Базовые модели пpименения HЛП в психотеpапии

Внимательно наблюдая клиента во время выполнения техники хорошо сформулированного результата, необходимо отметить какие ценности, убеждения клиента поддерживают настоящее и желаемое состояние, какие мета-программы задействованы в репрезентации состояния, как организована вербальная информация о состояниях (каким образом клиент создал именно это представление о реальности и какова реальность "на самом деле" использование мета-модельных вопросов); каково невербальное поведение (поведенческие маркеры), характерное для каждого из состояний и насколько конгруэнтен клиент в каждом из этих состояний.

А также каково звучание времени в презентации актуального и желаемого состояний. Как клиент в них использует свои репрезентативные системы.

ШАГИ ТЕХНИКИ ХОРОШО СФОРМУЛИРОВАННОГО РЕЗУЛЬТАТА

1 Сформулировать результат позитивно, утвердительно. "Чего Вы хотите", а не "Чего Вы не хотите" (будьте внимательны к словам, указывающим на отрицания: не надо, не должно, прекратить, не будет). Пример: "Я не хочу чувствовать себя плохо" - "Прекрасно, а как Вы хотите себя чувствовать?"

2 Результат в силах клиента "Как Вы бы хотели измениться?". Сфокусируйте внимание клиента на том, что он может сделать как он будет ответственен за достижение результата. Пример: "Я хочу, чтобы моя жена стала более чувствительна" - "Как бы Вы хотели измениться сами?"

3 Описание желаемого состояния по субмодальным характеристикам, а также получение информации о мета-программах, убеждениях, ценностях, которые поддерживают желаемое состояние. "Как Вы узнаете, что Вы достигли результата? Как Вы будете видеть, слышать и чувствовать себя и окружающее, когда это произойдет? Войдите в это состояние и покажите мне, каким бы Вы были, если бы достигли его." Что для Вас важно в результате и почему для Вас важно его достичь.

4 Результат размещен в должном контексте "Когда, где, с кем Вы хотите быть в желаемом состоянии". Будьте уверены, что Вы выяснили ситуации, для которых желаемое поведение подходит, и ситуации, для которых оно не А также каково звучание времени в презентации актуального и желаемого состояний. Как клиент в них использует свои репрезентативные системы.

ШАГИ ТЕХНИКИ ХОРОШО СФОРМУЛИРОВАННОГО РЕЗУЛЬТАТА

1 Сформулировать результат позитивно, утвердительно. "Чего Вы хотите", а не "Чего Вы не хотите" (будьте внимательны к словам, указывающим на отрицания: не надо, не должно, прекратить, не будет). Пример: "Я не хочу чувствовать себя плохо" - "Прекрасно, а как Вы хотите себя чувствовать?"

2 Результат в силах клиента "Как Вы бы хотели измениться?". Сфокусируйте внимание клиента на том, что он может сделать как он будет ответственен за достижение результата. Пример: "Я хочу, чтобы моя жена стала более чувствительна" - "Как бы Вы хотели измениться сами?"

3 Описание желаемого состояния по субмодальным характеристикам, а также получение информации о мета-программах, убеждениях, ценностях, которые поддерживают желаемое состояние. "Как Вы узнаете, что Вы достигли результата? Как Вы будете видеть, слышать и чувствовать себя и окружающее, когда это произойдет? Войдите в это состояние и покажите мне, каким бы Вы были, если бы достигли его." Что для Вас важно в результате и почему для Вас важно его достичь.

4 Результат размещен в должном контексте "Когда, где, с кем Вы хотите быть в желаемом состоянии". Будьте уверены, что Вы выяснили ситуации, для которых желаемое поведение подходит, и ситуации, для которых оно не подходит. Например: "Я хочу быть напористым" - "В каких ситуациях был бы более желателен другой подход?"

5 Проверка экологичности "Как достижение желаемого состояния повлияет на Вашу жизнь" Необходимо выяснить насколько конгруэнтно желание клиента достичь этого состояния . Тщательно проследите, чтобы ни одно из преимуществ (вторичных выгод) актуального состояния не было потеряно. Например: "Я хочу быть независимым" - "Потеряете ли Вы что-нибудь ценное, став независимым?"

6 Соответствующий масштаб обобщений. Если желаемый результат слишком огромен или глобален, выделите для начала один его меньший компонент. Например: "Я хочу, чтобы жизнь приносила мне удовлетворение" - "В какой важной области Вы бы в первую очередь хотели получать удовлетворение?"

7 Результат зависит от включенности ресурсных состояний. "Какие ресурсы, внутренние резервы Вам нужны, для того чтобы добиться Вашего результата и его поддерживать?" Пример: "Я хочу быть независимым" "Что Вам нужно, чтобы быть независимым?" Опишите ресурсные состояния так же по субмодальным характеристикам.

8 Актуальное состояние препятствие к достижению результата. Описание по субмодальным характеристикам актуального состояния, а так же мета-программ убеждений, ценностей, мета-модельных паттернов, калибровка специфической физиологии и невербальных маркеров, характерных для актуального состояния. Особое внимание уделить звучанию времени в описании актуального состояния.

9 Подстройка к будущему. "Посмотрите и постарайтесь увидеть себя со стороны уже изменившимся в будущем. Что Вы делаете? Нравится ли Вам эта картина?" Проведя данную технику , Вы не только заключили контракт, но уже начали терапевтическую работу. В ее результате Вы получили подробное описание настоящего и желаемого состояний клиента, которые Вы будете использовать для выбора терапевтической стратегии - техники или техник терапевтических интервенций.

ВЫБОР ТЕХНИК ТЕРАПИИ

В различных материалах по НЛП описаны разные способы выбора техник терапии. Лучше всего использовать следующие материалы:

1 .Выбор терапевтической техники в зависимости от предпочитаемой репрезентативной системы. Описания техник НЛП существуют варианты одной и той же техники для разных предпочитаемой репрезентативных систем. Обратите внимание на то, какая из систем является предпочитаемая и, если возможно, найдите вариант техники в этой системе (например визуальной, аудиальной ."взмах" ).

2.Выбор техники в зависимости от звучания "прошлого", "настоящего" и "будущего" в заявлении об актуальном и проблемном состояниях. Существуют техники для проработки прошлого опыта (проблема в прошлом): различные варианты изменения личностной истории; паттерн печали; техника визуально-кинестетической диссоциации; различные техники работы с линией времени; реимпринтинг родительской линии жизни; техники быстрого лечения фобии. Техники для проработки настоящего (проблема в настоящем): взмах, шестишаговый рефрейминг; субмодальное изменение убеждений, техники выявления глубинной цели, техника лечения зависимостей и созависимостей. Техники для проработки будущего опыта (проблемы в будущем): создание неотразимого будущего. Вопрос скорее заключается в возможности применения техники терапии, работающей "здесь и сейчас" или в необходимости проработки "там и тогда" прошлого. В независимости от первого и второго каждая техника НЛП заканчивается на работе с будущим (подстройка к будущему), в каком то смысле становящимся настоящим для клиента в ходе терапии.

3.Проработка вторичной выгоды, конгруэнтность /неконгруэнтность клиента. На сколько в запросе на изменение клиента звучат голоса разных конфликтных частей Техники для работы с "частями ": шестишаговый рефрейминг; интеграция конфликтных частей; выявление глубинной цели; выращивание части. Насколько глубинной "ядерной" является проблема. Модель нейрологических уровней. В каком-то смысле каждая из техник НЛП затрагивает уровень идентичности "новый образ себя" и скорее выбор той или другой техники зависит от вопроса на сколько "новый образ себя" выстроен клиентом. Техниками помогающими это сделать являются: техника работы с личностной метафорой; совмещение логических уровней; выявление глубинной цели. Так же очень важной является работа на уровне убеждений и ценностей, так как только после изменений убеждений (реимпринтинг убеждений, субмодальное изменение убеждений, "раскрутки") и изменение иерархий ценностей (техника изменения иерархий ценностей) возможно решение проблемы, касающейся этих уровней. Выбор техники - зависит от всех вышеперечисленных компонентов и определяется различиями между актуальным и желаемым состояниями и в большей степени составляет искусство психотерапевта, так как фактически каждый раз терапевт создает технику из элементов индивидуально для каждого клиента.

Основные элементы техник НЛП.

Техника Ассоциации. Клиент ассоциируется, то есть полно во всех трех системах испытывает, переживает определенное состояние (использован материал М.Аткинсон). Ассоциация используется в терапии для:

1 .полного доступа к ресурсным состояниям,

2.проживания по-новому травматической ситуации или ситуации, в которой клиенту не хватало каких-либо ресурсов,

3 . интеграции и включения в свой репертуар нового поведения,

4.генерирования намерения (вторичной выгоды), лежащего за каким-либо поведением.

Способы Ассоциации

I .Техника наложения создание трансового состояния, начиная трансовую индукцию с описания в предпочитаемой PC постепенно вводя остальные.

2. Техника мета-модельных вопросов - ассоциация с опытом.

З.Уточнение субмодального описания во всех репрезентативных системах.

4. Техника "как будто". Клиенту предлагается перенестись в состояние "как будто" он уже в будущем достиг того, чего хотел достичь, или стать "как будто" другим человеком, вещью, героем, имеющими этот ресурс, необходимый клиенту.

5.Предложение фокусироваться на определенном состоянии ограниченное время. И на это время прервать другие виды поведения. б-Речь от первого лица ("Л''). Техника диссоциации - переживания какого-либо состояния без телесных ощущений (кинестетики) и выраженных эмоциональных реакций, находясь в позиции наблюдателя. Используется для:

1. Создания позиции наблюдателя.

2. Контроля боли.

3. Разделения личности и поведения или частей личности.

4. Разрыва связи с сильной внутренней реакцией

5. Нахождения с позиции наблюдателя новых перспектив в ситуации

Способы диссоциации

1. Использование неинтонированной комментирующей речи.

2. Использование нарушений мета-модели.

3. Ассоциация с частью вместо целостной личности.

4. Фокусировка внимания только на одной PC.

5. Ассоциация с позицией наблюдателя.

6. Беседа о себе в третьем лице (что он (она) сказал (а)).

7. Смещение фокуса внимания с кинестетической системы на мета- кинестетическую: Что ты чувствуешь по поводу того, что ты чувствуешь?

Техника якорения

Создание воспроизводимой реакции на определенный стимул. Якорь (аудиальный, визуальный, кинестетический) воспроизводится несколько раз на пике определенного, очень хорошо ассоциированного состояния, которое необходимо запомнить. Между воспроизведения состояния необходимо переключение внимания клиента, то есть диссоциация, смена внутреннего состояния на какое-либо другое, например "здесь и сейчас". Сам якорный сигнал должен воспроизводиться максимально точно. В конце техники производится проверка. Терапевт повторяет сигнал и калибрует воспроизводимость на данный сигнал состояния, которое необходимо было запомнить с помощью "якоря". Слова клиента, произнесенные им вслух убеждения и ценности, являются для самого клиента якорями тех состояний, которым они соответствуют. Произнесение их точно тем же тоном голоса вызывает эти состояния. Внутренним якорем какого-либо состояния является определенное, характерное для данного состояния дыхание.

Якорение используется в следующих ситуациях:

1.Привнесения ресурсов, то есть "заякоренных" состояний в проблемную ситуацию, "включение" ресурсного поведения.

2.Трансдеривационного поиска-запоминания проблемного состояния и вместе с техникой возрастной регрессии поиска подобных проблемных ситуаций в прошлом для выявления ранних импринтов.

3.В технике сталкивания якорей - одновременного использования якорей проблемного и ресурсного состояния, в результате вызывающего нейтральное.

Е. И. Виль-Вильямс врач-психиатр, психотерапевт, международно сертифицированный тренер НЛП

Все статьи

Страницы: 1 2 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться