояние метателя.
  2. Броска не будет без сильного, плавного и быстрого движения рукой, придания правильного вращательного момента.
  3. С поступательной составляющей просто – это так же, как метать любой предмет на то же расстояние (оставляем пп.8,9).
  4. Для придания правильного вращательного момента важно движение кисти и время, когда пальцы разжимаются и отпускают нож (пп 13, 15, 18). Поскольку само движение быстрое, сознательно его проконтролировать нельзя, значит, когда отпускать и как доворачивать – надо почувствовать (бессознательный контроль). Значит, для успешного броска важно состояние.
  5. Оставляем мысленную тренировку броска (п.22) – это помогает получить доступ к состоянию.
  6. Остальные вещи, такие как «волнообразность», или правильная постановка ног не так существенны, либо получаются автоматически, когда человек готовит тело к броску.

В. Т.О.Т.Е. метания ножа.

  • Определяем местонахождение центра тяжести ножа. Определяем его так: кладем нож на вытянутый перед собой палец, так, чтобы ось острие-вершина рукоятки была перпендикулярна направлению, в котором вытянут палец. Ищем такое положение ножа, в котором он балансирует на пальце, а не падает с него. Когда балансировка достигнута, та точка на ноже, которая соприкасается с пальцем, считается центром тяжести.
  • Хват ножа. (показывается инструктором) При броске на 4-5 шагов, большой палец и указательный располагаются на 1-2 см. от центра тяжести в сторону рукояти. При увеличении расстояния броска захватываем нож ближе к вершине рукояти. Хват – дело индивидуальное, зависит от размера ножа, длины руки кидающего и т.д. Настраивается – «пристрелкой». Делаем пробный бросок, и смотрим, чем прилетел нож. Если он провернулся в воздухе больше, чем надо, сдвигаем хват в сторону рукояти. Наоборот – наоборот.
  • Замах. (показывается инструктором).
  • Мысленная репетиция броска. Представляем себе нож, уже воткнувшийся в мишень. Затем, представляем себе траекторию полета ножа, его вращение на этой траектории, как-бы «летим вместе с ним». Представляем себе, какое мышечное усилие необходимо для доворота ножа и броска.
  • Бросок. (показывается инструктором) При броске важно, чтобы пальцы крепко держали нож, отпускали его за 5-7 см до конечного положения руки. Бросок выполняется быстро, сильно, плавно. Бросаем в соответствии с мысленной репетицией.

Г. Модель встраивания

  1. Необходимо встроить двигательный навык и нужное состояние.
  2. Для тренировки двигательного навыка – два упражнения.
  • Подготовительное. Состоит в том, чтобы научить правильной силе броска. Кидаем любой предмет того же веса, что и нож, и примерно того же размера, на расстояние 20 шагов.
  • Показываем правильное движение медленно, затем воспроизводим с силой и скоростью подготовительного упражнения.
  1. Для тренировки состояния:
  • Просим произвести мысленную репетицию броска.
  • В случае удачного броска, просим, при следующем замахе, войти в то состояние, в котором пребывали при замахе удачного броска.

Все модели



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться