Развитие памяти. Часть 2.

Продолжая цикл обзорных статей о памяти (далее П.), хочется рассказать о некоторых её особенностях. Как говорится, собственно, что мы имеем. :)

Мы имеем мозг, который весит от 1020 до 1970 граммов и состоит из нескольких миллиардов нейронов. Ходят упорные слухи, что где-то там хранится информация (далее И.), но при этом неизвестно, как она там умещается. Доказано, что под гипнозом человек способен вспомнить любую секунду своей жизни, но простая арифметика покажет, что при дискретности 1 секунда и хранении в 1 нейроне всего 1 байта наш мозг будет переполнен данными уже через 10 лет. Вывод: либо память локализована не в “умах человеческих”, либо важнейшую роль в процессе запоминания играет организация П.. Впрочем по части теории существует масса мнений, и каждый волен выбрать именно то, которое позволит жить наиболее комфортно и эффективно. Тем не менее, основу произвольной памяти составляет направленное внимание, которое фильтрует и избирательно подаёт “на блюдечке“ информацию для дальнейшего усвоения. Особенность кратковременнной памяти наглядно иллюстрирует такой эксперимент: после показа трёх цифр и букв, испытуемых просили мысленно вести быстрый обратный счет тройками от достаточно большого числа. Оказалось, что через 18 секунд многие были не в состоянии вспомнить буквы и цифры, продемонстрированные им в начале эксперимента. В тот же время мы можем довольно долго удерживать в кратковременной П. длинный номер телефона, если мысленно будем его повторять. При этом повторении И. перекодируется и принимает удобную форму для долговременной П., что имеет чрезвычайно важное значение для усвоения знаний. Простой пример: после однократной диктовки человек в среднем может воспроизвести 6 бессмысленных, если же диктуемый для запоминания ряд состоит из 12 таких слогов, то обычно требуется 14-16 повторений. Каждый сталкивался с ситуацией, когда нужное слово «вертится на языке» и никак не извлекается. Это происходит из-за того, что И., хранящаяся в долговременной П., во многом переосмыслена, и трудности, возникающие при припоминании, связаны с отсутствием в нужный момент необходимого стимула. Стоит отметить, что память – это ярлык, который вешается на весьма сложный психический процесс, состоящий из нескольких составляющих. А значит П. может быть улучшена на каждом из них. Т.е. мы можем напрямую влиять на мотивацию к запоминанию, на восприятие И., на форму её подачи, на организацию перекодировки, на создание ключей для извлечения и т.д. 

Вы можете испытать яркие впечатления, когда, изменив всего одно из звеньев в цепи процесса запоминания, получите качественное изменение при вспоминании. :)

Память можно развить многими путями, но основные направления это развитие гибкости и объёма внимания, освоение методов быстрого усвоения информации и запуск стратегий эффективного запоминания. Собственно, на тренинге мы будем впитывать преимущества каждого из этих направлений. И каждый сможет создать свою собственную, удобную лично для него модель суперпамяти, внося свой вклад в благое дело эволюции человечества
 

Развитие памяти. Часть 1.

Автор статьи: Александр Пантюхин

Все статьи