Мудрость — это способность воспринимать жизненные ситуации объективно, целостно и, таким образом, учитывать последствия своих и чужих действий. Мудрость становится естественной, если человек свободен от приверженности собственной точке зрения на реальность.
Правильно ли считать мудрость внутренним свойством? Если в сущностном состоянии мы не обнаруживаем границ между собой и миром, то мы не можем называть мудрость, возникающую в этом состоянии, лично своей. Возможно, правильнее говорить о получении доступа к всеобщей «универсальной» мудрости. Это утверждение нельзя доказать, хотя переживание сущностного состояния вполне ему соответствует.
Упражнение «Внутренний мудрый советник».
Выберите проблемную ситуацию.
1. Достигните сущностного состояния. Посмотрите на ситуацию отстраненно и ответьте на следующие вопросы. Каково было ваше намерение в этой ситуации? Какое намерение было бы более подходящим в этой ситуации? При необходимости обратитесь с этим вопросом к сущностному состоянию.
2. Можете ли вы себе посоветовать, как вам следует относиться к этой ситуации?
3. Сохраняя сущностное состояние, мысленно войдите в ситуацию и описывайте то, что в ней происходит.
Если сущностное состояние сохранять не удается, ответьте на следующие вопросы. Что вы чувствуете? Наблюдайте за этими ощущениями, пока они не пройдут. Какое состояние появляется за этими ощущениями и как вы его чувствуете? Вновь наблюдайте за ощущениями… Повторяйте эти действия до тех пор, пока состояние станет полностью сущностным.
В сущностном состоянии проживите ситуацию от начала до конца и выйдите из нее. Что вы поняли об этой ситуации?
4. Опишите ваш опыт. Что вы чувствовали? Что делали? О чем думали? На что обращали внимание?
Гармоничные и дисгармоничные обстоятельства
Обычно из сущностного состояния (гармонии, любви, покоя) человека выводят какие-то обстоятельства, которые кажутся ему несовместимыми со счастьем. В связи с этим будем называть "гармоничными" те обстоятельства, которые позволяют человеку быть в сущностном состоянии, а "дисгармоничными" — те, которые мешают в нем быть.
Находясь в сущностном состоянии, подумайте о том, какова ваша жизнь сейчас. Что в вашей жизни несовместимо с этим состоянием? Возможно, вы обнаружите в своей жизни несколько дисгармоничных обстоятельств. Дисгармоничные обстоятельства — это то, на что в первую очередь следует направить ваши действия. Хотя зачастую люди уделяют им мало внимания, поскольку не знают, как к ним подступиться.
Один человек зашел в гости к приятелю. Тот был занят поисками.
– Что ты ищешь? — спросил гость.
– Ключи.
Они продолжили поиски вместе. Искали долго и безрезультатно. Наконец, гость спросил:
– А где ты потерял свои ключи?
– Кажется, на улице.
– Почему же мы ищем в доме?! — возмутился гость.
– Потому что дома светлее.
Может быть, другие проблемы и легче, и приятнее, но решать надо те, которые мешают быть в сущностном состоянии.
Что такое намерение?
Ребенок до определенного возраста не выделяет себя из мира. В дальнейшем, когда он осознает свое "Я" как отдельную сущность, у него появляется возможность самостоятельности, но, как правило, за счет потери ощущения единства с миром. Это — серьезная потеря. Без надежного ориентира, каким является ощущение единства с миром, самостоятельное "Я" всякий раз вынуждено решать, куда направить энергию, которая имеется в его распоряжении.
Есть одна история. Пожилая супружеская пара жила очень бедно. Муж с утра уходил за хворостом в лес. Тяжелую вязанку хвороста он нес на базар и продавал. Вырученных денег обычно едва хватало на то, чтобы купить еду себе и жене на скромный ужин. Жена была недовольна такой жизнью и обвиняла мужа в отсутствии предприимчивости. Но вот однажды вечером муж вернулся вовсе без еды.
- Где же ужин? — забеспокоилась жена.
- По дороге из леса я встретил старую женщину. Она сказала, что у нее совсем нет силы, чтобы самой дойти до леса. Она была такая немощная и так жалостно просила дать ей вязанку, что я не смог отказать.
- Как? Ты отдал наш ужин постороннему человеку?! — возмутилась жена. — И ничего за это не взял? Только ты можешь быть таким дураком!
- Подожди расстраиваться, — попытался успокоить ее муж. — Кажется, когда старуха уходила, она сказала, что наши первые три желания сбудутся. Может, это и есть ее плата?
- Что?! — никак не успокаивалась жена. — Ты в это веришь? Конечно же, тебя обманули как всегда, а ты развесил уши и слушаешь всякую ерунду.
- Подожди, ну давай посмотрим. Хочу, чтобы на столе появился ужин, — произнес муж, и тотчас же на столе появилась их обычная еда.
Но и это нисколько не успокоило жену. Почувствовав свою неправоту, она разгорячилась еще больше:
- Ну вот, это только подтверждает мои слова. В коем-то веке тебе повезло, у тебя появилось три желания, и вот одно из них ты уже истратил. И на что? На то, чтобы поесть то, что ты и так ешь каждый вечер! — жена заплакала. — Какая же я несчастная, что связалась с идиотом! Чтобы у тебя сосиска на носу выросла! — в сердцах прокричала она свое проклятие.
И что же? Ее желание стало исполняться. Объединив свои усилия, супруги долго пытались убрать сосиску с лица, но безуспешно. Читатель легко поймет, как они истратили третье свое желание.
Эта история сообщает нам о том, о чем говорил еще древнегреческий философ Гераклит: «Если бы желания людей исполнялись, лучше бы от этого не стало».
Намерение — это решение человека направить энергию на какое-то действие. Намерение возникает вследствие осознания отдельности "Я". Вы можете убедиться в этом на собственном опыте. Выберите контекст, в котором у вас есть сильное намерение, и заметьте, как вы ощущаете в нем свое "Я". Затем найдите контекст, в котором у вас нет никакого определенного намерения, и тоже заметьте в нем ощущение "Я". Вы обнаружите, что чем сильнее ваше намерение, тем сильнее ощущение себя.
Осознав свою отдельность (самостоятельность), человек выбирает намерения произвольно. Этот произвол зачастую приводит на внешнем уровне к нежелательным для человека последствиям, а на внутреннем уровне — к увеличению его изолированности от мира и, следовательно, к потере сущностного состояния. Другими словами, произвольность намерений часто приводит к разного рода проблемам.
Следует научиться обращаться с намерениями так, чтобы они были сбалансированными и приводили к сущностному состоянию. Гармоничными будем называть те намерения, которые ведут к сущностному состоянию, а намерения, не ведущие к нему, дисгармоничными. Сделать намерения гармоничными — в этом задача работы с намерениями.
Работа с намерениями
"Чувствам не прикажешь", — гласит народная поговорка. Обычно люди воспринимают свои желания как данность, с которой они в лучшем случае могут считаться, но не могут управлять ею.
Откуда же берутся желания? Вспомните, что происходило в упражнении «Сущностное состояние», когда вы переживали свои желания осуществленными. Вы чувствовали удовольствие, радость, и в этом состоянии у вас не было желаний.
Теперь предлагаю несколько определений, которые справедливы, впрочем, лишь для гармонично функционирующей психики. Удовольствие — это ощущение кратковременного доступа к сущностному состоянию. Радость — это достижение стабильного сущностного состояния.
У каждого человека есть привычный на данный период жизни уровень ощущения сущностного состояния. Дисгармоничные жизненные обстоятельства могут приводить к невозможности сохранять этот уровень сущностного состояния. Из собственного восприятия ситуации человек определяет, что надо изменить в ней, чтобы вернуться к обычному уровню сущностного состояния. Действия, которые человек решает для этого сделать, — это его намерения.
Намерение — это действие, которое, по мнению человека, необходимо совершить, чтобы увеличить или вернуть привычный для него уровень сущностного состояния. Таким образом, выполнение намерения будет приносить удовольствие, возвращая человеку сущностное состояние. Таково здоровое функционирование мотивации. Нарушения в процессе функционирования намерений создают мотивационные проблемы.
Что такое мечта?
Есть одна детская шутка: "Закрой один глаз и подумай о своем самом большом желании… Готово? Ну, ты размечтался, одноглазый!" Люди часто проделывают с собой то же самое, когда не позволяют своим мыслям высоко летать. Наверное, они очень боятся разочароваться, и в этом неправы. Им незачем бояться своего воображения, если они будут относиться к мечтам, как к мечтам, а не как к свершившемуся факту.
В некотором смысле мечта — это часть деятельности, и в деятельности у нее есть свои функции — активизировать, мотивировать, указывать направление действий. Без стремления к идеалу не может быть устойчивой мотивации, поэтому построение мечты — это способ увеличить собственную активность. Мечта — это максимально идеализированный образ будущего, а потому максимально желаемый.
Герой классической русской литературы Обломов вроде бы постоянно мечтал, но не собирался ничего делать. Его друг немец Штольц, напротив, был очень деятельным, но не мечтал. Мечтательность и деятельность не всегда противопоставлены так, как показано в этом литературном произведении, — их соединение приносит замечательные плоды. Наверное, не случайно в настоящее время именно в Германии образ Обломова считают одним из самых значительных и позитивных литературных образов.
Мечта — это не некий невозможный вымысел и не просто субъективные переживания по поводу будущего. Мечта должна создавать картину будущей объективной реальности. Как и сама деятельность, мечта относится к миру объективной реальности, а иначе она не могла бы указывать направление деятельности.
Другая классическая история о мечтателе — повесть Александра Грина «Алые паруса». Мечта девушки по имени Ассоль сбылась. Но она, в отличие от Обломова, много вложила в свою мечту. Во-первых, она в нее верила. Во-вторых, как справедливо сказала одна участница тренинга, эта девушка, по-видимому, не сидела, сложа руки. Она ходила на базар и сделала все, чтобы люди знали об ее мечте. Без этого капитан Грей не узнал бы о ней и не догадался бы покрасить паруса в алый цвет. И в-третьих, если ее мечта сбылась, значит, она была хотя и далекой, но в принципе объективно возможной.
Мечта — это полное, детальное и идеализированное представление о таком объективно возможном будущем, которое может сделать человека счастливым.
Позволяя себе мечтать, мы узнаем, куда нам двигаться, чтобы жизнь приносила радость. Мы узнаем, чего мы на самом деле хотим. Каждый ли может похвастаться, что знает это?
К сожалению, многие люди так долго запрещали себе отрываться от "реальности", что не могут представить хоть что-нибудь, кроме того, что видят ежедневно. Их способность воображения становится скованной желанием знать "реальность", т.е. тем, что они считают реальностью.
Чтобы представить себе мечту, надо освободиться от обычных ограничений, которые владеют мыслью человека. Поэтому идеальное состояние мечтателя — это сущностное состояние, т.е. состояние свободы от привычного восприятия реальности. Если вы уже вышли из сущностного состояния, вернитесь в него с помощью следующего упражнения.
Упражнение «Настроиться на состояние с помощью объекта».
1. Найдите во внешнем или внутреннем пространстве объект или мысль, напоминающий о желаемом состоянии. Можно взять метафору этого состояния.
2. Заметьте ощущение (тон, “вибрацию”), исходящее от этого объекта или мысли, настройтесь на него, соединитесь с ним, почувствуйте его, позвольте ему распространиться в своем теле. Заметьте признаки полученного состояния.
3. Оставаясь в этом состоянии, перенесите внимание на внешнюю ситуацию. Что изменяется в восприятии окружения, когда вы в этом состоянии? Что дает вам его присутствие?
Для эффективного мечтания в этом состоянии голову слегка приподнимите, глаза направьте чуть выше линии горизонта и вдаль за него, расфокусируйте взгляд. Расслабьте позу, распрямите плечи, дышите верхней частью грудной клетки. Мысли направьте на будущее — на то, какая замечательная жизнь вас ожидает. Представляйте это будущее зрительно как можно более детально и полно. Надеюсь, вы почувствовали это состояние и сможете его воспроизвести, когда будете мечтать.
Возьмемся теперь за следующую тему, очень актуальную для тех, кто хочет достичь успеха. А кто сейчас этого не хочет?
Как определить цель?
Психология дает следующее определение цели. Цель — это образ желаемого результата. Тому, как правильно ставить цели, посвящают книги. Действительно, определить свою цель и достичь ее — не это ли называется успехом? Нам следует разобраться, что такое цель и как ее правильно поставить.
Один мой приятель поставил цель — заработать за год миллион долларов. Кто-то ему сказал, что цели надо ставить по максимуму. За год эта неправильно поставленная цель принесла ему очень много разочарований. Разберем на этом примере, в чем состояли его ошибки, не позволившие достичь успеха, и что такое цель.
Некоторые думают, что вещь может быть целью. Куча денег, например, или дом. Но они не учитывают, что вместе с желаемой вещью они обязательно получат большие изменения в своей жизни. Иметь доход в один миллион долларов для моего приятеля означает огромные изменения в жизни, о которых он, возможно, и не подумал, если назначал в качестве срока реализации всего год.
Думая про цель, недостаточно представить себе только желаемую вещь или другой конкретный результат. Желаемыми должны быть все изменения в жизни, которые получатся от ее достижения. Таким образом, цель — это полное представление о желаемом будущем изменении жизни. Все конкретные результаты входят в него как частности.
Цель — это достаточно детальное представление. Если оно не будет детализировано, мы не будем точно знать, чего хотим. И может получиться, как в следующем анекдоте.
Новый русский поймал золотую рыбку. Говорит:
- Ну, вобла, выполняй желание, а то не выпущу!
- Загадывай, — отвечает рыбка человеческим голосом.
- Хочу, чтобы у меня все было!
- Хорошо! У тебя все было! — уплывая, проговорила золотая рыбка.
А что еще могла сделать она при такой постановке цели? Достаточно детализированное представление о цели помогает точнее определять, что следует делать для ее достижения, и, следовательно, быстрее к ней двигаться.
Конечно, не все, что человек хочет, можно осуществить. Цель, то есть желаемое будущее изменение жизни, должна восприниматься им как реально возможная. В опыте каждого человека достаточно информации о том, что возможно, а что невозможно в тех объективных обстоятельствах, в которых он находится. Поэтому человек, если захочет, может адекватно оценить реалистичность любой своей цели.
Для примера еще один анекдот. Лето, жара. Сидит милиционер в кабинете, мух бьет. Замахнулся на одну, а она ему:
- Не убивай меня. Проси, что хочешь!
- Хочу свой дом на берегу океана, — видит — вот океан, вот его дом.
- Хочу личный самолет, — смотрит — вот он — его самолет.
- И чтобы совсем ничего не делать! — глядит — опять он в своем кабинете мух бьет.
Мой приятель, пожелавший иметь миллион долларов за год, мог бы почувствовать заранее нереальность своей цели. Не сомневаюсь, что у него было много сигналов и внутренних, и внешних, на которые он старался не обращать внимания.
Что же делать, если человек понимает, что его цель нереальна? Нет необходимости от нее отказываться, можно относиться к ней, как к мечте. То, что невозможно в нынешних обстоятельствах, будет возможно в будущем. Пока же человеку следует поставить более близкую цель, которая будет реалистична на сто процентов. После ее достижения можно поставить следующую цель. Возможно, в изменившихся обстоятельствах после достижения нескольких промежуточных целей эта мечта станет реальной очередной целью.
Еще раз уточню определение цели. Цель — это полное, детальное и реалистичное представление о желаемом будущем, находящемся в одном шаге от того, что человек имеет в настоящей реальности. Слова "находящемся в одном шаге от реальности" означают, что объективно возможно достичь эту цель уже сейчас.
Для того чтобы определить свои цели, нам потребуется состояние "реалиста". Чтобы почувствовать его, сядьте прямо, корпус чуть-чуть наклоните вперед, туловище немного напряжено. Взгляд опустите на средний уровень, смотрите прямо перед собой. Направьте мысли на настоящее положение дел и ближайшие планы. Думайте о том, что вам следует делать в настоящем.
Вы заметили по ощущениям, как различаются состояния мечтателя и реалиста? Анекдот. Гуляет парочка по берегу озера: мечтательная девушка и очень конкретный юноша. Она, устремив взгляд вдаль: "Как я хотела бы быть белым лебедем и плавать по поверхности озера!" Он, глядя прямо перед собой: "Это что же, голым задом в холодную воду?"
В следующих упражнениях вы сможете построить образ мечты и определить свои цели на настоящий момент.
Упражнение «Визуализация мечты»
Выберите жизненный контекст, в котором вы хотели бы приоткрыть для себя желаемое направление вашего будущего развития.
1. Достигните сущностного состояния.
2. Оставаясь в сущностном состоянии, осознайте вашу жизненную ситуацию объективно. Что вас окружает, с какими людьми вы имеете дело, чем занимаетесь? Оцените также то, как ситуация может развиваться в будущем, если в нее не вмешиваться. Все ли жизненные обстоятельства позволяют вам быть в сущностном состоянии? Определите реальные и потенциальные проблемы и трудности.
Что вы можете посоветовать себе сделать сейчас или в будущем, чтобы ситуация развивалась гармонично?
3. Представьте, какой будет ваша ситуация после того, как будут решены все выявленные проблемы. Заметьте, какие возможности откроются перед вами после этого.
Войдите в состояние мечтателя и вообразите самое прекрасное будущее, какое только можете представить, ничем себя не ограничивая. Визуализируйте мечту максимально полно и детально.
Ассоциируйтесь с мечтой и замечайте, как она помогает развиваться и укрепляться вашему переживанию сущностного состояния. Запомните все, что вы увидели и что поняли про свое желаемое будущее.
4. Выйдите из мечты и мысленно вернитесь в настоящую ситуацию. Осознайте объективную картину реальности. Заметьте, чем она отличается от мечты.
Упражнение «Постановка мотивирующих целей»
1. Выберите цель, которая на ваш взгляд является шагом в направлении мечты. Представьте, что вы ее осуществили в ближайшем будущем. Возможно ли это?
Приводит ли осуществление цели вашу жизнь к такому виду, который необходим для развития (или сохранения) сущностного состояния? Если нет, скорректируйте цель.
2. Визуализируйте детально и полно, какой будет ваша жизнь после достижения этого результата. Запомните это представление цели.
3. Вернитесь в настоящую реальность. Оцените реалистичность цели. Возможно ли ее достижение в настоящих объективных обстоятельствах?
4. Мысленно представьте процесс осуществления цели, проверьте, будет ли он приносить вам удовольствие. Как вы можете обеспечить себе это?
5. Подстройтесь к будущему. В какой ситуации в ближайшем будущем вы могли бы проверить эффективность поставленной цели? Мысленно окажитесь в ней и проверьте, как вы будете себя ощущать и что будете делать в этой ситуации.
Возможно, вас удивило то, как легко вам было скорректировать цель во втором упражнении, когда у вас уже была мечта. Цель, поставленная с опорой на мечту, не вызывает сомнений. Она вызывает желание делать все необходимое, чтобы соответствовать ей. Она заставляет «приподниматься на цыпочках» и, если это удается, приносит удовольствие, стимулируя дальнейшие усилия.
Подобно тому, как различаются гармоничные и дисгармоничные намерения, мы будем и цели называть гармоничными, если их реализация приближает нас к сущностному состоянию. Дисгармоничными будем называть цели, которые не ведут к сущностному состоянию или даже отдаляют от него. Гармоничная цель — это ближайший результат, который необходимо достичь в настоящей ситуации, чтобы приблизить себя к сущностному состоянию. Гармоничная цель — это шаг в направлении мечты.
Иногда бывает так, что желаемая, казалось бы, цель не вызывает приятных ощущений, когда вы представляете ее осуществленной. В первом шаге последнего упражнения вы можете понять, действительно ли эта цель желанна и стоит того, чтобы стремиться к ее осуществлению.
Вам может показаться, что ближайшая цель не стоит вашего внимания, потому что не дает таких приятных ощущений, как мечта. Но если эта цель — шаг в направлении вашей мечты, и вы осознаете это, то приятные ощущения вернутся к вам и развеют ваши сомнения в желательности цели.
Цель может входить в противоречие с имеющимися у человека представлениями о его жизни или о нем самом. В этом случае техники расфиксирования реальности, предлагаемые в первой части книги, помогут привести эти представления в соответствие с вашей целью.
Источник ресурсов
Отделяя себя пусть даже мысленно от окружающего мира, человек теряет естественный доступ к его энергии и ресурсам. Он вновь получает к ним доступ, когда возвращает себе ощущение единства с миром. Однако если вы сами переживали сущностное состояние, это объяснение для вас излишне.
Человеку в процессе деятельности помогает восполнять свои силы естественный механизм позитивного подкрепления. Когда человек замечает факт, подтверждающий продвижение в реализации его намерения, на какое-то время он представляет свое намерение как бы осуществленным и ощущает сущностное состояние, которое с этим намерением связано. Таким образом, процесс деятельности приносит человеку удовольствие и дает ресурсы для продолжения действий.
К сожалению, не каждый человек испытывает удовольствие в процессе деятельности. Есть люди, привыкшие критиковать себя и обычно не замечающие продвижения в своих делах. В результате они быстро теряют интерес ко всякому делу. Или же напрягаются, чтобы сделать свои действия более эффективными. Но напряжение только еще больше отделяет их от сущностного состояния, а значит, от источника ресурсов.
Как следует действовать, чтобы сохранять сущностное состояние? Чаще получать позитивные подкрепления, а для этого надо правильно выбрать критерии оценивания себя. Критерии не должны быть завышенными, то есть у вас должна быть реальная возможность им соответствовать. Например, лучше сравнивать себя с самим собой некоторое время назад, а не с каким-то недостижимым образцом.
О чем сообщают эмоции?
Эмоции присутствуют в жизни каждого человека. Они могут украшать жизнь, делая ее разнообразнее, а могут причинять страдания. Что же такое эмоции и как они возникают?
В психологии хорошо известно, что эмоции несут в себе информацию. Любая эмоция — это сообщение. Так, любая отрицательная эмоция или негативно окрашенное состояние говорит о нереализованном намерении. Можете проверить это сами. Выберите ситуацию, в которой у вас была негативная эмоция. Спросите себя, чего вы хотели в этой ситуации, и вы обязательно обнаружите намерение, которое, как вам казалось тогда, не было реализовано.
Как человек узнает о реализации своего намерения? По критериям, которые он считает признаками достигнутого результата. Иногда человеку кажется, что его намерение не реализуется просто потому, что он не знает, по каким признакам он может заметить его реализацию. Необходимо заранее определить конкретные признаки реализации своего намерения.
Подтверждающими критериями должны быть факты (или признаки), которые можно воспринять органами чувств: увидеть, услышать или почувствовать. Следует ясно представить эти факты (признаки) мысленно, чтобы быть уверенным, что вы сможете их заметить, когда они будут иметь место в реальности. Обычно признаки достигнутого результата бывают включены в мысленный образ результата, поэтому при постановке цели важно представлять желаемый результат зрительно.
Если вы едете в Москву, то для вас признаками достигнутого результата могут быть надпись "Москва" на въезде в столицу или несколько известных вам зданий, по которым вы узнаете этот город. А признаками продвижения к вашей цели могут быть километровые столбы или населенные пункты, которые, как вы знаете, должны встретиться вам на пути.
Очень важно знать признаки продвижения к результату, а не только признаки самого результата, и чем больше вы их знаете, тем лучше, поскольку они служат позитивным подкреплением в процессе работы и стимулируют активность.
Один аспирант-психолог писал диссертацию. Несколько месяцев работы не дали, как ему казалось, никакого результата. У него уже начали "опускаться руки", когда он, наконец, нашел для себя психологический выход. Он начал измерять линейкой стопку готовых листов текста. Он определил, что готовая работа — это 30 мм. Прибавка каждую неделю по 1, 2 или 3 мм стала для него хорошим стимулом, и дело снова заспорилось. Согласитесь, что механизмом позитивного подкрепления полезно уметь пользоваться.
Спросите себя: «Как я узнаю, что мое намерение выполнено полностью? А как я узнаю, что продвигаюсь в реализации намерения?» Если у вас нет готовых ответов, вы сами можете назначить, что следует считать результатом, а что — продвижением к результату. Чем больше таких признаков у вас будет, тем лучше. Включите все найденные признаки в образ результата. Именно эти произвольно выбранные признаки будут активизировать вас, поддерживать вашу мотивацию и воздействовать на ваши эмоции.
Не менее полезно знать критерии реализации намерения другого человека, если вы хотите стимулировать его активность или повлиять на его состояние. Спросите человека: «Как ты можешь узнать, что продвигаешься к результату (возьмите какую-либо его цель)?» Запомните названные признаки, а затем укажите ему, когда замечаете их в реальности: «Приятно ли тебе видеть (называете признак)?» «Я рад, что вижу (признак)». Вы можете с помощью этих признаков мотивировать человека: «Ты увидишь (назовите признак), если выполнишь это действие».
Мудрые руководители часто пользуются этим. Они узнают у подчиненных, чего те хотят от работы, и обсуждают с ними, по каким признакам они судят о приближении к результату. Это и способ лично заинтересовать подчиненного в работе, и даже возможность эмоционально подкреплять его, не используя дополнительных денежных средств.
Теперь несколько определений. Эмоция — это переживание изменения (увеличения или уменьшения) доступа к сущностному состоянию. Эмоции зависят от того, какие факты или признаки человек выбрал в качестве подтверждающих критериев осуществления его намерения.
Если человек обнаруживает только ожидаемые факты, то он воспринимает происходящее как должное, без эмоций. Если он обнаруживает больше подтверждающих фактов, чем он ожидал, то возникает позитивная эмоция — увеличение доступа к сущностному состоянию.
Если же ожидаемые подтверждающие факты не обнаруживаются, возникает негативная эмоция — уменьшение доступа к сущностному состоянию. Вид негативной эмоции будет зависеть от того, какова привычная реакция человека на ухудшение своего состояния. Кому-то больше свойственно реагировать злостью, кому-то — грустью, кому-то — страхом.
Таким образом, эмоция — это переживание человеком разницы между ожидаемым и фактическим продвижением в осуществлении его намерения.
Психологи проводили следующий эксперимент. Испытуемым давали почти шуточное задание — попасть скомканной бумагой в мусорную корзину. Перед бросками их просили спрогнозировать, сколько комков бумаги из десяти им удастся забросить точно в цель.
Те, кому удавалось забросить меньше, чем они предполагали вначале, испытывали разные отрицательные эмоции. Большая часть этих испытуемых, проявляя активную реакцию, требовали повторения попытки, чтобы доказать экспериментатору или себе самому, что они в себе не ошиблись. При повторении бросков их результаты обычно улучшались.
Те же, кто начинал забрасывать больше, чем ожидал, испытывали позитивные эмоции. Однако большинство из них объясняли свой успех случайностью, и если экспериментатор просил их повторить попытку, то результаты обычно снижались.
Но во второй группе были испытуемые, которые корректировали свои ожидания в сторону увеличения, и их результаты при повторении не только не снижались, но могли еще и улучшиться.
Этот эксперимент показал, что, во-первых, ожидания влияют на уровень выполнения. Более высокие ожидания стимулируют достижение более высоких результатов.
Во-вторых, ожидания имеют тенденцию оставаться постоянными. Чаще люди подстраивают реальность под свои ожидания, чем изменяют ожидания.
В-третьих, люди способны корректировать свои ожидания, что позволяет им действовать более успешно.
Во всех перечисленных выводах можно заменить слово "ожидания" словосочетанием "ожидаемые подтверждающие факты". В целом этот эксперимент говорит нам, что следует гибко подходить к выбору подтверждающих фактов. То есть, с одной стороны, создавать их точные мысленные образы, а с другой стороны, искать новые подтверждающие факты, если в процессе деятельности наши эмоции подсказывают нам, что выбранные критерии неадекватны.
Упражнение «Определение подтверждающих фактов».
Выберите ситуацию деятельности, в которой вы испытываете мешающее вам негативное состояние или эмоцию.
1. Выявите нереализованное намерение, имеющееся в данном состоянии. Чего вы хотите? Что бы вы осуществили, если бы было возможно?
2. Согласны ли вы с уместностью данного намерения в вашей настоящей жизненной ситуации?
(2а) Если да, то определите, что было бы фактическими подтверждениями реализации данного намерения, а также подтверждениями продвижения в реализации данного намерения. Ясно представьте их мысленно. Как их можно увидеть, услышать, почувствовать?
(2б) Если вы не согласны с уместностью данного намерения в вашей настоящей ситуации, сначала ясно представьте его так, как будто оно уже выполнено. Ощутите удовлетворение от этого. Затем определите, какое намерение было бы более уместно, и потом выполните шаг (2а).
3. Оцените продвижение в реализации этого намерения на данный момент, объективно рассматривая фактическое положение дел. Сравнивайте настоящее с прошлым.
Перечислите подтверждающие факты, которые вам удалось найти. Перечислите подтверждающие факты, которые вы могли бы получить в ближайшем будущем.
4. Проверьте, как изменилась ваша реакция на первоначальную ситуацию.
Иногда на втором шаге человеку бывает трудно найти достаточное количество подтверждающих фактов. Вы можете помочь ему в этом, предлагая свои критерии. Если это будет сделано, на третьем шаге негативное состояние исчезнет, как будто его и не было.
Фиксированные намерения
Намерения, которые человеку, как ему кажется, не удается осуществить полностью, приобретают повышенную значимость, фиксируются и начинают оказывать влияние на чувства и поведение человека не только в той ситуации, где они возникли, но и во многих других ситуациях. То, что в психологии личности называется словом «ценности», по своей сути не что иное, как фиксированные намерения.
Есть один анекдот. Разговаривают два приятеля на улице.
- Почему этот странный человек останавливается на каждом углу?
- Это наш сосед Петр Петрович. Просто раньше у него была собака, и он ее выгуливал по этому маршруту.
Если у человека имеются фиксированные намерения, рано или поздно оказывается, что он пытается достичь того, что совершенно неуместно в сложившихся обстоятельствах. Именно в этом состоит большинство психологических проблем.
У каждого человека имеется множество фиксированных намерений, поэтому обычно люди не выбирают, чего им хотеть в той или иной ситуации. Фиксированные намерения включаются автоматически, как программы, и поведение человека приобретает привычное направление, узнаваемое вплоть до интонаций голоса и оттенков чувств.
Бывает, что одновременно активизируются два фиксированных намерения. Это дезориентирует человека, заставляет испытывать противоречивые чувства и противоречивым образом реагировать. Такое состояние именуется в НЛП неконгруэнтностью.
Фиксированные намерения неизбежно приводят человека к потере целостности. Они делают нас похожими на суетливого человека, ум которого не может осознать общей картины того, что с ним происходит, а только хаотически мечется от одной частности к другой.
Кроме того, фиксированные намерения мешают человеку ощущать свою сущность, так как активизируясь без его воли, не оставляют возможности быть в безнамеренном состоянии. Из сказанного следует, что на пути к гармонии человеку необходимо освобождаться от каких бы то ни было фиксированных намерений.
В следующем упражнении вам будет полезно рассмотреть различные жизненные контексты и намерения, которые оказались за ними закрепленными.
Упражнение «Просмотр намерений жизненных контекстов».
1. Назовите любой, имеющий место в вашей жизни контекст. Каково ваше намерение в этом контексте?
2. Проверьте уместность этого намерения в текущих жизненных обстоятельствах. Какую действительную потребность это намерение удовлетворяет в вашей жизни? Соответствует ли данное намерение вашим жизненным обстоятельствам?
Выполните первые два шага со всеми имеющимися в вашей жизни контекстами.
3. Если какое-то из намерений неуместно в настоящих обстоятельствах, то решите, какое намерение будет в данных обстоятельствах более уместно.
4. Представьте, что изменится в вашей жизни, если вы будете нацелены на реализацию нового намерения.
|